Научная статья на тему 'Образовательные реформы в современном японском обществе'

Образовательные реформы в современном японском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные реформы в современном японском обществе»

€ ./3. Че/икцииеина,

ассиакешп. кафесц/ш. восточных языков, 2)/ЗТУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Бытует мнение, что в современной Японии «можно стать и премьер-министром, и бездомным»; все зависит от желания и стремлений индивида. Действительно, с конца 1970-х-начала 80-х годов общество стало богатым материально, что предполагало наличие множественного выбора. Однако, с другой стороны, в нем правит узкое оценочное суждение, люди поставлены в условия несвободы: они могут или выиграть, или проиграть; иных вариантов нет.

В этом смысле школа - основное место противостояния поколений, передовая линия современного социума, поскольку отбор детей в нем проводится согласно образовательному цензу.

Следует заметить, что вышесказанное справедливо не только относительно Японии, но и характерно для всех развитых стран, где соревнование является движущим принципом. Во всем мире образовательная проблема выражается в появлении «заброшенной молодежи» («арэру вакамоно»): при поступлении на работу о них заведомо судят по полученному образованию1. Низкий образовательный ценз дает возможность получить лишь малое число профессий, большей частью непрестижных.

Общеизвестен тот факт, что многое в общественном устройстве Япония впитала из Китая. Не исключение и ее образовательная модель. В Китае вплоть до династии Цин существовала экзаменационная система «какё» для назначения на должность чиновников - на экзамене давались заповеди Конфуция, древние писания, датированные Ш-1У в. Это было равносильно выносу на экзамен в Японии отрывков из «Записок о деяниях древности» («Кодзики») или «Анналов Японии» («Нихон сёки»). Китайская и японская образовательные системы очень схожи в том, что акцент в них только на отдельных видах знаний, а делят абитуриентов на поступивших и провалившихся, определяя, владеют они этими видами или нет.

После реставрации Мэйдзи (1868 г.) японское общество также стремилось внедрить на практике систему «какё» для поддержания принципа равноправия народа. Она была эффективной в процессе преодоления феодальных пережитков: в результате, независимо от происхождения и звания, благодаря способностям и стараниям индивида, каждый имел возможность стать и министром, и доктором наук. Однако с 1980-х годов в связи с возросшим достатком общества система стала приносить скорее вред, чем пользу. К тому же в Китае объектом применения «какё» был всего лишь 1% населения, тогда как в современном японском обществе данная система распространялась на всех без исключения.

До середины 1960-х годов само собой разумеющимся в Японии было то, что дети наследовали дело родителей. Затем эта традиция прервалась, и в конце 60-х число поступавших в вузы превысило 30% выпускников школ. С того времени образовательная проблема в Японии стала относиться не только к области обучения, но и ко всему обществу в целом. Процесс выхода в общество, выбора профессии стал чрезвычайно тяжелым, ведь отбор 10% элиты был унизительным для остальных 90% японцев.

С конца прошлого столетия в Японии проявились и другие проблемы, связанные с несовершенством образовательной системы; например, физические и психологические издевательства («идзимэ») в школе. Проблема эта обострилась примерно с 1983 г. до такой степени, что обратила на себя внимание общественности. В 1985 г. количество случаев «идзимэ» достигло пиковых показателей, на данной почве было совершено 9 самоубийств. Серьезные происшествия 1993-94-х годов заставили комитет просвещения при палате представителей пойти на принятие экстренных мер, а в июле 1996 г. была обнародована «Генеральная программа относительно проблемы издевательств». В ней подчеркивались важность совместных усилий школы, района и семьи, необходимость изменения структуры класса и введения процедуры перевода в другое учебное заведение. Кроме того, в целях решения данного вопроса в Японии проводятся частные консультационные беседы, организована специальная «телефонная линия для детей», звонки на которую оплачиваются префектуральными образовательными центрами. В результате в последние годы количество случаев издевательств уменьшается, однако их еще достаточно много в численном выражении.

К сожалению, среди детей есть случаи отказа ходить в школу. Эта тенденция, проявившая себя в начале 1980-х годов, выражалась фразой «ненависть к школе», но исследованием от 1998 г. Министерство просвещения и науки Японии установило, что явление прогулов приобрело небывалые массовость и широту. Тогда прежнее жесткое его обозначение было заменено на более мягкое - «непосещение школы» («футо:ко:»), что заново определило ученика с данной проблемой как «находящегося в ситуации нежелания (невозможности) посещать образовательное учреждение в силу психологических, чувственных, физических или общественных причин». Процент их год от года возрастал с 1980-х; количество учеников, отсутствовавших в школе более 30 дней в году, в 2003 г. составило более 24 тыс. в младших классах и более 100 тыс. в средних2. К 2005 г. эти цифры уменьшились. Необходимо отметить, что вначале проблему боязни школы (т.н. фобию) связывали с психологическими или неврологическими отклонениями того или иного ребенка, но с недавних пор ее стали рассматривать в связи с особенностями устройства школы, семьи, общества.

Закон 1947 г. предписывал систему обязательного девятилетнего образования (6 классов начальной и 3 средней школы); ее особенностью было обеспечение единого уровня по стране относительно программ, деления школ по районам, безвозмездности, доступности, рамок учебного руководства и т.д.3 Однако на рубеже веков ее стали критиковать за абсолютную унификацию; и акцент был смещен в сторону такого образования, которое соответствовало бы индивидуальности и способностям ребенка, где поощрялось бы участие в школьной деятельности всех желающих оказать

помощь, а также местных жителей, особо отмечалась эффективность муниципальных школ и ясность преподавания.

В связи с этим начали осуществляться реформы. Показательными примерами их проведения явились: учреждение школ объединенного среднего и старшего образования, гибкость их деления по районам проживания учащихся, введение выборной системы образовательного учреждения и углубленного изучения предмета, появление школ во главе с муниципальным ведомством, снятие запрета на их регистрацию акционерными компаниями и некоммерческими организациями в специальных реорганизационных районах.

Более того, с мая 2004 г. Центральный комитет по образованию, в связи с получением письма-указания от министра просвещения и науки Ацуко Тоояма «О мерах продвижения реформ младшей и средней школ», проводил обсуждения об увеличении сроков и облегчении процедуры поступления в школу, разнообразных способах межшкольного сотрудничества. Кроме того, в сентябре 2004 г. министр просвещения и науки Такэо Кавамура издал «График хода реформ обязательного образования», также называемый «Планом Кавамура». Основными его критериями явились: придание гибкости системе обязательного образования, подразумевающее объединение младших и средних классов и введение института повторного курса обучения (соответственно, исключение провала на экзамене и строгой учебной программы) для прояснения конечной цели обучения и причины его застоя. Исправленный закон на основе этого плана включает положения о подвижности возрастных рамок для поступления в школу и изменении сроков обучения.

В рамках образовательных реформ также актуальны были дискуссии о приобретении, скорее, практических, нежели теоретических знаний. Так, профессор Токийского университета Син’ити Итикава (специальность - образовательная психология) указывает на следующий недостаток действующей системы обучения: «Несмотря на значительный рост числа поступающих в вузы, лекции по-прежнему ориентированы на воспитание узкоориентированных исследователей, что не соответствует потребности сегодняшних студентов в практических знаниях»4.

В целях исправления ситуации на фоне развития процессов интернационализации и глобализации предпринимаются попытки к улучшению качества преподавания английского языка. С 1987 г. в муниципальных средних и старших школах была установлена должность ассистента преподавателя, на которую назначается носитель языка5. Система обучения в команде с преподавателем японцем способствует развитию разговорных навыков и обогащению опыта учеников от соприкосновения с чужеродной культурой. Возрастает количество университетов, где на вступительном экзамене по языку проводится аудирование. Более того, с учетом мнений преподавателей английского языка, а также утвержденного в июне 2002 г. кабинетом министров «Основного курса управления экономикой и финансами и структурных реформ 2002», в марте 2003 г. Министерство просвещения и науки одобрило «План действий по воспитанию “японцев, владеющих английским языком”». Его цель сводится к тому, что ученики средних и старших классов после окончания школы должны уметь вести диалог, а покинувшие стены университета студенты - использовать английский язык в работе.

Для решения поставленной задачи планировалось организовать к 2004 г. 50, а к 2005 - до 100 трехгодичных Высших школ с углубленным изучением английского языка, где важнейшая роль отводилась бы ассистентам - носителям языка с максимальным сроком преподавания пять лет, а лучшие из них принимались бы на постоянную работу. Данный план был выполнен соответственно на 76% и 68%, причем объектами для нововведения стали как государственные, так и частные образовательные учреждения. К 2006 г. дополнительно открылись 34 подобные школы; таким образом, общее их число составило 1026. Важнейшими этапами реформирования также являются организация учебных стажировок старшеклассников за рубежом, введение с 2006 г. аудирования на централизованном вступительном экзамене в университет, тестирование по системам TOEFL, TOIEC и другие меры.

Примечательно, что современная японская молодежь со своей стороны стремится к самостоятельному приобретению требуемых навыков. Согласно исследованию Министерства просвещения и науки в 2003 г. количество студентов после окончания университета и краткосрочных курсов, проходящих переобучение в специальных школах, составляет 25 971 чел. За последние пять лет этот показатель вырос на 30%. На оборотной стороне желания «приобрести профессию» есть «ясное осознание молодыми людьми, чье детство пришлось на времена с неблагоприятной конъюнктурой рынка, необходимости овладевать особыми навыками с учетом собственных интересов и нужд общества»7.

Интересен пример студента Кавабата (23 года), с которым автору удалось познакомиться в Японии. Он обучается в университете города Осака. Учится на втором курсе уже третий год, платит за учебу из денег, присылаемых родителями (100 тыс. иен), зарабатывает сам (120 тыс. иен). Случается, что не хватает денег даже на еду - тогда он голодает, зато «в день зарплаты ощущает полное счастье». Посещал разные кружки при университете, пока не остановился на «Соул акт», обучающем исполнению афроамериканских песен. Считает, что нашел «свое» занятие - это игра на гитаре и сочинение песен; самостоятельно записывает диски, бродит по улицам в поиске тех, кто владеет различными инструментами. Мечтает «создать свой ансамбль, счастлив тем, что нашел любимое дело, ведь так немногим это удается». Родители недовольны его вечным положением студента, однако он, по возможности, хочет продлить это время, потому что только в студенческие годы имеет шанс воплотить свои мечты в реальность. На первом курсе был неделю в Канаде. После окончания университета мечтает вновь побывать за границей, прежде всего, в Лондоне, потому что там силен рок, и продолжить занятия своими увлечениями. Впоследствии планирует остепениться и стать преподавателем английского языка в университете. Главное, считает он, не потерять «вкус к жизни», ведь «общаться с людьми и наблюдать их

- это так интересно!»

В качестве реформаторских шагов, предпринятых по отношению к высшему образованию, стоит отметить Программу XXI в. «Научно-обра-зовательный пункт мирового масштаба» СОЕ (Center of excellence), провозглашенную в рамках плана Тоояма в 2002 г. и поставившую своей целью создание научно-образовательных органов на высшем мировом уровне8.

Объектом данной Программы стали специализации частных и государственных университетов, предлагающих докторский курс аспирантуры. В 11 различных областях за стандарт отбирались около 25 реальных достижений в научно-образовательной деятельности, концепций университета будущего, осуществленных возможностей и блестящих решений исследовательских программ, и, как правило, в течение пяти лет они ежегодно поощрялись в размере 100-500 млн. иен. Так, в 2002 г. по пяти областям

- обществоведение; химия и материаловедение; информатика, электротехника и электроника; гуманитарные науки; новые междисциплинарные комплексные науки было выдано 113 грантов 50 университетам. В 2003 г. по областям - медицина, математика, физика, геонауки, механика, строительство, архитектура и прочие инженерные науки, новые междисциплинарные комплексные науки - было распределено 133 гранта 56 университетам, а в 2004 г. - 28 грантов 24 университетам в революционных научных областях. Соответственно, каждый год на эти средства выделялось в целом 16,7 млрд., 15,8 млрд. и 3,1 млрд. иен.

Для поддержки образования в вузах, имеющих какую-либо отличительную особенность, важно отметить также Программу 2003 г., предусматривавшую повышение качества и эффективности университетского образования путем отбора и обнародования лучших достижений учебных заведений, их финансовой поддержки и вместе с тем широкого представления в обществе. В первый год действия Программы было утверждено 80 инноваций, во второй - 56 (из них 11 - общего характера, 17 - по повышению эффективности учебного процесса, 11 - улучшению методики преподавания, 7 - поддержке обучения и кружковой деятельности студентов, 12 - взаимодействию университета с районом). В сравнении с Программой XXI в. СОЕ она зовется COL (Center of Learning).

Таким образом, японское правительство всячески содействовало постановке национального образования на качественно иной уровень. В марте 2003 г. Центральный совет по образованию в ответ на запрос министра просвещения и науки от ноября 2001 г. представил доклад «Об основном законе об образовании, отвечающем духу времени, и существовании базисного плана поощрения образования». Выделялись следующие направления для реформирования9.

1. «Общественный дух», моральность, уважение к японским традициям и культуре, воспитание души, любящей родину и страну.

2. Развитие индивидуальности, способностей и воображения, ответственность семьи в образовании и роль семейного образования.

3. Принцип обучения в течение всей жизни, вклад в общество путем совместного участия мужчин и женщин, идея провести соответствие согласно эпохальным и общественным изменениям.

Приняв данный доклад в июне 2004 г., «Комитет по поправкам основного Закона об образовании» от правящей партии обнародовал «Промежуточный доклад относительно пунктов и содержания, обязательных для включения в основной Закон об образовании». В нем, в частности, указывалось, что исправленный законопроект следует передать правительству на рассмотрение, а к трем перечисленным пунктам добавить следующий - редакционного порядка.

4. В 10-й статье ныне действующего закона заменить подлежащее «образование» на «учебная администрация» и далее: «...осуществляется, при этом исключается незаконное руководство».

Однако в отношении указанных пунктов была высказана критика, а именно.

1. Угроза нейтральности образования, опасность вмешательства в содержание об образовании государственных и идейных принципов.

2. Возможность усиления и узаконивания дискриминации в предоставлении шансов на получение образования ввиду его реорганизации по элитному принципу согласно семейной обстановке и т.д.

3. Как уже ясно из действующих законов и имеющих отношение к поощрению образования, а также по тому, как продвигаются различные политические курсы, данный пункт вполне осуществим и без специального внесения в новый закон.

4. При отстранении учебной администрации от «незаконного руководства» еще менее весомой будет необходимость в «поправках»10.

Таким образом, данный законопроект вызвал новую волну критики. После длительных обсуждений 22 декабря 2006 г. был принят окончательный вариант документа. В отличие от прежнего он включает положение о патриотизме, особая роль отводится самообразованию, детскому образованию и обучению на протяжении всей жизни, а также совместным усилиям семьи, местных жителей в продвижении учебного процесса.

Новый закон говорит не об обязательном образовании, а об обязательстве покровителя направить ребенка школьного возраста (от 6 до 14 лет) в учебное заведение11.

Получается, что нежелание ребенка посещать школу не является нарушением его или ответственного лица при условии, что шанс на получение образования был предоставлен.

Относительно прежней 10-й статьи было принято решение не изменять заявленную фразу.

Безусловно, новый закон не решил все противоречия и находит как сторонников, считающих его еще одним шагом на пути к нормализации образовательного процесса, так и противников, расценивающих его как предварительный этап внесения поправок к Конституции.

Как бы то ни было, японское правительство предприняло попытку согласовать закон с теми изменениями, которые претерпело общество за последние 60 лет, и в этом несомненный положительный результат его принятия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Hiroshi Sekiguchi. Hikikomorito futo: ко:. Kokorono ido wo horn toki (Проблема затворничества и непосещения школы - погружаясь в душевный колодец) / Sekiguchi Hiroshi. - Tokyo: Ko:dansha, 2003. С. 120.

2 Там же. С. 121.

3 Hidenori Fujita. Kyouiku (Образование) // Kurashini yakudatsu imidas techou (Ежегодный сборник «Имидас»), Tokyo: Shuueisha, 2005. С. 681.

4 Jenere:shon “Y”. Nihonwo kaeru aratana sedai (Поколение “Y”. Молодые, которые изме-

нятЯпонию) / Tokyo: Nihon keizai shinbunsha, 2005. C. 34.

5 Hidenori Fujita. Kyouiku... C. 688.

6 Super English Language Eligh School (Высшая школа с углубленным изучением английского языка) // http://ja.wikipedia.org/wiki/ (Доступ на 09.05.2007)

7 Jenere:shon“Y”... С. 34.

8 Etidenori Fujita. Kyouiku... С. 683.

9 Там же. С. 684.

10 Там же. С. 684.

11 Kyouiku kihonhou (Основной закон об образовании) // http://ja.wikipedia.org/wiki/ (Доступ на 10.05.2007)

Cvgeniija V. Chertushkina

Educational Reforms in modern Society of Japan

This paper deals with recent educational reforms in Japan caused by many reasons of internal and external character. The Japanese government had to pass a new education law in December, 22, 2006 that would meet requirements of great social changes that had happened in Japan since 1947. The number of people getting education has considerably increased and what is most important - the role of good education in public hierarchy has also increased to a great extent. Nevertheless, the problems of mass character affected by the old education system (mockeries “izime” at school, the problem of poor school attendance “futo:ko:”, etc.) still remained unsettled. All these internal and some other external factors, coming from the western world (processes of internationalization, globalization of education, etc.), made a great impact on the old Japanese education system turning it from narrowly specialized to well-acknowledged standards in public rank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.