Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ: НОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ: НОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / трансформация / модификация / реформирование / новая политика / национальная политика / НЭП / Индия / higher education / transformation / modification / reformation / new policy / national policy / NEP / India

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютенкова Людмила Геннадьевна

Увеличение темпов развития экономики, политические реформы невозможны без трансформации системы образования, а именно системы высшего образования. Именно данная система является основным поставщиком необходимых кадров для создания и реализации инновационных процессов в обществе. В данной работе рассматривается особенности высшего образования в Индии. В настоящий момент Россия с Индией налаживают партнёрские отношения в политике, экономике и образовании. Следовательно, важно знакомиться с положительным опытом этой страны, что и является целью данного исследования. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: проанализирован существующий материал по заявленной тематике; рассмотрены особенности Новой национальной политики в области образования и обобщен положительный опыт. Перечислены основные проблемы, существующие в сфере высшего образования в Индии. Спрогнозировано влияние НЭПа на систему высшего образования и перспективы её развития. Сделаны выводы о необходимости начала реформирования обучения в вузах страны. Отмечен положительный опыт за три неполных года с начала реализации новой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An increase in the расе of economic development, political reforms are impossible without the transformation of the education system, namely the system of higher education. It is this system that is the main supplier of the necessary personnel for the creation and implementation of innovative processes in society. This paper discusses the features of higher education in India. Now, Russia and India are establishing partnership in politics, economics and education. Therefore, it is important to get acquainted with the positive experience of this country, which is the purpose of this study. To achieve this aim, the following tasks were solved: the existing material on the stated topic was analyzed; the features of the New National Policy in the field of education are considered and the positive experience is summarized. The main problems existing in the field of higher education in India are listed. The impact of the NEP on the system of higher education and the prospect for its development is predicted. Conclusions are drawn about the need to start some educational reforming in the country's universities. Positive experience for three incomplete years since the start of the implementation of the new policy was noted.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ: НОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1(540)

кандидат филологических наук, доцент Аксютенкова Людмила Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ: НОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Увеличение темпов развития экономики, политические реформы невозможны без трансформации системы образования, а именно системы высшего образования. Именно данная система является основным поставщиком необходимых кадров для создания и реализации инновационных процессов в обществе. В данной работе рассматривается особенности высшего образования в Индии. В настоящий момент Россия с Индией налаживают партнёрские отношения в политике, экономике и образовании. Следовательно, важно знакомиться с положительным опытом этой страны, что и является целью данного исследования. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: проанализирован существующий материал по заявленной тематике; рассмотрены особенности Новой национальной политики в области образования и обобщен положительный опыт. Перечислены основные проблемы, существующие в сфере высшего образования в Индии. Спрогнозировано влияние НЭПа на систему высшего образования и перспективы её развития. Сделаны выводы о необходимости начала реформирования обучения в вузах страны. Отмечен положительный опыт за три неполных года с начала реализации новой политики.

Ключевые слова: высшее образование, трансформация, модификация, реформирование, новая политика, национальная политика, НЭП, Индия.

Annotation. An increase in the pace of economic development, political reforms are impossible without the transformation of the education system, namely the system of higher education. It is this system that is the main supplier of the necessary personnel for the creation and implementation of innovative processes in society. This paper discusses the features of higher education in India. Now, Russia and India are establishing partnership in politics, economics and education. Therefore, it is important to get acquainted with the positive experience of this country, which is the purpose of this study. To achieve this aim, the following tasks were solved: the existing material on the stated topic was analyzed; the features of the New National Policy in the field of education are considered and the positive experience is summarized. The main problems existing in the field of higher education in India are listed. The impact of the NEP on the system of higher education and the prospect for its development is predicted. Conclusions are drawn about the need to start some educational reforming in the country's universities. Positive experience for three incomplete years since the start of the implementation of the new policy was noted.

Key words: higher education, transformation, modification, reformation, new policy, national policy, NEP, India.

Введение. Система высшего образования выстраивается в каждой стране специфическим образом, в соответствии с её особенностями и потребностями. Образовательный сектор развивается стремительно, результируясь в нарастающей конкуренции между вузами, выпускающими специалистов по одинаковым направлениям, поэтому образовательные учреждения стараются предоставлять качественное высшее образование, прохождение необходимых практик и дальнейшее трудоустройство по специальности не только в своей стране, но и за её пределами.

Индия - уникальная страна с интенсивно развивающейся экономикой, которая входит в десятку самых эффективных экономик мира. Такие кардинальные изменения невозможны без трансформации системы образования в целом, а именно высшего образования, так как высшие учебные заведения в любой стране являются основными поставщиками квалифицированных кадров для реализации инновационных проектов руководства стран.

Несмотря на огромные проблемы с образованием в целом, такие как безграмотность населения, невозможность, а в некоторых случаях нежелание получать образование, сложность получения образования для представителей женского пола, наличие незначительной материально-технической образовательной базы, Индия старается работать над ошибками и как можно скорее минимизировать все существующие недостатки.

Актуальность данного исследования состоит в том, что очень важно знакомиться и извлекать положительный опыт из особенностей образовательных систем разных стран.

Цель данного исследования состоит в рассмотрении основных аспектов Новой национальной политики в области образования Индии.

Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:

- исследовать научную литературу по данной тематике;

- обозначить ключевые направления НЭП;

- спрогнозировать их влияние на высшее образование в Индии.

В процессе работы над статьёй были применены следующие методы:

- исследовательский;

- описательный;

- аналитический.

Изложение основного материала статьи. Жизнь в XXI веке диктует миру новые правила, новые условия, выдвигает новые требования к успешному человеку в современном мире, формирует новые компетенции, которые позволят человеку стать успешным. Необходимые умения и навыки приобретаются в процессе обучения индивида практически на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Высшее образование же является ключевым звеном в данной цепи.

Цель образовательной системы страны - создание социально грамотного, сознательного, образованного и умелого гражданина. Для достижения данной цели необходимо периодически модифицировать систему.

Исследования в сфере образования Индии показали, что система переживает нелёгкий период, и позволили выявить следующие основные недостатки:

- очень скудная материально-техническая база;

- учебный план не предполагает наличие общеобразовательных дисциплин, ограничиваясь только узкоспециализированными;

- доступность только для определённых (ограниченных) слоёв населения;

- преподавание на местных языках;

- нехватка преподавателей и карьерные особенности;

- низкий уровень исследовательской работы;

- качество образования [3].

Индия не стала исключением из правил и начала процесс возрождения национальной экономики на фоне модификации системы образования в стране. В апреле 2010 года вступил в силу Закон о праве на образование (The RTE Act - The Right to Education Act), который предусматривает обязательное бесплатное образование для детей от 6 до 14 лет без дискриминации и домогательства Г51.

В 2020 году на смену Национальной политики в области высшего образования (1986) пришла новая НЭП (NEP -National Education Policy) (2020), утверждённая Союзным кабинетом Индии на период до 2040 года. Руководство страны основной целью данной политики видит в увеличении расходов на образование с 3 до 8% ВВП и приведении образовательных стандартов к мировому уровню. Активно привлекается и частное финансирование: около 60% вузов страны существуют на деньги спонсоров [4, 81.

Реализация новой национальной политики привела к резкому росту количества высших учебных заведений и, соответственно, студентов с одной стороны и стала более привлекательной для местных и иностранных частных инвесторов с другой, предоставляя широкую сферу для инновационной деятельности. В настоящее время в Индии работают 1043 университета, 42343 колледжа и 11779 институтов высшего образования, в которых проходят обучение около 38,5 миллионов студентов, из которых 49% - женщины [91.

Индия понимает, что повышение качества высшего образования невозможно без интернационализации, что также находит отражение в новой Национальной политике в области высшего образования. Необходимо, чтобы как можно больше вузов Индии становились конкурентоспособными во всём мире и привлекательными для иностранных преподавателей и студентов. Высшее образование в Индии должно стать качественным и доступным, а его образовательные стандарты должны соответствовать мировым.

Как следствие, одним из стратегических направлений NEP стало развитие научно-исследовательских программ на безе международного партнёрства с ведущими вузами мира. Данное сотрудничество поможет расширить материально-техническую базу и исследовательские возможности местных образовательных организаций. Обмен преподавателями и студентами будет способствовать продвижению вузов Индии за рубежом.

Интернационализация также предполагает акцентирование на развитие цифровых образовательных платформ, цифровых программ для дистанционного обучения, электронных библиотек. Это даст возможность студентам расширить свой кругозор, стать участниками иностранных научно-исследовательских программ и кросс-культурной коммуникации.

На данный момент в Индии функционируют незначительное количество вузов, предоставляющих качественное по мировым стандартам образование, поэтому Новая политика в области образования предполагает увеличение числа крупных региональных мультидисциплинарных университетов и колледжей с возможностью обучения на местных языках.

Образовательным учреждениям следует гораздо активнее использовать дистанционный формат и отдельные дистанционные программы для популяризации высшего и дополнительного образования в стране.

Такое образование позволит большему количеству студентов получать разностороннее образование, развивать свои когнитивные, творческие, аналитические и прочие способности.

К образованию новых вузов активно привлекаются частные инвестиции, что ведёт к появлению большого числа негосударственных университетов и колледжей. Особое внимание в NEP уделяется созданию независимой компетентной системе руководства вузами, работающей по единой унифицированной схеме. Администрация должна способствовать научно-исследовательской работе среди преподавателей и студентов, мотивировать и стимулировать образовательный процесс; контролировать уровень профессорско-преподавательского состава и качество образования; разработать алгоритм поощрения преподавателей и студентов; развивать достойную материально-техническую базу и инфраструктуру.

Государство, помимо финансирования, должно создать соответствующую политику и окружающую среду, благоприятную для реализации намеченных программ и не разрушить специфику и национальные особенности существующего образования.

По мнению авторов политики, всё это позволит существенно повысить качество высшего образования в Индии ¡2].

NEP уже нашла своё отражение непосредственно в государственных инициативах в области модификации высшего образования, на которые вся страна возлагает огромные надежды. Dr. Tayum Sarah перечислил основные:

- Rashtriya Uchchatar Shiksha Abhiyan (RUSA) включает в себя все основополагающие аспекты по достижению равенства, доступности и качества образования;

- Udaan направлена на поддержку девушек, подающих надежды в сфере образования и науки, и обеспечение им доступа к получению высшего образования;

- Rashtriya Avishkar Abhiyan призвана стимулировать интерес молодежи к технологиям через систему инновационного обучения;

- The Scheme of Pandit Madan Mohan Malviya National Mission on Teachers and Teaching способствует созданию высокопрофессионального профессорско-преподавательского корпуса, способного предоставлять качественное образование и совершенствованию самого учебного процесса;

- Under the Global Initiative of Academic Networks (GIAN) привлекает к участию в образовательном процессе иностранных специалистов, тем самым давая возможность молодым людям, студентам, овладевать зарубежными профессиями;

- Unnat Bharat Abhiyan обеспечивает связь образования с окружающей средой, что позволяет решать непосредственно те проблемы, с которыми сталкивается население страны на современном этапе, а именно: водо и энергоснабжение, продовольственная безопасность, инфраструктура и уровень жизни [71.

Конечно, многое еще простоит сделать. Развиваются инициативы по предоставлению отличившимся студентам более широких возможностей по коллаборативному обучению и исследовательской работе с иностранными студентами, по периодической корректировке расписания и перечня общеобразовательных и профессиональных дисциплин в учебном плане, привлечению видных деятелей из различных сфер деятельности (экономика, политика, медицина, информационные технологии и пр.) для проведения отдельных занятий и целых курсов.

Студенты должны чётко осознавать, что они имеют право на качественное образование в вузах страны и прилагать все усилия, чтобы получить такое образование. Необходимыми составляющими такого образования являются: сами мотивированные на обучение студенты, опытный профессорско-преподавательский состав, правильный процесс обучения, адекватные критерии оценивания, инфраструктура и всесторонняя господдержка. Государство же ожидает получить выпускников, которые будут креативными, способными реагировать на его потребности, брать на себя ответственность за принимаемые решения в сложных ситуациях, быть гибкими и иметь достойные коммуникативные навыки Г11.

Таким образом, можно обозначить ключевые параметры качественного образования как в Индии, так и в другой стране:

- вклад выпускников вузов в развитие своего государства;

- владение выпускниками универсальными компетенциями;

- технологичное образование;

- воспитание у студентов системы ценностей;

- стремление к самосовершенствованию [6].

Выводы:

1. В Индии государственное финансирование и расходы на общее образование и высшее образование, в частности, незначительные, по сравнению с ведущими в данной области странами. Правительственная программа предполагает резкое увеличение объёма средств, выделяемых на образование, как за счёт бюджета страны, так и за счёт частных инвестиций.

2. В Индии успешно функционируют несколько университетов, предоставляющих качественное образование, которое является конкурентноспособным во всём мире.

3. Одним из приоритетных направлений Национальной политики в области образования считается привлечение иностранных специалистов и студентов для работы и обучения в вузах страны. Разработана специальная служба информационной поддержки, которая в состоянии предоставить объяснение на любой поставленный вопрос.

4. Будучи уникальной страной, Индия старается продвигать эксклюзивные курсы традиционных знаний: Хинди, Санскрит, Йога, Аюрведа, и другие.

Литература:

1. Deshmukh, S.R. Challenging Changes of Values in Higher Education of India / S.R. Deshmukh 11 Conference: conference of All Indian Colleges of Principal at Nagpur. Vimalabai M. - Mahavidyalaya, 2023. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 372230146 Challenging Changes of Values in Higher Education of India

2. Dwivedi, V. Empowering Internationalization: a Critical Analysis Of the National Education Policy (NEP) On Higher Education In India / V. Dwivedi, M. Joshi 11 Journal of Data Acquisition and Processing. - 2023. - Vol. 38 (2). - URL: https://www.researchgate.net/publication/370561176 EMPOWERING INTERNATIONALIZATION_A_CRITICAL_ANALYSIS_ OF_THE_NATIONAL_EDUCATION_POLICY_NEP_ON_HGHER_EDUCATION_IN_INDIA

3. Rakshit, S. Future of Higher Education in India: In the Lens of National Education Policy 2020 / S. Rakshit, J.Mete 11 International Journal of Trend in Scientific Research and Development. - 2022. - Vol. 6. - Issue 5. - URL: www.ijtsrd.com/papers/ijtsrd50558.pdf

4. Republic of India. Acts. National Education Policy (NEP): Ministry of Human Resourse Development, Government of India. - 2020. - URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf

5. Republic of India. NGO. NGO Working for Child Education, Inequality, Women Empowerment. - 2023. - URL: https://www.oxfamindia.org/

6. Sanjeev, K. Globalization of higher Education in India / K. Sanjeev 11 Role of State and Market: in the Context of Indian Higher Education Sector. Ch. 3. New Delhi: Alankar Publishing House. - 2023. - 89 p. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 369256552_Globalization_and_Higher_Education in India

7. Saroh, T. Higher Education in India: Challenges And Interventions / T. Saroh 11 Scholarly Research Journal for Interdisciplinary Studies. - 2023. - Vol. 10/76. - URL: /https://www.researchgate.net/publication/370497903_HIGHER_EDUCATION_IN_INDIA_CHALLENGES_AND_INTERVENTI ONS/

8. Sharma, J. An Overview on Higher Education in India / J. Sharma, Sh. Husain, A.K. Nishad 11 Journal of the Gujarat Research Society. - 2020. - Vol. 22. - Issue 1. - URL: https://www.researchgate.net/publication/369185864_An_Overview_on_ Higher_Education_In_India

9. Singh, S. Indian Higher Education: Opportunities and Challenges, ULLEKH NP / S. Singh. - 2022. - URL: https://ullekhnp.com/2022/07/29/indian-higher-education-opportunities-and-challenges

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Алдошина Марина Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат педагогических наук Фарафонова Ирина Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для педагогики профессионального образования проблема технологического разнообразия профессионально-педагогического образования в цифровой трансформации общества и науки. Авторы актуализируют современный этап цифровой трансформации образования, изменения типа образовательного взаимодействия, субъектно-объектных образовательных отношений в разнообразных сценариях университетского образования. Изменения технологического уклада и отношений в профессионально-педагогическом взаимодействии «преподаватель - обучающийся» повлекли актуализацию сетевых форм образования и коммуникации, особенно, вариаций сетевого образовательного проектирования, как современной, актуальной и востребованной технологии в университете, реализуемой посредством восьми технологических шагов в совокупности он-лайн и офф-лайн взаимодействия. Авторами представлены и описаны детали процедуры организации и проведения сетевого проектирования в образовательном процессе классического университета, варианты методического инструментария преподавателя, пошаговые инструкции и его технологические карты.

Ключевые слова: проектирование, проектный метод, сетевое проектирование, профессионально-педагогическое образование.

Anotation. The article deals with the problem of technological diversity of vocational education in the digital transformation of society and science, which is relevant for the pedagogy of vocational education. The authors update the current stage of the digital transformation of education, changes in the type of educational interaction, subject-object educational relations in various scenarios of university education. Changes in the technological structure and relations in the professional and pedagogical interaction "teacher-student" have led to the actualization of network forms of education and communication, especially variations of network educational design, as a modern, relevant and popular technology at the university, implemented through eight technological steps in the aggregate online and offline interactions. The authors present and describe the details of the procedure for organizing and conducting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.