Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ТРУДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еникеева Светлана Дмитриевна

В статье рассматриваются основные проблемы формирования нового механизма взаимодействия российского высшего образования и сферы труда. Новые вызовы, стоящие перед современным высшим образованием, определяются цифровой трансформацией отраслей экономики, изменениями в структуре рынка труда, вызванными развитием цифровых технологий. Показано, как внедрение современных цифровых технологий влияет на переход к новому цифровому формату подготовки кадров, кардинально меняет парадигму развития вузов, научно-образовательную деятельность, а также требует организации работы по привлечению и удержанию молодых талантов. Сделан вывод об особенностях развития цифровой образовательной среды в сфере российского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еникеева Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AND LABOR SPHERE IN DIGITAL ECONOMY: A NEW MECHANISM OF INTERACTION

The article addresses a new mechanism of interaction of Russia’s higher education and the sphere of labor. New challenges facing modern higher education are predetermined by digital transformation in the sectors of the economy and changes in the structure of the labor market resulted from the development of digital technologies. The author shows how the application of modern digital technologies affects the transition to a new digital format of training, radically changing the paradigm of university development, scientific and educational activities, and also organizing the work to attract and retain young talents. Finally, the author provides valuable conclusions concerning specific development of digital educational environment in the sphere of higher education.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2021. № 4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА С. Д. Еникеева1

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) УДК: 331.5, 378.1

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ:

НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы формирования нового механизма взаимодействия российского высшего образования и сферы труда. Новые вызовы, стоящие перед современным высшим образованием, определяются цифровой трансформацией отраслей экономики, изменениями в структуре рынка труда, вызванными развитием цифровых технологий. Показано, как внедрение современных цифровых технологий влияет на переход к новому цифровому формату подготовки кадров, кардинально меняет парадигму развития вузов, научно-образовательную деятельность, а также требует организации работы по привлечению и удержанию молодых талантов. Сделан вывод об особенностях развития цифровой образовательной среды в сфере российского высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, сфера труда, цифровая экономика, циф-ровизация, цифровые технологии.

Цитировать статью: Еникеева, С. Д. (2021). Высшее образование и сфера труда в цифровой экономике: новый механизм взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (4), 202-217. https://doi.org/10.38050/013001052021410.

S. D. Enikeeva

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) JEL: L92, O44

HIGHER EDUCATION AND LABOR SPHERE IN DIGITAL ECONOMY: A NEW MECHANISM OF INTERACTION

The article addresses a new mechanism of interaction of Russia's higher education and the sphere of labor. New challenges facing modern higher education are predetermined by digital transformation in the sectors of the economy and changes in the structure of the labor market

1 Еникеева Светлана Дмитриевна — к.э.н., доцент кафедры экономики труда и персонала, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2039-0678.

resulted from the development of digital technologies. The author shows how the application of modern digital technologies affects the transition to a new digital format of training, radically changing the paradigm of university development, scientific and educational activities, and also organizing the work to attract and retain young talents. Finally, the author provides valuable conclusions concerning specific development of digital educational environment in the sphere of higher education.

Keywords: Russia's higher education, sphere of labor, digital economy, digitalization, digital technologies.

To cite this document: Enikeeva, S. D. (2021). The higher education and the sphere of labor in digital economy: a new mechanism of interaction. Moscow University Economic Bulletin, (4), 202— 217. https://doi.org/10.38050/013001052021410.

Введение

Отличительной особенностью современного этапа развития российской системы высшего образования является цифровизация образовательной деятельности. Российское общество вступило в цифровую стадию своего развития, возможности которого становятся исключительно важными для эффективного решения как экономических, так и социальных задач. В этой связи актуальной становится задача качественного изменения содержания высшего образования на основе включения в него цифровой составляющей как важнейшей компоненты совершенствования подготовки кадров в цифровой экономике.

Современная стратегия и перспективы цифрового развития

высшего образования в Российской Федерации

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработаны основные направления по цифровизации сферы высшего образования и подготовлен целый пакет следующих нормативных документов:

— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203);

— Программа «Цифровая экономика Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р);

— Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

В цифровой экономике основой изменений вузовской подготовки кадров являются процессы, происходящие в обществе и сфере труда. Перед образованием будущего стоят две серьезные задачи: формирование новой учебной среды и совершенствование способов и методов обучения. Циф-

ровизация экономики обусловила развитие серьезных системных изменений в высшем образовании, в том числе и в вопросах подготовки кадров. В рамках совершенствования преподавания были разработаны новые формы и методы обучения на основе внедрения в образовательный процесс цифровых технологий, что кардинально изменило не только содержание преподаваемых дисциплин, но и форму их подачи. Цифровые технологии являются важным инструментом совершенствования образовательной деятельности вуза.

Цифровизация высшего образования предполагает использование в образовательном процессе совершенно новых цифровых технологий, таких как:

— большие данные;

— искусственный интеллект;

— виртуальная и дополненная реальность;

— геймификация;

— панорамные изображения;

— 3D-моделирование и др.

В российской вузовской практике сейчас активно разрабатываются электронные учебники и учебные пособия, формируются цифровые библиотеки. Вузам страны уже сложно обойтись без использования цифровых технологий, которые помогают организовать учебный процесс на новом уровне, который характеризуется переходом от простого использования информационных технологий к цифровой трансформации высшего образования.

Цифровая трансформация высшего образования, как правило, включает в себя два уровня. Первый уровень — это перевод уже имеющейся учебной информации на цифровые носители. Второй уровень включает в себя создание абсолютно нового образовательного продукта в цифровой форме. Цифровая трансформация образовательного процесса позволяет образовательной организации (ограниченной территориальной принадлежностью, размером и количеством учебных аудиторий, численностью профессорско-преподавательского состава и т.д.) расширить возможности и границы обучения, сделать его доступным для любой студенческой аудитории.

На наш взгляд, высшее образование вступает в совершенно новый этап своего развития. Главными задачами этого этапа являются:

— цифровая подготовка профессорско-преподавательского состава;

— развитие цифровой инфраструктуры;

— обеспечение глобальной конкурентоспособности высшего образования.

Цифровая стратегия обучения позволяет рассматривать цифровое оснащение высших учебных заведений как первостепенную задачу, позволяющую повысить доступность, эффективность и качество образовательной деятельности. Отличительными особенностями высшего образования

становятся технологичность и интерактивность. Цифровизация образования позволяет решить вопросы, связанные с расширением применения индивидуального подхода в обучении.

В современных условиях серьезной перестройки требует материально-техническая база обучения, учебно-методическое и программное сопровождение. Анализ процессов цифровизации высшего образования позволяет выделить несколько этапов внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность. На начальном этапе на базе новых технологий изучается фрагмент учебной дисциплины, потом — вся учебная дисциплина, в дальнейшем — новые цифровые технологии интегрируются во все дисциплины учебного плана.

Система высшего образования постепенно встраивается в сетевой мир. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации вправе применять как электронное обучение, так и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ (Федеральный закон..., 2019). В то же время высшие учебные заведения при внедрении цифровых технологий сталкиваются с определенными трудностями. Отсутствие во многих российских вузах соответствующей организационной политики, направленной на поддержку внедрения в образовательный процесс новых цифровых технологий, приводит к тому, что их применение оказывается довольно низким. Существуют и объективные причины, ограничивающие степень цифровизации образовательного процесса в вузах Российской Федерации. Успешность цифровизации высшего образования заключается не только в готовности или в неготовности к радикальным изменениям существующей системы высшего образования и образовательных организаций. Необходимо подчеркнуть, что эти вопросы являются предметом самого пристального изучения не только в России. В настоящее время за рубежом получила поддержку точка зрения, согласно которой при подготовке кадров целого ряда направлений и специальностей (например, медицинского и др. профилей) онлайн-обучение может выступать не как замена, а как дополнение к традиционному обучению (Людвиг, 2018). Анализ современной практики показывает, что сегодня в вузах преобладает смешанное обучение студентов на основе сочетания традиционных и цифровых методов. Ожидается, что разумное и эффективное использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать успешному развитию вузовской подготовки кадров. Предполагаемые цифровые изменения, несомненно, обогатят образовательную деятельность российских высших учебных заведений, позволят повысить качество высшего образования и расширить его доступность.

От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых цифровых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков. Эти новые

подходы позволят дополнить возможности уже имеющихся традиционных технологий.

Многообразие и эффективность цифровых методов и средств, используемых в учебном процессе, играют важную роль. Активные формы проведения учебных занятий (интерактивные лекции, деловые игры), рейтинговая оценка успеваемости студентов также существенно меняют образовательную деятельность вуза. Особым направлением модернизации российской высшей школы является цифровое развитие новых категорий образовательных организаций высшего образования: ведущих классических университетов, федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, на которые возложена важная миссия по внедрению цифровизации образовательной деятельности в современную вузовскую практику. В перспективе предполагается формирование новой структуры сети образовательных организаций, отвечающей реалиям цифровой экономики.

Стремительное развитие процессов информатизации и цифровизации российского общества обусловило необходимость подготовки учебно-методической литературы нового поколения, а также формирования принципиально иного формата преподавания в высших учебных заведениях России. Исследователи (Никулина, Стариченко, 2018) отмечают, что именно цифровизация высшего образования является основой формирования качественно новой модели подготовки кадров в современной экономике.

В цифровой экономике существенно меняются требования к высшим учебным заведениям Российской Федерации в вопросах подготовки кадров, среди которых можно выделить следующие:

— ориентированность на рынок труда;

— учет ожиданий и потребностей всех заинтересованных сторон (работодателей, государства (как социального заказчика), студентов и их родителей);

— междисциплинарный характер образовательной программы;

— обеспечение возможности индивидуализации обучения;

— обеспечение оценки качества образовательных программ со стороны работодателей и всех участников образовательной деятельности.

В Российской Федерации большое внимание уделяется государственной поддержке развития цифрового образования. В 2019 г. стартовал национальный проект «Образование», который направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и включает в себя десять следующих федеральных проектов (ФП):

— ФП «Современная школа»;

— ФП «Успех каждого ребенка»;

— ФП «Поддержка семей, имеющих детей»;

— ФП «Цифровая образовательная среда»;

— ФП «Учитель будущего»;

— ФП «Молодые профессионалы»;

— ФП «Новые возможности для каждого»;

— ФП «Социальная активность»;

— ФП «Экспорт образования»;

— ФП «Социальные лифты для каждого».

В рамках реализации национального проекта «Образование» (с 01.01.2019 по 31.12.2024) можно выделить три следующих федеральных проекта, в которых поставлены конкретные задачи по цифровизации высшего образования (Паспорт национального проекта «Образование»., 2018) (см. табл. 1).

В настоящее время в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» основное внимание предполагается уделять следующим направлениям цифрового развития системы высшего образования:

— разработка цифрового контента;

— сетевое взаимодействие университетов;

— развитие виртуальной академической мобильности студентов;

— обеспечение свободного доступа по принципу «одного окна» к лучшим образовательным контентам ведущих вузов страны (вне зависимости от места обучения и проживания);

— формирование цифровых индивидуальных портфолио обучающихся с целью фиксации их образовательных достижений и профессиональных компетенций для ознакомления с ними будущих работодателей;

— модернизация системы мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов, учитывающей удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников, а также соответствие направлений подготовки кадров региональным рынкам труда и отраслевой структуре цифровой экономики.

Таблица 1

Основные задачи федеральных проектов по цифровизации высшего образования в Российской Федерации

Федеральный проект «Молодые профессионалы» Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» Федеральный проект «Новые возможности для каждого»

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех уровней Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики

Источник: составлено автором.

Основной целью цифровой трансформации системы высшего образования в Российской Федерации является повышение доступности всех уровней образования через системное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Цифровые технологии все активнее влияют на цифровое развитие сферы высшего образования. В Российской Федерации наработан большой опыт создания электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий обучения. Внедрение новых электронных проектов («Библиотека электронных образовательных ресурсов», «Электронная библиотека» и др.) свидетельствует об их востребованности высшими учебными заведениями России. Однако отсутствие унифицированных требований и стандартов разработки информационных систем, электронного и дистанционного обучения снижает эффективность ресурсных затрат по их использованию. Для устранения указанных недостатков и повышения качества образования Правительством РФ намечены дополнительные меры в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Цель данного федерального проекта — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней на основе обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. Преимущества федеральной цифровой платформы:

— мобильное и безбумажное взаимодействие;

— искусственный интеллект;

— большие данные;

— развитие вузовского партнерства и др.

Реализация этого федерального проекта предполагает активное использование опыта российских порталов онлайн-образования ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов России. В настоящее время в Российской Федерации создан образовательный портал-агрегатор «Современная цифровая образовательная среда в РФ», объединяющий 39 платформ онлайн-образования, 1232 онлайн-курса, разработанных преподавателями 125 российских вузов и специалистами отраслевых компаний-лидеров. Ожидается, что дополнительным результатом федерального проекта «Цифровая образовательная среда» станет интеграция цифровой образовательной среды между всеми уровнями высшего образования.

В рамках образовательного портала реализуется принцип виртуальной академической мобильности студентов на основе предоставления доступа к цифровым образовательным контентам ведущих вузов страны. Среди них МГУ имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информа-

ционных технологий механики и оптики (Университет ИТМО), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Дальневосточный государственный университет и др.

Перспективными направлениями цифровизации образовательной деятельности являются:

— электронный студенческий билет;

— электронная ведомость;

— электронная зачетная книжка;

— электронный документ об образовании и др.

Важным элементом работы портала является разработка системы повышения качества и совершенствования онлайн-курсов не только для студентов, но и для профессорско-преподавательского состава. В настоящее время ведется работа по созданию инфраструктуры, направленной на подготовку преподавателей и административных работников, осуществляется распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения.

В Российской Федерации сформированы десять региональных центров компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО), в которых преподаватели вузов могут получить дополнительное профессиональное образование в части применения онлайн-технологий (см. табл. 2).

Таблица 2

Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения в Российской Федерации

Название РЦКОО Местоположение ВУЗ

Северо-Западный г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Балтийский г. Калининград Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Сибирский г. Красноярск Сибирский федеральный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южный г. Ростов-на-Дону Южный федеральный университет

Дальневосточный г. Владивосток Дальневосточный федеральный университет

«Ломоносов» г. Севастополь Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова

Поволжский г. Йошкар-Ола Поволжский государственный технологический университет

Томский г. Томск Томский государственный университет

Тульский г. Тула Тульский государственный университет

Тюменский г. Тюмень Тюменский государственный университет

Источник: составлено автором.

Обучение в РЦКОО осуществляется в очно-заочной форме по следующим программам подготовки:

— разработка, апробация и внедрение технологий онлайн-обучения в образовательный процесс, обновление моделей, методов и приемов обучения;

— разработка уникальных онлайн-курсов в целях реализации модели непрерывного обучения для всех участников образовательного процесса, а также для поддержания высокой квалификации кадрового состава региональной системы высшего образования;

— обучение сотрудников образовательных организаций по программам повышения квалификации в области онлайн-обучения;

— консультирование сотрудников образовательных организаций по вопросам создания условий для реализации виртуальной академической мобильности, внедрения и возможности зачета результатов освоения онлайн-курсов в рамках основных образовательных программ;

— организация разработки онлайн-курсов с участием сотрудников, прошедших обучение по программам повышения квалификации;

— повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и распространение практик успешного применения онлайн-курсов.

Главная задача повышения квалификации преподавателей заключается в том, чтобы научить их самостоятельно создавать онлайн-курсы на основе методического и технического проектирования, дизайна, видеопроизводства, умения работать с цифровым контентом. Разработка этого направления поручена Московскому физико-техническому институту (МФТИ). Важно также научиться правильно использовать онлайн-курсы в процессе обучения. В рамках этого направления (ответственный Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) запущен целый ряд онлайн-курсов, которые направлены на повышение компетенций широкого круга участников: от руководителей образовательных организаций и профессорско-преподавательского состава до технических исполнителей. Эти онлайн-курсы размещены на платформе онлайн-обучения Open Profession. В 2018 г. было разработано 30 онлайн-курсов. Общее число прошедших обучение — 1500 преподавателей. Следующий шаг — формирование экспертного сообщества по оценке качества онлайн-обучения. Созданием программы онлайн-курсов повышения квалификации преподавателей по этому направлению занимаются разработчики из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). За 2017-2018 гг. создано 17 онлайн-курсов. Общее количество подготовленных экспертов составило 650 человек.

В системе высшего образования России расширяется применение цифровых технологий и совершенствуется подготовка кадров. Однако,

как было отмечено в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», численность и структура этой подготовки не отвечают требованиям цифровой экономики (Программа «Цифровая экономика.», 2017, с. 6).

В целях активизации процесса обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был выделен федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». В ходе реализации этого проекта (с 01.11.2018 по 31.12.2024) предполагается обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров на основе дальнейшего совершенствования системы высшего образования. С этой целью соответствующим министерствам РФ предстоит определить потребность в кадрах для цифровой экономики, разработать концепцию базовой модели компетенций цифровой экономики, создать венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий, а также реализовать ряд других важных мероприятий, указанных в опубликованном Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и национальном проекте «Образование» (Паспорт национальной программы., 2018, с. 30). Планируемые результаты цифровизации высшего образования в Российской Федерации представлены в табл. 3.

Таблица 3

Планируемые результаты цифровизации высшего образования в Российской Федерации

Федеральный проект «Молодые профессионалы» Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» Федеральный проект «Новые возможности для каждого» Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

— Разработка цифрового контента; — Свободный доступ к онлайн-курсам (по принципу «одного окна»; — Цифровое портфолио — Создание центра цифровой трансформации образования; — Целевая модель цифровой образовательной среды; — Федеральная информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды Интеграционная платформа непрерывного образования Цифровой университет

Источник: составлено автором.

Цифровая экономика кардинально меняет сферу труда, приводя к появлению нового формата трудовых отношений (Садовая, 2018). Увели-

чивается количество срочных контрактов, внештатных и временных работников, получает широкое распространение неполная занятость и самозанятость физических лиц. Современные процессы трансформации занятости указывают на необходимость разработки и внедрения индивидуальных образовательных траекторий, развития персонализированного обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации. Этому будет способствовать формирование новых цифровых образовательных моделей в сфере высшего образования.

В настоящее время в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» разрабатывается общая концепция модели Цифрового университета. В основе этой концепции — цифровая трансформация российского высшего образования, адаптация его к новым требованиям рынка труда. В 2019 г. Министерством науки и высшего образования РФ в результате конкурсного отбора были выделены две группы вузов. В первую группу вошли пять вузов, на базе которых будет создана модель цифрового университета. Это НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики (Университет ИТМО), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Томский государственный университет и Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. Предполагается, что примерная структура модели цифрового университета будет состоять из следующих основных элементов:

— информационная система управления;

— онлайн-поддержка учебного процесса;

— ключевые компетенции цифровой экономики;

— организация учебного процесса на базе индивидуальных образовательных траекторий.

К 2024 г. указанные элементы модели цифрового университета будут доступны во всех российских вузах. Особое внимание будет уделяться разработке базовой модели компетенций. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» планируется создание сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). ЦОПП — новые структуры, определяющие самые востребованные компетенции будущего на основе тесного взаимодействия между образовательными организациями, работодателями и студентами. Другой федеральный проект «Новые возможности для каждого» нацелен на создание 250 центров опережающей дополнительной профессиональной подготовки (ЦОДПП).

Базовая модель компетенций для цифровой экономики — новый инструмент в сфере высшего образования, направленный на развитие рынка труда. Реализация этой модели в российских вузах будет осуществляться поэтапно.

Первый этап

Разработка типовой модели компетенций, определение перечня компетенций для цифровой экономики, выделение базовых компетенций.

Второй этап

Апробация и пилотное внедрение модели компетенций в сфере высшего образования для различных сегментов рынка труда и для отдельных категорий обучающихся.

Третий этап

Пилотное внедрение модели компетенций в сфере высшего образования для рынка труда на основе подготовленных проектов для их широкомасштабного внедрения в Российской Федерации.

Вторая группа вузов станет площадкой подготовки кадров для развития 1Т-индустрии. В нее вошли НИУ «Высшая школа экономики», Томский государственный и Уральский федеральный университеты, а также НИУ «Московский инженерно-физический институт» (МИФИ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).

Основная задача — перестройка вузовских научно-образовательных программ в сторону большей персонализации и индивидуализации обучения в целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и увеличения его возможностей для поиска сферы своей будущей трудовой деятельности.

Взаимодействие высшего образования и сферы труда

в цифровой экономике

Процессы цифровой трансформации оказывают сильное влияние на изменение сферы труда. Развитие цифровых технологий существенно меняет структуру рынка труда и формы занятости. Широкое распространение получает сочетание разных форматов трудовой деятельности (оф-лайн и онлайн). Кардинально меняется сам процесс труда. Происходит сегментация рынка труда на традиционные и цифровые виды трудовой деятельности. Изменились модели организации труда. Увеличивается количество сотрудников, работающих удаленно.

Необходимо подчеркнуть, что цифровое развитие высшего образования нацелено не только на удовлетворение текущего спроса рынка труда, но и на подготовку кадров для будущего прогресса общества. Разработка новых гибких научно-образовательных программ, ориентированных как на решение перспективных научно-технических задач различных отраслей экономики, так и на профессии будущего, способствует дальнейшей трансформации современной сферы труда.

Производство и воспроизводство новых знаний становятся главными драйверами экономического роста и создания новых рабочих мест.

В этих условиях происходит постепенное изменение механизма взаимодействия высшего образования и сферы труда на основе укрепления

и расширения сотрудничества вузов не только с будущими работодателями, но и с представителями органов власти, предпринимателями, российскими и зарубежными экспертами, общественными организациями и др.

В настоящее время вузы активно привлекают работодателей к оценке образовательных программ в качестве экспертов, участию в преподавательской деятельности, формированию совместных программ учебных и производственных практик, стажировок студентов. Особое внимание руководство вузов уделяет созданию специальных центров развития карьеры и трудоустройства студентов и выпускников вузов. Так, на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова много лет эффективно функционирует Служба содействия трудоустройству выпускников экономического факультета МГУ.

Работодатели и представители бизнеса также принимают активное участие в программах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В 2019 г. для преподавателей экономического факультета МГУ была организована программа повышения квалификации «Преподавательское мастерство в эпоху цифровой экономики» в объеме 76 часов. В рамках этой программы были проведены обучающие семинары в целях совершенствования преподавания дисциплин нового учебного плана направления «Менеджмент».

Высшие учебные заведения все более активно развивают взаимодействие с предприятиями реального сектора цифровой экономики, частного бизнеса в целях вовлечения студентов и преподавателей в решение актуальных проблем различных отраслей экономики. В этом случае вузы выступают как экспертные площадки для обсуждения и решения проблем различных отраслей экономики с привлечением к дискуссии представителей работодателей, предпринимателей, экспертов, профессоров и преподавателей других вузов. В этой связи необходимо отметить успешную деятельность экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, который имеет большой опыт в организации и проведении таких мероприятий. В декабре 2017 г. по инициативе декана, профессора А. А. Аузана на экономическом факультете МГУ начал работу научный семинар по исследованиям цифровой экономики, который проводится на регулярной основе каждый месяц в течение всего учебного года. Научный руководитель семинара профессор М. И. Лугачев.

Исследователи отмечают, что стремительное развитие цифровой экономики бросает серьезный вызов системе образования и государственной политике на рынке труда (Дигилина, Тесленко, 2019).

В настоящее время сферой самого пристального внимания и поддержки со стороны государства является работа для молодежи, выпускников вузов. В этой связи на государственном уровне разработаны и реализуются дополнительные механизмы трудоустройства выпускников вузов и их профессиональной переподготовки.

Так, в апреле 2020 г. Министерством науки и высшего образования РФ была запущена новая программа трудоустройства выпускников на базе самих вузов. Участвовало 150 вузов, трудоустроено более 16 тыс. студентов. Намечена реализация специальных мер привлечения выпускников 2020 г. на исследовательские позиции в вузы и научные организации. На эти цели было выделено 5 тыс. вакансий для выпускников 2020 г. Лидерами по трудоустройству выпускников выступают два крупнейших университета: МГУ имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. 13 российских вузов входят в 500 лучших вузов в мире по трудоустройству студентов.

В июне 2020 г. Правительством РФ было проведено совещание о ситуации на рынке труда с участием Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, на котором были предложены новые меры содействия трудоустройству выпускников вузов. На помощь вузам в трудоустройстве выпускников придут Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, которые станут соисполнителями государственной программы содействия занятости населения. Основная цель — интеграция работы российских вузов и их специализированных структурных подразделений с региональными центрами труда.

Важным нововведением является также создание Единой цифровой базы данных, объединяющей информацию о полученном образовании и трудовой деятельности работника. Формирование нового механизма взаимодействия высшего образования и сферы труда предполагает переход к учету всех полученных навыков (образовательных и профессиональных), отражающих весь процесс обучения и трудовой деятельности. Объединение полученных документов об образовании и трудовых книжек в Единый цифровой профиль, позволит сделать информацию о работнике более прозрачной для потенциального работодателя и повысит эффективность отбора будущих сотрудников.

Выводы

Цифровая трансформация стремительно меняет весь мир, и потребность постоянно совершенствоваться в профессии становится реальностью. Российские вузы постепенно адаптируются к новым цифровым условиям на основе выработки собственной стратегии развития, что позволяет надеяться на то, что большинству российских вузов удастся успешно перейти на новые цифровые методы обучения и новые формы подготовки кадров.

Социальный запрос со стороны российского общества на высшее образование очень высок. Цифровая революция может помочь решить эту проблему, предоставив возможность получения высшего образования путем развития онлайн-обучения.

Важным отличием новой цифровой модели подготовки кадров является персонализация и индивидуализация обучения, обеспечение получения студентами необходимых профессиональных компетенций, ориентированность на практику в соответствии с запросами работодателей, цифровой экономики и общества. Это позволит повысить эффективность прогнозирования кадровой потребности, скорректировать объем и структуру контрольных цифр приема в вузы страны. На наш взгляд, развитие новых направлений подготовки кадров, востребованных цифровой экономикой, зависит от способности российских вузов реагировать на изменения, происходящие в обществе, бизнесе, на рынке труда, и их готовности к взаимодействию.

Список литературы

Дигилина, О. Б., & Тесленко, И. Б. (2019). Трансформация рынка труда в условиях цифровизации. Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право», 4, 166—181.

Никулина, Т. В., & Стариченко, Е. Б. (2018). Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России, 8, 107-113.

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). (Дата обращения 29.01.2020 г.). http:// government.ru /info/35566

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)).(Дата обращения 29.01.2020 г.). http: //government.ru /info/35568

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632 -р). (Дата обращения 29.01.2020 г.). http: // static.government.ru>media/files/...pdf

Садовая, Е. С. (2018). Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда. Мировая экономика и международные отношения, 62 (12), 35-45.

Стефен Людвиг (2018). Высшее образование: опыт пропагандиста онлайн-обуче-ния. Вопросы образования/Educational Stadies Moscow, 4, 167-186.

Цифровая трансформация: образование, наука, общество: монография. М., 2019. Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики / Пер. с кит. М.: Интеллектуальная литература, 2019.

Цифровая Россия: новая реальность. Digital/McKinsey, 2017. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2020.

http://static.government.ru/media/flles/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf http://static.government.ru/media/flles/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.

pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf http://static.government.ru/media/flles/UraNEEb0nbjocoMLP0nnJZx40T20Siei.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176079128/Ros.shkola-text.pdf

http://www.pmedu.ru/res/2011_5_11/pdf

http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2012-2_p110-113.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/06/21/1488487037/0brazovanie-text.pdf

References

Digilina, 0., & Teslenko, I. (2019). Labor market transformation in the context of digitalization. Vestnik RSUH. Series «Economic. Management. Law», 4, 166—181.

Nikulina, T., & Starichenko, E. (2018). Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management. Pedagogical education in Russia, 8, 107-113.

Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (minutes of December 24, 2018 No. 16). Retrieved January 29, 2020, from http:// government.ru /info/35566

Passport of the national program «Digital Economy of the Russian Federation».(approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes of December 24, 2018 No. 16)). Retrieved January 29, 2020, from http: //government.ru / info / 35568

The program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r). Retrieved January 29, 2020, from http: // static.government.ru> media / files /... pdf

Sadovaya, E. (2018). Digital economy and the new paradigm of the labor market. World Economy and International Relations, Volume 62, 12, 35-45.

Stephen, L. (2018). Higher education: the experience of an online learning promoter. Educational Issues/Educational Stadies Moscow, 4, 167-186.

Digital transformation: education, science, society. Monograph. M., 2019. Ma Huateng, Meng Zhaoli, Yang Delhi, Wang Hualei. Digital transformation of China. Experience of transforming the infrastructure of the national economy; Translation from whale. M.: Intellectual literature, 2019.

Digital Russia: new reality. Digital / McKinsey, 2017.

Federal Law «On Education in the Russian Federation.» M.: Prospect, 2020.

http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf

http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.

pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf

http://static.government.ru/media/files/UraNEEb0nbjocoMLP0nnJZx40T20Siei.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176079128/Ros.shkola-text.pdf

http://www.pmedu.ru/res/2011_5_11/pdf

http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2012-2_p110-113.pdf

https://ioe.hse.ru/data/2019/06/21/1488487037/0brazovanie-text.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.