Научная статья на тему 'Японская государственная политика в организации системы туземного (айнского) образования и японо-российское соперничество на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начало XX вв. '

Японская государственная политика в организации системы туземного (айнского) образования и японо-российское соперничество на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начало XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
593
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙНЫ ЯПОНИИ / THE SECRETS OF JAPAN / СИСТЕМА ТУЗЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE SYSTEM OF NATIVE EDUCATION / АССИМИЛЯЦИЯ / ASSIMILATION / РОССИЯ И ЯПОНИЯ / RUSSIA AND JAPAN / САХАЛИН / SAKHALIN / КАРАФУТО / KARAFUTO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лим Софья Чунуновна

Образование имеет огромное значение для развития любого народа. Приобщение малочисленных народов к культуре и образованию больших народов помогло бы им обогатиться как духовно, так и суметь выжить в условиях современного общества. Однако, поставив задачу просвещения айнского народа, проживавшего на территории Хоккайдо, Карафуто (Южного Сахалина), японское правительство стремилось к его ассимиляции, уничтожению туземной культуры и насаждению японских обычаев и языка. Причиной такой политики Японии в конце XIX в. было соперничество с Россией в экспансии на Дальнем Востоке на Сахалине и Курильских островах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAPANESE GOVERNMENTAL POLICY IN THE ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF THE NATIVE (AINU) EDUCATION AND JAPANESE-RUSSIAN RIVALRY IN THE FAR EAST DURING THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

Education is very important for the development of any nation. An introduction of Aboriginal peoples with culture and education of large nations would help them to enrich themselves both spiritually and be able to survive in modern society. However, the task of giving the education for the Ainu people, who lived in Hokkaido, Karafuto (Southern Sakhalin), the Japanese government aspired to assimilate aboriginal people, to destruct indigenous culture and to plant Japanese customs and language. The reason for this policy of Japan at the end of the XIX century. was competing with Russia for expansion in the Far East in Sakhalin and the Kuril Islands.

Текст научной работы на тему «Японская государственная политика в организации системы туземного (айнского) образования и японо-российское соперничество на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начало XX вв. »

Лим С.Ч.

ЯПОНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТУЗЕМНОГО (АЙНСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ И ЯПОНО-РОССИЙСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.

К середине XIX в., когда Россия активизировала действия по закреплению своих позиций на Дальнем Востоке, японский сегунат предпринял первые шаги по японизации айнов - в первую очередь ввел буддизм. Первоначально ассимиляция проходила умеренно, через так называемое «заботливое воспитание» туземного населения. Но уже после обмена в 1875 г. Южного Сахалина на Курильские острова началась планомерная деятельность, направленная на полное подчинение аборигенов Курильских островов и Хоккайдо.

В некоторой степени это было связано с неприятным для японского правительства открытием русского влияния на северокурильских, а также и на сахалинских айнов. Но курильские айны оказались более восприимчивы к русской культуре и православному христианству. Они почти все были крещеные и носили русские имена. Разговаривать с ними приходилось через переводчиков. Чтобы отдалить их от России, в 1875 г. японцы увезли с собой на Хоккайдо 841 сахалинского айна, а в 1884 г. 94 северокурильских айна были переселены поближе к Хоккайдо, на остров Шикотан [7, С.99].

Стремясь воспрепятствовать русскому влиянию на аборигенов, Япония сделала первые шаги в организации школ для туземных детей. Привезенных сахалинских айнов поселили недалеко от порта Отару, ныне г. Эбетцу, старались приучить к ведению земледельческого хозяйства. Там была построена первая айнская школа [7, С.92-99]. К 1886 г. на всем Хоккайдо 9,9 % айнов школьного возраста посещали школы разного типа, в 1888 г. - 8,6 % [9, С.285].

До создания государственных айнских школ на Хоккайдо существовали школы, возникавшие по инициативе частных лиц. Известны воскресные школы при англиканской церкви, которые создал английский миссионер Дж. Бэчелор. Он оставил заметный след в жизни и истории айнов. Впервые английский миссионер приехал в Японию в 1876 г., затем - в 1887 г. и жил на Хоккайдо до 1924 г. За этот период он выезжал оттуда всего лишь три раза и то на очень короткое время. Дж. Бэчелор приложил огромные усилия для просвещения и христианизации хоккайдских туземцев, но в его деятельности все же преобладало исследование культуры айнов. Он был ученым, внес большой вклад в изучение айнского фольклора и языка. И сегодня громадное значение имеет его основной труд «Айно-англо-японский словарь», который впервые был опубликован в 1889 г. а затем неоднократно переиздавался [6].

Особенно известной была воскресная школа, созданная Дж. Бэчелором в Хиратори, где он обучал детей айнскому языку, поставленному на латиницу. Его деятельность и сочувствие к маленькому народу создавали определенные трудности для японского правительства, особенно для чиновников Хоккайдо, придерживавшихся жесткой политики ассимиляции. Примером популярности Дж. Бэчелора является то, что в частных школах Сираой не было айнских детей, а в его воскресной школе в 1900 г. училось 27 айнов.

Он ездил по всему Хоккайдо с проповедями, чем мог, помогал туземцам. Так, в 1882 г. в Саппоро создал медицинский пункт для айнов. Японские власти предпринимали всевозможные действия, направленные против его миссии, и постепенно одни воскресные школы были ликвидированы, другие - подведены под статус «попечительских школ» [9, С.299, 320]. В общем, происходило то же, что и в отношении всех миссионерских школ по всей Японии, которые были поставлены под строгий контроль Министерства образования.

Айнских детей, повседневное общение которых происходило на родном языке, принуждали разговаривать в школе на чужом для них языке. Японских учителей, владевших айнским языком, было мало. Более того, впоследствии незнание этого языка стало главным условием при назначении учителей в туземные школы. Поэтому в памяти айнов надолго сохранились те немногие учителя, которые в общении с айнами говорили на их языке. Например, Содзабуро Окоти, долго живший среди айнов на Карафуто (Южный Сахалин) и знавший их язык. Окоти совмещал врачебную деятельность с учительской, и порой случалось, что занятия на время прекращались из-за прихода больного. Сохранилась память и об учителе, который жил на Шикотане и знал русский язык [9, С.287-288].

Начало формирования туземной системы образования в Японии следует связывать с законом 1899 г. под № 29 «О покровительстве аборигенов в Хоккайдо». По этому закону планировалось в течение десяти лет создать на Хоккайдо двадцать одну туземную школу [7, С.92].

Но поселения айнов отличались малочисленностью и отдаленностью друг от друга. Охота и рыболовство, которые обеспечивали им жизнь, требовали обширных пространств вокруг поселений. Вот как пишет об этом Дж. Бэчелор: «Когда население становится таким большим, что окружающие земли и реки не смогут поддержать людей... глава общины выбирает место, и люди переселяются» [6, С.14].

Из этого затруднения японские власти нашли простой для них, но мучительный для айнов выход: насильственно объединяя людей, власти переселяли их в одно из айнских поселений или даже на новое место. Принудительные поселения организовывались без учета особенностей жизни и деятельности туземцев (были очень скученными). Жилища в них строили по японскому традиционному образцу, приспособленному к южному климату. Айнам в них было холодно, и они сооружали рядом свои камышовые дома (тисэ), в которых было намного теплее в условиях сурового климата Хоккайдо [10, С.207].

«Регламент об образовании туземцев» - закон, принятый 31 марта 1901 г., - требовал более целенаправленной деятельности японского правительства по формированию школьной системы на Хоккайдо. Основные положения этого закона предполагали, во-первых, искоренение айнского языка и традиций. А во-вторых, определяли содержание учебных программ, упрощенное по сравнению с программами в японских школах. Сокращенное и упрощенное содержание обучения вроде бы не создавало айнским детям препятствий для продолжения обучения в последующих ступенях школы, но фактически это полностью закрывало им туда доступ из-за трудностей, связанных с экзаменами, и полной финансовой несостоятельности айнских семей [7, С.96].

В 1908 г. обучение айнских детей в начальной школе было продлено до 6 лет, но в 1917 г. опять сокращено до 4 лет. Продолжалось это до 1922 г., когда снова вернулись к шестилетнему начальному образованию. В период с 1908 г. по 1917 г. в процессе перехода

к шестилетнему образованию добавили такие предметы, как японская история, география и естествознание. Давались разъяснения, что на уроках по естествознанию надо делать упор на изучение основ земледелия, морского и речного промыслов [7, С.96].

По существу, содержание школьных занятий должно было носить практический характер, подготавливать айнских детей к будущей жизни по японскому образцу. На уроках по истории Японии большое место уделялось темам добродетели и добронравия. Что касается географии Японии, то в утвержденном правительством учебнике не говорилось о карательной экспедиции против айнов в Эдзо и его захвате. В губернаторстве понимали, что это будет не очень-то приятно для аборигенов Хоккайдо [10, С.219].

Значительное влияние на организацию и содержание туземного образования оказали взгляды Иватани Эйтаро, который работал учителем и директором в школах Хоккайдо с 1873 до 1914 г. Он занимался научным исследованием жизни айнов с точки зрения возможностей их обучения, им были опубликованы статьи «Сокращение числа айнов» (1891 г.), «Методика обучения айнов» (1892 г.), а также книга «Подходы к айнскому образованию» (1893 г.), написанная совместно с Хида Катамаса. В последней работе анализировалось христианское просвещение, имевшее в то время большое влияние на айнов. Иватани предлагал устраивать айнскую школу по образцу специальных школ для слепоглухонемых и школ для детей-инвалидов. В то время существовало мнение, что айны - антропологически прирожденные невежды. Но говоря о методах обучения в спецшколах, Иватани отмечал ценность используемого при обучении индивидуального подхода. Он выступал против европеизации аборигенов Хоккайдо, в первую очередь против миссионерской деятельности Дж. Бэчелора, говоря, что айны - часть японского народа. Он писал, что из них могут выжить самые приспособленные, имея в виду японизированных айнов. По этому поводу автор статьи об Иватани Э. замечает, что айнов принудительно японизиро-вали, но их не считали составной частью японского народа [11, С.79-83].

С 1919 г. по 1922 г. на Хоккайдо уже были созданы двадцать две начальные школы. К 1917 г. их количество сократилось, что было связано с резким уменьшением численности населения айнов. 1912-1916 гг. были отмечены высокой смертностью среди аборигенов - до 25 %, в то время как по всему Хоккайдо смертность составляла 7,5 % [10, С.206].

Туземные школы находились на бюджете государства и губернаторства. Так, по решению губернаторства № 4 от 20 января 1904 г. «Об устройстве туземного образования» определялась основная сумма расходов на возведение школьного здания примерно в пределах 100 иен. Этой суммы явно не хватало, поэтому с айнов собирали взнос на строительство школы, а затем использовали их в качестве рабочей силы. Экономили на зарплате учителей. Платили им по самому низкому рангу, по 12-16 иен в месяц. В годы русско-японской войны из-за увеличения военных расходов субсидии на школы сократились. Например, в 1904 г. в школе Анэтя сумма выделяемых денег составили 407 иен, а к 1905 г. ее сократили до 198 иен. В целом сумма выделяемых на туземные школы денег уменьшилась с 6303 иен до 2 801 иены [10, С.222].

Таким образом, в первые десятилетия ХХ века в Японии, на Хоккайдо была со-здана система образования, точнее, система начального образования, направленная на дальнейшую ассимиляцию аборигенов - айнов.

Организация туземного образования в Карафуто (Южный Сахалин) 1906-1945 гг.

1 августа 1905 г., сразу же после капитуляции защитников Сахалина, японцы установили военное правление над всем островом, центром выбрали Александровск. Но условия Портсмутского договора 5 сентября 1905 г. заставили Японию уйти за 50-ю параллель на юг. Первоначально административным центром был п. Корсаков, переименованный ими в Отомари, затем, с 1908 г. центром губернаторства Карафуто (образованного в 1907 г.) становится город Тоёхара (Владимировка - сегодня Южно-Сахалинск).

Период правления Японии с 1905 г. по 1945 г. на территории Южного Сахалина характеризуется активным процессом колонизации, который вызывал у российских современников невольные чувства уважения к японцам и горечи из-за политики царского правительства на Сахалине в предшествующее время.

Ф. Купчинский, побывавший в Карафуто, пишет: «Нам остается только восхищаться той жизнью, что кипит теперь на японском Сахалине. Проведены железные дороги там, где непролазные болота мешали и беглому каторжнику пробить себе путь к свободе.

Русские тюрьмы наши и здания поселений и всяких исправительных и карательных учреждений сменились поселками мирных хлебопашцев, которых правительство обставило, возможно, лучше, дав все средства, субсидии, кредиты и проч.

В горах идет разработка руд, ископаемых и минералов. Растут заводы, фабрики. Нарождается правильное лесное хозяйство» [3, С.230].

С ростом численности японского населения острова быстро росло количество начальных школ и к 1935 г. уже насчитывалось 210 школ с 985 классами, 1 046 учителями и с числом учащихся, достигшим 43 495 человек [1]. В условиях северной глубинки добились, как и во всей Японии, высокой посещаемости школ. В 1921 г. детей школьного возраста было 14 848, а посещало 14 717 детей, то есть почти 99 % [1].

Организованные начальные школы, а точнее, как сами японцы называли, учебные пункты для детей туземного населения, давали начальное образование низшей ступени, в них обучали грамоте. Это связано с политикой японских правящих кругов, взявших с конца Х1Х в. курс на ассимиляцию айнского народа на Хоккайдо и позднее в Карафуто (ставшим частью губернаторства Хоккайдо).

Когда в 1905 г. на Сахалин пришли японцы, они привезли с собой часть айнов, увезенных ими в 1875 г. на Хоккайдо. В 1907 г. на Южном Сахалине было 162 дома айнов, в которых жили 940 мужчин, 595 женщин, а всего - 1535 человек. Несоответствие между числом мужчин и числом женщин объясняется тем, что с Хоккайдо в основном приезжали айнские мужчины. Только после того, как они устраивались на новом месте, к ним приезжали их семьи, и число женщин соответственно увеличивалось. Но айны продолжали вымирать и по данным японских статических отчетов к 1935 г. всего айнов было 1508 человек, к 1940 г. - 1254 человека [5, С.25-26].

Аборигены проживали в небольших селениях на восточном и западном побережьях Сахалина. В 1908 г. в четырех селениях айнов западного побережья были организованы школки типа теракоя времен феодализма. К 1912 г. на восточном побережье появились пять туземных школ (Отихо, Тарайка, Касихо, Нитой, Сирахама) и четыре - на западном (Тарандомари, Тирай, Ноботомицу, Осигэсира) [8, С.220].

Епископ Сергий так описывает одну из них в Маука: «Собрано детей 12, обучать их пожелал бонза секты Зен (Дзэн. - С. Л.), школку устроил в своей квартирке... Детей я

спрашивал читать по-японски "Току-хон'ам": читают бойко, а старшие и с иероглифами справляются...

Итак... но вывод грустен... Мы в свое время и русских-то не обучили русской грамоте... Где уж нам браться за айну! ...И оставались они "нетронутыми" со своей безграмотностью, со своими суевериями...

А вот бонзы уже обучают деток айну японской грамоте... И скоро-скоро все айну заговорят по-японски... А раз учатся при кумирнях, да еще - у бонзы, безусловно, и замолятся по-японски, по-буддийски. Горький вывод... Но безошибочный!» [4, С.132].

Официальные статистические данные по школам для туземцев нам известны с 1916 г., при этом в них не указано, дети каких народностей там обучались, так как они просто назывались общим словом «туземцы», куда включались айны, гиляки (так называли нивхов) и орочоны. Так, в 1916 г. было 11 учебных пунктов, где обучались 202 ребенка аборигенов (109 мальчиков и 93 девочки) у 12 учителей. Затем число этих школ сокращается, хотя число детей увеличилось, например, в 1930 г. было всего 6 школ с 8 учителями, где училось 236 учеников [1].

В 1933 г. три учебных пункта для детей аборигенов становятся муниципальными начальными школами, к 1936 г. осталась только одна школа в Сисука для айнских детей [2; 8, С.221].

К этому времени процесс ассимиляции туземцев почти закончился, все они уже говорили по-японски и знали японскую грамоту. Поэтому с 1 апреля 1933 г. дети айнов, которые получили по японским законам запись (типа посемейной записи - аналог прописки в нашей жизни) по постоянному месту жительства, уже должны были ходить в муниципальные школы наравне с японскими детьми. То есть японское правительство предоставило айнам права граждан Японии [8, С.225]. «Учрежденные японцами специальные народные училища среди айнов... в самой сильной... степени способствовали японизации подрастающего поколения... Быт айнов приобретал общеяпонский характер. Официальная миссия японского национального религиозного культа (синтоизм) обращала айнов свое лоно. От проповедников синтоизма не отставали и буддисты. Все вместе оттесняли самобытные религиозные представления айнов... В лучшем случае у айнов возникали особые религиозные представления, стоявшие на почве искусственно созданного религиозного синкретизма и эклектизма. Наконец, подавляющее окружение айнов японцами заставило последних перейти на японскую речь» [5, С.119-120].

Итак, если говорить о системе туземного образования в Японии второй половины Х1Х в. и первых десятилетий ХХ в., то нужно иметь в виду, что речь идет только об усеченном начальном образовании как по срокам обучения (4 года вместо принятых по Японии 6 лет), так и по содержанию (не обучали таким предметам, как история, география, естествознание и рисование). Такая программа обучения не отвечала в полной мере задачам просвещения аборигенов, она являлась реализацией политики ассимиляции айнов. Однако, поставив задачу просвещения айнского народа, японское правительство стремилось к его ассимиляции, уничтожению туземной культуры и насаждению японских обычаев и языка.

По мнению ряда японских исследователей, подоплекой такой политики Японии в конце XIX в. было соперничество с Россией на Дальнем Востоке - на Сахалине и Куриль-

ских островах. Айны, когда-то населявшие значительную часть Японских островов, к тому времени являлись аборигенами только Хоккайдо, Сахалина и Курил. Это противоборство Японии и России на Дальнем Востоке трагически отразилось на истории маленького народа айнов, поставило под вопрос сохранение их как этноса.

Ссылка на грант: Исследование выполнено при поддержке Научного фонда ДВФУ, проект №14-08-05-36_и.

Литература

1. ГАСО (Государственный архив Сахалинской области). Ф.1170. Оп. 1. Д. 31. Л. 33.

2. ГАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Д. 39. Л. 1477;

3. Купчинский, Ф. Новая Япония. СПб.: Посев, 1911. 264 с.

4. Епископ Сергий. На Южном Сахалине. Из путевых заметок.// Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск , 1991, № 1. C.33-141.

5. Материалы исследований Б.А.Жеребцова по этнографии айнов Южного Сахалина. 1946-1948 гг. - Южно-Сахалинск, Сахалинский областной краеведческий музей, 1988. 139 с.

6. Batchelor, J. An Ainu - English - Japanese dictionary. Preface by his Excellency. Marguis Yoshichika Tokugawa. - Tokyo, Kyobunkan, 1926. 145 р.

7. "Ainu kyoiku shi". Kyoiku shi gakkai korokiumu. /"Ainu kyoiku shi" no kiroku. Айну кёику си. 1987 Материалы коллоквиума научного общества истории педагогики. История айнского образования. 2-3 октября 1987 г. - Саппоро, Хоккайдский университет, 1987. C.89-134.

8. Karafuto kyoiku hattatsu si. Tokyo, Karafuto kyoiku kan, 1936. - 454 p. 1936. 454 p. (История развития народного образования в Карафуто).

9. Ogawa, Masahito. "Ainu gakko" no setti to "Hokkaido kyudojin hogoho". //"Kyudojin kyoiku kitei" no seiritsu. Sapporo, Hokkaido University, №55, 1991. C. 258-325. Устройство айнских школ и установление "Закона о покровительстве туземцев", Предписания об образовании детей туземцев". - Саппоро: Хоккайдский университет.

10. Ogawa, Masahito. "Hokkaido kyudojin hogoho". //"Kyudojin jido kyoiku kitei" sita no ainu gakko. - Sapporo, Hokkaido University, 1992, №58, P.197-266. "Устройство айнских школ и установление "Закона о покровительстве туземцев","Предписаний об образовании детей туземцев".

11.Takegahara, Yukio. Iwatani Eitaro to ainu kyoiku. Meiji ainu kyoiku syoshi. Иватани Эйтаро и айнское образование. Краткая история айнского образования в эпоху Мэйдзи. // "Гэнго" (Языкознание), 1985, №5. С.79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.