Библиографический список
1. Амвросий Орнатский. История российской иерархии. М., 3. Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение 1814.Т.2. Ч.5 и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVI11 веках. Крас-
2. Наумова О.Е. Иркутская епархия в XVIII - первой поло- ноярск: Красноярское кн. изд-во, 1983. вине XIX века. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1996.
УДК 174
ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
и о
В.Е. Осипов1, А.В. Васенкин2
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Дается анализ проблемы морального кодирования в инженерной деятельности. Отмечается, что аспекты морального кодирования суть мнения, содержащиеся в общественном сознании. Приводится пример этического кодекса и его действенности в ситуации морального выбора инженера. Библиогр.9 назв.
Ключевые слова: философия техники; инженерная этика; социальная ответственность; этический кодекс инженера.
SIGNIFICANCE OF THE ENGINEER ETHICAL CODE IN THE PROCESS OF MORAL REGULATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS V.E. Osipov, A.V. Vasenkin
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernishevsky St., Irkutsk, 664074.
The article analyzes the problem of moral coding in engineering activity. It is noticed that aspects of moral coding are the opinions containing in public consciousness. The paper provides the example of an ethical code and its effectiveness in a situation of a moral choice of an engineer. 9 sources.
Key words: philosophy of engineering; engineering ethics; social responsibility; ethical code of an engineer.
XXI век характеризуется плюрализацией человеческой деятельности. Наша жизнь усложняется, как следствие, усложняется и её внутреннее содержание. Этот необратимый процесс создает плоскости соприкосновения доселе непересекающихся систем. Этика проникает в те человеческие практики, где её сложно представить. Как наука о должном, этика проникает в социально-ориентированную активность.
Чем дальше развивается научно-технический прогресс, тем более ощутимыми и непредсказуемыми становятся его результаты. Достаточно вспомнить недавние события, произошедшие в результате техногенной катастрофы в Мексиканском заливе и аварии на острове Фукусима. Научно-техническая деятельность способна облегчить человеческое существование, но в неконтролируемом направлении инженерия может стать разрушительной силой. В связи с этим становятся более чем актуальными вопросы, освещаемые в современной философии, которые относятся к инженерной этике, постулируемой в моральных кодексах. В этом контексте необходимо отметить, что история этических кодексов восходит к универсальным общечеловеческим ценностям, заложенным в религиозных учениях. Уже позже возникают кодексы отдель-
ных социальных объединений (например, кодекс самурая «Бусидо»). И на данный момент получают распространение кодексы профессиональных организаций (например, этический кодекс российского врача) [2]. Необходимость возникновения этических кодексов, на наш взгляд, обусловлена потребностью в неправовом регулировании отдельных социальных ячеек, чьё функционирование оказывает неоднозначное воздействие на общество. На сегодняшний день этические кодексы существуют в среде ученых, социальных работников, политиков, журналистов, предпринимателей, юристов. Этика, закрепленная в виде адаптированных нравственных норм, становится частью профессии. Повсеместное распространение получают этические комитеты и этические экспертизы. В данной работе мы проанализируем особенности реализации этических кодексов, применяющихся в среде инженеров, и выделим доминирующую функцию морального кодирования императивов инженерии.
Применительно к рассматриваемой проблеме, в контексте исторического развития научно-технического прогресса, философия инженерной деятельности и моральной кодификации осмысливалась и проблематизировалась Леонардо Да Винчи, П.К.
1Осипов Василий Евдокимович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук, тел.: (3952) 638327.
OsipovVasily, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, tel.: (3952) 638327
2Васенкин Алексей Вадимович, аспирант, тел.: (3952) 638347, е-mail: [email protected] Vasenkin Aleksei, Postgraduate, tel.: (3952) 638347, е-mail: [email protected]
Энгельмейером, А. Эйнштейном, В. Гейзенбергом, Н. Винером, Л. Мэмфордом, А.Д. Сахаровым. Среди зарубежных и отечественных философов следует отметить вклад Н.А. Бердяева, Н.Ф. Федорова, Х. Ленка, А. Хунинга, Г. Йонаса, К. Митчема, Ж. Эллюля, Т. Адор-но, Х. Сколимовски, Д. Бэлла, Э. Тоффлера. Эти ученые пытались установить этические нормативы научно-технической деятельности применительно к конкретному историческому этапу развития. Среди современных работ необходимо отметить труды В.Г. Горохова, В.С. Степина, В.М. Розина, А. Грунвальда, Э. Агацци, А.А. Воронина, направленные на формирование этических норм в среде ученых и инженеров. Представляется, что военные конфликты и экологические катастрофы окончательно обозначили необходимость выработки этического регулирования научно-технического прогресса и оказались предпосылкой для формирования принципов инженерной этики, а также создания специализированных этических кодексов. Во всей палитре нравственных принципов инженерной этики в качестве основных мы выделяем следующие: добросовестное выполнение работы; создание устройств, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты профессиональной деятельности [4].
XXI век обостряет проблемы, накопившиеся в системе отношений человек-техника-природа. На новую ступень развития выходит научно-технический прогресс. Более усложненная техника, усовершенствованная технология создания материальных предметов требует вдвое больше ресурсов. Современная научно-техническая мысль создает проекты, осуществление которых способно коренным образом изменить не только наши взгляды на технику, но и поменять закономерности функционирования природы. Благодаря технике мир преобразился, и, вместе с тем, он встал на край пропасти. Человечество отделяет один неверный шаг от глобальных изменений на планете. Инженер выполняет новую главенствующую роль в мире, поглощенном техникой. Этим объясняется возрастающий интерес в философии к инженерной этике. Возрастает и значимость этических кодексов инженерных сообществ. Отметим, что моральная кодификация представляет собой сведение в единое целое, упорядочение разнообразных моральных норм, имевших свое применение на бытовом уровне существования и развития людей [5]. То есть сформированные в обыденном опыте социальные установки к инженерной деятельности в дальнейшем получают своё закрепление в виде императивов, отражаемых этическими кодексами.
Квинтэссенцией этического кодекса инженера является призыв к ответственности, которую несет инженер перед общественностью за результаты своей работы. Что значит быть ответственным? Нести ответственность означает: быть готовым или быть обязанным давать ответ — отвечать кому-нибудь за что-нибудь. Мы ответственны не только за что-то (поступок, задачу, управление и т.д.), но и по отношению к кому-то или перед некоторой инстанцией. Религиозный человек, который верит в Бога, сознает себя от-
ветственным перед ним [6, С. 373]. С всевозрастающей ролью науки и техники в развитии человеческой цивилизации в среде инженеров растет осознание значимости собственной профессии и степени ответственности за собственную деятельность. Инженерные сообщества, направляющие свои разработки для функционирования в человеческих системах, сознают себя ответственными за результаты этих разработок. Инженер должен прекрасно понимать, что за то, что он понял и разработал, он должен отвечать своей жизнью, чтобы все созданное им не осталось бездейственным в ней. В этом контексте возникает новый социальный уровень инженерной профессии, проявляющийся в том, что с ответственностью связана и вина. Личность инженера становится сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но и проникать друг в друга в единстве вины и ответственности» [7]. Такая этико-психологическая связь, отражаемая М.М. Бахтиным, показывает сущность всякой созидательной активности - в глубоком понимании её роли и влияния. Инженерная деятельность как творческий акт субъекта и жизнь не одно и то же, но должны стать едиными, в единстве профессиональной ответственности [7]. В этом отражается сущность этических кодексов инженерии - призыв к личностной ответственности субъекта технической деятельности.
В качестве иллюстративного примера проанализируем несколько пунктов «Кодекса инженерной этики» Национальной ассоциации профессиональных инженеров США. Это объединение начинает свою деятельность с 1934 г., когда несколько лицензированных инженеров встретились в Нью-Йорке с целью оказывать друг другу содействие в разрешении нетехнических проблем, связанных с профессиональной деятельностью [8]. «Преамбула. Инжиниринг - важная и требующая знаний профессия. От инженеров, как представителей этой профессии, ожидают самых высоких стандартов честности и целостности натуры -поступки инженеров должны быть посвящены защите здоровья, безопасности и благосостояния людей. Инженеры должны согласовывать свои поступки со стандартом профессионального поведения, который требует приверженности самым высоким этическим принципам» [9] - в преамбуле мы отмечаем основные идеалы, на которые ориентируется современная инженерия: здоровье, безопасность и благосостояние людей. Этим подчеркивается социально-ориентированный вектор научно-технической деятельности. «Инженер должен все время стремиться служить общественным интересам. Инженер не должен выполнять, подписывать или утверждать чертежи и/или спецификации, не соответствующие действующим техническим стандартам. Инженер должен способствовать осведомлённости общества о технических и технологических достижениях». Включение общественности в процесс развития техники является характерным проявлением современного этапа научно-технического прогресса. Теперь общество способно выбирать тот путь развития, который будет наиболее приемлемым для установления безопасного су-
ществования в системе человек-техника-природа. Красной нитью через всё пространство этического поля проходит острейшая проблема современной цивилизации - экология. И в этом ключе «инженеру рекомендуется придерживаться принципов устойчивого развития в целях защиты окружающей среды для будущих поколений » [9]. Концепция устойчивого развития - своеобразный четвёртый пункт идеологии инженерной деятельности, содержит в себе принципы сохранности природных ресурсов и ведение сбалансированной политики, подразумевающей создание энергосберегающих технологий в условиях глобального экологического кризиса. Необходимость внедрения принципов устойчивого развития в процесс инженерной деятельности обусловлен, прежде всего, негативными воздействиями промышленной, транспортной, бытовой и других видов техники на человека и экосистему. А это, в свою очередь, требует иного подхода к самому процессу инженерной деятельности, включения в него основ экологического сознания, представляющего собой понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания и использования этого понимания в профессиональной деятельности.
• В заключение рассмотрим на конкретном примере «работы» этического кодекса инженера в процессе профессиональной практики. В коллективной монографии «Философия техники: история и современность» авторами выделяется следующая ситуация морального выбора, для разрешения которой инженер был вынужден прибегнуть к пунктам этического кодекса. Корпорация ХУ2 была извещена организацией, осуществляющей контроль над загрязнением окружающей среды, о том, что в течение 60 дней она должна представить документы для получения разрешения на сброс промышленных отходов в получаемый контейнер с водой. ХУ2 извещается также о минимальных стандартах, которые должны быть соблюдены. Чтобы убедить власти в том, что получаемый объем воды после сброса отходов не будет превышать допустимый уровень загрязнения, корпорация нанимает инженера Доу, который должен осуществить инженерные консультационные услуги и представить детальный отчет. После завершения своих исследований Доу приходит к выводу, что сбросы фабрики превысят допустимый уровень загрязнения воды. Далее он за-
* Устойчивое развитие - проблема сочетания потребностей человека в природных ресурсах, индустриальных продуктах, энергии, пище, транспорте, убежище и эффективном управлении при охране и защите экологического равновесия и природных ресурсов, существенных для будущего развития.
ключает, что корректирующие меры будут очень дорогими. Доу устно сообщает корпорации ХУ2 о результатах своих изысканий. После этого корпорация прерывает контракт с Доу, полностью оплатив его услуги, и сообщает, что инженер не должен представлять в корпорацию письменный отчет. Впоследствии Доу узнает, что властями объявлены публичные слушания и что корпорация ХУ2 представила информацию в поддержку своего заявления о непревышении допустимого уровня загрязнения.
Выполняя профессиональные обязательства, инженер Доу сообщил корпорации об уровне загрязнения воды, превышающем допустимые нормы. Таким образом, в отношении клиента инженер полностью обозначил этическую сторону своего дела. Однако кодекс предписывает, что поступки инженера должны быть посвящены защите здоровья, безопасности и благосостояния людей. Известия о слушаниях призывают Доу напрямую к выполнению вышеназванных обязанностей. Здесь же мы учитываем, что инженер в своей профессиональной деятельности должен следовать принципам устойчивого развития. Следовательно, делается заключение, что в данной ситуации морального выбора кодекс предписывает Доу сообщить властям о результатах своих исследований после того, как узнает о слушаниях [4].
Итак, значение морального кодирования в контексте научно-технического прогресса обосновывается разрешением ситуаций морального выбора, стоящего перед инженерами в процессе профессиональной деятельности. Приведенный обзор показывает, что моральные кодексы представляют собой совокупность существовавших в обыденном опыте моральных императивов, воплотившихся в дальнейшем в официальные документы, рассматриваемые как неотъемлемая часть искомой профессии.
Действенность этического кодекса, рассмотренного на конкретном примере, показывает установившуюся связь между этическим учением и практикой; отражает социальные аспекты и степень социальной ответственности инженерной профессии.
Необходимо отметить, что данная работа только затрагивает выбранную проблематику и обозначает аспекты дальнейшего развития теории морального кодирования инженерии. Тем не менее, актуализация изучения этических кодексов обусловлена необходимостью нравственного регулирования как технической деятельности в частности, так и технического прогресса в целом. Остается надеяться, что в России подобная избранная стратегия морального регулирования инженерной деятельности получит свое повсеместное распространение в целях установления гармоничного развития общества, техники и экосистемы.
Библиографический список
1. Клятва Гиппократа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nevrolog.narod.ru/gip.html (17.04.2011).
2. Чтите корпоративный этический кодекс! [Электронный ресурс] // Отдел кадров. 2004. №4. Режим доступа: Ь|МрЬу/питЬег/2004/4/387/ (17.04.2011).
3. Моральный кодекс строителя коммунизма [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/mor_kod.ph р (17.04.2011).
4. Философия науки и техники. История и современность / под. ред. В.М. Розина. М., 1997.
5. Гуреев М. Моральная кодификация как неотъемлемый
инструмент развития культуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/05/26/841 (17.04.2011).
6. Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
7. Бахтин М.М. Искусство и ответственность [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.philosophy.ru/library/bahtin/otv.html (17.04.2011).
8. О национальной ассоциации профессиональных инженеров США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://www.nspe.org/AboutNSPE/index.html (17.04.2011).
9. NSPE Code of Ethics for Engineers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nspe.org/Ethics/CodeofEthics/ index.html (17.04.2011).
УДК 316.124
МОЛОДЕЖЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА1
о
О.А.Полюшкевич2
Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Рассматриваются особенности консолидации общества и роль в этом процессе молодежи. Показываются особенности молодежных групп, определяются их типы. Выявляются основные формы коммуникации и взаимодействия в каждой из выделенных групп. Обосновываются разные типы жизненного сценария молодого поколения. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: молодежь; консолидация; общественное развитие.
YOUTH AND SOCIETY CONSOLIDATION
0.A. Polyushkevich
Irkutsk State University, Institute of Social Sciences,
1, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The object of the analysis is features of society consolidation and the role of youth in this process. The features of youth groups are shown, their types are determined. The main forms of communication and interaction within each of the distinguished groups are identified. Various types of young generation life scenario are justified. 6 sources.
Key words: youth; consolidation; social development.
Процессы консолидации общества в сложных экономико-политических и социокультурных условиях невозможны без молодежи. Молодежь является двигателем социального развития, поэтому современную политику необходимо выстраивать с учетом ее интересов и потребностей. Процессы, происходящие в молодежной среде, являются индикатором социальных трансформаций. Социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями - все это определяет условия и возможности дальнейшего развития страны. Поэтому молодежь как социальная группа находится под пристальным вниманием ученых, политиков и общественных деятелей.
С одной стороны, внешние условия социальной среды опосредуют включение молодежи в деятельность разных социальных институтов, с другой стороны, социокультурные изменения отражаются в сознании молодежи, трансформируя ее ценности, представления и установки, изменяя тем самым её поведение и, в конечном счете, поведение всех социаль-
ных групп, с которыми взаимодействуют молодые люди, а это - все общество.
Стоит определиться с понятиями. Молодежь, по мнению ведущих социологов (В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, И.С. Кона и пр.), - это относительно общая характеристика людей одного возраста (от 16 до 29 лет). На самом деле молодежь разнообразна. В ней сочетаются разные слои и группы: элитные и маргинальные; высококультурные, эрудированные и малообразованные, безграмотные; социально активные и пассивные; экстремистские и толерантные; законопослушные и преступные; бедные и богатые. Иными словами, молодежь - это концентрированный срез всего общества. По молодежной группе можно увидеть, каким будет общество через несколько лет и десятилетий.
Личные предпочтения и установки молодежи также неодинаковы. Одни живут прошлым (слушая рассказы старших о жизни в советское время), формируя негативные оценки современных процессов. Другие занимаются личными амбициями и пытаются уже в 2025 лет иметь то, что их родители имели к 50-ти годам.
1 Исследование выполнено при поддержке Государственного контракта № 16.740.11.0421 Федеральной целевой программы Минобрнауки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2010—2012 гг.), исследовательский проект «Ресурсы консолидации российского общества: институциональный анализ» (Руководитель проекта д.ф.н., профессор Кармадонов О.А.).
2Полюшкевич Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры регионоведения и социальной экономики, тел.: (3952) 479654, e-mail: [email protected]
Polyushkevich Oksana, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Regional Studies and Social Economics, tel.: (3952) 479654, e-mail: [email protected]