Научная статья на тему 'Влияние расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на количественные показатели высшего профессионального образования'

Влияние расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на количественные показатели высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / THE HIGHER EDUCATION TRAINING / FINANCING RESOURCES / STUDENTS / EXPERTS / THE BUDGET / THE STATE AND NONSTATE ESTABLISHMENTS / THE POPULATION / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко А. Н.

Рациональное использование бюджетных средств на образование – это актуальное условие для максимизации его эффективности и качества. Поэтому необходимо определить степень важности объемов государственного финансирования. В статье анализируются показатели высшего профессионального образования в интервале с 2000г по 2009г, рассматривается характер влияния расходов консолидированного бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование с учетом изменения численности населения. Проводится подробный анализ динамики и темпов роста количественных показателей высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rational use of budgetary funds on formation is an actual condition for maximization of its efficiency and quality. Therefore it is necessary to define degree of importance of volumes of state financing. In article indicators of the higher vocational training in the rage from 2000г on 2009г are analyzed, character of influence of expenses of the consolidated budget on the higher and after higher vocational training taking into account population change is considered. The detailed analysis of dynamics and rates of increase of quantity indicators of the higher vocational training is carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на количественные показатели высшего профессионального образования»

Руденко А. Н.

аспирант, ассистент кафед- ры «Управление персоналом и со- циология» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: anva rudenko@bk.ru

ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рациональное использование бюджетных средств на образование - это актуальное условие для максимиза- ции его эффективности и качества. Поэтому необходимо определить сте- пень важности объемов государствен- ного финансирования. В статье анали- зируются показатели высшего профес- сионального образования в интервале с

2000г по 2009г, рассматривается ха- рактер влияния расходов консолидиро- ванного бюджета на высшее и послеву- зовское профессиональное образование с учетом изменения численности населения. Проводится подробный анализ динамики и темпов роста количествен- ных показателей высшего профессио- нального образования.

Ключевые слова: высшее профес- сиональное образование, источники фи- нансирования, студенты, специалисты, бюджет, государственные и негосу- дарственные учреждения, население, показатели.

Высшие учебные заведения явля- ются ядром экономики знаний, катали- затором инновационного развития и, следовательно, основным источником интеллектуального капитала страны. Увеличение объемов финансирования образования способствует ускорению темпов развития данной сферы и, как следствие, развитию общества в целом. Рациональное использование бюджет- ных средств на образование - это акту- альное условие для максимизации его эффективности и качества.

Определяется степень значимости каждой финансовой единицы государ- ственного финансирования высшего профессионального образования. Для этого проводится анализ основных ко- личественных показателей образования и расходов консолидированного бюд- жета Российской Федерации в динамике и выявляется их соотношение.

В таблице 1 представлены показа- тели высшего профессионального обра- зования России с 2000 по 2009 год.

Таблица 1.Показатели высшего профессионального образования России [1]

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования 607 652 662 655 660 658 660 662

Численность студентов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего про- 4271 5596 5860 5985 6133 6208 6215 6136

фессионального образования, тыс. человек

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 137

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

Продолжение таблицы 1

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек населения 324 448 480 495 514 525 529 523

Принято студентов в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, тыс. человек 1140 1412 1384 1373 1377 1384 1363 1330

Коэффициент приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования (отношение численности принятых на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования к численности населения в возрасте 17 лет), процентов 50,1 63,8 64,8 68,4 74,6 81,1 89,2 92,1

Выпущено специалистов из государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. человек 579 860 930 978 1056 1109 1125 1167

Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 занятых в экономике, человек 99 149 162 172 188 197 198 215

Коэффициент выпуска из образовательных учреждений высшего профессионального образования (отно- шение численности выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования к численности населения в возрасте 22 лет), процентов 28,8 42,4 43,5 44,3 49,2 53,8 52,8 56,3

Количество государственных и муниципальных вузов возросло за весь промежуток времени на 9,1% (рис.1).

Численность студентов в государ- ственных образовательных учреждени- ях высшего профессионального образо- вания за весь период в целом возросла на 44 %.Этот же показатель в расчете на

10 тыс. человек населения отмечает увеличение количества образователь- ных учреждений на 61 % за рассматри- ваемый период.

Количество студентов принятых в государственные вузы возросло на 16%. А количество выпущенных студентов возросло на 201%. На 10000 человек этот показатель составил 217%.

Если в 2003 году доля принятых в государственные вузы студентов от об- щего числа

человек в 17-летнем возрас- те было 50,1%, то к 2009 году этот ко- эффициент увеличился на 84% и соста- вил 92,1 от общего количества населе- ния в данном возрасте. А коэффициент выпуска вырос на 95,5% за рассматри- ваемый период и составил 56, 3 % от общей суммы населения в возрасте 22 лет.

Проводиться сравнительный ана- лиз динамики количественных показа- телей высшего профессионального об- разования с изменением объемов фи- нансовых расходов в эту сферу.

Для этого рассматривается дина- мика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на высшее и послевузовское профессио- нальное образование, представленная в таблице 2.

В этот же период с 2000 г по 2009 г сумма средств, выделяемых государ- ственным бюджетом, возросла (с 24,4 до 347,2) в 14 раз. Если перевести в единицы, то соотношение финансового обеспечения и темпов роста высших учебных заведений составляет 5:1, то есть в среднем каждая единица финан- сирования образования принесла 1/5 единицы к числу высших учебных заве- дений и 1/10 единицы к численности студенческого состава.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 138

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2003 году по сравнению с 2000 годом увели- чились в 2,5 раза, или на 150 %, а число государственных образовательных уч- реждений выросло всего на 7 %, что отчасти послужило увеличению числен- ности студентов на 31 %. В этом интер- вале 5 финансовых единиц принесли 1 единицу численности студентов и 1/21 единицы государственных образова- тельных учреждений.

Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на высшее и послевузовское профессиональное образование[2]

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Всего, млрд. руб. 24,4 34,0 48,4 61,2 76,9 125,9 169,9 240,2 294,6 347,2

В процентах: от расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов госу- дарственных внебюджетных фондов на образование 11,4 12,2 11,8 12,9 13,.0 15,7 16,4 17,9 17,7 19,5

к предыдущему го- 123,1 119,6 123,2 111,0 104,6 137,1 117,2 124,2 104,0 115,6

в сопоставимых ценах

к ВВП 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7 0,9

Источник: Высшее профессиональное образование - данные статистики и Монито-

ринга экономики образования//Высшее образование 2011г №1(По данным Федерального казначейства; до 2008 г. подраздел классификации расходов бюджетов назывался «Высшее профессиональное образование»).

В 2004 году затраты выросли на 26 %, численность государственных вузов

- на 1,5 %, а количество студентов - на

5 %. В единичных эквивалентах, соот- ношение 5 финансовых единиц к 1 еди- нице числа студентов в данном проме- жутке сохраняется. В 2005 году расходы бюджета возросли на 64 %, количество государственных вузов сократилось на 1 %, а численность студентов возросла на

2 %. В данной ситуации нельзя говорить о зависимости объема государственных средств численности студентов. В 2006 году финансирование увеличилось на 35 %, доля вузов возросла на 1 %, а численность студентов увеличилась на 2,5

%. В этом промежутке финансовая еди- ница принесла 1/35 долю учебным заве- дениям и 1/14 численности студентов. В 2007 году финансовое обеспечение со стороны государства возросло на 41 %, число государственных ВУЗов сократи- лось на 5 единиц, что явилось малой до- лей процента, а численность студентов увеличилась на 1,2 %. Здесь соотношение с финансовыми единицами претер- певает еще больший разрыв. В 2008 го- ду на 23 % выросло финансирование при неизменном состоянии числа вузов и студентов, то есть дополнительная финансовая единица не принесла ника- ких количественных результатов. И в

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 139

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

2009 году процент дополнительного го- сударственного финансирования соста- вил - 18, число вузов увеличилось на 2 единицы, а число студентов уменьши- лось на 1,3 %. Таким образом, в отчетном периоде дополнительная финансовая единица

не только потеряла свое значение, то есть она не принесла количественного увеличения показателя численности студентов, но она еще и не смогла пре- дотвратить снижения

уровня данного показателя в сфере высшего профессио- нального образования.

Рис.3. Расходы консолидированного бюджета Источник: построено автором по данным Росстат

Проводиться сравнительный ана- лиз темпов роста рассматриваемых ко- личественных показателей. Для этого строится таблица с соответствующими данными (таблица 3).

В 2003 году темп роста государст- венных образовательных учреждений увеличился на 7 %. В 2004 году он вы- рос на 2%. В 2005 году он снизился на 1%. В 2006 году темп роста государственных вузов увеличился на 1%. В 2007 году он остался на прежнем уровне. В

2008 как и в 2009 темп роста остался неизменным. Наблюдается нисходящая тенденция в темпе роста государствен- ных и муниципальных образовательных учреждениях, так как скорость измене- ния рассматриваемого показателя в те- чение 9 лет сначала снижается, а впо- следствии останавливается на 1 уровне.

Таблица 3.Темпыроста количественных показателей ВПО

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Темп роста государственных и муниципальных учреждений ВПО 1,00 1,07 1,02 0,99 1,01 1,00 1,00 1,00

Темп роста студентов в государственных и муниципальных учреждениях ВПО 1,00 1,31 1,05 1,02 1,02 1,01 1,00 0,99

Темп роста расходов консолидированного бюджета 1,00 2,51 1,26 1,64 1,35 1,41 1,23 1,18

Источник: построено автором по данным Росстат

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 140

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

В 2003 году темп роста студентов увеличился на 31%, в 2004 - на 5%, в

2005 году он поднялся на 2%, в 2006 году увеличился еще на 2%. К 2007 прирост к темпу

составил 1%, к 2008

году он остался неизменным, а в 2009 году снизился на 1%. До 2009 года на- блюдается также нисходящая тенденция темпа прироста численности студентов (рис.4).

3.00

2.50

2.00

1.50 1,00 0,50

0,00

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Темп роста государственных и муниципальных учреждений ВПО Темп роста студентов в государственных и муниципальных учреждениях ВПО Темп роста расходов консолидированного бюджета Всего, млрд. руб.

Рис. 4. Темпы роста количественных показателей ВПО Источник: построено автором по данным Росстат

Темп роста расходов консолиди- рованного бюджета, как видно на ри- сунке 4, более динамичен, чем преды- дущие количественные факторы. Ясно видно, что все 3 кривых графика корре- лируют.

Необходимо рассмотреть числен- ность студентов в образовательных уч- реждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек населе- ния, чтобы исключить влияние демо- графического фактора. За рассматриваемый период этот показатель увели- чился на 61 %. В 2003 году прирост студентов составлял 38 %, в 2004 году -7%, в 2005 - 3 %, в 2006 году - 4 %, в 2007 году - 2 %, в 2008 году - 1 %. А в

2009 году прироста не было, числен- ность студентов сократилась на 1 %. По данным показателям количество сту- дентов, за вычетом отчетного года, ис- ключительно росло, постоянно замедляя темп.

600

500

400

300

200

100

0

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек населения Выпущ ено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования

Рис. 5. Численность студентов на 10000 населения Источник: построено автором по данным Росстата

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 141

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

Каким же образом выглядит си- туация с выпускаемыми специалиста- ми? За

рассматриваемый период объем выпускаемых специалистов увеличился на 117 %, в том

числе, в 2003 году - на

50 %, в 2004 году - на 9 %, в 2005 году

- на 6 %, в 2006 - 9,3 %, в 2007 году -

на 5 %, в 2008 остался неизменным, а в

2009 году прибавил 8,6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество студентов принимае- мых на обучение в высшие учебные за- ведения, увеличилось за рассматривае- мый интервал на 19,5 %. В 2003 году эта доля по сравнению с 2000 годом соста- вила 27%. В 2004 году - 1 %, в 2005 го- ду количество принимаемых на обуче- ние в высших учебных заведениях со- кратилось на 1 %. В 2006 году доля увеличилась также на 1 %. В 2007 возрос- ла на 1,4%. В 2008 году она уменьши- лась на 2 %, а в 2009 году уменьшилась еще на 6 %.

Далее рассматривается соотноше- ние принятых на обучение студентов и выпущенных специалистов. В 2000 году было приято в 2 раза больше студентов, чем выпущено. В 2003 году процент выпускаемых от принятых составил 60 %, в 2004 году - 65%, в 2005 году - 70 %, в 2006 году - 76 %, в 2007 году - 79,5 %, в 2008 году - 83 %, и в 2009 году -

93,3 %. Можно наблюдать тенденцию уверенного роста доли способных к обучению студентов среди общей массы желающих получить высшее профес- сиональное образование.

Рис. 6. Студенты и специалисты образовательных учреждений Источник: построено автором по данным Росстата

На рисунке 6 можно отчетливо увидеть стремление двух кривых друг к другу и сделать вывод, что темп роста дипломированных специалистов значи- тельно превышает темп роста студентов высших учебных заведений. На графике видно, что реальные показатели этих оценочных критериев выходят на оди- наковый уровень, то есть к 2009 году количество выпущенных студентов приближается к количеству поступив- ших в этом году. Таким образом, если предположить, что поступивший сту- дент - это ресурс достойного качества, а

расходы консолидированного бюджета на высшее профессиональное образова- ние - это инвестиции в “фабрику по производству дипломированных спе- циалистов”, то данное предприятие функционирует с максимальной отда- чей, принося своему инвестору соразмерную ожидаемой прибыль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Росстат. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/popu lation/obraz/obr-svod1.htm

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 142

2.Высшее профессиональное образова- ние - данные статистики и Мониторинга экономики образования//Высшее обра- зование 2011г №1(По данным Федерального казначейства; до 2008 г. под- раздел классификации расходов бюдже- тов назывался «Высшее профессио- нальное образование»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.