Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 1
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION
УДК 070.009 ЕйЫ ^КМСР
йО! 10.17150/2308-6203.2023.12(1).41-53 Научная статья
Массмедиа и журналистское образование
в Индии
Ершов Ю.М. Э
Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г Севастополе, г. Севастополь, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены своеобразие индийской меди-асистемы и особенности журналистского образования в Индии. Актуальность предмета исследования связана как с растущей ролью Индии — самой многонаселенной страны мира, так и с ее огромным экономическим потенциалом. Внешнеэкономическая переориентация России на страны Азии открывает новые возможности международного партнерства в сфере профессионального образования. Для этого важно понять, что представляет собой система журналистского образования в Индии, в каких образовательных центрах есть журналистское направление подготовки, и каковы конкурентные отличия факультетов и департаментов журналистики в этой стране. Социо-демографические характеристики Индии, где половина населения (более 700 млн) моложе 30 лет, самым непосредственным образом связаны с доминирующими медиапрактиками и с количественными параметрами медиасистемы. Другим важным фактором, влияющим на состояние индийских СМИ, является многоязычие и владение миллионами индусов базовым английским, который наряду с хинди остается официальным языком межнационального общения. Третий системный фактор, который выявляется в обсуждении проблем массмедиа и журналистского образования, — это новейшая история страны и антиколониальное мышление, которое порождено противопоставлением «метрополия» — «окраины империи». Анализируя многоуровневое устройство высшего образования в Индии и характер учебных планов на факультетах журналистики, мы приходим к выводу о стратегической выгоде сотрудничества с этой страной.
Ключевые слова. Индия, массмедиа, медиасистема, журналистское образование, университетское сотрудничество.
Информация о статье. Дата поступления 26 января 2023 г.; дата поступления после доработки 8 февраля 2023 г.; дата принятия к печати 10 февраля 2023 г.; дата онлайн-размещения 17 марта 2023 г.
Original article
Mass Media and Journalism Education in India
Yuri M. Ershov ©
Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol, Sevastopol, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The research analyzed the originality of the Indian media system and the peculiarities of journalism education in India. The importance of the subject of research is connected both with the growing role of India, the most populous country in the world, and with its huge economic potential. The foreign economic reorientation of Russia towards Asian countries opens up new opportunities for international partnership in the field of vocational education. To do this, it is important to understand what the system of journalism education is in India, which educational centers offer journalism training, and what are the competitive differences between the departments of journalism in this country. The socio-demographic characteristics of India, where half of the population (over 700 million) are under 30 years old, are most directly related to the dominant media practices and to the quantitative parameters of the media system. Another important factor influencing the state of the Indian media is the multilingualism and basic English spoken by millions of Hindus, which, along with Hindi, remains the official lingua franca. The third systemic factor revealed in the discussion of the problems of mass media and journalism education, is the country's recent history and anti-colonial thinking, which is generated by the opposition of «metropolis» — «outskirts of the empire». Analyzing the multi-level structure of higher education in India and the nature of the curricula at the schools of journalism, we are coming to the conclusion about the strategic benefits of cooperation with this country.
Keywords. India, mass media, media system, journalism education, university partnership.
Article info. Received January 26, 2023; revised February 8, 2023; accepted February 10, 2023; available online March 17, 2023.
Введение
Мировые СМИ сообщили о том, что Индия в конце 2022 г. обогнала по численности населения Китай. Независимая международная организация World Population Review подтверждает, что численность граждан Индии составила 1,428 млрд чел., что на три миллиона превышает число китайцев1. Это событие было ожидаемо, поскольку рост китайского населения в последние два десятилетия
1 World Population Review. URL: https:// worldpopulationreview.com/ (Дата обращения 08.02.2023).
замедлялся и впервые за 60 лет население Китая сократилось. Индия, где половина населения моложе 30 лет, становится самой быстрорастущей из крупных экономик мира. За последнее десятилетие Индии удалось превзойти по ВВП Канаду, Бразилию, Италию, Россию, Францию и Великобританию, поднявшись с 11-го места в мире на 5-е2.
Важно понять, как это отражается на индийской медиаотрасли, количественные параметры которой пре-
2 International Monetary Fund : IMF Coun-
try Report. 2022. No. 22/386.
восходны во многих отношениях. Индия демонстрирует самые высокие в мире темпы роста рынка медиа и развлечений — на уровне 16-18 % в год, что втрое превышает среднегодовой рост национальной экономики. В Индии зарегистрировано более 60 000 газет на разных языках, совокупным тиражом более 400 млн экземпляров. В Индии все сегменты медийного рынка показали в прошлом году позитивную динамику. Даже печатная периодика — хотя и на 3 % — но выросла. Закономерно, что в списке 10 наиболее высокотиражных газет в мире (данные 2020 г.) находятся четыре индийских издания3.
В Индии более 1 200 радиостанций. Самая большая сеть — Prasar Bharti's All India Radio service — объединяет 479 станций, которые вещают на 23 языках и 179 диалектах. Многоязычие — одна из самых ярких особенностей национальной медиасистемы Индии. Основных языков в Индии — 122, но 29 % всех телеканалов вещает на языке межрегионального общения хинди, генерируя 43 % зрительской аудитории. Что касается телеканалов на английском, который так же является в Индии официальным языком, англоязычных каналов в стране 604. BBC World News входит в пятерку самых рейтинговых телеканалов Индии. В 2021 г. в Индии было 906 телеканалов, включая 558 для бесплатного просмотра (free-to-air). Около 40 % индийских телеканалов производят
3 Top 10 Newspapers in the World 2020 // Global Newspaper Industry Factsheet. URL: https://blog.bizvibe.com/blog/top-newspapers-world (Дата обращения 08.02.2023).
4 India's only platform to offer in-depth details of all TV channels. URL: https://www. tvchannelpricelist.com/?s=India.
новостной контент. Самые большие зрительские группы находятся в возрасте 15-30 лет и 31-50 лет (458 млн и, соответственно, 483 млн зрителей), что очень отличает Индию от европейских стран5.
В 2021 г. киноиндустрия Индии выпустила на большой экран 878 своих фильмов. Индия, вероятно, единственная страна, в которой фильмы из США смотрят на уровне 10-11 % билетной кассы, а 89 % — это национальное кино на разных языках и диалектах Индии6. То же самое касается и музыки. В Индии, по данным июля 2022 г., 833 млн интернет-поль-зователей7, составляющих 59,5 % населения страны. Индия является вторым после Китая крупнейшим рынком в мире по загрузке приложений для смартфонов. В Индии есть национальные социальные сети — MX Takatak, Moj, Share Karo India, которые соперничают по популярности с Фейсбуком8 и Инстаграмом9, хотя и уступают по числу аккаунтов.
Важно знать количественные и качественные параметры медийного
5 What India Watched. 3-rd edition. 2020. URL: https://bestmediainfo.in/mailer/nl/nl/ BARC-India-%20YEARB00K.pdf; TV Universe Estimates 2020. URL: https://www.barcindia. co.in/whitepaper/barc-india-tv-universe-esti-mates-2020.pdf
6 Tuning into consumer March 2022 Indian M&E rebounds with a customer-centric approach. Ernst & Young Associates LLP. URL: https://as-sets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en in/ topics/media-and-entertainment/2022/ey-ficci-m-and-e-report-tuning-into-consumer v3.pdf
7 Internet World Stats. URL: https://www. internetworldstats.com/asia.htm.
8 Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
9 Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
рынка Индии, и как поставлено журналистское образование в этой стране, потому что Россия отказывается от безуспешных попыток интеграции в евроатлантическую систему и поворачивается на Восток, объявляя не только внешнеэкономическую переориентацию на страны Азии, но и смену ориентиров в образовательной политике. Среди иностранных студентов российских вузов сейчас больше всего граждан стран Средней Азии и Китая. Студентов из Индии не так много и большая их часть обучается в медицинских вузах России.
«По данным ведомственной статистики Минобрнауки РФ, в 20132014 учебном году число студентов из Индии составляло 4 671 человек [1]. В целом примерно такая численность сохраняется на протяжении последних лет. Россия регулярно выделяет гражданам Индии квоты на обучение в вузах Число квот утверждается ежегодно и колеблется до 50 в год [2]. Это мизерная доля, если принять во внимание, что только в США обучается более 100 тыс. индийских студентов. Примерно 85 % индийских студентов, обладающих международной мобильностью, направляются в пять стран — США, Великобританию, Австралию, Канаду и Новую Зеландию [1]. А всего в Индии около 150 млн школьников и более 35 млн студентов, что делает образовательный рынок этой страны вторым в мире по объему после Китая.
Исследовательская проблема, которую мы ставим в этой обзорной статье, — это конвергенция российских и азиатских подходов к образованию, общность и различия в системах журналистской подготовки, возможности кооперации факультетов и кафедр журналистики в между-
народных проектах России и Индии. Для этого необходимо понять своеобразие системы образования в Индии, потребности медийного рынка самой многонаселенной страны мира, проблемы и перспективы развития журналистики как профессии. Индийский опыт является поводом для осмысления того, как устроено журналистское образование в наших странах, и при каких условиях оно может быть лучше. Мы проводили прежде сравнительный анализ государственной политики в области телевидения Индии и Китая [3]. Однако изучением журналистского образования в Индии никто до сих пор глубоко не занимался, и нам известна только одна отечественная статья, посвященная этой теме [4]. Она написана исследователем из РУДН В.В. Матвиенко.
История и современное
состояние журналистского
образования в Индии
В 2020 г. в Индии отметили столетие журналистского образования. Анни Безант, британская социалистка, активистка за права женщин, открыла журналистику как дисциплину преподавания в Национальном университете в Адьяре (Мадрас). И это произошло в 1920 г. в колониальную эпоху. Первоначально это была степень бакалавра на отделении английского языка при факультете искусств с дополнительной практикой для студентов, организованной в редакции газеты «Новая Индия», основанной Анни Безант [5]. Хотя первый опыт преподавания журналистики в Индии был недолгим и связанным исключительно с персоной А. Безант и ее оппозиционной газетой, все историки индийской журналистики с неизменным почтени-
ем упоминают ее курс как начало профессионального образования.
Отцом-основателем медиаобра-зования в Индии явился профессор П.П. Сингх, изучавший журналистику в Университете Миссури (США). Он основал первый факультет журналистики в 1941 г. в Пенджабском университете в Лахоре (теперь Пакистан). Это было начало регулярного обучения журналистике по программе бакалавриата. После обретения Индией независимости факультеты журналистики стали открываться один за другим в университетах разных штатов. На юге Индии в Мадрасском университете в 1947 г. открылся факультет журналистики и коммуникаций, который реализовал одну из первых программ журналистского образования в азиатском регионе. В 1948 г. в Калькуттском университете открывается Департамент журналистики и массовых коммуникаций. Факультет журналистики в Колледже Махараджи в Майсоре открыт в 1951 г. Индийский институт массовых коммуникаций (11МС), открытый 17 августа 1965 г. министром информации и радиовещания Ин-дирой Ганди, начинал с небольшого штата сотрудников, включая двух консультантов из ЮНЕСКО [6].
Индийское высшее образование вообще и журналистское профессиональное образование в частности было создано по образцу западной модели бакалавриата и постдипломного образования в магистратуре и докторантуре. Учебные планы и учебные пособия были заимствованы в США и Великобритании, поскольку английский язык в Индии является одним из официальных языков и языком межнационального общения в городской среде. На первых порах эти заимствования помог-
ли становлению профессионального образования, но спустя десятилетия стали поводом для самокритики [7]. Основным недостатком журналистского образования в Индии считают нехватку собственных учебников, написанных на народных языках для региональных журналистов.
Современное состояние журналистского образования в Индии оценивается как проблемное и стесненное. Технократические правительства отдают предпочтение инженерному образованию и технологическим вузам. В приоритете и 1Т-сектор с департаментами компьютерных наук. Несмотря на впечатляющий рост национальной медиаотрасли, факультеты журналистики испытывают бюджетный дефицит, жалуются на нехватку квалифицированных преподавательских кадров, физическую и моральную устарелость оборудования для обучения информационным технологиям [8]. Однако, невзирая на все названные трудности, факультеты и школы журналистики открываются во всех регионах. До 1961 г. в Индии было всего шесть факультетов журналистики в вузах, а к 1981 г. их число возросло до 25 [5].
Статистические данные в разных источниках разнятся, но можно обобщить, что сегодня в Индии насчитывается более 1 500 колледжей, департаментов (кафедр) или факультетов, среди которых есть весьма авторитетные образовательные учреждения со славной историей10.
10 В Приложении к данной статье содержится список из 55 ведущих образовательных центров Индии, которые дают высшее профессиональное журналистское образование, включая и последипломное. Список составлен на основании экспертных оценок индийских медиаисследователей.
Кроме того, сертифицированные курсы по журналистике предлагают частные образовательные учреждения, которые привлекают в качестве «лектора-звезды» известных индийских телевизионных журналистов. Ряд издательских домов и медиахол-дингов также обучают журналистике, отбирая потенциальных слушателей среди своих стажеров. Большой популярностью среди творческой молодежи пользуются школы практической журналистики, открытые при редакциях The Times of India, Indian Express, The Hindu [9].
В Индии нет единого образовательного стандарта (это тоже считается некоторыми исследователями проблемой национального уровня), но сравнительный анализ учебных планов в разных университетах позволяет перечислить стандартный набор предметов по журналистскому направлению подготовки бакалавров.
1. Английский язык — проза и поэзия.
2. Введение в радиовещание.
3. Введение в рекламу и паблик рилейшнз.
4. Введение в тележурналистику.
5. Визуальная коммуникация.
6. Второй иностранный язык — немецкий или французский по выбору.
7. Грамматика английского языка.
8. Искусство презентации.
9. История журналистики.
10. История индийской культуры.
11. Конституция Индии.
12. Мастерство журналиста (Reporting and writing).
13. Медиакритика.
14. Медиапроектирование (студент должен представить проект в области графики, анимации, документальный фильм и т.п.).
15. Организация СМИ.
16. Основы интернет-коммуникаций и новых медиа.
17. Основы медиаправа и этики журналиста.
18. Пресса и общество.
19. Редактирование и дизайн в периодической печати.
20. Техники медиаисследований.
Как можно убедиться по этому
перечню, в индийских университетах осуществляется базовая филологическая подготовка и заметна направленность на выпуск универсальных журналистов, способных к реализации самостоятельных медиапроек-тов. Для нас в этом плане нет ничего принципиально нового — мы тоже сочетаем историю, теорию и практику в обучении журналистов. Обратим внимание на одно образовательное отличие: в индийских учебных планах есть «Техники медиаисследований», что на наших факультетах осваивают магистранты или аспиранты, но никак не бакалавры.
Проблемы и перспективы
развития журналистского
образования в Индии
Индийским медиапедагогам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить отечественных администраторов и политиков в том, что журналистское образование — это профессиональное образование, которое ничем не хуже инженерного или медицинского образования. Убедить удалось только в 1970-е гг., когда, собственно, и начался бурный рост департаментов журналистики и коммуникаций от 25 первых факультетов до многих сотен. Профессор К. Нагарадж (Prof. (Dr.) K.V. Nagaraj) пишет о том, что в процессе профессионализации журналистского образования важным шагом было
введение в учебный план студенческих стажировок в СМИ. Студенческие практики в СМИ стали нормой и институцией, когда стали учитывать язык предпочтения учащихся [10].
Профессор женского университета SNDT из Мадраса Мира К. Десаи (Prof. Mira K. Desai) главной проблемой журналистского образования в Индии считает отсутствие качественных учебных пособий для студентов на родных языках [11]. Индийские студенты вынуждены учиться по иностранным книгам, прежде всего, американским. Авторы американских учебников описывают реалии, далекие от индийских условий меди-апроцессов. Почему журналистское образование не может создаваться на региональных языках? — спрашивают С. Мерфи, Р. Кумар, как и многие другие медиаисследователи [12; 13; 14]. Размышления по этому поводу приводят их к признанию воспроизводства колониального мышления, от которого в Индии не могут избавиться даже через 70 лет после обретения политической независимости. Преподаватель, читающий курс лекций на английском, получает большее вознаграждение за свой труд, чем лектор на народном языке.
Критическая ситуация с учебной литературой на региональных языках могла бы разрешиться, если бы каждый из 1 500 департаментов журналистики и массовых коммуникаций выпускал всего по две книги в год — считает Санджай Двиведи [6]. Сухнандан Сингх (Sukhnandan Singh), провозглашающий новую версию медиаобразования [15], пишет о том, что индийские педагоги не должны теряться перед мощью и блеском теоретических построений западной науки. Например, около
пятнадцати лет назад в Индии горячо обсуждали концепцию гражданской журналистики, которая должна была изменить сценарий развития отечественных медиа. Но не изменила, — замечает профессор С. Сингх.
Однако дело не только в слабости индийских медиапедагогов. С. Сингх, как и некоторые другие исследователи [13], видит проблему и в элементарной нехватке преподавателей журналистики. В Индии на одного педагога приходится 24 студента очной формы обучения. И многие кафедры имеют незакрытые вакансии в штатном расписании. Написать учебник может только преподаватель, работающий на полной ставке и получающий достаточное вознаграждение за свой труд. У сотрудников факультетов журналистики нет ни времени, ни достаточных стимулов для написания книг. Если правительство не финансирует издательские проекты университетов, проще порекомендовать студентам учебник, написанный Денисом МакКу-эйлом, чем написать самому пособие на одном из региональных языков.
Так же, как и в России, в Индии журналисты-практики подвергают критике систему профессионального образования за слабый отклик на запросы отрасли. Сантош Панди, главный телевизионный продюсер телеканала Eenadu Television (ETV) считает, что вузы должны отделить печать от телевидения в процессе подготовки журналистов. Телевизионное производство сегодня настолько технологично, что обучать ему без собственных студийных мощностей нереально. Его коллега и руководитель ETV Паван Манви также считает, что университетская наука не поспевает за быстро меняющейся медийной ситуацией в стране. С взрывным
ростом электронных СМИ в Индии возник неудовлетворенный спрос на специализацию подготовки по телевизионной журналистике и на всеобъемлющий курс радиожурналистики [5] Радиостанциям очень трудно найти подходящего работника среди выпускников факультетов журналистики. В большинстве индийских городов не менее шести-семи локальных радиостанций. Работать на них будут люди, не имеющие диплома бакалавра факультета журналистики.
Бурошива Дасгупта (Buroshiva Dasgupta, Professor and Director, Manipal Institute of Communication) указывает на инфраструктурные недостатки и нехватку ресурсов (финансовых, технических и людских). В большинстве государственных университетов учебная инфраструктура для журналистики — компьютерное хозяйство, звуковое оборудование и видеотехника, мягко говоря, морально и физически устарели. Студенты, которые приходят с огромным желанием делать репортажи и документальные фильмы, быстро разочаровываются в возможностях учебных медиацентров. Известны случаи, когда некоторые колледжи берут в аренду необходимое профессиональное оборудование на момент официальной проверки, чтобы получить желаемую аккредитацию программы. С нехваткой ресурсов связана и проблема качества преподавательского труда. Идеальным вариантом было бы привлечь к преподаванию выпускника, который поработал в медиаотрасли 5-10 лет и вернулся в университет. Но в вузе он начнет преподавательскую карьеру с низшей ступеньки за половину той зарплаты, которую ему платили в СМИ. Это очень демотиви-рует новичков, немногие из которых
остаются в академической среде с неопределенной перспективой карьерного роста [16].
Индийские университеты не входят в сотню лучших университетов мира. Три мировых рейтинга — рейтинг университетов мира Times Higher Education, академический рейтинг университетов мира, составленный Шанхайским университетом Цзяо Тонг, и рейтинг университетов мира QS — обновляются ежегодно, но ни один из индийских университетов не попал даже и во вторую сотню. Хотя университеты таких азиатских стран, как Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань присутствуют в топе упомянутых рейтингов, что не может не заботить индийских чиновников департаментов образования. Разумеется, чиновники считают ошибочной методологию международных рейтингов и создают Национальную систему институционального ранжирования правительства Индии (NIRF). Несмотря на то, что многие ученые в Индии подвергают критике NIRF за неточность и предвзятость [17], эта система определяет статус вуза и размер его бюджетного финансирования.
Как можно увидеть из проведенного обзора публикаций индийских ученых, ведущих дискуссии о проблемах и перспективах журналистского образования, их полемика затрагивает все те же вопросы, которые обсуждаются и в университетском сообществе России. Желание и невозможность интеграции в мировое образовательное пространство, остаточный принцип финансирования и бюрократизация университетской жизни — это все знакомые нам проблемы, которые мы пытаемся по-своему решать или отчаиваемся, не в силах решить их. Кроме того, Ин-
дия остается в значительной части аграрной и бедной страной с высоким уровнем неграмотности среди молодежи. На решение этих проблем направлена правительственная программа Национальной образовательной политики (NEP), принятая в 2020 г. 11, которая предусматривает постепенное увеличение бюджетных расходов на образование до 6 % от валового внутреннего продукта12.
Заключение
Проведенный анализ современного состояния массмедиа в Индии показывает, что по ряду позиций индийские СМИ выходят в мировые лидеры, и потенциал экономического роста в этой стране таков, что в ближайшее десятилетие Индия явит миру самый большой медиарынок, обойдя Китай и успешно конкурируя с США. Успехи медиарынка во многом связаны с развитием журналистского образования в Индии. В индийском опыте можно увидеть много схожего со становлением профессиональной подготовки журналистов в нашей стране. Так же, как и наши газетные курсы, первые образовательные центры в Индии были связаны с известными журналистами и их редакциями, являя собой краткосрочные программы обучения. Регулярное (очное) журналистское образование в индийских колледжах и университетах началось только с 1960-х гг.,
11 National Education Policy 2020 // Ministry of Human Resource Development. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload files/ mhrd/files/NEP Final English 0.pdf.
12 В настоящее время Индия тратит 3 % своего ВВП на нужды образова-
ния, что следует из обзора бюджета. URL: https://www.universityworldnews.com/post. php?story=20190711200252255.
но продемонстрировало экспоненциальный рост в течение последующих десятилетий. Проблемами системного характера можно считать нехватку квалифицированных преподавателей и учебной литературы, слабую техническую оснащенность факультетов и отсутствие регулярного сотрудничества с медиаотраслью, для которой готовят выпускников. Все это знакомые и нам проблемы, но есть и различия в образовательных системах.
В отличие от России, в Индии наблюдается большее разнообразие образовательных моделей и режимов обучения. В стране 431 частный университет13, в большинстве из которых обучают журналистике и массовым коммуникациям. Здесь популярны Открытые университеты, обучающие в дистанционном режиме. В Индии велика академическая мобильность преподавателей и студентов, связанная с тем, что английский язык у них как второй родной. Сотни тысяч индийских студентов обучаются за рубежом, прежде всего, в США, Австралии, Великобритании и Канаде. Некоторые из этих студентов становятся гражданами США и Великобритании, и судя по политической карьере вице-президента Камалы Харрис или премьер-министра Риши Сунака, они успешны. Индия — азиатская страна с вековыми традициями кастового разделения и коррупционных скандалов, но все же это демократия, а не авторитарное правление и не диктатура одной партии. Все это позволяет считать сотрудничество с Индией в сфере массмедиа и образования весьма желательным и перспективным для нашей страны.
13 University Grants Commission. URL: https://www.ugc.ac.in/print privateuniversity.aspx.
Приложение
Список ведущих вузов Индии, осуществляющих профессиональные программы подготовки журналистов для карьеры в СМИ
1. Центр массовой коммуникации AJK, Джамия Миллия Исламия, Нью-Дели (AJK Mass Communication Centre, Jamia Millia Islamia, New Delhi).
2. Университет Алагаппа, Тамил Наду (Alagappa University, Tamil Nadu).
3. Мусульманский университет Алигарх, Алигарх (Aligarh Muslim University, Aligarh).
4. Школа журналистики и коммуникаций Дружелюбия, Нью-Дели (Amity School Of Journalism and Communication, New Delhi).
5. Университет Аннамалая (Annamalai University).
6. Азиатский колледж журналистики, Бангалор (Asian College of Journalism, Bangalore).
7. Азиатский колледж журналистики, Ченнаи (Asian College of Journalism, Chennai).
8. Университет Ассама, Силчар, Ассам (Assam University, Silchar, Assam).
9. Авинашилингамский институт домоводства и высшего образования для женщин, Коимбатур (Avinashilingam Institute for Home Science and Higher Education for Women, Coimbatore).
10. Индуистский университет Бенарас, Варанаси (Banaras Hindu University, Varanasi).
11. Баркатулла Вишвавидьялая, Бхопал (Barkatullah Vishwavidyalaya, Bhopal).
12. Университет Берхампура, Орисса (Berhampur University, Orissa).
13. Бхаратия Видья Бхаван, Нью-Дели (Bharatiya Vidya Bhavan, New Delhi).
14. Университет Бхавнагара, Бхавнагар (Bhavnagar University, Bhavnagar).
15. Бомбейский колледж журналистики, Мумбаи (Bombay College of Journalism, Mumbai).
16. Факультет коммуникации и журналистики Университета Пуны, Пуна (Department of Communication and Journalism, University of Poona, Pune).
17. Университет Гарвала, Уттар-Прадеш (Garhwal University Uttar Pradesh).
18. Институт профессионального образования и развития Гарвея в Мумбаи (Garware Institute of Career Education and Development Mumbai).
19. Университет Гаухати, Гувахати (Gauhati University, Guwahati).
20. Университет Гуджарата, Ахмедабад (Gujarat University, Ahmedabad).
21. Университет Гуру Джамбешвара, Хисар (Guru Jambeshwar University, Hisar).
22. Университет Гуру Нанак Дев, Джаландхар (Guru Nanak Dev University, Jalandhar).
23. Индийский институт журналистики и новых медиа в Бангалоре (Indian Institute of Journalism & New Media Bangalore).
24. Индийский институт массовых коммуникаций в Нью-Дели и Дхен-канале, (Орисса) (Indian Institute of Mass Communication, at New Delhi and Dhenkanal, Orissa).
25. Национальный открытый университет имени Индиры Ганди, Нью-Дели (Indira Gandhi National Open University, New Delhi).
26. Индира Кала Сангит Вишвавидьялая, Мадхья-Прадеш (Indira Kala Sangit Viswavidyalaya, Madhya Pradesh).
27. Институт управления Джагарана, Нью-Дели (Jagaran Institute of Management Studies, New Delhi).
28. Государственный открытый университет К.К. Хандики, Гувахати (K.K. Handiqui State Open University, Guwahati).
29. Институт журналистики и массовых коммуникаций KJ Somaiya Мум-баи (KJ Somaiya Institute of Journalism and Mass Communication Mumbai).
30. Котский открытый университет, Кота (Kota Open University, Kota).
31. Университет Мадурай Камарадж, Мадурай (Madurai Kamaraj University, Madurai).
32. Национальный университет журналистики Маханлала Чатурведи, Бхопал (Makhanlal Chaturvedi National University of Journalism, Bhopal).
33. Университет Мангалора, Карнартака (Mangalore University, Karnartaka).
34. Манипальский институт связи, Манипал (Manipal Institute of Communication, Manipal).
35. Школа коммуникаций Манорама (Manorama School of Communication).
36. Университет Маратвада, Аурангабад (Marathwada University, Aurang-abad).
37. Университет Барода Махараджи Саяджирао, Вадодара (The Maharaja Sayajirao University of Baroda of Baroda, Vadodara).
38. Мудра институт коммуникаций, Ахмадабад (Mudra Institute of Communication, Ahmedabad).
39. Университет Нагпура, Нагпур (Nagpur University, Nagpui).
40. Университет Османии, Хайдарабад (Osmania University, Hyderabad).
41. Университет Пенджаба, Чандигарх (Panjab University, Chandigarh).
42. Университет Панджаби, Патиала (Panjabi University, Patiala).
43. Университет Самбалпура, Самбалпур (Sambalpur University, Sambalpur).
44. Школа коммуникации и информатики Университета Махатмы Ганди (School of Communication and Information Science, Mahatma Gandhi University).
45. Институт массовых коммуникаций «Симбиоз», Пуна (Symbiosis Institute of Mass Communication, Pune).
46. Калькуттский университет, Калькутта (University of Calcutta, Kolkata);
47. Университет Дели (University of Delhi).
48. Университет Кералы (University of Kerala).
49. Университет Лакхнау (University of Lucknow).
50. Университет Мадраса, Ченнаи (University of Madras, Chennai).
51. Университет Майсура (University of Mysore).
52. Университет Раджастхана, Джайпур (University of Rajasthan, Jaipur).
53. Вишва Бхарати, Западная Бенгалия (Visva Bharati, West Bengal).
54. Институт коммуникаций Ксавьера, Мумбаи (Xavier Institute of Communications, Mumbai).
55. Центр СМИ Ассоциации христианской молодежи, Нью-Дели (YMCA Centre for Mass Media, New Delhi).
Список использованной литературы
1. Экспорт российских образовательных услуг : ст. сб. / сост. А.Л. Арефьев, Ф.Э. Ше-реги. — Москва, 2015. — 21 с. — EDN QXDBNN.
2. Краснова Г.А. Академическая мобильность индийских студентов / ГА. Краснова. — EDN YMCADH // Аккредитация в образовании. — 2016. — № 5. — С. 58-60.
3. Ершов Ю.М. Сравнительный анализ индийской и китайской политики в области телевидения / Ю.М. Ершов. — EDN MUYUUX // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. — 2010. — Т. 9, № 6. — С. 42-48.
4. Матвиенко В.В. К вопросу о состоянии журналистики и журналистском образовании в Индии / В.В. Матвиенко. — DOI 10.22363/2312-9220-2017-22-4-703-710. — EDN ZXNYDV // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2017. — Т. 22, № 4. — С. 703-710.
5. Muppidi S.R. Journalism Education in India / S.R. Muppidi // Media Asia. An Asian Mass Communication Quarterly. — 2008. — Vol. 35, No. 2. — P. 67-84.
6. Dwivedi S. 100 Years of Media Education in India / S. Dwivedi // Future of Media Education. — 2021. — P. 75-87.
7. Guru M.C. Journalism Education in India: A Quality Perspective / M.C. Guru, M. Vee-na // WhatisIndia.com. URL: https://www.whatisindia.com/univpubs/wis20050221.
8. Dutta A. 100 Years of Media and Journalism Education in India / A. Dutta // Research-Gate Logo. — URL: https://www.researchgate.net/publication/342278355.
9. Watane S.D. Qualitative Changes in Media Education: The New Perspective / S.D. Watane // Future of Media Education. — 2021. — P. 473-489.
10. Nagaraj K.V. Media Education in India: Meeting the Millennial Metamorphosis / K.V. Nagaraj // Future of Media Education. — 2021. — P. 11-29.
11. Desai M.K. Journalism Education in India: Maze or Mosaic? / M.K. Desai // Global Journalism Education In the 21st Century: Challenges and Innovations / eds. R.S. Goodman, E. Steyn. — 2017. — P. 113-137.
12. Murthy C.S.H.N. Dilemma of Course Content and Curriculum in Indian Journalism Education: Theory, Practice and Research / C.S.H.N. Murthy // Asia Pacific Media Educator. — 2011. — No. 21. — P. 24-42.
13. Kumar R. Mapping the Landscape of Journalism Education in Indian Languages / R. Kumar // Communicator: The Journal of Indian Institute of Mass Communication. — 2018. — Vol. LIII, No. 4. — P. 306-322.
14. Eapen K.E. Journalism Education and Text books in SAARC Countries / K.E. Eapen, B.S. Thakur, B.P. Sanjay // IAMCR : report. — 2009. — URL: http://www.uta.fi/textbooks/ india_saarc.html.
15. Singh S. Journalism for Nation Building with Special Reference to Media Education / S. Singh // Journal of Content, Community & Communication. — 2015. — № 1. — P. 2-6.
16. Dasgupta B. Tackling 'Bias' and Fake Coverage in the Indian Media / B. Dasgupta // Media Education In Indian Context: The Quest for Quality. — 2011. — P. 178.
17. Kumar A. NIRF India Rankings 2020 Analyzing the Ranking Parameters and Score of Top 100 Universities / A. Kumar, K. Singh, A.K. Siwach // DESIDOC Journal of Library & Information Technology. — 2021. — Vol. 41, No. 5, — P. 385-390.
References
1. Aref'ev A.L., Sheregi F.E. (eds). Export of Russian Educational Services. Moscow, 2015. 21 p. EDN: QXDBNN.
2. Krasnova G.A. Academic Mobility of Indian Students. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in Education, 2016, no. 5, pp. 58-60. (In Russian). EDN: YMCADH.
3. Ershov Yu.M. Comparative Analysis of Indian and Chinese Policy in Broadcasting. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya = Vestnik Novosibirsk State University. Series: History and Philology, 2010, vol. 9, no. 6, pp. 42-48. (In Russian). EDN: MUYUUX.
4. Matvienko V.V. Concerning the Status of Journalism and Journalistic Education in India. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalis-tika = Rudn Journal of Studies in Literature and Journalism, 2017, vol. 22, no. 4, pp. 703-710. (In Russian). EDN: ZXNYDV. DOI: 10.22363/2312-9220-2017-22-4-703-710.
5. Muppidi S.R. Journalism Education in India. Media Asia. An Asian Mass Communication Quarterly, 2008, vol. 35, no. 2, pp. 67-84.
6. Dwivedi S. 100 Years of Media Education in India. Future of Media Education, 2021, pp. 75-87.
7. Guru M.C., Veena M. Journalism Education in India: A Quality Perspective. WhatisIn-dia.com. Available at: https://www.whatisindia.com/univpubs/wis20050221.
8. Dutta A. 100 Years of Media and Journalism Education in India. ResearchGate Logo. Available at: https://www.researchgate.net/publication/342278355.
9. WataneS.D. Qualitative Changes in Media Education: The New Perspective. Future of Media Education, 2021, pp. 473-489.
10. K.V. Nagaraj. Media Education in India: Meeting the Millennial Metamorphosis. Future of Media Education, 2021, pp. 11-29.
11. Desai M.K. Journalism Education in India: Maze or Mosaic? In R.S. Goodman, E. Steyn (eds.). Global Journalism Education In the 21st Century: Challenges and Innovations, 2017, pp. 113-137.
12. Murthy C.S.H.N. Dilemma of Course Content and Curriculum in Indian Journalism Education: Theory, Practice and Research. Asa Pacific Media Educator, 2011, no. 21, pp. 24-42.
13. Kumar R. Mapping the Landscape of Journalism Education in Indian Languages. Communicator: The Journal of Indian Institute of Mass Communication, 2018, vol. LIII, no. 4, pp. 306-322.
14. Eapen K.E., Thakur B.S., Sanjay B.P. Journalism Education and Text books in SAARC Countries. IAMCR, Report, 2009, Available at: http://www.uta.fi/textbooks/india_saarc.html.
15. Singh S. Journalism for Nation Building with Special Reference to Media Education. Journal of Content, Community & Communication, 2015, № 1, pp. 2-6.
16. Dasgupta B. Tackling 'Bias' and Fake Coverage in the Indian Media. Media Education In Indian Context: The Quest for Quality, 2011, pp. 178.
17. Kumar A., Singh K., Siwach A.K. NIRF India Rankings 2020 Analyzing the Ranking Parameters and Score of Top 100 Universities. DESIDOC Journal of Library & Information Technology, 2021, vol. 41, no. 5, — pp. 385-390.
Информация об авторе
Ершов Юрий Михайлович — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, г. Севастополь, Российская Федерация, [email protected], О https://orcid.org/0000-0003-3526-3727.
Author Information
Yuri M Ershov — D.Sc. in Philology, Associate Professor, Professor at the Department of Journalism, Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol, Sevastopol, Russian Federation, [email protected], O https://orcid.org/0000-0003-3526-3727.
Для цитирования
Ершов Ю.М. Массмедиа и журналистское образование в Индии / Ю.М. Ершов. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(1).41-53. — EDN ISKMCD // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 1. — С. 41-53.
For Citation
Ershov Yu.M. Mass Media and Journalism Education in India. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 1, pp. 41-53. (In Russian). EDN: ISKMCD. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(1).41-53.