Научная статья на тему 'Профессиональное образование в республике Алтай: факты, оценки, перспективы'

Профессиональное образование в республике Алтай: факты, оценки, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатов С. А., Глинский В. В., Сухорукова Н. Г., Серга Л. К.

В статье анализируются результаты статистических исследований процессов, определяющих уровень, динамику, шансы, риски, перспективы и задачи, стоящие перед современной системой профессионального образования Республики Алтай. Дана оценка демографической ситуации региона, определены основные особенности местного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатов С. А., Глинский В. В., Сухорукова Н. Г., Серга Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в республике Алтай: факты, оценки, перспективы»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 31; 331.5; 332.1

профессиональное образование В республике АЛтАЙ: факты, оценки, перспективы

с. а. Филатов,

доктор экономических наук, профессор, проректор по общественным связям и стратегическому развитию E-mail: f^latov@nsuem. ш

в. в. глинский,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики E-maП: stat@nsuem. ш

н. г. сухорукова,

кандидат социологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления E-maП: snfi@mail. ш

л. к. серга,

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики E-mail: s444@ngs. ш Новосибирский государственный университет экономики и управления

В статье анализируются результаты статистических исследований процессов, определяющих уровень, динамику, шансы, риски, перспективы и задачи, стоящие перед современной системой профессионального образования Республики Алтай. Дана оценка демографической ситуации региона. Определены основные особенности местного рынка труда.

Ключевые слова: демографическая ситуация, рынок труда, профессиональное образование, валовой региональный продукт (ВРП).

Введение. В статье приводятся результаты исследования, являющегося продолжением работы коллектива авторов [1-4]. В качестве объекта изучения выбрана система профессионального образования Республики Алтай, которая относится к группе слаборазвитых регионов. Это объясняется недостаточным уровнем развития производственных секторов экономики и бизнеса1, крайне низ-

1 Основными производителями конечного продукта в Республике Алтай являются следующие виды экономической деятельности (ВЭД): А - сельское хозяйство, охота и лесное

ким уровнем ВРП на душу населения (в 2009 г. -94,6 тыс. руб., по сравнению со среднероссийским уровнем в 226,0 тыс. руб. меньше в 2,4 раза), дота-ционностью экономики (республиканский бюджет почти на 80 % формируется за счет безвозмездных поступлений и только на 20 % за счет налоговых и неналоговых поступлений) [16].

С другой стороны, хозяйство региона находится в ожидании интенсивного развития. Связано это с тремя моментами: получением статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, газификацией региона и реализацией на территории республики приоритетных национальных проектов. Большие надежды возлагаются на опережающее развитие традиционного вида экономической деятельности агропромышленного комплекса (АПК) -животноводства [3, 14, 17].

Реализация приоритетных направлений развития Республики Алтай, которые должны обеспечить устойчивый рост экономики региона - энергетика и газификация, транспорт, дорожное строительство, туризм - требует соответствующих квалифицированных кадров. В связи с этим возникают следующие закономерные вопросы:

1) достаточен ли демографический потенциал для успешного решения новых задач;

2) способен ли современный уровень рынка труда ответить на вызовы сегодняшнего дня;

3) насколько система профессионального образования республики способна адекватно отвечать на запросы современной экономики? Демографическая ситуация. Численность населения Республики Алтай в отличие от тенденций, сложившихся в последние годы в России, растет. Причем на начало 2010 г. она составила 210,7 тыс. чел., что по сравнению с началом 1996 г. больше на 10,8 тыс. чел. В последние годы в регионе наблюдался значительный рост рождаемости. Республика Алтай стоит на 3-м месте среди всех субъектов РФ по уровню рождаемости (после Чеченской Республики и Республики Тыва). Устойчиво снижается

хозяйство; Ь - государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; Г - строительство, доля которых в ВРП республики в 2008 г. составила 19,0, 18,2 и 12,1 % соответственно (к тому же доля аграрного сектора и строительства снижается, а доля государственного управления растет). Значительную долю в структуре ВРП занимают и другие виды деятельности, в основном финансируемые из бюджета: М - образование, N - здравоохранение (9,4 и 8,2 % соответственно). Это свидетельствует о преобладании госсектора в формировании регионального продукта.

смертность. Особенно существенно снижается младенческая смертность (с 27,9%о в 1995 г. до 9,5%о в 2009 г., почти в 3 раза) [9, 10, 11, 13]. В результате в 2009 г. естественный прирост населения на 10 тыс. чел. составил 84 чел.

В регионе наблюдается постоянное снижение влияния на демографическую ситуацию фактора механического прироста. В 2009 г. произошел миграционный отток населения (численность населения республики за счет миграции снизилась на 256 чел). Динамика численности населения Республики Алтай в 2009 г. перешла от второго типа воспроизводства к первому, когда естественный прирост превышает его механический отток. Соответственно рост численности населения республики формируется за счет естественного прироста. По данным прогноза, выполненного Росстатом в 2009 г., к началу 2031 г. общая численность населения Республики Алтай может составить 250 081 чел., или вырастет на 40 тыс. чел.

Вместе с тем можно отметить ряд негативных демографических тенденций. Так, например, начинается механический отток населения с территории. Длившееся до 2007 г. снижение численности населения в возрасте моложе трудоспособного через несколько лет скажется на снижении численности населения рабочего возраста. За 15 лет (1995-2009 гг.) ожидаемая продолжительность жизни населения республики выросла на 4 года. У женщин она составила 71,8 лет, а у мужчин - 58,8 лет (не все мужчины доживают до пенсионного возраста). Поэтому среди населения старше трудоспособного возраста на 10 мужчин приходится 26 женщин, а в городе данное соотношение еще хуже - 3 женщины на 1 мужчину.

За анализируемый период выросло как городское, так и сельское население республики. Темпы роста городского населения несколько превышают темпы роста сельского. В результате в 1995-2010 гг. доля городского населения выросла с 24 до 26,6 %, но соотношение городского и сельского населения (1 : 3) пока остается в пользу сельского. Таким образом, воспроизводственная структура населения согласно шкале шведского демографа Г. Зунберга соответствует стационарному типу возрастной структуры населения. Это свидетельствует о простом воспроизводстве населения территории. Согласно шкале оценки старения населения польского демографа Э. Россета население Республики Алтай находится на этапе входа в демографическую старость (коэффициент старости равен 13,7).

Динамика и структура рынка труда. К началу 2011 г. численность экономически активного населения в регионе насчитывала 105,2 тыс. чел. (49,9 % общей численности населения республики). Из них 93,5 тыс. чел., или 88,9 % экономически активного населения были заняты в экономике; 11,7 тыс. чел., или 11,1 % не имели работы, однако активно занимались ее поиском. Согласно методологии международной организации труда (МОТ) данная категория населения позиционируется как безработная. В организациях службы занятости на начало 2011 г. в качестве безработных были зарегистрированы 3 117 чел.

Рынок труда в регионе выделяется стабильными темпами роста экономически активного населения (темп роста в 2010 г. составил 113,2 % к 2000 г.), доля экономически активного населения увеличилась в данном временном интервале также достаточно существенно - с 45,7 до 49,9 %. Положительная динамика присутствует и в увеличении числа занятых в этот же период на 21,4 % [9, 10, 11, 13].

Особенность республиканской экономики, определяемая направленностью на оказание нерыночных услуг, связанных с удовлетворением потребностей общества и жителей республики, таким же образом влияет на особенности формирования рынка труда. Характерной чертой занятости в Республике Алтай является то, что от 50 до 60 % занятого населения сосредоточено в бюджетной сфере (табл. 1).

Оценка рынка профессионального образования в Республике Алтай. На территории Республики Алтай функционируют два учреждения высшего профессионального образования (ВПО), семь учреждений среднего профессионального образования (СПО) и семь учреждений начального профессионального образования (НПО).

На всех уровнях профессионального образования Республики Алтай профессиональную подготовку получают более 12 тыс. студентов. Такова характеристика внутреннего рынка образовательных услуг (табл. 2). Значительная часть жителей региона обучается в университетах и учреждениях СПО в других регионах Российской Федерации в основном по целевому набору.

Республика Алтай не располагает крупными производственными структурами. Здесь слабо развит малый и средний бизнес, не лучшие времена переживают предприятия АПК. В настоящее время рынок труда региона в основном формируется за-

Таблица 1

Структура лиц, занятых на предприятиях и в организациях Республики Алтай по видам экономической деятельности в 2005-2009 гг., %

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009

Лица, занятые 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в экономике, всего

В том числе:

- реальный сектор (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I) 39,0 37,8 37,0 37,3 34,5

- финансовое посредничество К) 5,7 5,9 6,5 6,7 6,9

- бюджетная сфера (^ М, N О) * 55,3 56,3 56,5 56,0 58,6

Источник: составлено по данным [9, 10, 11, 13]. *Ь - государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение; М - образование;

N - здравоохранение и предоставление социальных услуг; О - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Примечание: разбивка по секторам и сферам выполнена условно, в форме объединения укрупненных видов экономической деятельности (разделов ОКВЭД).

просами бюджетной сферы и таких видов экономической деятельности, как управление, образование, здравоохранение.

В соответствии с наличием спроса перестраивается и структура предложения со стороны профессионального образования [5, 6, 12]. Государство и домохозяйства ориентируются на заказ специалистов высшего профессионального образования, причем гуманитарного профиля - управленцев, экономистов, юристов. В сельскохозяйственном регионе падает спрос на специалистов аграрного профиля. Высшее образование выстраивает парадигму профессионального образования в целом, среднее профессиональное образование рассматривается населением как одна из траекторий, в чем-то более экономичная, чем получение высшего образования. Учреждения СПО Республики Алтай осуществляют подготовку учителей начальных классов, медицинских сестер, акушеров, бухгалтеров, менеджеров, экономистов, правоведов, технических экспертов. Изменения структуры выпуска квалифицированных рабочих по профессиям отражены в табл. 3 и 4. Отметим, что в 4 раза сократился выпуск специалистов для сельского хозяйства, в 3 раза - для строительства, в 10 раз - для сферы обслуживания.

В начале 1990-х гг. вся совокупность условий и факторов, определяющих развитие высшего профессионального образования в стране, сложилась

Таблица 2

Основные показатели образования в Республике Алтай в 1990-2010 гг. (на начало учебного года)

Учебный год

Показатель 1990/ 2000/ 2007/ 2008/ 2009/

1991 2001 2008 2009 2010

Число учреждений начального профессионального образования, ед. 4 6 7 7 7

Количество учащихся учреждений начального профессионального 1 764 2 480 2 351 2 258 2 223

образования (на конец года), чел.

Из них учащихся на 10 000 чел. населения 90 122 114 108 105

Число средних специальных учебных заведений, ед. 5 5 7 7 7

В том числе:

- государственных и муниципальных учебных заведений СПО 5 5 6 6 6

- негосударственных - - 1 1 1

Количество студентов в средних специальных учебных заведениях, чел. 4 077 3 957 4 873 4 674 4 693

В том числе:

- в государственных и муниципальных учебных заведений СПО 4 077 3 957 4 695 4 573 4 627

Из них учащихся на 10 000 чел. населения 208 193 227 219 220

- учащихся в негосударственных учебных заведениях СПО на 10 000 чел. - - 178 101 66

населения

Принято студентов в средние специальные учебные заведения, чел. 1 473 1 476 1 644 1 504 1 591

В том числе:

- в государственные и муниципальные учебные заведения СПО 1 473 1 476 1 588 1 481 1 579

- в негосударственные учебные заведения СПО - - 56 23 12

Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, чел. 1 180 929 1 284 1 216 1 210

В том числе:

- из государственных и муниципальных учебных заведений СПО 1 180 929 1 193 1 161 1 183

Из них учащихся на 10 000 чел. населения 61 45 58 56 56

- из негосударственных учебных заведений СПО - - 91 55 27

Число высших учебных заведений* 1 1 2 2 2

В том числе:

- государственных и муниципальных учебных заведений ВПО 1 1 1 1 1

- негосударственных учебных заведений ВПО - - 1 1 1

Количество студентов в высших учебных заведениях, чел. 2 729 5 796 5 584 5 496 5 516

В том числе в государственных и муниципальных учебных заведениях ВПО 2 729 5 796 5 043 4 920 5 058

Из них учащихся на 10 000 чел. населения 140 261 244 235 240

Количество учащихся в негосударственных ВПО на 10 000 чел. населения - - 541 576 458

Принято студентов в высшие учебные заведения, чел. 765 1 268 1 172 1 106 1 390

В том числе:

- в государственные и муниципальные учебные заведения ВПО 765 1 268 1 027 954 1 257

- в негосударственные учебные заведения ВПО - - 145 152 133

Выпущено специалистов из высших учебных заведений, чел. 447 814 979 1 062 957

В том числе:

- из государственных и муниципальных учебных заведений ВПО 447 814 841 930 862

- на 10 000 чел. населения 23 40 41 45 41

- из негосударственных учебных заведений ВПО - - 138 132 95

Охват молодежи программами начального, среднего и высшего 14,1 18,7 18,1 17,6 17,6

профессионального образования, процентов**

Источник: составлено по данным [7, 18]. * С учетом филиалов.

** Удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 15-34 лет.

Таблица 3

Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования Республики Алтай в 2000-2004 гг. по ВЭД, чел.*

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004

Выпущено квалифицированных рабочих, всего 1 247 1 337 1 188 1 280 1 160

В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для промышленности - 31 92 46 -

Из них для электроэнергетической и топливной - 31 26 26 -

- для сельского хозяйства 433 457 384 462 295

- для лесного хозяйства 34 - 2 29 -

- для автомобильного транспорта 206 256 351 210 200

- для строительства 190 156 148 131 132

- для торговли и общественного питания 82 159 55 124 111

- для бытового обслуживания 194 267 156 211 150

- для других ВЭД 108 11 - 67 272

*Данные без учета профучилища уголовно-исполнительной системы.

Таблица 4

Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования Республики Алтай в 2005 - 2009 гг. по профессиям, чел.*

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009

Выпущено квалифицированных рабочих, всего 1 230 1 137 1 066 1 215 1 178

В том числе:

-для промышленности Из них: 221 169 151 186 230

- для металлообработки 67 36 47 102 88

- для деревообрабатывающего производства 64 44 47 47 90

- для легкой промышленности 90 89 57 37 52

- для сельского хозяйства 230 172 160 180 102

- для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ 67 86 50 100 61

- для транспорта 355 228 356 356 382

- для общественного питания, торговли и производства 100 80 95 90 95

пищевой продукции

- для сферы обслуживания 23 31 22 22 18

- для должностей служащих 187 331 151 171 124

- по общим профессиям для ВЭД 47 40 81 110 166

"Данные с учетом профучилища уголовно-исполнительной системы.

таким образом, что возможность дальнейшей динамики в форме лавинообразного процесса стала реальностью [1]. Если в 1970-1980 гг. численность студентов изменялась в пределах 3-7 % численности населения, то с начала 1990-х гг. число вузов двукратно увеличилось (не считая открытия филиалов и площадок других вузов на территории республики), а количество студентов выросло в 2 раза как на очной, так и на заочной формах обучения [15].

Аналогичная ситуация сложилась и на внутреннем рынке высшего образования Республики Алтай. Кроме того, 700 республиканских студентов учатся еще и в вузах других регионов по целевому набору, причем численность поступающих на этих условиях ежегодно растет. Существенная помощь

выпускникам в этом направлении поступает от республиканского Центра молодежной политики2. Министерство образования, науки и молодежной

2 В 2010 г. в Республику Алтай приехали 37 врачей. За 5 лет число врачей увеличилось на 97 чел., а численность средних

медработников увеличилась на 170 чел. В лечебно-профилактических учреждениях республики сегодня работают 764 врача, 2 584 средних медработника. Показатель обеспеченности врачами - 36,5 % (в СФО - 44,4 %; РФ - 43,8 %). Показатель

обеспеченности средними медработниками в регионе один из

самых высоких - 123,5 (в СФО - 97,4 %; РФ - 94,9 %). Общая потребность во врачебных кадрах для амбулаторно-поликли-нических учреждений - 164 ед., для стационаров - 180 ед. В 2011г. возвратились в регион 47 специалистов после интернатуры и 9 - после окончания ординатуры, а в 2012 г. ожида-

ется возвращение еще 40 специалистов после интернатуры и

7 - после окончания ординатуры.

политики Республики Алтай имеет договоры на целевую подготовку кадров с 27 вузами, в том числе с 26 вузами из других регионов. Таким образом, в 2011 г. Минобразования РА планировало получить 27 мест в Горно-Алтайском государственном университете и 335 целевых мест в вузах других регионов.

Экономика Республики Алтай существенным образом отличается от других регионов тем, что составляющая бизнеса на рынке труда совершенно незначительна. Больше половины всего занятого населения сосредоточено в бюджетной сфере. Высокий и стабильный уровень доходов работников бюджетных учреждений привлекает в этот сектор население. Государство само активно формирует повышенный спрос на экономические и юридические специальности, так как многократно увеличился финансовый сектор экономики (банки, страховые компании, фонды), а также создано множество фискальных и контрольных структур (налоговая инспекция, казначейство, служба судебных приставов). Почти 30 % занятого населения имеет высшее образование. Республика Алтай является регионом, в котором отдача на высшее образование одна из самых высоких в стране [8]. Отсюда и нацеленность выпускников на получение высшего образования. Связано это с превалированием бюджетного рынка труда. От 50 до 60 % занятого населения республики сосредоточено в бюджетной сфере. В государственном секторе экономики сосредоточены «хорошие» рабочие места. Частный рынок труда находится практически на нулевой отметке.

При выпуске 2,5-3 тыс. школьников в вузы поступает больше половины - 1,5-1,8 тыс. чел. Очень важна в этом плане помощь, которую оказывают министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай и республиканский Центр молодежной политики.

Система образования Республики Алтай ориентирована на высшее профессиональное образование, что вполне вписывается в образовательную парадигму всей России. Следует, однако, отметить несколько характерных ее особенностей. Органами управления выстроена эффективная система республиканской поддержки спроса населения на получение высшего профессионального образования в условиях ограниченного числа собственных образовательных учреждений. С ее помощью действует, например, система целевой бюджетной подготовки специалистов в 27 вузах Российской

Федерации. Внутренний спрос на специалистов высшего профессионального образования в основном обеспечивается бюджетными производствами и сегментами экономики. Особенно выделяется опережающая динамика численности лиц, занятых в государственном и муниципальном управлении. К сожалению, аналогичной положительной динамики спроса на специалистов высшей квалификации в сфере бизнеса и торговли, в сельском хозяйстве, строительстве и даже туризме не прослеживается.

Преимущественная стратегия руководства республики на обеспеченность экономики региона специалистами высшей квалификации может иметь также и негативные последствия. Так, отрицательно могут сказаться на экономике рост напряженности и расбалансированности на рынке труда и отток высококвалифицированной рабочей силы в другие регионы, если не будут созданы определенные условия для сохранения специалистов высшей категории.

Туризм, энергетика и газификация, дорожное строительство, транспорт, агропромышленный комплекс продекларированы руководством республики в качестве будущих «точек роста» экономики региона. Помимо огромных инвестиций в основные средства и в создание рабочих мест понадобится принципиально новый подход к обеспечению указанных видов экономической деятельности специалистами начального, среднего и высшего профессионального образования. Представляется маловероятным, что данная проблема будет решаться в республике посредством внешней миграции. Необходимо будет строить адекватную систему начального и среднего специального образования, что совсем непросто и недешево (особенно в условиях доминирования высшего профессионального образования). С высшим образованием также не без проблем: спрос населения республики в настоящее время ориентирован на бюджетные сегменты, на управление, что, соответственно, потребует значительных усилий и инвестиций в формирование новой парадигмы спроса.

В учреждениях профессионального начального образования необходимо открывать новые специальности для подготовки рабочих профессий. В этой связи повсеместно надо вести работу по профессиональной ориентации выпускников.

В заключение отметим, что реальностью стали слабая пропаганда и агитация, недостаточная реклама престижности рабочих профессий при

одновременном изменении структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в пользу управленческого персонала (за счет рабочих специальностей). Все это при доступности высшего образования и росте потребности в экономике в технических работниках может привести к негативным последствиям - нехватке рабочих кадров, привлечению лиц рабочих профессий из-за границ республики, а в итоге - и к неудержимому росту мигрантов. В условиях закрытости региона это может обострить проблему национального развития и самосохранения.

Таким образом, результаты анализа современной системы профессионального образования Республики Алтай, по мнению авторов, позволяют дать положительный ответ лишь на первый из трех вопросов, сформулированных в начале статьи.

Список литературы

1. Глинский В. В., Макаридина Е. В. О модели жизненного цикла высшего профессионального образования России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3 (96). С.12-18.

2. Глинский В. В., Донских О. А., Макаридина Е. В. Статистика против мифологии в сфере образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 6. С. 25-31.

3. Глинский В. В., Серга Л. К., Щербак И. В. оценка мультипликативного эффекта туристической индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. 2012. № 1. С. 48-52.

4. Глинский В. В., Серга Л. К. Статистика XXI века. Вектор развития // Вестник НГУЭУ. 2011. № 1. C.108-118.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.

6. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1.

7. Образование в Российской Федерации: стат. ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

8. Ощепков А. Ю. Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 4. C.468-491.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат. 2010.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. М.: Росстат. 2009.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб. М.: Росстат. 2005.

12. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. URL: http: http://d1.hse. rn/data/312/807/1234/ education-2020.pdf.

13. Россия в цифрах: стат. ежегодник. М., Рос-стат. 2009.

14. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р.

15. Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители // Российское экспертное обозрение. 2006. № 1 (15). URL: http://www. rusrev. org/content/review/print. asp?ids=123&ida=1110.

16. Центральная база статистических данных. URL: http://www. gks. ru/dbscripts/Cbsd.

17. URL: http://www. altai-republic. ru.

18. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/ population/obraz/vp-obr1.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.