Научная статья на тему 'Высшее образование России — годы реформ'

Высшее образование России — годы реформ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование России — годы реформ»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ — ГОДЫ РЕФОРМ

Анализ состояния высшего образования в России как одного из основных факторов, формирующих уровень и темпы социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов, в последние годы стал одним из ведущих направлений как в публикациях периодических изданий, так и в выступлениях руководства страны. Это связано с трансформацией российского образования, с присоединением в 2003 г. к болонскому процессу создания единого европейского пространства высшего образования, а также с социально-экономическими изменениями в обществе, вызванными переходом к рынку. Структура системы образования в современной России представлена на рис. 1.

Для сопоставления данных образовательной статистики различных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО), утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Данные международной статистики по индексу образования и доле взрослого населения с высшим образованием представлены в табл. 1.

В зависимости от уровня охвата населения высшим образованием страны условно разделены на 3 группы: в 1-й группе стран доля населения с высшим образованием составляет не менее 15 %; во 2-й группе — от 10 до 14 %; в 3-й группе — менее 10 %. Россия входит в 1-ю группу. Лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения занимают 3 страны — США, Норвегия и Израиль, где законченное высшее образование имеют 30 % населения в возрасте 25-64 лет. Россия, занимавшая в 2002 г. 6-е место в этом списке, в 2005 г. уступила свои позиции еще 4 странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. Для выявления взаимосвязи рассматриваемых критериев с уровнем экономического развития страны в таблице приводятся также данные Росстата о величине ВВП на душу населения в 2005 и 2008 гг. В целом по численности студентов Россия занимает 4-е место в мире (рис. 2), по доле студентов в численности населения — 2-е место (табл. 2).

Численность студентов в России (РСФСР) исторически постоянно увеличивалась и составляла в 1980-1981 гг. 3045,7 тыс. человек, затем упала до 2534 тыс. человек (1994-1995 гг.), с 1996 г. начался рост численности студентов, в 2008-2009 гг. она достигла максимума — 7513,1 тыс. человек, т. е. выросла в 2,7 раза относительно 1990/91 учебного года. Такой рост численности студентов можно объяснить введением платного обучения в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях и созданием учебных заведений на коммерческой основе. С 2009/10 учебного года численность студентов стала падать (рис. 3, 4). Динамику изменения численности учащихся в системе общеобразовательных учреждений (рис. 5) можно объяснить изменением рождаемости в годы реформ: достигнув в 1987 г. максимума — 2500 тыс. человек, она стала снижаться и составила в 1999 г. 1214,7 тыс. человек, затем начался рост, и в 2011 г. число родившихся составило 1793,8 тыс. человек.

В последние два десятилетия изменилась преобладающая форма финансирования высшего образования — коммерческий прием студентов превысил их прием за счет бюджетного финансирования (рис. 6).

Наибольшая доля численности занятых в экономике специалистов, имеющих высшее образование, наблюдается в финансовой сфере (67 %), в образовании (49 %), государственном управлении и обеспечении военной безопасности (47,6 %), в обрабатывающей промышленности занято 21,3 % (рис. 7). Выпуск специалистов по группе «экономика и управление» в 2010 г. составил 386,7 тыс. человек, или 32,8 % от общего выпуска. Развитие малого и среднего предпринимательства и сокращение промышленного производства (индекс сферы обрабатывающего производства относительно 1992 г. составил в 2011 г. 83,8 %) вызвали существенный рост выпуска экономистов (рис. 8).

В целом можно отметить, что за последние годы изменилась не только динамика подготовки специалистов, но и уровень их подготовки по форме получаемых дипломов (рис. 9).

Материал подготовил кандидат экономических наук, доцент Н.М. Багров

чо 53 л н к пО

a « V-К On

fr'

и g s «

Ученая степень доктора наук

Ученая степень кандидата наук

25/28 25/28 25/28

о

«

ja о

И

(D а сЗ

fr н m

О «

«

а

(D

С

«

л

& о

«

л

& о

Ступень 4 Последнее невысшее образование

(D О

£ (D

5 к

э Я

и «

о о

а ш

ь R

о °

н

m

J

И

<D

а

fr О

<N J

И

<D

а

fr О

н tn

IS

н о m

н <N

« о

5 ы

л П

« у

а. Ч

о

С

Ступень 1 Начальное образование (МСКО 1)

Послевузовское профессиональное образование

Диплом специалиста с высшим профессиональным _образованием_

22/25 21/24 20/23 19/22 18/21 17/20

Диплом о неполном высшем образовании

20/23 3.5/4 19/22 3

Диплом бакалавра

Диплом магистра

22/25 21/24

20/23 19/22

19/21 17/20

Высшее профессиональное образование

(иплом о среднем профессиональном образовании базового уровня

Диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня

Диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня

17

18 15

18 17 16 15

18 17

Диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня

19 18 17

Среднее профессиональное образование

Документ о начальном профессиональном образовании

17 Начальное профессиональное 16 образование

т

Аттестат о среднем (полном) общем образовании

16/17 Среднее полное профес 15 сиональное образование

Аттестат об основном общем образовании

т

14 9

13 Основное общее образование 8

12 7

11 б

10 5

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 4

8 Начальное общее образование 3

7 2

6 1

Ступень О Доначальное образование (МСКО 0)

Возраст, лет Годы обучения

Ист:. Гохберг Л.М., Забатуриш И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова O.K., Шувалова О.Р. Индикаторы образования: 2011: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 14 с.

Рис. 1. Система образования в Российской Федерации

Таблица 1

Охват населения законченным высшим образованием, индекс образования и величина ВВП на душу населения

Страна Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года, % Индекс образования хЮО 2005 г. ВВП на душу населения, $

2002 2005 2005 2008*

США 29,0 30 97 41950 46901

Норвегия 28,4 30 99 40420 60635

Израиль 25,9 30 95 25280 25681

Нидерланды 21,9 28 99 32480 42887

Исландия 19,9 26 98 33271 (2004) 39024

Дания 19,8 26 99 33570 39494

Канада 21,0 23 99 32220 38883

Австралия 20,0 23 99 30610 38752

Республика Корея 18,5 23 98 21850 26877

Япония 20,1 22 95 31410 33902

Россия 20,6 21 (2004) 96 10640 20350

Великобритания 18,6 21 97 32690 36817

Швеция 17,7 21 98 31420 39321

Испания 17,3 20 99 25820 33173

Новая Зеландия 14,8 20 99 23030 29024

Швейцария 16,2 19 95 37080 45891

Ирландия 15,9 18 99 34720 42643

Финляндия 15,6 18 99 31170 37795

Венгрия 14,2 17 96 16940 20700

Польша 12,1 17 95 13490 18062

Люксембург 11,6 17 94 64843 (2004) 89732

Германия 13,4 15 95 29210 37171

Греция 12,7 15 97 23620 29920

Франция 12,4 15 98 30540 34233

Среднее значение 21,5 97 30335 -

Ист/. Карпенко ОМ., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6; Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. /Росстат. М.,2011. 756 с.

Пет.: Карпенко ОМ., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира... Рис. 2. Распределение по странам общемировой численности студентов высших учебных заведений

Таблица 2

Количество студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/6)

Страна* Количество студентов, (МСКО 5А/6), млн чел., 2005 г. Население страны, млн. чел., 2005 г. Доля студентов вузов (МСКО 5 А/6) в населении страны, %, 2005 г.

США 13,2 296 4,4

Россия (2011 г.) 6,5 143 5

Япония 3,0 128 2,3

Польша 2,0 38 5.4

Корея 1,96 48 4,1

Германия 1,9 82 2,3

Великобритания 1,7 60 2,8

Франция 1,6 61 2,6

Испания 1,5 43 3,5

Канада 0,97 32 3,0

Австралия 0,8 20 4,0

Нидерланды 0,5 16 3,1

Прим.: Указываются страны, где доля взрослого населения с высшим образованием не менее 15 %, индекс образования 94-99 и количество студентов не менее 0,5 млн. Пет.: Там же.

О^- о Г"

о, о, о, о,

Нет.: Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 237: Россия в цифрах. 2012: кратк. стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 15.

Рис, 3. Численность студентов, обучавшихся в учреждениях высшего образования в 1914-2009 гг., тыс. чел.

Принято в государственные вузы, всего Принято в негосударственные вузы

Выпуск государственными вузами штт1 Выпуск негосударственными вузами

Принято студентов, всего, тыс. чел. — Выпущено специалистов, всего, тыс. чел.

1682

1642

1640

В государственные вузы включены и данные по муниципальным вузам. Ист.: Россия в цифрах. 2012... С. 153-154.

Рис. 4. Прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием в России в 1993-2011 гг.

□ До школьные образовательные учреждения И О бщео бр аз о в а тел ьны е у чр еж д ения

■ О бр аз о в а тел ьны е у чр еж д ения нач а л ьно го пр о ф ее сионал ьно го у чр еж д ения

- I -- I — - i - i - I - 1 - I -

Н О бр аз о ^ а тел ьны е учреждения среднего профессионального образования

iiiii^

И О бр аз о b а тел ьны е у 4р еж д ения вй с ш его пр о фес сионал ьнс! го о бр аз о в а йния

1993 2000 2005

Ист:. Там же. С. 144-153.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 5. Динамика численности обучающихся в образовательных учреждениях РФ

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2000

Л\\\Ч\\\\\\\'

541,3 Ш 1166,9

f 1329,6

ааааааа

XxSWW'

■ /у/.^.У'

i..i..!..«. 1.1.1.1.1. >. ■. i. i ..i ..i ..i ■ ■ ■ -■ ■ •

ffi 1108,9 SññS SS 815,3

ш...... ,

NVSWXAWV

445,1 ; 578,9 j; 553 11: 572,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-500

1500

2500

3500

4500

5500

1

ШШ

тгтг^ 546 " Щ& 1362,7 |жф

ЖШАШ-

О С полным возмещением ст онмо ста о буч еш ш

□ За счет местных бюджетов

■ За счет бюджетов субъектов Р о ссийской Ф ед ер а ции

13 3 а сч ет ф ед ер а льно го бюджета

0 Выпущено специалистов, всего

И С полным возмещением ст онмо ста о буч еш ш

а За счет местных бюджетов

Э За счет бюджетов субъектов Российской Федерации

0 За счет федерального бюджета

И Принято студентов, всего

Ист.: Российский статистический ежегодник.... С. 250. Рис.б. Прием студентов и выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования, тыс. чел.

0,0 0,2 0,4 0,6 0,8

0 Пр ед о ст а вл еш к пр очнх ко ммунальных, социа льных 11 пер сонапьных услуг

3 Здр авоохранение и пр едоставл енпе социальных услуг

О Образование

В Го суд ар ств енно еупр авл енне и обеспечение военной безопасносит; социальное стр ахованне

□ из них научныенсследованияи разработки

□ Операции с недвижимым

имущ еств о м, а р енд а н пр ед о ст а вл еш 1е услуг

□ Финансовая деятельность

0Транспорт и связь

□ Гостиницын рестораны

И Оптовая и р озничная тор говля; р емонт автотр анспортных ф едств, мотоциклов, бытовыхиздел1 ш 11 тц? ед мет ов Л1 гшо г о поль зова ш и

В Стр огпельство

□ Производств о и р а спр ед ел еш 1е электр оэнерпш, га за и воды

Ист.: Там же. С. 128.

Рис. 7. Среднегодовая численность занятых в экономике специалистов, имеющих высшее образование, по видам экономической деятельности, в % к численности работающих в соответствующей отрасли (100 %)

Физико -математи ч ески е н ау ки Естественные науки Гуманитар ные н ау ки Социальные науки Обр азование и педагогика Здраво охр анаше Культур а и искусство Экономика и упр авление Информационная безопасность Сфера обслуживания Сельское и рыбное хозяйство Геодезия и землеустройство Геология и разработка полезных ископаемых Энер гетика.энер гетическое машиностроение Металлургия, машин остр оение Авиационная и р акетно-космическая техника Оружие и системы вооружения Мор екая техника Транспортныесредства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и упр авление Информатика и вычислительная техника Химия и биотехнологии Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технологияпродовопьств. прод. и потреб, товаров Архитектура и строительство Безопасность, защита окружающей среды

У/7..7/ 7 7-7-7.-77.-7.-7/ 7 7 -У-'/ У7.-/.-У/У/ 7 У-7-7.-7.-/.-У.У/ ЧЛ

178,9

834,7

339,5

У 13

386,7

Пет:. Там же. С. 246.

Рис. 8. Выпуск специалистов государственными и му ниципальными образовательными учреждениями

в 2010 г. по группам специальностей

□ Получилидиплом: ттптпп онеполномВПО шимми бакалавра

3 специалиста с ВПО 11 магистра • Выпущено специалистов, всего

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

3 Полу чили диплом: гяяяы! онеполномВПО шииии бакалавра

В специалиста с ВПО (-----р магистра • Выпущено специалистов, всего

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Ист.: Там же. С. 249.

Прим.: а — все учреждения ВПО; б — государственные и муниципальные учреждения ВПО; в — негосударственные учреждения ВПО.

Рис. 9. Выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО)

по уровню полученных дипломов, тыс. чел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.