Научная статья на тему 'Реформа школьного образования 2020 года в Японии: основные идеи и направления'

Реформа школьного образования 2020 года в Японии: основные идеи и направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1370
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / JAPAN / SCHOOL EDUCATION / EDUCATION POLICY / REFORM / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Ксения Константиновна

В статье на основании официальных публикаций Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии рассмотрены ключевые идеи и направления реформы школьного образования, которая будет проведена в Японии в 2020 году. Автор выделяет 3 основных направления реформы: 1 реформа языкового обучения, 2 реформа учебной программы и вступительных экзаменов, 3 реформа цифровизации образования. В статье описаны как конкретные меры, которые будут приняты в рамках каждого направления, так и факторы, обуславливающие необходимость их принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crosscultural Communication And Cultural Linguistics The 2020 School Education Reform In Japan: Major Ideas And Directions

The article describes the key ideas and directions of the 2020 Japanese school education reform based on the official publications of the Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. The author identifies three major areas of reform: 1 the reform of language education, 2 the curriculum and university entrance reform, 3 -digitalization of education. The article characterizes both specific measures within each direction and the factors that lead to their adoption.

Текст научной работы на тему «Реформа школьного образования 2020 года в Японии: основные идеи и направления»

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 37.014

РЕФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2020 ГОДА В ЯПОНИИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Герасимова Ксения Константиновна

магистрант ММА «Бизнес и политика в странах Азии и Африки», аналитик Центра педагогического мастерства Департамента образования и науки города Москвы, [email protected]

Аннотация. В статье на основании официальных публикаций Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии рассмотрены ключевые идеи и направления реформы школьного образования, которая будет проведена в Японии в 2020 году. Автор выделяет 3 основных направления реформы: 1 - реформа языкового обучения, 2 - реформа учебной программы и вступительных экзаменов, 3 - реформа цифровизации образования. В статье описаны как конкретные меры, которые будут приняты в рамках каждого направления, так и факторы, обуславливающие необходимость их принятия.

Ключевые слова: Япония, школьное образование, образовательная политика, реформа, цифровизация

THE 2020 SCHOOL EDUCATION REFORM IN JAPAN: MAJOR IDEAS AND DIRECTIONS Gerasimova K. K.

Moscow International Academy [email protected] Moscow, Russia

Abstract. The article describes the key ideas and directions of the 2020 Japanese school education reform based on the official publications of the Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. The author identifies three major areas of reform: 1 - the reform of language education, 2 -the curriculum and university entrance reform, 3 - digitalization of education. The article characterizes both specific measures within each direction and the factors that lead to their adoption.

Keywords: Japan, school education, education policy, reform, digitalization

В ведение

На современном этапе общественного развития система образования является краеугольным камнем в политике любого государства и одним из самых важных и динамичных элементов инфраструктуры. Образование, являясь ведущим фактором социально-экономического развития, в настоящее время активно реформируется в развитых странах мира. В 2020 году в Японии будет принят новый Государственный стандарт школьного образования, который коренным образом изменит систему обучения в японских школах. Планируемая комплексная реформа японского школьного образования отражает общемировые тенденции, и ее результаты могут иметь значимые последствия для дальнейшего развития мирового сообщества.

Опыт Японии в области реализации государственной образовательной политики является малоизученным в России, и в данной работе впервые предпринимается попытка комплексного рассмотрения предстоящих изменений в системе школьного образования страны. Цель работы - раскрыть основные идеи и направления реформы японского школьного образования 2020 года, опираясь на документы и публикации на японском языке, размещенные в открытом доступе в сети Интернет.

Основными источниками при написании работы являлись официальные публикации Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии: в первую очередь, предварительная версия Государственного стандарта школьного образования 2020 года в полном и кратком изложении, а также связанные с ним документы и информационные материалы. Использовалась также справочная информация, размещенная на официальных веб-сайтах крупных японских компаний в сфере образования - Benesse Corporation и Zoshinkai Holdings; материалы японских национальных газет «Майнити Симбун» и «Ни-хон Кэйдзай Симбун», а также японских информационно-новостных изданий Resemom и Education Tomorrow.

Школьное образование в Японии состоит из трех ступеней: начального образования (начальные школы, 6 лет обучения), младшего среднего образования (средние школы, 3 года обучения) и старшего среднего образования (старшие школы, 3 года обучения). Старшее среднее образование в Японии не является обязательным, однако, согласно статистике, более 95% японцев поступает в старшую школу, так как обучение в старшей школе дает право на сдачу Централизованного вступительного экзамена в университеты (яп.

Выпускники имеют возможность выбрать несколько предметов для сдачи из семи категорий, соответствующих пяти основным учебным дисциплинам: математика базовая/профильная, японский и иностранный языки, естественные науки базовые/профильные и гуманитарные науки [3]. Вне зависимости от предмета экзамен состоит исключительно из заданий на выбор ответа из предложенных вариантов. Такой формат экзаменации, в течение нескольких

десятилетий не претерпевавший изменений, послужил причиной формирования негативных тенденций в японском школьном образовании. В первую очередь это связано с чрезмерной ориентацией образования на решение тестовых заданий, что не позволяет обучающимся в должной мере развить способности к рассуждению, логическому и абстрактному мышлению.

Важно отметить следующие факторы, указывающие на необходимость реформ [11]:

Во-первых, обучение в университетах стремительно обесценивается и утрачивает свою престижность в связи с упрощением поступления в желаемый вуз. Это связано с адаптацией школьного обучения к формату Централизованного вступительного экзамена, что нередко позволяет заработать результаты, не соответствующие реальным знаниям, и препятствует справедливому приему в университет.

Во-вторых, в связи с недостатками в системе образования молодые японцы оказываются неконкурентоспособны на уровне иностранных англоговорящих рабочих, найм которых осуществляет уже более 1/3 японских компаний. Для того чтобы повысить качество рабочей силы и вывести ее на международный уровень, необходимо реформировать систему обучения иностранным языкам, а также обеспечить развитие коммуникативных навыков у обучающихся японских школ.

В-третьих, на ситуацию на рынке труда негативно влияет внедрение роботов и искусственного интеллекта. Уже в ближайшие годы, по прогнозам, этот фактор значительно снизит потребность в кадрах, занятых работой в рамках четко установленного круга задач. Становится необходимым воспитание человеческих ресурсов нового типа - «способных самостоятельно обнаружить проблему и наиболее эффективно реализовать задуманное, приспосабливаясь к обстоятельствам и используя их».

Исходя из этих факторов, в 2020 году планируется осуществить реформу школьного образования, которая будет включать три основных направления:

• Реформа языкового обучения;

• Реформа учебной программы и вступительных экзаменов;

• Реформа цифровизации образования: введение модели обучения «1 ученик - 1 планшет».

1. Реформа языкового обучения

Реформа языкового обучения [6] направлена на развитие коммуникативных навыков и способности рассуждать, а также излагать мысли на английском языке. В первую очередь изменения затронут образовательные программы начальных и старших школ. Так, с 2020 года английский язык будет преподаваться с третьего, а не с пятого класса начальной школы, причем изучение языка в третьем и четвертом классах будет проводиться только по двум аспектам -«речь» и «аудирование». Аспекты «чтение» и «письмо» будут добавлены только на пятом году обучения. Ожидается, что новая методика позволит отойти от механического заучивания информации и позволит школьникам с малых лет адаптироваться к свободному общению на иностранном языке [6].

Программа обучения английскому языку в старших школах также изменится: будет введена новая дисциплина «Рассуждение и изложение мыслей на английском языке». Дисциплина нацелена на дальнейшее развитие навыков по таким аспектам, как «речь» и «аудирование». Занятия по данному предмету будут включать в себя дискуссии, дебаты, выступления с речами и презентациями. От выпускника старшей школы будет ожидаться умение выстраивать коммуникацию на английском языке как на бытовом, так и на деловом уровне [17].

2. Реформа учебной программы

В ходе реформы 2020 года учебная программа начальных и старших школ Японии претерпит значимые изменения, что связано с принятием концепции компетенций, которыми должен обладать выпускник старшей школы [8]. Компетенции сгруппированы в три взаимосвязанных категории, каждой из которых должно будет уделяться равное внимание в процессе школьного обучения. Философия грядущей образовательной реформы подразумевает, что лишь комплексное воспитание перечисленных умений способно обеспечить формирование современного японца, способного приносить пользу обществу и стране [4].

• Когнитивная компетенция. «Что я знаю, что я умею?»

• Прикладная компетенция. «Как я могу использовать то, что знаю и умею?»

• Личностная компетенция. «Как успешно построить свою жизнь, взаимодействуя с обществом и миром?»

Процесс освоения компетенций можно пошагово проследить в стандарте школьного образования: в нем поясняется, какими навыками должен обладать обучающийся по окончании каждого класса. Так, к примеру, по окончании второго класса начальной школы обучающийся должен обладать следующими навыками в рамках предмета «японский язык» [1]:

Аспект: Речь / восприятие на слух

Приобретаемые навыки:

■ Умение слушать, не пропуская важную информацию;

■ Умение обсуждать знакомые темы, понимая последовательность событий, действий, явлений.

Аспект: Письмо

Приобретаемые навыки:

■ Умение выражать собственные мысли на письме, описывать воображаемые либо реальные события;

■ Умение собирать информацию для написания текста по заданной теме.

Аспект: Чтение

Приобретаемые навыки:

■ Умение читать, понимая последовательность событий;

■ Умение выделять основные слова и фразы в тексте;

■ Умение находить параллели между личным опытом и прочитан-

ной информацией, корректно формулировать свои мысли на этот счет и озвучивать их.

Аспект: Понимание языковой культуры и особенностей языка

Приобретаемые навыки:

■ Понимание связей между частями речи в предложении;

■ Понимание связей между звуками речи и их обозначениями на письме, разницы в значениях слов-омонимов;

■ Понимание различных степеней вежливости.

Принятие концепции компетенций коренным образом изменит цели школьного обучения, что не может не найти отражение как в учебной программе, так и в методике преподавания. Так, будет пересмотрено содержание и распределение ряда учебных дисциплин в старшей школе. К примеру, предметы «История Японии» и «Всемирная история» будут преобразованы в обязательную дисциплину «Комплексная история», изучение которой будет нацелено на понимание взаимосвязей между различными историческими явлениями в локальных и глобальных масштабах. Также будут введены обязательные дисциплины «Комплексная география», «Современное общество» [12]. Изменение методик обучения будет заключаться в следующем:

■ принятие системы методов активного обучения на всех этапах школьного обучения;

■ принятие системы методов образовательного программирования на всех этапах школьного обучения, в первую очередь в начальной школе.

Активное обучение - форма организации учебного процесса, направленная на мотивацию обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала. При активном обучении уроки проводятся не в форме лекций, а в форме общения учителя и обучающихся, что обеспечивает вовлечение всего класса в процесс освоения нового материала. В рамках активного обучения учителю предлагается инициировать дискуссии и работу в группе, предлагать обучающимся найти самостоятельное решение по теме урока, провести наблюдение/исследование и поделиться его результатами с остальными [5].

Образовательное программирование - метод организации учебного процесса в японских школах, направленный на развитие «программного» мышления и заключающийся в анализе учебного материала различных образовательных дисциплин с точки зрения программирования. Так, к примеру, в процессе изучения темы «природа электричества» в начальной школе детям будут показываться принципы работы бытовых приборов и устройство заложенных в них программ контроля потребления электричества. Затем обучающиеся научатся составлять аналогичные программы самостоятельно. На уроках арифметики дети будут программировать графики и диаграммы для иллюстрации изучаемых правил и закономерностей; на уроках музыки - составлять электронные мелодии в аудиоредакторах. Таким образом, обучение программированию будет «пронизывать» всё начальное образование, органично вплетаясь в раз-12 Вестник ММА №2-2019

личные учебные дисциплины. Следуя данному плану обучения, по окончании начальной школы дети научатся решать простые задачи с помощью программирования - чтобы затем, в средней школе, перейти к решению более сложных задач, требующих логического мышления и творческого подхода. От выпускников старших школ будет ожидаться умение «использовать компьютерные технологии для решения актуальных проблем» [15].

Вышеперечисленные изменения в школьном образовании находят отражение в новой системе вступительных испытаний в вузы. Так, Централизованный вступительный экзамен в университеты будет преобразован в Единый вступительный экзамен (яп. А^А^^ЙТ"X Ь), и его содержание изменится в связи с принятием концепции компетенций выпускника и новых требований к владению английским языком [7].

Во-первых, если раньше основным критерием оценивания выпускника являлись его знания по учебным дисциплинам, то исходя из вышеизложенной концепции компетенций, результат обучения не может считаться успешным без оценивания также таких способностей, как развитое логическое и критическое мышление, умение излагать мысли. В связи с этим в новом экзамене вводится письменная часть, требующая изложения собственных рассуждений на основании анализа предложенной информации. В 2020 году такая форма экзаменации будет введена по дисциплинам «японский язык» и «математика».

Вступительный экзамен по английскому языку будет значительно усложнен, а его содержание изменено исходя из концепции компетенций и повышения значимости коммуникативного аспекта. Так, если ранее на экзамене были представлены всего 2 аспекта: «чтение» и «аудирование», то с 2020 года к ним добавятся аспекты «письмо» и «речь».

Таким образом, можно сделать вывод, что с 2020 года требования к выпускникам японских школ значительно возрастут вместе с увеличением числа аспектов подготовки школьников [14]. Ожидается, что новые методы оценивания абитуриентов позволят японским вузам осуществлять максимально эффективный и справедливый прием, что, в результате, поспособствует улучшению ситуации на рынке труда и дальнейшему успешному развитию страны.

3. Реформа цифровизации образования

В 2016 году Министерство образования Японии учредило исследовательскую комиссию по введению электронных учебников. В результате деятельности комиссии было принято решение о введении модели обучения «1 ученик - 1 планшет» во всех начальных и средних государственных школах (учреждениях обязательного образования) в 2020 году. Каждому обучающемуся будет предоставлен персональный планшет с набором учебников по всем изучаемым дисциплинам. Во избежание резкой смены образовательной модели в первое время планируется совмещать использование электронных учебников с бумажными. Распространение цифровых носителей в школах нацелено на предоставление равных образовательных возможностей всем школьникам, а также на общее повышение качества школьного образования в стране [2].

В заключении по итогам деятельности исследовательской комиссии Министерство образования подчеркнуло, что своевременное внедрение электронных учебников невозможно без основательной подготовки как издательств учебной литературы, так и местных органов управления образованием. Ввиду этого Министерство образования призвало все государственные органы и учреждения, задействованные в сфере школьного образования, провести ряд подготовительных мер. Требуемые меры включают подготовку электронных версий используемых учебников, разработку планов закупки и финансирования необходимого количества цифровых устройств, а также обеспечение информационной среды в школах (в первую очередь, установку электронных досок и организацию локальных сетей).

Очевидно, что внедрение модели «1 ученик - 1 планшет» в начальные и средние школы потребует от государства больших финансовых вложений. Если в 2015 году общая стоимость закупки планшетов в школы Японии составляла 52 млрд иен (-487 млн $), то, по прогнозам, в 2020 году она достигнет 212 млрд иен (-2 млрд $). Внедрение электронных учебников также потребует дополнительных расходов от обучающихся. Несмотря на то, что сами устройства будут предоставляться детям на бесплатной основе, семьям необходимо будет платить за обслуживание, страховку и использование приложений. Сопутствующие устройства и средства защиты (к примеру, внешняя клавиатура и защитный чехол) также будут приобретаться родителями самостоятельно. В целях предоставления равных возможностей по использованию цифровых средств обучения будут разработаны специальные программы финансовой поддержки [13].

Министерство образования не устанавливает конкретных ограничений по модели, цвету, размеру и функционалу планшетов, что дает местным правительствам и школам свободу выбора наиболее подходящих вариантов. При этом планшеты, выдаваемые обучающимся, будут частично перепрограммированы в учебных целях. Так, устройства обучающихся начальных и средних школ будут изменены следующим образом [9]:

• ограничение ряда функций, не связанных с обучением;

• исключение возможности установки сторонних приложений и предустановка необходимых приложений без возможности удаления;

• установка средств фильтрации веб-контента и блокировка развлекательных ресурсов;

• активация системы MDM (Mobile Device Management, Управление мобильными устройствами) для защиты персональных данных, контроля состояния устройства и отслеживания его местоположения.

По окончании обучения предоставленный ученику планшет необходимо вернуть школе.

Некоторые административные единицы Японии, проведя все необходимые подготовительные меры, уже приступили к реализации модели «1 ученик - 1 планшет». Так, администрация специального района Сибуя столичного округа Токио в сентябре 2017 года предоставила 8,6 тысяч планшетов обуча-

ющимся и учителям всех начальных и средних общественных школ района. Число начальных школ в специальном районе Сибуя составляет 18, число средних школ - 8. Бюджет проекта составил 782 млн иен 7,3 млн $). Для выдачи учителям и ученикам были выбраны планшеты Fujitsu ARROWS Tab Q507/PE с диагональю экрана 10,1 дюйма, съемной клавиатурой и водонепроницаемым покрытием [16].

В настоящее время статистические данные об образовательных результатах полномасштабной реализации проекта отстутствуют, однако представители Комитета по образованию специального района Сибуя отмечают, что результаты превосходят все ожидания. Сообщается, что процент неисправностей и поломок планшетов составляет всего 1,8%, что значительно меньше расчетного показателя [10].

Заключение

В настоящее время основными направлениями реформирования школьного образования Японии являются: изменение учебных программ по английскому языку, принятие концепции компетенций школьника, внедрение в учебный процесс методов образовательного программирования и активного обучения, изменение формата вступительных испытаний в вузы, а также циф-ровизации образования посредством введения модели обучения «1 ученик -1 планшет» во всех начальных и средних школах страны. Реформа обучения английскому языку подразумевает перестройку образовательной программы начальных школ в сторону более раннего изучения таких аспектов, как «речь» и «аудирование», а также введение новой дисциплины в старшей школе «Рассуждение и изложение мыслей на английском языке», совмещающей в себе эти два аспекта. Цель изменения учебных программ по английскому языку состоит в том, чтобы способствовать формированию конкурентоспособных на международном уровне человеческих ресурсов.

Принятие концепции компетенций школьника - когнитивной, прикладной и личностной - коренным образом изменит методику преподавания в японских школах, которое теперь будет направлено на мотивацию обучающихся самостоятельному и инициативному освоению учебного материала («активное обучение»), а также на развитие навыка «программного» мышления посредством междисциплинарного изучения программирования. Развивая метапредметные компетенции обучающихся и вовлекая их в решение актуальных проблем с использованием компьютерных технологий, Япония стремится воспитать нацию - технологического лидера Азиатско-Тихоокеанского региона. Этому будет способствовать и реформа вступительных испытаний в вузы, которая подразумевает повышение эффективности приема в университеты за счет смещения фокуса оценивания с предметных знаний на когнитивные и прикладные умения.

Что касается реализации программы «1 ученик - 1 планшет» в японских школах, в настоящее время она находится на подготовительной стадии. Основные направления деятельности в рамках программы: оснащение школ

Японии необходимым электронным оборудованием и подготовка цифровых версий всех используемых школьных учебников. Функционал планшетов, предоставляемых обучающимся, будет значительно ограничиваться, для использования будут доступны только предустановленные приложения, электронные учебники и определенные категории сетевых ресурсов. Уже к сентябрю 2017 года Комитет по образованию специального района Сибуя столичного округа Токио успешно реализовал проект «1 ученик - 1 планшет», снабдив необходимым оборудованием 18 начальных и 8 средних школ района. Тем самым правительство специального района Сибуя положило начало широкомасштабной реализации подготовительных мероприятий к комплексной реформе японского школьного образования 2020 года.

Литература

1. Государственный стандарт школьного образования «Сбалансированная личность». Стандарт образования для начальных, средних и старших школ

// Официальный веб-сайт Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [http://www. mext.go.jp/a_menu/shotou/new-cs/index.htm] (28.03.2019)

2. Документ «Заключение по итогам деятельности исследовательской комиссии по введению электронных учебников» (

t Ф) // Сборник документов исследовательской комиссии по введению электронных учебников на официальном веб-сайте Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [http://www.mext.go.jp/b_menu/shingi/ chousa/shotou/110/] (28.03.2019)

3. Документ «Информация о централизованном вступительном экзамене в вузы» (А^ЛМ^ У^—МШ) // Сборник документов Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии о поступлении в вузы [http://www.mext. go.jp/a_menu/koutou/senbatsu/index.htm] (28.03.2019)

4. Документ «Новый государственный стандарт школьного образования: цели»

// Официальный веб-сайт Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [http://www.mext.go.jp/b_menu/ shingi/chukyo/chukyo3/siryo/attach/1364316.htm] (28.03.2019)

5. Документ «Сборник терминов» (ДМ^) // Официальный веб-сайт Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [http://www.mext.

go.jp/component/b_menu/shingi/toushin/_icsFiles/afieldfile/2012/10/04/1325048_3.pdf]

(28.03.2019)

6. Презентация «Реформа обучения английскому языку 2020 года» (2020^

// Интерактивное руководство «Образовательная реформа 2020 года» на официальном веб-сайте Benesse Corporation, раздел «Образование» [http://benesse.jp/ kyouiku/kyouikukaikaku/img/english.pdf] (28.03.2019)

7. Презентация «Реформа системы вступительных экзаменов 2020 года» (2020 ^ А^ЛМ^^) // Интерактивное руководство «Образовательная реформа 2020 года» на официальном веб-сайте Benesse Corporation, раздел «Образование» [http://

benesse.jp/kyouiku/kyouikukaikaku/img/exam.pdf] (28.03.2019)

8. Презентация «Реформа учебной программы 2020 года» (2020^

// Интерактивное руководство «Образовательная реформа 2020 года» на официальном веб-сайте Benesse Corporation, раздел «Образование» [http://benesse.jp/kyouiku/ kyouikukaikaku/img/education.pdf] (28.03.2019)

9. Руководство для родителей обучающихся школ «В школах будут введены iPad: 5 вещей, которые следует знать родителям» (Щ^^О^ШХ iPad ЩЛ?!

) // Официальный веб-сайт Zoshinkai Holdings, раздел «Школы и ИКТ» [http://www.zkai.co.jp/home/z-asteria/ms/school01.html] (28.03.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Статья «LTE в специальном районе Сибуя» (2018^1^30 0 1_ТЕ^ЛОй: // Национальная газета Майнити симбун, 30 января 2018 г. [https://mainichi.jp/

articles/20180130/ddm/004/070/012000c] (28.03.2019)

11. Статья «Каким образом изменятся вступительные экзамены? Цели и требования будущей реформы» ? <@

) // Информационно-образовательный ресурс Resemom, 25 января 2018 г. [https://resemom.jp/article/2018/01/25/42494.html] (28.03.2019)

12. Статья «Каким образом изменятся различные учебные дисциплины после принятия нового Государственного стандарта школьного образования 2020 года?» (2020^ // Новостное издание Education Tomorrow, 30 января 2017 г. [https://edutmrrw.jp/2017/ innovation/0130_2020education] (28.03.2019)

13. Статья «Конференция специалистов Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий: принято решение ввести электронные учебники в 2020 году» ( // Национальная газета Нихон кэйдзай симбун, 22 апреля 2016 г. [http://www.nikkei.com/article/ DGXLASDG21H5W_S6A420C1CR0000/] (28.03.2019)

14. Статья «Может ли портфолио стать объектом оценивания при поступлении в институт?» // Информационно-новостное издание Education Tomorrow, 18 июля 2017 г. [https://edutmrrw. jp/2017/innovation/0701_jcer_2017] (28.03.2019)

15. Статья «Новый Государственный стандарт школьного образования 2020 года. Что такое "программное мышление?''» (2020^ч

—// Информационно-новостное издание Education Tomorrow, 3 апреля 2017 г. [https://edutmrrw.jp/2017/innovation/0403_2020education] (28.03.2019)

16. Статья «Обучающиеся всех начальных и средних школ специального района Сибуя получат персональные планшеты» lAl^77Vy Ь^Л^' ' 'li

// Информационно-образовательный ресурс Resemom, 16 февраля 2017 г. [https://resemom.jp/article/2017/02/16/36571.html] (28.03.2019)

17. Статья «Обучение английскому языку в новом Государственном стандарте школьного образования 2020 года» (2020^ч //Информационно-новостное издание Education Tomorrow, 20 февраля 2017 г. [https://edutmrrw. jp/2017/innovation/0220_2020education] (28.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.