Научная статья на тему 'Высшее образование в нелинейном обществе'

Высшее образование в нелинейном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НЕЛИНЕЙНОЕ ОБЩЕСТВО / EDUCATION / TRANSFORMATION / NONLINEAR SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Виктор Алексеевич, Полюшкевич Оксана Александровна

Цель. В статье рассматриваются динамика трансформации образования как социокультурной системы, показываются перспективы развития высшего образования в нелинейном обществе. Результаты. В результате исследования показываются формы развития высшего образования в многовариантной системе нелинейного общества. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для формирования новых формы построения образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION COMMUNITY IN THE NONLINEAR SOCIETY

Goal. The article examines the dynamics of the transformation of education as a social and cultural systems, showing prospects of higher education in the nonlinear society. Results. The study shows the shape of higher education in multivariate nonlinear system of society. Field of application of the results. The results can be used to generate new forms of construction educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в нелинейном обществе»

УДК 37:316

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НЕЛИНЕЙНОМ ОБЩЕСТВЕ1

Колесников В.А., Полюшкевич О.А.

Цель. В статье рассматриваются динамика трансформации образования как социокультурной системы, показываются перспективы развития высшего образования в нелинейном обществе.

Результаты. В результате исследования показываются формы развития высшего образования в многовариантной системе нелинейного общества.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для формирования новых формы построения образовательной парадигмы.

Ключевые слова: образование, трансформация, нелинейное общество.

HIGHER EDUCATION COMMUNITY IN THE NONLINEAR SOCIETY

Kolesnikov V.A., Polyushkevich О.А.

Goal. The article examines the dynamics of the transformation of education as a social and cultural systems, showing prospects of higher education in the nonlinear society.

Results. The study shows the shape of higher education in multivariate nonlinear system of society.

Field of application of the results. The results can be used to generate new forms of construction educational paradigm.

1 Статья написана по материалам Государственного контракта № 16.740.11.0421

Федеральной целевой программы Минобрнауки РФ "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (2010-2012 г.г.), исследовательский проект "Ресурсы консолидации российского общества: институциональный анализ" (Руководитель проекта -д.ф.н., профессор О.А. Кармадонов).

Keywords: education, transformation, nonlinear society.

Образование всегда являлось приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества. Устойчивое развитие общества возможно только при постоянной социокультурной трансляции знаний, как в виде совокупного социального опыта, передающегося из поколения в поколение через индивидуальный и общественный опыт, так и через различные институциализированные формы социокультурного воспроизводства. Современная система образования находиться в пересмотре традиционных схем и моделей обучения. На это влияют не только процессы информатизации и коммерциализации образования, но и в целом изменения, касающиеся социальной динамики общества. Современные трансформации социального устройства меняют установки и принципы действия не только отдельных людей, но и целых общественных институтов.

Данные тенденции ученые обозначают по-разному: Ю. Хабермас «эпохой новой неопределенности», Э. Гидденс «ускользающим миром» [1], И. Валлерстайн «концом знакомого мира» [2], З. Бауман «миром текучей современности» [3] и т.д. Характеризуя эти изменения, ученые также отмечают трансформацию социогуманитарных основ общественного развития. К примеру, Г. Зиммель говорит о возникновении принципиально новых социальных и культурных явлений, которые возможны при переходе общества от более низкого к более высокому; П. Блау [4] рассматривает социальную структуру как тождественную эмерджентным свойствам комплекса составляющих ее элементов; З. Бауман говорит о текучести и плюралистичности как современной социальной структуры, так и индивидуальных возможностей развития; С.А. Кравченко указывает на игрализацию основных социальных институтов современности [5]. То есть они указывают на социогуманитарный сдвиг в общественном устройстве. Сдвиг, влекущий за собой изменение не только структуры, но и системы всех социальных институтов.

Образование, характерное для нелинейного общества характеризуется следующими чертами: стремительным развитием и применением

информационных технологий; интеграцией образовательных систем различного уровня (от городской, до общегосударственной) вызванной глобализацией; осуществлением перехода от информационного обучения (знания) к методологическому (умения найти и применить необходимую информацию).

Именно образованию принадлежит роль в формировании качественных изменений жизнедеятельности общества, особенностей развития и функционирования в обществе. Образование дает возможность моделировать социальными процессами, формирует социокультурный потенциал личности и общества, закладывает нормы формирования новой культуры личности «образованного» человека.

Трансформация традиционного общества в нелинейное информационное общество, общество нового качества жизни, требует появления людей, способных осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, оказывать влияние на ситуацию, изменять, корректировать ее состояние и развитие. Только человек, способный к свободной интеллектуальной жизни способен на создание нового социального опыта, научных теорий и концепций, объясняющих новые условия, открытия и процессы социальной реальности в новых условиях.

Многовариантно, нелинейно развивающееся общество предполагает применение новых идей, знаний, получаемых в процессе постоянного обучения. И как следствие этого - новые цели образования: если раньше важной целью образования была передача знаний (от старших к младшим, от учителя к ученику и пр.), то в нелинейном обществе основной целью является формирование навыков, позволяющих ему адаптироваться в постоянно меняющихся условиях.

Изменения, происходящие в современном нелинейном обществе таковы, что происходит переход от «человека образованного» к «человеку информационному» - человеку, который соединяет в своем мышлении различные культуры, формы деятельности, ценности, мировоззренческие установки, может их интерпретировать и переосмысливать каждый раз заново. В современных условиях система образования, его качество является определяющим фактором в дальнейшем развитии личности. Развитие общества будет осуществляться благодаря интеллектуально-образовательным возможностям человека.

Постепенное развитие общества по пути перехода от качества товаров к качеству человека, качеству образования и далее к качеству жизни поставило перед образованием новые задачи. Эти задачи связаны с формированием нового человека, способного жить в современном информационном обществе. Образование, ориентированное только на передачу знаний, их усвоение формирует профессионально компетентного, но бездуховного человека. Образование, в котором мало внимания уделяется социальным наукам, отличается интеллектуальной бедностью, социальной неосведомленностью; унифицированные модели этого образования исключают возможность индивидуального разнообразия, вариативности, выбора, конкуренции. Превращение человека в основной стратегический ресурс современного информационного общества, целью которого становится создание условий безопасного и достойного существования личности, ведет к тому, что приоритет отдается социальному измерению и социальному образованию. Социальное образование, помимо своей предметной значимости, оказывает благоприятное влияние на профессиональные и личностные качества. Оно активизирует общество, обогащает сознание культурно-историческим опытом человечества.

Г лавной целью современного образования является подготовка личности к успешной деятельности в общественной и профессиональной сферах в

условиях перехода цивилизации в информационную стадию развития. Модель такого образования можно представить в виде культурной среды ориентированной на человека способного к самоорганизации, развитию своих способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования общества знаний.

Чтобы управлять будущим, нужно держаться за настоящее. Те, кто крепко держится за настоящее, расширяет свои знания и возможности сейчас, тот в будущем может рассчитывать на успешность в делах и личном развитии. Те же, кто живет прошлым, упуская множество возможностей в настоящем, вполне возможно, что не найдут для себя приемлемого места в будущем. Получение образования, знаний, нового опыта сегодня - это залог прыжка с более высокой планки завтра. Но при этом, не следует забывать о существующих проблемных полях современной системы образования, которые могут не дать уверенности в своих перспективах в будущем, для тех, кто его получает сегодня.

Проблемное поле современной системы Российского образования формируется под воздействием следующих противоречий.

Во-первых, современная трансформация системы образования не решает ключевых противоречий и проблем, связанных с социально-культурными и экономико-политическими условиями развития общества и личности.

Во-вторых, система реформирования затрагивает в основном институциональные формы и не затрагивает сущностные стороны образования (неопределенность целей, содержания и характера самого образования). Переход образования на Болонскую систему, организации объединенных федеральных университетов в Ростове-на-Дону, Красноярске и пр.

В-третьих, в современном обществе необходимо учитывать особенности и сложности передачи и воспроизводства социокультурного опыта через преобразование образовательного пространства в пространство трансформации

социокультурных отношений. Получаемые знания в процессе образования уже успевают устареть и не соответствуют требованиям времени.

В-четвертых, в «информационном обществе», основанном на знании, ценность получения образования с течением времени уменьшается (т.е. передача знаний перестает быть целью образования) [6], а также, вследствие доступности информации, происходит замена знаний, умения анализировать факты, на информацию.

Образовательная парадигма системы высшего образования в нелинейном обществе

Именно высшее образование способствовало становлению новой постиндустриальной информационной цивилизации, способствующей возникновению нелинейных форм развития общественных структур. Под влиянием образования происходят изменения в социальной структуре, социальных институтах общества. Образование обеспечивает стабильность, устойчивость социума, его будущее. Современные проблемы нельзя решить, улучшая сами системы. Поэтому, необходимо строить новую модель образования, соответствующую требованиям нелинейного общества в котором социальная практика постоянно применяется, проверяется и преобразуется и таким образом существенно меняет свой характер, направленность и содержание.

Современное образовательное пространство на каждом уровне выполняет следующие функции и задачи: формирует модели действительности; является средством индивидуальной и групповой социализации, самореализации и развития личности. Данные характеристики являются основой формирования образовательной системы нелинейного общества. Сегодня изменяются не только образовательные концепции и модели, меняются и критерии функционирования образовательного пространства. Большинство образовательных систем, существовавших ранее, акцентировали свое внимание на унификации и инвариотивности получаемых знаний в процессе образования,

то в условиях усиливающейся информатизации и нелинейных факторов развития мы уже имеем дело с системной вариативностью. Поэтому необходимо формировать новую образовательную парадигму, включающую в себя целый системный комплекс образовательных возможностей.

Новая образовательная парадигма должна учитывать специфику информатизации социального пространства и его многовариантность развития. Сегодня формируется открытое культурно-образовательное пространство через свободный доступ к информационным ресурсам. Эти процессы предоставляют большую свободу в выборе стратегии и тактики образовательной системы. Основной принцип этой системы заключается в том, что именно человек инициирует и организует свой собственный процесс образования и дальнейшее его применение в практической деятельнсоти. В настоящее время компетенция уже важнее статуса: от специалистов требуется личная и социальная

компетенция, знание различных методов и умение их использовать, широкая информированность и мобильность. Таким образом, информатизация образования стимулировала процессы глобализации в нелинейном обществе

[7].

Схема функционирования образовательной системы высшего образования нелинейного общества

Образовательное пространство нелинейного общества можно дифференцировать по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровнях. Первое обусловлено образовательным пространством современного общества. Т.к. процессы глобализации затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, ведут к образованию всеобщего рынка труда, рынка продуктов, образовательных, медицинских, юридических и прочих услуг, которые осуществляются через возможности Интернет. Такие макропроцессы являются залогом развития образования в условиях общества знаний. На мезоуровне нелинейного информационного общества мы выделяем образовательное пространство страны, региона, города, конкретного образовательного

учреждения. Этот уровень системы образования развивается в соответствии с мировыми тенденциями в образовании (например, реализация Болонских соглашений в нашей стране). Особенностью данного уровня является специфика развития образования в отдельной стране или регионе. Образовательное пространство мезоуровня реализует принцип доступности образования, свободу выбора образовательного учреждения, образовательных программ и т.д. Сегодня на данном уровне мы наблюдаем некоторую «разорванность» образовательного пространства. Это связано с разрывом между богатыми и бедными странами, что приводит к разным уровням образования - высокому и низкому. Также, на мезоуровень образовательной системы влияют различия культур народов, их верования и традиции. На микроуровне формируется образовательное пространство личности, ее стремлениями и склонностями, индивидуальными особенностями и желаниями.

Данное образовательное пространство, как самоорганизующаяся система обладает открытостью, стохастичностью и нелинейностью. Оно не имеет четких структурных связей и постоянно пополняется новыми, что позволяет ему находиться лишь в состоянии временного равновесия.

Каждый уровень образовательного пространства информационного общества подвержен своим уникальным изменениям. На личном уровне -изменения в собственной образовательной стратегии приводит к появлению новых элементов; изменения в образовательных потребностях общества стимулирует появление новых образовательных программ, новых

специальностей, новой системы образовательных учреждений и т.п., что в целом влияет на состояние мезоуровня. Накопления на этих двух уровнях, мировые тенденции вносят коррективы на макроуровне - общие образовательные установки, принципы распределения трудовых ресурсов, формы трансформации и преобразования имеющихся знаний.

Практическое функционирование образовательной модели высшего образования, характерной для нелинейного общества можно представить в следующих принципах:

- обучение не должно давать готовых знаний, а должно создавать педагогические условия для самоконструирования и саморазвития ценностей, позиций, знаний и умений учеников;

- построение мотивационной системы учащихся, через включение их в решение конкретных, значимых проблем окружающей действительности (в экономике, экологии, культуре, производстве и пр.) характерных для данного региона, области города, села, и т.д.;

- развитие навыков поиска и анализа информации, способствующей расширению возможностей решения тех или иных проблем;

- формирование умения усваивать новую информацию, аналитически и критически ее использовать;

- развитие умения адаптировать и применять знания и навыки в новых, меняющихся условиях;

- создание психолого-педагогических условий развивающих индивидуальный стиль мышления, поддерживающих личностную логику решения проблем, ценность точки зрения каждого учащегося;

- осознания единства фундаментальных законов природы и включенности человека в эти законы как биосоциального индивида;

- повышение роли непрерывного образования - образование должно строиться на постоянном самообразовании, роль педагога в этом процессе -только направляющая, учебный процесс достаточно гибок, что позволяет развивать творческий и проектно-конструктивный познавательный процесс. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, совершенствование и развитие личности на протяжении всей жизни. Но этот процесс требует своей организации, управления, обучения навыкам

самообразования. Непрерывное образование должно стать основополагающим принципом образовательной системы.

Таким образом, образовательная модель высшего образования информационного, нелинейного, многовариантного общества должна строиться на процессе саморазвития и самосовершенстовования личности человека. Содержание образования составляет социальный опыт, который включает в себя: социальную деятельность, знания, ценностно-эмоциональную сферу, интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой деятельности, культуру жизненного самоопределения. Превращение образовательных заведений в центры науки, культуры и образования. Образование становится мощным фактором, детерминирующим большинство процессов современной жизни.

Образование определяет социальное положение личности, ее место в социальной структуре, уровень удовлетворения потребностей, умение воспроизводить и совершенствовать свои жизненные силы, индивидуальную и социальную субъективность. Оно выступает тем фактором, от которого зависит социальное благополучие человека и его семьи, личный успех, профессиональные достижения. Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Многогранность и сложность воздействия образования на общество и индивидуумов находит отражение в качестве жизни.

В условиях современной нелинейной социокультурной динамики именно такого рода специалисты могут быть востребованы различными сферами жизнедеятельности общества. Значимость получения постоянного образования в информационном обществе подтверждается постоянным изменением условий и способов деятельности, использования новых источников и ресурсов (интеллектуальные технологии, знание), обеспечивающих социальное благополучие.

Итак, современное общество обладает плюралистичностью практически всех сфер жизнедеятельности человека (традиций, идеологий, форм жизни, социальной и политической структурой и пр.). В нем всегда происходят изменения, стимулом которых является информация получаемая институциональными способами (школы, вузы, курсы повышения квалификации и пр.) и повседневными (СМИ, общение и пр.). Информатизация привела к необходимости использования информационных критериев для характеристики развития общества, научно-технического и социального прогресса. Она изменила социальную и культурную жизнь. Превалирование информации во всех сферах жизнедеятельности привело к перевороту в каждой из них и сформировало многовариантные траектории развития. В рамках складывающейся мировой социокультурной системы происходит увеличение роли знания, и особое место в данном процессе принадлежит системе образования.

Трансформация образования приобретает характер социокультурного потенциала, от состояния которого во многом зависит направленность и динамика реальных, а не декларируемых процессов развития общества. Причем, образование в информационном обществе приобретает такие же неодетерминистские черты социальных реалий, как и вся остальная социальная реальность.

Таким образом, содержание и качество образования, культурные поля и образовательная среда современного общества находятся в переходном состоянии, где нормы многовариантно развивающегося общества диктуют новые требования к качеству культурно-образовательного пространства. Насколько адекватно будет готов человек к меняющимся условиям окружающего мира, будет зависеть от образовательной парадигмы и образовательной системы общества. Поэтому, сегодня важно всесторонне оценивать возможности и перспективы применения той или иной образовательной практики в рамках меняющегося мира.

Список литературы

1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. М.: Весь мир, 2004. С. 25.

2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003. С. 305-322.

3. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. С. 14.

4. Блау П.М., Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 17-20.

5. Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: игрализационный подход: монография. Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России, каф. Социологии. М. : МГИМО-Университет, 2006. С. 8-9.

6. Константинов Г.Н., Филонович С.Л. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. 2007. № 1 С. 111-113

7. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диалога и взаимопонимания культур //Философия и общество. 2003. № 2. С. 53.

References

1. Giddens A. Whispered World: How Globalization is changing our lives. Moscow: World, 2004. p. 25.

2. Wallerstein I. Konets znakomogo mira: Sotsiologiya XXI veka [The End of the familiar world: Social XXI century]. Moscow: Logos, 2003. pp. 305-322.

3. Bauman Z. The fluid modernity St.: Peter, 2008. p. 14.

4. Blau P.M., Razlichnye tochki zreniya na sotsial'nuyu strukturu i ikh obshchiy znamenatel [different points of view on the social structure and their common denominator]. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl [American Sociological Thought]. Moscow: Moscow State University, 1994. pp. 17-20.

5. Kravchenko S.A. Nelineynaya sotsiokul'turnaya dinamika: igralizatsionnyy podkhod [Nonlinear dynamics of the socio-cultural: igralizatsionny approach]. Moscow: MGIMO-University, 2006. pp. 8-9.

6. Konstantinov G.N., Filonovich S.L. Universitety, obshchestvo znaniya i paradoksy obrazovaniya [Universities, knowledge society and Paradoxes of Education]. Voprosy obrazovaniya, no. 1 (2007): 111-113.

7. Bukhman V.B. Informatsionnye aspekty samorazvitiya, dialoga i vzaimoponimaniya kul'tur [Information aspects of self-development, dialogue and mutual understanding of cultures]. Filosofiya i obshchestvo, no. 2 (2003): 53

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Колесников Виктор Алексеевич, доктор философских наук, профессор, заслуженный учитель РФ, директор

Иркутский региональный колледж педагогического образования ул. 5-я Железнодорожная 53, Иркутск, 664074, Россия

Полюшкевич Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент Иркутский государственный университет бул. Гагарина, 20, г. Иркутск, 664003, Россия e-mail: okwook@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kolesnikov Viktor Alekseevich, PhD of Philosophy, Professor, Distinguished Teacher of Russia, Director

Irkutsk Regional College of Education

53, 5th Zheleznodorozhnaya str., Irkutsk, 664074, Russia

Polyushkevich Oksana Aleksandrovna, PhD of philosophy, Associate Professor

Irkutsk State University

20, Gagarina bul., Irkutsk, 664003, Russia

e-mail: okwook@mail. ru

Рецензент:

Решетников В.А., д-р филос. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.