Научная статья на тему 'Высшее Образование в России. 2014 г. '

Высшее Образование в России. 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее Образование в России. 2014 г. »

СТАТИСТИКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014 г.

Высшее образование является основополагающим фактором в социально-экономическом развитии общества и определяет подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям развития государства и общества в целом. В связи с объединением высших учебных заведений и их сокращением, проблема развития высшего образования в России стала актуальной и широко обсуждается в прессе.

Численность студентов высших учебных заведений росла до начала 1970-х гг. (рис. 1), затем несколько стабилизировалась и вновь стала расти в 1990-е годы в связи с созданием частных вузов (рис. 2). С 2008 г. численность студентов вузов стала снижаться. Выпуск специалистов в 2014 г. составил 1291 тыс. чел. (для сравнения: в 1994 г. - 445 тыс. чел.). По данным Росстата, по состоянию на 1 октября 2013 г. направления на работу получили 167 тыс. специалистов (47 %), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования .

В среднем по странам СНГ численность студентов на 1000 человек населения составляла в 2013 г. 46,4 чел., в том числе в России - 58 чел., по странам ЕС в 2010-2011 гг.- 45,2 чел., по другим странам - 42 чел. (рис. 3, 4). Представляет интерес выпуск специалистов по группам специальностей: наибольшего роста достиг выпуск студентов по специальности экономика и управление, что объясняется значительным увеличением числа частных предприятий в экономике страны и, соответственно, увеличением спроса на экономистов (рис. 5, 6). В то же время, по многим видам промышленного производства произошло снижение выпуска специалистов.

Численность профессорско-преподавательского состава также увеличивалась до 2005 г., затем стала снижаться (рис. 7, 8). С началом объединения высших учебных заведений сокращение преподавательского состава выросло. За годы реформ значительно вырос приток иностранных студентов, преимущественно из стран СНГ (рис. 9). Особенно большой приток составляют иностранные студенты из Казахстана, занимающего по численности населения 3 место в СНГ (16,2 млн. чел.) после Украины (45,4 млн. чел.) и Узбекистана (30 млн. чел.). В целом численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, выросла от 58992 чел. в 2000/01 уч. г. до 107250 чел. в 2013/14 уч. г. - в 1,8 раза, в частных образовательных организациях - от 29258 чел. в 2012/13 уч. г. до 45380 чел. в 2013/14 уч. г.* *

Динамика развития высшего образования в Санкт-Петербурге аналогична динамике его развития в целом по Российской Федерации (рис. 10, 11), значительную роль в нем играют частные учебные заведения.

Около года назад началось объединение высших учебных заведений в Петербурге. Полной информации об объединении вузов пока нет, кроме отдельных публикаций. Так, по данным Интернет*, СевероЗападный заочный технический университет (СЗТУ) вошел в состав Горного университета, Медицинская академия им. И.И. Мечникова и Медицинская академия последипломного образования создали СевероЗападный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, одним вузом стали Санкт-Петербургский политехнический университет и Институт машиностроения, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и СПб государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий. Объединены Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова и Государственный университет водных коммуникаций. В 2012 г., в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИ-НЭКа) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа) был создан новый вуз - Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). В конце декабря 2012 г. подписан приказ Минобрнауки России о присоединении к СПбГЭУ Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ). Объединение вузов продолжается и эффект от их реорганизации может быть достигнут и оценен в ближайшие годы.

Материал подготовил кандидат экономических наук, доцент Багров Н.М.

Россия в цифрах. 2014. Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014. 159 с.

* Там же, с. 160, 161.

* http://www.dp.ru/a/2012/04/16/V Peterburge uzhe sostojalo.

СТАТИСТИКА

147

Рис. 1. Динамика роста численности студентов высших учебных заведений России в 1917-2014 гг.

1200

1000

800

600

400

200

0

В Государственные и муниципальные Е9 Частные

Ист.: Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 191; Россия в цифрах. 2014; Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014.С. 157.

Рис. 2. Число образовательных организаций высшего образования в РФ (на начало учебного года)

148

СТАТИСТИКА

Мексика; 26

Чешская респ.; 43 Франция; 36 ^

Норвегия; 47

Финляндия; 58

Великобритания; 40

Португалия; 36

Польша*; 57 Нидерланды*; 40

Респ. Корея; 69

Турция; 49

Швейцария; 33 Болгария*; 39

0-.V

.'■-.'■■.'■Л Wwwv

,\\\Ч Vwwww1 .ww\ Yvwix' греция*; 57

Австрия; 43 Венгрия; 39

Литва; 57 J Италия*; 33

Испания; 42

Дания*; 44

*2010 г.

Ист.: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 671.

Рис. 3. Численность студентов на 1000 человек населения в некоторых странах в 2010-2011 гг.

Таджикистан; 25 _ Украина1!8 Австрашя; !58 Респ. Молдова; 38

Киргизия; 59

Беларусь; 62.

Армения; 40. Азербайджан; 23.

.Индия; 17 .Китай*; 23 . Мексика*; 26

.Норвегия; 47

Респ. Корея; 69

]а^США; 67

Vv-.v-.X

гл\\^ \_Турция; 49

Россия; 58 Япония; 31

.Швейцария*; 33

*2011 г

Ист.: Там же.

Рис. 4. Численность студентов на 1000 населения в странах СНГ в 2012 г. и в других странах мира в 2010-2011 гг.

СТАТИСТИКА

149

//>>'>>>>>>>>> //'.<■:<<<<<< 4-»х

--!■-/— :■

/, 14444444444

// /

/7 / 'ШШШШ7ШШШ7ШШ: / / А ?У/У/У///У/У/У///'^У/Н3У/У//-^^

//

______//

//

//

// / //Ж'/ШI // /////////A

//J

/ // // A

/ /Ль

/ 4///

/ /'/Л / ✓ ,

тт

гшшт4шк<штштя,

\tAAAAAAAA^7AAAAAAA^

7/ ^ //////////\

444444

444444 4 44)0:44444444 4 ‘V' *}}}}}}}} 444444 4 44444444444 4 .

:25:-

//«

• '/Л / / /?///

4

23:

. l?

.............p/J/////

W///f///////f///ty / /j/Jjj/ ///jj

ISP

Чй

18

w

#.

+++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.Л.

Ill'll пГ-ГТ

N'i'i'i'i'i'i'i'i':

i i i i i i i i i i i i i i i i i i i

/

/

/

/

/

/

/

l8

17:

++++++++++++++++++♦ ++++++++++++++++++♦ ♦++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++♦ ++++++++++++++++++♦ ♦++++++++++++++++++ +++++++++♦+++++++++ +++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++♦ ♦++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++♦ ++++++++++++++++++♦ ♦++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++

I I I I I I I I I I I I I I I I I r

/

.....„

tossssssssssss^ssmssssssssssa

1990

2000

Ист.: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 218.

Виды специальностей (1-27) и их значение представлены в табл. 1.

В 2004 г. принят новый Общероссийский классификатор специальностей образования; происшедшие в последующие годы изменения в подготовке специалистов по новым видам профессий представлены на рис. 4.

Рис. 5. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием государственными и муниципальными образовательными учреждениями по группам специальностей в 1990-2000 гг., тыс. чел.

Рассчитано в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 1994 г.

150

СТАТИСТИКА

,/■>>>*>>> I 'ЩЖШ5

/|ллл;>»\лл;

^ SSS4?7

<жшШ

А$/ЙШ 21 гад

ini

2

2004

2005

2010

2011

2012

Ист.: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 210.

Виды специальностей (1-27) и их значение представлены в табл. 1

Рис. 6. Выпуск специалистов с высшим образованием государственными и муниципальными вузами

в 2004-2012 гг., тыс. чел.*

Рассчитано в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г.

СТАТИСТИКА

151

Таблица 1. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием государственными и муниципальными образовательными учреждениями по группам специальностей подготовки в 1990 -2000 гг. (рис. 5)___________________________________________

1990 2000 1990 2000

Выпущено специалистов - всего 401,1 578,9 14. Наземные транспортные средства 7,4 6,1

в том числе: 15. Технологические машины и оборудование 10,0 9,4

по группам специальностей 401,1 526,6 16. Электротехника 2,8 5,0

1. Естественнонаучные 35,9 38,3 17. Приборостроение 3,9 3,2

2. Гуманитарно-социальные 48,8 102,2 18. Электронная техника, радиотехника, связь 14,2 9,9

3. Образование 41,3 42,8 19. Автоматика и управление 10,8 9,3

4.Здравоохранение 24,6 23,3 20. Информатика и вычислительная техника 7,1 9,3

5. Культура и искусство 12,8 10,8 21. Эксплуатация транспорта 4,5 6,8

6. Экономика и управление 55,5 140,5 22. Химическая технология 7,2 4,5

7. Междисциплинарные естественно-технические специальности - 7,9 23. Технология продовольственных продуктов 8,5 5,3

8. Геология и разведка полезных ископаемых 2,9 1,7 24. Технология товаров широкого потребления 8,9 4,0

9. Разработка полезных ископаемых 4,1 4,0 25. Строительство и архитектура 22,6 20,2

10. Энергетика и энергомашиностроение 8,8 8,3 26. Сельское и рыбное хозяйство 29,7 24,8

11. Металлургия 3,9 2,8 27. Другие специальности 6,5 12,2

12. Машиностроение и материалообработка 14,0 11,1 28. По направлениям подготовки - 52,3

13. Авиационная и ракетно-космическая техника 4,4 2,9

Составлено в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 1994 г. Ист.: Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 218.

Таблица 2. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием государственными и муниципальными образовательными учреждениями по группам специальностей и направлениям подготовки в 2005-2012 гг. (рис. 6)_____________________________

2005 2010 2011 2012

Выпущено специалистов - всего 978,4 1177,8 1157,3 1125,3

В том числе:

По группам специальностей 914,8 1084,7 1052,4 1010,2

1. Физико-математические науки 11,8 9,7 9,0 8,6

2. Естественные науки 13,7 13,0 12,3 11,6

3. Гуманитарные науки 145,1 178,9 175,7 177,1

4. Социальные науки 11,2 16,4 16,0 13,3

5. Образование и педагогика 129,0 116,3 103,8 93,4

6. Здравоохранение 28,2 33,3 33,5 34,3

7. Культура и искусство 16,4 18,7 18,7 18,3

8. Экономика и управление 292,7 386,7 380,1 359,3

9. Информационная безопасность 1,3 3,6 3,7 3,8

10. Сфера обслуживания 6,3 14,3 15,5 15,9

11. Сельское и рыбное хозяйство 34,8 35,1 33,3 32,4

12. Геодезия и землеустройство 3,4 5,3 5,5 6,2

13. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 11,3 14,0 14,8 15,1

14. Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 22,0 24,0 24,3 23,8

15. Металлургия, машиностроение и материалообработка 25,8 24,0 22,0 19,6

16. Авиационная и ракетно-космическая техника 4,8 5,2 5,0 4,9

17. Оружие и системы вооружения 0,6 0,6 0,5 0,4

18. Морская техника 3,4 4,2 4,1 3,8

19. Транспортные средства 29,4 34,7 33,3 33,4

20. Приборостроение и оптотехника 7,1 7,4 6,9 6,0

21. Электронная техника, радиотехника и связь 15,1 14,7 13,6 12,0

22. Автоматика и управление 11,4 14,1 13,6 13,2

23. Информатика и вычислительная техника 17,7 22,3 21,7 20,5

24. Химическая и биотехнологии 10,7 11,0 9,7 8,9

25. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 5,9 6,2 5,9 5,5

26. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 17,5 18,3 17,5 15,8

27. Архитектура и строительство 29,4 39,5 40,1 39,7

28. Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 8,8 13,0 12,3 13,4

По направлениям подготовки 63,6 93,1 104,9 115,1

1. Физико-математические науки 5,3 6,8 7,5 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Естественные науки 2,6 3,7 4,3 4,9

3.Гуманитарные науки 8,6 13,6 17,1 19,0

4. Образование и педагогика 6,1 9,2 10,6 13,6

5. Экономика и управление 13,2 22,1 25,0 26,0

6. Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 4,6 5,4 5,4 5,6

7. Металлургия, машиностроение и материалообработка 4,4 4,4 4,6 4,6

Составлено в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г. Ист.: тот же, с. 219.

152

СТАТИСТИКА

Рис. 7. Численность профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Рис. 8. Численность профессорско-преподавательского персонала негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с учетом ученой степени и ученого звания

СТАТИСТИКА

153

Ист.: Россия в цифрах. 2014. Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014. С. 160.

Рис. 9. Численность иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации

154

СТАТИСТИКА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

И Государственные и муниципальные □ Негосударственные □ Государственные и негосударственные

120

100

80

60

40

20

0

Ист.: Санкт-Петербург в 2011 г. / Петростат. СПб., 2011. 82 с.; Санкт-Петербург в 2012 г. 77 с.; http://petrostat.gks.ru/ wps/wcm.

Рис. 10. Число образовательных учреждений высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге, ед.

□ Г осударственные и муниципальные □ Негосударственные П Г осударственные и негосударственные, в сумме

500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

Ист.: Там же; http://petrostat.gks.ru/ wps/wcm.

Рис. 11. Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в

Санкт-Петербурге, тыс. чел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.