DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-67-74 УДК 37+004
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИУМ1
Марина Сергеевна ЧВАНОВА12), Татьяна Юрьевна КИТАЕВСКАЯ2), Ирина Александровна КИСЕЛЕВА2)
1)1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73 2) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ms@tmbtsu.ru, kmm@tsu.tmb.ru, irinakiselyo@yandex.ru
Аннотация. Проанализированы факторы воздействия Интернета на социум, их место и роль в модернизации открытого образования. Факторы воздействия Интернета на социум рассмотрены через изменение и удовлетворение следующих потребностей интернет-пользователей: использование новых образовательных технологий и их генерация в интернет-пространстве; формирование проектных компетенций в процессе общения и потенциал новых форм интернет-социализации в их реализации; взаимодействие с внешними партнерами и развитие средств общения в Интернете; взаимодействие в процессе обучения с использованием новых форм интернет-социализации. Рассмотрены новые формы интернет-социализации, такие как: социальные сети; ресурсы облачных технологий; онлайн-форумы; чаты; электронные научные видеоконференции; видеоконференции; электронные библиотеки; электронное правительство; онлайн-банкинг; досуговые сервисы. В рамках исследования проанализированы педагогические аспекты воздействия интернет-факторов на социализацию молодежи.
Ключевые слова: Интернет; коммуникации; дистанционное обучение; открытое образование; проектная деятельность
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время технологии дистанционного обучения, включающие системы разработки и управления образовательными курсами, позволяют решать достаточно широкий спектр задач. Вместе с тем использование дистанционных курсов не дает желаемых результатов - процесс формирования различных компонент готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности идет фрагментарно и не полно [1]. Многолетний опыт использования интернет-курсов показал, что при использовании технологий дистанционного обучения относительно хорошо формируется «знаниевый» компо-
1 БЛАГОДАРНОСТИ:
1. Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 16-06-00176, 2016-2018.
2. Отдельные аспекты исследованы и получены соответствующие результаты при финансовой поддержке РФФИ по проекту: «Педагогические основы социализации молодежи в интернет-пространстве и их реализация в системе образования», № 17-36-00039, 2017-2019.
нент в целом, из личностного компонента удается сформировать эмоционально-волевой компонент готовности к профессиональной деятельности. Что касается важных для специалиста компонентов когнитивного и моти-вационного, то при использовании технологий дистанционного обучения они заметно деформируются по причине отсутствия общения с преподавателем, который является носителем, как говорят, наследственной профессиональной среды [2].
Необходимо отметить, что на современном этапе на развитие системы открытого образования, по нашему мнению, оказывают влияние новые формы интернет-социализации. Пользователи Сети входят в социо-куль-турную среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований [3]. При этом «виртуальная социализация» отличается от «традиционной» опосредованностью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В первом случае они являются (средой) социализации, во втором - ее фактором (причиной, силой
© Чванова М.С., Китаевская Т.Ю., Киселева И.А., 2018
67
влияния). Цель нашего исследования - направления или аспекты модернизации системы открытого образования под воздействием факторов влияния Интернета на социум.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИУМ
Факторы влияния Интернета на социум опосредованно можно наблюдать через изменение и удовлетворение потребностей интернет-пользователей. Интернет привлекает пользователей, прежде всего, как среда удовлетворения многообразия социальных потребностей. Проведенный в 2016 г. опрос показал, что Интернет оказывает влияние на социальные потребности пользователей: общение, популярность, господство над другими людьми, принадлежность к определенной группе, лидерство, признание, трудовую деятельность, социально-экономическую активность и др. Виртуальная среда становится частью жизни, меняя стиль, образ жизни, привычки, круг интересов и общения. Это удерживает и притягивает молодежь [4].
Вместе с тем система открытого образования, имея существенный потенциал использования новых форм социализации молодежи, реализует его фрагментарно, не в полном объеме. Что дает множество существенных возможностей для модернизации системы открытого образования.
Эти два аспекта приводят к противоречию, которое необходимо решить для того, чтобы образовательная среда системы открытого образования стала естественной формой социализации современной молодежи. Следовательно, возникает проблема: как указанный выше потенциал Интернета реализовать в системе открытого образования. Актуальность исследования вопросов, связанных с этой проблемой, обусловливается следующими факторами.
Во-первых, в условиях модернизации и информатизации российской системы образования появляется потребность в поиске и применении принципиально новых образовательных технологий, способствующих формированию новых компетенций специалистов наукоемких отраслей для инновационной экономики [5].
Технологическая модернизация, интеграция научных областей, постоянная гене-
рация новых знаний диктуют новые требования к специалисту - владение соответствующими проектными компетенциями, способствующими превращению соответствующих знаний в инновационные продукты [6].
В этих условиях при подготовке специалистов, особенно наукоемких специальностей в системе открытого образования, важным является создание среды, способствующей развитию специалистов нового формата -«инноваторов». Существующие технологии обучения трансформируются, интегрируются в существующие системы дистанционного обучения, становясь площадкой для выполнения учебных проектов и средой, позволяющей перевести учебные проекты и учебную деятельность в профессиональное поле.
В процессе подготовки специалистов наукоемких специальностей необходимо постоянно вносить изменения как в содержание, так и организацию учебного процесса. Необходимыми становятся знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности, введение предпринимательских идей в содержание существующих курсов. Такая организация учебного процесса невозможна без продуманной системы коммуникаций на основе интернет-технологий, позволяющей решать поставленные задачи, а также способствующей формированию компетенций профессионального общения.
Вышесказанное заставляет нас особым образом рассмотреть организацию проектной деятельности с учетом потенциала интернет-технологий в среде профессионального сообщества и реализовать в системе открытого образования подготовки специалистов наукоемких специальностей.
Во-вторых, становление и развитие системы открытого образования основывается на новых принципах и технологиях обучения, поэтому возникает потребность формирования проектных компетенций, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности в наукоемких отраслях и формируются, как правило, в проектной деятельности [7; 8, с. 4].
Проектная деятельность будущего специалиста должна включать в себя действия, позволяющие в дальнейшем не только разрабатывать «научный продукт» (теоретические и практические исследования, компьютерные программы - в зависимости от направления
подготовки), но и доводить соответствующие исследования (разработки) до стадии доведения до опытного образца, с последующим его сопровождением в процессе разработки. Для этого специалистам наукоемких специальностей (СНС) необходимо иметь опыт разработки проектных решений и их реализации в определенной среде; использовать информационные технологии в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности; формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем; обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач; решать формализуемые и трудно формализуемые задачи; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; осуществлять планирование проекта на всех этапах его осуществления; решать задачи управления проектами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и применять их в рамках своего проекта; обладать устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации.
В-третьих, развитие Интернета и единого информационно-образовательного пространства способствовало формированию мирового рынка образовательных услуг на основе использования глобальных и локальных сетевых технологий [9-14]. В связи с этим актуальность исследования обусловлена потребностью во взаимодействии с внешними партнерами, поиске путей взаимодействия в процессе обучения на основе новых форм интернет-социализации.
В процессе взаимодействия происходит налаживание связей с региональным и мировым сообществами, в том числе с бизнес-структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию задач проектной деятельности, привлечение инвестиций в инновационную и образовательную деятельность.
На различных этапах подключаются различные средства ИКТ, но главной целью их использования является организация взаимодействия с профессионально-ориентированным сообществом и мировым информационным пространством: поиск профессионально-значимых задач в соответствии с проблемным полем, обозначенным руководителем, консультации в профессионально-ориентированном сообществе, знакомство с профессиональной литературой в электронных библиотеках с новейшими научными и техническими публикациями.
В-четвертых, постоянное присутствие в Интернете способствует его влиянию на процессы социализации молодежи. Процесс обучения происходит с использованием новых форм социализации: социальные, экспертные сети, сообщества, онлайн-форумы, научные конференции, видеоконференции, чаты. Возникает потребность в поиске путей взаимодействия в процессе обучения на основе новых форм интернет-социализации.
Развитие педагогических сообществ и интерактивных методических кабинетов в социальных сетях ведет к непрерывному формальному или неформальному образованию за счет возможности интерактивного взаимодействия педагогов друг с другом в удобное для каждого время, что, несомненно, приводит к повышению уровня профессиональной культуры. Такие сервисы позволяют выстроить особую образовательную систему, включающую в себя организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе профессиональные консультации, мастер-классы, презентации, экспертизу материалов, авторские курсы повышения квалификации и т. п. На сегодняшний день успешно функционируют многочисленные интернет-площадки, являющиеся сетевыми педагогическими сообществами: «Педсовет.о^», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Интернет-государство учителей», «Образовательный портал Ucheba.com», портал «МинОбр.орг», «Сетевое сообщество Соц-Образ» и др.
В рамках нашего исследования были выделены интернет-факторы и педагогические аспекты их воздействия на социализацию молодежи (табл. 1).
Таблица 1 Интернет-факторы социализации
Интернет-факторы социализации Педагогические аспекты социализации
Участие в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Face-book и т. д.) организация непрерывного обучения (в рамках формального, информально-го и неформального образования); организация педагогических сообществ и сообществ обучающихся; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; организация образовательных видеоконференций; интерактивный контроль знаний; развитие познавательного интереса; развитие критического мышления; поиск, хранение, передача информации; обмен опытом
Использование ресурсов облачным технологий (Yandex Диск, Google Диск и т. д.) хранение, передача информации; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; интерактивный контроль знаний
Подписка на новости медийной интернет-среды (СМИ) (федеральные и региональные порталы с новостными лентами, онлайн видеосервисы) активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; развитие критического мышления; поиск информации
Использование досуговым сервисов (интернет-энциклопедии, виртуальные музеи, 3D панорамы и т. д.) медийное сопровождение формального и информального образования; формирование культурно-досуговой среды; активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; поиск информации
Участие в онлайн-форумах, чатах (форумы по различным тематикам: образование, политика, автомобили, совместные покупки и т. д.) организация непрерывного образования; развитие критического мышления; поиск информации, обмен опытом
Использование научным сетей, участие в электронным научным конференциях и форумах, видеоконференциях организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск информации, обмен опытом
Подключение и участие в работе экспертных сетей экспертное сопровождение профильного образования, самообразования; коллективное планирование и наполнение учебного контента; коллективное/индивидуальное создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; развитие элементов инновационной инфраструктуры образовательной организации; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск, хранение и передача узкоспециализированной информации; обмен опытом
Регистрация и использование электронным библиотек организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; поиск информации, обмен опытом
Применение электронного правительства для решения профессиональным и социально-бытовым проблем (портал государственных услуг Российской Федерации и т. д.) сопровождение исполнения административных задач образовательного процесса
Применение для перевода денежным средств онлайн-банкинга сопровождение исполнения административных и экономических задач образовательного процесса
ВЫВОДЫ
Следовательно, с учетом рассмотренных потребностей интернет-пользователей на процесс модернизации системы открытого образования, по нашему мнению, воздействуют следующие факторы:
- потребность использования новых образовательных технологий и их генерация в интернет-пространстве;
- потребность формирования проектных компетенций в процессе общения и потенциал новых форм интернет-социализации в их реализации;
- потребность во взаимодействии с внешними партнерами и развитие средств общения в Интернете;
- потребность взаимодействия в процессе обучения с использованием новых форм интернет-социализации: социальные, экспертных сети; ресурсы облачных технологий; онлайн-форумы; чаты; электронные научные видеоконференции; электронные библиотеки.
Таким образом, система открытого образования может быть улучшена путем подключения модулей интернет-социализации для решения новых задач, обусловленных новыми потребностями обучаемых.
Список литературы
1. СтаровМ.И., ЧвановаМ.С., ВислобоковаМ.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 26-31.
2. Чванова М.С., Храмова М.В. Педагогические аспекты модернизации систем дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 6 (98). С. 45-56.
3. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2006. 278 с.
4. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21.
Вып. 12 (164). С. 7-25. Б01 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25.
5. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5 (85). С. 222-235.
6. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход к подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5. Ч. 1. С. 872-876.
7. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57). С. 16-23.
8. Юрьев В.М. «Третья миссия» университета -инновационность // Державинский вестник. 2010. № 1-2.
9. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 13-24.
10. Блинкова Л.М., Ушакова Н.В. Организация проектной деятельности с использованием интернет-ресурсов // Профессиональное лингво-образование: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С. 124-128.
11. Апанасенко О.Н., Малюкова Е.В. Организационно-правовые проблемы качества и эффективности дистанционного образования в России и за рубежом // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1 (2). С. 30-32.
12. Малиновская Г.М. Дистанционное обучение: современные проблемы // Педагогическое образование на Алтае. 2015. № 1. С. 158-161.
13. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 12-20.
14. Солтогулова М.У. Актуальные проблемы обучения в системе дистанционного образования // Известия высших учебных заведений Кыргызстана. 2016. № 5. С. 69-70.
Поступила в редакцию 19.06.2018 г. Отрецензирована 15.07.2018 г. Принята в печать 03.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель департамента программ высшей квалификации, профессор кафедры информационных систем и технологий. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Российская Федерация; профессор кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: ms@tmbtsu.ru
Китаевская Татьяна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: kmm@tsu.tmb.ru
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
Для корреспонденции: Киселева И.А., e-mail: irinakiselyo@yandex.ru
Для цитирования
Чванова М.С., Китаевская Т.Ю., Киселева И.А. Модернизация системы открытого образования под воздействием факторов влияния Интернета на социум // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 67-74. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-176-67-74.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-67-74
MODERNIZATION OF THE OPEN EDUCATION SYSTEM UNDER THE INFLUENCE OF INTERNET INFLUENTIAL FACTORS ON SOCIETY
Marina Sergeyevna CHVANOVA1,2), Tatyana Yuryevna KITAEVSKAYA2), Irina Aleksandrovna KISELEVA2)
K.G. Razumovksy Moscow State University of Technologies and Management 73 Zemlyanoy Val St., Moscow 109004, Russian Federation 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: ms@tmbtsu.ru, kmm@tsu.tmb.ru, irinakiselyo@yandex.ru
Abstract. We analyze influential factors of the Internet on society, their place and role in modernization of open education. We also consider the factors of the Internet impact on society through the change and satisfaction of the following needs of Internet users: the use of new educational technologies and their generation in the Internet space; the formation of project competencies in the process of communication and the potential of new forms of Internet socialization in their implementation; interaction with external partners and the development; interaction in the learning process using new forms of Internet socialization. We consider new forms of online socialization such as social networking; cloud resources; online forums; chat rooms; electronic science videoconferencing; videoconferencing; electronic libraries; electronic government; online banking; recreational services. The study analyzes the pedagogical aspects of the impact of Internet factors on the socialization of young people.
Keywords: Internet; communications; online learning; open education; project activity
References
1. Starov M.I., Chvanova M.S., Vislobokova M.V. Psikhologo-pedagogicheskiye problemy obshcheniya pri distantsionnom obuchenii [Psychological and pedagogical problems of communication during online learning]. Distantsionnoye obrazovaniye [Online Learning], 1999, no. 2, pp. 26-31. (In Russian).
2. Chvanova M.S., Khramova M.V. Pedagogicheskiye aspekty modernizatsii sistem distantsionnogo obucheniya dlya podgotovki spetsialistov naukoyemkikh spetsial'nostey [Pedagogical aspects of the modernization of online learning systems for the training of high-tech specialists]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 6 (98), pp. 45-56. (In Russian).
3. Chistyakov A.V. Sotsializatsiya lichnosti v obshchestve internet-kommunikatsiy: sotsiokul'turnyy analiz: dis. d-ra ... sotsiol. nauk [Socialization of a Person in the Society of Internet-Communications: Social and Cultural Analysis. Dr. so-ciol. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2006, 278 p. (In Russian).
4. Chvanova M.S., Khramova M.V., Sletkov I.A., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Kotova N.A. Issledovaniye vliyaniya Interneta na sotsial'nyye potrebnosti pol'zovateley [Study of the impact of the Internet on the social needs of users]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 7-25. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25.
5. Chvanova M.S., Khramova M.V. Faktory perekhoda distantsionnykh tekhnologiy podgotovki spetsialistov na novyy uroven' razvitiya [Factors of the transition of remote technologies for training specialists to a new level of development] . Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2010, no. 5 (85), pp. 222-235. (In Russian).
6. Yuryev V.M., Chvanova M.S. Klasternyy podkhod k podgotovke spetsialistov naukoyemkikh spetsial'nostey [The cluster approach to the training of high-tech specialists]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2009, vol. 14, no. 5, part 1, pp. 872-876. (In Russian).
7. Chvanova M.S., Lyskova V.Y., Samokhvalov A.V. Sotsial'no-pedagogicheskiye predposylki ispol'zovaniya metoda proyektov pri podgotovke spetsialistov-informatikov [Social and pedagogical prerequisites for using the method of projects in the preparation of informatics specialists]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 1 (57), pp. 16-23. (In Russian).
8. Yuryev V.M. «Tret'ya missiya» universiteta - innovatsionnost' ["The third mission" of the university is innovative-ness]. Derzhavinskiy vestnik [Derzhavin Bulletin], 2010, no. 1-2. (In Russian).
9. Yuryev V.M., Chvanova M.S. Chelovek v informatsionnom obshchestve: novye vozmozhnosti i perspektivy [Man in the information society: new opportunities and perspectives]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2014, no. 2 (24), pp. 13-24. (In Russian).
10. Blinkova L.M., Ushakova N.V. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti s ispol'zovaniyem internet-resursov [Organization of project activities using Internet resources]. Materialy 10 Mezhdunarodoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Professional'noye lingvoobrazovaniye» [Proceedings of 10 International Scientific and Practical Conference "Professional Linguoeducation"]. Nizhny Novgorod, 2016, pp. 124-128. (In Russian).
11. Apanasenko O.N., Malyukova E.V. Organizatsionno-pravovyye problemy kachestva i effektivnosti distantsionnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Organizational and legal problems of quality and efficacy of online learning in Russia and abroad]. Obrazovaniye i nauka v sovremennykh usloviyakh [Education and Science in Modern Conditions], 2015, no. 1 (2), pp. 30-32. (In Russian).
12. Malinovskaya G.M. Distantsionnoye obucheniye: sovremennyye problemy [Online learning: current problems]. Pedagogicheskoye obrazovaniye na Altaye [Pedagogical Education on Altay], 2015, no. 1, pp. 158-161. (In Russian).
13. Orlova E.R., Koshkina E.N. Problemy razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii [Problems of development of online learning in Russia]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost' - National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 23, pp. 12-20. (In Russian).
14. Soltogulova M.U. Aktual'nyye problemy obucheniya v sisteme distantsionnogo obrazovaniya [Current problems of education in the system of online education]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy Kyrgyzstana [Bulletin of Higher Educational Institutions of Kyrgyzstan], 2016, no. 5, pp. 69-70. (In Russian).
ACKNOWLEDGEMENTS:
1. The results are achieved under financial support of Russian Foundation for Basic Research on the project "Sociological Analysis of the Internet Space as the indicator of Social and Cultural Dynamics of Open Education Development", no. 16-06-00176, 2016-2018.
2. Particular aspects are studied and the correspondent results are achieved under financial support of Russian Foundation for Basic Research on the project "Pedagogical Bases of Youth Socialization in the Internet Space and Its Realization in the Education System", no. 17-36-00039, 2017-2019.
Received 19 June 2018 Reviewed 15 July 2018 Accepted for press 3 September 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Chvanova Marina Sergeyevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Higher Qualification Programs Department, Professor of Information Systems and Technologies Department. K.G. Razumovksy Moscow State University of Technologies and Management, Moscow, Russian Federation; Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: ms@tmbtsu.ru
Kitayevskaya Tatyana Yuryevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Design and Visual Art Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: kmm@tsu.tmb.ru
Kiseleva Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
For correspondence: Kiseleva I.A., e-mail: irinakiselyo@yandex.ru
For citation
Chvanova M.S., Kitayevskaya T.Y., Kiseleva I.A. Modernizatsiya sistemy otkrytogo obrazovaniya pod vozdeystviyem faktorov vliyaniya Interneta na sotsium [Modernization of the open education system under the influence of Internet influential factors on society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 67-74. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-67-74. (In Russian, Abstr. in Engl.).