Научная статья на тему 'ПЕРЕЗАГРУЗКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РФ'

ПЕРЕЗАГРУЗКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Мария Александровна, Гончарова Наталья Александровна

В статье рассмотрены особенности процесса перезагрузки системы высшего образования в условиях формирования цифровой образовательной среды в РФ. Многоаспектность и многоуровневость этого процесса, проведенный анализ деятельности вузов на современном этапе формирования цифровой образовательной среды в РФ позволили выявить необходимость постепенного перехода от использования цифровых технологий для поддержки процессов системы высшего образования к использованию цифровых технологий для формирования результатов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELOADING OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN CONDITIONS OF FORMATION OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIA

The article discusses the peculiarities of the process of reloading of the higher education system in the conditions of formation of the digital educational environment in the Russian Federation. The multidimensional and multilayered nature of this process, the analysis of the activities of universities at the current stage of formation of the digital educational environment in the Russian Federation revealed the need for a gradual transition from the use of digital technologies to support the processes of the higher education system to the use of digital technologies to form the results of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЗАГРУЗКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РФ»

doi

УДК 371:351.81 10. 20310/1810-231X-2019-18-4(42)-7-14

ПЕРЕЗАГРУЗКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РФ

Гончарова Мария Александровна, Гончарова Наталья Александровна

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Россия, г. Орёл e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности процесса перезагрузки системы высшего образования в условиях формирования цифровой образовательной среды в РФ. Многоаспектность и многоуровневость этого процесса, проведенный анализ деятельности вузов на современном этапе формирования цифровой образовательной среды в РФ позволили выявить необходимость постепенного перехода от использования цифровых технологий для поддержки процессов системы высшего образования к использованию цифровых технологий для формирования результатов образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, высшее образование

Современный этап развития национальной цифровой экономики требует от системы образования постановки новых целей, изменения структуры, организации и содержания образовательного процесса. Действительно, система образования сталкивается с разными по силе влияния и масштабам вызовами циф-ровизации, обусловленными изменениями, происходящими в социуме и экономике. Перечислим некоторые из них:

- интенсивное развитие и практическое внедрение информационных технологий в различные отрасли народного хозяйства;

- возникновение и стремительное развитие новых прорывных технологических рынков;

- рост спроса на квалифицированных, компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих готовностью к включению в кардинально новую постоянно трансформирующуюся систему трудовых отношений, профессиональную деятельность;

- сравнительно быстрая и существенная смена требований к квалификации и навыкам персонала организаций;

- появление новых рабочих мест в интеллектуальных и высокотехнологичных сферах и сокращение (или исчезновение) рабочих мест в других сферах;

- изменение ценностных ориентиров в обществе;

- формирование спроса на новые типы компетенций и новые формы подготовки специалистов.

Таким образом, можно говорить о своеобразной перезагрузке системы высшего образования, в основе которой лежит качественно новый методологический подход к организации самого обучения. Несмотря на то, что в научных публикациях, научной литературе достаточно широко используется понятие «цифровая трансформация» (под которым в широком смысле понимается совокупность происходящих в обществе изменений, связанных с внедрением (освоением) современных цифровых технологий), однозначного его определения нет. «Цифровая трансформация», по мнению авторов, охватывает более глубинные, связанные изменения социума, обусловленные использованием цифровых технологий. В связи с чем, в контексте исследуемой проблемы, речь скорее должна идти о перезагрузке системы высшего образования.

Цифровизация постепенно переходит в практическую плоскость и оказывает влияние на изменение национальной образовательной системы. Это актуализирует необходимость оценки процесса перезагрузки системы выс-

шего образования в условиях формирования цифровой образовательной среды в РФ.

В настоящее время в нашей стране продолжается реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (25.10.201601.02.2021). Цель проекта, на момент его утверждения в октябре 2016 г., - создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн. человек к концу 2025 г. [1]. В 2018 г. этот проект стал частью Федерального проекта «Повышение конкурентоспособности профессионального образования», вошедшего в состав Национального проекта «Образование».

Реализация проекта предполагала запуск портала-агрегатора, который обеспечит любому желающему доступ к множеству обучающих онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки всех уровней образования. По состоянию на конец прошлого года на портале-агрегаторе online.edu.ru был организован доступ к более чем тысяче онлайн-курсов, подключено более 30 платформ он-лайн-обучения. Общее число зарегистрированных пользователей превысило 700 тыс. чел., включая студентов около 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования [2].

Следует отметить, что научное сообщество активно обсуждает проблемы и перспективы цифровизации российского образования. Так, по мнению экспертов НИУ ВШЭ в настоящее время необходимо сосредоточиться на решении следующих семи задач цифрови-зации российского образования:

1. Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методических материалов.

2. Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и т. д.

3. Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.

4. Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.

5. Развитие системы универсальной идентификации учащегося.

6. Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и т. д.

7. Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий [3].

Как показывает практика содержание профессионального образования в современных условиях должно быть нацелено на овладение студентами умениями (skills), а также группами навыков или компетенций. Сами группы навыков (hard skills, soft skills, digital skills) должны быть четко определены и конкретизированы, уточнено их соотношение для каждого вида профессиональной деятельности, получить нормативное закрепление в образовательных стандартах. Кроме того, необходимо иметь методику по проведению количественной и качественной оценки степени освоения этих компетенций. Пока же, как правило, представление компетенций в рабочих программах ограничивается формальным перечислением знаний, умений, навыков.

Процесс подготовки студентов приобретает проактивный характер. В вузе студент должен получить возможность освоить те компетенции, которые сегодня, быть может, минимально востребованы, но окажутся востребованными уже завтра или в ближайшей перспективе. Безусловно, это приводит к принципиальным изменениям образовательной траектории подготовки специалистов, организации и содержания образовательного процесса. Так, в Томском университете систем управления и радиоэлектроники начиная со второго курса, студенты входят в состав формируемых вузом проектных команд, которые работают над реальными задачами от бизнес-партнеров [4]. Ежегодно для этих целей в вузе создается порядка 300 команд. В настоящее время около 50 % проектов являются заказами индустриальных партнеров и

IT-компаний. В результате студенты приобретают, кроме междисциплинарных знаний и компетенций, необходимые мягкие компетенции и практический опыт. Именно такие специалисты уже востребованы на рынке труда, более того, потребность в них будет расти. Следовательно, такие специалисты не попадут в так называемую «квалификационную яму».

Проблема «кадровой (квалификационной) ямы» является одним из серьезных вопросов на рынке труда. Данная проблема появилась в мировой практике еще с начала 1990-х гг., но чаще всего рассматривалась как национальная особенность. Так, в нашей стране долгое время эта проблема связывалась с переходным периодом в системе профессионального образования и с демографией. В «квалификационную яму» попадают люди, компетенции которых либо избыточны, либо недостаточны для выполняемой ими работы.

Как отмечается в докладе BCG и World Skills (документ основан на статистике организации экономического сотрудничества и развития), в РФ в «квалификационную яму» попадает 33,9 млн чел. В 2017 г. из-за кадрового разрыва мировой ВВП недополучил 5 трлн. долларов. Проведенные опросы кадровых агентств подтверждают, что большинство работодателей вынуждены мириться с тем, что у них работает персонал недостаточной квалификации. В докладе подчеркивается, что каждый третий работник в мире сталкивается с проблемой «квалификационной ямы». Как свидетельствует статистика по всем странам, в «квалификационной яме» уже находятся около 1,3 млрд сотрудников. К 2030 г. их численность возрастет на 100 млн чел. [5].

Согласно экспертным оценкам, наемным работникам ряда отраслей цифровой экономики очень скоро потребуются знания на стыке разных профессий. Так, по мнению директора департамента по работе с соискателями Superjob.ru Е. Никифоровой уже в ближайшее время обычные программисты, просто умеющие писать код, окажутся невостребованными. Потребуются специалисты, обладающие дополнительным бэкграундом в двух-трех областях. Иными словами, соискатель может столкнуться с вакансией «программист-медик». Некоторые эксперты составляют перечни наиболее востребованных в будущем профессий. По мнению одного из них, в этот перечень входят следующие профессии:

- офицер информационной безопасности - человек, который будет разбирать дела в случае, когда произошла утечка данных и попытка взломать систему;

- специалист по дополненной реальности (AR) - специалист, который сумеет проектировать виртуальные миры;

- финансовый советник по криптовалю-те - человек, имеющий базовое прикладное образование финансиста, но при этом понимающий технологическую составляющую цифровых денег (блокчейна и биткоина);

- криптофинансовый специалист - другой класс людей, которые понимают, как происходят транзакции и генерация новых ключей, а также как все эти данные анализировать;

- аналитик больших данных [6].

Не только сам факт появления новых профессий в условиях цифровой экономики, но и степень их востребованности на рынке труда, будут формировать спрос на образовательные услуги вуза, а их качество и эффективность, по сути, конкурентоспособность учебного заведения, подготовленных специалистов. Это затрагивает, прежде всего, технологические аспекты организации образовательного процесса, а также деятельность преподавателя.

Согласно прогнозным оценкам специалистов Dell Technologies до 2030 г. существенное влияние на общество среди цифровых технологий окажут: машинное обучение и искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, облачные вычисления [7]. В последнее время в нашей стране особое внимание на государственном уровне уделяется искусственному интеллекту. Так, на конференции ARTIFICIAL INTELLIGENCE JOURNEY, состоявшейся в Москве 8-9 ноября 2019 г., Президентом РФ В. В. Путиным было отмечено, что умение работать с искусственным интеллектом должно стать обязательным требованием для чиновников и правоохранителей [8]. Более того, Президентом также подчеркивалось, что ориентироваться в сфере искусственного интеллекта должно стать обязательным требованием к любой профессии в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении, в правоохранительной сфере и, конечно, на всех уровнях власти [9].

В октябре т. г. Президентом РФ была утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030

года» [10], а до 15 декабря т. г. Правительство РФ должно утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект», а также внести ряд изменений в национальную программу «Цифровая экономика».

Процесс подготовки студентов в вузе объективно требует использования новых образовательных технологий, в т. ч. цифровых технологий. В контексте рассматриваемой проблемы образовательные технологии включают в себя технологии социальных сетей, цифровые технологии, технологии визуализации, Интернет-технологии и технологии обучения [11]. Технологии социальных сетей рассматриваются как инструменты коммуникации и взаимодействия: краудфандинг, крауд-сорсинг, цифровая идентичность, среды коллективной работы и взаимодействия. Под цифровыми технологиями понимаются способы применения устройств и программного обеспечения в формальном и неформальном образовании. К ним относятся геймификация, обучение с использованием персональных цифровых устройств, перевернутые группы, геолокация. Технологии визуализации основаны на способности мозга быстро обрабатывать визуальную информацию, интуитивно выявлять особенности сложных явлений и процессов, изучать динамические процессы. Технологии используются в различных формах анализа визуальных данных. К ним относятся виртуальная реальность, 3D моделирование и прототипирование, анализ визуальных данных, дополненная реальность. Интернет-технологии представляют собой технику и инфраструктуру, обеспечивающие взаимодействие: коммуникация в реальном времени, облачные технологии, Интернет вещей. Технологии обучения - это инструменты и ресурсы, которые созданы специально для образования и обеспечивающие его доступность и персонализацию. Такими технологиями являются: онлайн-обучение, МОКи, виртуальные и удаленные лаборатории, электронная сертификация, мобильное обучение, анализ учебного процесса и поведения, открытый контент.

От преподавателя вуза требуется не только знание сущности и содержания современных образовательных технологий, в т. ч. цифровых технологий, но и навыки их практического использования, грамотного встраивания онлайн-курсов в образовательный процесс подготовки будущих специалистов для на-

циональной цифровой экономики. Согласно данным международной статистики, использование онлайн-курсов в объеме 25-35 % аудиторной нагрузки при реализации образовательной программы в формате смешанного обучения способствует повышению качества образования. Онлайн-курсы позволяют студенту тезисно и концентрированно получать материал в течение всего процесса обучения. Это дает возможность студенту эффективнее распоряжаться своим временем и самостоятельно управлять своей образовательной траекторией.

Что касается отечественной практики, то в одном из выступлений Министра науки и высшего образования РФ было отмечено, что онлайн-обучение должно внедряться очень разумно, взвешенно и там, где это действительно уместно для лучшей доступности качественного образования, для решения вопросов пространственного развития, где-то, может быть для оптимизации учебного процесса. При этом подчеркивалось, что использование онлайн-курсов в процессе обучения является исключительно добровольной процедурой, находящейся в зоне ответственности вузов и самих студентов. Конечно, можно добровольно-принудительно, посредством, например, эффективного контракта, обеспечить разработку онлайн-курса. Но как преодолеть недоверие и неготовность студентов и самого преподавателя использовать его как полноценный инструмент в процессе обучения? Частично решением этой проблемы призваны заниматься региональные центры компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО). Они были созданы на базе ведущих университетов нашей страны в рамках реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В настоящее время функционирует 10 РЦКОО.

РЦКОО решают важную задачу по формированию современной образовательной среды в российских регионах, обеспечению доступности и преподавателю и студенту как основным субъектам образовательного процесса в вузе цифровых образовательных инструментов. Так, в Томском государственном университете был создан Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, в котором только за 2018 г. прошли обучение более 1000 преподавателей. Особое внимание в центре уделяется вопросу экспертного сопровождения, когда преподавате-

лю оказывается помощь по включению он-лайн-формата в процесс обучения. На базе СПбПУ им. Петра Великого был создан Северо-Западный РЦКОО, в котором за полтора года работы по программам повышения квалификации прошли обучение порядка 14 тысяч сотрудников более чем 600 организаций среднего профессионального и высшего образования из большинства регионов страны. Выпускниками программы были созданы более 120 онлайн-курсов, размещенных на портале online.edu.ru.

Как показывает практика, РЦКОО может выступить и в роли разработчика программного сервиса. Так, Поволжским РЦКОО был разработан «интеллектуальный ассистент преподавателя». Это программный сервис, повышающий качество сопровождения он-лайн-курсов и эффективность обучения, задача которого отвечать на возникающие у слушателей вопросы. «Интеллектуальный ассистент преподавателя» просматривает форумы курсов и находит там наиболее релевантный ответ. В основе предлагаемого сервиса, по мнению разработчиков, лежит «мягкий семантический анализ вопроса слушателя». Для повышения эффективности обучения преподавателей (создание, сопровождение, использование онлайн-курсов), освоения ими новых образовательных технологий, обмена опытом региональными центрами компетенций в области онлайн-обучения летом 2018 г. был создан Координационный Совет РЦКОО.

Одной из тенденций перезагрузки российской системы высшего образования в условиях цифровизации можно считать активное фактическое включение бизнеса в систему обучения. Так, Томский университет систем управления и радиоэлектроники привлекает к преподаванию специалистов компаний. Это могут быть как разовые лекции, так и блочные циклы, в рамках которых даются узкопрофильные навыки, востребованные бизнесом (например, программирование на определенном языке). Кроме того, в вузе создаются базовые кафедры компаний, позволяющие влиять на компетенции выпускников (совместные магистратуры, работа над реальными проектами и т. д.). Таким образом, на рынок труда выходят специалисты не просто с общим знанием операционных систем или баз данных, а специалисты владеющие компетенциями и практическим опытом по конкретным продуктам. У работодателя появляются реальные возможности соучаствовать в реа-

лизации образовательных программ, в формировании траекторий обучения студентов.

Следует также отметить начавшийся в некоторых вузах процесс цифровизации сервисов для студентов и сотрудников. Так, в НИТУ «МИСиС» наряду с внедрением новых образовательных технологий осуществляется цифровизация сервисов для студентов и сотрудников университета Ц21. Отмечается, что новые образовательные технологии внедряются посредством внутривузовской системы на основе LMS Canvas, содержащей большое количество онлайн-курсов, разработанных преподавателями. Для этих целей для преподавателей функционирует «Школа педагогического мастерства», в ее рамках изучаются лучшие практики по построению современной цифровой образовательной среды. В практике работы другого российского вуза (ТУСУРа) появилась новация: в наступившем учебном году первокурсникам выдали логины и пароли к электронным зачетным книжкам, доступ к которым осуществляется напрямую из личного кабинета на портале университета. На Совете Минобрнауки России по цифровому развитию и информационным технологиям уже обсуждался вопрос о необходимости нормативного закрепления ведения электронных зачетных книжек, в т. ч. определения базовых требований. Кроме того, для хранения информации о студенте предлагается использовать студенческую смарт-карту с чипом. Развитие электронного документооборота способствует повышению качества и оптимизации образовательного процесса, является неотъемлемой частью формирования цифровой образовательной среды вуза.

Особое внимание должно быть уделено возможностям для обмена опытом и ознакомления широких слоев преподавательского сообщества с актуальными мировыми трендами. Одним из таких масштабных мероприятий является глобальная конференция по новым образовательным технология #EdCrunch. Конференция проводится, начиная с 2014 г. С 2018 г. конференция организуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и проходит в рамках реализации приоритетного проекта. В этом году участниками конференция стали 6000 участников, 20 тысяч слушателей онлайн-трансляции, 284 спикера из России и 13 стран мира.

В текущем году 100 вузов, Агентство стратегических инициатив и ряд ведущих IT-компаний подписали соглашение об участии сетевом проекте продвижения технологий в

области искусственного интеллекта и развития соответствующих компетенций у сотрудников университетов и студентов. Ожидается, что вузам станут доступны модули, обеспечивающие освоение компетенций в области искусственного интеллекта, которые они смогут включать в образовательные программы всех уровней и направлений подготовки. Совместное накопление данных послужит основой для разработки цифровых моделей компе-тентностей специалистов. Кроме того, планируется создание и совершенствование сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта. С 1 сентября 2020 г. вузы предложат студентам решения на основе искусственного интеллекта. Этот проект оценивается как самый масштабный в мире сетевой образовательный проект [12].

Таким образом, сегодня мы наблюдаем перезагрузку системы высшего образования в условиях формирования цифровой образовательной среды в РФ. Этот процесс охватывает разные аспекты (институциональный, методологический, методический, дидактический и др.) и уровни. Безусловно, цифровые технологии открывают качественно новые возможности для кардинальных изменений системы высшего образования как в использовании этих технологий в образовательном процессе, во взаимодействии его основных субъектов -преподавателя и студента, так и в деятельности вуза.

Как показал проведенный анализ, необходимо постепенно переходить от использования цифровых технологий для поддержки процессов системы высшего образования к использованию цифровых технологий для формирования результатов образовательного процесса. Если сейчас мы начинаем рассматривать цифровые технологии преимущественно как инструмент каких-либо изменений (например, оптимизации, автоматизации существующих процедур), то, по мере накопления критической массы, будет осуществлен переход к следующему этапу. На этом этапе цифровые технологии будут рассматриваться как возможность реализации системой высшего образования образовательных услуг, адаптированных по содержанию и характеру их предоставления к индивидуальным потребностям потребителей этих услуг, делая персонифицированным и ориентированным на результат образовательный процесс в про-

странстве цифровой образовательной среды нашей страны.

Литература

1. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» от 25 октября 2016 г. № 9. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN 89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf

2. Современная цифровая образовательная среда: паруса информационного океана. URL: https://www.orel.kp.ru/daily/2695L3/4002432/

3. Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5 591e93ee

4. Реутова Е. Центр IT-притяжения // Эксперт Сибирь. №39-42. URL: expert.ru/siberia/2019/

5. Кадровая яма: миллионы россиян не соответствуют должности. URL: https://www.gazeta.-u/business/2019/08/27/12603937.shtml

6. Гердо А. Какие профессии нужно осваивать сейчас, чтобы через несколько лет получать большие деньги. URL: https://vm.ru/-society/758184-eksperty-nazvali-poka-maloizvestnye-professii-kotorye-v-blizhajshie-gody-stanut-odnimi-iz-samyh-vostrebovannyh-na-rynke

7. Грамматчиков А. Цифровые технологии, которые меняют мир // Эксперт. 2017. № 35. С. 22-23.

8. Янковская Е. Путин призвал чиновников учиться работать с искусственным интеллектом// Известия iz URL: https://iz.ru/941557/2019-11-09/putin-prizval-chinovnikov-uchitsia-rabotat-s-iskusst-vennym-intellektom

9. Филипенок А., Балашова А. Путин предложил создать правила общения искусственного разума и человека // РБК yandex.ru URL: https://www.rbc.ru/society/09/11/2019/5dc6e80-69a79472dc7230eab

10. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/

11. Кудрина Е. Цифровое образование в цифровой экономике и векторы развития дополнительного профессионального образования библиотечно-информационной деятельности. URL: http://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA1467/N A11750.pdf

12. Орехин П. Цифровые технологии становятся повседневной практикой для вузов РФ// www.rg.ru 23.09.2019. URL: https://rg.ru/2019/09-/24/cifrovye-tehnologii-stanoviatsia-povsednevnoj-praktikoj-dlia-vuzov-rf.html

References

1. Prioritetnyj proyekt «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federatsii» ot 25 oktyabrya 2016 g. № 9 [Priority Project № 9 of October 25, 2016, «Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation»]. (In Russian). Available at: http://static.government.-ru/ media/files/8 SiLmMB gj AN8 9vZbUUtmuF5lZYfT vOAG.pdf

2. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: parusa informatsionnogo okeana [Modern Digital Education Environment: Information Ocean Sails]. (In Russian). Available at: https://www.orel.-kp.ru/daily/2695-1.3/4002432/

3. Navstrechu peremenam: sem' zadach tsifrovizatsii rossijskogo obrazovaniya [Towards Change: Seven Tasks of Digitalization of the Russian Education]. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d 5591e93ee

4. Reutova E. Tsentr IT-prityazheniya [Center for IT Attraction] // Ekspert Sibir'. - Expert Siberia. no. 39-42. (In Russian). Available at: ex-pert.ru/siberia/2019/

5. Kadrovaya yama: milliony rossiyan ne sootvetstvuyut dolzhnosti [Personnel pit: millions of Russians do not correspond to the position]. (In Russian). Available at: https://www.gazeta.u/busi-ness/2019/08/-27/12603937.shtml

6. Gerdo A. Kakiye professii nuzhno osvaivat' sejchas, chtoby cherez neskol'ko let poluchat' bol'shiye den'gi [What professions it is necessary to master now to get big money in a few years]. (In Russian). Available at: https://vm.ru/-society/758184-eksperty-nazvali-poka-maloizvestnye-professii-kotorye-v-blizhajshie-gody-stanut-odnimi-iz-samyh-vostrebovannyh-na-rynke

7. Grammatchikov A. Tsifrovye tekhnologii, kotorye menyayut mir [Digital technologies that change the world] // Ekspert. 2017, no. 35, pp. 22-23. (In Russian).

8. Yankovskaya E. Putin prizval chinovnikov uchit'sya rabotat' s iskusstvennym intellektom [Putin urges officials to learn to work with artificial intelligence] // Izvestiya iz - News from (In Russian). Available at: https://iz.ru/941557/2019-11-09/putin-prizval-chinov-nikov-uchitsia-rabotat-s-iskusstvennym-intellektom

9. Filipenok A., Balashova A. Putin predlozhil sozdat' pravila obshcheniya iskusstvennogo razuma i cheloveka [Putin Proposes to Create Rules of Communication between Artificial Mind and Human] // RBK yandex.ru (In Russian). Available at: https://www.-rbc.ru/society/09/11/2019/5dc6e8069a-79472dc7230eab

10. Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federatsii» (vmeste s «Natsional'noj strategiej razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda») [The decree of the Russian President of 10.10.2019 no. 490 «About development of artificial intelligence in the Russian Federation» (together with «The national strategy of development for artificial intelligence until 2030»)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 335184/

11. Kudrina E. Tsifrovoye obrazovaniye v tsifrovoj ekonomike i vektory razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya bibliotechno-informatsionnoj deyatel'nosti [Digital education in the digital economy and vectors of development of additional professional education library and information activities]. (In Russian). Available at: http://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA1467/ NA11750.pdf

12. Orekhin P. Tsifrovye tekhnologii stanovyatsya povsednevnoj praktikoj dlya vuzov RF [Digital technologies become everyday practice for universities of the Russian Federation] // www.rg.ru 23.09.2019. (In Russian). Available at: https://rg.ru/2019/09-/24/cifrovye-tehnologii-stanovi-atsia-povsednevnoj -praktikoj -dlia-vuzov-rf. html

* * *

RELOADING OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN CONDITIONS OF FORMATION OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIA

Goncharova Mariya Aleksandrovna, Goncharova Natalya Aleksandrovna

Oryol State University named after I. S. Turgenev, Russia, Oryol e-mail: [email protected]

The article discusses the peculiarities of the process of reloading of the higher education system in the conditions of formation of the digital educational environment in the Russian Federation. The multidimensional and multilayered nature of this process, the analysis of the activities of universities at the current stage of formation of the digital educational environment in the Russian Federation revealed the

need for a gradual transition from the use of digital technologies to support the processes of the higher education system to the use of digital technologies to form the results of the educational process.

Key words: digital economy, digitalization of education, digital education environment, higher education

Об авторах:

Гончарова Мария Александровна, кандидат экономических наук, специалист Центра занятости населения, г. Орёл

Гончарова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладных информационных технологий имени Н. А. Ильиной Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, г. Орёл

About the authors:

Goncharova Mariya Aleksandrovna, Candidate of Economics, Specialist of the Employment Center, Oryol Goncharova Natalya Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Mathematics and Technical Information Technologies Department named after N. A. Iyina, Oryol State University named after I. S. Turgenev, Oryol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.