Научная статья на тему 'Изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы КНР по предмету «Русский язык»'

Изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы КНР по предмету «Русский язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный стандарт / преподавание русского языка как иностранного / китайская средняя школа / ключевые компетенции / система оценки / структура учебной программы / реформа преподавания русского языка / совмещение обучения и воспитания / state standard / teaching Russian as a foreign language / Chinese secondary school / key competencies / assessment system / curriculum structure / Russian language teaching reform / combining teaching and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цзюань

Актуальность. В 2018 г. в Китае был опубликован «Государственный стандарт по предмету “Русский язык” для старших классов средней школы», разработанный Министерством образования КНР. Рассмотрение концепции, лежащей в основе нового стандарта, и его всесторонний анализ в сопоставлении со стандартом предыдущего поколения имеет существенное значение для определения направлений совершенствования системы обучения русскому языку как иностранному в китайском школьном образовании. Проблемное поле исследования предполагало, что в настоящее время наблюдается заметный разрыв между новыми государственными требованиями к изучению русского языка как школьного предмета и традиционной системой его преподавания в китайской школе. Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью его объекта, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, лингвистических и культурологических концепций и методик, а также сравнительного метода и совокупности методов анализа текста. Результаты. Проведенный анализ показал, что по сравнению с нормативными требованиями предыдущего поколения новый государственный стандарт для старших классов средних школ КНР по предмету «Русский язык» отличается принципиально новой концептуальной основой, базирующейся на коммуникативно-деятельностном подходе к обучению иностранному (русскому) языку. Это нашло отражение в целях обучения; характеристике предмета обучения; структуре и содержании учебной программы; новой методической системе преподавания русского языка как иностранного; способах оценивания результатов обучения. В «Стандарте 2017» впервые определены четыре ключевые компетенции — «языковая компетенция», «культурная осведомленность», «мыслительные способности», «способность к обучению», развитие которых у учащихся происходит в рамках освоения ими предмета «Русский язык» в старших классах китайских школ; предложены соответствующие структурные компоненты учебной программы и инструменты комплексной оценки качества обучения. С учетом принципов новой образовательной политики Китая и требований государства к современному специалисту стандарт нацелен на обеспечение тесной связи коммуникативно ориентированного обучения русскому языку с формированием всесторонне развитой личности школьника, установление роли изучения русского языка как благоприятного фактора личностного роста учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Цзюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes and Innovations in the New Generation State Standard for Senior Secondary Schools in the People’s Republic of China on the Subject “Russian Language”

Background. In 2018, China published the State Standard for the subject “Russian Language” for senior high school, developed by the Ministry of Education of the People’s Republic of China. Consideration of the concept underlying the new standard and its comprehensive analysis in comparison with the previous generation standard is essential for determining directions for improving the system of teaching Russian as a foreign language in Chinese school education. Objectives. The problem field of the study suggested that currently there is a noticeable gap between the new state requirements for the study of the Russian language as a school subject and the traditional system of its teaching in Chinese schools. Results. The analysis showed that, in comparison with the regulatory requirements of the previous generation, the new State Standard for senior secondary schools of the People’s Republic of China in the subject “Russian Language” is distinguished by a fundamentally new conceptual framework based on a communicative-activity approach to teaching a foreign (Russian) language. This is reflected in the learning objectives; characteristics of the subject of study; structure and content of the curriculum; a new methodological system for teaching Russian as a foreign language; methods of assessing learning outcomes. The “Standard 2017” for the first time defines four key competencies: “linguistic competence”, “cultural awareness”, “mental abilities”, “learning ability”, the development of which in students occurs as part of their mastery of the subject “Russian language” in high schools in Chinese schools. The corresponding structural components of the curriculum and tools for comprehensive assessment of the quality of education are proposed. Taking into account the principles of the new educational policy of China and the state requirements for a modern specialist, the Standard is aimed at ensuring a close connection between communicatively oriented teaching of the Russian language and the formation of a comprehensively developed student’s personality, establishing the role of studying the Russian language as a favorable factor in the student’s personal growth.

Текст научной работы на тему «Изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы КНР по предмету «Русский язык»»

Научная статья / Research Article https://doi . org/10.55959/ LPEJ-24-12 УДК/UDC 378

изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы Кнр по предмету «русский язык»

Лю Цзюань н

Пекинский педагогический университет, Пекин, Китайская Народная Республика

н liujuanan@bnu. edu. cn резюме

Актуальность. В 2018 г. в Китае был опубликован «Государственный стандарт по предмету "Русский язык" для старших классов средней школы», разработанный Министерством образования КНР Рассмотрение концепции, лежащей в основе нового стандарта, и его всесторонний анализ в сопоставлении со стандартом предыдущего поколения имеет существенное значение для определения направлений совершенствования системы обучения русскому языку как иностранному в китайском школьном образовании . Проблемное поле исследования предполагало, что в настоящее время наблюдается заметный разрыв между новыми государственными требованиями к изучению русского языка как школьного предмета и традиционной системой его преподавания в китайской школе

Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью его объекта, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, лингвистических и культурологических концепций и методик, а также сравнительного метода и совокупности методов анализа текста, результаты. Проведенный анализ показал, что по сравнению с нормативными требованиями предыдущего поколения новый государственный стандарт для старших классов средних школ КНР по предмету «Русский язык» отличается принципиально новой концептуальной основой, базирующейся на коммуникативно-деятельностном подходе к обучению иностранному (русскому) языку. Это нашло отражение в целях обучения;

© Лю, Цзюань, 2024.

характеристике предмета обучения; структуре и содержании учебной программы; новой методической системе преподавания русского языка как иностранного; способах оценивания результатов обучения. В «Стандарте 2017» впервые определены четыре ключевые компетенции — «языковая компетенция», «культурная осведомленность», «мыслительные способности», «способность к обучению», развитие которых у учащихся происходит в рамках освоения ими предмета «Русский язык» в старших классах китайских школ; предложены соответствующие структурные компоненты учебной программы и инструменты комплексной оценки качества обучения. С учетом принципов новой образовательной политики Китая и требований государства к современному специалисту стандарт нацелен на обеспечение тесной связи коммуникативно ориентированного обучения русскому языку с формированием всесторонне развитой личности школьника, установление роли изучения русского языка как благоприятного фактора личностного роста учащегося

Ключевые слова: государственный стандарт, преподавание русского языка как иностранного, китайская средняя школа, ключевые компетенции, система оценки, структура учебной программы, реформа преподавания русского языка, совмещение обучения и воспитания

Для цитирования: Лю, Цзюань (2024) . Изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы КНР по предмету «Русский язык» . Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 22(1), 244-260 . https://doi . org/10 .55959/ LPEJ-24-12

Changes and Innovations in the New Generation State Standard for Senior Secondary Schools in the People's Republic of China on the Subject "Russian Language"

Liu, Juan H

Bejing Normal University, Bejing, People's Republic of China H liujuanan@bnu. edu. cn

Abstract

Background. In 2018, China published the State Standard for the subject "Russian Language" for senior high school, developed by the Ministry of Education of

the People's Republic of China . Consideration of the concept underlying the new standard and its comprehensive analysis in comparison with the previous generation standard is essential for determining directions for improving the system of teaching Russian as a foreign language in Chinese school education Objectives . The problem field of the study suggested that currently there is a noticeable gap between the new state requirements for the study of the Russian language as a school subject and the traditional system of its teaching in Chinese schools

Results. The analysis showed that, in comparison with the regulatory requirements of the previous generation, the new State Standard for senior secondary schools of the People's Republic of China in the subject "Russian Language" is distinguished by a fundamentally new conceptual framework based on a communicative-activity approach to teaching a foreign (Russian) language. This is reflected in the learning objectives; characteristics of the subject of study; structure and content of the curriculum; a new methodological system for teaching Russian as a foreign language; methods of assessing learning outcomes . The "Standard 2017" for the first time defines four key competencies: "linguistic competence", "cultural awareness", "mental abilities", "learning ability", the development of which in students occurs as part of their mastery of the subject "Russian language" in high schools in Chinese schools The corresponding structural components of the curriculum and tools for comprehensive assessment of the quality of education are proposed . Taking into account the principles of the new educational policy of China and the state requirements for a modern specialist, the Standard is aimed at ensuring a close connection between communicatively oriented teaching of the Russian language and the formation of a comprehensively developed student's personality, establishing the role of studying the Russian language as a favorable factor in the student's personal growth

Keywords: state standard, teaching Russian as a foreign language, Chinese secondary school, key competencies, assessment system, curriculum structure, Russian language teaching reform, combining teaching and education

For citation: Liu, Juan (2024). Changes and Innovations in the New Generation State Standard for Senior Secondary Schools in the People's Republic of China on the Subject "Russian Language". Lomonosov Pedagogical Education Journal, 22(1), 244-260 . https://doi . org/10 .55959/ LPEJ-24-12

Введение

В 2018 г. в Китае был официально опубликован «Государственный стандарт учебной программы для старших классов средней школы

© Liu, Juan, 2024 .

по предмету "Русский язык" для старших классов средней школы», утвержденный Министерством образования КНР в 2017 г. (далее — «Стандарт 2017») (Государственный стандарт, 2017) . Новый стандарт разрабатывался в течение четырех лет коллективом известных китайских специалистов в области преподавания русского языка как иностранного на основе изданного в 2003 г. «Государственного стандарта учебной программы для старших классов средней школы по предмету "Русский язык"» предыдущего поколения (далее — «Стандарт 2003») (Государственный стандарт, 2003) . «Стандарт 2017» существенно отличается от предыдущего нормативного документа новыми идеями, подходами и инновациями, определившими содержание каждого из составляющих его семи разделов — «Значение учебной программы и основная концепция обучения», «Характеристика и цели учебного предмета», «Структура учебной программы», «Содержание учебной программы», «Стандарт качества обучения», «Программа реализации стандарта» и «Приложение»

Основной задачей преподавания школьного курса русского языка в соответствии со «Стандартом 2017» является повышение общего уровня подготовки ученика, воспитание высокоморального человека В стандарте в полной мере учтены запросы государства на специалистов в разных областях, владеющих русским языком; текущее положение дел в сфере преподавания русского языка в средних школах Китая; специфика дисциплины «Русский язык», когнитивные факторы учебного процесса (Шэнь Чжочэн, Лю Цзюань, 2023, с. 78) . Рассмотрение «Стандарта 2017» с целью выявления его инновационной составляющей имеет принципиальное значение для продвижения реформы преподавания русского языка в китайской средней школе

Предпосылки внесения поправок в государственный

стандарт

Успехи и проблемы «Стандарта 2003»

В 2003 г. Министерство образования КНР объявило об эксперименте по внедрению стандарта учебной программы для старших классов средней школы . В «Стандарте 2003» были выдвинуты «трехмерные цели», определяющие систему знаний и навыков, процессов и методов по их освоению, ценностных представлений и эмоционального отношения к предмету. Данный стандарт, основанный на прагматичных взглядах на изучаемый язык и его преподавание с акцентом на тематическую деятельность, сыграл значительную

роль в продвижении реформы преподавания русского языка в средних школах, что привело к определенным успехам . «Тем не менее данная версия стандарта страдала рядом недостатков, таких как нечеткая постановка целей учебного плана и не вполне обоснованная его структура, неопределенное учебное содержание, недостаточно проработанная система оценивания и т д » (Подготовка нового поколения . . ., 2018, с . 97) . Кроме того, в практике преподавания русского языка в соответствии с указанным стандартом повсеместно наблюдались проблемы, связанные с повышенным вниманием к изучению сложных грамматических правил на фоне пренебрежения к освоению учащимися навыков речевой деятельности

Новая образовательная политика

XIX Всекитайский съезд коммунистической партии Китая однозначно сформулировал приоритеты в развитии сферы образования Главные задачи государства предусматривают развитие качественного образования, поощрение справедливости в образовании, а также подготовку всесторонне развитых строителей социализма и будущих преемников . Согласно духу XIX Всекитайского съезда коммунистической партии Китая и политики страны в сфере образования, функция средней общеобразовательной школы прежде всего заключается в просвещении учащихся, и ее следует определять в рамках фундаментальной задачи воспитания человека с высокими моральными качествами

Новые требования к высококвалифицированным

специалистам

В последние два десятилетия, прошедшие со времени внедрения «Стандарта 2003», преобразования в политической, экономической, социальной и культурной жизни Китая стали очевидными для всех, что, в свою очередь, повлекло за собой развитие и реформирование системы образования в соответствии с новыми реалиями . Сформировался отчетливый государственный заказ на профессионалов высокого уровня, как универсальных специалистов, так и представителей технических профессий, специалистов в области новейших технологий . Образовательная функция средней школы определяется сегодня необходимостью взять на себя не только просвещение народных масс, но и воспитание будущих строителей страны с учетом потребностей государства и общества

В то же время, после начала реализации инициативы «Один пояс — один путь», Китай с каждым годом углубляет сотрудничество с близлежащими странами в политической, экономической, культурной, образовательной и других сферах, в связи с чем возникает острая необходимость в подготовке высококвалифицированных талантливых специалистов, владеющих русским языком и обладающих богатым теоретическим и практическим опытом . Для теории и методики преподавания русского языка в средних общеобразовательных учебных заведениях это обернулось и большим вызовом, и новыми возможностями развития . Принимая во внимание существующие проблемы в области методики преподавания русского языка в средних школах при постоянно увеличивающемся спросе на прикладных специалистов со знанием русского языка, необходимо было ставить вопрос об оптимизации учебного плана школьной дисциплины «Русский язык», осуществлении качественного отбора ее содержания, совершенствовании методической модели и создании научно обоснованной системы измерения качества обучения, что в совокупности привело к разработке нового стандарта учебной программы для старших классов средних школ по предмету «Русский язык» .

Проблемы преподавания русского языка в китайских школах

В 50-х гг. ХХ в . русский язык преподавали почти во всех китайских школах Однако с расширением международных связей и усилением популярности английского языка в Китае, русский язык постепенно утратил свой статус и влияние в китайском школьном образовании . По нашим данным, в конце 90-х гг. ХХ в . количество изучающих русский язык во всех школах Китая не превышало 100 тысяч человек, с начала XXI в . это число продолжало сокращаться, достигнув в 2020 г. около 60 тысяч человек .

В последние годы благодаря улучшению отношений между Китаем и Россией и углублению сотрудничества во всех областях между двумя странами становится больше школьников, выбирающих для изучения русский язык В то же время большинство школ, где ведется обучение русскому языку, находится в деревнях и небольших городках. В таких школах существуют проблемы с учебными условиями, уровнем подготовки учителей и успеваемостью учеников . Наиболее острая проблема состоит в том, что учащиеся выбирают русский язык в силу трудностей с изучением английского языка и желанием при этом получить хорошую оценку на ЕГЭ по иностранному языку Экзамен по русскому языку в системе ЕГЭ по сложности и содержанию

вопросов отличается от экзамена по английскому языку, так как дети начинают изучать английский язык в начальной школе, а русский язык — в основном в средней школе . Именно поэтому преподавание русского языка носит прагматический характер, сосредоточено на получении высоких оценок на экзаменах, на поступлении в вуз . Учителя обращают недостаточное внимание на развитие речевых навыков у учащихся и их способности к межкультурной коммуникации, тратят много времени на организацию запоминания правил русской грамматики и русских слов . Число поступивших в вузы является главным критерием оценки работы учителя, в связи с чем качество подготовки школьников по русскому языку остается низким .

Ключевые изменения в «Стандарте 2017»

«Стандарт 2017» позволяет целенаправленно решить проблемы, препятствующие реформе преподавания русского языка в китайской средней школе, поскольку делает акцент на формировании у учащихся навыков во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также умений использовать язык в реальных ситуациях общения и обучаться на протяжении всей жизни, стремясь при этом превратить изучение русского языка в благоприятный фактор для личностного развития По сравнению со «Стандартом 2003», «Стандарт 2017» содержит изменения в перечисленных ниже направлениях

Четкие цели обучения и ключевые компетенции

Если в «Стандарте 2003» цели учебной программы сформулированы недостаточно конкретно, а также наблюдается явный перегиб во внимании к изучению системы языка, то в «Стандарте 2017» впервые сформулированы четыре ключевые компетенции, формируемые в рамках предмета «Русский язык» в процессе активной речевой практики: языковая компетенция как способность человека с использованием изучаемого языка приобретать знания, выражать идеи и общаться с другими; культурная осведомленность как знание и глубокое понимание культуры своей страны и культуры страны изучаемого языка, принятие разнообразия культур, способность к межкультурному диалогу; мыслительные способности как развитые навыки концептуализации, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, критического и инновационного мышления на изучаемом языке на основе его сопоставления с родным языком, пытливость, готовность к решению проблем в общении на двух или

нескольких языках; способность к обучению как осознание ценности изучения языка, мотивация, концентрация и позитивное отношение к обучению, готовность к автономии в овладении языком на основе обобщения собственного учебного опыта, самостоятельного анализа языковых явлений и активной речевой практики, выбор либо коррекция стратегии и методов обучения в зависимости от меняющихся потребностей

Структура ключевых компетенций предмета «Русский язык» представлена на Рисунке

» отношение кучебе » стратегия обучения » методы обучения

МЕЖкультур и ыи кругозпр

понимание культуры культурная диффузия

анализ и синтез абстрагирование и обобщение критичесное и инновационное мышление

рисунок

Структура ключевых компетенций предмета «русский язык»

В «Стандарте 2017» четко определена ведущая цель учебной программы, направленная на комплексное формирование и развитие ключевых компетенций дисциплины «Русский язык» . Это следует рассматривать как существенную инновацию, особенно с учетом того, что ключевые компетенции разделены авторами на три ступени (1-2-3), имеющие между собой вертикальные связи, что обеспечивает как постепенное углубление содержания обучения в рамках

дисциплины «Русский язык», так и возможность совершенствования учителями концепции обучения русскому языку и методов обучения .

Figure

Structure of key competencies of the subject "Russian Language"

Научное построение структуры учебного плана по русскому языку

По сравнению со «Стандартом 2003», в учебном плане которого расплывчато определены различия образовательных ступеней и границы факультативных и обязательных предметов, «Стандарт 2017» со всей ясностью определяет особенности обязательных и факультативных учебных предметов для каждого уровня образования . Авторами нового стандарта предложена иерархическая и категоризированная структура учебного плана, ориентированная на социальные потребности и индивидуальные различия учащихся, что предоставляет им возможности множественного выбора, способствует общему развитию и личностному росту и в целом повышает эффективность обучения русскому языку.

Л

и

о

и а

и >а

V

X

«

V

А

и

X

V

а

^

н

и

V я

и

2

се

я

X

2

т

Я

г

«

и

и

л

я

и ю и

д „гу

Н

Я

н

8 Я

о

и

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

>8 а

о

¡с

Рч

£

Я

О " §

£ * I

£ а

е

. Л

Н я

Й о

® е

л с

К о -

о ^ оо

Й ^ I

3 * о

3 «

га

о «

«

. л , ю

>8 3 8

М3

¡г 2 ^ 5 •8 й 3 ю 8 чо

■А ^

5

Н

л

8 й

2 я В о н ю

л о * &

8 и к;

й ^ 8

8 а 5

а « ^

л

8 о

^ о ч 8 ^ щ

а * «

н 1 а ^

о « ^ ^ л ю

С Е- О

ср

н

0) к

г?

щ СП

X

га

Н о

3 ю

га

о

С

>8 8 а

о

¡с

Рч

И

3

т «

>8 8 а

о

¡с

Рч

И

3

т «

>8 8 а

о &

л

и 3

т «

>8 8 а

о &

л

р

л

к Н

2 ^

X о

Я о

га -

о о

ю -

о о

р 8

Н 8

Н

о

« 2 3 8

га

щ о

8 И

8 § Й £

'=8 ^ а т 8 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 2 Рч «

>8 г^ 8

И И

и 8

о л

т

Рч «

>8 ^ 8

И И

и ч

о л

^ 2

Рч «

^ 8

о

y Table 1

^ Course "Russian language" at the highest level of secondary school

Course "Russian language" at the highest level of secondary school

Category requirements Mandatory training course (6 points) Mandatory elective course (0-8 points) Optional training course (0-6 points)

Increased requirements Advanced Course of Study Advanced training course

t Requirements for the Unified State Exam for admission to universities Russian language 7 2 points

Russian language 6 2 points

Russian language 5 2 points

Russian language 4 2 points

t Graduation Requirements Russian language 3 2 points

Russian language 2 2 points

Russian language 1 2 points

o tr

^ c'

ja -r

OQ C

fl> &

GO 3

z ft) s o

«Стандарт 2017» следует принципу «от удовлетворения общих потребностей — к удовлетворению индивидуальных потребностей» . Он учитывает взаимное соотношение между различными этапами обучения благодаря многоуровневой и открытой структуре учебных программ, органически соединяя между собой «Обязательный учебный курс», «Обязательный учебный курс по выбору» и «Факультативный учебный курс» Осваивая учебный модуль, состоящий из трех перечисленных типов учебных курсов, учащиеся могут выбирать курсы по желанию, с учетом своих планов на будущее

Цель «Обязательного учебного курса» заключается в построении общей основы для развития ключевых компетенций у учеников и включает в себя три курса — «Русский язык . Уровень 1», «Русский язык . Уровень 2», «Русский язык . Уровень 3», которые являются обязательными для прохождения всеми учащимися без исключения «Обязательный курс по выбору», находясь во взаимозависимости с «Обязательным учебным курсом», предлагается в соответствии с потребностями дальнейшего личностного развития учащихся Он включает учебные курсы «Русский язык . Уровень 4», «Русский язык . Уровень 5», «Русский язык . Уровень 6 и уровень 7», осваиваемые школьниками в соответствии с их индивидуальными предпочтениями .

«Факультативный учебный курс» состоит из «Продвинутого курса обучения» и «Расширенного курса обучения», которые школы централизованно планируют и учреждают, принимая во внимание имеющиеся ресурсы, культурные особенности, языковой уровень и потребности учащихся Предметы «Расширенного курса обучения» выбираются учащимися самостоятельно

«Повышенный курс обучения» содержательно связан с «Обязательным курсом по выбору», а «Расширенный курс обучения», являясь необязательным для прохождения, может быть открыт в любом полугодии для учащихся с различными интересами и потребностями, владеющих русским языком на разных уровнях

Оптимизация содержания учебного курса и преобразование модели преподавания предмета «Русский язык»

Согласно «Стандарту 2017», содержание обучения включает шесть элементов — основная тема, ситуация, текст, языковые знания, речевые навыки и стратегия обучения (О гос . стандарте учебной программы . . ., 2018) . Тематика общения выстраивается на принципе антропоцентризма: «Человек и его окружение» (внешний вид, характер, эмоции, здоровье, интересы, друзья, место жительства, семья, знакомство,

встречи, гости, отдых, путешествия, спорт, учеба, работа и т.д . ), «Человек и общество» (школа, класс, группа, учителя, одноклассники; родная страна, родной город, Россия; транспорт, медицинское обслуживание, здравоохранение, общественное питание, покупки, средства массовой информации, Интернет и сетевые ресурсы, история, культура, литература, искусство, традиции, обычаи, образование, технологии и т д ), «Человек и природа» (климат, времена года, растения, животные, горы, озера и реки, леса, город и деревня, экологическая среда, вселенная, космос и т.д . ) . Объединение шести элементов содержания отражает комплексный характер обучения, способствует его оптимизации и уходу от методов преподавания русского языка, основанных на приоритете знаний и механическом заучивании, служит основой для развития ключевых компетенций у учащихся

Введение в учебную программу по русскому языку культурного содержания

«Язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое, состоящее из этих трех компонентов, ни один из которых не может функционировать (а следовательно, и существовать) без двух других» (Тер-Минасова, 2008, с . 40) . Изучение языка не может быть отделено от приобретения знаний о стране, национальных и культурных особенностях его носителей . По сравнению со «Стандартом 2003» «Стандарт 2017» основывается на базовых социалистических ценностях и обогащает содержание учебной программы по предмету «Русский язык» культу-роведческой составляющей . В содержании «Стандарта 2017» значительно увеличена доля сведений о китайской и российской культуре, в том числе повседневной, что помогает учащимся, придерживаясь китайской культурной позиции, глубже понять взаимосвязь между языком и культурой, проникнуться идеями культурного многообразия, сформировать широкий межкультурный кругозор и приобрести необходимые навыки межкультурной коммуникации

Совершенствование системы оценки и определение задач оценки

По отношению к существующим проблемам школьного образования, ориентированного преимущественно на сдачу вступительных экзаменов в вузы, главная задача «Стандарта 2017» состоит в построении системы оценки, которая способствует улучшению качества подготовки учеников . При разработке системы оценки была

последовательно установлена иерархия уровней качества учебной деятельности по изучению русского языка, определены взаимосвязи между квалификационными экзаменами, вступительными экзаменами в вузы и уровнями качества учебной деятельности и четырех ключевых компетенций .

Уровень качества учебной деятельности по предмету «Русский язык» разделен на три ступени . Первая ступень соответствует «Обязательному учебному курсу», после прохождения которого учащиеся должны сдать квалификационный экзамен . Вторая ступень — это уровень, которого должны достичь учащиеся после завершения «Обязательных учебных курсов по выбору» . Он служит основой единого государственного экзамена для поступления в высшие учебные заведения . Третьей ступени учащиеся достигают после успешного прохождения программы «Продвинутого курса»

Горизонтальная связь между содержанием, качеством учебной деятельности и основными уровнями сформированности ключевых компетенций продемонстрированы в Таблице 2

Таблица 2

Горизонтальная связь между содержанием, качеством учебной деятельности и основными уровнями сформированности ключевых компетенций

Содержание Качество учебной деятельности Основные уровни сфор-мированности четырех ключевых компетенций

Факультатив Степень 3 Уровень 3

1 Предметы по выбору Степень 2 Уровень 2

1 Обязательные предметы Степень 1 Уровень 1

Система оценки, основанная на проверке уровня сформирован-ности компетенций, может эффективно решить проблему оценивания результатов обучения в школах, где часто отмечается формальная проверка знаний и речевых навыков по русскому языку, а также будет способствовать как развитию необходимых компетенций у учащихся, так и углублению понимания учителями специфики учебной программы и ценности языкового образования, служить повышению его качества

Table 2

Horizontal connections between the content, quality of learning activity and the main levels of the key competences development

Content Quality of educational activities Main levels of development of four key competencies

Elective Degree 3 Level 3

t Optional subjects Degree 2 Level 2

t Required subjects Degree 1 Level 1

Практическая ценность «Стандарта 2017»

В «Стандарте 2017» пристальное внимание сосредоточено на развитии у учащихся ключевых компетенций и индивидуальности, представлена концепция обучения, которая является новой для школьных учителей . Ввиду этого в стандарте, помимо системы принципов преподавания дисциплины и общих требований к реализации учебных целей, наглядно демонстрируется проектирование процесса обучения русскому языку, предлагаются целесообразные методы, приемы и способы обучения и инструментарий для оценивания его результатов, приводится руководство по разработке содержания обучения, даются конкретные методические рекомендации по разработке учебных материалов, которые, отражая новую концепцию обучения, носят инструктивный практический характер и просты в использовании .

Заключение

В заключение следует отметить, что в «Стандарте 2017» ярко отражены единство обучения и воспитания, тесная связь изучения русского языка с формированием личности школьника, так что функция курса русского языка в средней школе не только направлена на подготовку будущих студентов, владеющих русским языком, но и определяет их развитие на протяжении всей жизни .

Новая концепция, заложенная в основу «Стандарта 2017», оказывает заметное влияние на деятельность учителей русского языка, что имеет важное значение для решения накопившихся проблем

преподавания русского языка в китайских школах. При глубоком осмыслении «Стандарта 2017» в процессе его использования учителя уделяют внимание индивидуальным различиям учащихся и развитию их способностей, совершенствуют традиционную методику и оптимизируют учебный процесс, стимулируют учащихся к осуществлению активной языковой, речевой, коммуникативной деятельности на русском языке, избегая проверки отдельно взятых языковых и речевых навыков

Список литературы

Государственный стандарт учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2017 года издания . Министерство образования КНР. Пекин: Издательство народного образования, 2018 .

Государственный стандарт учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2003 года издания . Министерство образования КНР. Пекин: Издательство народного образования, 2003 .

Шэнь, Чжочэн, Лю, Цзюань (2023) . Построение целевой системы развития культурной осведомленности в рамках изучения предмета «Русский язык» для старших классов средней школы и ее аналитическо-практическое исследование . Русский язык в Китае, (4) .

Подготовка нового поколения людей с навыками межкультурной коммуникации Интервью с руководителем группы по созданию Государственного стандарта учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» . Предметы в системе начального и среднего образования, 2018, (1) .

О государственном стандарте учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2017 года издания . Под ред . Лю Цзюань, Хуан Мэй . Пекин: Издательство высшего образования, 2018 .

Тер-Минасова, С . Г. (2008) .Язык и межкультурная коммуникация . Москва: Изд-во Московского университета .

References

The state standard of the curriculum for senior secondary school classes in the subject "Russian language" 2017 edition . Ministry of Education of the People's Republic of China . Beijing: Publishing house of national education .

The state standard of the curriculum for senior secondary school classes in the subject "Russian language" was published in 2003 . Ministry of Education of the Peoples Republic of China . Beijing: Publishing house of national education, 2003 .

Shen', Chzhochen, Lyu, Tszyuan' (2023) . Building a targeted system for the development of cultural awareness in the framework of studying the subj ect «Russian language» for high school seniors and its analytical and practical research Russian language in China, (4) .

Training a new generation of people with intercultural communication skills . Interview with the head of the group on the creation of the State standard of the curriculum for senior secondary school classes in the subject «Russian language» . Subjects in primary and secondary education, 2018, (1) .

About the state standard of the curriculum for senior secondary school classes in the subject «Russian language» 2017 edition . In: Liu Juan, Huang Mei . Beijing: Higher Education Publishing House, 2018 .

Ter-Minasova, S . G . (2008) .Language and intercultural communication . Moscow: Publ . Moscow Univ. Press .

информация об авторе

Лю Цзюань, PhD в области филологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра изучения России Пекинского педагогического университета, Пекин, Китайская Народная Республика, liujuanan@bnu. edu. cn, https://orcid . org/0000-0002-9969-4318

ABOUT THE AUTHOR

Liu Juan, PhD in Philology, Professor, Head of the Research Center for Russian Studies, Beijing Normal University, Beijing, People's Republic of China, liujuanan@ bnu. edu. cn, https://orcid . org/0000-0002-9969-4318

Поступила: 02.02.2024; получена после доработки: 16.02.2024; принята в печать: 21.02.2024 Received: 02.02.2024; revised: 16.02.2024; accepted: 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.