Лим С.Ч.
ЯПОНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТУЗЕМНОГО (АЙНСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ И ЯПОНО-РОССИЙСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.
К середине XIX в., когда Россия активизировала действия по закреплению своих позиций на Дальнем Востоке, японский сегунат предпринял первые шаги по японизации айнов - в первую очередь ввел буддизм. Первоначально ассимиляция проходила умеренно, через так называемое «заботливое воспитание» туземного населения. Но уже после обмена в 1875 г. Южного Сахалина на Курильские острова началась планомерная деятельность, направленная на полное подчинение аборигенов Курильских островов и Хоккайдо.
В некоторой степени это было связано с неприятным для японского правительства открытием русского влияния на северокурильских, а также и на сахалинских айнов. Но курильские айны оказались более восприимчивы к русской культуре и православному христианству. Они почти все были крещеные и носили русские имена. Разговаривать с ними приходилось через переводчиков. Чтобы отдалить их от России, в 1875 г. японцы увезли с собой на Хоккайдо 841 сахалинского айна, а в 1884 г. 94 северокурильских айна были переселены поближе к Хоккайдо, на остров Шикотан [7, С.99].
Стремясь воспрепятствовать русскому влиянию на аборигенов, Япония сделала первые шаги в организации школ для туземных детей. Привезенных сахалинских айнов поселили недалеко от порта Отару, ныне г. Эбетцу, старались приучить к ведению земледельческого хозяйства. Там была построена первая айнская школа [7, С.92-99]. К 1886 г. на всем Хоккайдо 9,9 % айнов школьного возраста посещали школы разного типа, в 1888 г. - 8,6 % [9, С.285].
До создания государственных айнских школ на Хоккайдо существовали школы, возникавшие по инициативе частных лиц. Известны воскресные школы при англиканской церкви, которые создал английский миссионер Дж. Бэчелор. Он оставил заметный след в жизни и истории айнов. Впервые английский миссионер приехал в Японию в 1876 г., затем - в 1887 г. и жил на Хоккайдо до 1924 г. За этот период он выезжал оттуда всего лишь три раза и то на очень короткое время. Дж. Бэчелор приложил огромные усилия для просвещения и христианизации хоккайдских туземцев, но в его деятельности все же преобладало исследование культуры айнов. Он был ученым, внес большой вклад в изучение айнского фольклора и языка. И сегодня громадное значение имеет его основной труд «Айно-англо-японский словарь», который впервые был опубликован в 1889 г. а затем неоднократно переиздавался [6].
Особенно известной была воскресная школа, созданная Дж. Бэчелором в Хиратори, где он обучал детей айнскому языку, поставленному на латиницу. Его деятельность и сочувствие к маленькому народу создавали определенные трудности для японского правительства, особенно для чиновников Хоккайдо, придерживавшихся жесткой политики ассимиляции. Примером популярности Дж. Бэчелора является то, что в частных школах Сираой не было айнских детей, а в его воскресной школе в 1900 г. училось 27 айнов.
Он ездил по всему Хоккайдо с проповедями, чем мог, помогал туземцам. Так, в 1882 г. в Саппоро создал медицинский пункт для айнов. Японские власти предпринимали всевозможные действия, направленные против его миссии, и постепенно одни воскресные школы были ликвидированы, другие - подведены под статус «попечительских школ» [9, С.299, 320]. В общем, происходило то же, что и в отношении всех миссионерских школ по всей Японии, которые были поставлены под строгий контроль Министерства образования.
Айнских детей, повседневное общение которых происходило на родном языке, принуждали разговаривать в школе на чужом для них языке. Японских учителей, владевших айнским языком, было мало. Более того, впоследствии незнание этого языка стало главным условием при назначении учителей в туземные школы. Поэтому в памяти айнов надолго сохранились те немногие учителя, которые в общении с айнами говорили на их языке. Например, Содзабуро Окоти, долго живший среди айнов на Карафуто (Южный Сахалин) и знавший их язык. Окоти совмещал врачебную деятельность с учительской, и порой случалось, что занятия на время прекращались из-за прихода больного. Сохранилась память и об учителе, который жил на Шикотане и знал русский язык [9, С.287-288].
Начало формирования туземной системы образования в Японии следует связывать с законом 1899 г. под № 29 «О покровительстве аборигенов в Хоккайдо». По этому закону планировалось в течение десяти лет создать на Хоккайдо двадцать одну туземную школу [7, С.92].
Но поселения айнов отличались малочисленностью и отдаленностью друг от друга. Охота и рыболовство, которые обеспечивали им жизнь, требовали обширных пространств вокруг поселений. Вот как пишет об этом Дж. Бэчелор: «Когда население становится таким большим, что окружающие земли и реки не смогут поддержать людей... глава общины выбирает место, и люди переселяются» [6, С.14].
Из этого затруднения японские власти нашли простой для них, но мучительный для айнов выход: насильственно объединяя людей, власти переселяли их в одно из айнских поселений или даже на новое место. Принудительные поселения организовывались без учета особенностей жизни и деятельности туземцев (были очень скученными). Жилища в них строили по японскому традиционному образцу, приспособленному к южному климату. Айнам в них было холодно, и они сооружали рядом свои камышовые дома (тисэ), в которых было намного теплее в условиях сурового климата Хоккайдо [10, С.207].
«Регламент об образовании туземцев» - закон, принятый 31 марта 1901 г., - требовал более целенаправленной деятельности японского правительства по формированию школьной системы на Хоккайдо. Основные положения этого закона предполагали, во-первых, искоренение айнского языка и традиций. А во-вторых, определяли содержание учебных программ, упрощенное по сравнению с программами в японских школах. Сокращенное и упрощенное содержание обучения вроде бы не создавало айнским детям препятствий для продолжения обучения в последующих ступенях школы, но фактически это полностью закрывало им туда доступ из-за трудностей, связанных с экзаменами, и полной финансовой несостоятельности айнских семей [7, С.96].
В 1908 г. обучение айнских детей в начальной школе было продлено до 6 лет, но в 1917 г. опять сокращено до 4 лет. Продолжалось это до 1922 г., когда снова вернулись к шестилетнему начальному образованию. В период с 1908 г. по 1917 г. в процессе перехода
к шестилетнему образованию добавили такие предметы, как японская история, география и естествознание. Давались разъяснения, что на уроках по естествознанию надо делать упор на изучение основ земледелия, морского и речного промыслов [7, С.96].
По существу, содержание школьных занятий должно было носить практический характер, подготавливать айнских детей к будущей жизни по японскому образцу. На уроках по истории Японии большое место уделялось темам добродетели и добронравия. Что касается географии Японии, то в утвержденном правительством учебнике не говорилось о карательной экспедиции против айнов в Эдзо и его захвате. В губернаторстве понимали, что это будет не очень-то приятно для аборигенов Хоккайдо [10, С.219].
Значительное влияние на организацию и содержание туземного образования оказали взгляды Иватани Эйтаро, который работал учителем и директором в школах Хоккайдо с 1873 до 1914 г. Он занимался научным исследованием жизни айнов с точки зрения возможностей их обучения, им были опубликованы статьи «Сокращение числа айнов» (1891 г.), «Методика обучения айнов» (1892 г.), а также книга «Подходы к айнскому образованию» (1893 г.), написанная совместно с Хида Катамаса. В последней работе анализировалось христианское просвещение, имевшее в то время большое влияние на айнов. Иватани предлагал устраивать айнскую школу по образцу специальных школ для слепоглухонемых и школ для детей-инвалидов. В то время существовало мнение, что айны - антропологически прирожденные невежды. Но говоря о методах обучения в спецшколах, Иватани отмечал ценность используемого при обучении индивидуального подхода. Он выступал против европеизации аборигенов Хоккайдо, в первую очередь против миссионерской деятельности Дж. Бэчелора, говоря, что айны - часть японского народа. Он писал, что из них могут выжить самые приспособленные, имея в виду японизированных айнов. По этому поводу автор статьи об Иватани Э. замечает, что айнов принудительно японизиро-вали, но их не считали составной частью японского народа [11, С.79-83].
С 1919 г. по 1922 г. на Хоккайдо уже были созданы двадцать две начальные школы. К 1917 г. их количество сократилось, что было связано с резким уменьшением численности населения айнов. 1912-1916 гг. были отмечены высокой смертностью среди аборигенов - до 25 %, в то время как по всему Хоккайдо смертность составляла 7,5 % [10, С.206].
Туземные школы находились на бюджете государства и губернаторства. Так, по решению губернаторства № 4 от 20 января 1904 г. «Об устройстве туземного образования» определялась основная сумма расходов на возведение школьного здания примерно в пределах 100 иен. Этой суммы явно не хватало, поэтому с айнов собирали взнос на строительство школы, а затем использовали их в качестве рабочей силы. Экономили на зарплате учителей. Платили им по самому низкому рангу, по 12-16 иен в месяц. В годы русско-японской войны из-за увеличения военных расходов субсидии на школы сократились. Например, в 1904 г. в школе Анэтя сумма выделяемых денег составили 407 иен, а к 1905 г. ее сократили до 198 иен. В целом сумма выделяемых на туземные школы денег уменьшилась с 6303 иен до 2 801 иены [10, С.222].
Таким образом, в первые десятилетия ХХ века в Японии, на Хоккайдо была со-здана система образования, точнее, система начального образования, направленная на дальнейшую ассимиляцию аборигенов - айнов.
Организация туземного образования в Карафуто (Южный Сахалин) 1906-1945 гг.
1 августа 1905 г., сразу же после капитуляции защитников Сахалина, японцы установили военное правление над всем островом, центром выбрали Александровск. Но условия Портсмутского договора 5 сентября 1905 г. заставили Японию уйти за 50-ю параллель на юг. Первоначально административным центром был п. Корсаков, переименованный ими в Отомари, затем, с 1908 г. центром губернаторства Карафуто (образованного в 1907 г.) становится город Тоёхара (Владимировка - сегодня Южно-Сахалинск).
Период правления Японии с 1905 г. по 1945 г. на территории Южного Сахалина характеризуется активным процессом колонизации, который вызывал у российских современников невольные чувства уважения к японцам и горечи из-за политики царского правительства на Сахалине в предшествующее время.
Ф. Купчинский, побывавший в Карафуто, пишет: «Нам остается только восхищаться той жизнью, что кипит теперь на японском Сахалине. Проведены железные дороги там, где непролазные болота мешали и беглому каторжнику пробить себе путь к свободе.
Русские тюрьмы наши и здания поселений и всяких исправительных и карательных учреждений сменились поселками мирных хлебопашцев, которых правительство обставило, возможно, лучше, дав все средства, субсидии, кредиты и проч.
В горах идет разработка руд, ископаемых и минералов. Растут заводы, фабрики. Нарождается правильное лесное хозяйство» [3, С.230].
С ростом численности японского населения острова быстро росло количество начальных школ и к 1935 г. уже насчитывалось 210 школ с 985 классами, 1 046 учителями и с числом учащихся, достигшим 43 495 человек [1]. В условиях северной глубинки добились, как и во всей Японии, высокой посещаемости школ. В 1921 г. детей школьного возраста было 14 848, а посещало 14 717 детей, то есть почти 99 % [1].
Организованные начальные школы, а точнее, как сами японцы называли, учебные пункты для детей туземного населения, давали начальное образование низшей ступени, в них обучали грамоте. Это связано с политикой японских правящих кругов, взявших с конца Х1Х в. курс на ассимиляцию айнского народа на Хоккайдо и позднее в Карафуто (ставшим частью губернаторства Хоккайдо).
Когда в 1905 г. на Сахалин пришли японцы, они привезли с собой часть айнов, увезенных ими в 1875 г. на Хоккайдо. В 1907 г. на Южном Сахалине было 162 дома айнов, в которых жили 940 мужчин, 595 женщин, а всего - 1535 человек. Несоответствие между числом мужчин и числом женщин объясняется тем, что с Хоккайдо в основном приезжали айнские мужчины. Только после того, как они устраивались на новом месте, к ним приезжали их семьи, и число женщин соответственно увеличивалось. Но айны продолжали вымирать и по данным японских статических отчетов к 1935 г. всего айнов было 1508 человек, к 1940 г. - 1254 человека [5, С.25-26].
Аборигены проживали в небольших селениях на восточном и западном побережьях Сахалина. В 1908 г. в четырех селениях айнов западного побережья были организованы школки типа теракоя времен феодализма. К 1912 г. на восточном побережье появились пять туземных школ (Отихо, Тарайка, Касихо, Нитой, Сирахама) и четыре - на западном (Тарандомари, Тирай, Ноботомицу, Осигэсира) [8, С.220].
Епископ Сергий так описывает одну из них в Маука: «Собрано детей 12, обучать их пожелал бонза секты Зен (Дзэн. - С. Л.), школку устроил в своей квартирке... Детей я
спрашивал читать по-японски "Току-хон'ам": читают бойко, а старшие и с иероглифами справляются...
Итак... но вывод грустен... Мы в свое время и русских-то не обучили русской грамоте... Где уж нам браться за айну! ...И оставались они "нетронутыми" со своей безграмотностью, со своими суевериями...
А вот бонзы уже обучают деток айну японской грамоте... И скоро-скоро все айну заговорят по-японски... А раз учатся при кумирнях, да еще - у бонзы, безусловно, и замолятся по-японски, по-буддийски. Горький вывод... Но безошибочный!» [4, С.132].
Официальные статистические данные по школам для туземцев нам известны с 1916 г., при этом в них не указано, дети каких народностей там обучались, так как они просто назывались общим словом «туземцы», куда включались айны, гиляки (так называли нивхов) и орочоны. Так, в 1916 г. было 11 учебных пунктов, где обучались 202 ребенка аборигенов (109 мальчиков и 93 девочки) у 12 учителей. Затем число этих школ сокращается, хотя число детей увеличилось, например, в 1930 г. было всего 6 школ с 8 учителями, где училось 236 учеников [1].
В 1933 г. три учебных пункта для детей аборигенов становятся муниципальными начальными школами, к 1936 г. осталась только одна школа в Сисука для айнских детей [2; 8, С.221].
К этому времени процесс ассимиляции туземцев почти закончился, все они уже говорили по-японски и знали японскую грамоту. Поэтому с 1 апреля 1933 г. дети айнов, которые получили по японским законам запись (типа посемейной записи - аналог прописки в нашей жизни) по постоянному месту жительства, уже должны были ходить в муниципальные школы наравне с японскими детьми. То есть японское правительство предоставило айнам права граждан Японии [8, С.225]. «Учрежденные японцами специальные народные училища среди айнов... в самой сильной... степени способствовали японизации подрастающего поколения... Быт айнов приобретал общеяпонский характер. Официальная миссия японского национального религиозного культа (синтоизм) обращала айнов свое лоно. От проповедников синтоизма не отставали и буддисты. Все вместе оттесняли самобытные религиозные представления айнов... В лучшем случае у айнов возникали особые религиозные представления, стоявшие на почве искусственно созданного религиозного синкретизма и эклектизма. Наконец, подавляющее окружение айнов японцами заставило последних перейти на японскую речь» [5, С.119-120].
Итак, если говорить о системе туземного образования в Японии второй половины Х1Х в. и первых десятилетий ХХ в., то нужно иметь в виду, что речь идет только об усеченном начальном образовании как по срокам обучения (4 года вместо принятых по Японии 6 лет), так и по содержанию (не обучали таким предметам, как история, география, естествознание и рисование). Такая программа обучения не отвечала в полной мере задачам просвещения аборигенов, она являлась реализацией политики ассимиляции айнов. Однако, поставив задачу просвещения айнского народа, японское правительство стремилось к его ассимиляции, уничтожению туземной культуры и насаждению японских обычаев и языка.
По мнению ряда японских исследователей, подоплекой такой политики Японии в конце XIX в. было соперничество с Россией на Дальнем Востоке - на Сахалине и Куриль-
ских островах. Айны, когда-то населявшие значительную часть Японских островов, к тому времени являлись аборигенами только Хоккайдо, Сахалина и Курил. Это противоборство Японии и России на Дальнем Востоке трагически отразилось на истории маленького народа айнов, поставило под вопрос сохранение их как этноса.
Ссылка на грант: Исследование выполнено при поддержке Научного фонда ДВФУ, проект №14-08-05-36_и.
Литература
1. ГАСО (Государственный архив Сахалинской области). Ф.1170. Оп. 1. Д. 31. Л. 33.
2. ГАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Д. 39. Л. 1477;
3. Купчинский, Ф. Новая Япония. СПб.: Посев, 1911. 264 с.
4. Епископ Сергий. На Южном Сахалине. Из путевых заметок.// Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск , 1991, № 1. C.33-141.
5. Материалы исследований Б.А.Жеребцова по этнографии айнов Южного Сахалина. 1946-1948 гг. - Южно-Сахалинск, Сахалинский областной краеведческий музей, 1988. 139 с.
6. Batchelor, J. An Ainu - English - Japanese dictionary. Preface by his Excellency. Marguis Yoshichika Tokugawa. - Tokyo, Kyobunkan, 1926. 145 р.
7. "Ainu kyoiku shi". Kyoiku shi gakkai korokiumu. /"Ainu kyoiku shi" no kiroku. Айну кёику си. 1987 Материалы коллоквиума научного общества истории педагогики. История айнского образования. 2-3 октября 1987 г. - Саппоро, Хоккайдский университет, 1987. C.89-134.
8. Karafuto kyoiku hattatsu si. Tokyo, Karafuto kyoiku kan, 1936. - 454 p. 1936. 454 p. (История развития народного образования в Карафуто).
9. Ogawa, Masahito. "Ainu gakko" no setti to "Hokkaido kyudojin hogoho". //"Kyudojin kyoiku kitei" no seiritsu. Sapporo, Hokkaido University, №55, 1991. C. 258-325. Устройство айнских школ и установление "Закона о покровительстве туземцев", Предписания об образовании детей туземцев". - Саппоро: Хоккайдский университет.
10. Ogawa, Masahito. "Hokkaido kyudojin hogoho". //"Kyudojin jido kyoiku kitei" sita no ainu gakko. - Sapporo, Hokkaido University, 1992, №58, P.197-266. "Устройство айнских школ и установление "Закона о покровительстве туземцев","Предписаний об образовании детей туземцев".
11.Takegahara, Yukio. Iwatani Eitaro to ainu kyoiku. Meiji ainu kyoiku syoshi. Иватани Эйтаро и айнское образование. Краткая история айнского образования в эпоху Мэйдзи. // "Гэнго" (Языкознание), 1985, №5. С.79-83.