Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УМЕНИЯ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОНЛАЙН-СИСТЕМЫ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краус Александр Сергеевич, Соколова Юлия Александровна

Настоящая статья посвящена вопросам развития умений цифрового проектирования у обучающихся педагогических специальностей (на примере онлайн-сервиса Moodle). Авторы исходит из положения о том, что современный педагог должен обладать широким перечнем компетенций, одной из которых является цифровая. В работе указано, что умения цифрового проектирования качественно влияют на формирование профессиональной компетентности преподавателя, поскольку позволяют усовершенствовать образовательный процесс посредством педагогической инноватики. В результате автором формулируется круг возможных путей развития умений цифрового проектирования в процессе получения педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краус Александр Сергеевич, Соколова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL DESIGN SKILLS ON DIGITAL PLATFORMS FOR FUTURE TEACHERS

This article is devoted to the development of digital design skills among students of pedagogical specialties (using the example of the online service Moodle). The author proceeds from the position that a modern teacher should have a wide range of competencies, including digital ones. The paper states that digital design skills have a qualitative effect on the formation of a teacher's professional competence, since they allow improving the educational process through pedagogical innovation. As a result, the author formulates a range of possible ways to develop digital design skills in the process of obtaining pedagogical education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

- вовлечение обучающихся в процесс теоретико-практического познания учебного материала.

Данные инновационные технологии способствуют усвоению учебного материала, формируют профессионально-личностные качества, а также позволяют с большей эффективностью изучать курс психологических дисциплин.

Литература:

1. Белогурова, А.Ю. Междисциплинарность в стратегии развития университетского образования / А.Ю. Белогурова, Т.В. Яровова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - №5. - С. 21-26

2. Бобылев, Е.В. Тренинги в системе психолог-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы) / Е.В. Бобылев, Е.А. Горшков, Э.Г. Патрикеева, И.Ю. Троицкая // Высшее образование сегодня. - 2016. - №4. - С. 68-70

3. Воробьева, М.В. Формирование профессиональной мотивации студента и практика: чтобы процесс был эффективный / М.В. Воробьева, Т.В. Яровова // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №3. - С. 40-46

4. Кваша, В.П. Только один способ управления эффективен / В.П. Кваша // Народное образование. - 2017. - №1. -С. 3-5

5. Лобза, О.В. Инновационные технологии преподавания психологии для студентов непрофильных специальностей / О.В. Лобза, В.О. Короткова // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №2. - С. 115-119

6. Макаренко, Е.В. Осмысление компетентностно-ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения / Е.В. Макаренко // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2. -С. 23-26

7. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств, обучающихся: учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки) / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 316 с.

8. Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И.В. Патрушева. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 130 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений / [В.А. Сластенин и др.]; под ред

B.И. Сластенина. - Москва. Изд. Центр «Академия», 2013. - 576 с.

10. Сорвачева, И.Д. Применение инновационных технологий в подготовке будущих специалистов в области дошкольного образования / И.Д. Сорвачева // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга, 2022. -

C. 208-214

11. Уэллс, Г. Очерки истории цивилизации / Г. Уэллс. - Москва: Изд-во Эксмо, 2004. - 960 с.

12. Фабрикантова, Е.В. Современные информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.В. Фабрикантова, Е.Е. Полянская // Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 84 с.

13. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант кафедры педагогики высшей школы Краус Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирантка кафедры педагогики высшей школы Соколова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ У БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам развития умений цифрового проектирования у обучающихся педагогических специальностей (на примере онлайн-сервиса Moodle). Авторы исходит из положения о том, что современный педагог должен обладать широким перечнем компетенций, одной из которых является цифровая. В работе указано, что умения цифрового проектирования качественно влияют на формирование профессиональной компетентности преподавателя, поскольку позволяют усовершенствовать образовательный процесс посредством педагогической инноватики. В результате автором формулируется круг возможных путей развития умений цифрового проектирования в процессе получения педагогического образования.

Ключевые слова: цифровая компетенция, педагогическое образование, умения цифрового проектирования, онлайн-системы, цифровые платформы, Moodle.

Annotation. This article is devoted to the development of digital design skills among students of pedagogical specialties (using the example of the online service Moodle). The author proceeds from the position that a modern teacher should have a wide range of competencies, including digital ones. The paper states that digital design skills have a qualitative effect on the formation of a teacher's professional competence, since they allow improving the educational process through pedagogical innovation. As a result, the author formulates a range of possible ways to develop digital design skills in the process of obtaining pedagogical education. Key words: digital competence, teacher education, digital design skills, online systems, digital platforms, Moodle.

Введение. Социальные и экономические преобразования связаны прежде всего с процессами глобализации информационного пространства, всеобщей цифровизацией, разработкой и внедрением новых инновационных технологий, имеющих как социальный, так и экономический эффект.

В этих условиях предъявляются более высокие требования к профессиональной подготовке будущего педагога, что является одной из образовательных стратегий государства и общества. Обнаруживается необходимость в высококвалифицированных педагогах, способных проектировать на цифровых платформах, быстро адаптироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Современная система образования активно осваивает новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используя их потенциал в процессе обучения.

Изложение основного материала статьи. Исследования вопросов в области компетенций преподавателей свидетельствуют о том, что они должны не только иметь исчерпывающие знания своего предмета, но и обладать навыками применения образовательных технологий, лежащих в плоскости педагогической инноватики. И здесь уже следует говорить о необходимости формирования цифровой компетенции будущего педагога, под которой, вслед за Ю.С. Бузыковой, Е.С. Гафиатулиной, мы понимаем «навыки эффективного решения» профессиональных и личностных задач посредством «различных видов информационно-коммуникационных технологий» [1, С. 279]. Иными словами, будущий педагог должен быть подготовлен к эффективному выполнению своих обязанностей в условиях функционирования цифровой образовательной среды.

Именно поэтому в сфере педагогического образования на современном этапе идёт активный пересмотр программ и содержания обучения [5]: обогатилось курсами и дисциплинами, затрагивающими вопросы инноватики, цифровой педагогики, однако, как мы полагаем, развитие умений использования цифровых платформ в профессиональной деятельности может и должно осуществляться не только посредством профильных предметов.

Так, например, данная задача может реализоваться в рамках обучения дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также в период прохождения студентами педагогических практик в школах. Кроме того, плодотворным оказывается создание дополнительных и факультативных предметов, специализированных курсов, где будущие педагоги получат возможность развивать умения цифрового проектирования, к которым относятся:

- умение проектировать и планировать педагогический процесс с использованием цифровых технологий и платформ;

- умение построить межличностное взаимодействие и отношения в цифровой среде;

- умение различать основные виды цифровых образовательных ресурсов и применять их на соответствующих этапах учебного занятия для повышения его эффективности [5, С. 53];

- умение находить и структурировать необходимую информацию для создания авторских образовательных ресурсов [6, С. 136].

Следовательно, педагогическое образование не должно ограничиваться формированием умений будущих педагогов пользоваться функционалом уже ставших «традиционными» пакет программ MS Office (текстовых, графических редакторов и созданием презентаций). Для большей эффективности развития цифровой компетентности будущих педагогов следует уделять больше внимания цифровым платформам, на базе которых осуществляется как дидактическое наполнение учебного занятия, так и автоматизация управления образовательным процессом в целом.

Как показывает российская практика, самой распространённой онлайн-платформой для организации онлайн- и очных уроков становится система LMS Moodle. Её широкая применимость и востребованность обуславливается следующими факторами:

- понятность и простота интерфейса;

- возможность интеграции различных форматов представления информации;

- доступность;

- реализация смешанного обучения;

- оптимизация контрольно-оценочного этапа;

- безопасность;

- отслеживание активность участников образовательного процесса;

- хранение отчётов об уровнях достигнутых образовательных результатов [2, С. 45].

Основным достоинством данной цифровой платформы является её гибкость, т.е. возможность адаптации и наполнения образовательного контента под любой учебный предмет, поэтому может быть рассмотрена в рамках обучения студентов всех педагогических специальностей.

Кроме весомых достоинств LMS Moodle исследователями отмечает круг недостатков данной цифровой платформы, в который включается «необходимость наличия подготовки у преподавателя для самостоятельного создания курса» [3]. Такого рода трудности также представляется возможным преодолеть в условиях развития у студентов умения применять функционал рассматриваемой системы в практике решения своих профессиональных задач.

Современная педагогика тяготеет к приоритетности системно-деятельностного подхода к преподаванию. Следовательно, только в условиях практико-ориентированного обучения студент сможет получить опыт применения цифровой платформы в образовательной деятельности. Несомненным плюсом в данной связи оказывается применение LMS Moodle непосредственно в процессе овладения обучающимися различных дисциплин в стенах образовательной организации. Здесь актуальность обретают проектно-исследовательские технологии (например, организация совместных (преподавателя и студента) проектов, реализующихся в цифровой среде, что эффективно развивает умение будущих педагогов как осуществлять межличностное взаимодействие в условиях цифровизации, так и производить работу с целью нахождения, структурирования и переработки необходимой информации для создания «продукта» деятельности.

Кроме того, в рамках специализированных курсов и дополнительных занятий усваиваются теоретические аспекты цифрового проектирования (создания собственных «образовательных продуктов» [4, С. 64]), а также происходит их практическая реализация (машинное представление). Здесь важно охватить как можно больше возможностей рассматриваемой онлайн-системы, которая позволяет создавать викторины и опросники, тестирования, видеолекции, сопровождая их визуальной информацией, интегрировать различные форматы трансляции знаний, накапливать, хранить и преобразовывать авторский учебный контент, что позволяет организовать целостную цифровую образовательную среду.

В период прохождения педагогических практик следует поощрять стремление будущих педагогов использовать ИКТ, цифровые платформы для формирования учебного контента.

Тот же подход плодотворен при разработке авторских уроков в процессе овладения будущими педагогами методикой преподавания профильной дисциплины в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности. Следовательно, моделирование учебных ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности становится одним из инструментов совершенствования умений цифрового проектирования у студентов педагогических профилей.

Так, процесс подготовки к педагогической деятельности и её реализация в рамках практики в школе может быть эффективно использованы в ходе развития умений цифрового проектирования у будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, при комплексном подходе к развитию умений цифрового проектирования на цифровых образовательных платформах у будущих педагогов и совершенствованию их цифровой компетентности в целом становится возможным качественно повлиять на уровень мотивационно-личностных устремлений к реализации инновационной педагогической деятельности на базе ИКТ, когнитивных и деятельностных навыков использования онлайн-систем для решения своих профессиональных задач. Преподавателям, работающим в среде обучающихся педагогических направлений подготовки, важно учитывать необходимость формирования умений цифрового проектирования у студентов, что реализуется посредством:

- преемственности программ учебных дисциплин с учётом важности развития цифровой компетентности у будущих педагогов (следование принципам реализации межпредметных связей);

- реализации технологий моделирования учебных ситуаций, проектно-исследовательской деятельности;

- целенаправленной теоретической и практической подготовки в рамках осваивания студентами дополнительных курсов и факультативов по использования цифровых платформ в профессиональной деятельности;

- собственного примера применения ИКТ на лекционных и практических занятиях;

- организации и проведения совместных проектов в онлайн-среде;

- поощрения внедрения цифровых платформ в ход создания обучающимися учебного контента, дидактического сопровождения к урокам, разнообразных учебных ситуаций на занятии;

- участия студентов в специализированных научных и научно-методических собраниях, мастер-классах, вебинарах, тренингах и иных мероприятиях, освещающих вопросы применения цифровых платформ в деятельности учителя и нацеленных на обмен педагогическим опытом в использовании ИКТ в обучении.

Литература:

1. Бузыкова, Ю.С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы / Ю.С. Бузыкова, Е.С. Гафиатулина // Техник транспорта: образование и практика. - 2020. - № 1(4). - С. 278-282. - DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.278-282

2. Колесников, А.М. Преимущества системы управления обучением на основе MOODLE / А.М. Колесников, Р.Р. Латыпова // Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы: материалы Международного форума, Санкт-Петербург, 28-31 октября 2019 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019. - С. 45-46

3. Созонтова, Е.А. Особенности организации дистанционного обучения с помощью платформы LMS MOODLE на примере дисциплины «Математика и основы математической обработки информации» / Е.А. Созонтова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31017 (дата обращения: 23.03.2023)

4. Токтарова, В.И. Педагогический дизайн и цифровое проектирование: принципы, модели, инструменты / В.И. Токтарова, Д.А. Михеева // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 21 октября 2021 года. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. - С. 61-67

5. Яковлева, Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е.В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 4 (апрель) - С. 46-57. - DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211021.htm (дата обращения: 23.03.2023)

6. Ячина, Н.П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Н.П. Ячина, О.Г.Г. Фернандез // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 134-138

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Попенко Алексей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСВОЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Дополнительное образование обучающихся - неотъемлемая часть образовательной деятельности современной школы. Оно помогает сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося; оказывает положительное влияние на профессиональную ориентацию; побуждает к саморазвитию и самодисциплине; способствует углублению и применению знаний, полученных на уроках. Сегодня в стране ощущается серьезный дефицит кадров в IT-сфере. Поэтому важной задачей является создание системы ранней профориентации школьников. Эта задача может быть решена за счет организации дополнительного образования обучающихся по информатике на базе школы. Представлен опыт разработки модели дополнительного образования в области ИТ на базе центра образования «Точка роста». Рассмотрено освоение школьниками в рамках дополнительного образования сквозных цифровых технологий. Показано освоение школьниками искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Основным методом организации деятельности является проектный метод. Приведены примеры проектов по разработке цифровых помощников, чат-ботов, приложений виртуальной реальности.

Ключевые слова: дополнительное образование, сквозные цифровые технологии, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, проект.

Annotation. Additional education of students is an integral part of the educational activities of a modern school. It helps to form the cognitive needs and abilities of each student; has a positive impact on professional orientation; encourages self-development and self-discipline; contributes to the deepening and application of knowledge gained in the lessons. Today, there is a serious shortage of personnel in the IT field in the country. Therefore, an important task is to create a system of early career guidance for schoolchildren. This problem can be solved by organizing additional education for students in computer science on the basis of the school. The experience of developing a model of additional education in the field of IT on the basis of the education center "Point of Growth" is presented. The development by schoolchildren in the framework of additional education of end-to-end digital technologies is considered. The development of artificial intelligence, virtual and augmented reality by schoolchildren is shown. The main method of organizing activities is the project method. Examples of projects for the development of digital assistants, chat bots, virtual reality applications are given.

Key words: additional education, end-to-end digital technologies, artificial intelligence, virtual and augmented reality, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.