Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса в обеспечении занятости (опыт США)'

Роль малого бизнеса в обеспечении занятости (опыт США) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3117
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / РАБОТНИК / EMPLOYEES / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / GLOBAL CRISIS / РАБОЧЕЕ МЕСТО / JOB NUMBER / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петровская Н. Е.

Тема. В статье рассматривается значение малого бизнеса в создании и сохранении рабочих мест на примере США, где около половины числа занятых в частном секторе приходится на малые предприятия. Цели. Провести комплексное исследование роли малого бизнеса в контексте возможностей трудоустройства и поддержания числа рабочих мест. Методология. На основании системного подхода, экономико-статистического, логического методов, сравнительного анализа с привлечением первоисточников рассмотрен американский опыт роли малого бизнеса в обеспечении занятости. Результаты. Проанализированы основные тенденции занятости в сфере малого бизнеса в период глобального кризиса и после него. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются работники малых предприятий, в том числе в зависимости от размеров организации, а также особенности американских критериев отнесения предприятий к малому бизнесу. Дается оценка распределения занятых в малом бизнесе по отраслям и штатам. Выводы. На малый бизнес приходится 49% занятых в частном секторе США. Существует ряд отраслей американской экономики, где по количеству рабочих мест малые предприятия доминируют: сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охотничий промысел, сфера услуг, строительство. Но значение малого бизнеса в создании и сохранении числа рабочих мест существенно различается по отраслям. Американский опыт показывает, что уровень социальной защиты работников, а также доступности медицинских, пенсионных планов на малых предприятиях ниже, чем на крупных. Принимая во внимание экономическое и социальное значение малого бизнеса, в США оказывают всестороннюю поддержку его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small business in employment: Evidence from the USA

Importance The article reviews the significance of small businesses for creating and preserving jobs, and illustrates the USA where small businesses account for about a half of people employed in the private sector. Objectives The research presents a comprehensive study into the role of small businesses in terms of job opportunities and preservation of the number of jobs. Methods Drawing upon a systems approach, economic, statistical and logic methods, comparative analysis and initial sources, I reviewed what role small businesses played in employment in the USA. Results I analyzed principal employment trends in small business during the global crisis and afterward. I found issues and difficulties employees of small businesses came across and specifics of the U.S. criteria used to classify any entity as a small business. The article evaluates the breakdown of employees of small businesses by industry and U.S. state. Conclusions and Relevance Small businesses account for 49 percent of the employed in the U.S. private sector. There are some industries of the U.S. economy where small businesses prevail in terms of the number of jobs. Considering economic and social importance of small business, the USA provides comprehensive support to its development.

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса в обеспечении занятости (опыт США)»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ (ОПЫТ США) Наталья Евгеньевна ПЕТРОВСКАЯ

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов, Институт США и Канады Российской академии наук, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 21.12.2016 Принята в доработанном виде 26.12.2016 Одобрена 01.03.2017 Доступна онлайн 15.03.2017

УДК 331.5 JEL: 121, 051

Ключевые слова: малый бизнес, работник, глобальный кризис, рабочее место, занятость

Аннотация

Тема. В статье рассматривается значение малого бизнеса в создании и сохранении рабочих мест на примере США, где около половины числа занятых в частном секторе приходится на малые предприятия.

Цели. Провести комплексное исследование роли малого бизнеса в контексте возможностей трудоустройства и поддержания числа рабочих мест. Методология. На основании системного подхода, экономико-статистического, логического методов, сравнительного анализа с привлечением первоисточников рассмотрен американский опыт роли малого бизнеса в обеспечении занятости. Результаты. Проанализированы основные тенденции занятости в сфере малого бизнеса в период глобального кризиса и после него. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются работники малых предприятий, в том числе в зависимости от размеров организации, а также особенности американских критериев отнесения предприятий к малому бизнесу. Дается оценка распределения занятых в малом бизнесе по отраслям и штатам.

Выводы. На малый бизнес приходится 49% занятых в частном секторе США. Существует ряд отраслей американской экономики, где по количеству рабочих мест малые предприятия доминируют: сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охотничий промысел, сфера услуг, строительство. Но значение малого бизнеса в создании и сохранении числа рабочих мест существенно различается по отраслям. Американский опыт показывает, что уровень социальной защиты работников, а также доступности медицинских, пенсионных планов на малых предприятиях ниже, чем на крупных. Принимая во внимание экономическое и социальное значение малого бизнеса, в США оказывают всестороннюю поддержку его развития.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Малые предприятия играют весомую роль в обеспечении занятости во многих странах мира. В США, например, это и образ жизни, реализация традиционно высокого стремления иметь собственное дело1.

Развитие малого бизнеса воздействует не только на структуру рынка, степень вовлеченности широких слоев населения в систему предпринимательства, но и способствует созданию рабочих мест практически во всех секторах экономики. Вклад малого бизнеса в создание рабочих мест и поддержание занятости состоит также в том, что в условиях

1 Лебедева Л. Ф. США: малое предпринимательство

как образ жизни // Человек и труд. 2005. № 9. С. 51-56.

меняющихся требований рынка труда, крупномасштабных структурных и технологических перестроек малые предприятия обладают высокой гибкостью и способностью занять работников, высвобождающихся в ходе реорганизации крупных компаний.

Особо следует отметить потенциал малых предприятий в сфере исследований и разработок, освоения и реализации новых продуктов и услуг и, таким образом, в повышении национальной конкурентоспособности [1]. А государственная поддержка инновационной активности малых предприятий обеспечивает занятость кадров высокой квалификации [2].

Кроме того, деятельность малых предприятий в экономически менее развитых районах

Соединенных Штатов стала одним из важнейших факторов не только хозяйственного развития, но и социальной жизни. В стратегических планах Управления по делам малого бизнеса (УМБ) одна из приоритетных позиций - расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны2.

По этому, как и по другим направлениям, устанавливаются задачи, конкретные параметры их выполнения. Каждому структурному подразделению УМБ определяются сроки и пути достижения поставленных целей, дается оценка ресурсных потребностей. Согласно отчету УМБ по поддержке малых предприятий в депрессивных районах, в кризисном 2009 г. было создано (или сохранено) свыше 570 тыс. рабочих мест.

Среди долговременных задач -совершенствование механизма доступа малых предприятий к программам и услугам, реализуемым Управлением по делам малого бизнеса, поддержка новых предприятий для повышения их деловой активности и, соответственно, увеличения количества рабочих мест.

Особо выделяется реализация мер по развитию малого предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и высокой безработицей, в том числе в военных городках, в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил.

В малом бизнесе США сосредоточено 99,7% всех американских работодателей. На него приходится около половины числа всех занятых, а в ряде отраслей американской экономики по количеству рабочих мест малые предприятия доминируют. Но значение малого бизнеса в создании и сохранении рабочих мест существенно различается по отраслям.

2 The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, PL 111-5, of 02/17/2009; U.S. SBA Recovery Act Agency Plan. W., SBA. 2012.

URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ5

344

http://fin-izd

В условиях постиндустриального общества и глобализации в развитых странах возрастает удельный вес сферы услуг, информационного сектора в макроэкономических показателях производства, занятости и обмена. А эти области в свою очередь представлены большим количеством малых предприятий, функционирование которых оказывает существенное влияние на ситуацию на национальном и мировом рынках, способствует

3

росту занятости .

В мировой экономической литературе вопросы развития малого бизнеса и его роли в национальной экономике нашли широкое отражение, однако при рассмотрении данных вопросов основное внимание уделялось значению малых предприятий в экономике в целом, проблемам управления малыми фирмами. В данной статье в фокусе внимания -вопросы занятости на малых предприятиях, роль последних в создании рабочих мест, в том числе по отраслям и штатам.

В США, как и во многих других странах, государственная политика в социально-трудовой сфере охватывает в том числе основные направления адаптации к новым условиям на рынке труда4.

Поскольку в секторе малого бизнеса создается свыше 70% новых рабочих мест, государственные программы и инициативы правительства направлены на расширение доступности капитала, развитие профессиональной учебы и переподготовки, информационно-консультационную работу с потенциальными предпринимателями. При этом поддержка государства доступна широкому кругу представителей малого бизнеса в силу особенностей критериев

3 Емельянов С.В., Щербина Е.А. Американский опыт государственной поддержки НИОКР в сфере малого бизнеса // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 4. С. 110-121.

4 Лебедева Л.Ф., Емельянов Е.В. Государство

и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США) // Труд за рубежом. 2008. № 3. С. 1-22.

отнесения к малым предприятиям, принятых в США.

Основным мерилом, на основе которого предприятия относят к малому бизнесу, является численность работников (до 500), а также показатели объема продаж и прибыли. В соответствии с законом (The Small Business Act, 1953) к малым относят предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии отнесения предприятий к малым различаются по отраслям в зависимости от особенностей производства5.

В добывающей и обрабатывающей областях к малым в основном относятся предприятия с численностью работающих не более 500 чел. В энергетическом секторе потолок занятости различается:

• ископаемая и ядерная выработка электроэнергии - 750 сотрудников;

• гидроэнергетика - 500;

• возобновляемые источники электроэнергии -250;

• распределение природного газа - 500.

В строительстве у подрядчиков, выполняющих общестроительные работы и занимающихся сооружением, годовой доход не должен превышать 36,5 млн долл. США; у подрядчиков, выполняющих специальные строительные работы, - 15 млн долл.; в розничной торговле, например продаже автомобилей и электроприборов, - до 38,5 млн долл.

В период глобального кризиса число малых предприятий уменьшилось. После роста с конца 1980-х гг. по всем размерным сегментам (до 4, 5-9, 10-19, 20-99, 100-499 занятых), в 2009 г. их стало меньше как в целом, так и по всем группам с менее чем 100 занятыми.

5 Емельянов Е.В., Лебедева Л. Ф. Малый и средний бизнес: критерии и оценки // Человек и труд. 2006. № 8. С. 71-76.

Количество малых предприятий сократилось на 2%, или на 119, 9 тыс. в 2008 г. (в сравнении с 2007 г.) и на 3%, или на 161,9 в 2009 г. (в сравнении с 2008 г.). Соответственно, сократилось и число рабочих мест - на 172,9 тыс. в 2008 г. и на 3 402,5 тыс. в 2009 г. в сравнении с предшествующим годом.

В наибольшей степени уменьшилось число предприятий с числом работников до четырех человек. Доля таких организаций по-прежнему превалировала в общем числе малых предприятий, но упала с 60 до 51%.

По отраслям кризис затронул прежде всего предприятия обрабатывающей сферы, строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, а также сектора недвижимости; в наименьшей степени -здравоохранения, сферы социальных услуг и образования, где число малых предприятий в отдельные периоды даже увеличивалось [3].

В кризисные годы, когда безработица стала ключевой проблемой президентства Б. Обамы [4], поддержке малого бизнеса как источнику рабочих мест уделялось особое внимание.

Важную роль в преодолении последствий кризиса играл План восстановления и реинвестиций. Этот документ, согласно Закону о восстановлении экономики и реинвестициях (2009 г.), предусматривал, в частности, меры по снижению уровня безработицы6.

В этих целях особое внимание было уделено поддержке малого бизнеса, в том числе за счет снижения налогов, предоставления кредитов, налогового стимулирования поддержания числа рабочих мест и специальных информационных программ, облегчающих участие малых предприятий в получении и выполнении государственных контрактов.

Закон о восстановлении экономики и реинвестициях был ориентирован на создание

6 The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, PL 111-5, of 02/17/2009; U.S. SBA Recovery Act Agency Plan. W., SBA. 2012.

URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ5

новых рабочих мест, прежде всего в частном секторе, стимулирование предпринимательской активности в сфере малого бизнеса, помощь внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Одним из направлений содействия занятости, в частности, в секторе малого бизнеса, стало финансирование в течение определенного периода из средств резервного фонда одной из основных статей расходов малых предприятий -затрат на выплату заработной платы. Малые предприятия получили возможность оставить в штате работников, которые иначе были бы уволены, или вновь нанять временно уволенных работников раньше, чем это планировалось, или нанять дополнительный персонал.

Финансирование рабочих мест из средств резервного фонда отличалось высоким уровнем гибкости в зависимости от конкретных социально-экономических условий. По установленным нормативам любой штат, а в некоторых штатах - округ, муниципалитет -может разработать собственную модель субсидирования рабочих мест.

В штатах были разработаны соответствующие программы, в наибольшей степени отвечающие местным потребностям. Чаще всего рабочие места субсидировались на шесть месяцев, при этом одно из условий такой поддержки состояло в том, что в конце периода получения субсидии работодатели должны были создать новые рабочие места.

Малый бизнес предоставляет широкие возможности занятости женщинам, экономическая активность которых существенно возросла в последние десятилетия7. Слабый пол составляет 37% всего занятого населения в США (2015 г.). В целом по регионам этот показатель не очень сильно различается. В ряде мест он превышает 40%, например в

7 Экономика и социальная политика: гендерное измерение / отв. ред. М.М. Малышева. М.: Academia, 2002. 288 с.

Н.Е. Петровская / Финансовая аналитика: пр>

346 http://fin-i¡

штатах Вермонт (42%), Вашингтон (42%), а также в округе Колумбия - 44% [5].

Малые предприятия играют важную роль и в занятости среди молодежи в возрасте 16-24 лет, более 20 млн чел. были вовлечены в трудовую деятельность в 2015 г. [6].

Таким образом, учитывая значение малого бизнеса, в том числе как источника рабочих мест, в Соединенных Штатах Америки предпринимаются меры, рассчитанные на стимулирование найма и в целом на содействие предпринимательской активности. Тем самым расширяются возможности доступа к капиталу для малых предприятий, которые испытывают гораздо более сильную зависимость от получения кредита, особенно в периоды спада, а также посткризисного восстановления [7].

По данным доклада Управления по делам малого бизнеса (2016 г.), в посткризисный период число занятых на малых предприятиях возросло до более чем 56 млн чел. Наибольший прирост в 2009-2013 гг. был отмечен среди предприятий с числом занятых менее 10 чел.8

Всего в середине второго десятилетия нынешнего века в США насчитывалось немногим более 28,4 млн малых предприятий (из них 5,7 млн с рабочей силой), на которые в целом по стране приходилось 49% занятых в частном секторе. Но в разных секторах экономики доля занятых в сфере малого бизнеса различается существенно.

Наиболее значительную долю занятых малый бизнес концентрирует в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, охотничьем промысле -86%, в сфере услуг - 85,9% и строительстве -82,7% (табл. 1).

В других секторах экономики малый бизнес также играет весьма значимую роль в обеспечении занятости. Особо стоит отметить

8 United States Small Business Profile 2016. SBA. W., 2016, 208 p.

значение малых предприятий в сфере профессиональных и научно-технических услуг: в таких организациях занято 58,8% работников отрасли. В некоторых штатах этот показатель еще выше, например в Алабаме -62,5%, Арканзасе - 77,6%9.

В 23 регионах доля занятых на малых предприятиях превышает 50% (рис. 1), а в штате Монтана составляет 67,4%, в штате Вайоминг - 62,1%. Наименьшее значение этого показателя, по данным Управления по делам малого бизнеса, в штатах Невада -40,9%, Флорида - 43,2%, Теннесси - 43,3% (табл. 2).

Значительно различается и отраслевая структура занятости в сфере малого бизнеса по отдельным регионам. В штате Калифорния, например, сосредоточено наибольшее в сравнении с другими штатами количество малых предприятий - 3,7 млн. На этот сектор приходится 12% всех занятых в американском малом бизнесе.

По количеству работников лидирует сфера гостиничного бизнеса и общественного питания (услуги по размещению и питанию), где занято более 925 тыс. чел.10

Далее следуют такие отрасли:

• здравоохранение и социальные услуги;

• профессиональные, научные и технические услуги;

• обрабатывающая промышленность;

• розничная торговля;

• строительство.

Каждая из названных областей аккумулирует свыше 10% работников малого бизнеса страны. А на калифорнийских малых предприятиях в сфере профессиональных, научных и технических услуг сосредоточено

9 United States Small Business Profile 2016. SBA. W., 2016, 208 p.

10 Там же.

13% всех занятых в малом бизнесе данной отрасли. Суммарно на все перечисленные сферы деятельности приходится свыше половины работников малых предприятий в Калифорнии.

Рабочее место в США обеспечивает не только трудовой доход, но и доступ к социальным программам, в том числе медицинского, пенсионного страхования, по уходу за детьми и т.п. Американский опыт показывает, что уровень социальной защиты работников, доступности медицинских, пенсионных планов на малых предприятиях ниже, чем на крупных.

Работники малого бизнеса «в целом не обеспечены социальными гарантиями в той же мере, что их коллеги на крупных предприятиях, такое положение вещей, без принятия соответствующих мер может привести к снижению уровня социальной защищенности значительного сегмента населения трудоспособных возрастов» [7].

Сотрудникам малых предприятий в гораздо меньшей степени доступны пенсионные планы работодателя с фиксированными выплатами - например, всего для 8% занятых в частном несельскохозяйственном секторе на предприятиях с числом до 50 чел. против 63% -для работающих на предприятиях с числом занятых 500 чел. и более (2014 г.).

В плане расширения доступности медицинского страхования для работников малых предприятий важные положения содержит Закон о правах пациентов и доступном медицинском обслуживании (Patient Protection and Affordable Care Act, 2010). Для администрации Б. Обамы принятие данного закона было одним из основных пунктов внутренней политики.

Однако реформа здравоохранения предыдущего американского президента приобрела не только сторонников, но и противников. В числе последних немало и владельцев малых предприятий. Дело в том, что согласно

указанному закону работодатели предприятий с числом занятых 50 чел. и более (работающих не менее 30 часов в неделю) должны обеспечить работников страховкой либо заплатить штраф. Многие работодатели под влиянием данного закона все чаще стали рассматривать варианты найма сотрудников в режиме менее 30 часов в неделю, что положило начало процессам снижения уровня социальной защищенности11.

Принимая во внимание экономическое и социальное значение малого бизнеса, в США оказывают всестороннюю поддержку его развитию с учетом текущих задач, в том числе расширению доступности капитала, государственных гарантий в сфере аренды и страхования строительных подрядов, помощи при чрезвычайных обстоятельствах, созданию инвестиционных компаний.

Важнейшими направлениями содействия развитию малого бизнеса являются:

• подготовка специалистов для оценки развития малого бизнеса;

• формирование статистической базы малых предприятий;

• контроль за соблюдением установленных норм и льгот;

• оценка влияния действующих нормативов на развитие малого бизнеса;

• разработка и регулярное обновление учебно-методических, информационных материалов для действующих и потенциальных предпринимателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение экспертиз, консультационные и информационно-аналитические услуги представителям малого бизнеса в процессе участия последних в получении и выполнении государственных заказов.

11 Петровская Н.Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века // Международная торговля и торговая политика. 2016. № 3. С. 28-40.

Однако сами владельцы компаний считают, что политики уделяют недостаточное внимание малому бизнесу. Согласно опросам владельцев малых предприятий, проведенных в периоды предвыборных кампаний Б. Обамы, более половины респондентов заявили о том, что кандидатов на пост президента США мало интересуют проблемы малых предприятий. В 2008 г. так считали 53% опрошенных, 33% затруднились ответить на этот вопрос, и только 14% полагали, что претенденты на первый пост в государстве поднимали вопросы малого бизнеса на должный уровень.

По результатам опроса, проведенного в начале апреля 2016 г. в 50 штатах, половина респондентов считали, что исход выборов окажет существенное влияние на их бизнес, а 23% оценили такое воздействие как незначительное.

Менее трети ответивших (28%) считали, что кандидаты в президенты обсуждают наиболее важные для владельцев малых предприятий вопросы. А 69% придерживались прямо противоположного мнения [8].

При этом владельцы малых предприятий в своем подавляющем большинстве (87%) внимательно следили за ходом президентской кампании, а 56% респондентов делали это пристально.

В числе вопросов, которые представители малого бизнеса хотели бы видеть в повестке дня президентской кампании, отмечены:

• налогообложение в сфере малого бизнеса (22% респондентов);

• состояние экономики (12%);

• здравоохранение (9%);

• рабочие места и занятость (7%);

• влияние государственного регулирования (7%);

• желание, чтобы малый бизнес был в фокусе внимания (7%);

• государственный долг и расходы (4%);

• национальная безопасность и терроризм (3%);

• иммиграция (3%);

• прочие, набравшие 3% и менее ответов.

Что же касается важности для малого бизнеса тех мер, которые будут приняты при новой администрации, то рейтинг возглавили вопросы, связанные с налогообложением, -83%. В числе приоритетных по важности пунктов, которые отметили в дополнение к налогам не менее чем 2/3 респондентов, -экономические меры в отношении малого бизнеса, политика в сфере здравоохранения, национальная безопасность.

Регулярно проводимые Институтом Гэллапа опросы по наиболее важным для страны проблемам стали важным индикатором общественного мнения. Новой администрации при введении тех или иных мер социально-экономической политики, безусловно, придется учитывать их возможное влияние на малый бизнес, от состояния которого зависит половина занятых в частном секторе страны.

Рассмотрение вопросов малого бизнеса в разрезе создания и сохранения рабочих мест важно с практической точки зрения, в том числе и для развития данного направления в России как одного из условий модернизации экономики12.

Изучение данного вопроса отечественными учеными затрагивает такие аспекты:

• современное состояние и особенности функционирования российских предприятий малого бизнеса на современном рынке [9];

• источники формирования финансовых ресурсов на малых предприятиях [10];

• совершенствование производства и расширение возможностей занятости на малых предприятиях в связи с санкциями и необходимостью импортозамещения [11];

• вопросы конкурентоспособности [12];

• развитие организаций потребительской кооперации [13].

При этом напрашивается вывод: вопросы занятости в отечественном малом бизнесе заслуживают дальнейшего более детального изучения.

12 Невская Н.А. Модернизация экономики России как условие макроэкономического планирования и прогнозирования // Международная торговля и торговая политика. 2012. № 12. С. 53-64.

Таблица 1

Занятость на малых предприятиях США в 2013 г. Table 1

Employment in the U.S. small businesses, 2013

Отрасль Занятость на малых предприятиях, чел. Занятость в частном секторе, всего, чел. Доля занятых на малых предприятиях, %

Здравоохранение и социальные 8515 106 18 598 711 45,8

услуги

Услуги по размещению 7 454 788 12 395 387 60,1

и питанию

Розничная торговля 5 370 419 15 023 362 35,7

Обрабатывающая 5 059,759 11 276,438 44, 9

промышленность

Профессиональные, научные 4 869 277 8 275 350 58,8

и технические услуги

Другие услуги (кроме 4 536 340 5 282 688 85,9

государственного управления)

Строительство 4 526 389 5 470 181 82,7

Административные услуги, 3 523,802 10 185 297 34,6

управление отходами

Оптовая торговля 3 463 622 5 908 763 58,6

Финансы и страхование 1 918 122 6 063 761 31,6

Транспортировка и хранение 1 585 539 4 287 236 37

грузов

Образовательные услуги 1 532 214 3 513 469 43,6

Услуги в сфере недвижимости 1 361 352 1 972 105 69

Рекреация, досуг 1 315 721 2 112 000 62,3

Информация 871 065 3 266 084 26,7

Горнодобывающая 288 789 732 186 39,4

промышленность, нефтегазодобыча

Сельское хозяйство, лесное 132 812 154 496 86

хозяйство, рыболовство,

охотничий промысел

Коммунальные услуги 110 352 638 575 17,3

Всего... 56 435 468 115 156 089 49

Источник: United States Small Business Profile 2016. SBA, 2016, p. 4 Source: United States Small Business Profile 2016. SBA, 2016, p. 4

Таблица 2

Занятость на малых предприятиях по штатам

Table 2

Employment in small businesses by U.S. state

Количество малых Число занятых на малых Доля занятых на малых

Штат, округ, страна предприятии, тыс., предприятиях, тыс. чел., предприятиях, % от числа

если не указано другое если не указано другое всех занятых

США 28,8 млн 56,8 млн 48

Алабама 382, 524 765, 293 47,7

Аляска 69,115 141,316 53

Аризона 519,504 979,412 45,1

Арканзас 240,123 476,232 48,7

Калифорния 3, 7 млн 6,6 млн 49,6

Колорадо 572,546 1 млн 48,8

Коннектикут 333,078 721,35 49

Делавэр 74,913 174,196 45,6

Округ Колумбия 68,236 233,821 47,6

Флорида 2,3 млн 3,1 млн 43,2

Джорджия 982,112 1,5 млн 44

Гавайи 122,566 263,364 52,4

Айдахо 150,025 284,882 55,9

Иллинойс 1,2 млн 2,4 млн 46,4

Индиана 495,695 1,2 млн 45,7

Айова 264,384 633,27 48,5

Канзас 246,833 596,279 51,8

Кентукки 341,147 688,54 45,7

Луизиана 427,29 903,281 53,5

Мэн 141,448 278,996 57,3

Мэриленд 561,837 1,1 млн 50,5

Массачусетс 620,432 1,4 млн 46,4

Мичиган 856,352 1,8 млн 50,2

Миннесота 503,733 1,2 млн 47,9

Миссисипи 244,755 425,573 47,1

Миссури 507,712 1,2 млн 47,1

Монтана 115,054 235,935 67,4

Небраска 168,14 394,009 47,5

Невада 238,162 428,174 40,9

Нью-Гэмпшир 130,939 286,708 52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нью-Джерси 820,303 1,7 млн 50,1

Нью-Мексико 152,517 331,63 55,5

Нью-Йорк 2,1 млн 3,9 млн 50,6

Северная Каролина 843,724 1,6 млн 46

Северная Дакота 70,944 199,617 58,2

Огайо 927,691 1,6 млн 46,2

Оклахома 336,908 699,648 52,8

Орегон 346,961 777,655 55,7

Пенсильвания 1 млн 2,4 млн 46,9

Род-Айленд 96,688 223,651 54,8

Южная Каролина 384,274 743,262 46,9

Южная Дакота 83,334 200,08 58,8

Теннесси 563,533 1 млн 43,3

Техас 2,4 4,4 45,6

Юта 259,786 520,366 47,2

Вермонт 76,9 155,444 59,2

Вирджиния 681,517 1,5 млн 46,9

Вашингтон 555,285 1,3 млн 51,7

Западная Вирджиния 115,162 290,95 51,5

Висконсин 440,763 1,2 млн 50,7

Вайоминг 63,289 132,085 62,1

Источник: United States Small Business Profile 2016. SBA, 2016, рр. 5-208

Source: United States Small Business Profile 2016. SBA, 2016, pp. 5-208

Рисунок 1

Штаты, в которых доля занятых на малых предприятиях более 50% от всех занятых Figure 1

U.S. states where employees of small businesses exceed 50 percent of all people employed

Источник: United States Small Business Profile, 2016. SBA, 2016, pp. 5-208 Source: United States Small Business Profile, 2016. SBA, 2016, pp. 5-208

Список литературы

1. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI в.: взаимодействие государства и бизнеса / под ред. Л.Ф. Лебедевой. М.: ИСКРАН, 2009. 83 с.

2. Link A.N., Scott J.T. Employment Growth from Public Support of Innovation in Small Firms. Kalamazoo, W.E. Upjohn Institute for Employment Research, 2012, 189 p. doi: http://dx.doi.org/10.17848/9780880993944

3. Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в.: коллективная монография / отв. ред. Л.Ф. Лебедева. М.: ИСКРАН, 2012. 139 с.

4. Петровская Н.Е. Безработица - ключевая проблема президентства Обамы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 2. С. 57-66.

5. Петровская Н.Е. Проблемы занятости молодежи в США // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11. С. 133-141.

6. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Взаимосвязь денежно-кредитной политики РФ и темпов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1. С. 84-90.

7. Лебедева Л.Ф. Факторы и механизмы обеспечения социальной безопасности в начале XXI в. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 7. С. 25-34.

8. Small-Business Owners Say Candidates Fail to Address Issues. URL: http://www.gallup. com/poll/191336/small-business-owners-say-candidates-fail-address-issues.aspx.

9. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 905-909.

10. Заболоцкая В.В., Листопад М.Е. Источники финансирования ресурсов малых предприятий // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2014. № 2. С. 73-77.

11. Шамин А.Е., Ильичева О.В. Импортозамещение: возможность развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4. С. 889-891.

12. Генералов И.Г., Суслов С.А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9. С. 31-38.

13. Шавандина И.В., Шамин Е.А. Развитие организаций потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4. С. 67-73.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке сведений, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN EMPLOYMENT: EVIDENCE FROM THE USA Natal'ya E. PETROVSKAYA

Institute for USA and Canadian Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 21 December 2016 Received in revised form 26 December 2016 Accepted 1 March 2017 Available online 15 March 2017

JEL classification: J21, O51

Keywords: small business, employees, global crisis, job number, employment

Abstract

Importance The article reviews the significance of small businesses for creating and preserving jobs, and illustrates the USA where small businesses account for about a half of people employed in the private sector.

Objectives The research presents a comprehensive study into the role of small businesses in terms of job opportunities and preservation of the number of jobs. Methods Drawing upon a systems approach, economic, statistical and logic methods, comparative analysis and initial sources, I reviewed what role small businesses played in employment in the USA.

Results I analyzed principal employment trends in small business during the global crisis and afterward. I found issues and difficulties employees of small businesses came across and specifics of the U.S. criteria used to classify any entity as a small business. The article evaluates the breakdown of employees of small businesses by industry and U.S. state. Conclusions and Relevance Small businesses account for 49 percent of the employed in the U.S. private sector. There are some industries of the U.S. economy where small businesses prevail in terms of the number of jobs. Considering economic and social importance of small business, the USA provides comprehensive support to its development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Prioritety nauchno-tekhnologicheskoipolitiki SShA v nachale XXI v.: vzaimodeistvie gosudarstva i biznesa [Priorities of the U.S. scientific and technological policy in the early 21st century: the State-Business interaction]. Moscow, ISKRAN Publ., 2009, 83 p.

2. Link A.N., Scott J.T. Employment Growth from Public Support of Innovation in Small Firms. Kalamazoo, W.E. Upjohn Institute for Employment Research, 2012, 189 p. doi: http://dx.doi.org/10.17848/9780880993944

3. Gosudarstvo i biznes: strategiya vzaimodeistviya v ekonomike XXI v.: kollektivnaya monografiya [The State and business: the interaction strategy in economy in the 21st century: a collective monograph]. Moscow, ISKRAN Publ., 2012, 139 p.

4. Petrovskaya N.E. [Unemployment: B. Obama's key problem]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics - Politics - Culture, 2014, no. 2, pp. 57-66. (In Russ.)

5. Petrovskaya N.E. [Issues of the youth employment in the USA]. Vestnik NGIEI = Bulletin NGII, 2016, no. 11, pp. 131-141. (In Russ.)

6. Kozyr' N.S., Tolstov N.S. [Trade-off between monetary policy and economic growth rate]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 12-1, pp. 84-90. (In Russ.)

7. Lebedeva L.F. [Factors and mechanisms for ensuring social security in the beginning of the 21st century: the U.S. experience]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics - Politics - Culture, 2016, no. 7, pp. 25-34. (In Russ.)

8. Small-Business Owners Say Candidates Fail to Address Issues. Available at: http://www.gallup.com/poll/191336/small-business-owners-say-candidates-fail-address-issues.aspx.

9. Starkova N.O. [Evaluating the organizational development of small business]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 2, pp. 905-909. (In Russ)

10. Zabolotskaya V.V., Listopad M.E. [Origins of financial resources of small businesses]. Vestnik Altaiskoi Akademii ekonomiki i prava = Bulletin of Altai Academy of Economics and Law, 2014, no. 2, pp. 73-77. (In Russ.)

11. Shamin A.E., Il'icheva O.V. [Import substitution as an opportunity to develop small and medium-sized businesses in the agricultural sector]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 12-4, pp. 889-891. (In Russ.)

12. Generalov I.G., Suslov S.A. [Methodological approaches to evaluation of corporate competitiveness]. VestnikNGIEI = BulletinNGII, 2016, no. 9, pp. 31-38. (In Russ.)

13. Shavandina I.V., Shamin E.A. [Developing the process of consumer cooperation]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2015, no. 4, pp. 67-73. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.