Научная статья на тему 'БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / УНИВЕРСИТЕТЫ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махалов Д.А.

В данной статье я рассказываю о некоторые проблемах и перспективах болонского процесса в Российской Федерации: современное состояние высшего образования в рамках Болонского процесса с точки зрения правового регулирования, реализации проектов по поддержке интеграции Болонского процесса в Российскую модель образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махалов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 378.4

Махалов Д.А.

Абитуриент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: в данной статье я рассказываю о некоторые проблемах и перспективах болонского процесса в Российской Федерации: современное состояние высшего образования в рамках Болонского процесса с точки зрения правового регулирования, реализации проектов по поддержке интеграции Болонского процесса в Российскую модель образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, Болонская система, университеты, бакалавриат, магистратура.

Первой проблемой Болонской системы оказалось то, что преподаватели уделяют больше внимания средним и слабо подготовленным студентам, а не предмету в целом. Такая ориентация преподавательского состава может повлиять на качество преподаваемых курсов. Но проблема еще и в том, что количество студентов в учебных группах слишком высоко. Это исключает возможность основательной индивидуально-ориентированной работы преподавателя.

Проблемой можно отметить и время обучения студентом: слишком большое количество непрофильных предметов ведет к увеличению срока обучения в вузе.

Также есть проблема балльно-рейтинговой системы, которая входит в Болонскую систему. Преподаватели сталкиваются с невозможностью в полной мере реализовать в течение семестра полное количество баллов, предусмотренное для конкретной дисциплины. Это связано прежде всего с неправильной организацией занятий. Так, часы, заложенные в рабочие программы дисциплин, неизбежно теряются в связи с организационными мероприятиями внутри вузов и государственными праздниками.

Есть и проблема в адекватности итоговой оценки наличным компетенциям учащегося. Преподаватель должен аттестовать учащегося, если тот преодолел проходной балл по предмету. Но система позволяет набрать различными методами нужные баллы даже не посещая все занятия и не сдавая все работы.

Другой проблемой является то, что модель, созданная в России, предусматривает минимум реальной автономности и демократии - все вузы находятся под контролем профильного министерства, выборы ректоров и другие демократические процедуры носят формальный характер, фактически все руководители назначаются. Отсюда вытекает еще одна проблема: в российской образовательной системе учебные планы, ориентируются на приоритеты и видение учебного процесса руководством вуза. Отсутствует механизм обратной связи для определения востребованности дисциплин студентами.

Еще одной существенной проблемой является и то, что идет отказ от системы бесплатного высшего образования в связи с унификацией правовых статусов университетов России и зарубежных университетов

О перспективах. Это различные проекты, программы от государства, указы, которые помогут Болонской системе интегрироваться в российскую систему образования. Среди них:

1. Национальный проект «Образование». К 2024 году ведущие университеты, которые получают государственную поддержку, должны обеспечивать достижение различных показателей, среди которых: увеличение

доли магистрантов, увеличение научно-педагогических работников возрасте до 35 лет, вхождение в топ университетов, не менее 3 человек должны претендовать на место в университете при приеме на обучение по программам магистра - все это позволит повысить качество и конкурентоспособность российского высшего образования.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. В нем отмечается, что научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из основных приоритетов государственной политики, поэтому будет увеличена роль научно -технологического развития и его влияния на экономический рост. Также отмечается, что приоритетами научно-технологического развития РФ следует считать те направления, которые позволяют получать научные и научно-технические результаты и создать технологии, которые являются основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. Для достижения увеличения количества организаций и ускорения технологического развития реализуются следующие проекты: "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование". Также реализуются государственные программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие науки и технологий", "Развитие образования", "Информационное общество".

Можно сделать вывод, что Болонский процесс в Российской Федерации протекает не так гладко из-за всевозможных проблем самой Болонской системы и российской модели образования, но благодаря всевозможным проектам, программам от государства Болонский процесс будет интегрироваться в Российскую систему образования быстрее и качественнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. URL:

http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/201828113

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/

Чечулина А.А. Процесс интеграции России в болонский процесс: проблемы и перспективы // Образование, инновации, исследования как ресурс развития общества. 2019. С. 75-78; Кузнецова О.П. Российское образование в рамках болонского процесса и открытые образовательные системы // Форум молодых ученых. 2019. №10(38). С. 324-330; Тихомиров Н.В. Болонский процесс в России в аспекте балльно-рейтинговой системы в вузах: проблемы и перспективы применения // Научная мысль. 2019. №3(33). С. 106-109; Пинтаева М.Ю. Некоторые проблемы имплементации болонского процесса в России // Форум молодых ученых. 2019. №6(34). С. 901-907;

Кириенко В. В. Болонский процесс как фактор и следствие интеграционных процессов в индустрии, экономике, политике государств Евросоюза // Беларусь в современном мире. 2017. С. 27-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.