Научная статья на тему 'Высшее образование и трудоустройство: современные риски'

Высшее образование и трудоустройство: современные риски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КВАЛИФИКАЦИЯ / PROFESSIONALISM AND QUALIFICATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / РИСКИ / RISKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова Марина Борисовна, Борисова Полина Алексеевна

В статье исследуется специфика взаимодействия высшего образования и современного рынка занятости, определяются риски в отношении квалификации, компетентности и профессионализма трудоустраивающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланова Марина Борисовна, Борисова Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and employment: modern risks

The article considers the specifics of the interaction between higher education and the modern labour market, and determines risks in respect of qualification, competence and professionalism of employees.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и трудоустройство: современные риски»

Проблемы отечественного образования и науки

М.Б. Буланова, П.А. Борисова

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ

В статье исследуется специфика взаимодействия высшего образования и современного рынка занятости, определяются риски в отношении квалификации, компетентности и профессионализма трудоустраивающихся.

Ключевые слова: качество образования, профессионализм и квалификация, дополнительные образовательные услуги, трудоустройство, риски.

Динамизм социальных процессов и явлений современности подвергает значительным изменениям институциональные среды взаимодействия. Формируются новые реалии социокультурной жизни общества, векторы и тенденции которых характеризуются неоднозначностью и непредсказуемостью. Обозначенные реалии, с одной стороны, затрудняют осуществление социологического прогнозирования перспектив развития общественной жизни, с другой стороны, сами подвергаются «искажению» из-за использования не всегда валидного и релевантного теоретического и практического инструментария.

В фокусе обозначенной проблематики институциональная структура высшего образования приобретает статус наиболее актуальной и «болезненной». Образование традиционно выполняет функцию трансляции социокультурного капитала, обеспечивает воспроизводство социальной структуры, делает возможной социальную мобильность, выступая важным стратификационным элементом. Но насколько оправданны подобные ожидания в рамках современности? Ответу на вопрос: «Насколько коррелируют ожидания двух институциональных структур - высшего образования и рынка занятости?» посвящена данная статья.

© Буланова М.Б., Борисова П.А., 2014

Эмпирической базой выступает исследование «Профессиональные и социокультурные установки студентов московских ВУЗов»1, которое было проведено 1-16 сентября 2013 г. в московских вузах (МГГУ, МГПУ, МГОУ, ГУУ, МИЭТ, МГУ, РГГУ, МАТИ, МФЮА, РГСУ). Объектом исследования являлись студенты-специалисты (1-5 курсы), а также студенты, проходящие обучение по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Методом анкетирования было опрошено 2438 человек. Выборка - гнездовая, квотная.

Согласно полученным данным большинство опрошенных респондентов склонны высоко оценивать качество образования, однако при дифференцировании однородного студенческого массива по курсам обучения мы столкнулись с контрастными изменениями по сравнению с зафиксированной «общей» ситуацией.

Корреляция по обозначенной переменной (курс обучения) была обнаружена при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, для дальнейшей трудовой деятельности Вам будет достаточно тех знаний, умений и навыков, которые Вы приобретете в Вашем учебном заведении?» Количество респондентов, затрудняющихся с ответом, оставалось высоким на протяжении пяти лет обучения, варьируясь от 35% на 1-м курсе до 25% на 5-м курсе. Данное обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что получаемая специальность, по мнению опрошенных, не всегда гарантирует успешную интеграцию в профессиональную сферу деятельности.

При этом количество респондентов, отрицательно оценивающих свои перспективы по трудоустройству, исходя из наличия образовательного капитала, к 5-му курсу составляет практически половину опрошенных - 46%.

Зависимость оценки адекватности полученных профессиональных навыков потребностям рынка труда проявляет себя и в различии позиций иногородних студентов и москвичей. Так, 40% иногородних студентов (против 31% москвичей) отметили, что приобретенная ими профессиональная квалификация на момент обучения не представляется конкурентоспособной в условиях современного рынка труда. Отчасти эта ситуация может быть проинтерпретирована через призму стартового ресурсного капитала (семья, место жительства, образование родителей, связи и знакомства, материальный и социальный статус), который в большей степени присутствует у москвичей.

Гендерной специфики в ответах респондентов не обнаружено. В обеих социальных группах достаточно высок процент респондентов, отрицательно оценивающих свои профессиональные перспек-

тивы, однако разница в их соотношении не представляется разительной: 34% у мужчин и 38% у женщин соответственно.

Достаточно интересными являются распределения ответов респондентов, дифференцированных по программам обучения. Ответ «да» на поставленный выше вопрос - «Как Вы считаете, для дальнейшей трудовой деятельности Вам будет достаточно тех знаний, умений и навыков, которые Вы приобретете в Вашем учебном заведении?» - выбрали 42% студентов-бакалавров, 35% студентов-специалистов и 23% студентов-магистров. Специфика распределения ответов свидетельствует о том, что студенты-бакалавры характеризуются на сегодняшний момент наиболее оптимистичным восприятием своего профессионального соответствия ситуации на рынке труда.

Образовательная программа студентов-бакалавров в большей степени ориентирована на формирование прикладного характера профессиональных знаний и умений. Во многом это соответствует потребностям современных студентов в инструментальном наполнении получаемого образования. Вторая ступень высшего образования, следующая за бакалавриатом, - магистратура - характеризуется, исходя из имеющихся эмпирических данных, значительным снижением оценки соответствия полученных знаний современным реалиям. На этот счет есть ряд точек зрения2.

Во-первых, магистратура призвана формировать специалиста в конкретной профессиональной деятельности и субъекта общественных отношений, обладающего чувством достоинства, профессиональной этикой, способностью критической и рациональной оценки действительности. Возникает вопрос: а востребован ли сегодня такой профессионал? Конечно, благодаря высокому профессионализму профессорско-преподавательского состава высшей школы на ступени магистратуры происходит трансляция теоретического знания в критическом антропоцентристском фокусе. В результате студенты последнего года обучения склонны интуитивно ощущать личностную невостребованность, подменяемую инструментальной необходимостью. Отсюда девальвация ценности профессии, актуализация качеств адаптивности, самостоятельности, стрессоустойчивости, обозначенных как необходимые практически во всех вакансиях3.

Во-вторых, экономический сектор российского производства ориентирован во многом на сырьевой потенциал и предоставление услуг, что не требует от кандидата на определенную позицию значительного интеллектуального потенциала; наукоемкие отрасли хозяйства в стране, к сожалению, практически отсутствуют.

В-третьих, благодаря миграционным слаборегулируемым потокам, латентно современная система образования обесценивается как «беспроигрышный» социальный «лифт» в профессиональное поле, с присущим последнему социальным и материальным капиталом.

Итак, такие переменные, как курс обучения, место жительства, программа обучения, способны оказывать влияние на общий характер удовлетворенности студентов профессиональными навыками и знаниями.

В анализируемом исследовании была также зафиксирована степень готовности респондентов работать по специальности по 11-балльной шкале (-5 - низкая готовность, 0 - нейтральная оценка, 5 - высокая готовность). На «отлично» и «хорошо» оценили свою профессиональную готовность 41% респондентов, на «удовлетворительно» 23%, негативно воспринимающие соответствие своей готовности будущей специальности составили суммарно 5%. Ситуация значительно меняется при дифференциации студентов по курсу обучения. Представим данные ответов респондентов (суммированный процент ответов «высокий - 4» и «очень высокий - 5») по годам обучения: 1-й курс - 50,3%, 2-й - 42,7, 3-й - 35,9, 4-й - 32,9, 5-й курс - 30,5%. Как видно, число респондентов, оценивающих готовность работать по специальности, снижается с каждым последующим годом обучения и на 5-м курсе составляет одну треть опрошенных.

Обратимся к анализу возможности совмещения работы и учебы в среде современного студенчества. Согласно полученным данным треть студентов московских вузов совмещает работу с учебой (28%). При этом доля респондентов, интегрированных в сферу трудовой деятельности, растет в зависимости от курса обучения: на 1-м курсе - 9%, на 2-м - 26, на 3-м - 32, на 4-м - 46, и на 5-м курсе -36%.

В этом отношении важно подчеркнуть, что самый высокий процент работающих студентов на 4-м курсе и самый значительный всплеск восприятия своей профессиональной готовности как низкой также приходится на четверокурсников. Число работающих респондентов, трудоустроившихся по специальности, составляет лишь 17%, тогда как оставшиеся 83% совмещают учебу с работой не по специальности.

В ходе проведенного исследования были выявлены специальности, обучаясь на которых студентам чаще удается совмещать работу с учебой: «Журналистика» - 47%, «Маркетинг, реклама, связи с общественностью» - 36, «Информационные технологии и

педагогика» - 34, «Экономика и управление» - 33, «Социология» - 29%. Эти данные могут быть интерпретированы с нескольких точек зрения: во-первых, перечисленные специальности наиболее «емкие» и «востребованные» в условиях современной действительности динамично развивающегося общества. Во-вторых, специальности инструментальны по своему характеру, но не жестко алгоритмизированы. В-третьих, успешность работы по ряду специальностей зависит от личностных качеств кандидата, творческого потенциала, мобильности, адаптивности, рефлексивности, гибкости.

Указанный достаточно низкий процент трудоустроившихся по специальности, как свидетельствуют данные исследования, вовсе не означает отсутствие желания работать по ней4. Так, 71% респондентов при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы работать по выбранной специальности?» дали положительный ответ, 19% - отрицательный и 10% затруднились с ответом.

Студенческая аудитория склонна достаточно пессимистично оценивать ситуацию в системе высшего образования. В качестве иллюстрации обратимся к данным исследования, проведенного ВЦИОМ5. Согласно представленным в указанном исследовании эмпирическим данным респондентам свойственна критическая оценка современных тенденций в области образования. Студентам был задан вопрос: «Если сравнивать сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли следующие изменения?» По мнению 43% опрошенных, «в культурном плане студентов, их кругозоре» изменения произошли в «плохую сторону», аналогичная пессимистическая оценка характерна и в «отношении студентов к учебе, их стремлении получать знания» - 44%, «возможности трудоустроиться по специальности» - 69, «возможности получить высокооплачиваемую работу» - 65%.

В свете обозначенных тенденций значительно актуализируется проблема дополнительных образовательных услуг. Если полученного образования недостаточно при трудоустройстве, то активизируется потребность в приобретении дополнительных навыков и умений, призванных повысить конкурентоспособность будущего молодого специалиста на рынке труда.

Для более подробного освещения этой проблемы вернемся к нашему исследованию. Согласно полученным данным существует корреляция между курсом обучения и долей студентов, получающих дополнительное образование: если на 1-м курсе число получающих дополнительное образование составляет 17%, то на 5-м -

23%. Работающие студенты также чаще получают дополнительное образование, чем неработающие - 23 против 15%.

В целом каждый второй респондент (51%) нуждается в дополнительных курсах. Согласно данным, полученным при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, нуждаетесь ли Вы в каких-либо дополнительных курсах, которые позволили бы Вам получить новые знания, умения, навыки?, у студентов, обучающихся на 5-м курсе, самая высокая потребность в получении дополнительного образования - 60% против 51%, у студентов первого года обучения.

Итак, изучение взаимосвязи высшего образования и трудоустройства позволяет выявить следующие риски.

1. В студенческой среде значителен процент (варьируется от трети до четверти опрошенных) испытывающих затруднение при оценке соответствия знаний, навыков и умений, получаемых в вузе, реальным потребностям работодателя. Обозначенная ситуация свидетельствует о наличии неопределенности положения студента относительно перспектив интеграции в профессиональное сообщество по выбранной специальности. Выбранная специальность, качество получаемого образования по ней не являются гарантами успешного трудоустройства.

2. Наблюдается значительная корреляция между оценкой студентами соответствия приобретенных знаний, умений и навыков сфере трудоустройства и курсом обучения, местом проживания, а также образовательной программой. Так, более половины студентов специалитета и бакалавриата 5-го курса считают полученную профессиональную квалификацию неконкурентоспособной на рынке труда. Подобный пессимизм характерен для иногородних студентов, а также для обучающихся по магистерским программам. Другими словами, образовательные программы специалитета и магистратуры признаются студенческой аудиторией нерелевантными только по завершении обучения, когда ожидания оказываются стереотипными представлениями, а приобретенные умения и навыки - неактуальными в инструментальном отношении. Феномен риска можно зафиксировать в инерционном восприятии обозначенными группами высшего образования как эффективного стратегического ресурса адаптации и социальной мобильности.

3. Работающие студенты склонны в большей степени негативно оценивать свою готовность работать по специальности. Число трудоустроенных составляет треть от общего массива студентов, получающих высшее образование. При этом доля работающих по специальности составляет чуть менее одной пятой от общего числа студентов, совмещающих работу с учебой. Кроме того, работающие

студенты значительно чаще испытывают потребность в дополнительных навыках и знаниях, призванных повысить конкурентоспособность и общий уровень профессиональной адаптивности. Риск в данном случае порождается ситуацией «закрытости» образовательного процесса, проявляющейся в слабой рефлексии относительно тенденций на рынке труда и занятости.

На сегодняшний момент не создана структура, объединяющая вузы, предприятия, бизнес-структуры, политические и общественные организации регионального и федерального уровней и регулирующая их интересы на базе социального партнерства. Отсутствие такого социального партнерства всех субъектов образования объясняет тот факт, что выбранные выпускниками специальности не соответствуют профильным классам среднего (полного) образования, а работа после окончания вуза не соответствует получаемой профессии.

4. Наблюдается зависимость числа респондентов, получающих дополнительное образование, от года обучения. Студенты, обучающиеся на 5-м курсе, не только чаще признают потребность в дополнительном образовании, но и непосредственно его получают. Эта тенденция может быть оценена двояко. С одной стороны, получение дополнительных образовательных навыков является необходимым условием адаптации специалиста к профессиональной деятельности, требующей постоянной коррекции компетентности и квалификации. С другой стороны, само дополнительное образование может способствовать возникновению риска депрофессионализации, а также маргинализации имеющегося статуса специалиста.

5. Низкий процент трудоустроенных по специальности объясняется не только отсутствием желания работать по ней. Равно как и потребность получения дополнительных знаний и навыков не всегда вызвана отсутствием должного качества образования, предоставляемого высшей школой. Обозначенное явление во многом выступает следствием совокупности рисков: отсутствием координирования уровней партнерства между субъектами образовательного процесса и рынком занятости на местном, региональном и федеральном уровнях; невостребованностью услуг по профессиональной ориентации и неэффективной работой профильных классов, создающих условия, препятствующие профессиональной социализации школьника-абитуриента; ориентацией социальных групп на высшее образование, не подкрепленной реальной востребованностью специалистов с высшим образованием на рынке труда; депрофессионализацией и т. д.

Таким образом, можно сделать общий вывод о несоответствии образовательных ориентаций и программ высшей школы реальной ситуации на рынке труда. Отсутствие устойчивых стандартов качества профессионального знания и соответствующих им требований работодателя формируют благоприятные условия для инсти-туционализации риска.

Примечания

1 Исследование выполнено по заказу Правительства Москвы («Департамент семейной и молодежной политики»). Проведено в рамках студенческого проекта «Гражданская смена».

2 См.: Осипов А.М., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования (Социологические исследования. 2008. № 11) [Электронный ресурс] // Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/548/633/1219/Osipov_15.pdf (дата обращения: 11.09.2013); Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблема взаимодействия [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/20/1267450955/ Kochetov.pdf (дата обращения: 08.09.2013); Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/324/925/1216/004.ZB0R0VSKIY.pdf (дата обращения: 13.10.2013); и др.

3 Там же.

4 См.: Кочетов А.Н. Указ. соч.

5 Современные студенты: штрихи к портрету [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=195&uid=111291 (дата обращения: 13.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.