Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куренщиков Александр Владимирович

В статье рассматривается процесс трансформации обучения инженера в контексте цифровизации системы образования РФ. Актуальность темы обусловлена реализацией федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В статье указывается на нехватку специалистов реального сектора цифровой экономики и необходимость перестройки учебной работы вузов с целью удовлетворения запросов работодателей. Поскольку важнейшим элементом цифровой перестройки промышленности является появление инженеров в полной мере владеющих цифровыми компетенциями, в статье рассматривается цифровая трансформация содержания обучения инженера. Обучение в вузе регламентируется рабочими программами, поэтому в статье рассмотрен пример трансформации рабочей программы инженерной дисциплины, с целью формирования цифровых компетенций. Рассмотрена трансформация разделов рабочей программы, указаны реализуемые цифровые компетенции и вводимые цифровые инструменты. Показано, что должен быть актуализирован и сам процесс обучения путем внедрения современных цифровых приложений, сервисов, ресурсов для организации дистанционной и групповой работы. В заключении говорится о необходимости комплексной трансформации процесса обучения в высшей школе для достижения целей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куренщиков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMING ENGINEER LEARNING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article examines the process of transformation of engineer training in the context of digitalization of the education system of the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the implementation of the federal project “Human Resources for the Digital Economy” of the national program “Digital Economy of the Russian Federation”. The article points out the lack of specialists in the real sector of the digital economy and the need to restructure the educational work of universities in order to meet the needs of employers. Since the most important element of the digital restructuring of industry is the emergence of engineers fully possessing digital competencies, the article discusses the digital transformation of the training content of an engineer. Education at a university is regulated by work programs, therefore, the article considers an example of the transformation of the work program of an engineering discipline in order to form digital competencies. The transformation of the sections of the work program is considered, the implemented digital competencies and introduced digital tools are indicated. It is shown that the learning process itself must be updated by introducing modern digital applications, services, resources for organizing distance and group work. The conclusion speaks of the need for a comprehensive transformation of the educational process in higher education in order to achieve the goals of the federal project “Human Resources for the Digital Economy”.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Трансформация обучения инженера в контексте цифровизации

Куренщиков Александр Владимирович,

кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры метрологии, стандартизации и сертификации, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва E-mail: [email protected]

В статье рассматривается процесс трансформации обучения инженера в контексте цифровизации системы образования РФ. Актуальность темы обусловлена реализацией федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В статье указывается на нехватку специалистов реального сектора цифровой экономики и необходимость перестройки учебной работы вузов с целью удовлетворения запросов работодателей. Поскольку важнейшим элементом цифровой перестройки промышленности является появление инженеров в полной мере владеющих цифровыми компетенциями, в статье рассматривается цифровая трансформация содержания обучения инженера. Обучение в вузе регламентируется рабочими программами, поэтому в статье рассмотрен пример трансформации рабочей программы инженерной дисциплины, с целью формирования цифровых компетенций. Рассмотрена трансформация разделов рабочей программы, указаны реализуемые цифровые компетенции и вводимые цифровые инструменты. Показано, что должен быть актуализирован и сам процесс обучения путем внедрения современных цифровых приложений, сервисов, ресурсов для организации дистанционной и групповой работы. В заключении говорится о необходимости комплексной трансформации процесса обучения в высшей школе для достижения целей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, подготовка инженеров, рабочая программа, цифровые технологии.

о с

CJ

см о см см

Значительной проблемой экономики России, по мнению экспертов, является низкая производительность труда, которая существенно ниже, чем в промышленно развитых странах [1]. Для решения этой проблемы руководством страны был принят ряд национальных проектов и программ [2], в том числе национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках программы реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Целью проекта является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [3]. Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, позволяющая существенно повысить эффективность производства на основе тотального внедрения цифровых технологий, часто рассматривается в контексте с четвертой промышленной революцией, ключевыми элементами которой являются, так называемые, сквозные технологии. Ключевым препятствием для «цифровизации» промышленности России признаётся отсутствие необходимых специалистов [4]. На преодоление этого препятствия и нацелен проект «Кадры для цифровой экономики», который предполагает трансформацию системы высшего образования для получения инженеров под запросы реального сектора цифровой экономики.

Процессы цифровой трансформации и связанные с ними внутренние изменения промышленности и общества в целом, происходят исключительно быстрыми темпами. Для руководства многих промышленных предприятий уже очевидно, что профили компетенций у подавляющего числа специалистов не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, в связи с чем, у предприятий возникает запрос на выпускников вузов в полной мере владеющих «цифровыми» компетенциями. По этой причине, вузы не могут игнорировать процессы тотальной цифровизации и обязаны дать реальному сектору экономики таких специалистов. Основой любого промышленного производства является инженер, поэтому цифровая трансформация его компетенций видится неизбежной. В связи с чем, насущным видится рассмотрение особенностей актуализации обучения инженеров в связи с цифровой трансформацией содержания дисциплин высшей школы.

Работа проводилось с использованием традиционной совокупности методов, методик и технологий педагогического исследования [5], включавшей в себя: планирование; поиск научной и иной информации; ее обработку, систематизацию и хранение; проведение контент-анализа; получение, изучение, и анализ передового педагогического опыта.

В настоящее время проблеме подготовки инженерных кадров посвящены многочисленные научные публикации, обзор которых приведен в [6]. В основном внимание уделяется следующим аспектам: 1) условиям успешной подготовки специалиста - отмечается развитие мотивации, устойчивости к стрессам и творческого потенциала, развитие, так называемых, «гибких навыков»; 2) необходимости развития глубоких междисциплинарных связей дисциплин, поскольку современная инженерная деятельность носит инновационный и комплексный характер; 3) информатизации образовательного пространства в инженерном образовании в контексте реализации цифрового образования в России; 4) структуре профессиональных компетенций инженера; 5) подготовке будущего инженера к международному технологическому сотрудничеству. Такому важному аспекту, как цифровая трансформация содержания обучения инженера, пока не уделяется должного внимания, и эта работа посвящена заполнению этого пробела.

В настоящее время большинство основных профессиональных образовательных программ высшего образования предполагает формирование профессиональных компетенций обучающихся в «аналоговом» формате, не учитывая последних «цифровых» достижений в промышленности. Ключевая задача высшего профессионального образования, согласно [3] заключается в эффективном и гибком применении цифровых технологий, как сквозных так и новых производственных, подготовке профессионала в соответствии с социальным заказом и требованиями рынка труда.

Для достижения целей проекта «Кадры для цифровой экономики» и выполнения перечня поручений заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко ДЧ-П8-3270 от 17.01.2021, образовательные программы высшего образования должны быть актуализированы в связи с начавшейся цифровой трансформацией базовых процессов образовательных организаций. В связи с этим обстоятельством актуализация рабочих программ дисциплин инженерной подготовки, в контексте цифровизации представляется интересной и важной. На наш взгляд процесс изучения таких дисциплин необходимо адаптировать так, чтобы студенты получали знания в области 1Т и сквозных технологий путём включения цифровых компонент в разделы дисциплины. В связи с чем, содержание разделов рабочих программ должно претерпеть определенные изменения.

В раздел «Цели и задачи дисциплины» должна быть включена цель - изучение сквозных технологий, цифровых инструментов и дистанционных технологий в предметной области.

В разделе «Требования к результатам обучения по дисциплине» под применение цифровых технологий должны быть скорректированы результаты освоения дисциплины (знать, уметь, владеть). В результате обучения бакалавр должен познакомиться с применяемыми в реальном секторе эко-

номики сквозными технологиями и цифровыми инструментами в рамках дисциплины и уметь их использовать. Например, при подготовке инженера-метролога необходимо реализовать компетенции которые обеспечат цифровизацию работы метрологической службы предприятия, которая включает в себя постоянную актуализацию знания правовых норм действующего законодательства, нормативных и методических документов, регламентирующих работу по метрологическому обеспечению в организации, ведение электронной базы данных средств измерения (СИ) предприятия, своевременное метрологическое обслуживание СИ. В связи с этим логичным видится овладение следующими цифровыми инструментами: справочной правовой системой КонсультантПлюс [7], ПО «Метролог» [8], платформами Яндекс Документы и Zoom для групповой удалённой работы.

В разделе «Структура учебной дисциплины» необходимо скорректировать содержание существующих разделов лекционных и практических занятий с учетом цифровых инструментов используемых в предметной области, а также включить новый раздел «Сквозные технологии, цифровые инструменты и дистанционные технологии».

Распределение времени самостоятельной работы студентов должно быть скорректировано для обеспечения работы по изучению сквозных технологий, цифровых инструментов и дистанционных технологий (не менее 20% от общего объема).

Список основной и дополнительной литературы должен быть дополнен новыми учебными изданиями по цифровым технологиям. Например: 1) Сергеев Л.И. Цифровая экономика; 2) Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении) и т.д.

Цифровая трансформация обучения предполагает также трансформацию самого процесса обучения на основе современных цифровых технологий: приложений, инструментов, сервисов, ресурсов для организации дистанционной и групповой работы. В связи с чем, в раздел «Образовательные технологии» должны быть включены цифровые инструменты для проведения лекционных занятий Miro, Kahoot, Mentimeter; для проведения практических занятий Jamboard, Google Docs, Padlet.

Фонд оценочных средств должен быть актуализирован с помощью материалов, позволяющих оценить результаты изучения сквозных технологий, цифровых инструментов и дистанционных технологий. Должны быть сформированы дополнительные контрольные вопросы, задания, кейсы.

Пример кейса для обучения инженера-метролога.

Для контроля качества полуфабрикатов и готовой продукции на пред-приятии используются специально разработанные иностранной головной компанией контрольно-измерительные системы. Данные системы не входят в единый государственный реестр средств измерений и для подтверждения метрологических характеристик

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

нуждаются в разработке методик поверки (калибровки). В процессе контроля проводятся измерения электрического сопротивления, испытания сопротивления изоляции и электрической прочности.

Цель: разработать обоснованные методики поверки (калибровки) средств контроля электрического сопротивления, сопротивления изоляции и электрической прочности. При решении кейса организовать работу с использованием цифровых инструментов: Яндекс Документы, Zoom, Консуль-тантПлюс, Метролог.

Нужно подчеркнуть, что цифровая трансформация рабочих программ дисциплин высшего образования является частью масштабных системных проектов по цифровизации, реализуемых Правительством РФ. В рамках федерального проекта «Образование» реализуются проекты «Молодые профессионалы» и «Новые возможности для каждого». Ведется работа над созданием Единой цифровой платформы науки и высшего образования на основе концепции Минобрнауки России [9]. Принципы строительства платформы показаны на рис. 1.

Рис. 1. Единая цифровая платформа науки и высшего образования

Единая цифровая платформа должна стать надежным фундаментом информационного сотрудничества в сфере науки и высшего образования, обеспечить цифровое взаимодействие между учеными и предприятиями реального сектора экономики; сократить бюрократию в сфере науки и высшего образования; обеспечить прирост количества предприятий цифровой экономики. С введением в строй этой платформы система подготовки инженеров приобретет совершенно иное качество, соответствующее ведущим промышленно развитым странам.

В заключении необходимо отметить, что для выполнения целей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и соответствующих решений Минобрнауки РФ вузы обязаны актуализировать основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) с учетом требований работодателей к компетенциям выпускников и включить применение цифровых технологий (сквозных и узкопрофессиональных) в содержание и организацию профессиональной подготовки будущего специалиста. Необходимо актуализировать перечень нормативных документов с включением документов о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации по цифровизации экономики. Актуализировать задачи ОПОП в соответствии с требованиями цифровой экономики. В рабочих программах дисци-

плин необходимо сформулировать профессиональные компетенции выпускника в соответствии с требованиями индустрии, региона, цифровой экономики, т.е. актуализировать матрицу компетенций, и соответствующие индикаторы достижения компетенций. Актуализировать материально-техническое обеспечение ОПОП с целью освоения студентами цифровых компетенций.

Литература

1. Асанова Э. Р., Якубова М.А. Факторы производительности труда в развитых странах и России // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. Симферополь, 2020. С.143-146.

2. Национальные проекты. URL: http://government. ru/rugovclassifier/section/2641.

3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», утвержденный протоколом от 28.05.2019 № 9 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 328933/.

4. Краснов А. С., Краснова С.А. Кадры как решающий фактор успешного развития цифровой экономики // Управленческий и сервисный потенциал цифровой экономики: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. (Омск 1415 мая 2020 г.), Омск, 2020. С. 165-169.

5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.

6. Куренщиков А.В. Совершенствование учебного эксперимента в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 3. С. 174-177.

7. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/.

8. Программа для метрологов и метрологических служб. URL: https://viscomp.ru/metrology.

9. Концепция создания Единой цифровой платформы науки и высшего образования Минобр-науки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ files/20190705_Kontseptsiya_ETSP_1.4.9.pdf.

TRANSFORMING ENGINEER LEARNING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Kurenshchikov A.V.

National Research Mordovia State University

The article examines the process of transformation of engineer training in the context of digitalization of the education system of the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the implementation of the federal project "Human Resources for the Digital Economy" of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". The article points out the lack of specialists in the real sector of the digital economy and the need to restructure the educational work of universities in order to meet the needs of employers. Since the most important element of the digital restructuring of industry is the emergence of engineers fully possessing digital competencies, the article discusses the digital transformation of the training content of an engineer. Education at a university is regulated by work programs, therefore, the article considers an example of

the transformation of the work program of an engineering discipline in order to form digital competencies. The transformation of the sections of the work program is considered, the implemented digital competencies and introduced digital tools are indicated. It is shown that the learning process itself must be updated by introducing modern digital applications, services, resources for organizing distance and group work. The conclusion speaks of the need for a comprehensive transformation of the educational process in higher education in order to achieve the goals of the federal project "Human Resources for the Digital Economy".

Keywords: digital economy, digitalization of education, training of engineers, work program, digital technologies.

References

1. Asanova E. R., Yakubova M.A. Factors of labor productivity in developed countries and Russia // In the collection: National economic systems in the context of the formation of the global economic space: collection of scientific papers. Simferopol, 2020. P. 143-146.

2. National projects. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ section/.

3. Passport of the federal project "Personnel for the digital economy", approved by the protocol of May 28, 2019 No. 9 of the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Conditions for Doing Business. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/.

4. Krasnov A. S., Krasnova S.A. Personnel as a decisive factor in the successful development of the digital economy // Management and service potential of the digital economy: problems and prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference. (Omsk May 14-15, 2020), Omsk, 2020. P. 165169.

5. Zagvyazinsky V. I., Atakhanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: textbook. manual for stud. higher. ped. study. head 2nd ed. Moscow: Ed. Center "Academy", 2005. 208 p.

6. Kurenshchikov A.V. Improving the educational experiment in a technical university // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2021. No. 3. P. 174-177.

7. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/.

8. Program for metrologists and metrological services. URL: https://viscomp.ru/metrology.

9. The concept of creating a Unified Digital Platform for Science and Higher Education of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/20190705_ Kontseptsiya_ETSP_1A9.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.