Шестопал Софья Андреевна
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ В СЕРЕДИНЕ 90-Х ГГ. XX ВЕКА
На протяжении второй половины XX века в Республике Корея происходил процесс формирования современной системы образования, на который в значительной степени оказывали влияние изменения в политической и социально-экономической сферах. Реформа образования в 90-х гг. прошлого века, направленная на демократизацию образовательного пространства, стала одной из крупнейших в истории Южной Кореи. В данной статье рассматриваются предпосылки и значение данной реформы. Особое внимание обращается на социально-экономические и политические условия ее проведения. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/12-4/56.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 214-216. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94(519)
Исторические науки и археология
На протяжении второй половины XX века в Республике Корея происходил процесс формирования современной системы образования, на который в значительной степени оказывали влияние изменения в политической и социально-экономической сферах. Реформа образования в 90-х гг. прошлого века, направленная на демократизацию образовательного пространства, стала одной из крупнейших в истории Южной Кореи. В данной статье рассматриваются предпосылки и значение данной реформы. Особое внимание обращается на социально-экономические и политические условия ее проведения.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея; история Южной Кореи; система образования; образовательная реформа; демократизация образования.
Шестопал Софья Андреевна
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток shestopal. &а@таИ. ги
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ В СЕРЕДИНЕ 90-Х ГГ. XX ВЕКА
К моменту завершения Второй мировой войны и установления независимости Кореи от Японской империи историческое развитие корейского образования было в определенной степени ограничено: с одной стороны элитарной конфуцианской системой просвещения, которая сформировалась в ХУ-ХУ веках и просуществовала до начала XX века, отражая сословное деление корейского общества, с другой - колониальной системой образования (1910-1945 гг.), созданной японской администрацией. Поэтому для Республики Корея важной задачей стало создание современной национальной образовательной системы.
После освобождения от Японии в 1945 г. Корея была разделена на сферы влияния между СССР и США, что предопределило дальнейшее развитие Южной Кореи, в том числе и в области образования. Система образования являлась важной частью американской идеи по созданию на Корейском полуострове мирного, демократического и антикоммунистического государства [11, р. 35].
В декабре 1949 г. был издан Основной закон об образовании, по которому создавалась новая образовательная система, сформированная по американскому образцу («6-3-3-4»: 6 лет начальной школы, 3 года средней школы, или неполного среднего образования, 3 года старшей школы, или полное среднее образование и 4 года высшего образования). Кроме того, в законе отражалась идея равных возможностей в образовательной сфере, а 6-летнее образование объявлялось обязательным, всеобщим и бесплатным [3, с. 29].
В 50-е годы, после завершения Корейской войны 1950-1953 гг., финансовые ресурсы государства были сильно ограничены. Для этого времени характерно развитие частного сектора в образовании, особенно большое количество было частных средних школ. При этом государство их слабо регулировало: до 1955 г. отсутствовал государственный образовательный стандарт и не было попыток систематизировать содержание школьного образования, что привело к появлению бедных и элитных школ, которые отличались качеством образовательных услуг и возможностью поступления в них [11, р. 113].
В 50-60-е гг. формирующаяся система образования Южной Кореи переживала явный кризис, когда, несмотря на доступное всеобщее начальное образование, среднее и высшее было редкостью. Переход из начальной школы в среднюю, а из средней - в старшую среднюю в 50-60-х гг. сопровождался вступительным экзаменом, который проводился каждой школой отдельно, что влияло на доступность образования. Если количество учеников начальных школ с 1945 по 1965 гг. возросло с 1,4 миллиона почти до 5 миллионов, то число учащихся средних школ в 1965 г. не превышало 800 тыс. человек, а старших - 450 тысяч. В 1956-1957 гг. только 44,8% выпускников начальных школ поступали в средние, и 64,6% выпускников последних продолжали обучение на следующей ступени образования [9, р. 4-13].
В период военного управления (1960-1980-е гг.) Южная Корея была нацелена на создание экспортоориен-тированной экономики с упором сначала на легкую, а затем на тяжелую промышленность. Модернизация шла за счет организации технологически развитых производств и использования импортных технологий [8], поэтому важной задачей для государства было формирование стандартизированной системы образования, которая бы готовила технически грамотную, квалифицированную рабочую силу, и на первый план выходило создание доступного полного школьного образования.
В это время правительство провело реформу :), направленную на отмену вступительного экза-
мена в среднюю школу (1968 г.), а затем и в старшую (1974 г.). Школьная система, в том числе и частные школы,
1 От корейского ^ш^о^И}- - выравнивать, уравнивать, стандартизировать; ^^ - политика. В англоязычной историографии употребляется термин "the School Equalization Policy", от англ. equal - «равный, одинаковый». В отечественной историографии используется термин политика стандартизации [2-4]. Под ним мы рассматриваем комплекс мер южнокорейского правительства, проводимых в 60-70-е гг. с целью обеспечения школьников страны всеобщим, доступным, равным 9-летним образованием. В данный комплекс мер входила: отмена вступительного экзамена для средней и старшей школ; уравнивание школ (бедных и элитных, государственных и частных); стандартизация учебных планов.
ISSN 1997-292X
№ 12 (86) 2017, часть 4
215
была стандартизирована, унифицирована и строго управлялась государством. Этой реформой правительство включило частные школы в государственную систему, благодаря чему завершился процесс формирования всеобщего, доступного 9-летнего школьного образования [7]. Таким образом, развитие образовательной сферы было подчиненно цели обеспечения экономики рабочей силой и контролировалось государством.
На рубеже 90-х гг. для Южной Кореи был характерен переход от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной. Этот процесс сопровождался «крупными изменениями политической структуры, переходом к процессам демократизации государственной системы... структурной перестройкой и модернизацией экономики; технологической модернизацией и созданием информационного общества; изменением социальной структуры общества на основе политической и экономической модернизации, возникновением общества услуг» [6, с. 5].
В конце 1980-х гг. находившиеся у власти на протяжении нескольких десятилетий диктаторские режимы сменились демократически избранным президентом. Важной частью перемен, направленных на либерализацию социально-политической сферы, стала демократизация системы образования [1, с. 131]. Серьезные требования к информационному и научно-техническому обеспечению процесса экономической трансформации, такие как повышение профессиональных навыков и квалификации специалистов, создание научно-технической инфраструктуры и обучение специалистов, которые могли бы создавать собственные технологии, а не копировать достижения развитых стран, потребовали крупных вложений в развитие человеческих ресурсов и изменений в системе образования [6, с. 151-154].
В феврале 1994 г. при президенте РК Ким Ён Саме (1993 - февраль 1998 г.) была сформирована первая Комиссия по проведению реформы системы образования. Она состояла из профессоров, журналистов, общественных деятелей, а также была дополнена специалистами и сотрудниками Министерства образования. До конца своей работы в феврале 1996 г. члены Комиссии неоднократно проводили встречи, семинары, публичные слушания с учителями, родителями и чиновниками [10, p. 23].
Главной целью реформы объявлялось создание «открытой, непрерывной на протяжении всей жизни (lifelong education) системы образования, предоставляющей каждому равный доступ к образованию в любое время и в любом месте» [Ibidem, p. 15]. Также отмечалось стремление к вхождению Кореи в мировую информационную и образовательную среду.
Комиссия закончила работу в мае 1995 г., опубликовав Проект реформ в области образования - «План образовательных реформ 31 мая»1.
Первый проект включал такие предложения: диверсификация, специализация и интернационализация университетов; создание автономных школьных советов для начальных и средних школ, состоящих из учителей, родителей, общественных лидеров и выпускников; реформа школьной образовательной программы и реформа системы обучения и подготовки учителей, нацеленные на воспитание творчески развитой личности; улучшение образовательных условий для начальной и средней школы с помощью информатизации образования; изменение системы вступительных экзаменов в вузы; создание Комитета по дерегулированию образования, который защищал бы интересы учителей, учащихся и их родителей; увеличение расходов на образование до 5% ВНП [Ibidem, p. 25].
С апреля 1996 г. по февраль 1998 г. длилась работа второй Комиссии по проведению реформы. От первой Комиссии ее отличал расширенный состав, в который включили учителей и родителей, и проведение экспериментов по внедрению ряда изменений в отдельных школах. К декабрю 1997 г. итогом работы двух Комиссий стали 120 предложений, 80 из которых были осуществлены и еще 14 находились в стадии законопроектов. Деятельность Комиссии завершилась с окончанием президентского срока Ким Ён Сама в феврале 1998 г., однако курс, который был заложен в результате проведения реформы, продолжили следующие президенты.
Важным итогом реформы стало принятие в 1999 г. Основного закона об образовании, включившего в себя в качестве самостоятельных разделов закон о начальном и среднем образовании [15], закон о высшем образовании [13] и закон о непрерывном образовании [14].
Для школьного образования важным следствием стал пересмотр в 1997 г. образовательного стандарта, в котором нашли отражение новые идеи. Вводился «дифференцированный учебный план» [12, p. 39], по которому формировались разные учебные классы в зависимости от способностей и успеваемости учеников. С 1-го по 10-й класс «дифференцированная» учебная программа применялась только к пяти основным предметам: математике, английскому, корейскому языку, естествознанию и социальным наукам. Ученикам 11-12 классов предоставлялась большая свобода выбора предметов. Увеличивалось количество часов, которыми школы могли свободно распоряжаться для введения дополнительных занятий.
Существенные изменения в системе высшего образования заключались в предоставлении государственным и частным университетам большей самостоятельности в вопросах регулирования учебного процесса и формирования учебных планов, контрактном найме профессорско-преподавательского состава, привлечении иностранных специалистов. Студентам обеспечивалась большая свобода при выборе изучаемых предметов. Эти изменения приближали высшую школу к общемировым стандартам и делали ее открытой для мира [5, с. 34].
1 В корейской историографии по дате опубликования первого Проекта получила название вся реформа образования второй половины 90-х гг. - 5.31 Ж—(Реформа образования 31 мая); в английской литературе используется схожий термин - "5.31 Education Reform".
Реформа образования, происходившая в Южной Корее в середине 90-х гг. вслед за значительными политическими и социально-экономическими изменениями, смогла добиться цели модернизации системы образования в новых условиях развития демократического общества и рыночной экономики. Был изменен вектор развития образования - от закрытой системы, ориентированной на производителя (государство), к открытой, ориентированной на потребителя.
Список источников
1. Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и в Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 1. С. 124-149.
2. Ланьков А. Н. Корея: будни и праздники. М.: Международные отношения, 2000. 480 с.
3. Лим Э. Х. Тенденции развития общеобразовательной школы Республики Корея: 1945-2005 гг.: дисс. ... к. пед. н. М, 2006. 169 с.
4. Пак Хи Су, Толстокулаков И. А. Образование в общественно-политической системе государств Корейского полуострова. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. 256 с.
5. Пак Хи Су, Толстокулаков И. А. Основные направления и проблемы модернизации высшей школы в Южной Корее // Современные корееведческие исследования в ДВГУ. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2003. Вып. 2. С. 23-37.
6. Суслина С. С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х - начало 90-х годов). М.: Восточная литература, 1997. 224 с.
7. Шестопал С. А. Государственная политика Республики Корея в области школьного образования в середине 1940-х -1970-е гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 16-21.
8. Шиловцев С. Особенности модернизации Южной Кореи // Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 4. С. 76-96.
9. Chong T. Twenty years of Korean Education through Statistics // Korean Journal. 1968. August Is. Р. 4-13.
10. Park S. 1 Managing Education Reform: Lessons from the Korean Experience: 1995-97. Seoul: Korea Development Institute, 2000. 75 р.
11. Seth M. J. Education Fever: Society, Politics, and the Pursuit of Schooling in South Korea. Honolulu: University of Hawaii Press and Center for Korean Studies, 2002. 305 р.
12. Understanding Korean Education: School Curriculum in Korea / written by Huh, Kyung-chul. Seoul: Korean Educational Development Institute, 2007. 134 p.
13. Л^Л^Э (Закон о старшей школе) [Электронный ресурс] // Сайт информационного центра Министерства государственного законодательства. URL: http://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=62329&ancYd=19971213&ancNo=05439&efYd= 19980301&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202#0000 (дата обращения: 21.10.2017).
14. / sj^s^^j (Закон о непрерывном образовании) [Электронный ресурс] // Сайт информационного центра Министерства государственного законодательства. URL: http://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=2895&ancYd=19971213 &ancNo=05454&efYd= 19980101 &nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202#0000 (дата обращения: 21.10.2017).
15. i- (Закон о начальной и средней школе) [Электронный ресурс] // Сайт информационного центра Министерства государственного законодательства. URL: http://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=3500&ancYd=19971213& ancNo=05438&efYd=19980301&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202#0000 (дата обращения: 21.10.2017).
REFORM OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF KOREA IN THE MIDDLE OF THE 90S OF THE XX CENTURY
Shestopal Sofya Andreevna
Far Eastern Federal University, Vladivostok [email protected]
During the second half of the XX century the Republic of Korea was in the process of forming a modern education system, which was influenced largely by changes in the political and socio-economic spheres. The reform of education in the 90s of the last century, aimed at democratizing the educational space, was one of the largest in the history of South Korea. The paper examines the prerequisites and significance of this reform. Particular attention is drawn to the socio-economic and political conditions of its implementation.
Key words and phrases: The Republic of Korea; South Korea history; education system; educational reform; democratization of education.