УДК 316.7 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Антонова Л.Л., Полюшкевич О.А.
Цель. В статье рассматриваются социально-философские перспективы развития социокультурной безопасности, выявляется воздействие на процессы консолидации различных социальных групп.
Результаты. В результате исследования делается вывод о конструировании причин формирования и развития проблем социокультурной безопасности и консолидации общества.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для корректировки государственной политики и идеологии, для изучения функционирования социальных институтов и социокультурного потенциала страны.
Ключевые слова: безопасность, консолидация, социокультурные
факторы.
SOCIO-CULTURAL SAFETY AND CONSOLIDATION SOCIETY
Antonova L.L. Polyushkevich O.A.
The purpose of work the article deals with the social and philosophical perspectives of development of social and cultural security, reveals the impact on the process of consolidation of the various social groups.
Results. The study concludes that the design of the causes of formation and development of social and cultural issues of security and consolidation.
Field of application of the results. The results can be used to adjust the state of politics and ideology, to study the functioning of social institutions, and cultural potential.
Keywords: security, consolidation, and socio-cultural factors.
Сегодня не только военная мощь государства может обеспечить безопасность общества. Но и социокультурные трансформации меняют социальное восприятие общественных изменений.
Социокультурная безопасность - это основа развития общества. Она обеспечивает устойчивое состояние социума, оптимальное удовлетворение потребностей народа, качество жизни, создание условий для развития личности с учетом социокультурных особенностей страны и воспроизводства.
Объектом социокультурной безопасности выступает личность, ее права и свободы в обществе, а также общность людей объединенных ценностными и моральными установками. Социокультурная безопасность строиться не только на политике властей, но и на реальных адаптационных стратегиях населения в новых социально-экономических, политико-культурных условиях.
Социокультурная безопасность многогранна. Она выражается в нормах закона (определять легитимность тех или иных действий); в нормах морали (определять «правильность» или «неправильность» поступков); в нормах социальных институтов (семьей, здравоохранением - определяющими духовные и биологические нормы развития); в экономических возможностях (способности удовлетворить свои запросы и потребности); социальным положением человека или группы. Не последнее место в этом процессе занимают и интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, образовательный уровень населения, научные и производственные ресурсы, многообразие, эффективность экономических, культурно-исторических связей.
Рассмотрим более детально обозначенные формы социокультурной безопасности.
Нормы закона в 90-е годы ХХ века в России утратили серьезную долю своего воздействия на общество. Формально - они оставались действующими нормами права, но реально, население или предприниматели предпочитали обращаться за урегулированием спорных ситуаций к определенным группам, т.к. закон не давал им гарантий.
Мораль - это основа для внутреннего определения безопасности или угрозы. Последние 25 лет, моральные нормы существенно раздвинулись, вследствие распространения массовой культуры, образцов американского образа жизни и т.д. Люди среднего и тем более старшего поколения, глядя на молодежь, на фильмы, слушая музыку - сомневаются в истинности своих взглядов. А когда рушиться внутренние устои, которые формировались столетиями, то о какой безопасности личности или целого общества может идти речь?
Новые экономические возможности рассчитаны в большей степени под молодое поколение, т.к. последние более мобильны, гибки и креативны. Уже молодые поколения обучают более старшие. Очевидна реализация на практике теории М. Мид о трех типах культуры [2]. В современном обществе все больший вес занимает префигуративная культура, образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики.
Современное общество породило новые формы коммуникации, что вызвало разрушение государственных, территориальных, религиозных, национальных, языковых границ и как результат - изменило представления людей о социальном устройстве. Личные и групповые социальные границы существенно расширились, что привело к трансформации социокультурной безопасности. Ключевым моментом этого процесса выступила вестернизация и культурная экспансия.
Культурная экспансия - это распространение, расширение сферы влияния одной культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Наиболее ярким примером экспансии во второй половине ХХ века выступает политика США - направленная на насаждение своей культуры, экономических условий и отношений, стратегий и возможностей (в 60-е в Японии, в 70-е в Латинской Америке, в 90-е в России). Распространение норм и ценностей западного общества на все остальные (восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские, азиатские и др. общества) -называют вестернизацией. Этот процесс происходит через средства массовой информации: музыку, фильмы, книги, рекламу; через продукцию и новые стили потребления и т.д. Они вытесняют национальную продукцию с рынка, заполоняя собой основные сферы и формируя, тем самым, новые установки и представления о должном и ложном.
Культурная экспансия, которую мы наблюдаем последние 25 лет в России, привела к серьезным изменениям в установках и социальных представлениях россиян. Произошли трансформации в сфере престижных и пафосных профессий [1]. Ранее ценимые и уважаемые профессии врачей, учителей, милиционеров в 90-е годы ХХ века потеряли свой вес и значимость и приоритетными стали профессии киллеров и проституток. Последствия этих процессов до сих пор сказываются на нашем обществе. Хотя к концу первой декады XXI века стали возвращаться былые ценности, но все же пренебрежительное отношение сохранилось, в силу низкого заработка, отсутствия былого социального уважения. Престижными становятся профессии юристов, экономистов, топ-менеджеров - те профессии, о которых снимаются фильмы, где главные герои представляют собой успешных и состоявшихся людей.
Замена социально значимых и уважаемых профессий произошла не случайно. Это результат внедрения американских фильмов, а вместе с тем и
представлений об успехе, престиже и статусе человека той или иной профессии.
«Panem et circenses» - это требование народа, существовавшее еще в Древнем Риме. Сегодня в России оно приобрело новый размах. Благодаря культурной экспансии США произошли изменения в потребительском поведении россиян. Вошел в обиход термин «массовое общество», когда население ориентируется на потребление одинаковой продукции, обладает схожими установками, не оценивает критично информационный поток и т.д. Или же, такие нормы американской жизни как «жизнь в кредит», «жизнь в займы» все более входит в нашу повседневность. Люди приобретают товары не по своему достатку, а по своим желаниям - обрекая себя на пожизненную кабалу (выплатив один кредит, берется следующий - и схема повторяется неоднократно).
Из этого следует, что общество становится более управляемым. Основная внутренняя черта глобализации - это формирование схожих внутренних норм и требований, и одновременным стиранием национальных, этнических особенностей в культуре, языке и т.д. То есть, выстраивается единая система бытовых ценностей (единое восприятие «героя», «государства», «семьи» и.д. ).
Вестернизация изменила стратегии и возможности россиян в сфере личных ценностных ориентаций. Фондом Либеральная миссия в 2009 году было проведено изучение базовых ценностей россиян. Результаты его показали, что «средний россиянин демонстрирует высокое стремление к личным достижениями в сочетании с отсутствием готовности к новациям, повышенной тревожностью. У россиян остается меньше места для заботы о равенстве и справедливости в стране и в мире. Какова стратегия такого человека? Он, вероятнее всего, достаточно эгоистичен, подозрителен к окружающим, стремиться преуспеть, но не очень заботится об интересах окружающих.
1 Лат. - Хлеба и зрелищ
2 Смотря американские фильмы и перенимая их нормы, мы формирует и требования к себе, к государству идентичные тем, что показаны на экране.
Возможно ли экономическое развитие общества с такими ценностями?» [3]. То есть, конкретному индивиду данная стратегия приносит плоды. Но эти же ценности отрицательно связаны с общим благополучием страны в целом. Данная стратегия имеет свои истоки. Например, стратегия сохранения накопленного хорошо работает, когда все рушится. Но уже давно не все рушится, а ценности как феномен, всегда отстающий от реальной ситуации, остаются прежними, т.к. постоянно подкрепляются западными фильмами, рекламой и в целом СМИ.
Культурная экспансия способствовала развитию глобализационных процессов в экономике, политике, культуре, образовании и т.д. Например, центры крупных транснациональных компаний зачастую располагаются в США, тогда как само производство разбросано по всему миру; система образования ориентирована на усредненного специалиста, получающего одинаковое образование в заведениях Европы и США.
Экономическая экспансия приводит не к улучшению национальной культуры, а нивелированию ее достоинств. Например, система образования в России значительно более многовекторна и качественна, специалисты обладают более широким кругозором, чем в американский системе образования, где доминирует подход «узкого специалиста» в своем вопросе. При этом, до 80% интеллектуальной собственности США разработано представителями других стран. США покупает кадры в других странах -привлекая их высокой заработной платой, социальными гарантиями, условиями труда, перспективами реализации научных и технических открытий на практике в более короткие сроки и в более качественных условиях. Наряду с этим, основное население США абсолютно не требовательно к системе образования.
Россияне всегда готовы к переменам, мы стремимся к ним, а американцы стремятся к стабильности, а не изменчивости. У американцев нет социальных изменений, у них они экономические.
Но стоит упомянуть еще об одном аспекте. Экспансия происходит не только со стороны стран запада в России, но и сами россияне - существенно изменяют социальное и культурное пространство других государств. Более 75% населения побывало за границей в качестве туристов, чуть более 40% постоянно посещают зарубежные страны [4, с. 112].
А также, большой отток населения происходит на постоянное место жительства в Грецию, Италию, Германию, где количество русских растет с каждым годом на 2-3%. Культурная экспансия русских происходит на качественно ином уровне. Если американская культура воздействует через музыку и фильмы, то русская через бытовое общение, формы коммуникации и т.д. Это меняет форму и формат отношений существующих в той или иной стране.
Уникальность современной ситуации в том, что под воздействием процессов глобализации, традиционные схемы защиты, понимания «своего» и «чужого» качественно меняются. Изменяется смысл категории безопасность. Можно выделить: безопасность от и безопасность для.
Безопасность от определяется внешней угрозой (крупным военным конфликтом или наличием атомного оружия); расчленение единого пространства России с целью получения доступа к природным ресурсам страны, созданию рынка сбыта иностранных товаров, и главное - стремление исключить в перспективе возможность создания на евразийском пространстве сильного государства, способного претендовать на мировое лидерство (например, расширение блока НАТО на восток); кризисных тенденций экономического и социального развития государств мирового сообщества, а также соперничество государств за раздел сфер влияния в политике, экономике, культуре и спорте.
Безопасность для обусловлена стремлением к чему-либо или для чего-либо: для единства народа, нации, государства; для сплочения страны; для лидерства и приоритетов страны в разных сферах и т.д.
Если вспомнить недавнюю историю Советского общества, безопасность для была приоритетным началом для государства, а безопасность от -второстепенным, но также присутствующим в стратегиях государственного развития. Например, «дружба народов» - это была общенациональная идея, советское государство никогда не было так сильно как после активизации данной национальной идеи начиная с 30-х годов ХХ века. В современной ситуации - ситуация прямо противоположная. Власть выстраивает линию активизации безопасности от, забывая о внутренней работе с населением. Тем самым упускается ключевой момент внутренней динамики.
Уроки истории нас не учат. Если угрозу видеть и ожидать только во вне, то можно пропустить внутренние важные социокультурные сдвиги, изменяющие установки и представления россиян о своей жизни и жизни страны.
Список литературы
1. Кармадонов О. А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социологический журнал. 2001. № 1.
2. Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988.
3. Научный семинар. Европейское социальное исследование и изучение базовых ценностей россиян на его основе [электронный ресурс]. ЦКЪ: http://www.liberal.ru/articles/4533 (дата доступа 28.12.12).
4. Полюшкевич О.А. Социокультурная солидарность. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011, 221 с.
References
1. Karmadonov O. A. Prestizh i pafos kak zhiznennye strategii sotsioekonomicheskoy gruppy (analiz SMI) [Prestige and pathos as the life strategies of socioeconomic groups (media analysis)]. Sotsiologicheskiy zhurnal, no. 1 (2001).
2. Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow: Nauka, 1988.
3. Nauchnyy seminar. Evropeyskoe sotsial'noe issledovanie i izuchenie bazovykh tsennostey rossiyan na ego osnove [Scientific Seminar. European social research and study of the basic values of Russians based on it]. http://www.liberal.ru/articles/4533 (accessed on 28/12/12).
4. Polyushkevich O.A. Sotsiokulturnaya solidarnost [The socio-cultural solidarity]. Irkutsk: ISU, 2011. 221 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Антонова Людмила Львовна, доктор социологических наук, профессор Иркутский государственный университет путей сообщения ул. Чернышевского, 15, г. Иркутск, 664074, Россия
Полюшкевич Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент Иркутский государственный университет бул. Гагарина, 20, г. Иркутск, 664003, Россия e-mail: okwook@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Antonova Lyudmila Lvovna, PhD of Social Sciences, Professor
Irkutsk State University of Railway Engineering 15, Chernyshevskogo str., Irkutsk, 664074, Russia
Polyushkevich Oksana Aleksandrovna, PhD of philosophy, Associate Professor
Irkutsk State University
20, Gagarina bul., Irkutsk, 664003, Russia
e-mail: okwook@mail. ru Рецензент:
Кармадонов О.А., д-р филос. наук, проф.