- технологичное образование;
- воспитание у студентов системы ценностей;
- стремление к самосовершенствованию [6].
Выводы:
1. В Индии государственное финансирование и расходы на общее образование и высшее образование, в частности, незначительные, по сравнению с ведущими в данной области странами. Правительственная программа предполагает резкое увеличение объёма средств, выделяемых на образование, как за счёт бюджета страны, так и за счёт частных инвестиций.
2. В Индии успешно функционируют несколько университетов, предоставляющих качественное образование, которое является конкурентноспособным во всём мире.
3. Одним из приоритетных направлений Национальной политики в области образования считается привлечение иностранных специалистов и студентов для работы и обучения в вузах страны. Разработана специальная служба информационной поддержки, которая в состоянии предоставить объяснение на любой поставленный вопрос.
4. Будучи уникальной страной, Индия старается продвигать эксклюзивные курсы традиционных знаний: Хинди, Санскрит, Йога, Аюрведа, и другие.
Литература:
1. Deshmukh, S.R. Challenging Changes of Values in Higher Education of India / S.R. Deshmukh 11 Conference: conference of All Indian Colleges of Principal at Nagpur. Vimalabai M. - Mahavidyalaya, 2023. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 372230146 Challenging Changes of Values in Higher Education of India
2. Dwivedi, V. Empowering Internationalization: a Critical Analysis Of the National Education Policy (NEP) On Higher Education In India / V. Dwivedi, M. Joshi 11 Journal of Data Acquisition and Processing. - 2023. - Vol. 38 (2). - URL: https://www.researchgate.net/publication/370561176 EMPOWERING INTERNATIONALIZATION_A_CRITICAL_ANALYSIS_ OF_THE_NATIONAL_EDUCATION_POLICY_NEP_ON_HGHER_EDUCATION_IN_INDIA
3. Rakshit, S. Future of Higher Education in India: In the Lens of National Education Policy 2020 / S. Rakshit, J.Mete 11 International Journal of Trend in Scientific Research and Development. - 2022. - Vol. 6. - Issue 5. - URL: www.ijtsrd.com/papers/ijtsrd50558.pdf
4. Republic of India. Acts. National Education Policy (NEP): Ministry of Human Resourse Development, Government of India. - 2020. - URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf
5. Republic of India. NGO. NGO Working for Child Education, Inequality, Women Empowerment. - 2023. - URL: https://www.oxfamindia.org/
6. Sanjeev, K. Globalization of higher Education in India / K. Sanjeev 11 Role of State and Market: in the Context of Indian Higher Education Sector. Ch. 3. New Delhi: Alankar Publishing House. - 2023. - 89 p. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 369256552_Globalization_and_Higher_Education in India
7. Saroh, T. Higher Education in India: Challenges And Interventions / T. Saroh 11 Scholarly Research Journal for Interdisciplinary Studies. - 2023. - Vol. 10/76. - URL: /https://www.researchgate.net/publication/370497903_HIGHER_EDUCATION_IN_INDIA_CHALLENGES_AND_INTERVENTI ONS/
8. Sharma, J. An Overview on Higher Education in India / J. Sharma, Sh. Husain, A.K. Nishad 11 Journal of the Gujarat Research Society. - 2020. - Vol. 22. - Issue 1. - URL: https://www.researchgate.net/publication/369185864_An_Overview_on_ Higher_Education_In_India
9. Singh, S. Indian Higher Education: Opportunities and Challenges, ULLEKH NP / S. Singh. - 2022. - URL: https://ullekhnp.com/2022/07/29/indian-higher-education-opportunities-and-challenges
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Алдошина Марина Ивановна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат педагогических наук Фарафонова Ирина Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для педагогики профессионального образования проблема технологического разнообразия профессионально-педагогического образования в цифровой трансформации общества и науки. Авторы актуализируют современный этап цифровой трансформации образования, изменения типа образовательного взаимодействия, субъектно-объектных образовательных отношений в разнообразных сценариях университетского образования. Изменения технологического уклада и отношений в профессионально-педагогическом взаимодействии «преподаватель - обучающийся» повлекли актуализацию сетевых форм образования и коммуникации, особенно, вариаций сетевого образовательного проектирования, как современной, актуальной и востребованной технологии в университете, реализуемой посредством восьми технологических шагов в совокупности он-лайн и офф-лайн взаимодействия. Авторами представлены и описаны детали процедуры организации и проведения сетевого проектирования в образовательном процессе классического университета, варианты методического инструментария преподавателя, пошаговые инструкции и его технологические карты.
Ключевые слова: проектирование, проектный метод, сетевое проектирование, профессионально-педагогическое образование.
Anotation. The article deals with the problem of technological diversity of vocational education in the digital transformation of society and science, which is relevant for the pedagogy of vocational education. The authors update the current stage of the digital transformation of education, changes in the type of educational interaction, subject-object educational relations in various scenarios of university education. Changes in the technological structure and relations in the professional and pedagogical interaction "teacher-student" have led to the actualization of network forms of education and communication, especially variations of network educational design, as a modern, relevant and popular technology at the university, implemented through eight technological steps in the aggregate online and offline interactions. The authors present and describe the details of the procedure for organizing and conducting
network design in the educational process of a classical university, options for the teacher's methodological tools, step-by-step instructions and his technological maps.
Key words: design, project method, network design, professional and pedagogical education.
Введение. Цивилизационное развитие современного человечества, ускоренная технологическая модификация всех сфер человеческой жизнедеятельности актуализируют внимание исследователей на проблемах герменевтического толкования существующих реалий профессионально-педагогического образования и возможностях прогнозирования маршрутов его дальнейшего развития. Этапность развития информационно-коммуникационных средств привела к становлению цифровой стадии, как важнейшего и самостоятельного средства не только коммуникации, бытового самообслуживания и реализации огромного спектра услуг: систематизация организации делопроизводства, рост востребованности интернет-торговли, служб доставки, такси, видеонаблюдения и надзора. Цифровые продукты и услуги проникли в образовательную сферу, как средства визуализации, реализации потребностей записи ребенка в школу, участия в конкурсных отборах, дистанционного поступления в вузы, отслеживания текущей успеваемости через электронный журнал и дневник, автоматизированную систему образовательного менеджмента в вузах и др., что повышает степень востребованности цифровых компетенций и перевод последних в группу soft skills (мягких жизненно важных и востребованных в разных сферах применения навыков).
Изложение основного материала статьи. Нормативно-правовую основу цифровой трансформации образования составляет комплекс документов: приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (от 25.10.2016 г., №9), программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2017-2030 годы с определенными направлениями деятельности на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», ставшая продолжением действующей программы «Информационное общество» (2011-2020 гг.) (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2018 № 369-16).
В современных исследованиях рассматриваются разнообразные сценарии развития человечества (И.Г. Хангельдиева, Ю. Харари, С. Хокинг). Интерес представляет, в частности, приписываемая японским авторам типология университетов в зависимости от этапов технологизации развития общества:
- общество 1.0 - охотничье хозяйство;
- общество 2.0 - аграрное хозяйство;
- общество 3.0 - промышленное общество;
- общество 4.0 - информационное общество;
- общество 5.0 - цифровое общество» [9, С. 128].
Выделяемые три сценария развития человеческого общества после цифровой трансформации первой четверти XXI века дают исчерпывающее представление и о модификации роли университетского образования. Важной отправной точкой иерархии рассматривается потенциал цифровых продуктов и невозможность без них существования и образования современных молодых людей. Консервативный сценарий отстаивает незыблемость гуманистических ценностей и здравомыслие Человека, который контролирует технологический и биоинженерный инновационный поток. Техногуманизм провозглашает, что «органическое продолжает господствовать над неорганическим» [9, С. 128]. Радикальный сценарий предполагает паритетное сосуществование органического и неорганического, человек трансформируется, но управляет техникой и роботами, выполняющими рутинные, нетворческие виды деятельности. Апокалиптический сценарий описан еще К. Марксом, иллюстрирует безлюдное, автоматизированное общество с массой устройств, выполняющих мелкие (наверняка, саморазвивающиеся и самоуправляемые процессы). Человек постепенно утрачивает контроль, что приводит к функциональному регрессу и исчезновению его, как физического вида. В данной логике важно понимать, что прогноз опережения технологического прогресса возможностей человека и, вследствие этого (от понимания данного факта) его деградации (личностная, физическая, профессиональная) перед вихревым (по скорости и объему преобразований) развитием искусственного интеллекта.
Мы не придерживаемся пессимистических прогнозов развития человека в технологическую эру, но соглашаемся с наличием специфики проявлений дидактических принципов и закономерностей. Изменяющаяся внешняя сторона образовательного процесса поступательно накладывает отпечаток изменений на человека, объект образовательного воздействия и взаимодействия, обучающегося. «Эффективность советской школы знаний была признана во всем мире. Однако время не стояло на месте и появлялись новые концепции содержания образования. В соответствии с культурологической моделью, предложенной М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским и И.Я. Лернером, содержание образования не является отображением лишь «основ наук», а должно репрезентировать все основные элементы культуры, в качестве которых авторы выделили опыт готовых знаний, опыт способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Второй знаковой моделью является деятельностная модель B.C. Леднева и его учеников: в основе содержания лежит целостная деятельность человека, «проекциями» которой для разных жизненных ситуаций автор рассматривает познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, коммуникативную (общение), эстетическую и физическую деятельности» [5, С. 79-80].
Футуристические сценарии детерминируют осмысление существующего опыта образовательных практик и последствий начального этапа цифровой трансформации общества и образования. Наиболее значимыми особенностями нами выделяются следующие: необходимость трансформации цифровой грамотности в цифровую компетенцию типа soft skills, расширение ареала использования дистанционных технологий и электронной образовательной среды и усиление воспитательной составляющей образования [3, С. 11] вследствие изменения обучающихся поколения Z.
Информационное общество ставило своей задачей в сфере образования формирование грамотности в сфере ИКТ, решение которой характеризовало переход общества на цифровую стадию в совокупности с цифровой трансформацией образования. Важной задачей общества 5.0 понимается формирование универсальных компетенции коммуникации в цифровом пространстве и действиями с применением прикладных (офисных) программ, цифровым оборудованием, цифровыми информационными поисковыми системами и сервисами взаимодействия «с облачными хостингами, цифровым дизайном и алгоритмами искусственного интеллекта, компетенциями организации, создания и руководства учебным процессом в формате видеоконференции, виков, чатов, skype-технологий на разных технологических платформах» [11, С. 48]. Расширение цифровизации в образовании характеризуется не только распространением педагогического средства образования цифрового вида, но и все более широким использованием дистанционных образовательных технологий и интернет-сервисов с учетом методических особенностей работы с электронными библиотеками, образовательными платформами, профессиональными сообществами, электронными конструкторами учебных программ и уроков, занятий, вебинаров, с проектными тренажерами, AR и VR устройствами для повышения эффективности как традиционных, так и интерактивных, тренинговых, иммерсивных и т.п. технологий для избегания возрастных, стереотипных, терминологических недостатков уровня компетенций у педагогов.
Современное молодое поколение - поколение Z - отличается рядом особенностей типологического портрета: жизнь в сети включает освоение не только новостного и развлекательного контента, но и реализацию запроса оказания услуг (доставка, торговля, коммуникация, оформление документов и т.п.). Всемирная паутина становится значимым источником социального развития растущей личности, в которой активизируется динамическая память, преобладают абстрактные образы, фантастические материи и герои, геймификация. В сети стираются физические барьеры (имиджевые, статусные, финансовые и т.п.), стимулируются новые специфические способы сотрудничества, коллабораций, взаимодействия [6, С. 110]. Дистанционные технологии не только технически и коммуникативно воспринимаются молодежью специфично, но и эмоционально, потому что характеризуются постоянной эмоциональной готовностью (отвечать, лайкать, переключаться интонационно, понимать специфические аббревиатуры и т.п.). Эмоциональный дисбаланс детерминирует распространение неорганизованности и контрольных механизмов саморегуляции, недисциплинированности (нарушения тайминга, неопрятный внешний вид, домашняя одежда, нерабочая обстановка на занятиях (с перекусами, домашними животными, выполнением параллельно иного функционала, возможностью геймерства, фамильярностью, потенциалом грубости и злословия в чате и т.п.). Вместе с тем, дистанционный характер коммуникации способствует снятию физических, эмоциональных и психических зажимов, имиджевых, возрастных и статусных барьеров, раскрепощенности, креативности, свободе мысли и полету фантазии [1, С. 64]. Все эти особенности цифрового поколения молодежи парадоксально аккумулируются в снижении потребности в образовании, о чем свидетельствует падение количества поисковых запросов образовательной и развивающей направленности в Google с 52,0 до 37,0%.
В текущем 2023 году, объявленном Президентом РФ В.В. Путиным Годом педагога и наставника в честь 200-летнего юбилея «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского актуально и особо значимо звучат его слова об отрицательных последствиях рассмотрения личностного роста не как «самостроительства» и работы растущей личности по развитию своего "Я", а «промышленническая литература», «готовые понятия и готовые фразы, сыплющиеся в современное дитя из множества книг и множества уст, прежде чем оно само и самостоятельно успеет подумать о чем-нибудь». Постоянное увеличение потребностей и наслаждений» - как замечал К.Д. Ушинский [7, С. 402] - приводит к разрушению нравственности конкретной личности и общества, в целом, и тормозит (если не завершает) поступательное личностное развитие.
Современный уровень развития технологий, приращение информационного багажа общества (увеличивающееся в разы с каждым десятилетием исторического развития) актуализируют ожидания от педагогической науки вследствие осознания значимости образования (Л.П. Буева, С.В. Дармодехин, М.В. Захарченко, Г.В. Мухаметзянова, Н.Н. Павелко, А.С. Панарин, В.К. Трофимов) и профессиональной подготовки педагога [3; 4] нового типа (М.В. Богуславский, О.В. Долженко, Н.С. Ладыжец, Е.В. Неборский, А.С. Панарин, В.А. Сластенин), значимости профессионализма современного педагога (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин) [8], особенно, в условиях постоянных университетских реформ (О.А. Волькенштейн, Е.Т. Емельянова, Е.С. Кулябко, М.И. Матвеев, А.С. Ревушкин, Б. Ридингс, Г. Хаймпель, Ю. Хабермас, Ф. Яблецка). Образование перестает соотноситься только с количеством получаемой в школе информации (не только вследствие прикладной ее значимости в жизни, но и невозможности охватить массивы). Поэтому, современные ожидания общественно-педагогического сообщества все чаще ориентированы на школу как механизм воспитания [2, С. 80], наставления и сопровождения растущей личности, профориентации и формирования профессионала - ориентира во внешкольных, идеологических, гражданских вопросах.
Нами использован набор методов частнонаучного, общетеоретического методологического анализа литературы, проектирование технологической карты, анкетирование студентов и преподавателей и интерпретация полученных данных в аспекте изучения востребованности использования сетевых технологий проектирования в образовательном процессе университета при преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла будущим педагогам.
Нами в январе - марте 2023 года было проведено исследование значимости цифровых продуктов и технологий среди студентов разных профилей направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование» в университете. Современные обучающиеся узнают новостной (36,3%) и развлекательный контент из цифровых информационных источников (40,0%); осваивают новые досуговые (42,2%) и развивающие (чаще, универсальные, а не узкопрофессиональные) компетенции (36,3%); выражают собственное мнение (54,4%) и самоидентифицируются (чтобы не отставать от других, общаться в сетях, знакомиться и делиться информацией о себе) (по 36,3%). Приведенные данные свидетельствуют о значительной погруженности молодежи в сети, сетевое взаимодействие становится не только неотъемлемой частью социализации, но и образования с помощью обновленного контента и применяемых интернет-сервисов, а также воспитания и развлечений. Последний посыл делает значимой задачу контроля контента и руководства его влиянием, организации качественной коммуникации и интересного разным участникам взаимодействия в сети и вне. Для поколения Z цифровой мир становится источником социокультурного опыта, чтобы развиваться.
В данной связи, важнейшей задачей педагогов детерминируется понимание и принятие цифрового фона как среды образования, цифровой интерпретации цели образования, реализующегося в цифровом контенте посредством комплекса технологий и цифровых средств образования, ориентированного на обучающихся современного вида в обществе 5.0. Проблемы реализации в практике университетского образования выявленных перспективных направлений модификации профессионально-педагогического образования способствуют дальнейшему развитию информационных технологий в условиях цифровой трансформации университетского образования.
В профессионально-педагогическом образовании эффективной образовательной технологией безоговорочно признается набор технологий проектирования интерактивного вида. Ведущей идеей применения интерактивных технологий в образовательном процессе вуза является ресурс самоактуализации личности в последних через соединение педагогического потенциала образовательного воздействия на студентов в цифровой (электронной) образовательной среде, основываясь на ряде эффектов:
- диалогической вовлеченности;
- мотивирующего в сфере будущей профессиональной деятельности содержания;
- регулируемого временного, ресурсного, финансового, субъектного, ролевого запаса;
- цифрового и ИКТ-сопровождения (анимации, геймификации, звукового ряда, программного своеобразия и т.п.).
Соединение потенциала case-study и целенаправленной профилизации в будущей сфере профессиональной
деятельности - в предметной области - дает возможность усилить образовательный потенциал интерактивной образовательной технологии, что в рамках сетевого взаимодействия преподавателя с обучающимися актуализировало применение технологии краудсорсинга. «Краудсорсинг (с англ. crowdsourcing - «ресурс толпы») в общем смысле трактуется как система коллективного интеллекта, подразумевающая сбор независимых решений неких задач произвольными
участниками.....Решение социально значимых задач позволяет влиять на улучшение качества образовательных услуг,
аккумулировать идеи множества субъектов образовательных отношений, выстраивать информационную коммуникацию между педагогом и обучающимися ... , которая определяется интересами, знанием либо успехом и выражается «в
дополнительной эмоциональной привязанности участника к краудсорсинговой деятельности» [10, С. 101]. Технология краудсорсинга реализуется в рамках сетевой проектной деятельности студентов, организуемой на различных цифровых площадках. Потенциал соединения срабатывает не только в «толпе» участников решения образовательной задачи, учебно-профессиональной проблемы, но и в совокупности академической учебной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной видов деятельности, сумме используемых контекстов на различных по функционалу и контенту цифровых и реальных пространствах взаимодействия.
Использование технологии краудсорсинга в педагогическом образовании привлекает внимание своей ориентированностью на проектную деятельность и возможностью несколько раз по ходу организации проектного замысла и управления проектной деятельностью студентов анализировать, рефлексировать, менять и актуализировать подбор интерент-площадок и проговаривать положительные и отрицательные нюансы взаимодействия и технологических этапов, выделяя сильные и слабые стороны проектного решения проблемной (учебной или профессиональной) ситуации.
На первом технологическом этапе формируются проектные группы (хотя возможно и индивидуальное участие студентов), ведущим преподавателем продумывается и формулируется проблемная учебная ситуация, определяются (отбираются по критериям качества, возможности оптимального решения проблемы, доступности, наличия компетенции у студентов работать на данной интернет-площадке) интернет-ресурсы и эксперты (преподаватели кафедры, специалисты-практики).
На втором технологическом этапе используются различные формы сетевого взаимодействия: организация доступа, регистрация, предложение студентам учебной проблемы (формулировка, демонстрация. Установление обратной связи и уровня восприятия, понимания и осмысления учебной проблемы).
Третий технологический этап включает анализ и обсуждение сформулированной преподавателем учебной проблемной ситуации, выявление возможного предмета и направленности проектной деятельности в группах.
Второй блок сетевой работы организуется на четвертом технологическом этапе, включая сетевое обсуждение конкретных учебных задач для каждой группы, определения их степени важности и значимости для последовательного решения и итогового проекта, возможности перехода из группы в группу, переформатирования групповой работы, выхода из группы и возможности индивидуального участия, акцентов оформления итогового проектного продукта.
Пятый технологический этап является по сути проектным. Участниками сформированных групп обсуждается проблемная ситуация или выделенная учебная проблема, предлагаются возможные варианты решения и аргументируются наиболее эффективные методы и средства решения, реализуемые в проекте, реализуется проект и в готовом виде загружается на интернет-площадку.
Третий сетевой блок взаимодействия составляет шестой технологический этап, включая открытое межгрупповое обсуждение проектов, их анализ, детализацию, аргументированные доводы «за» и «против», выстраивание ранжирования эффективности и оценки доли участия каждого, эффективности поэтапного решения и общего проекта, отбор оптимального решения проблемной ситуации и проектной деятельности группы или индивидуального проектного решения, выработка рекомендаций по успешной защите итогового продукта проектной деятельности.
На седьмом технологическом этапе преподавателем организуется открытая оффлайн и онлайн защиты проектов с оценкой экспертами проектных продуктов и процесса проектной деятельности по заранее оговоренным критериям. Важными требованиями на этом этапе выступают четкий тайминг и соблюдение коммуникативной культуры всеми участниками крауд-процесса.
Завершающим, восьмым технологическим этапом, выступает четвертый блок сетевого взаимодействия с анализом процесса, коммуникации, продукта проектной деятельности, рефлексии и самоанализа участниками (студентами и экспертами), определение перспективных направлений дальнейшего продвижения проекта в практике.
Необходимо отметить, что сетевые формы коммуникации, ставшие привычными для современных студентов, активно проникают в образовательный процесс, все шире (отдельными элементами или в совокупности) применяются в профессиональном образовательном процессе, закладывая его привлекательность и эффективность. Сложности внедрения технологий сетевого проектирования в преподавание дисциплин психолого-педагогического блока профессиональной подготовки будущих педагогов возникают вследствие недостаточной компетентности преподавателя, разного уровня сформированности цифровых и ИКТ-компетенций обучающихся, особенностей содержательного наполнения дисциплин (их проблемности (проблемо-насыщенности), временной затратности и обеспеченности необходимыми ресурсами, возможности включения аспектов проектирования в привычный или обновляемый технологический строй преподавания дисциплины и т.п.).
Выводы. Приведенные данные применения сетевого проектирования в современном образовательном процессе будущих педагогов актуальны и востребованы, интересны студентам и преподавателям, способствуют более широкому использованию в образовательном процессе интернет-сервисов, стимулируя рост познавательной мотивации студентов, развития компетенций командообразования и положительного проектного потенциала в образовательном процессе, углубления профессиональной рефлексии и динамики роста сформированности профессиональных компетенций, выражающиеся в формировании положительного отношения к избранному профессиональному будущему, что является безусловными показателями качества профессионально-педагогического образования в университете.
Литература:
1. Алдошина, М.И Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете / М.И. Алдошина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012, №11(126). - С. 63-67
2. Алдошина, М.И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании / М.И. Алдошина // Сибирский педагогический журнал. - 2020, №1. - С. 79-87
3. Еркибаева, Г.Г. Инновационные технологии и их реализация в образовательном процессе / Г.Г. Еркибаева, Л.П. Илларионова. -М.: Перспектива, 2021. - 171 с.
4. Казакова, Е.И Персонализированная модель образования: методическое пособие / Е.И Казакова, Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов - М.: AHO «Платформа новой школы», 2019. - 36 с.
5. Кларин, М.В. Содержательно-целевые установки школьного учебника: к освоению социокультурных компетенций XXI века / М.В. Кларин, ИМ. Осмоловская, В.В. Сериков // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1. - № 5 (87). - С. 77-94
6. Лысак, О.Г. Сетевое взаимодействие образовательных организаций при подготовке специалистов в области технологического образования / О.Г. Лысак, Л.А. Кузнецова // Образование и общество. - 2023. - № 2 (139). - С. 109-115
7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. I. / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 11 т. - М.;Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т.8.- С. 11-679
8. Фетисов, A.C. Исторический дискурс проблемы профессионально важных качеств педагога в контексте педагогического идеала / A.C. Фетисов // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - №3. - С. 7-14
9. Хангельдиева, И.Г. Общество 5.0 и образование: перспективы и предостережения / И.Г. Хангельдиева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2022. - T. l.-№ 1. - С. 123-140
10. Щербатых, C.B. Краудсорсинг как элемент интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки / C.B. Щербатых, М.С. Артюхина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2022. - №4(60). -С. 98-105
11. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / Под ред. И.М. Осмол овской.-М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - 118 с.
Педагогика
УДК 378.147.88
доктор педагогических наук, профессор Алексеев Сергей Владимирович
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. В статье представлено научное осмысление основных категорий пространства научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и педагогов в процессе их вузовской подготовки, в системе повышения квалификации, в образовательной практике. Проведен анализ понятия исследовательской компетентности (компетенции) как ключевой составляющей профессиональной компетентности педагога. Показано место технологии тренинга в организации практикумах студентов. Предложена пятикомпонентная модель педагогического тренинга, включающего, выявление и обоснование педагогической (методической) проблемы; проектирование концепции и дизайна педагогического (методического) исследования; экспертиза результатов исследовательских работ; моделирование педагогических продуктов (программ, систем, методик и др.); разработка оценки результатов педагогического исследования; и приведены конкретные примеры заданий по каждому из составляющих компонентов.
Ключевые слова: научные исследования, научно-исследовательская (исследовательская) компетенция, научно-исследовательский дефицит педагога, профессиональная компетентность, практикум, тренинг.
Annotation. The article presents a scientific understanding of the main categories of the space of research activities of students, graduate students and teachers in the process of their university training, in the system of advanced training, in educational practice. The analysis of the concept of research competence (competence) as a key component of the professional competence of a teacher is carried out. The place of training technology in the organization of students' workshops is shown. A five-component model of pedagogical training is proposed, including the identification and justification of the pedagogical (methodological) problem; designing the concept and design of pedagogical (methodological) research; examination of research results; modeling of pedagogical products (programs, systems, techniques, etc.); development of an assessment of the results of pedagogical research; and specific examples of tasks for each of the constituent components are given.
Key words: scientific research, research competence, research deficit of the teacher, professional competence, workshop, training.
Введение. Десятилетие науки и технологий, объявленное в Российской Федерации по указу Президента РФ (№231 от 25 апреля 2021г.) определяет следующие задачи российской науки:
- привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
- содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;
- повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
При многообразии и разнообразие форм повышения научно-исследовательской компетенции студентов и педагогов высок уровень научно-исследовательских дефицитов в их профессиональной компетентности, наблюдается «провал», определенный «вакуум» между научными результатами педагогических исследований и практикой их внедрения в массовое образование.
Стратегия решения проблемы научных дефицитов связано с «научной (исследовательской) компетенцией» - умением использовать последние результаты научных исследований в области методологии современного образования и методики предметного образования. Магистратура и аспирантура - две структуры в системе высшего образования, в которых формирование научной (исследовательской) компетенции является доминирующей. Элементы исследовательской компетенции в компетентностных моделях выпускников аспирантуры и магистратуры: от способности к критическому мышлению к готовности организации исследовательской деятельности представлены в работе [1]. В научных работах исследовательская компетенция студентов - будущих педагогов рассматривается как ключевая составляющая профессиональной компетентности и носит метапредметный характер (А.В. Багачук, Ю.В. Рындина, Е.Л. Макарова, Г.С. Саволайнен, П.И. Третьяков, М.Б. Шашкина, А.В. Хуторской, и др.).
Изложение основного материала статьи. Начнем с осмысления ключевого понятия статьи - исследовательской компетентности или ее составляющих компетенций. Исследовательская компетентность в трактовке М.Б. Шашкиной и
A.В. Багачук, ориентирована на аксиологию, методологию и технологию исследовательской деятельности [10]. Если
B.А. Константинов в исследовательской компетентности выделяет готовность и способность педагога к исследовательской деятельности [4], В.И. Андреев конкретизирует характеристики педагога-исследователя, связанные с диагностическими умениями, методологической культурой, творческой рефлексией, умениями самосознания и самопознания, творческой импровизацией [2]. Г.Н. Лобова определяет два уровня исследовательской компетенции: учебно-исследовательская и научно-исследовательская, тесно связанных между собой и взаимообусловливающих друг друга [6]. Зарубежный опыт подготовки специалистов-исследователей в сфере образования представлен в работе А.А. Грибаньковой. Автором обосновано, что «подготовка специалистов-исследователей концентрирует ценности и смыслы культуры университетского образования, основанной на соединении традиций научного труда, ценностей познания и педагогической миссии сохранения и передачи культурного наследия» [3, С. 12].
Среди различных практикумов представляет особый интерес технология тренинга. Видология тренингов достаточно разнообразна.
А.Д. Чанько отмечает, что «социально-психологический тренинг, как метод обучения, позволяет не только моделировать, но и ускорять естественные процессы социализации» [9, С. 6]. Заметное место в исследованиях по формированию профессиональных качеств у студентов занимают работы С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой,