УДК 94(519)
С.А. Шестопал*
государственная политика республики корея в области Школьного образования
в середине 1940-х - 1970-е гг.
В статье рассматривается процесс формирования современной системы образования в Республике Корея во второй половине 1940-х - 1970-е гг., значительное влияние на который в первые годы существования Республики через Военную администрацию оказывали США. В 1940-е - 1950-е гг., при финансовом содействии США, была заложена основа государственного всеобщего начального образования, вместе с тем, в развитии среднего образования существенную роль играли частные школы. Изменения государственной политики в области школьного образования в 1960-е - 1970-е гг. с целью стандартизации образования для обеспечения экономики квалифицированными кадрами привели к усилению контроля как над государственными, так и над частными школами, и к их объединению в единую систему.
Ключевые слова: система образования, школьное образование, Республика Корея, реформа, модернизация, стандартизация образования
State policy of the Republic of Korea in the field of school education in the middle of the 1940s - 1970s. SOFYA A. SHESTOPAL (Far Eastern Federal University)
The article deals with the process of formation of the modern educational system in the Republic of Korea in the period from the second half of the 1940s until the 1970s, focusing on the changes of government's policy in this sphere. The author states that during the early years of the Republic the U.S. Military Government had a significant impact on Korean educational system that was seen as an important factor on Korea's way to a peaceful, democratic, anti-Communist society. In the 1940s and 1950s with the financial assistance of the United States, the foundations of state universal primary education were laid, though private schools still played an important role in the development of the secondary education. Changes in state educational policy in the 1960s and 1970s were taken in order to standardize school education to provide the economy with qualified work force that led to strengthening of control over both state and private schools and their integration into a single educational system.
Keywords: educational system, school education, Republic of Korea, reform, modernization, standardization of education
Являясь основой всей системы образования и обеспечивая преемственность культуры и традиций общества, школа обладает значительной консервативностью, что определяет особенности процесса модернизации школьного образования. Зачастую
изменения в школьной системе происходят вслед за значительными изменениями в политике и экономики той или иной страны, а не предвосхищают их.
Южная Корея показала поразительные изменения, пройдя путь от бедной страны до одной из
* ШЕСТОПАЛ Софья Андреевна, аспирант Департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. E-mail: sonya_sh15@mail.ru © Шестопал С.А., 2017
ведущих экономик мира. Многие корейцы говорят о значимой роли образования в процессе социально-экономических преобразований [12; 14], поэтому представляется важным проанализировать особенности формирования современной образовательной системы в Республике Корея в 1940-е -1960-е гг. и выявить изменения в государственной политики в области школьного образования.
Для Кореи, как страны конфуцианского мира, характерна особая роль образования. Во времена династии Чосон (1392-1910) конфуцианство стало официальной государственной идеологией, что наложило свой отпечаток на социально-политическое развитие общества [3]. Высшим сословием являлось гражданское и военное чиновничество (янбан), которое получало свои привилегии через сдачу государственного экзамена (кваго) и получение должности. Формально простому народу (янин, чунин) разрешалось получать образование и сдавать государственный экзамен [4]. Однако сама система просвещения, заключавшаяся в изучении китайской письменности и заучивании конфуцианских текстов и догматов, что требовало большого количества времени, делала образование элитарным [2, с. 173].
В эпоху Чосон система просвещения включала в себя достаточно широкую сеть как государственных (хянгё1), так и частных школ (содан, совон) [4; 17]. Конфуцианские ученые на свои личные средства открывали частные школы - «содан», которые часто располагались прямо в доме учителя и куда принимали детей 7-8 лет не только из знатного сословия, но и из простого народа [6, с. 6]. С XVI в. начали появляться «совоны» - школы при конфуцианских храмах, где отправлялись поминальные обряды в честь того или иного конфуцианского деятеля. Их организовывали ученые-конфуцианцы для укрепления своих позиций в местных обществах. Изначально «совоны» конкурировали с государственными школами - «хянгё», но по мере того, как они завоевывали себе авторитет за счет лучших условий для получения образования, все больше детей местной знати поступало именно в них [6, с. 8].
Таким образом, следует отметить значительное участие корейской знати в вопросах просвещения и, как следствие, такую особенность корейской системы образования, как сосуществование на протяжении многих веков государственных и частных школ.
1 Хянгё ^уа^^о, ^Ж) - школы, расположенные в столице и в административных центрах. В эти школы дети поступали с 15-16 лет, а обучение длилось 2-3 года.
После «открытия» Кореи, в конце XIX - начале XX вв. в стране была предпринята попытка модернизировать содержание обучения и методику преподавания: отказаться от старых норм заучивания конфуцианских догматов и перейти к изучению практических знаний. Примечательно, что важную роль в этом процессе играли представители иностранных держав [1, с. 59], особенно христианские миссионеры из Европы и США. Зачастую в иностранные школы принимали детей и из бедных семей, однако количество таких школ не позволяло охватить все население Кореи, а само государство не преследовало цели создать систему народного образования.
Вслед за аннексией Кореи Японской империей и установления протектората (1910-1945 гг.) в системе образования произошли большие изменения. Для японской администрации главной задачей была ассимиляция корейского население и формирование интеллигенции, лояльной к японской власти. С этой целью создавалась новая система образования, которая основывалась на разделении и неравноправии японцев и корейцев. Устанавливалось раздельное обучение для корейского и японского населения колонии, в школах для корейцев вводилось изучение японского языка, истории, культуры, в то же время корейский язык часто оставался факультативным [7, с. 295].
Создавалась новая система школьного образования. Начальные школы для корейцев, обучение в которых длилось 4 года, назывались «обычными». Окончив начальную школу, кореец мог поступить или в производственную, или в старшую обычную школу, срок обучения в которых составлял 4 года. Производственные школы подразделялись на сельскохозяйственные, технические, коммерческие и промышленные и готовили рабочие кадры для некоторых модернизированных японцами отраслей экономики. Выпускники же старших обычных школ могли продолжить обучение в специальных школах, и в дальнейшем постараться получить высшее образование в метрополии или за границей [7, с. 294]. В 1924 г. в Корее был открыт императорский университет Кэйдзё, вступительные экзамены и обучение в котором проводились на японском языке, что делало высшее образование доступным для ограниченного числа корейцев.
Японская власть не стремилась дать образование всему корейскому населению, а лишь немногим избранным, которые в дальнейшем сформировали бы класс лояльно настроенной к Японии интеллектуальной элиты. Так, к 1942 г. 40% корейских детей посещали начальные школы и не бо-
2017 • № 1 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке
17
лее 5% выпускников начальных школ продолжали дальнейшее обучение [18, с. 15].
В то же время, именно японской администрацией были предприняты первые попытки создания государственной централизованной системы просвещения, основанной на преподавании практических наук.
Ограниченная экономическая модернизация, проводимая японской администрацией с целью развития отдельных отраслей промышленности, связанных с обеспечением японской армии, не затронула традиционной, сельскохозяйственной основы корейского общества. Японскими властями сдерживалось развитие политических предпосылок перехода к процессу модернизации корейского общества путем вытеснения наиболее активной и прогрессивной части общества за пределы страны и политикой ассимиляции интеллектуальной элиты внутри страны.
Таким образом, к моменту освобождения в 1945 г. полуфеодальная, экономически слаборазвитая Корея, которая оказалась не способна к самостоятельной социально-экономической и политической модернизации, была зажата между интересами СССР и США, и ее дальнейшее развитие во многом определялось влиянием внешнего фактора [8, с. 50-51].
Всесторонняя американская помощь Южной Корее в годы Корейской войны 1950-1953 гг. и в послевоенный период позволила сформировать на юге полуострова жизнеспособную экономическую и политическую систему. И американцы, и руководство Республики Корея были заинтересованы в построении стабильного, сильного и преуспевающего государства, способного противостоять натиску КНДР и предложить корейскому народу альтернативный путь развития [8, с. 53].
Система образования являлась важным компонентом американской идеи по созданию на Корейском полуострове мирного, демократического и антикоммунистического государства. Военная администрация США исходила из принципа, что создание системы демократического образования является фундаментом для формирования демократичного общества, которое она стремилась создать в Южной Корее [17, с. 35].
10 сентября 1945 г. от имени главнокомандующего Военной администрацией США в Корее Джона Ходжа главным по делам образования был назначен капитан Локхард [5, с. 28]. Западные исследователи отмечают, что военная оккупация США была недостаточно подготовлена: руководящая команда не включала в свой состав говорящих по-корейски советников и имела слабые представ-
ления о культуре и традициях Кореи. В вопросах образования американцам оказывали помощь корейские советники, получившие высшее образование в Америке или Японии и разделявшие американские идеи [17, с. 37].
Период с 1945 по 1953 гг. считается переходным в становлении системы образования в Южной Корее. В первые годы после освобождения перед государством стояли острые проблемы: ликвидация безграмотности (в 1948 г. 53% населения в возрасте старше 13 лет было безграмотным); восстановление разрушенных войной и постройка новых школ (в некоторых городских школах, количество детей в классах превышало 100 человек); формирование современной образовательной системы; обеспечение населения всеобщим, доступным 6-летним начальным образованием [14, с. 156].
31 декабря 1949 г. был издан Основной закон об образовании, который во многом отражал американские взгляды на развитие системы образования. Вводилась новая образовательная система, сформированная по американскому образцу («6-33-4»: 6 лет начальной школы, 3 года средней школы или неполного среднего образования, 3 года старшей школы или полное среднее образование, и 4 года высшего образования). Также в законе отражалась идея равных возможностей в получении образования, а 6-летнее образование объявлялось обязательным, всеобщим и бесплатным, что было реализовано не сразу [14, с. 30-31].
Основной проблемой в решении вопросов образования была нехватка денежных средств. Существенную помощь оказывали иностранные фонды. Только через американское Агентство по реконструкции Кореи (ЦККЯА) было получено 100 млн. долларов на строительство школ, покупку учебников, обучение учителей. Отдельно шла помощь стройматериалами: цемент, стекло и т.д. [19, с. 16-17]
В то же время значительны были вложения самого населения. Исследования школ в 19461947 гг. показали, что 61,7% финансирования начальных школ шло от центрального правительства, а 38,3% - из ресурсов местного управления. Для средней школы эти показатели составляли 53,6% и 46,4% соответственно. В 1948 г. был опубликован ордонанс, вводивший налог на образование, по которому каждый школьный район финансировал свои школы самостоятельно [17, с. 39-40].
Можно сказать, что в это время руководство страны, взяв на себя минимальные обязательства, серьёзно не занималось проблемами образования. До 1955 г. даже не существовало
18
гуманитарные исследования в восточной сИБИрИ и на дальнем востоке • № 1 • 2017
государственного образовательного стандарта или каких-либо попыток систематизировать содержание школьного образования, т.е. учебники, учебные материалы, учебные программы не были стандартизированы и были бессистемны. Зачастую это были переводы японских или американских учебников [17, с. 113].
Незначительное внимание правительства к системе образования стало причиной развития сферы частного образования. В это время происходит значительный рост числа частных школ, особенно средних и старших. В середине 1940-х гг. доля государственных и частных школ составляла 73% и 27% соответственно, но с каждым годом удельный вес частных заведений возрастал, и в 1969 г. он достиг 45%, в них обучалось не менее половины всех учеников средней школы [9, с. 56].
Тем не менее, долгое время наблюдалась нехватка школ и учебных ресурсов. Только к 1965 г. почти 100% детей соответствующего возраста поступали в начальные школы [9, с. 54], что давало возможность говорить о введении всеобщего начального образования.
После военного переворота 1961 г. и приходу к власти генерала Пак Чон Хи, правительство взяло курс на строительство экспортоориентированной экономики, в первую очередь - создание тяжелой промышленности (химической, кораблестроительной и т.д.). Для этого были необходимы профессиональные рабочие кадры, поэтому главной задачей образования стало обеспечение экономики технически грамотной, профессиональной рабочей силой, и на первый план выходило создание доступного полного школьного образования.
Следует отметить, что все три части системы школьного образования четко отделены друг от друга. Школы трех ступеней находятся в разных зданиях и организационно никак не связаны друг с другом. Переход из начальной школы в среднюю, а из средней - в старшую среднюю являлся для школьников достаточно серьезным событием и испытанием, так как сопровождался вступительным экзаменом, который проводился каждой школой отдельно.
В конце 1950-х - 1960-е гг., несмотря на доступное всеобщее начальное образование, среднее образование было редкостью. С одной стороны, это объясняется нехваткой школ. Если с 1945 по 1955 гг. количество средних школ увеличилось в 5,5 раз (с 166 до 949), то в следующее десятилетие рост не превысил 30% (в 1965 г. насчитывалось 1208 средних школ) [10, с. 4-13]. С другой стороны, в период 1955-1963 гг. в Южной Корее отмечается значительный рост рожда-
емости, который в южнокорейской демографической науке получил название «baby boom» [9, c. 54]. Рост рождаемости повлиял на увеличение числа школьников. Но если количество учеников начальных школ с 1945 по 1965 гг. возросло с 1,4 млн. почти до 5 млн., то число учащихся средних школ в 1965 г. не превышало 800 тыс. человек, а старших - 450 тыс. [10, с. 4-13]. В 19561957 гг. только 44,8% выпускников начальных школ поступали в средние школы и 64,6 % выпускников средних школ продолжали обучение в старших средних школах [12, с. 13].
Таким образом, дети втягивались в изнурительный марафон по сдаче экзаменов в среднюю школу, так называемый «экзаменационный ад». В то же время уровень самих школ был разным, поэтому многие стремились поступать в лучшие школы (частные), в которых конкурс был очень высоким. Частные школы более свободно располагали своим учебным временем и планами, для лучшей подготовки к экзамену учителя часто жертвовали, на первый взгляд, ненужными предметами (искусство, музыка и проч.). Кроме того, школьники обращались к услугам частных репетиторов и внешкольных курсов, что могли себе позволить не все семьи [13, с. 4-5]. Таким образом, изначальные условия для поступления и обучения были неравны, и те, кто не мог продолжать образование, были в основном детьми из небогатых семей.
В это время правительство провело реформу ( o^SS^2), нацеленную на отмену вступительного экзамена сначала в среднюю школу (1968 г.), а затем и в старшую (1974 г.) [15]. В ноябре 1968 г. законопроект о пересмотре Закона об образовании для отмены вступительных экзаменов для средней школы был принят Национальным собранием [16, с. 11]. В 1968 г. Министерство образования анонсировало детали программы, начинающийся в Сеуле в 1969 г. С 1970 г. она распространялась в других крупных городах, а в дальнейшем охватила всю страну [11, с. 4-5].
2 От корейского O^So^Cf- - выравнивать, уравнивать, стандартизировать; - политика. В англоязычной историографии употребляется термин «the Sehool Equalization Poliey», от англ. equal - равный, одинаковый. В отечественной историографии используется термин «политика стандартизации» (См.: [3; 5; 9]. Под ним понимается комплекс мер южнокорейского правительства, проводимых в 1960-е - 1970-е гг. с целью обеспечения школьников страны всеобщим, доступным, равным 9-летним образованием. В данный комплекс мер входила: отмена вступительного экзамена для средней и старшей школ; уравнение школ (бедных и элитных, государственных и частных); стандартизация учебных планов.
Теперь ученики поступали в школы по месту жительства, независимо от того, была ли школа частной или государственной. Министерство образования решило распределять всех выпускников начальной школы с помощью лотерейной системы. Это позволило бы свести к минимуму разницу между бедными и элитными школами, т.к. частные школы также включались в эту систему. Административные районы были поделены на школьные, каждый ученик с помощью жребия выбирал в какую школу своего района он пойдет. Эта система сразу же вызвала нарекания, так как, во-первых, районы были неравномерными и зачастую школьникам приходилось ездить в школу на другой конец города. Во-вторых, не удалось полностью уравнять элитные и обычные школы, если ученику выпадала элитная школы, ему приходилось перетягивать жребий, чтобы попасть в обычную школу, ведь обучение в элитной он не мог оплатить [17, с. 152-155].
Также руководство страны проводило политику стандартизации школьного образования. Частные школы в своих учебных планах и материалах, критериях найма учителей уравнивались с государственным и фактически становились частью государственной школьной системе. Одновременно правительство продолжало строительство новых средних и старших школ.
Во второй половине XX в., когда в Республике Корея происходили значительные перемены на пути построения современного общества, процесс формирования современной системы образования был осложнен многими факторами. С одной стороны, после японской оккупации в разрушенной Корейской войной стране просто не хватало финансовых и людских ресурсов для самостоятельной модернизации. С другой стороны, оказавшись под влиянием США, Южная Корея переняла многие американские идеи, которые легли в основу новой системы образования.
В середине 1940-х - 1950-е гг. главными задачами для страны в сфере образования являлись ликвидация безграмотности и введение всеобщего начального образования. Во многом решение данных задач происходило за счет вложение самого населения.
Коренное реформирование экономики в 1960-е - 1980-е гг. повлекло за собой серьёзные изменения в сфере образования. Страна, в которой даже полное школьное образование было редкостью, остро нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах. Для решения этой задачи авторитарное руководство страны прибегло к помощи частного сектора. Традиционное для Кореи
участие населения в вопросах образования проявляется в большом количестве частных школ. В 1960-е - 1970-е гг. правительство включило частные школы в государственную систему, благодаря чему завершился процесс формирование всеобщего, доступного 9-летнего школьного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова Л.В. Деятельность русской школы в Корее (1896-1904 гг.) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №31. С. 59-65.
2. Корнеева И.В. Тема образования в литературе Кореи эпохи Чосон // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №2. С. 171-176.
3. Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М.: Международные отношения, 2000.
4. Ланьков А.Н. Школы старой Кореи // Восточный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lankov.oriental.ru/309.shtml
5. Лим Э.Х. Тенденции развития общеобразовательной школы Республики Корея: 1945-2005 гг.: дис...канд. пед. наук. М., 2006.
6. Син Бёнчжу. «Совоны»: оплот конфуцианства и групировки «сарим» в эпоху Чосон // Коре-ана. 2015. Т. 11. №4. С.4-10.
7. Тертицкий Ф.К. Образовательная политика Японии в колониальной Корее // Вестник РГГУ. 2012. №31. С. 290-302.
8. Толстокулаков И.А. Политическая модернизация в Республике Корея (1945-1987 гг.) // Вестник ДВО РАН. 2005. № 2. С. 50-51.
9. Толстокулаков И.А., Пак Хису. Образование в общественно-политической системе государств Корейского полуострова. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005.
10. Chong, Т., 1968. Twenty years of Korean Education through Statistics. Korean Journal, August, pp. 4-13.
11. Kim, J.Ch., 1971. Impact and problems of the middle school non-examination admission policy. Korean Journal, May, pp. 4-7.
12. Kim, S.W. and Lee, J.H., 2002. The secondary school equalization policy in South Korea. Seoul: KDI School of Public Policy and Management.
13. Kim, T.J., 2004. Shadow education: school quality and demand for private tutoring in Korea. Seoul: KDI School of Public Policy and Management.
14. Lee, Ch.J., 2008. Education in the Republic of Korea. Approaches, achievements and current challenges. In: Fredriksen, B. and Tan, J.P. eds., 2008. An African exploration of the East Asian education experience. Washington: World Bank.
15. Lee, J.H., 2004. The school equalization policy of Korea: past failures and proposed measure for reform. Korea Journal, Vol. 1, pp. 221-234.
16. Lee, Y.D., 1974. Educational innovation in the Republic of Korea. Paris: The UNESCO Press.
17. Seth, M.J., 2002. Education fever: society, politics, and the pursuit of schooling in South Korea. Honolulu: University of Hawaii Press.
18. Sorensen, C.W., 1994. Education and success in contemporary South Korea. Comparative Education Review, Vol. 38, no. 1, pp. 10-35.
19. William, M., 1962. Foreign assistance to Korean education. Korea Journal, January, pp. 16-17.
REFERENCE
1. Ivanova, L.V., 2007. Deyatel'nost' russkoi shkoly v Koree (1896-1904 gg.) [Activities of Russian schools in Korea, 1896-1904], Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena, no. 31, pp. 59-65. (in Russ.)
2. Korneeva, I.V., 2008. Tema obrazovaniya v literature Korei epokhi Choson [The issue of education in the literature of Joseon Dynasty Korea], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 2, pp. 171-176. (in Russ.)
3. Lan'kov, A.N., 2000. Koreya: budni i prazdniki [Korea: weekdays and holidays], Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya. (in Russ.)
4. Lan'kov, A.N. Shkoly staroi Korei [Schools of Old Korea], Vostochnyi portal. URL: http://lankov. oriental.ru/309.shtml (in Russ.)
5. Lim, E.Kh., 2006. Tendentsii razvitiya obshcheobrazovatel'noi shkoly Respubliki Koreya: 1945-2005 gg. [Trends of the development of comprehensive schools in the Republic of Korea], dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (in Russ.)
6. Sin Benchzhu, 2015. «Sovony»: oplot konfutsianstva i grupirovki «sarim» v epokhu Choson [«Seowon»: stronghold of Confucianism and «sarim» grouping in Joseon era], Koreana, Vol. 11, no. 4, pp. 4-10. (in Russ.)
7. Tertitskii, F.K., 2012. Obrazovatel'naya politika Yaponii v kolonial'noi Koree [Educational policy of
Japan in colonial Korea], Vestnik RGGU, no. 31, pp. 290-302. (in Russ.)
8. Tolstokulakov, I.A., 2005. Politicheskaya modernizatsiya v Respublike Koreya (1945-1987 gg.) [Political modernization in the Republic of Korea, 1945-1987], Vestnik DVO RAN, no. 2, pp. 50-51. (in Russ.)
9. Tolstokulakov, I.A. and Pak Khisu, 2005. Obrazovanie v obshchestvenno-politicheskoi sisteme gosudarstv Koreiskogo poluostrova [Education in the socio-political system of the Korean Peninsula states]. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo unta. (in Russ.)
10. Chong, T., 1968. Twenty years of Korean Education through Statistics. Korean Journal, August, pp. 4-13.
11. Kim, J.Ch., 1971. Impact and problems of the middle school non-examination admission policy. Korean Journal, May, pp. 4-7.
12. Kim, S.W. and Lee, J.H., 2002. The secondary school equalization policy in South Korea. Seoul: KDI School of Public Policy and Management.
13. Kim, T.J., 2004. Shadow education: school quality and demand for private tutoring in Korea. Seoul: KDI School of Public Policy and Management.
14. Lee, Ch.J., 2008. Education in the Republic of Korea. Approaches, achievements and current challenges. In: Fredriksen, B. and Tan, J.P. eds., 2008. An African exploration of the East Asian education experience. Washington: World Bank.
15. Lee, J.H., 2004. The school equalization policy of Korea: past failures and proposed measure for reform. Korea Journal, Vol. 1, pp. 221-234.
16. Lee, Y.D., 1974. Educational innovation in the Republic of Korea. Paris: The UNESCO Press.
17. Seth, M.J., 2002. Education fever: society, politics, and the pursuit of schooling in South Korea. Honolulu: University of Hawaii Press.
18. Sorensen, C.W., 1994. Education and success in contemporary South Korea. Comparative Education Review, Vol. 38, no. 1, pp. 10-35.
19. William, M., 1962. Foreign assistance to Korean education. Korea Journal, January, pp.16-17.