УДК 378 (519.5)
© Д. Б. Очирова
Система высшего образования в республике Корея: история и современное состояние
В данной статье сделан обзор развития системы высшего образования в Республике Корея после обретения страной независимости в 1948 году. Автор отмечает, что организация учебного процесса в высших учебных заведениях построена по американской модели, со своими специфическими особенностями. Подчеркнуто, что образование является важнейшим фактором для будущего благополучия каждого корейца и продвижения его по социальной лестнице. К недостаткам системы высшего образования в Республике Корея автор относит излишнюю стандартизацию учебного процесса поощрение учащихся к механическому заучиванию информации, чему способствуют и критерии оценивания. Данная особенность связана с традиционной конфуцианской системой образования, в которой большую роль играло знание наизусть классических текстов.
Ключевые слова: Корея, высшее образование, образовательная политика.
D. B. Ochirova
Higher education system in the republic of Korea history and current status
This article reviews the development of the higher education system in the Republic of Korea after the country gained independence in 1948. The author notes that the organization of educational process in higher educational institutions is based on the American model, with its specific features. It was stressed that education is crucial for the future well-being of each of its Korean and promoting the social ladder. The disadvantages of the system of higher education in the Republic of Korea, the author considers excessive standardization of the learning process encouraging students to rote learning of information, facilitated and assessment criteria. This feature is associated with traditional Confucian education system, which plays an important role by heart the knowledge of classic texts.
Keywords: Korea, higher education, educational policy.
Образование играет большую роль в жизни корейского народа, зачастую являясь единственно возможным социальным лифтом. Большую часть своей жизни корейцы учатся, даже устроившись на работу, они продолжают самосовершенствование в различных сферах, что очень приветствуется обществом.
В период японского колониализма (1910-1945) корейцам было практически недоступно получение высшего образования. Японское правительство рассматривало корейский народ только как вспомогательный ресурс для увеличения своей мощи, поэтому всячески препятствовало развитию системы высшего образования на территории Кореи. После освобождения в 1945 году от Японии и появления на южной территории Корейского полуострова американской военной администрации система образования реконструировалась по американской модели, согласно которой срок обучения в начальной школе составлял — 6 лет, в средней школе — 6 лет и в университете — 4 года. За время трехлетней американской оккупации значительно увеличилось количество начальных и высших школ. [3] В связи с этим появилась проблема нехватки кадров, что в совокупности с отсутствием четкого плана развития по-
влияло на частые изменения в структуре управления.
С созданием Республики Корея в 1948 году правительство Ли Сынмана проводило образовательную политику под лозунгом антикоммунизма. Начальное образование стало бесплатным и обязательным для всех граждан. В 1951 году была проведена реформа, по которой средняя школа разделилась на среднюю школу (3 года) и среднюю школу высшей ступени (3 года) [4]. Такая система являлась прототипом современной системы образования Республики Корея. В этот период определилась система управления, было решено создать систему самоуправляемого образования на местах. Целью такой меры являлось превращение образования в самостоятельный институт, который был бы менее зависим от «непрофессионалов» и избавлен от бюрократизма. Однако, правительство Ли Сынмана не справилось с намеченными задачами, и только после реформ 1995-1996 годов высшие учебные заведения получили более реальную автономию.
При правительстве Пак Чонхи (1961-1979) система образования была подвергнута жесткому контролю со стороны правительства, что было также обусловлено внешней политической ситуацией. В этот период большое внимание стали уделять идеологическому воспитанию, что отразилось и на образовании. С 1969-1971 гг. был введен ряд обязательных для изучения дисциплин, таких как военная подготовка, основы национальной морали и другие [6]. Образовательная политика президента Чон Духвана, пришедшего к власти в сентябре 1980 года, стремилась к развитию у граждан экономического сознания, а также к подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. При данной власти в республике были проведены реформы по изменению системы поступления в вузы, теперь зачисление велось по результатам выпускных экзаменов с учетом оценок аттестата. Также, до окончания первого этапа реформирования системы высшего образования в 1999 году основным подразделением организации учебного процесса являлась кафедра, после она постепенно стала уступать место факультетной системе, с целью повышения качества образования и возможностей студентов.
Современная система образования в Республике Корея основывается на следующих актах:
• Конституции РК (1987);
• Хартии национального образования (1968);
• Своде законов об образовании (1994-1999);
• Государственном образовательном стандарте VII поколения (2000).
Согласно закону 1997 года существуют 8 категорий высших учебных заведений: университеты, технические институты, педагогические институты, профессионально-технические институты, институты заочного обучения, технологические институты, высшие профессиональные колледжи по разным направлениям [5]. Самые престижные заведения — университеты. Они в свою очередь классифицируются на: государственные вузы, вузы местного подчинения и частные университеты, последних в Корее подавляющее боль-
шинство. В Корее самыми престижными являются три университета: Сеульский университет (Seoul National university), университет Корё (Korea University) и университет Ёнсэ (Yonsei University), далее следуют вузы второй ступени и так далее [1]. Как показывает статистика, большинство рабочих мест в правительственном аппарате, либо крупных корпорациях занимают именно выпускники трех ведущих вузов. В связи с этим, сдача выпускного экзамена — очень ответственное событие в жизни каждого корейского школьника, так как результаты показывают шансы на поступление в тот или иной вуз, определяя тем самым дальнейшую судьбу. Даже при выборе будущего супруга/супруги образование играет не маловажную роль.
Начиная со старшей школы, подготовка к единому выпускному экзамену усиливается. В Корее широко распространенно частное репетиторство, с которым безуспешно пыталось бороться правительство Чон Духвана [4]. Давление на будущих абитуриентов настолько высоко, что после объявления результатов экзамена по Корее происходит череда самоубийств.
Организация учебного процесса в высших учебных заведениях, установленная законом о высшем образовании 1952 года, также имеет свою специфику, построена она по принципу американской системы, где каждый студент может самостоятельно выбрать дисциплины для изучения. Существуют два перечня общеобразовательных и специализированных дисциплин, из которых некоторые являются обязательными для изучения и определяются вузом самостоятельно. На протяжении второй половины ХХ века данные дисциплины менялись в связи с внешне- и внутриполитическими факторами. Несмотря на большое количество дисциплин, студент ограничен в выборе, так называемой, кредитной системой. Кредит равен 1 часу, в зависимости от количества часов в неделю дисциплина оценивается в 1, 2 или 3 кредита, максимальное количество кредитов за семестр определяется вузом. Такое ограничение объясняется повышенной плотностью учебного расписания. Помимо этого, существует система пререквизитов, т. е. наличие некоторых предварительных условий или определенных дисциплин, которые должны быть изучены перед допуском к изучению другого предмета.
Негативной чертой корейского образования является механическое заучивание информации, чему способствуют и критерии оценивания. Система тестирования оправдывается своей «неподкупностью», однако она не дает стимула для развития творческой и научной мысли. Во многом такая особенность объясняется традиционной конфуцианской системой образования, где упор делался на зазубривании древних канонических текстов. Однако следствием конфуцианского воспитания следует считать и усердие корейского народа, которое также послужило фактором корейского «экономического чуда».
В Республике Корея образование является важнейшим фактором для будущего благополучия каждого гражданина и продвижения им по социальной лестнице. Получение университетского диплома, желательно ведущей тройки, является целью каждого корейского школьника и его родителей. По статистике около 83% выпускников после окончания школы поступает в уни-
верситеты, и только 70% продолжают обучение после первой сессии. Одной из отличительных черт корейской системы образования является ее стандартизация. Все образовательные учреждения следуют примерно одному плану при составлении учебного процесса вне зависимости от территориального фактора. Однако, несмотря на то, что образованию в Корее уделяется большое внимание, подход к обучению нельзя назвать идеальным. Консервативность в этом вопросе порождает отсутствие попыток изменить этот исторически сложившийся подход. Также в целом в Корее можно наблюдать ориентацию на США, что отражается и в структуре системы образования, также обязательной дисциплиной для всех школьников и студентов является изучение английского языка. Также портрет идеального государственного служащего или работника корпорации включает в себя окончание родного вуза, а затем обучение в каком-либо университете США или престижных университетов Англии, Канады и т. д.
Литература
1. Кирьянов О.В. Корея без вранья. — М.: РИПОЛ классик, 2015. — 352 с.
2. Марков В.М. Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины XX века. Взгляд из России. — Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1999. — 448 с.
3. Пак Хи Су. Политика государств корейского полуострова в области образования. Сравнительный анализ. — Владивосток: Идательство Дальневост. Ун-та, 2006. — 230 с.
4. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т.2: Двадцатый век. — М.: Наталис, 2011. — 499 с.
5. Gwang-Jo Kim. Education Policies and Reform in South Korea. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.196.5601&rep=rep1&type=pdf
6. Jisoon Lee. Education Policy in the Republic of Korea: Building Block or Stumbling Block? http://siteresources.worldbank.org/WBI/Resources/wbi37164.pdf
Очирова Дари Баторовна, магистрант кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского госуниверситета.
E-mail: [email protected]
Ochirova Dari B., undergraduate student of department of history and regional studies of Asia, Buryat State university.