Научная статья на тему 'БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ПРОГНОЗЫ ЧИСЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / BOLOGNA PROCESS / EDUCATION REFORMS / BACHELOR'S DEGREE / MASTER'S DEGREE / FORECASTS OF TEACHERS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинтаева М.Ю.

В статье рассматриваются реформы образования, связанные с «Болонским процессом» официальные программы развития высшего образования, основы национальных проектов, проблемы численности университетов, численности преподавателей и студентов в системе высшего образования России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BOLOGNA PROCESS AND THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA

The article deals with the educational reforms related to the "Bologna process" official programs of higher education development, the basics of national projects, the problem of the number of universities, the number of teachers and students in the higher education system of Russia

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 331.52.

Пинтаева М.Ю. стажер

ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Россия, г. Москва

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются реформы образования, связанные с «Болонским процессом» официальные программы развития высшего образования, основы национальных проектов, проблемы численности университетов, численности преподавателей и студентов в системе высшего образования России

Ключевые слова: Болонский процесс, реформы образования, бакалавриат, магистратура, прогнозы численности преподавателей и студентов

Pintaeva M. Yu.

intern

Russian presidential Academy of national economy and public

administration, city of Moscow

THE BOLOGNA PROCESS AND THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA

Abstract: The article deals with the educational reforms related to the "Bologna process" official programs of higher education development, the basics of national projects, the problem of the number of universities, the number of teachers and students in the higher education system of Russia

Key words: Bologna process, education reforms, bachelor's degree, master's degree, forecasts of teachers and students

Современное развитие отечественного высшего образования неразрывно связано с вступлением России 19 сентября 2003 г. в Болонский процесс, который был направлен на создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования 137. Ориентация на стандарты, которые приняты в общеевропейском пространстве высшего образования, была обозначена в ряде правительственных документов, в частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Кроме того, развитие уровневой подготовки рассматривалось как один из критериев национального проекта «Образование». Впоследствии эти стандарты вошли в законодательство об образовании в РФ 138.

Болонский процесс устанавливает общие задачи интеграции

137 Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracija.pdf

138 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ

образования. Рекомендации Болонского процесса не являются юридически обязывающими, и их применение зависит от политической воли государств-участников. Интеграция образовательного рынка в Европе одновременно представляет собой логичный этап европейской внутренней интеграции и инструмент повышения конкурентоспособности Европы на мировом рынке. Хотя ведущие страны ЕС (Франция, Германия), которые являются участниками Болонской декларации, сохранили свою систему подготовки специалистов по ряду направлений.

С 1 сентября 2009 г. во всех вузах России в дополнение к подготовке специалистов была введена бакалаврская программа с последующей специализацией в магистратуре. В последующий период система подготовки специалистов была разрушена, и современные законодательные акты и Федеральные государственные образовательные стандарты полностью базируются на двухступенчатой системе «бакалавриат-магистратура». Попытка превратить аспирантуру в третью ступень высшего образования имела противоречивые результаты и сейчас наблюдается процесс возвращения аспирантуры к ее прежнему статусу - системы подготовки научных кадров.

Помимо международной стандартизации российского высшего образования и облегчения эмиграции выпускников вузов из России (данная цель широко не афишировалась реформаторами, но высказывалась ими на научных конференциях) в программу разделения уровней подготовки на бакалавриат и магистратуру входила реструктуризация финансовых потоков и привлечение средств бизнеса в финансирование магистратуры. Однако широкого распространения данная практика не получила, за исключением специализированных технических вузов.

В законодательстве бакалавриат и магистратура рассматриваются как самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами (ФГОС), самостоятельной итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация высших учебных заведений по программам бакалавриата и магистратуры также осуществляется раздельно.

Западный опыт развития вузов неоднозначен и распределен по группам стран. «Атлантическая» модель (Великобритания, Ирландия, США), изначально предусматривала двухуровневый комплекс «4+2». Данную парадигму характеризует высокая степень автономности и децентрализации образовательных учреждений, минимизация государственного участия. «Континентальная» модель (Германия, Франция, Нидерланды) подразумевает более высокую степень государственного участия, в первую очередь в части финансирования вузов.

Модель, созданная в России, предусматривает полное отсутствие реальной автономности и академической демократии - все вузы находятся под жестким контролем профильного министерства, выборы ректоров и другие демократические процедуры носят формальный характер, фактически все

руководители назначаются. В то же время государство использовало из болонской парадигмы то, что реформаторы сочли самым полезным -относительное уменьшение доли государственного финансирования высшего образования и на этой основе экономию бюджетных средств. Многие экономисты критиковали российскую модель «болонской системы» 139, особенно в части недостаточного уровня 4-летней подготовки «бакалавров» по ключевым специальностям естественных наук, информационных технологий, медицины и другим. Представители ряда отраслей экономики, и предпринимательского сообщества, также оценивали уровень «бакалавриата» как недостаточный.

В 2010 году из 1467,9 тысяч выпускников вузов бакалавров было 126,6 тыс. чел. (8,6%), специалистов 1306,9 тыс. чел. (89,0%), магистров 26,3 тыс. чел. (1,8%). В 2017 году, когда численность выпускников уменьшилось за счет прохождения негативной демографической волны до 969,5 тыс. чел., количество бакалавров составило 732,6 тыс. чел. (75,6%) и магистров 137,8 тыс. чел. (14,2%). При этом только за 2016-2017 год численность магистров увеличилась с 82,5 тыс. чел. (7,1% от числа выпускников) до 137,8 тыс. чел. (14,2%)140.

Таким образом, в 2010-е годы в России возникла «образовательная яма», когда доминирующей категорией выпускников вузов стали обучающиеся по 4-летним программам. Но под давлением рынка труда, где работодатели требуют более квалифицированную рабочую силу, и исходя из здравого смысла самих студентов и их семей началось постепенное преодоление последствий реформ, и выпускники с 6-летним образованием (а также специалисты, которые под прикрытием «магистратуры» получают второе высшее образование, что крайне необходимо для российской экономики - то есть фактически лица, посвятившие высшему образованию 7 лет) начали быстро увеличивать свою численность.

Рассмотрим некоторые перспективы развития высшего образования в РФ. Программы социально-экономического развития Российской Федерации, принятые в 2018 году, предусматривают ускорение научно-технологического развития страны, необходимым условием которого является развитие высшего образования. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», выполнение национальных проектов «образование» и «наука», «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран

139 Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. Москва, Научный эксперт, 2009. СС.35-42

140 Российский статистический ежегодник. 2018. Москва, Росстат, 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (таблица 7.35)

мира по качеству общего образования» 141. Согласно «Основным направлениям действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов - Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education (THE), QS World University Rankings (QS)»142.

В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» намечается: «в целях прорывного научно -технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека развитие сферы образования будет направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» 143. В «Паспорте национального проекта «Образование» в целях повышения глобальной конкурентоспособности высшего образования предполагается выделить 30 «Ведущих университетов», которые станут основными получателями государственной поддержки на цели развития.

К 2024 году каждый ведущий университет, получающий государственную поддержку в целях повышения своей глобальной конкурентоспособности, обеспечивает достижение следующих показателей:

- вхождение не менее двух лет подряд в топ-1000 глобальных институциональных рейтингов;

- вхождение не менее двух лет подряд в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого глобального рейтинга;

- размещение не менее 10 открытых онлайн-курсов на международных платформах онлайн-образования с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5000 не менее чем из 5 стран;

- доля научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет не менее 20% от общего числа научно -педагогических работников;

- доля студентов, поступивших на обучение по программам магистратуры и имеющих высшее образование, полученное в других образовательных организациях высшего образования, составляет не менее 30% от общего числа поступивших в магистратуру;

- общий конкурс по университету при приеме на обучение по

141 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

142 Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018

143 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018

программам магистратуры составляет не менее 3 человек на место;

- не менее 40% выпускников по программам аспирантуры защищают диссертации на соискание ученой степени 144.

Для целей нашей работы важно отметить, что доля магистрантов согласно Национальному проекту, должна возрасти до 1/3 от числа обучающихся. Это позволит повысить качество и конкурентоспособность российского высшего образования.

Общий объем ассигнований на реализацию национального проекта «Образование» - 784,5 млрд. рублей145. Очень важно добиться, чтобы названные ассигнования не рассчитывались путем реструктуризации уже сформированных бюджетных планов, а выделялись в виде дополнительных финансовых ресурсов, в том числе за счет бизнеса.

Инфраструктура высшего образования в РФ в последние годы совершенствовалась. Количество ВУЗов в России, достигавшее в 2010 -2011 учебном году 1115 единиц, к 2018-2019 гг. уменьшилась до 742 единиц146. Уменьшение численности вузов на 33% совпало по времени с сокращением численности студентов на 41%, вследствие прохождения негативной демографической волны и «зачистки» образовательного пространства от неэффективных учебных заведений. Численность профессорско -преподавательского состава также уменьшалась.

В целях прогнозирования численности студентов и профессорско-преподавательского состава отечественные специалисты используют разработанную еще советскими учеными методологию баланса трудовых ресурсов, которая опирается на опубликованные Росстатом прогнозы численности и структуры населения 147 148 149. Согласно прогнозам Кашепова А.В. «исходя из среднего варианта показателей численности населения по возрастам (Росстат), можно предположить, что к 2030 году численность детей и молодежи 5-24 лет вновь пойдет в рост и увеличиться до 37, 2 млн. чел. Тогда численность занятых в сфере образования увеличится к 2030 году с нынешних 5,5 млн. человек до 6,1-7,1 млн. человек». По мнению данного автора, «согласно прогнозу Росстата, численность молодежи «студенческого» возраста в ближайшие годы будет расти вследствие прихода демографической волны подъема рождаемости, происходившего с 2001 по 2014 год. В 2018-2020 гг. численность населения в возрасте 17-22 лет будет составлять около 8,2 млн. человек, к 2030 году возрастет до 10,7 млн. человек.

144 Паспорт национального проекта «Образование» URL: http://government.ru/info/35566/

145 Будущее России - национальные проекты URL: https://futurerussia. gov. ru/obrazovanie

146 Российский статистический ежегодник. 2018. М. Росстат. 2018.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1135087342078; Образование в 2018 году. Оперативная информация. Росстат. 2019. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/education/

147 Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 53

148 Кашепов А.В. Перспективы занятости. Экономист. 1995. №12. С.45

149 Кашепов А.В. Россия в 2020 году: прогнозы численности населения и рабочей силы. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2012.№2. С.7-12

Число студентов ВО может стабилизироваться в 2018-2020 годах на уровне не ниже 4 млн. человек, с тенденцией повышения до 4,8-5,0 млн. человек. Затем к 2030 году количество студентов может достигнуть 5,5 - 6,4 млн. человек» 150.

Для России удержание позиций по численности студентов не является приоритетом, гораздо важнее повышение качества образования. Необходимо удовлетворить наиболее острые потребности вузов в развитии инфраструктуры, обеспечении современным оборудованием и конкурентоспособными преподавательскими кадрами, повышении численности «бюджетных» мест для студентов, что потребует существенного расширения финансирования данной сферы, в том числе за пределами 2024 года.

В контексте дальнейшей имплементации норм «Болонского процесса» необходимо ориентироваться на Германию и другие «континентальные» страны, сочетающие реформы и национальные традиции образования. В целях повышения качества образования необходимо увеличение доли магистров среди выпускников вузов, при сохранении права поступления в магистратуру для бакалавров и магистров различных специальностей.

Использованные источники:

1. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracij a.pdf

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3

3. Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. Москва, Научный эксперт, 2009.

4. Российский статистический ежегодник. 2018. Москва, Росстат, 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (таблица 7.35)

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

6. Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018

8. Паспорт национального проекта «Образование» URL: http://government.ru/info/35566/

9. Будущее России - национальные проекты URL: https ://futurerussia. gov.ru/obrazovanie

150 Кашепов А.В. Методы прогнозирования занятости в сфере образования, численности учащихся и студентов. Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 372-379.

10. Паспорт национального проекта «Образование» URL: http:// government.ru/ info/35566/

11. Будущее России - национальные проекты URL: https ://futurerussia. gov.ru/obrazovanie

12. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 53

13. Кашепов А.В. Перспективы занятости. Экономист. 1995. №12. С.45

14. Кашепов А.В. Россия в 2020 году: прогнозы численности населения и рабочей силы. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2012.№2. С.7-12

15. Кашепов А.В. Методы прогнозирования занятости в сфере образования, численности учащихся и студентов. Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 372-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.