Научная статья на тему 'Типология регионов по степени взаимодействия результативных и факторных показателей развития рынка профессиональных образовательных услуг в Российской Федерации'

Типология регионов по степени взаимодействия результативных и факторных показателей развития рынка профессиональных образовательных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / КЛАСТЕРЫ / РЫНОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / REGION / CLUSTERS / MARKET OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL SERVICES / NONPRICE FACTORS / RESULTING INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исарова Надежда Сергеевна

Предложена схема взаимодействия факторов спроса и предложения рынка профессиональных образовательных услуг, их адекватное отражение статистическими показателями в разрезе регионов. Проведен кластерный анализ по объединенному множеству результативных и факторных показателей за два года, что позволило выявить типы и динамику развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исарова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of regions on degree of interaction of productive and factorial indicators of development of the market of professional educational services in the Russian Federation

The scheme of interaction of factors of supply and demand of the market of professional educational services, their adequate reflexion by statistics in a cut of regions is offered. Cluster analysis on incorporated set of resulting and factorial indicators for two years is spent that allowed to reveal types and dynamics of development of the regional market of professional educational services.

Текст научной работы на тему «Типология регионов по степени взаимодействия результативных и факторных показателей развития рынка профессиональных образовательных услуг в Российской Федерации»

Исарова

Надежда Сергеевна,

к.э.н., доцент кафедры статистики Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова,

+7 (495) 916-36-67, nsidima@gmail.com

Предложена схема взаимодействия факторов спроса и предложения рынка профессиональных образовательных услуг, их адекватное отражение статистическими показателями в разрезе регионов. Проведен кластерный анализ по объединенному множеству результативных и факторных показателей за два года, что позволило выявить типы и динамику развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг.

Ключевые слова: регион, кластеры, рынок профессиональных образовательных услуг, неценовые факторы, результативные показатели.

Типология регионов по степени взаимодействия результативных и факторных показателей развития рынка профессиональных образовательных услуг в Российской Федерации

Для реализации концептуальной схемы анализа регионального рынка профессиональных образовательных услуг, базирующейся на сочетании программно - целевого подхода с выявлением закономерностей его развития в стране и ее регионах, требуется выявить не только систему результативных показателей его развития [1], но и определить основные факторы, влияющие на него.

Опираясь на основные положения экономической теории, систематизируем неценовые факторы, формирующие спрос на образовательные услуги, представленные в исследованиях рынка образовательных услуг с различной степенью детализации, и найдем их адекватное отражение статистическими показателями в разрезе регионов. К неценовым факторам спроса на образовательные услуги можно отнести следующие:

• количество потребителей профессиональных образовательных услуг;

• демографические факторы;

• уровень экономического развития региона;

• доходы населения;

• рынок труда;

• качество и доступность образовательных услуг;

• потребительские вкусы и предпочтения;

• ценовые ожидания.

На следующем этапе исследования регионального рынка профессиональных образовательных услуг необходимо провести отбор факторов, оказывающих влияние на его развитие, и адекватно их описать статистическими показателями. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Первые три фактора характеризуют объективные демографические, социально-экономические условия развития регионов, последствия которых проявляются в образовательной политике не только в регионах, но и в стране в целом. Факторы первой группы должны выражаться показателями, характеризующими потенциальное число потребителей на рынке, особенность их возрастного характера, естественное и механическое движение населения. Перечисленные признаки определяют величину и структуру потребностей в образовательных услугах. К показателям этих групп, имеющимся в «сквозной» региональной статистической информации, можно отнести следующие:

1. общий коэффициент рождаемости, промилле;

2. коэффициент естественного прироста, промилле;

ИИ*

Typology of regions on degree of interaction of productive and factorial indicators of development of the market of professional educational services

in the Russian Federation

Nadezjda S. Isarova

Candidate of science, economics; senior lecturer of chair of Statistics of Plekhanov Russian economic academy

+7 (495) 916-36-67

The scheme of interaction of factors of supply and demand of the market of professional educational services, their adequate reflexion by statistics in a cut of regions is offered. Cluster analysis on incorporated set of resulting and factorial indicators for two years is spent that allowed to reveal types and dynamics of development of the regional market of professional educational services.

Keywords: region, clusters, market of professional educational services, nonprice factors, resulting indicators.

V

3. общий коэффициент брачности, промилле;

4. общий коэффициент разводимости, промилле;

5. коэффициент миграционного прироста, промилле;

6. численность населения моложе трудоспособного возраста, коэффициент;

7. численность населения старше трудоспособного возраста, коэффициент;

8. среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;

9. плотность населения, чел./кв.км.

На необходимость рассмотрения в составе факторов - аргументов демографических факторов при построении моделей региональной эффективности общественного производства указывалось в работе Ряб-цева В.М. [4] Так, в работе сказано: «Каждый из демографических факторов служит определенной характеристикой развития важнейшей производительной силы общества. Одним из наиболее непосредственных выражений этого качества народонаселения является его образовательный уровень».

В качестве показателя, характеризующего влияние на спрос образовательных услуг такого фактора, как уровень экономического развития региона, выбран валовой региональный продукт на душу населения.

Рассмотрим возможность статистического отображения некоторых факторов четвертой группы (доходной и расходной детерминанты спроса на образовательные услуги). Рыночное преобразование российской экономики вызвало существенный прирост объема и динамики сферы образовательных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе системой высшего и среднего профессионального образования. Об этом свидетельствуют не только ускоренные темпы роста числа студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, но и изменение (увеличение) среди них удельного веса студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение. Кроме того, они определяют потенциальную возможность обеспечения платежеспособного спроса на них. Официальные источники информа-

ции в сфере образования позволяют выделить в этой группе факторов 12 показателей в региональном разрезе.

Ряд ученых при разработке рейтинговых оценок регионов [3] показателей развития образования в качестве одного из показателей, характеризующего доступность образования, используют показатель, характеризующий соотношение стоимости обучения в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в среднем за год и годовой номинальной начисленной заработной платы в экономике региона. Однако, исходя из наличия официальных статистических данных, публикуемых в статистических сборниках, с точки зрения методики расчета такого показателя правильнее, на наш взгляд, сопоставлять стоимость обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в среднем за месяц со среднемесячной начисленной номинальной заработной платой работников организаций. Более того, такие расчеты можно конкретизировать для государственных и муниципальных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Поэтому в данной работе предлагается в качестве факторного показателя спроса использовать соотношение стоимости обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в среднем за месяц со среднемесячной начисленной номинальной заработной платой работников организаций (статистические данные по оплате за семестр позволяют сделать такие расчеты). Эти показатели характеризуют удовлетворение потребностей в образовательных услугах населения региона с точки зрения их стоимостной доступности.

Пятый фактор — рынок труда важен как для спроса, так и предложения образовательной услуги. Влияние рынка труда может быть описано следующими показателями:

Потребность в работниках, заявленная организациями в ОГСЗ, тыс.чел.;

Удельный вес занятого населения с высшим профессиональным образованием (ВПО); средним профессиональным образованием (СПО); с начальным профессиональным образованием (НПО);

Результативные показатели

Функционирование рынка

Факторы спроса

Демографические

±

/— Уровень \

экономического

ч развития /

Доходы и расходы

Качество

Рынок труда

Количество

Использование ИКТ в д/х

Цена

I (стоимость обучения)

2

Факторы предложения

Ресурсы:

• финансовые

• материальные

• трудовые

Количество

производителей

Неценовые детерминанты

Уровень коммерциализации

Использование ИКТ организациями

Конкуренция

Степень влияния государства

Инновационное развитие региона

Развитие малого бизнеса

Временной фактор

3

ГПНИПЪ Схема взаимодействия факторов спроса и предложения на рынке профессиональных образовательных услуг

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Так, потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, может характеризовать влияние рынка труда на спрос и предложение. Однако эта информация хоть и представлена в статистическом сборнике в разрезе регионов, но в обобщенном виде, безотносительно уровня образования этих работников. Взаимосвязь и взаимозависимость рынка образовательных услуг и рынка труда подчеркивает, что спрос и предложение на рынке образовательных услуг находятся под влиянием спроса на специалистов (выпускников образовательных учреждений) на рынке труда. Действительно, с одной стороны, выбор образовательной программы ее потребителем происходит под влиянием спроса на рынке труда; с другой стороны, образовательные учреж-

дения стремятся предлагать образовательные программы по подготовке специалистов в соответствии со спросом на рынке труда. При этом важно знать не только объем рынка труда, но и его качественный состав, что описано соответствующими показателями.

Шестая группа неценовых факторов представлена показателями двойного действия: с одной стороны, как результативные показатели спроса, реализующие политику государственного регулирования системы образования; с другой стороны - как факторные показатели спроса на региональном рынке профессиональных образовательных услуг.

Таким образом, в систему факторных показателей спроса на рынке профессиональных образовательных услуг должны быть включены:

Доступность образования для различных социальных слоев и территориальных групп населения в сочетании с расширением свободы выбора учащимися способов получения образования и его содержания;

Обеспечение высокого качества образовательных услуг.

»

Для их характеристики воспользуемся перечнем индикаторов для рейтинговой оценки состояния образования в субъектах Российской Федерации [3] и включим две группы показателей:

1. Охват молодежи высшим, средним и начальным профессиональным образованием.

2.Численность студентов учреждений ВПО (СПО, НПО) на 10000 чел. населения. Факторы шестой группы могут быть выражены показателями, характеризующими число потребителей на рынке профессиональных образовательных услуг:

• прием студентов в государственные образовательные учреждения ВПО и в негосударственные образовательные учреждения ВПО;

• прием студентов в государственные и негосударственные образовательные учреждения СПО;

• прием учащихся в государственные образовательные учреждения НПО.

Факторы спроса седьмой и восьмой групп (потребительские вкусы и предпочтения, ценовые ожидания) в региональных статистических исследованиях не поддаются непосредственному выражению показателями официальной статистики. При их обосновании следует учесть, что доступность образования для различных социальных слоев и территориальных групп населения в сочетании с расширением свободы выбора учащимися способов получения образования и его содержания уже рассматривается с учетом потребительских вкусов и предпочтений. В этой связи необходимо, на наш взгляд, отметить влияние на выбор формы обучения (в частности дистанционного) такого фактора, как использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в домашних хозяйствах и населением.

Проведена также систематизация неценовых факторов предложения на рынке образовательных услуг и описана статистическими показателями.

С учетом возможности количественного выражения рассмотренных факторов была сформирована система из 40 показателей, характеризующих блоки, представленные на Рис. 1.

Надо отметить, что блоки показателей, характеризующие рынок труда, качество и доступность, количество потребителей представлены показателями двойного действия. С одной стороны, как результативные показатели спроса, реализующие политику государственного регулирования системы образования и механизмов рыночного воздействия, с другой — как факторные показатели спроса на региональном рынке профессиональных образовательных услуг. Это дает возможность распределять регионы по объединенному множеству показателей{У Ы X} на однородные группы по степени взаимодействия (по силе и направлению корреляционных связей) результативных и факторных показателей развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг. При этом также учитывается результат взаимного влияния развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг и структурно- динамических изменений в социально-экономическом развитии регионов (изменения в демографическом составе, доходах, уровне жизни и др.). В результате проведения структурно- динамического анализа массива статистических данных (67 показателей) за два периода (2002 г., 2007 г.), дескриптивного анализа выявлена высокая вариация показателей по регионам [2]. Это обусловило необходимость проведения кластерного анализа для наиболее полного раскрытия типов и тенденций развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг.

Информационной базой построения классификаций регионов по уровню развития рынка профессиональных образовательных услуг, послужила система результативных и факторных показателей, описанная выше. При этом изначально были исключены регионы, имеющие экстремальные значения показателей, выявленные на основе критерия Граббса. Результаты кластеризации регионов методом Уорда (Ward's method) по объединенному множеству показателей {Y Ы X} в 2002 г. и 2007 г. представлены на графиках 2,3. В результате проведенной классификации совокупность регионов разделена на два кластера: Кластер 1 (22 региона) и Кластер 2 (53региона) в 2002 г. и Кластер 1 (21 регион) и Кластер 2 (53региона) в 2007 г.

Рассчитанные коэффициенты постоянства состава кластеров за два периода имеют высокий уровень: состав кластера 2 в 2007г. по сравнению с 2002г. совпадает на 97,7%, а состав кластера 1 - на 99,1%. Красноярский край перешел из кластера 1 (2002г.) в кластер 2 (2007г.).

Полученные результаты кластеризации методом Уор-да позволили на следующем этапе, имея представление о количестве кластеров, на которое расчленяется совокупность, применить метод k -средних с целью выявления кластерообразующих переменных. В результате на 1-ом шаге анализа получена таблица межгрупповых (Между SS) и внутригрупповых (Внутри SS) дисперсий переменных.

Вестник УМО

Tree Diagram for 75 Cases Ward's method Euclidean distances 20000 .............................................

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15000 10000 5000

f птптлгтттттттттттттт)Яплптпптлпт

—» I I I I I 1 I I I I I I I I I I I I I I I гч. I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Л I /"h I I I I I г л I r&\ rtr\ Nh I I \

1Р!!»!ИЬ Дендрограмма распределения регионов Российской Федерации по результативным ( Y1 - Y27) и факторным показателям (X1- X40) регионального рынка профессиональных образовательных услуг в 2002 г.

Tree Diagram for 75 Cases Ward's method Euclidean distances

20000 15000 10000 5000 0

S" атттттттттттттттттггЛ^

D I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Jk I I I I I I I I I I I I I I I I 411 I I I I I I I t tl I I I I I Cpi I r<n Wt I I I I n~i I I I I

——^ц |- ,

Дендрограмма распределения регионов Российской Федерации по результативным ( Y1 - Y27) и факторным показателям (XI- Х40) регионального рынка профессиональных образовательных услуг в 2007 г.

Исходя из данных этой дисперсионной матрицы, были исключены показатели с большими значениями p (больше 0,05). График, построенный по средним значениям оставшихся показателей по выделенным кластерам, дает возможность проанализировать их соотношение и при незначительном отличии их исключить. В результате на втором шаге анализа получен новый вариант распределения регионов на два кластера. Для расчетов использовался модуль Cluster Analysis ППП Statistica 6,0. В результате проведенного анализа по каждому кластеру установлены кластеро-образующие переменные (табл.1, Рис.4,5) за два периода.

Кластеро- образующие переменные 2002 г. Кластер 2 (22 региона) Кластер 1 (53 региона) 2007 г. Кластер 2 (21 регион) Кластер 1 (54 региона)

Среднее значение Среднее значение Среднее значение Среднее значение

У2 295,045 243,6604 457,571 397,6296

У17 105,164 64,7290 133,468 89,6991

У18 8,922 5,7075 — —

У19 52,351 37,1309 90,872 62,4597

У22 53,907 40,1489 61,801 47,3471

У26 27,000 21,8830 — —

Х19 17,393 4,1493 17,466 4,0788

Х20 1432,514 443,9396 1507,152 456,0815

Х21 1,642 0,4788 1,724 0,5584

Х22 11,909 3,5472 13,095 3,8519

Х23 6,864 1,6038 7,095 1,7963

Х24 58,682 19,7547 67,667 21,7593

Х25 83,864 31,8679 82,381 30,8148

Х31 — — 0,113 0,0787

Х32 64,271 19,1906 85,06 23,82

Х33 6,941 5,7185 — —

Х34 6,318 2,6137 13,450 8,7363

ТаблицаШ

2007 г.

Кластер 2 (21 регион)

Среднее значение

Кластер 1 (54 региона)

Среднее значение

У2

295,045

243,6604

457,571

397,6296

У17

105,164

64,7290

133,468

89,6991

У18

8,922

5,7075

У19

52,351

37,1309

90,872

62,4597

У22

53,907

40,1489

61,801

47,3471

У26

27,000

21,8830

Х19

17,393

4,1493

17,466

4,0788

Х20

1432,514

443,9396

1507,152

456,0815

Х21

1,642

0,4788

1,724

0,5584

Х22

11,909

3,5472

13,095

3,8519

Х23

6,864

1,6038

7,095

1,7963

Х24

58,682

19,7547

67,667

21,7593

Х25 Х31

83,864

31,8679

82,381

30,8148

0,113

0,0787

Х32 Х33 Х34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64,271

19,1906

85,06

23,82

6,941

5,7185

6,318

2,6137

13,450

8,7363

■аисжФ Средние значения кластерообразующих переменных на втором шаге распределения регионов по объединенному множеству Г/ и X} в 2002г.

где:

У2 — численность студентов высших учебных заведений на 10000 чел. населения;

У17 — численность принятых студентов учреждений ВПО на 10000 человек;

У18 — численность принятых студентов негосударственных учреждений ВПО на 10000 человек;

У19 — численность выпускников учреждений ВПО на 10000 человек;

У22 — численность выпускников учреждений СПО на 10000 человек;

У26 — удельный вес выпускников учреждений СПО , зарегистрированных в общей численности безработных, %;

Х19 — потребность в работниках, заявленная организациями в ОГСЗ, тыс. чел.;

Х20 — среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел;

Х21 — удельный вес инвестиций в образование регионов в объеме инвестиций в образование страны, коэффициент;

Х22 — количество государственных учреждений высшего профессионального образования, единиц;

Х23 — количество негосударственных учреждений высшего профессионального образования, единиц;

Х24 — количество учреждений среднего профессионального образования, единиц;

Х25 — количество учреждений начального профессионального образования, единиц;

Х31 — удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации;

Х32 — количество малых предприятий, тыс. единиц;

Х33 — средняя потребительская цена на услуги за семестр учреждений государственных и муниципальных высших учебных заведений, тыс. руб.;

Х34 — средняя потребительская цена на услуги за семестр негосударственных учреждений ВПО, тыс. руб.

Число кластерообразующих переменных, выявленных с помощью дисперсионного анализа результатов кластеризации методом к - средних в 2002г. ( на начальной стадии модернизации системы образования) составило 16,а к 2007г. уменьшилось до 15, причем тринадцать из них имеются как в 2002г., так и в 2007г.

НДУЦНП-ПРДКТ И ЧЕТКИЙ ЖУРНАЛ

ЕШЭЕ^ Средние значения кластерообразующих переменных на втором шаге распределения регионов по объединенному множеству {У 0 X} в 2007г.

Анализ данных этой таблицы показал, что средние значения показателей кластера 2 выше соответствующих значений кластера 1 по всем показателям по каждому году. Кластерообразующие показатели развития профессионального рынка образовательных услуг входят в показатели двух блоков:

интегральные результативные показатели, характеризующие эффективный рынок образовательных услуг (У2);

Результативные показатели спроса и предложения профессиональных образовательных услуг, находящихся под влиянием объективных закономерностей (У17, У18, У19, У22, У2б).

Рост этих показателей по каждому кластеру говорит о положительной тенденции развития рынка профессиональных образовательных услуг.

При этом следует отметить большее влияние таких факторов на спрос на образовательные услуги и их предложение, как развитие малого и среднего бизнеса, который формирует спрос в сфере управления, финансов, маркетинга (в большей мере это характерно для 2 кластера). В 2007г. влияние этого фактора усилилось, особенно во втором кластере. Это влечет за собой увеличение количества потребителей образовательных услуг, что заставляет профессиональные образовательные учреждения разрабатывать дополнительные учебные программы. Кроме того, рост организаций, внедряющих новую технику, технологии, научные разработки (Х31) в соответствии со стратегией развития регионов, в частности инновационного, также увеличивает спрос, изменяет качественные параметры спроса, что характерно проявилось в 2007г.

Следует заметить, что высокий удельный вес выпускников учреждений СПО в 2002г., зарегистрированных в общей численности безработных (У2б) - переориентировал спрос образовательных услуг в 2007г. на получение высшего образования.

Итак, результаты анализа средних значений показателей и динамики развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг по кластерам, полученным на основе метода k -средних, показывают:

более высокие их значения в кластере 2 (по каждому году).

В его состав входит большинство республик, краев и областей (например, Башкортостан, Татарстан, Алтай, Пермский край, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Краснодарский край, Нижегородская область, Саратовская, Ульяновская, Омская и др.), имеющих высокоразвитый промышленный и сельскохозяйственный потенциал, с очень высоким показателем среднегодовой численности занятых в экономике. В отличие от кластера 1, во втором сохранилось отрицательное значение коэффициента миграционного прироста и в 2007г. Как известно, миграция способствует перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

Кластер 1 — демонстрирует более высокие темпы накопления человеческого капитала, конкуренции между производителями всех видов профессиональных образовательных услуг. В него входят регионы с развитой экономикой, но с гораздо меньшей среднегодовой численностью занятых в ней.

Так как методы кластерного анализа позволяют группировать не только объекты, но и показатели, их характеризующие, то для выявления типов регионов по степени взаимодействия результативных и факторных показателей развития рынка профессиональных образовательных услуг в России необходимо провести процедуру кластеризации методом Уорда (Ward's method) с использованием функции минимизации расстояния 1-Pearson r .

Источники информации:

1. Исарова Н.С. «Кластерный анализ по результативным показателям, характеризующим развитие регионального рынка профессиональных образовательных услуг». Материалы Международной научно-практической конференции «Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы», Санкт - Петербург, 25 - 27 января 2010г., с. 52-53.

2. Исарова Н.С. Статистический анализ региональной дифференциации рынка профессиональных образовательных услуг// Экономические науки, 2009, № 3(52). с.311-314.

3. Н.В.Ковалева, В.И.Кузнецова, Е.Г. Нечаева «Рейтингование регионов по показателям развития образования: задачи, методы, возможности, перспективы»// Вопросы статисти-ки,2008,№7,

с. 58-61.

4. Рябцев В.М. Региональный анализ эффективности общественного производства, 1999,

с.78,88.

References:

1. Isarova N.S. Cluster analysis on the productive indicators characterising development of the regional market of professional educational services. Proceedings of international scientific and practical conference "Economy re-structuring: resources and mechanisms", Saint-Petersburg, January, 25th-27th, 2010, pp. 52-53.

2. Isarova N.S. Statistical analysis of regional differentiation of the market of professional educational services// Ekonomicheskie nauki, 2009, № 3(52). pp. 311-314.

3. N.V. Kovaleva, V.I. Kuznetsova, E.G. Nechaeva. Regions rating on indicators of a development of education: problems, methods, possibilities, prospects// Voprosy statistiki, 2008,№7,pp. 58-61.

4. Ryabtsev V.M. The regional analysis of efficiency of a social production, 1999, pp.78,88.

Актуальные направления развития современной демографической статистики

Карманов ^^ Михаил Владимирович

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Социально-экономической статистики ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики» (МЭСИ)

+7(495)442-72-55, Mkarmanov@mesi.ru

В последние годы все чаще стали появляться публикации, связанные с актуальными направлениями развития отечественной статистики, которые многими авторами увязываются с современными проблемами демографического развития общества. В этой связи вопросы всесторонней статистической характеристики демографической безопасности, демографической экспансии, а также последствий трансформации демографической конъюнктуры общества вызывают большой теоретический и практический интерес.

Ключевые слова: безопасность, конъюнктура, экспансия, демографическая безопасность, демографическая конъюнктура, демографическая экспансия, статистическая оценка демографической безопасности, статистическая оценка демографической экспансии, статистическая оценка последствий трансформации демографической конъюнктуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.