УДК 004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1392-1396
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ
© М.С. Чванова1'2*
1) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73 2) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Анализируется отношение молодежи к системе открытого образования, рассматриваются различные аспекты ее развития в контексте совершенствования интернет-технологий, а также с позиции изменения педагогических взглядов. Особенностью статьи является применение принципов нелинейной динамики для выявления направлений развития системы открытого образования, что позволяет понять новые задачи при развитии системы открытого образования, в т. ч. с учетом развития новых форм интернет-социализации молодежи. Ключевые слова: система открытого образования; интернет-сообщество; нелинейная динамика; синергетиче-ский подход; интернет-социализация
ВВЕДЕНИЕ
Исследование развития системы открытого образования нашло отражение в научных публикациях с момента появления потребности людей учиться в любое время и в любом месте. Существует многообразие взглядов на толкование сущности, особенностей, структуры, содержания системы открытого образования в контексте предмета исследования разных наук. Накоплена и определенная практика организации образовательных открытых курсов как на международном и общероссийском уровнях, так и на уровне значительной части конкретных вузов.
Наиболее полно отдельные аспекты и стадии развития системы открытого образования представлены в трудах ученых-педагогов. Ее анализировали с позиций системного, информационного, личностно-деятельно-стного и других научных подходов. Использование каждого из них может дать ответ на тот или иной вопрос о сути, структуре, содержании и функционировании. Использование принципов нелинейной динамики или синергетического подхода, по-нашему мнению, может позволить понять наиболее вероятные направления развития системы открытого образования, что важно с позиции учета новых форм социализации молодежи в интернет-пространстве.
Синергетический подход используется для рассмотрения процессов системной самоорганизации, он отрицает запрограммированность, признает роль случайностей в эволюции систем, нелинейность, мульти-стабильность саморегулирующихся систем, включающих человека и общество. А поскольку Интернет развивается как самоорганизующаяся система и для него характерны многообразные мелкие флуктуации, то это может служить убедительным аргументом применения синергетического подхода для прогнозирования разви-
тия системы открытого образования, ведь Интернет стал его технологической средой. Общие закономерности нелинейной динамики использовались при исследовании социальных и педагогических систем, в т. ч. и нами [1-2]. Практика его применения позволяет нам продолжить исследовать пути развития системы открытого образования. Но прежде обратимся к отдельным аспектам современных проблем, сопровождающих ее развитие.
Отношение молодежи к системе открытого образования в реальном секторе образования. При
оценке современной ситуации важно учитывать отношение молодежи к открытым онлайн-курсам и динамику изменения мнений студентов с течением времени. Исследования с 1998 г. с интервалом в пять лет [3-4] позволили заметить, что любопытство к новой образовательной технологии сначала приводило к некоторому росту интереса. По мере развития системы ситуация стабилизировалась, и количество голосов в поддержку данной технологии уже не увеличивалось. Проведенный в 2016 г. опрос показал, что Интернет оказывает влияние на социальные потребности пользователей: общение, популярность, господство над другими людьми, принадлежность к определенной группе, лидерство, признание, трудовую деятельность, социально-экономическую активность и др. Виртуальная среда становится частью жизни, меняя стиль, образ жизни, привычки, круг интересов и общения. Использование интернет-ресурсов предоставляет человеку преимущество [4].
Интересно мнение студентов обычных вузов по отношению к системе открытого образования. Так, например, из академической группы студентов второго курса одного из московских вузов, которым было предложено пройти общеобразовательный курс в сис-
теме открытого образования, завершили его только около 10 %. Остальные просили проведения традиционного итогового контроля знаний. Беседа показала, что они высоко оценивают качество и содержание курса, но после второго-третьего занятия прекратили он-лайн-обучение по разным причинам.
Направления модернизации системы открытого образования с позиции педагогики и с позиции развития интернет-технологий. Развитие средств информатизации и осмысление с позиции педагогики позволяют озвучить отдельные аспекты совершенствования системы открытого образования:
- при определении содержания современного образования становится важным сформировать знания не впрок, а для реальных потребностей в деятельности. Основа этого содержания ориентируется на решения профессиональных проблем с учетом логики научного познания;
- открытое образование, скорее всего, осуществит переход построения содержания обучения от дисциплин к интегрированным курсам, отражающим целостное представление о профессиональной деятельности. Эти курсы предстоит создать;
- приоритетными становятся методологические знания, необходимые студентам для умения прогнозировать профессиональные задачи. Фундаментальное знание выстраивается не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности;
- ведущими становятся активные (но не развлекательные) индивидуальные и групповые формы работы с учебным материалом на основе использования интернет-технологий;
- обучаемый становится полноценным субъектом деятельности при решении учебно-профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.
Рассмотрим развитие системы открытого образования в контексте изменения современных интернет-технологий, перечислим возможные изменения:
- в развитии системы открытого образования, как мы полагаем, может наблюдаться направленность субъекта образовательного процесса от «обучаемого» к «клиенту», что ориентирует на потребности клиента с акцентом на создание мотивирующей среды (сейчас делаются попытки реализовать это в новых предметно-ориентированных соцсетях);
- востребованная система открытого образования, скорее всего, будет опираться на реализующуюся в программе и объявленную обучаемому концепцию (что созвучно и реализуется для привлечении клиентов в интернет-продажах);
- перспективная система открытого образования нацелена на увеличение ключевых показателей для решения конкретной профессионально-ориентированной проблемы, на качество процесса (формирование конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных, контролируемых целей);
- реализация потребностей сетевого сообщества через формирование прагматичной цели обучения (выявляются конкуренты, их активность в соцсетях, выявляется целевая аудитория, разрабатывается «контент-план», выявляются инструменты и методы развития сайта и методы управления интересами);
- адаптирующийся под среду дизайн, обеспечивающий качественное отображение образовательного портала на различных устройствах выхода в Интернет. Мобильная версия образовательного портала содержит только тот контент и те разделы, которые нужны именно мобильным пользователям. Текст подается в максимально сжатой форме для удобства клиентов при чтении со смартфонов;
- мотивированность на увеличение длины сеанса и глубины просмотра в системе открытого образования, с использованием, например, «сайдбара» со статьями на близкую тему. Пользователь образовательного портала, читая материал, видит плашку со ссылками на похожие статьи и может переходить по ним (сейчас это реализуется в новостных интернет-сайтах);
- наблюдается тенденция изменения подхода к формированию образовательного контент-плана для каждой аудитории и источникам поступления контента. Включаются RSS-ленты, предметно ориентированные блоги, новостные издания, лидеры мнений, копи-райтеры, видеографы, фотографы, художники, специалисты. Это требует указания требований к контенту по тексту и заголовку, указания о том, какие медиамате-риалы могут присутствовать в постах и альбомах, какие образовательные темы должны подниматься участниками группы. Формируется своего рода сетка формата постов в контент-плане на период размещения. На основании этих требований формируются конкретные требования для специалистов: преподавателей, фотографов, дизайнеров и т. д. Данные аспекты сегодня в системе образования системно не проработаны и практически не реализованы с позиции образовательных потребностей и задач;
- при формировании образовательного контента необходимо учитывать актуальные интернет-тренды. Во-первых, вне зависимости от образовательных приемов, образовательный контент не должен быть развлекательным. Вместо этого можно рассказывать об ученых и др. Во-вторых, важно собирать персонифицированный образовательный контент. В-третьих, нужен переход к экспертным мнениям, показывая, как знания встраиваются в реальные бизнес-процессы, реальную жизнь: направленность на публикацию кейсов из личного опыта; показ человеку, за что он заплатит деньги; демонстрацию пробного занятия; показ работы портала и его отличие. В-четвертых, вовлечение клиента в эмоции так же важно, как и экспертный контент. Экспертный контент может вызвать эмоции, он интересен и подходит для любой аудитории. В-пятых, если контент дает удовлетворение скрытой амбиции чувствовать себя умным - его купят;
- для выявления эффективности инструментария нужно ориентировать развитие системы открытого образования на сбор нестандартной для системы образования статистики - отслеживать количество переходов, вести подсчет охвата, привлечения новых пользователей за день, неделю или же другой конкретный период времени и другое, что актуально для современных соцсетей.
Возможные точки бифуркации для перехода системы открытого образования в новое качество.
В настоящее время существует понимание того, что практически не учитываются новые формы социализации молодежи в Интернете, что приводит к заметному
снижению мотивации обучения в системе открытого образования, и, несмотря на использование онлайн курсов лучших преподавателей, значительная доля обучаемых их не завершают.
Вместе с тем система открытого образования, учитывающая развитие потребностей и новые формы социализации в интернет-пространстве, нужная современной молодежи, - сложная открытая система, находящаяся в неравновесном состоянии. Поэтому обратимся к языку и подходам нелинейной динамики (синергетики).
Во-первых, все системы можно разделить на замкнутые и открытые. Применительно к педагогическим системам открытость подразумевает обмен информацией и влечет изменение ее свойств в направлении большей свободы в обучении, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - доставке знаний при появлении профессиональных потребностей.
Во-вторых, должен выполняться принцип гомео-статичности как поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к поставленной цели - формированию профессиональных компетенций обучаемых.
В-третьих, системы подчиняются принципу иерархичности. Смыслом структурной иерархии является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим, а коллективные переменные представляются на более высоком иерархическом уровне, нежели элементы системы. В соответствии с этим принципом процесс подготовки специалиста в системе открытого образования (как нами было показано ранее [1]) может быть организован на личностном уровне, на уровне образовательного заведения, на уровне глобального профессионально-ориентированного интеллектуального пространства.
Основу образовательного процесса в системе открытого образования составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея средства обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем через Интернет с помощью специальных ресурсов. Открытость образования предполагает интеграционные процессы с международной наукой и образованием, широкое использование Интернета, междисциплинарный характер получаемого образования в сфере различных областей знания.
В-четвертых, проявление принципа нелинейности применительно к системе открытого образования заключается в нелинейной передаче знаний, овладении способами самообразования, стимулировании превращения образования в творческий процесс. Например, нелинейность способствует возникновению флуктуа-ций, обусловленных социальным партнерством вуза с научными организациями и предприятиями. Флуктуации могут усиливаться, распространяться на всю систему и делать устойчивым новое состояние системы. Открытость позволяет эволюционировать системам от простого к сложному, иерархический уровень может развиваться только при обмене информацией с другими уровнями. На языке иерархических уровней принцип открытости подчеркивает возможность явлений самоорганизации бытия в форме существования ста-
бильных неравновесных структур и возможность смены типа неравновесной структуры, типа аттрактора.
В-пятых, переход к новому состоянию происходит скачкообразно, что позволяет говорить о применении принципа неустойчивости. Состояние, траектория или программа образовательной системы неустойчивы, если любые сколь угодно малые отклонения от них со временем увеличиваются. В точке неустойчивости система является чувствительным приемником и получает информацию, ранее недоступную.
Такие состояния неустойчивости - точки бифуркаций - обязательны в ситуации рождения нового качества, они характеризуют рубеж между новым и старым, только в них можно не силовым, а информационным способом - сколь угодно слабыми воздействиями -повлиять на выбор поведения системы.
В развитии системы открытого образования важно понять логику формирования интернет-аудитории, она является результатом развития интернет-общения и отражает изменения интересов и потребностей интернет-сообщества - это многочисленные мелкие флуктуации в Сети, это неоднородная, относительно неустойчивая социальная общность, объединенная опосредованным интернет-взаимодействием, обладающая общностью интересов, осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. Мы полагаем, что именно флуктуации настроения и потребностей интернет-аудитории могут способствовать появлению точек бифуркаций и переходу системы открытого образования в новое состояние и новое качество.
Одна из таких потребностей и ее возможная реализация в новой форме социализации студентов в интернет-пространстве - участие в реальной профессионально-ориентированной проектной деятельности студентов наукоемких специальностей, что позволит ориентировать их деятельность на потребности профессионального сообщества и по завершении обучения в вузе быть востребованными с результатами своей деятельности как на рынке труда, так и на рынке товаров и услуг. Вместе с тем решение этой задачи потребует разработки технологий выбора актуальной темы проекта, руководителя, команды, оценки качества выполнения и результативности проектной деятельности.
Еще одна из потребностей и ее возможная реализация в новой форме социализации студентов в интернет-пространстве - это участие в реальной практике при гармонизации потребностей как студента, так и предприятия, организации или бизнеса. Известно, что в последнее время традиционная организация производственной практики в вузах дискредитировали себя. Есть необходимость в разработке новых технологий диалога и прямого взаимодействия представителей реального сектора экономики и студентов с их интересами и потребностями.
Следующая, пока не реализованная, потребность и возможная ее реализация в новой форме социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве - это решение проблемы погружения студентов в мир профессионально-ориентированных событий. Пока делаются слабые попытки как некоторое «раскачивание ситуации»: преподаватели агитируют студентов пойти на выставку, принять участие в конференции, участвовать в конкурсах профессионального сообщества. Но эти приглашения носят скорее случайный характер и не являются образовательной технологией, развивающей интерес к развитию профессиональных методов и
инновационных подходов. Предположительно, можно говорить о том, что профессионально-ориентированные специальные программы-агрегаторы позволят организовать профессиональный диалог молодежи с участием специалистов в системе открытого образования как новую форму социализации.
Еще одна потребность, которая еще четко не сформулирована, но есть некоторое ее осмысление, - сама система открытого образования должна быть значительно демократичнее, в новой образовательной системе знания должны предоставляться по потребности в течение жизни.
Неформальная структура сообществ и их анонимность способствуют выбору способов либо завершению взаимодействия членов виртуального сообщества по собственной воле. Многообразие событий Сети могут сводить к минимуму возможность проявления власти в управлении учебным процессом, что связано и с практическим отсутствием специально организованного социального контроля в интернет-сообществе. Для становления и развития социального института открытого образования это может стать важным фактором, который необходимо учитывать для развития новых форм социализации молодежи.
В практике развития системы открытого образования в настоящее время наблюдается многообразие попыток найти технологические решения в силу понимания неэффективности старых технологий в новых условиях. Пока флуктуации не приводят к переходу системы открытого образования в новое качество, но есть большая вероятность появления в самое ближайшее время точек бифуркации.
Влияние интернет-технологий на все сферы жизнедеятельности различных социальных групп (по возрасту, национальности, социальному статусу) становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития общества [5], проявляющихся в формировании аудитории Интернета, развитии сетевых сообществ и активном взаимодействии поль-
зователей в социальных сетях, становлении сетевой экономики, активном развитии электронной коммерции, появлении новых видов девиантного поведения (хакерство, сетевой троллинг).
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассмотренные аспекты развития открытого образования в контексте технологического развития социума и интернет-социализации свидетельствуют о том, что интернет-пространство можно рассматривать в качестве индикатора социокультурной динамики развития открытого образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чванова М.С., Храмова М.В. Синергетический подход к модернизации образовательных технологий в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 95-109.
2. Чванова М.С., Храмова М.В. Синергизм системы открытого образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 1. № 19. С. 9-21.
3. Чванова М.С., Старов М.И., Вислобокова М.В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения // Педагогическая информатика. 1999. № 1. С. 38-45.
4. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 7-25.
5. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 13-24.
БЛАГОДАРНОСТИ: Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 16-06-00176, 2016-2018.
Поступила в редакцию 10 сентября 2017 г.
Чванова Марина Сергеевна, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента программ высшей квалификации, профессор кафедры информационных систем; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, профессор кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Чванова М.С. Развитие системы открытого образования с позиций нелинейной динамики // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1392-1396. DOI: 10.20310/18100198-2017-22-6-1392-1396
For citation: Chvanova M.S. Razvitie sistemy otkrytogo obrazovaniya s pozitsiy nelineynoy dinamiki [The development of open education system from the positions of nonlinear dynamics]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 1392-1396. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-61392-1396 (In Russian, Abstr. in Engl.).
UDC 004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1392-1396
THE DEVELOPMENT OF OPEN EDUCATION SYSTEM FROM THE POSITIONS OF NONLINEAR DYNAMICS
© M.S. Chvanova1'2
1) K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management 73 Zemlyanoi Val St., Moscow, Russian Federation, 109004 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The attitude of young people to the system of open education is analyzed, various aspects of its development in the context of improving Internet technologies, as well as from the point of view of changing pedagogical views are examined. Feature is the application of the principles of nonlinear dynamics to identify the direction of development of the open education system. This allows to understand new tasks in the development of the system of open education, including taking into account the development of new forms of Internet socialization of young people.
Keywords: system of open education; Internet community; nonlinear dynamics; synergetic approach; Internet socialization
REFERENCES
1. Chvanova M.S., Khramova M.V. Sinergeticheskiy podkhod k modernizatsii obrazovatel'nykh tekhnologiy v sisteme otkrytogo obrazovaniya [Synergetic way to modernization of educational technologies in system of open education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki — Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 11 (103), pp. 95-109. (In Russian).
2. Chvanova M.S., Khramova M.V. Sinergizm sistemy otkrytogo obrazovaniya [Synergism systems of open education]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus — Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2012, vol. 1, no. 19, pp. 9-21. (In Russian).
3. Chvanova M.S., Starov M.I., Vislobokova M.V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty distantsionnogo obucheniya [Psychological-pedagogical aspects of distance education]. Pedagogicheskaya informatika — Pedagogical Informatics, 1999, no. 1, pp. 38-45. (In Russian).
4. Chvanova M.S., Khramova M.V., Sletkov I.A., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Kotova N.A. Issledovanie vliyaniya Interneta na sotsial'nye potrebnosti pol'zovateley [The research of the Internet on social needs of users]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki — Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 7-25. (In Russian).
5. Yurev V.M., Chvanova M.S. Chelovek v informatsionnom obshchestve: novye vozmozhnosti i perspektivy [A human in the information society: new possibilities and prospects]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus — Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2014, no. 2 (24), pp. 13-24. (In Russian).
ACKNOWLEDGEMENTS: The results obtained under support of Russian Foundation for Basic Research on the project: "Sociological analysis of the Internet-space as an indicator of social and cultural dynamics of open education dynamics", no. 16-06-00176, 2016-2018.
Received 10 September 2017
Chvanova Marina Sergeevna, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, Moscow, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Higher Qualification Programs Department, Professor of Information Systems Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]