Научная статья на тему 'Новая национальная образовательная политика Индии в области обучения английскому языку'

Новая национальная образовательная политика Индии в области обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная образовательная политика Индии / национальная программа школьного образования / школьное образование / языковое образование / обучение английскому языку / national education policy of India / national school education program / school education / language education / English language education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызов Максим Владимирович

В статье предлагается обзор новой национальной образовательной политики Индии, принятой в 2020 г., в сфере школьного образования. Особое внимание уделяется языковому образованию, в частности теории и практике обучения английскому языку. Обучение английскому языку в Индии имеет стратегическое значение для будущего каждого индийца; это ключ к высшему образованию. Новая политика основана на идеологии превращения Индии в «глобальную сверхдержаву знаний». Она направлена на то, чтобы сделать школьное и высшее образование более целостным, междисциплинарным и гибким, что соответствует повестке дня устойчивого развития на 2020 г. Организации Объединенных Наций (ООН) в области устойчивого развития на период до 2030 г. Для реализации вышеизложенного видения школьного образования была разработана новая комплексная Национальная программа школьного образования, которая является неким стандартом обучения и руководством для практикующих учителей и разработчиков программ и учебного материала. В данном документе подробно описывается языковое образование, основанное на формуле трех языков, представлены принципы, цели и задачи программы. Английскому языку посвящен отдельный раздел (Практический курс английского языка и английская литература), в котором представлены стандарты на каждой ступени, принципы разработки курсов, содержание обучения и рекомендации по оцениванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India's New National Education Policy for English Language Teaching

The article offers an overview of the new India’s national education policy adopted in 2020 in the field of school education. Specific attention is paid to language education, in particular the theory and practice of teaching English. Teaching English in India is of strategic importance for the future of every Indian. It is the key to higher education. The new policy is based on the ideology of making India a “global knowledge superpower”. It aims to make school and higher education more holistic, interdisciplinary and flexible, in line with the 2020 Sustainable Development Agenda. To realize the above vision of school education, a new comprehensive National School Education Program was prepared, which is a kind of teaching standard and guidance for practicing teachers and developers of programs and educational materials. This document details language education based on the three-language formula. A separate section is devoted to the English language, which presents standards at each level, principles of course development, illustrative content and recommendations for assessment.

Текст научной работы на тему «Новая национальная образовательная политика Индии в области обучения английскому языку»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. Т. 16, № 2. С. 96-105 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2024. Vol. 16, № 2. Р. 96-105

Научная статья УДК 372.8

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/096-105 EDN: https://elibrary.ru/PSHRPV

Новая национальная образовательная политика Индии

в области обучения английскому языку

Хмызов Максим Владимирович

Институт стратегии развития образования Москва. Россия

Аннотация. В статье предлагается обзор новой национальной образовательной политики Индии, принятой в 2020 г., в сфере школьного образования. Особое внимание уделяется языковому образованию, в частности теории и практике обучения английскому языку. Обучение английскому языку в Индии имеет стратегическое значение для будущего каждого индийца; это ключ к высшему образованию. Новая политика основана на идеологии превращения Индии в «глобальную сверхдержаву знаний». Она направлена на то, чтобы сделать школьное и высшее образование более целостным, междисциплинарным и гибким, что соответствует повестке дня устойчивого развития на 2020 г. Организации Объединенных Наций (ООН) в области устойчивого развития на период до 2030 г. Для реализации вышеизложенного видения школьного образования была разработана новая комплексная Национальная программа школьного образования, которая является неким стандартом обучения и руководством для практикующих учителей и разработчиков программ и учебного материала. В данном документе подробно описывается языковое образование, основанное на формуле трех языков, представлены принципы, цели и задачи программы. Английскому языку посвящен отдельный раздел (Практический курс английского языка и английская литература), в котором представлены стандарты на каждой ступени, принципы разработки курсов, содержание обучения и рекомендации по оцениванию.

Ключевые слова: национальная образовательная политика Индии, национальная программа школьного образования, школьное образование, языковое образование, обучение английскому языку.

Для цитирования: Хмызов М.В. Новая национальная образовательная политика Индии в области обучения английскому языку // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. Т. 16, № 2. С. 96-105. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/096-105. EDN: https://elibrary.ru/PSHRPV

Original article

India's New National Education Policy for English Language Teaching Maksim V. Khmyzov

Institute for Strategy of Education Development Moscow. Russia

Abstract. The article offers an overview of the new India's national education policy adopted in 2020 in the field of school education. Specific attention is paid to language education, in particular the theory and practice of teaching English. Teaching English in India is of strategic importance for the future of every Indian. It is the key to higher education. The new policy is based

© Хмызов М.В., 2024 96

on the ideology of making India a "global knowledge superpower ". It aims to make school and higher education more holistic, interdisciplinary and flexible, in line with the 2020 Sustainable Development Agenda. To realize the above vision of school education, a new comprehensive National School Education Program was prepared, which is a kind of teaching standard and guidance for practicing teachers and developers of programs and educational materials. This document details language education based on the three-language formula. A separate section is devoted to the English language, which presents standards at each level, principles of course development, illustrative content and recommendations for assessment.

Keywords: national education policy of India, national school education program, school education, language education, English language education.

For citation: Khmyzov M. V. India's New National Education Policy for English Language Teaching// The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2024. Vol. 16, № 2. P. 96105. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/096-105. EDN: https://elibrary.ru/PSHRPV

Введение

Актуальность темы исследования. Изучая труды отечественных исследователей, посвящённых тенденциям в образовании (Н.Д. Гальсковой, Т.Н. Бо-кова, О.Н. Мачехина и др.), становится ясным, что начиная с 1990-х гг. национальная политика в области образования идет примерно по одному пути [1, с. 109; 2]. Основными идеями являются индивидуализация и гуманизация, гуманитаризация, децентрация, связность и гетерогенность, множественность и дискретность. Что касается именно лингвообразовательной политики, то она получила «личностно-ориентированный и социокультурный характер» [2, с. 150]. Эти идеи формируют современные направления педагогической практики и преподавательской деятельности [3, с. 48].

Вслед за данными тенденциями образовательная политика Индии является фундаментом развития страны и играет ключевую роль в формировании будущего нации. После получения независимости в 1947 г. Индия стремится к повышению доступности и качества образования для всех граждан. В 90-е гг. целью политики была ликвидация неравенства и дискриминации в доступе к образованию. Для достижения этой цели были разработаны различные программы и инициативы, направленные на улучшение стандартов преподавания, расширение диапазона образовательных возможностей и обеспечение равной возможности получения образования для всех слоев общества.

Современная образовательная политика Индии в области обучения английскому языку стремится к улучшению языковых навыков студентов и их готовности для глобальной конкуренции. Целью является создание доступной и качественной системы образования, которая подготавливала бы студентов к успешной коммуникации на английском языке в профессиональной сфере за пределами Индии.

Целесообразность разработки темы. Изучение вопроса становления и развития обучения английскому языку в Индии является целесообразным, так как данный феномен в стране имеет стратегическое значение для справедливого доступа к образованию, в частности к высшему, и международным возможностям. Английский язык открывает двери к мировым рынкам труда и служит средством коммуникации для индийских студентов и профессионалов в глобальном контексте. Образовательная политика Индии придает высокое значение

97

развитию английского языка, чтобы обеспечить навыки, необходимые для успеха в современном мире.

По словам Л.Л. Супруновой: «В России и Индии имеется много сходного: обширность территории, полиэтнический и многоязычный состав населения, многообразие форм культурной и религиозной жизни, различия в уровне экономического развития регионов, города и села. Объективный анализ и критическое осмысление сущности индийских образовательных реформ могут быть полезными при разработке теоретических основ и определении практических путей реформирования школы в России» [4, с. 4].

Л.Р. Радченко в своей работе писала: «За несколько десятилетий суверенного развития Индия создала собственную современную образовательную модель. Исключительный интерес представляет преодоление тех трудностей и проблем, которые были присущи Индии, ранее значительно отстававшей в своем социально-экономическом развитии...» [5, с. 4].

Изученность проблемы. Следует признать, что образованию в Индии с середины XX в. по настоящее время в отечественной науке посвящено немного работ, несмотря на это существует большое количество зарубежных исследований, в основном индийских:

- Общее образование в Индии (Л.Л. Супрунова, М.А. Губина);

- Высшее образование в Индии (Л.Р. Радченко);

- Образовательная политика в Индии (P.S. Aithal, S. Aithal, K. Kumar [et al.]).

Целью данной статьи является изучение новой образовательной политики

Индии в области обучения английскому языку.

Методология и методы исследования. В данном исследовании были применены теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение, сравнение. Теоретическую основу исследования составляют официальные документы и комментарии Министерства образования Индии, труды иностранных ученых и специалистов в области образования, публикации в научных журналах.

Основная часть

Впервые национальная политика в области образования в Индии была представлена в 1968 г. премьер-министром Индирой Ганди, вторая редакция - в 1986 г. премьер-министром Радживом Ганди. В 2020 г. Наредрой Моди была принята новая политика "National Education Policy" («Национальная образовательная политика») [6, p. 2].

Трансформация индийской системы образования после обретения независимости:

1948 г. - создана 1-я комиссия университетского образования;

1952 г. - создана Комиссия по среднему образованию;

1964-1966 гг. - создана Комиссия по образованию Индии;

1968 г. - принята первая национальная политика в области образования;

1986 г. - сформулирована новая политика;

1992 г. - прежняя политика в области образования подверглась изменениям;

2005 г. - политика в области образования 1986 г. снова была изменена.

98

В 2020 г. была утверждена новая национальная образовательная политика (КЕР) с целью реформирования индийской системы среднего общего и профессионального образования. Эта политика основана на идеологии превращения Индии в «глобальную сверхдержаву знаний». Кроме того, именно с введением КЕР в 2020 г. Министерство развития человеческих ресурсов было переименовано в Министерство образования.

Новая национальная политика в области образования Индии 2020 г. обеспечивает комплексную основу от начального до высшего, профессионального и технического образования, а также новую парадигму электронного обучения через Интернет. Документ основывается на 5 принципах, таких как доступность, справедливость, качество, невысокая стоимость и ответственность, в соответствии с принципами повестки дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 г. [7]. Он направлен на то, чтобы сделать школьное и высшее образование более целостным, междисциплинарным и гибким, что соответствует повестке дня устойчивого развития на 2020 г.

Новая политика в области образования расширяет обязательное школьное образование с возрастной группы 6-14 до 3-18 лет. КЕР включает в школьную программу трехлетнее дошкольное образование для детей 3-6 лет, ранее отсутствующее. Новая система будет включать 12 лет формального образования и 3 года дошкольного образования.

В новой образовательной политике структура школьного образования 10 + 2 (10 классов, 6-16 лет, и 2 класса, 16-18 лет) полностью исключена; вместо нее предлагается новая педагогическая структура 5 + 3 + 3 + 4 (рис. 1).

(Классы 9-12) (Возраст 14-18)

Старшая ступень

(Классы 6-8) (Возраст 11-14)

Средняя ступень

(Классы 3-5) (Возраст 8-11)

Подготовительная ступень

2 года (Классы 1-2) (Возраст 6-8) 3 года (ДОУ) (Возраст 3-6)

Первичная ступень

Рис. 1. Новая педагогическая структура

В КЕР делается упор на родной язык в качестве средства обучения, при этом учитывается «формула трех языков» и гарантируется, что никакой язык никому

99

не навязывается. Согласно данной идее на родном языке дети быстрее усваивают нетривиальные темы. Родной язык используется в качестве средства обучения минимум до 5-го класса. Далее родной язык будет преподаваться отдельно как предмет.

Другими ключевыми моментами КЕР являются: достижение всеобщей базовой грамотности (чтение, письмо, счет); акцент на понимание предмета, развитие критического мышления и творчество, а не механическое запоминание; междисциплинарность; увеличение учебного времени на тематические дискуссии, при этом уменьшается время на изучение теории; вариативность предметов; интеграция профессионального образования в школьное; многоязычие; развитие патриотизма и понятия глобальности.

Исходя из вышесказанного политика КЕР 2020 г. в Индии нацеливается на реформу образовательной системы с целью достижения высокого качества образования для всех учащихся. Для достижения цели Национальным советом обучения и исследований в образовании (КСЕЯТ) была создана комплексная «Национальная программа школьного обучения» (КСБ-8Е), которая продолжила начатый путь преобразования. КСБ^Е является ключевым компонентом КЕР 2020 г.; направлена на обеспечение образования, основанного на принципах справедливости, инклюзии и плюрализма согласно Конституции Индии.

Главной целью КСБ^Е является помощь в изменении образовательной практики наряду с теорией, так как слово «практика» включает в себя не только общий опыт, который учащийся получает в школе, но и школьный климат и культуру.

Основные принципы данной программы:

- руководство для практикующих учителей и разработчиков программ и учебного материала;

- конкретность и точность представленного материала в связи с тем, что ранее слишком общие и размытые рекомендации приводили в замешательство практикующих учителей;

- прагматическая направленность, которая проявляется в учете таких реалий, как отведенное время и ресурсы, доступные в школах Индии;

- установление конкретных стандартов обучения с целью внесения ясности для всех заинтересованных сторон - политиков, администраторов и должностных лиц в области образования, разработчиков учебных программ и контента, родителей, учителей и учащихся.

Помимо принципов КСБ^Е устанавливает такие цели обучения, как развитие рационального мышления и автономии, укрепление здоровья ума и тела, привитие демократических ценностей, формирование экономических навыков и способностей, совершенствование культурной грамотности.

Языковое образование в КСБ^Е относится к «другим ученым областям». Язык, на котором начинается обучение в школе (Я1), должен быть наиболее знакомым учащемуся. Обычно это родной язык учащегося или язык, который широко используется в данной местности.

Необходимо уточнить, что в сфере образования Индии установлена формула трех языков:

Я1 + Я2 + Я3,

где Я1 - язык, на котором начинается обучение; Я2 - любой язык (включая английский), кроме Я1; Я3 - любой язык, кроме Я1 и Я2.

100

Выбор языков определяется штатом или конкретным учебным заведением.

Тем временем М.А. Губина отмечает: «Критики современной реформы считают, что обучение на региональном языке в начальной школе чревато потерей преимуществ, связанных со свободным владением английском языком» [8, с. 773].

Сегодня в Индии мнения по поводу языка обучения разделились: одни уверены, что английский должен стать де-факто глобальным языком образования, в то время как другие считают, что это фантастика, что все больше школ включают региональные / местные / родные языки в учебную программу и подталкивают детей к тому, чтобы они стали двуязычными [9, р. 38].

Если в политике 1986 г. тремя обязательными языками были хинди, английский и региональный, то в настоящее время этот выбор предоставлен штату, региону, школе и самому учащемуся [10].

Как указано в программе КСБ^Е, преподавание языков в школах должно ставить своей целью: достижение учащимися свободного владения как минимум тремя языками; развитие способности к эффективному общению и творчеству на этих языках, а также пониманию литературы. Более того, изучение языка - это изучение культуры. Преподавание языка направлено на то, чтобы дать учащимся возможность осознать языковое наследие и культуру Индии и приобщиться к ним посредством совместного изучения богатой письменной и устной литературы Индии.

Стандарты обучения языкам на разных ступенях

1) первичная ступень - свободное владение Я1; базовое представление о И2;

2) подготовительная ступень - развитие навыков разговорной речи, чтения и письма на обоих языках (Я1 и К2); средний уровень владения К2;

3) средняя ступень - владение двумя языками на одинаковом уровне; начальный уровень владения Ю (чтение простых текстов);

4) старшая ступень - в 9 и 10 классах; учебные цели в Я1 и Я2 практически одинаковы. Должен быть достигнут одинаковый уровень эффективного общения (как устного, так и письменного), рассуждения и аргументации на обоих языках. В 11 и 12 классах обязательны к изучению как минимум два языка, один или два из которых являются родными для Индии, и выбраны учащимися из числа предлагаемых языковых и литературных курсов.

Обратим внимание на главу программы, посвященную английскому языку. Среди принципов разработки практических курсов английского языка отмечаются:

1) изучение истории и эволюции английского языка в Индии;

2) развитие способности эффективно общаться в различных контекстах, включая формальную и неформальную обстановку;

3) расширение языковой базы для личных, академических, творческих и профессиональных целей;

4) развитие способности понимать и оценивать тексты, а также изучать риторику, чтение и письмо в различных контекстах реальной жизни.

В качестве содержания обучения предлагаются несколько тематических разделов.

В первом разделе (Английский язык в Индии) школьники узнают об истории английского языка в Англии, а затем и в других частях мира, уделяя особое

101

внимание Индии. Изучаются варианты английского языка в других странах, включая индийский.

Во втором разделе (Функциональный английский) говорится об эффективном использовании языка в различных контекстах, благодаря чему учащиеся: улучшают свои практические навыки коммуникации; расширяют и развивают словарный запас по различным темам; приобретают навыки, необходимые для дальнейшего обучения; закрепляют профессиональные навыки, полученные в предыдущих классах; развивают независимость и уверенность в пользовании английским языком.

Третий тематический раздел посвящен общению на английском языке. Используя коммуникативный подход в преподавании иностранных языков (communicative language teaching), школьники учатся использовать язык в смоделированных ситуациях коммуникации (вживую, по телефону, в Интернете). В процессе обучения развивается критическое мышление и навыки совместной работы.

Благодаря четвертому разделу (Английский язык и риторика) учащиеся изучают риторику, а также способы передачи идей как через устную, так и через письменную речь. Особое внимание уделяется научно-популярным текстам [11, p. 507, 508].

Помимо практического использования языков обязательной составляющей является литература. Через литературу учащиеся могут расширять свой словарный запас, знакомиться с культурой и историей изучаемого языка, развивать навыки чтения и понимания текстов, улучшать грамматические навыки. Литература также является хорошим стимулом к овладению языком.

Принципы разработки курсов по английской литературе:

1) знакомство со множеством литературных текстов со всей Индии, в том числе переведенных с индийских языков;

2) изучение языка и формальных аспектов текстов посредством письма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) использование английского языка как инструмента творчества и самовыражения;

4) представление богатства и разнообразия Индии через литературу.

Содержание обучения:

1. Чтение литературы.

Учащиеся развивают навыки чтения и понимания текстов, изучают разнообразие жанров, учат наизусть стихи, определяют тематику текста.

2. Рассказ и роман.

Учащиеся знакомятся с различными литературными жанрами, читают современную литературу, а также народное творчество западной и восточной культур. Среди прочего здесь рассматривается жанр фэнтези.

3. Введение в поэзию и драму.

Учащиеся могут напрямую познакомиться с формой и содержанием стихотворных произведений.

4. Чтение и письмо: поэзия / эссе / рассказ / драма.

Учащиеся выбирают один из четырех жанров, тренируют навыки самовыражения через данный жанр, знакомятся с его структурными элементами. В конце курса школьники разрабатывают творческий проект, в котором пишут свои собственные рассказы, стихи, эссе или пьесы [12, p. 509, 510].

102

Оценивание

Данному аспекту обучения посвящен небольшой абзац, описывающий принципы оценивания результатов, также в нем приводятся примеры систем оценки, созданные практикующими учителями. По мнению создателей национальной программы, уровень владения языком должен оцениваться по эффективности общения, навыкам чтения, письма и говорения, а также по творческим заданиям, эссе, участию в полевых играх, дебатах и т.п.

В таблице 1 приведены примеры оценивания письменного задания.

Таблица 1

Оценивание письменного задания

Критерии Оценка Э «неудовлетворительно» Оценка С «удовлетворительно» Оценка В «хорошо» Оценка А «отлично»

Продолжительность и последовательность в истории Пишет 1-2 предложения с ограниченной связностью Пишет 3-4 предложения с частично ясным и связным повествованием Пишет 5-6 предложений с почти ясным и связным повествованием Пишет 6-8 предложений с ясным и связным повествованием

Используемые подсказки Развивает историю, используя мало или вообще не используя подсказок Развивает рассказ, используя 2-3 подсказки Развивает рассказ, используя 4-7 подсказок Развивает рассказ, используя 8-10 подсказок

Навыки письма Не демонстрирует никаких изменений в структуре предложений, словарном запасе и последовательности Демонстрирует ограниченные вариации в структурах предложений, словарном запасе и последовательности Демонстрирует некоторые различия в структурах предложений, словарном запасе и последовательности Демонстрирует разнообразие структур предложений, словарного запаса и соответствующей последовательности

Грамматика и пунктуация Допускает более 10 грамматических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание Допускает 7-10 грамматических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание Допускает 3-6 грамматических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание Грамматика и пунктуация точны, менее 3 ошибок

Таким образом, оцениванию предоставлены достаточно широкие рамки, принципы стандартны и расплывчаты. Следовательно, учителя могут создавать свои системы, подстраивать их под свой стиль преподавания и под свою аудиторию.

Заключение

Политика основывается на принципах доступности, справедливости, качества, невысокой стоимости и ответственности согласно принципам ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. Основная цель КЕР 2020 г. -сделать школьное и высшее образование более целостным, междисциплинарным и гибким, расширить обязательное школьное образование, применить родной

103

язык в качестве средства обучения. Для реализации этой цели была разработана программа школьного образования (NCF-SE).

В новой программе языковое образование основано на трех языках, где первый язык - наиболее знакомый учащемуся. Английский язык может быть вторым или третьим, в зависимости от решения штата, города или школы. Языковое образование направлено на развитие навыков общения, чтения, письма и понимания литературы. Различные ступени обучения уделяют внимание разным языкам и уровням языковых навыков.

На первичной и подготовительной ступенях основное внимание уделяется развитию навыков разговорной речи, чтения и письма на первых двух языках. К концу средней ступени ученики овладевают двумя языками на одинаковом уровне, а также знакомятся с третьим языком. В старшей школе уровень владения двумя языками практически одинаков; учебные цели включают достижение уровня эффективного общения, рассуждения и аргументации как на устном, так и на письменном языке.

При изучении английского языка особое внимание уделяется истории и эволюции этого языка в Индии, развитию навыков эффективной коммуникации в различных контекстах, расширению лексической базы для различных целей и развитию навыков чтения, письма и риторики в реальной жизни. Более того, особое внимание уделяется литературе на английском языке, в том числе и индийской, переведённой на английский язык. Через литературу формируются навыки творчества и самовыражения, а также происходит познание культуры Индии.

Список источников

1. Бокова Т.Н., Мачехина О.Н., Морозова В.И. Актуальные проблемы отечественного и зарубежного образования: конец XX - начало XXI вв.: учеб. пособие. Москва: ООО «Языки народов мира», 2023. 217 с.

2. Гальскова Н.Д. Образовательная политика в отношении иностранных языков в социокультурном контексте современного мира // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 41. С. 144-159.

3. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России / Т.Н. Бокова, В.Г. Малахова, Е.Г. Тарева [и др.]. Москва: ООО «Языки народов мира», 2020. 224 с.

4. Супрунова Л. Л. Теория и практика реформирования общего образования в современной Индии (70-90-е годы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва: 1995. 38 с.

5. Радченко Л.Р. Становление и развитие высшего образования в Индии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Радченко Лариса Рафаэльевна. Ульяновск, 2020 480 с.

6. Aithal P.S., Aithal S. Analysis of the Indian National Education Policy 2020 towards Achieving its Objectives // International Journal of Management, Technology, and Social Sciences. 2020. № 5 (2). P. 19-41.

7. Kumar K., Prakash A., Singh K. How National Education Policy 2020 can be a lodestar to transform future generation in India // Journal of Public Affairs. 2021. Vol. 21, is. 3.

8. Губина М.А. Реформа школьного образования в Индии 2020 г.: экономические предпосылки и задачи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2023. Т. 31, № 4. С. 776, 777.

9. Mazumder A. Prospects and Challenges of Teacher Education in NEP 2020 // Journal of Education & Culture. 2023. Vol. 13, № 1. P. 32-40.

10. Mahali D. A Study of future consequence of implication of NEP 2020 // Journal of Education & Culture. 2023. Vol. 13, № 1. P. 69-75.

104

11. National Curriculum Framework 2023. The National Council of Educational Research and Training. Government of India. URL: https://ncert.nic.in/pdf/NCFSE-2023-August_2023.pdf (accessed date: 09.01.2024).

12. National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development Government of India. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Fina l_English_0.pdf (accessed date: 09.01.2024).

References

1. Bokova T.N., Machekhina O.N., Morozova V.I. Actual problems of domestic and foreign education: late XX - early XXI centuries: study. manual. Moscow: Languages of the Peoples of the World LLC; 2023. 217 p.

2. Galskova N.D. Educational policy regarding foreign languages in the sociocultural context of the modern world. Bulletin of the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubova. 2018; (41): 144-159.

3. Postmodernism as a dominant development of the education system in the USA and Russia / T.N. Bokova, V.G. Malakhova, E.G. Tareva [et al.]. Moscow: Languages of the Peoples of the World LLC; 2020. 224 p.

4. Suprunova L.L. Theory and practice of reforming general education in modern India (70-90s): author. ... dis. Dr. ped. sciences. Moscow: 1995; 38 p.

5. Radchenko L.R. Formation and development of higher education in India: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Radchenko Larisa Rafaelievna. Ulyanovsk; 2020 480 p.

6. Aithal P.S., Aithal S. Analysis of the Indian National Education Policy 2020 towards Achieving its Objectives. International Journal of Management, Technology, and Social Sciences. 2020; 5 (2): 19-41.

7. Kumar K., Prakash A., Singh K. How National Education Policy 2020 can be a lodestar to transform future generation in India. Journal of Public Affairs. 2021; 21 (3).

8. Gubina M.A. Reform of school education in India 2020: economic prerequisites and tasks. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics. 2023; 31 (4): 776, 777.

9. Mazumder A. Prospects and Challenges of Teacher Education in NEP 2020. Journal of Education & Culture. 2023; 13 (1): 32-40.

10. Mahali D. A Study of future consequence of implication of NEP 2020. Journal of Education & Culture. 2023; 13 (1): 69-75.

11. National Curriculum Framework 2023. The National Council of Educational Research and Training. Government of India. URL: https://ncert.nic.in/pdf/NCFSE-2023-August_2023.pdf (accessed date: 09.01.2024).

12. National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development Government of India. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/-NEP_Final_English_0.pdf (accessed date: 09.01.2024).

Информация об авторе:

Хмызов Максим Владимирович, аспирант, Институт стратегии развития образования,

г. Москва, hmv640@gmail.com

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/096-105

EDN: https://elibrary.ru/PSHRPV

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

05.04.2024 22.04.2024 29.04.2024

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.