Научная статья на тему 'Молодежь и консолидация общества'

Молодежь и консолидация общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
634
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / YOUTH / CONSOLIDATION / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

Рассматриваются особенности консолидации общества и роль в этом процессе молодежи. Показываются особенности молодежных групп, определяются их типы. Выявляются основные формы коммуникации и взаимодействия в каждой из выделенных групп. Обосновываются разные типы жизненного сценария молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND SOCIETY CONSOLIDATION

The object of the analysis is features of society consolidation and the role of youth in this process. The features of youth groups are shown, their types are determined. The main forms of communication and interaction within each of the distinguished groups are identified. Various types of young generation life scenario are justified.

Текст научной работы на тему «Молодежь и консолидация общества»

инструмент развития культуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/05/26/841 (17.04.2011).

6. Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.

7. Бахтин М.М. Искусство и ответственность [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.philosophy.ru/library/bahtin/otv.html (17.04.2011).

8. О национальной ассоциации профессиональных инженеров США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://www.nspe.org/AboutNSPE/index.html (17.04.2011).

9. NSPE Code of Ethics for Engineers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nspe.org/Ethics/CodeofEthics/ index.html (17.04.2011).

УДК 316.124

МОЛОДЕЖЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА1

о

О.А.Полюшкевич2

Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

Рассматриваются особенности консолидации общества и роль в этом процессе молодежи. Показываются особенности молодежных групп, определяются их типы. Выявляются основные формы коммуникации и взаимодействия в каждой из выделенных групп. Обосновываются разные типы жизненного сценария молодого поколения. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: молодежь; консолидация; общественное развитие.

YOUTH AND SOCIETY CONSOLIDATION

0.A. Polyushkevich

Irkutsk State University, Institute of Social Sciences,

1, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.

The object of the analysis is features of society consolidation and the role of youth in this process. The features of youth groups are shown, their types are determined. The main forms of communication and interaction within each of the distinguished groups are identified. Various types of young generation life scenario are justified. 6 sources.

Key words: youth; consolidation; social development.

Процессы консолидации общества в сложных экономико-политических и социокультурных условиях невозможны без молодежи. Молодежь является двигателем социального развития, поэтому современную политику необходимо выстраивать с учетом ее интересов и потребностей. Процессы, происходящие в молодежной среде, являются индикатором социальных трансформаций. Социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями - все это определяет условия и возможности дальнейшего развития страны. Поэтому молодежь как социальная группа находится под пристальным вниманием ученых, политиков и общественных деятелей.

С одной стороны, внешние условия социальной среды опосредуют включение молодежи в деятельность разных социальных институтов, с другой стороны, социокультурные изменения отражаются в сознании молодежи, трансформируя ее ценности, представления и установки, изменяя тем самым её поведение и, в конечном счете, поведение всех социаль-

ных групп, с которыми взаимодействуют молодые люди, а это - все общество.

Стоит определиться с понятиями. Молодежь, по мнению ведущих социологов (В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, И.С. Кона и пр.), - это относительно общая характеристика людей одного возраста (от 16 до 29 лет). На самом деле молодежь разнообразна. В ней сочетаются разные слои и группы: элитные и маргинальные; высококультурные, эрудированные и малообразованные, безграмотные; социально активные и пассивные; экстремистские и толерантные; законопослушные и преступные; бедные и богатые. Иными словами, молодежь - это концентрированный срез всего общества. По молодежной группе можно увидеть, каким будет общество через несколько лет и десятилетий.

Личные предпочтения и установки молодежи также неодинаковы. Одни живут прошлым (слушая рассказы старших о жизни в советское время), формируя негативные оценки современных процессов. Другие занимаются личными амбициями и пытаются уже в 2025 лет иметь то, что их родители имели к 50-ти годам.

1 Исследование выполнено при поддержке Государственного контракта № 16.740.11.0421 Федеральной целевой программы Минобрнауки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2010—2012 гг.), исследовательский проект «Ресурсы консолидации российского общества: институциональный анализ» (Руководитель проекта д.ф.н., профессор Кармадонов О.А.).

2Полюшкевич Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры регионоведения и социальной экономики, тел.: (3952) 479654, e-mail: okwook@mail.ru

Polyushkevich Oksana, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Regional Studies and Social Economics, tel.: (3952) 479654, e-mail: okwook@mail.ru

Они активны, требовательны, образованны и целеустремленны. Третьи уходят в виртуальное пространство - реализуя себя под выдуманным образом («ником») и «придумывая» свою жизнь, а затем и проживая ее. Четвертые ищут себя в религии, эзотерике, мистике или колдовстве. Пятые занимаются пьянством или становятся на преступный путь, иные могут стать бомжами или какими - либо иными маргинальными группами.

Многие ученые, исследующие молодежь (О.И. Иванов [1], И.С. Кон [2], В.Т. Лисовский [3] и др.), говорят о том, что каждое поколение отличается от предыдущего. Но особенность современной молодежи состоит в том, что она строит свое пространство, не опираясь на опыт предшествующих поколений. Она опровергает былые постулаты и предлагает свои -взятые из образцов другой культуры или сформированные в виртуальном пространстве и затем реализуемые в реальной жизни. Исследование ФОМ говорит о том, что современная молодежь имеет амбиции, а предыдущие поколения молодежи имели идеалы [5].

ВЦИОМ провел опрос молодежи, пытаясь выяснить, какая она, современная молодежь. Получены следующие ответы: агрессивная - 50%, циничная -40%, образованная - 30%, трудолюбивая - 8%, искренняя - 3% [6]. Современная молодежь вынуждена подстраиваться под изменяющиеся условия жизни «на ходу». Опыт поколений, опыт их родителей уже не может дать им необходимый багаж знаний для успешной социализации в обществе. Скорее наоборот, это они показывают своим родителям, как стоит жить, какие стратегии и ориентиры выбирать, что ценно, а что ложно в современном мире. В концепции Маргарет Мид [4] реализуется префегуративный тип культуры.

Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

Таким образом, социокультурная солидарность молодежи проявляется в изменении жизненных ори-ентаций и новых форм коммуникаций.

Жизненная ориентация. Мы выделили четыре типа молодых людей, использующих различные стратегии в построении своего жизненного мира, на основе которых формируются консолидационные процессы в обществе.

Исследование проходило в два этапа: в 2007 и в 2010 г. В качестве методов исследования применялось анкетирование 1700 человек (из них 840 в 2007 и 860 в 2010 г.) и глубинное интервьюирование (160 интервью, из них 84 в 2007 и 76 в 2010 г.). Объектом исследования стали молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет, учащиеся старших классов, учащиеся колледжей и вузов и уже работающие молодые люди.

1 тип - молодые люди, ориентированные на жизненный успех (21% в 2007 и 24% в 2010 г.). Им свой-

ственен дух индивидуализма, они высоко ценят суверенитет личности, свободную конкуренцию, плюрализм мнений и возможностей, достаточно толерантны и терпимы. Данный тип проявляет высокий уровень социальной и личной активности, не боится проявлять инициативу и предприимчивость.

Социальной базой стратегии успеха выступают молодые люди научно-технического склада, предприниматели, руководители, молодые управленцы и политические деятели. Для них основными составляющими жизненного мира являются внешние показатели успешности: наличие дорогой машины, квартиры в престижном районе, современного портативного компьютера, телефона и пр. Образ жизни молодых людей этой группы включает не только реальный мир, но и виртуальный. Для них сфера досуга, личных отношений, рабочего места строится, прежде всего, в виртуальном пространстве сети Internet (т.к. более доступна, удобна и мобильна). Основной чертой данной группы является стремление к созданию собственной, отличной от изначально данной, действительности, поэтому в восприятии молодого человека нет ничего постоянного и истинного, реально лишь то, что утверждает его Я, его сегодняшние желания и потребности, которые завтра станут нормой для всех.

Данную группу молодежи объединяет стремление к статусным вещам, обеспечивающим им стабильность и положение в обществе. Социальная солидарность выступает для них гарантом сохранения того, что уже у них есть, и возможностью обеспечить безопасность будущим приобретениям, положению, связям.

2 тип - молодые люди, ориентированные на стабильность и благополучие (43% в 2007 и 46% в 2010 г.). Их взгляды более традиционны, они прислушиваются к мнению и опыту старших, весьма осторожны при принятии решений, стараются все не раз обдумать, только потом уже действовать. Зачем куда-то рваться, пытаться что-то изменить ... там и без нас найдутся умельцы, нам надо тихонько выждать и вовремя сориентироваться, что и как ... (П.А.). Я всегда езжу отдыхать только туда, где бывал мой начальник - значит уже проверенное место (М.И.). Надо всегда подстроиться под начальство - тогда ты будешь на коне (Я.Д.) и пр. Представители данного типа молодых людей предпочитают не брать на себя ответственность, но при этом хорошо выполняют поставленные перед ними задачи - это исполнители, но не управленцы.

Социальной базой данного типа выступают менеджеры среднего звена, консультанты, продавцы и другие работники сферы услуг и пр. Молодые люди этого типа пассивно погружаются в предлагаемые им реальности и пытаются в них найти наиболее пригодные, комфортные и приемлемые ниши для себя. Они являются активными поклонниками и последователями массовой культуры. Я всегда иду в ногу со временем - обновляю каждый сезон свой гардероб, чтобы быть всегда на высоте и знать все последние веяния (Н.А.). Мне нравится только современная музыка, мои пристрастия изменяются вместе со време-

нем ... что было модно еще 5лет назад, сегодня уже прошлый день - надо чувствовать изменения ... быть в "теме" (Р.Е.). Я не люблю выделяться, я как все - если ты один - то ты никто, а вместе - мы сила ... (К.П.) и пр.

Процессы консолидации в этой молодежной группе проявляются в том, что эта группа - «осторожных». Среди них никогда не будет революционеров. Стабильное, но верное развитие, гарантированный доход - это залог того, что данная группа будет поддерживать власть и ее реформы. Среди ее представителей преобладают инертные люди, но именно благодаря им общество отбирает «зерна от плевел», утопичные идеи от здравого смысла. Это самая стабильная социальная группа молодежи, да и в целом - всего общества.

3 тип - молодые люди, ориентированные на творческую самореализацию (14% в 2007 и 12% в 2010 годах). Они обладают интуитивным мышлением. Их жизненные устремления ориентированы на формирование собственного мира, они предпочитают творческие профессии, ведут активную культурно-массовую деятельность. Представители социальной базы данной группы сконцентрированы в группах педагогов, деятелей литературы, музыкантов, художников, дизайнеров и пр. Жизненный мир этой группы молодых людей ориентирован на себя, они страстно стремятся к свободному самоопределению, спонтанности, автономности, к снятию каких-либо запретов или условий. Надо снять все социальные запреты, чтобы познать себя (М.С.). Я не хочу походить ни на кого, я хочу найти свой стиль, свою волну, быть неповторимым... (О.А.).Мне нравится эпатаж и неординарность. Я хочу выделяться, но при этом - чтобы за мной действительно была своя философия, понятная мне и моим друзьям. Я хочу понять себя. Хочу понять мир. Хочу рассказать об этом другим (Г.Л.) и пр. Основным мотивом их жизнедеятельности является желание создания собственной, специфической, сфабрикованной реальности, отличающейся от окружающего мира и носящей отпечаток личной индивидуальности.

Консолидация для этой группы возможна по важности решаемых вопросов, насколько лично их касаются эти процессы. Они легко входят в различные общественные движения, но также легко из них выходят. Они непостоянны и сиюминутны, но могут выдвигать креативные идеи, общие принципы движения и развития общества.

4 тип - маргинальный, ориентирован на потребности в настоящем, не задумывается о будущем (22% в 2007 и 18% в 2010 г.). К этой группе относятся маргинальные группы (наркоманы, бомжи и пр.). Для них жизненные миры сводятся зачастую к делинквентному поведению и незаконным способам заработка денег. Критерием качества жизни является наличие случайных денег, легкого заработка (например, в игровых автоматах, грабеже и пр.). С волками жить - по - волчьи выть (С.Ю.). Жизнь жестока, поэтому надо выживать так, как можешь, а не так, как в книгах пишут (Т.А.). Настоящая школа жизни - это улица

(Ф.Е.). Деньги не пахнут, а жить хочется хорошо, поэтому и приходится зарабатывать их так, как получается (Н.О.) и пр.

Консолидация этой группы чаще происходит на уровне незаконных группировок и имеет негативные социальные последствия. Представители этой группы зачастую преследуют только свои интересы, интересы общества для них малоинтересны. Поэтому данную группу стоит учитывать как контргруппировку, способную противостоять официальной идеологии.

Жизненный мир молодых людей меняется под воздействием новых знаний, потребностей получения новых знаний, форм и методов их применения в меняющемся обществе, социальной и личной свободы и активности, доступности или, наоборот, запрета тех или иных благ. Индивидуальные различия в жизненном мире и качестве жизни очень велики. Для одних типов молодежи стимулом являются новые технические изобретения, для других - личностная позиция саморазвития и самосовершенствования, для третьих - стабильность и сохранность уже имеющегося (в материальном, социальном и личном плане), для четвертых - это способы выживания в жестоком мире, причем не имеющие четкого критерия: хорошо - плохо, правильно - неправильно и пр. За три года произошли изменения в процентном соотношении состава групп - первые две несколько увеличили состав, а последние уменьшили. Это вызвано общими закономерностями социальной стабилизации общества -наиболее маргинальные группы уменьшаются и остается относительно стабильный костяк.

Как уже говорилось, современные солидаристкие установки в молодежной среде проектируют потенциальные возможности развития общества в будущем. Поэтому наравне с жизненными устремлениями стоит учитывать коммуникативные стратегии каждой из выделенных нами групп.

Пространство коммуникации. Сегодня за термином информация зачастую стоит коммуникация, а не знание, как это было всегда. Информированный человек сегодня - это не знающий человек, а умеющий доставать и обрабатывать имеющуюся информацию. У любого процесса имеется оборотная сторона: чем больше человек получает доступа к разнообразным источникам информации, тем меньше у него уверенности в достоверности получаемой информации. Во-первых, потому, что слишком много людей заинтересованы, чтобы к ним обращались за информацией, и в угоду этому готовы фальсифицировать данные; во-вторых, из множества возможных вариантов надо выбрать наиболее надежный, а это, увы, могут не все.

В конце ХХ века развитие коммуникаций достиг весьма высокого уровня, и из сферы реального взаимодействия не только отдельные люди, но и целые группы, и даже сферы жизни перешли в виртуальное пространство. Современное общество часто называют информационным, т.к. с середины ХХ века появилась возможность массово, а то и бесконечно тиражировать интеллектуальный продукт, передавать сведения о нем через телеграф, радио, печатные СМИ, телевидение, Интернет. Но виртуализация пространства все

же началась с телевидения, причем не как элитарного продукта (телевизор не как предмет роскоши, а как предмет необходимости), а повседневного и бытового. Благодаря виртуализации мир становится маленьким.

Информационная среда предложила не только быстрый поиск нужной информации, но и, прежде всего, новые возможности общения. С возникновением глобализации и формированием мирового информационного пространства возникало виртуальное пространство. По мнению Ж. Бодрийяра, одним из его знаков стало возникновение симулякров, т.е. реальность заменяется знаками реальности. Симуляции настолько всепроникающие, что множество людей и не замечают разницу между реальной жизнью и виртуальной. Например, для многих жизнь героев телесериалов настолько же реальна, насколько и их собственная; общение посредством социальных сетей становится более реальным и понятным способом установления контакта, доверительных отношений, любви и даже семьи; виртуальные площадки по развитию собственной виртуальной фермы, рождение виртуальных детей или заведение виртуальных домашних животных становится нормой. Люди настолько привыкли заменять свою реальную жизнь выдуманной, что не могут адекватно оценивать происходящие вокруг события. Они становятся легкоуправляемыми и послушными. Уровень рефлективности и критичности падает до нуля. И именно эти процессы формируют условия для социализации все новых поколений, определяя их формы и способы объединения на всем жизненном пути.

Виртуальная среда снимает барьеры общения, существующие в реальной физической среде. В виртуальном пространстве больше свободы, чем в реальной жизни. Можно общаться с людьми, находящимися за тысячи километров, и в любой момент по своему желанию сменить собеседника или выйти из контакта, он может менять свой облик, становясь даже существом противоположного пола, по своему усмотрению он выбирает имя и характер своего виртуального персонажа. Вы переноситесь из одной точки мира в другую, а можете, вообще, присутствовать сразу в двух местах одновременно. И все это за несколько секунд и при помощи нажатия пары кнопок. Общение людей, благодаря виртуальности, потеряло пространство и время, исчезли нации и государства, люди взаимодействуют между собой, находясь в разных концах света.

Виртуализация коснулась самореализации и самоидентификации людей, когда виртуальные образы и ники определяют характер, установки, манеру поведения и мышления людей в реальном обществе, когда человек придумывает себе новое имя, новую сущность, новую реальность, называя это новым именем - ником.

И все же создание образа в виртуальной среде, несмотря на произвольность в его конструировании, требует ответа на вопрос из реальной жизни - кто ты и с кем ты? Интернет, уничтожая многие социальные барьеры, не снимает, а напротив, еще более остро ставит проблему идентичности. Необходимым усло-

вием существования в сети является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Молодое поколение в связи с этим существенно изменило свои ориентиры.

Существует два взгляда на формирование личности в Интернете: 1) возможность самовыразиться, более полно раскрыть свой потенциал, попробовать себя в новых ролях (смена пола, возраста, социального статуса); 2) бегство из реальности, нежелание и неготовность решать возникающие вопросы. Таким образом, виртуальность, возникшая благодаря новым коммуникативным сетям, становится новым социальным институтом, определяющим жизнь людей. Виртуальность дает новый опыт социализации и образования все большего количества молодых людей. Старые институты (гражданского общества, институты либерализма или национального государства) во многом теряют смысл и функции, они теряют свою легитимность. По мнению М. Кастельса, новые социальные институты не только уничтожают старые, но они разрушают и самобытность, цельность общества. В обществе возникнут новые институты, отстаивающие культурные и национальные коды и кодексы, формирующие ценности и поведение человека.

Для первой группы, ориентированной на жизненный успех, интерактивные формы коммуникации являются средством, условием и возможностью работы. Эта группа изменяет традиционные представления о рабочем месте, о форме выполняемых задач, трансформирует основные сферы межличностных отношений (завязываются виртуальные романы, т.к. в реальной жизни не хватает времени на них), трудовых отношений (место работы из реального пространства переносится в виртуальное), финансовых отношений (деньги теряют свою сущность и приобретают новые свойства и черты) и т.д. Новые формы коммуникации являются способом сплочения их как единой группы, объединенной многими виртуальными сетями. Для второй группы, ориентированной на стабильность, новые формы коммуникации также активно применяются. Но те же условия и возможности несут совсем иную смысловую нагрузку, в отличие от первой группы. Это скорее способ досуга и развлечения. Как работу виртуальное пространство воспринимают только 21% этой группы. Для третьей группы новые формы коммуникации - это средство быть на связи каждый день, час и минуту для личных контактов и общения. Паттерны коммуникации для этой группы выявляют средства, где и как можно отдохнуть. Для четвертой группы новые возможности коммуникации ограничены определенным спектром - это мобильный телефон, тогда как у других групп, кроме телефона - это общение в социальных сетях, электронной почте, Интернет-конференции и т.д.

Для всех групп молодых людей новые формы коммуникации формируют свой собственный микромир коммуникаций, свое пространство. Это возможность создать свое сакральное место. Формы объединения посредством новых видов коммуникаций могут быть глобальны. Информационно-коммуникативная среда - это множество сетевых сообществ, объеди-

ненных в одну группу многими связями.

Итак, новые формы консолидации молодежи строятся, прежде всего, на новых жизненных ориента-циях (определяемых ценностями и мотивами современного общества) и формах коммуникации (форми-

руемых глобализацией и виртуализацией общества). Изменились условия, формы и возможности развития человека. Они строятся на социокультурных особенностях и глобализационных изменениях.

Библиографический список

1. Иванов О.И., Васильев И.Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодежи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. №1-2. С. 120-128.

2. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М.: Наука, 1988. 431 с.

3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.

4. Мид М. Культура и мир детства // Избранные произве-

дения / Ред., сост. и автор послесловия И.С. Кон М.: Наука., 1988. 429 с.

5. Молодежь: цели и проблемы / ФОМ [электронный ресурс] URL: http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/dd022827 (дата доступа 10.03.2011).

6. Молодежь - какая она? / ВЦИОМ [электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10330.html?no_cache=1&cHash=bd4e3eaa81 (дата доступа 1.03.2011)

УДК 81: 572

МЕТАФОРА ВНЕШНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСЕМЫ «EYES» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)

М.Б.Санина1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется лексема «глаза/eyes» как языковой актуализатор концепта «внешность». Исследован механизм возникновения метафорических выражений с данной лексемой при помощи картирования. Рассмотрена концептуальная метафора «глаза - зеркало души», ее модель «глаза^контейнер» и ее варианты «глаза - вместилище, чувств, эмоций, морали». Приведены примеры антропоцентричности метафор внешности с лексемой «eyes». Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: концепт; внешность человека как понятийная категория; лексема «глаза /eyes»; метафора; метод метафорического картирования; концептуальная метафора внешности.

METAPHOR OF APPEARANCE (ON THE EXAMPLE OF THE USE OF LEXEME "EYES" IN MODERN ENGLISH) M.B. Sanina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines the lexeme "eyes" as a language actualizer of the concept "appearance". The origin mechanism of metaphorical expressions with the lexeme is studied by means of mapping. The author examines the conceptual metaphor of "eyes - the mirror of the soul", its model of "eyes ^ container" and its variants "eyes - a receptacle of feelings, emotions and morality". The examples of the anthropocentric character of appearance metaphors with the lexeme "eyes" are provided. 14 sources.

Key words: concept; person's appearance as a conceptual category; lexeme "eyes"; metaphor; method of metaphorical mapping; conceptual metaphor of appearance.

В последнее время проблема человека является одной из главных не только для таких наук, как философия, психология, социология, культурология, этнография, но и для лингвистики. Гуманитарные науки исследуют человека с разных сторон: бытие, внутренний мир, внешность, менталитет и т.д.

Полагают, что осмысление феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки [1, С. 24]. Поскольку каждый язык имеет свой способ концептуализации мира, выражающий единую систему взглядов, включающую в себя

все стороны бытия, составной частью которой и является человек.

Известно, что социальная природа языка как средства коммуникации определена многочисленными актами первичной когнитивной деятельности. Когнитивные образы возникают на уровне индивидуального взаимодействия с предметным миром как результат непосредственного чувственного опыта. Человек наблюдает мир и тем самым получает феноменологическое знание, являющееся частью эмпирического опыта. Благодаря этому знанию человек создает

1Санина Марина Борисовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89645442171, e-mail: marinasanin@yandex.ru

Sanina Marina, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanities, tel.: 89645442171, e-mail: mari-nasanin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.