DOI 10.54220finis.1991-0525.2022.74.1.005 Такмазян А.С.,
к.э.н., доцент кафедры финансов РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected] Самойлова К.Н., к.э.н., доцент кафедры финансов РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected]
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ
JEL classification: H52, I22, I25
Аннотация
Актуальность. Современный рынок труда на этапе цифровой трансформации экономических и социальных процессов ставит базовую задачу обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для экономики новых технологий Индустрии 4.0, что предъявляет постоянно меняющиеся требования к компетенциям выпускников учреждений высшего образования. Формирование и обновление цифровых компетенций становится определяющим фактором адаптации системы высшего образования к новым условиям, а это требует соответствующего финансового обеспечения.
Цель. Обосновать необходимость обновления компетенций участников образовательного процесса как ключевого элемента адаптации системы высшего образования к условиям цифровой трансформации, а также сохранение активной государственной финансовой поддержки отрасли.
Структура/методология/подход. Отражены нормативно-правовые акты, определяющие хронологию цифровой трансформации российской экономики, на основании чего определены особенности развития высшего образования в новых социально-экономических условиях, проанализированы направления финансирования
по программе «Цифровая экономика» за счет средств федерального бюджета.
Методология исследования основана на методах научного познания экономических и социальных явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Результаты. В ходе проведенного исследования рассмотрен текущий этап цифровой трансформации образовательной системы, а также его финансовое обеспечение. Более того, сохраняющиеся условия эпидемиологической угрозы актуализировали вопросы дальнейшего применения и развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что, в свою очередь, позволило выявить ряд его преимуществ и недостатков, а также обосновать необходимость соответствующего финансирования.
Оригинальность/значение. Финансовое обеспечение образования осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований по разделу 7 «Образование», включая ресурсы соответствующего национального проекта, но и за счет финансовых ресурсов других нацпроектов. В связи с этим в статье уделено внимание финансированию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», его исполнению, так как непрерывное обновление цифровых компетенций преподавателей и обучающихся становится определяющим фактором адаптации системы образования к новым условиям.
Ключевые слова: образование, национальные проекты, финансирование, расходы бюджета, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
A.S. Takmazyan, K.N. Samoylova
HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION: ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL ASPECTS
Annotation
The modern labor market at the stage of digital transformation of economic and social
processes sets the basic task of providing training of highly qualified personnel for the economy of new technologies of Industry 4.0, which imposes new constantly changing requirements for the competencies of graduates of higher education institutions. The formation and updating of digital competencies is becoming a determining factor in the adaptation of the higher education system to new conditions, and this requires appropriate financial support.
The purpose of this study is to substantiate the need to update the competencies of participants in the educational process as a key element of adapting the higher education system to the conditions of digital transformation, as well as maintaining active state financial support for the industry.
The article reflects the normative legal acts defining the chronology of the digital transformation of the Russian economy, on the basis of which the features of the development of higher education in new socio-economic conditions are determined, the dynamics of financing of program activities in the direction of "Digital Economy" at the expense of the federal budget is analyzed.
The research methodology is based on the methods of scientific cognition of economic and social phenomena in their interrelation and interdependence.
In the course of the conducted research, the current stage of digital transformation of the educational system, as well as its financial support, is considered. Moreover, the continuing conditions of the epidemiological threat have actualized the issues of further application and development of e-learning and distance learning technologies, which in turn has allowed to identify a number of its advantages and disadvantages, as well as to justify the need for appropriate funding.
The article pays attention to the financing of the federal project "Personnel for the digital Economy", its implementation, as the continuous updating of the digital competencies of teachers and students becomes a determining factor in the adaptation of the education system to new conditions.
Keywords: education, national projects, financing, budget expenditures, e-learning, distance learning technologies.
Введение
В условиях перехода мировой экономики на новые технологии Индустрии 4.0 стратегической целью РФ является устойчивый рост экономики на научной, технологической и цифровой основе, что ставит задачу обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров на одно из первых мест [1, с. 479-485; 2].
Первые задачи по развитию цифровых технологий в России были определены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2016 году, где в том числе была предложена к разработке программа развития экономики нового технологического поколения [3].
На рисунке 1 представлена хронология нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития цифровых технологий в РФ.
Важнейший этап цифровой трансформации связан с реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в которую входили шесть федеральных проектов (ФП) [4]. Далее соответствующим указом президента сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект» (с 2021 года) [5]. В 2022 году программа дополнена новыми направлениями, которые синхронизированы с инициативами социально-экономического развития России:
-«Цифровые услуги и сервисы онлайн»;
-«Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»;
-«Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи».
Материалы и методы
В исследовании используются статистические данные Росстата, официальная информация Министерства финансов Российской Федерации, публикации отечественных и зарубежных ученых, ресурсы и сервисы сети Internet. Исследование проводилось на основе системного подхода, применялись логико-смысловой анализ, синтез теоретических материалов и практических данных.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на 2017-2030 гг.»_
•-■
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»
Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Рисунок 1 - Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития цифровых технологий
Результаты
Расходы бюджетов бюджетной системы на образование достаточно подробно рассматриваются в современных научных исследованиях. [1, с. 479-485; 6, с. 116-122] Обратим внимание, что, кроме непосредственного финансирования образовательных учреждений в рамках соответствующего раздела бюджетной классификации, бюджетные ассигнования на обеспечение отрасли предусмотрены и в рамках других направлений, в частности за счет программы «Цифровая экономика Российской Федерации», более конкретно - ФП «Кадры для цифровой экономики».
Ключевые направления рассматриваемого проекта, затрагивающие вопросы финансового обеспечения и образовательной системы, - это:
-обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;
-поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики;
-содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики [7].
Структура расходов на обеспечение федеральных проектов в составе программы в 2021 году представлена на рисунке 2.
Уровень исполнения плановых показателей бюджета программы «Цифровая экономика Российской Федерации» составил в 2020 году 97%, а в 2021 году - 95,8% [8].
Исполнение программных мероприятий по направлению подготовки кадров для цифровой экономики в прошлом году достигло 97,8%, что превышает общий уровень исполнения.
Динамика фактических расходов на обеспечение программных мероприятий представлена на рисунке 3.
В текущем году на реализацию мероприятий программы запланировано около 200 млрд руб.
Цифровое государственное управление -39,83%
Цифровые технологии -12,66%
Искусственный интеллект -3,96%
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Нормативное регулирование
цифровой среды - 0,08%
Информационная инфраструктура- 32,29%
Информационная безопасность - 2,54%
Кадры для цифровой экономики -8,64%
Рисунок 2 - Состав и структура расходов на обеспечение федеральных проектов
в 2021 году, % [8]
Искусственный интеллект Цифровое государственное управление Цифровые технологии Информационная безопасность Кадры для цифровой экономики
Информационная инфраструктура
Нормативное регулирование цифровой среды
0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 2021 2020 2019
Рисунок 3 - Динамика фактических расходов на обеспечение федеральных проектов
в 2019-2021 гг., млн руб. [8]
Обсуждение
ФП «Кадры для цифровой экономики» направлена на формирование кадрового потенциала экономики нового типа. На реализацию мероприятий проекта в 2022 году будет направлено 11,58 млрд рублей [7].
Достижение целей, поставленных федеральным проектом, а также рост уровня информатизации и компьютеризации, возрастающий спрос на специалистов для развития экономики цифрового типа повлияют и на образовательную сферу. Внедрение цифровых технологий формирует новые требования к результатам образовательного процесса: знаниям, умениям и навыкам.
В современном обществе востребованы коммуникативные навыки, навыки самостоятельного обучения, а также навыки командной работы, критического мышления, управления знаниями и, конечно же, цифровые навыки [9, с. 18-20; 10].
Более того, становятся актуальными вопросы по обеспечению общего уровня цифровой грамотности и цифровой культуры населения, что представляет отдельную тему исследования. [6, с. 116-122].
Формирование и обновление цифровых компетенций преподавателей и обучающихся становится определяющим фактором адаптации системы образования к новым условиям. [6, с. 116-122].
Процесс адаптации происходит с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), их содержание определено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [11].
Электронное обучение - это обучение, основанное на применении информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей [11]. Данный формат обучения иначе называют е-^т^.
Особенность дистанционных образовательных технологий - это в основном
применение информационных технологий при взаимодействии преподавателя и студента вне аудитории (дистанционно). Данные технологии могут применяться в он-лайн-формате - это также обучение вне аудитории при помощи информационных технологий, но в режиме «здесь и сейчас» (непрерывное подключение к интернет-ресурсам) [12, с. 1074-1081].
Для реализации ЭО и ДОТ используются цифровые платформы, системы управления обучением, цифровые инструменты, которые позволят обучающимся получить доступ к учебным материалам и обучаться в том числе дистанционно. В России такие платформы называют «системы дистанционного обучения» (СДО), или learning management system (LMS). Наиболее распространенной для вузов России бесплатной платформой стала платформа Moodle.
Спектр цифровых платформ и инструментов, используемых в образовательных организациях, достаточно широкий:
- Zoom - это сервис беспроводного взаимодействия для организации видеоконференций, вебинаров, групповых чатов, который позволяет общаться посредством видео- и аудиосвязи;
-Miro - инструментальная панель, позволяющая удаленно работать на доске;
-Mentimeter - онлайн-сервис, с помощью которого может быть организована работа с аудиторией в интерактивной форме в режиме онлайн, и другие.
В условиях возросшего внешнего санкционного давления идет активная разработка и переход к отечественным цифровым платформам и инструментам.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе и в условиях пандемии ко-ронавирусной инфекции, позволило выявить ряд его преимуществ и недостатков (рис. 4).
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Направления трансформации образовательного процесса
Проблемы ЭО и ДОТ
л
Возможности ЭО и ДОТ
Обучение
Цифровые компетенции
- цифровое неравенство препятствует равному доступу к дистанционному формату образовательного процесса;
- функционирование различных образовательных онлайн-платформ и площадок в рамках одного учреждения;
- личностный психологический фактор
расширение возможностей использования мировых электронных библиотек и баз данных; - продвижение цифровых технологий;
- внедрение новых моделей образовательных программ и методик, соответствующих требованиям цифровизации;
- создание онлайн-коммуникаций с использованием различных мессенджеров для информирования и поддержки преподавателей и студентов;
- развитие межуниверситетских отношений, направленных на обмен опытом в организации онлайн-обра-
зования и повышение качества образования;
- реализация мультидисциплинарного подхода в образовании с целью обеспечения потребностей рынка
труда специалистами с новыми компетенциями
- неразвитость цифровых компетенций препятствует развитию электронного формата образовательного процесса;
- дефицит преподавателей с высоким уровнем владения цифровой грамотностью
- разработка моделей дескрипторов для оценки цифровых компетенций; - расширение спектра образовательных программ с учетом обновленных потребностей рынка труда; - доступность актуальных исследований, материалов открытых интернет-ресурсов и программных продуктов
недостаточное соответствие цифровой и программной инфраструктуры организаций высшего образования требованиям ЭО и ДОТ
- организация работы совместных научных лабораторий и исследовательских проектов, инновационной деятельности;
- преодоление узости специализации научных школ
вузов;
- цифровые сервисы, позволяющие фиксировать участие студентов в учебной и научной деятельности
V _У
Рисунок 4 - Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Заключение
Продолжающаяся цифровая трансформация социально-экономических процессов, а также сохранение эпидемиологи-
ческой угрозы усиливают актуальность вопросов применения и дальнейшего развития электронного обучения и дистанцион-
ных образовательных технологий. Основные преимущества их применения заключаются в следующем:
- расширение спектра образовательных программ с учетом обновленных потребностей рынка труда;
- доступность актуальных исследований, материалов открытых интернет-ресурсов и программных продуктов;
- внедрение новых моделей образовательных программ и методик;
- реализация мультидисциплинар-ного подхода в образовании с целью обеспечения потребностей рынка труда специалистами с новыми компетенциями;
- развитие межуниверситетских отношений, нацеленных на обмен опытом в организации онлайн-образования и повышение качества образования.
Реализация данных преимуществ, направленных на развитие и совершенствование цифровых компетенций, позволит удовлетворить новые потребности рынка труда в сфере экономики новых технологий, что потребует не только определения соответствующих объемов финансирования программных мероприятий, но и высокого уровня исполнения плановых показателей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public-private partnership in the Russian educational system // European Research Studies Journal. - 2018. - № 21. - Р. 479-485.
2. Okhrimenko I., Sovik I., Pyankova S., Lukyanova A. Digital transformation of the socioeconomic system: prospects for digitaliza-tion in society. - Vol. 40. - № 38. - 2019.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru
5. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru
6. Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Развитие региональной системы образования в условиях цифровой трансформации // Финансовые исследования. - 2020. -№ 3 (68). - С. 116-122.
7. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс]. -URL: http://static.government.ru/
8. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/
9. Богославцева Л.В. Проблемы развития институциональной среды непрерывного образования в условиях развития цифрового образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования: материалы междунар. науч. конф. -М., 2020. - С. 18-20.
10. A.W. (Tony) Bates. Title: Teaching in a Digital Age. Subtitle: Guidelines for designing teaching and learning. - URL: https://www.to-nybates.ca/teaching-in-a-digital-age/
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция от 30.12.2021 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru
12. Zizikova S.I., Shikhovtsov Yu.V., Matasova I.L. Transformation of education in the context of digitalization // Conference: Global Challenges and Prospects of The Modern Economic Development. GCPMED 2020. Р. 1074-1081. URL: https://doi.org/10.15405/ EPSBS.2021.04.02.128
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public-private partnership in the Russian educational
system // European Research Studies Journal. - 2018. - № 21. - P. 479-485.
2. Okhrimenko I., Sovik I., Pyankova S., Lukyanova A. Digital transformation of the socioeconomic system: prospects for digitaliza-tion in society. - Vol. 40. - № 38. - 2019.
3. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 01.12.2016 «Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly» [Electronic resource]. - URL: http://www.con-sultant.ru
4. Decree of the Government of the Russian Federation № 1632-r of July 28, 2017 on the approval of the Program «Digital Economy of the Russian Federation» [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru
5. Decree of the President of the Russian Federation № 490 dated October 10, 2019 «On the development of artificial intelligence in the Russian Federation» [Electronic resource]. -URL: http://www.consultant.ru
6. Takmazyan A.S., Samoylova K.N. Development of the regional education system in the conditions of digital transformation // Financial research. - 2020. - № 3 (68). - P. 116-122.
7. Passport of the national program «Digital Economy of the Russian Federation», approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects dated December 24 [Electronic
resource]. - 2018. - № 16 - URL: http://static.government.ru/
8. Execution of federal budget expenditures for the implementation of national projects. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/
9. Bogoslavtseva L.V. Problems of the development of the institutional environment of continuing education in the context of the development of digital educational space // Modern problems of science and education. Materials of international scientific conferences. - M., 2020. - P. 18-20.
10. A.W. (Tony) Bates. Title: Teaching in a Digital Age. Subtitle: Guidelines for designing teaching and learning. - URL: https://www.to-nybates.ca/teaching-in-a-digital-age/
11. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273-FZ (last edition dated 30.12.2021) [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru
12. Zizikova S.I., Shikhovtsov Yu.V., Matasova I.L. Transformation of education in the context of digitalization. Conference: Global Challenges and Prospects of The Modern Economic Development. GCPMED 2020. P. 10741081. - URL: https://doi.org/10.15405/ EPSBS.2021.04.02.128.