Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА И ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА И ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина И. В., Ерофеева А. В., Леушина Л. И., Ковалева Н. Н., Перевезенцева Ю. С.

В статье сопоставляются иностранный язык и цифровая гуманитаристика, оцениваются роль и функции иностранного языка в цифровизации высшего образования. Вопросы становления цифровой гуманитаристики рассматриваются авторами поэтапно на основе проведенного информационно-аналитического обзора публикаций в историческом срезе. Отмечено, что публикации российских исследователей явления цифровой гуманитаристики акцентируют внимание на таких аспектах, как цифровая трансформация, онлайн-образование, инклюзивное образование, интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере, риски Интернет-общения в цифровой среде, психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения и цифровая дидактика. В порядке обсуждения авторами предлагается собственная версия модели иноязычной подготовки студентов технического вуза в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL HUMANITIES AND FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

In the last decade, the landscape of science and education has been undergoing a major transformation as it moves into the fourth industrial revolution, literally changing before our eyes. Some classical, conservative, and traditional fields of science and education are intertwined with each other and combined with very young, innovative ones, resulting in sometimes very unexpected combinations. This trend creates favorable conditions for obtaining additional synergy, which is very essential for the economy of our country in the emerging situation of external pressure and attempts to isolate Russia. However, it is very important to timely translate the emerging prerequisites into practice. In this context, special attention should be paid to digital humanities - a new dynamic interdisciplinary field of study at the interface of the humanities and computer sciences, which, in a narrow sense, uses the possibilities of digitalization to solve problems in the humanities, and in a broader sense, effectively helps humans by acting as a "bridge" in any field of their professional activities. On the other hand, it is well known that the most important role of a linking bridge-tool in professional communication, science and education has long and successfully been played by communicative competence in foreign languages. In this connection, the assessment of the role and functions of a foreign language in the digitalization of various branches of science and education and the development of digitalization’s own version of a model of foreign language training of non-linguistic university students in a digital educational environment as the purpose of the work comes into focus. To achieve this goal, the authors conduct an informational and analytical review of publications in the open press on the topic of digitalization of humanities with a focus on the specifics of a foreign language as an academic discipline and the possibilities of digital humanities as a tool and method for improving the effectiveness of foreign language training of technical university students. The issues of creating humanities models in a digital environment are considered step-by-step in the history of pedagogy. It is noted that publications by Russian researchers of the digital humanities phenomenon focus on such aspects as digital transformation, online education, inclusive education, intellectual technologies in the humanities, risks of INTERNET communication in the digital environment, psychological and pedagogical aspects of distance learning, and digital didactics. The authors conclude that convergent interpenetration of foreign-language and digital competencies are becoming an inevitable investment of time, and this fact should be taken into account while building a model representation of foreign-language training of technical university students in a digital educational environment. In this article, we propose our version of the model of foreign language training of technical university students in the digital educational environment, which leads to the logical conclusion that it should be based on the thesis that digital humanities can be an effective tool and method for increasing the efficiency of foreign language training of technical university students. To give specific content to this notion, the authors believe that a rational and balanced assessment of the relevant possibilities of digital humanities is required while keeping in mind the risks of digitalization in education outlined by researchers of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА И ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 64-74.

УДК 378.1

ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА И ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Леушина И. В. *, Ерофеева А. В., Леушина Л. И., Ковалева Н. Н., Перевезенцева Ю. С.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Нижний Новгород, Россия

E-mail: [email protected]*

В статье сопоставляются иностранный язык и цифровая гуманитаристика, оцениваются роль и функции иностранного языка в цифровизации высшего образования. Вопросы становления цифровой гуманитаристики рассматриваются авторами поэтапно на основе проведенного информационно-аналитического обзора публикаций в историческом срезе. Отмечено, что публикации российских исследователей явления цифровой гуманитаристики акцентируют внимание на таких аспектах, как цифровая трансформация, онлайн-образование, инклюзивное образование, интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере, риски Интернет-общения в цифровой среде, психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения и цифровая дидактика. В порядке обсуждения авторами предлагается собственная версия модели иноязычной подготовки студентов технического вуза в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: наука, образование, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная подготовка, модель, цифровизация, цифровая гуманитаристика, инструментарий, цифровая образовательная среда.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие научно-образовательный ландшафт испытывает серьезные трансформации, связанные с переходом к четвертой промышленной революции, буквально меняясь на наших глазах. Отдельные классические, консервативные, традиционные, области науки и образования переплетаются друг с другом и соединяются с совсем молодыми, инновационными, приводя к появлению иногда очень неожиданных комбинаций и сочетаний. Этот тренд создает благоприятные условия для получения дополнительного синергетического эффекта, столь важного и необходимого экономике нашей страны в складывающейся ситуации внешнего давления и попыток изолировать Россию.

Проявляющиеся предпосылки очень важно своевременно перевести в практическую плоскость [1, 2]. Принимая во внимание современные вызовы и угрозы, Президент РФ В.В. Путин акцентирует внимание на необходимости не просто следовать в русле перехода к очередному технологическому укладу, но и в самые кратчайшие сроки сократить отставание России от ведущих стран-лидеров и обеспечить ее технологический суверенитет. Очевидно, это невозможно без мощного скачка в экономике, заметного импульса в развитии, включая рост производительности труда, тотальную цифровизацию промышленности, науки и

64

образовании, повышение надежности защиты отечественных разработок, увеличение доли наукоемкой продукции в производстве, ресурсосбережение, активное развитие инновационной инфраструктуры. Без всего этого Россия рискует трансформироваться в страну третьего мира, привлекающую других лишь своими природными богатствам, и оказаться на обочине истории.

Для обеспечения такого скачка предлагается целый ряд программ и проектов федерального и регионального уровней, среди которых выделяется, например, комплекс мероприятий, направленных на практическую реализацию стратегии «Индустрия 4.0». Эта стратегия базируется на обоснованном ожидании синергетического эффекта от сочетания и/или сложения инновационных технических и организационных решений в области цифровизации экономики как общемирового тренда, который попросту нельзя игнорировать. Среди примеров таких решений, уже доказавших свою состоятельность в целом ряде стран, можно назвать облачные решения (Cloud Computing), большие данные (Big Data), аддитивные технологии SD-печати, приемы обеспечения кибербезопасности, искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI), Интернет вещей (Internet of Things, IoT) и другие. Все они так или иначе связаны с рациональным использованием имеющихся материальных, энергетических, временных и трудовых ресурсов, а важнейшим, революционным результатом их практической реализации является исчезновение, «растворение», стирание границ между всеми возможными сферами жизни современного человека [3].

В контексте сказанного особого внимания заслуживает весьма динамично развивающаяся в последнее время и потому вызывающая интерес исследователей цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) - молодая область человеческих знаний, умений, навыков и компетенций, находящаяся на стыке классических гуманитарных наук и современных цифровых технологий, которая, в узком смысле, использует возможности цифровизации для решения задач в гуманитарной сфере, а в широком - эффективно помогает человеку, выполняя функции «мостика» в любой области его профессиональной деятельности. С другой стороны, как известно, важнейшую роль связующего коммуникантов в профессиональном общении, науке и образовании уже давно и успешно играет иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция (В.Ф. Аитов, Н.И. Алмазова, А.К. Крупченко, Э.Г. Крылов, О.Г. Поляков и др.). В этой связи практический интерес представляет оценка этих двух компонентов инструментария современных науки и образования в русле происходящих в России социально-экономических изменений.

Цель работы - оценка роли и функций иностранного языка в цифровизации различных отраслей науки и образования и выработка по ее результатам собственной версия модели иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза в цифровой образовательной среде. Для ее достижения авторами проводился информационно-аналитический обзор публикаций в открытой печати по теме цифровизации гуманитарных наук, рассматривались специфика иностранного языка как учебной дисциплины и возможности цифровой гуманитаристики как инструмента и метода повышения эффективности иноязычной подготовки студента технического вуза.

65

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Цифровизация все больше охватывает жизнь современного человека, проникая во все виды его деятельности, включая гуманитарные науки. Однако этот процесс начался не сегодня. По мнению Е.Ю. Журавлевой, еще с конца XX - начала XXI веков гуманитарная часть широкого спектра наук трансформируется, испытывая серьезное воздействие его негуманитарной части, что неминуемо приводит к переосмыслению и переоценке как общего вектора научной политики, направления производства знаний и роли творчества в целом, так и частных исследовательских практик и методов получения продуктов научного труда, и конвергенции гуманитарной и негуманитарной частей науки и образования [4]. Вплоть до сегодняшнего дня в открытой российской и зарубежной печати можно встретить такие «гибридные» термины, как «гуманитарные вычисления», «компьютинг в гуманитарных науках», «гуманитарная информатика», «электронные гуманитарные науки» и многие им подобные, часто попросту сбивающие с толку начинающего исследователя.

В этой связи вслед за Журавлевой Е.Ю авторами данной статьи был проведен информационно-аналитический экскурс в историю данного вопроса, позволивший выделить три исторических этапа становления цифровой гуманитаристики. Рассмотрим их в хронологическом порядке.

Первый этап - прямой перенос практик гуманитарных наук в цифровую среду, связанный с появлением в арсенале гуманитариев дополнительного ресурса в виде оцифрованной информации, который привел к появлению интернет-истории, интернет-философии, цифровой лингвистики и т.п., в настоящее время практически забытых и не упоминаемых в открытых публикациях. Можно сказать, что первый этап акцентировал внимание на двух элементах исследований из четырех составляющих исследовательской работы в гуманитарных науках, выделенных в свое время Дж. Ансвортом [5], - чтении и письме (помимо рефлексии и абстрагирования).

Суть второго этапа состоит в информационном рекрутинге (от французского слова «recruite», что в переводе означает «вербовка») - активном привлечении внимания представителей гуманитарной части науки и образования к достижениям информатики и IT-технологий и содействию трансфера таковых в «родную», знакомую им, область их профессиональной деятельности через непосредственное участие гуманитариев в этом процессе и наделение их функциями стейкхолдеров (англ. stakeholder), работающих в «чужой», незнакомой им, области науки. В конечном итоге это привело к появлению «гуманитарных вычислений», имеющих прикладную ориентацию, и «гуманитарной информатики», нацеленной на поиск и изучение теоретических оснований детерминизма как представления о взаимосвязи (от лат. determinare - «ограничивать, очерчивать, определять») между гуманитарными науками и будущими информационно-коммуникационными технологиями [6].

Третий этап генезиса цифровой гуманитаристики, начавшийся с 2000-х годов и продолжающийся в настоящее время, заключается в цифровизации собственно

66

сферы гуманитарных наук, когда цифровые технологии выполняют роль инструментария, находящегося в руках практика-исследователя или педагога и позволяющего ему непосредственно в области своей профессиональной деятельности эффективно решать целую линейку задач сохранения, реконструкции, передачи и интегрирования знаний и качественной подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих современным вызовам [7-9]. Этот этап ассоциируется с такими, на первый взгляд, непривычными терминами, как, например, «цифровые гуманитарные науки», «кибергуманитарные науки», «семантические гуманитарные науки» (Anderson S., Aschenbrenner A., Lohmeier F., Murray J., Nentwich M.,Neuroth H.). Наиболее удачное и емкое определение термина «цифровые гуманитарные науки» дает Э.К. Погорский, называя их взглядом на традиционно гуманитарные области сквозь призму цифровых технологий [10]. По мнению некоторых исследователей, появление «цифровых гуманитарных наук» буквально предопределено неизбежным стиранием традиционных границ между гуманитарными, естественными и техническими областями науки и образования и уходом в прошлое сложившихся стереотипов (Johanson C., Presner T.) [11].

В некоторых современных работах делаются попытки представить типологию «цифровых гуманитарных наук», выделить «волны» в их развитии, провести исследование их характеристик [12, 13].

Следует особо отметить, что на третьем этапе зафиксирован всплеск отечественной публикационной активности по теме цифровой гуманитаристики. Публикации российских исследователей связаны в основном с освещением вопросов цифровой трансформации общества, применения естественнонаучных методов в цифровой гуманитарной среде, компьютерной лингвистикой, текстологией, текстометрией, работой с базами данных и информационными системами в образовании и социокультурными практиками (В.А. Баранов, Н.П. Иванова, Е.Д. Калинина, А.М. Мурашова, Н.А. Рукавишникова, И.Р. Соколовский, Е.С. Худякова и др.), оценками рисков цифровизации в образовании [14], работой с ИНТЕРНЕТ-сайтами и электронными СМИ [15, 16], частными вопросами онлайн-образования, особенностями инклюзивного образования на фоне цифровизации общества, цифровой дидактикой, моделированием и психолого-педагогическими аспектами подготовки обучающихся в условиях цифровой образовательной среды (М.В. Воронов, Н.А. Гончарова, Е.В. Самсонова, В.А. Толкачев, Е.О. Труфанова, О.А. Фиофанова, А.Ю. Шеманов, О.Р. Яновская).

Практически важной представляется работа [17], в которой делается акцент не только на инструментальных, но и на методологических основаниях цифровой гуманитаристики. Автор этой работы небезосновательно предлагает продвигаться по пути методологической междисциплинарности, опираясь на современную теорию информации, когда в центре внимания находится не столько информация, представленная в источнике в знаковой форме, отдельном ее срезе или аспекте, сколько неочевидная, скрытая, имеющая латентный характер, что в конечном итоге позволяет получить объемное, цельное, представление об объекте исследования.

67

Интересно, что все эти публикации по времени выхода практически совпадают с появлением в России целого ряда важнейших программных документов, направленных на развитие информационного общества [18-20].

На этом фоне многими авторами отмечается нарастающая проблема низкой мотивации и недостаточной цифровой грамотности в сфере отечественного высшего образования [21]. В итоге, как отмечается, например, в [14], обучающийся из субъекта образовательного процесса превращается в объект маркетинговых технологий, на который стихийно, бессистемно, без какого-либо учебного плана, транслируется неконтролируемый разноформатный поток «образовательного» контента с различных платформ и от различных авторов, зачастую не обладающих ни знаниями предмета и межпредметных связей, ни педагогическими методиками. Полноценный образовательный процесс при этом заменяется в лучшем случае безответственным механическим продвижением от занятия к занятию вплоть до выдачи очередного сертификата или удостоверения что называется «для отчетности», а в худшем - примитивным стремлением быстро получить прибыль за «оказанные образовательные услуги». Культура чтения и профессионального общения подменяется обменом информацией в социальных сетях без соблюдения каких-либо этических норм и правил, часто имеющим лишь развлекательно-игровой оттенок. Как следствие, обучающийся стремится к освоению упрощенных для понимания, весьма примитивных цифровых образовательных ресурсов, близких к комиксам, не требующих от обучающихся каких-либо минимальных усилий по осмыслению и анализу учебного контента, ориентированных большей частью на получение упрощенных «быстрых знаний» в ущерб традиционному классическому фундаментальному российскому образованию и создаются все условия для резкого снижения качества подготовки выпускников [22, 23].

Очевидно, все это вызывает обоснованную тревогу и дает полные основания для более детального изучения проявлений цифровой гуманитаристики, что называется «на местах»: в конкретном вузе, при освоении конкретной учебной дисциплины в рамках каждой конкретной образовательной программы. В качестве таковой авторами данной статьи выбран «Иностранный язык» в техническом вузе.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Исследованию специфики иноязычной подготовки студентов в неязыковом, в частности, техническом, вузе посвящены работы многих российских ученых (Н.И. Гез, Е.И. Калмыкова, Л.С. Каменская, Е.В. Мусницкая, К.Г. Павлова, Г.В. Сороковых, Л.А. Шестоперова). Практически все они обращают внимание на особенности иноязычной подготовки студентов различных направлений в конкретном вузе; неодинаковую степень начальной подготовленности студентов по иностранному языку и, как следствие, необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий обучения; возрастающую роль иностранного языка в профессиональной подготовке; преемственность лингвообразовательного процесса на всех уровнях обучения; личностно- и практикоориентированный характер иноязычной подготовки современного выпускника.

68

Однако в условиях глобальной цифровизации и информатизации общества иноязычная подготовка выпускника технического вуза приобретает принципиально новый формат. Прежде всего, речь идет о переосмыслении и усилении ее роли в решении задач распределения и управления человеческими ресурсами (human resources), или HR-менеджмента, которые напрямую связаны с обеспечением технологического скачка, намеченного Президентом РФ. Выпускник технического вуза наряду с традиционными компетенциями, пакетом знаний, умений и навыков в области своей профессиональной деятельности, особенно при работе в условиях небольшой фирмы или предприятия, просто обязан быть подготовленным к выполнению функций HR-менеджера. Фактически это означает квалифицированное как устное, так и письменное профессиональное общение как с людьми «извне», так и со «своими» сотрудниками. Речь идет, в том числе и о работе с иноязычной информацией, технической документацией, презентациями, публикациями в профессиональных журналах и других медиа-изданиях в «привязке» к конкретным проектам.

Так, например, еще на этапе планирования любого серьезного проекта обращается внимание на наличие необходимых ресурсов, финансирования, материальной базы, места проведения работ, принимаются в расчет наличие необходимого количества исполнителей, доступность экспертов по теме проекта, возможность эффективной коммуникации между исследователями из разных научных областей, приоритеты Заказчика и Исполнителя, наличие контактов с другими исследовательскими группами, сроки проведения, запланированные мероприятия и события по теме проекта. Кроме того, разработка и планирование цифровых проектов, как правило, предполагает накопление и применение уже накопленного пользовательского опыта (user experience design), включающего контентную стратегию, визуальный дизайн, интерактивный дизайн, информационную архитектуру и функциональность. В этой связи иноязычная компетенция выпускника технического вуза накладывается на такие специализированные области: открытые данные, большие данные, базы данных, сетевая модель данных, визуализация данных и краудсорсинг (совместная работа над проектом, привлечение общественности к работе над проектом) [10]. При этом, на первый взгляд, дополнительные требования, предъявляемые к выпускнику в части цифровой грамотности и иноязычной коммуникативной компетенции, столь высоки, что становятся сравнимыми с требованиями к концепции самого проекта.

Очевидно, что в такой ситуации конвергентное взаимопроникновение иноязычной и цифровой компетенций становится неизбежным требованием времени и этот факт необходимо учитывать при построении модельного представления об иноязычной подготовке студентов технического вуза в цифровой образовательной среде. Каким же образом это делать?

По мнению авторов данной статьи, априори следует исходить из тезиса о том, что цифровая гуманитаристика может быть действенным инструментом и методом повышения эффективности иноязычной подготовки студента технического вуза. Чтобы наполнить этот тезис конкретным содержанием, требуется рационально и взвешенно оценить соответствующие возможности цифровой гуманитаристики, не

69

забывая при этом о рисках безоглядной цифровизации в образовании, обозначенных исследователями этого явления, и не пытаясь следовать переменчивому ветру моды и огульно заменять живое общение в вузе опосредованным, даже предполагающим использование самых современных цифровых и информационных технологий.

Успешные примеры такой консервативной в хорошем смысле слова, умеренной оценки уже есть в отечественной практике. Так, например, в работе [24] для обеспечения лучшего понимания текста (в том числе и иностранного) предлагается использовать его цифровую репрезентацию, которая наряду с поверхностным анализом-переводом и интерпретацией только собственно документа включает еще и осмысленное создание моделей, визуальных карт, семантических сетей и других форм визуализации, а также медиаконтента с аудио- и видеоматериалами.

Группой исследователей из Московского государственного психолого-педагогического университета [25] уделяется приоритетное внимание так называемой мотивационно-смысловой сферы студентов (терминология авторов информационного источника) и ее влиянию на формирование их субъектности в ходе применения дистанционных образовательных технологий, электронного и онлайн-обучения. При этом авторами [25] отмечается исключительная важность правильной организации самостоятельной работы студентов с информацией не только цифрового, но и традиционного, классического, «бумажного» формата как дома, так и в библиотеке.

Группой белорусских ученых под руководством профессора А.П. Лобанова продвигается идея так называемого «квантованного учебного издания», выполняющего функции медиатора, оказывающего как методическую, так и психологическую поддержку студентам, выстроенного по модульному принципу и широко использующего символьный и фрактально-резонансный подходы для освоения обучающимся образовательного контента. Такое издание-медиатор включает квалиметрический текст, сопровождаемый средствами визуализации, диагностическим инструментарием и тестами контроля знаний, способствует лучшему освоению учебной информации и активизирует познавательную деятельность, саморазвитие и аналитическое мышление студентов, что проявляется в успешности академических достижений. Коммуникативная составляющая пособия основана на «эффекте Шахерезады»: краткие и незавершённые тексты направляют на более углубленное изучение материала. Квантованные учебные тексты делают акцент на научных достоверных знаниях, позволяют избегать использование популярной информации, взятой из Интернета [26].

Основная идея всех перечисленных работ заключается в том, что студенты на практике рационально используют цифровые инструменты и технологии, а они, в свою очередь, формируют студентов, приближая к идеализированной компетентностной модели выпускника. В этом случае не теряются ни инструментальная, ни методологическая составляющие цифровой гуманитаристики и она помогает перевести традиционную учебную дисциплину «Иностранный язык», часто не имеющую статуса приоритетной в техническом вузе, в число необходимых для качественной подготовки выпускника.

70

Продолжая этот тренд, авторы данной статьи выносят на обсуждение свое предложение, суть которого сводится к комплементарному (взаимодополняющему) объединению возможностей цифровых технологий с CLIL-технологией иноязычной подготовки студентов технического вуза, успешно зарекомендовавшей себя в качестве инструмента формирования технологической культуры обучающихся [1, 2]. Такое объединение дает основания ожидать получения дополнительного существенного синергетического эффекта в условиях цифровой образовательной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цифровую гуманитаристику вполне можно квалифицировать как инструмент и метод повышения эффективности иноязычной подготовки студента технического вуза. В настоящее время работы по этой тематике ведутся на площадке Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.

Список литературы

1. Леушина И.В. Диверсификация в образовании и подготовка кадров для металлургического производства / И.В. Леушина, Л.И. Леушина, А.А. Салтыкова // PRIMO ASPECTU. - 2002. - № 1(41). - С. 69-75.

2. Леушина И.В. CLIL-технология иноязычной подготовки как инструмент формирования технологической культуры студентов неязыкового вуза / И.В. Леушина // Язык и культура. - 2020.

- № 51. - C. 177-194.

3. Леушина И.В. Иноязычная подготовка выпускника технического вуза в контексте идеологии «Индустрия 4.0» вуза / И.В. Леушина, Л.И. Леушина, А.А. Салтыкова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - №4 (85). - С. 249-252.

4. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде / Е.Ю. Журавлева // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 91-98.

5. Unsworth J. Scholarly Primitives: what methods do humanities researchers have in common, and how might our tools reflect this? / J. Unsworth // Humanities Computing: formal methods, experimental practice symposium, King's College, London. - 2000. - Р. 173-182.

6. Busa R. The Annals of Humanities Computing: The Index Thomisticus / R. Busa // Computers and the Humanities. -1980. - № 14. - P. 83-90.

7. Borgman С. The Digital Future is Now: A Call to Action for the Humanities / С. Borgman // DHQ. -2010.

- № 2. - Р. 1-30.

8. Frischer B. Art and Science in the Age of Digital Reproduction: From Mimetic Representation to Interactive Virtual Reality / B. Frischer // I Congreso Internacional de Arqueología elnformática Gráfica, Patrimonio e-Innovación. Séville, Espagne. Sociedad Española de Arqueología Virtual. - 2009. - Р. 3548.

9. Svensson P. Humanities Computing as Digital Humanities / P. Svensson // DHQ. - 2009. - № 3. - Р. 6596.

10. Погорский Э.К. Особенности цифровых гуманитарных наук [Электронный ресурс] / Э.К. Погорский // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2014. - № 5. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Pogorskiy_Digital-Humanities/ (дата обращения: 06.04.2022).

11. Presner T.S. The Promise of Digital Humanities: A White Paper. [Электронный ресурс] / T.S. Presner, C. Johanson. - URL: http://humanitiesblast.com/Promise%20of%20Digital%20Humanities.pdf (дата обращения 06.04.2022).

71

12. McPherson T. Introduction: Media Studies and the Digital Humanities / T. McPherson // Cinema Journal. - 2009. - Р. 119-123.

13. Emerging Disciplines: Shaping New Fields of Scholarly Inquiry in and beyond the Humanities, ed. M. Bailar. - Houston: Rice University Press, 2010. - 119 p.

14. Шапинская Е.Н. Гуманитарное образование в цифровую эпоху: трансформация или кризис? / Е.Н. Шапинская, А.А. Лисенкова // Культурный код. - 2020. - № 1. - С. 42-54.

15. Калмыков А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm (дата обращения: 06.04.2022). - 2005.

16. Тяжлов Я.И. Медиаобразование, медиапросвещение, медиакритика, кинокритика как факторы формирования медиакомпетентности / Я.И. Тяжлов // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 18 (215). - Вып.27. - С. 234-237.

17. Можаева Г.В. DIGITAL HUMANITIES: цифровой поворот в гуманитарных науках / Г.В. Можаева // Гуманитарная информатика. - 2015. - Вып. 9. - С. 8-23.

18. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». - URL: http://static.government.ru/media/files/ 8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 06.04.2022).

19. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 06.04.2022).

20. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/41919

21. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ. 2019. - 96 с.

22. Козловски П. Миф о модерне / П. Козловски. - М.: Республика. - 239 с.

23. Эра двоечников настала. И они уже не стесняются ничего [Электронный ресурс] - URL: http://trendru.info/era-dvoechnikov-nastala-i-oni-uzhe-ne-stesnyayutsya-nichego/ (дата обращения: 06.04.2022).

24. Полуэктов А.А. Репрезентация текста и цифровые технологии / А.А. Полуэктов // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2016. - № 14. - С. 264-277.

25. Гузова А.В. Автономия студентов в процессе онлайн-обучения английскому языку / А.В. Гузова, О.В. Дедова, Т.В. Иволина // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей. - М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ. - 2021. - С. 97-105.

26. Журавкина И.С. Пособие-медиатор как средство обучения в цифровой среде / И.С. Журавкина // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ. -2021. - С. 106-117.

DIGITAL HUMANITIES AND FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Leushina I. V.*, Erofeeva A. V., Leushina L. I., Kovaleva N. N., Perevezentseva Y. S.

R.E. Alekseev Nizhny Novgorod State Technical University Nizhny Novgorod, Russian Federation E-mail: [email protected]*

In the last decade, the landscape of science and education has been undergoing a

major transformation as it moves into the fourth industrial revolution, literally changing before our eyes. Some classical, conservative, and traditional fields of science and education are intertwined with each other and combined with very young, innovative ones,

72

resulting in sometimes very unexpected combinations. This trend creates favorable conditions for obtaining additional synergy, which is very essential for the economy of our country in the emerging situation of external pressure and attempts to isolate Russia. However, it is very important to timely translate the emerging prerequisites into practice. In this context, special attention should be paid to digital humanities - a new dynamic interdisciplinary field of study at the interface of the humanities and computer sciences, which, in a narrow sense, uses the possibilities of digitalization to solve problems in the humanities, and in a broader sense, effectively helps humans by acting as a "bridge" in any field of their professional activities. On the other hand, it is well known that the most important role of a linking bridge-tool in professional communication, science and education has long and successfully been played by communicative competence in foreign languages. In this connection, the assessment of the role and functions of a foreign language in the digitalization of various branches of science and education and the development of digitalization's own version of a model of foreign language training of non-linguistic university students in a digital educational environment as the purpose of the work comes into focus. To achieve this goal, the authors conduct an informational and analytical review of publications in the open press on the topic of digitalization of humanities with a focus on the specifics of a foreign language as an academic discipline and the possibilities of digital humanities as a tool and method for improving the effectiveness of foreign language training of technical university students. The issues of creating humanities models in a digital environment are considered step-by-step in the history of pedagogy. It is noted that publications by Russian researchers of the digital humanities phenomenon focus on such aspects as digital transformation, online education, inclusive education, intellectual technologies in the humanities, risks of INTERNET communication in the digital environment, psychological and pedagogical aspects of distance learning, and digital didactics. The authors conclude that convergent interpenetration of foreign-language and digital competencies are becoming an inevitable investment of time, and this fact should be taken into account while building a model representation of foreign-language training of technical university students in a digital educational environment. In this article, we propose our version of the model of foreign language training of technical university students in the digital educational environment, which leads to the logical conclusion that it should be based on the thesis that digital humanities can be an effective tool and method for increasing the efficiency of foreign language training of technical university students. To give specific content to this notion, the authors believe that a rational and balanced assessment of the relevant possibilities of digital humanities is required while keeping in mind the risks of digitalization in education outlined by researchers of this phenomenon.

Keywords: science, education, foreign language, foreign language communicative competence, foreign language training, model, digitalization, digital humanities, tools, digital educational environment.

References

1. Leushina I.V., Leushina L.I., Saltykova A.A., Diversification in education and training for metallurgical production, PRIMO ASPECTU, 1(41), 69 (2020).

73

2. Leushina I.V., CLIL-technology of foreign language training as a tool for the formation of technological culture of students of non-language universities, Language and Culture, 51, 177 (2020).

3. Leushina I.V., A graduate's foreign language training at technical university in the context of the ideology of "Industry 4.0", Scientific notes of Orel State University, 4(85), 249 (2019).

4. Zhuravleva E.Yu., Current models of humanities development in digital environment, Questions of Philosophy, 5, 91 (2011).

5. Unsworth J., Scholarly Primitives: what methods do humanities researchers have in common, and how might our tools reflect this?, Humanities Computing: formal methods, experimental practice symposium (King's College, London, 2000), p. 173.

6. Busa R., The Annals of Humanities Computing: The Index Thomisticus, Computers and the Humanities, 14, 83 (1980).

7. Borgman C., The Digital Future is Now: A Call to Action for the Humanities, DHQ, 2, 1 (2010).

8. Frischer B., Art and Science in the Age of Digital Reproduction: From Mimetic Representation to Interactive Virtual Reality, I Congreso Internacional de Arqueología eInformática Gráfica, Patrimonio e-Innovación. Séville, Espagne. Sociedad Española de Arqueología Virtual, 35 (2009).

9. Svensson P., Humanities Computing as Digital Humanities, DHQ, 3, 65 (2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pogorsky E.K., Features of the digital humanities, Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill", 5 (2014). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Pogorskiy_Digital-Humanities/.

11. Presner T.S., The Promise of Digital Humanities: A White Paper. URL: http://humanitiesblast.com/Promise%20of%20Digital%20Humanities.pdf

12. McPherson T., Introduction: Media Studies and the Digital Humanities, Cinema Journal, 119, (2009).

13. Emerging Disciplines: Shaping New Fields of Scholarly Inquiry in and beyond the Humanities, 119 p. (Rice University Press, 2010).

14. Shapinskaya E.N., Lisenkova A.A., Humanities Education in the Digital Age: Transformation or Crisis?, Cultural code, 1, 42 (2020).

15. Kalmykov A.A., Kokhanova L.A., Internet journalism, 383 p. (UNITY-DANA, Moscow, 2005). URL: http: //www.evartist.narod.ru/text16/022.htm.

16. Tyazhlov Ya.I., Media education, media criticism, film criticism as factors in the formation of media competence, Nauchnye Vedomosti BelSU. Humanitarian sciences, 18(215), 234 (2015).

17. Mozhaeva G.V., DIGITAL HUMANITIES: the digital turn in the humanities, Humanitarian Informatics, 9, 8 (2015).

18. Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation». URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf

19. Program «Digital Economy of the Russian Federation». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

20. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030». URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

21. Digital economy: 2019: a brief statistical compendium, 96 p. (NRU HSE, Moscow, 2019).

22. Kozlowski P., The myth of modernity, 239 p. (Republic, Moscow, 2002).

23. The era of losers has come. And they are no longer shy about anything. URL: http://trendru.info/era-dvoechnikov-nastala-i-oni-uzhe-ne-stesnyayutsya-nichego/.

24. Poluektov A.A., Text representation and digital technology, Psycholinguistic aspects of the study of speech activity, 14, 264 (2016).

25. Guzova A.V., Dedova O.V., Ivolina T.V., Student autonomy in online English Teaching, Digital Humanities and Technologies in Education (DHTE 2021), (MGPPU, Moscow, 2021), p. 97.

26. Zhuravkina I.S., A mediator manual as a learning tool in a digital environment, Digital Humanities and Technologies in Education (DHTE 2021), (MGPPU, Moscow, 2021), p. 106.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.