Лю Цин
ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.
Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налетова
Настоящая статья посвящена наиболее важному этапу развития высшего музыкально-педагогического образования Китая - 1976 г. - начало XX в. В статье рассматривается периодизация развития, содержание каждого периода, реформирование системы образования, достижения и проблемы реформы.
Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, образовательная система, развитие, совершенствование, реформа.
The article is devoted to the most important development stage of higher musical and pedagogical education in China - from 1976 till the beginning of the 21st century. Development periodisation, contents of each period, reforming of the educational system, achievements and problems of the reform are considered in the article.
Key words: musical and pedagogical education, educational system, development, improvement, reform.
История музыкально-педагогического образования Китая насчитывает всего 100 лет. Но за это богатое событиями в жизни страны время оно прошло большой путь. Наиболее интенсивное развитие музыкально-образовательной системы приходится на временной период, хронологические границы которого можно определить как конец 70-х гг. XX в. - начало XXI. Ему и посвящена настоящая статья. Музыкально-педагогическое образование Китая в это время ознаменовалось восстановлением утраченного в годы «культурной революции» (1966-1976); внедрением элементов, придающих образованию системный характер (конец 70-х - 90-е гг.); реформированием действующей в 1980-90-е гг. системы (с конца 1990-х гг. до настоящего времени).
Восстановительный период был связан с возобновлением деятельности учебных заведений, организацией приема абитуриентов и распределения кадров, налаживанием материально-технического обеспечения учебного процесса. Далее образовательная система развивается и совершенствуется.
В декабре 1979 г. состоялось совещание руководителей высших музыкально-педагогических учебных заведений в Чжэн Чжу. Его участники определили четыре главных направления совершенствования системы:
1) составление учебных планов;
2) создание учебников;
3) повышение профессионального уровня педагогов вузов;
4) научно-методическая разработка проблем художественного обра-зования1.
Обозначенные направления определили деятельность государственных органов управления и учебных заведений в области высшего музыкально-педагогического образовая Китая на ближайшие десятилетия. Далее последовали шаги по реализации намеченной программы.
В 1980 г. Министерством просвещения страны был издан «Учебный план подготовки специалистов в области музыки для высших педагогических заведений с четырехгодичным сроком обучения», а в 1982 г. вышли аналогичные документы для вузов с двух- и трехгодичным сроками обучения. В этих трех документах были определены:
• цели учебной и практической подготовки специалистов;
• учебные дисциплины - обязательные и факультативные;
• задачи и направления научных исследований;
• установлены сроки обучения;
• порядок приема в вузы: очень важной мерой повышения качества подготовки специалистов стало восстановление вступительных экзаменов2.
В 1987 г. профессия «учитель музыки» вошла в исправленный Министерством просвещения каталог специальностей, подготовка по которым велась в педагогических вузах. Таким образом, была конкретизирована цель музыкального образования в педагогических университетах - подготовка специалистов для работы в общеобразовательных школах. На этом этапе решение касалось подготовки учителей для школы средней ступени (79-е классы).
Обеспечение учебной литературой активизируется после 1983 г. Министерство просвещения в соответствии с существующим планом поручает преподавателям музыкальных факультетов педагогических вузов составлять учебники по своим предметам (рояль, аккордеон, вокальное мастерство, пение с листа, хор, методика и др.)3. В некоторых высших учебных заведениях по собственной инициативе разрабатываются специальные дополнительные пособия.
В первых учебниках по методике преподавания музыки в школе получило отражение стремление к систематизации материала и научному обоснованию вопросов педагогической теории, однако еще мало внимания уделено специфике обучения детей в общеобразовательной школе, т. е. собственно методическим проблемам.
Качество учебно-методической литературы значительно повысилось в 1990-е гг. Издательством высшего образования выпускаются «Музыкальные учебники телеспутника», Шанхайским издательством в серии «Основные музыкальные курсы» - учебники «Музыкальная теория», «Пение с листа», «Упражнения для развития слу-ха»4. Успешно сочетающие задачи теории и практики, ориентированые на развитие практических навыков, они стали полноценными учебными пособиями для вузов, используются на многих музыкальных факультетах и сегодня.
Важной областью деятельности государства в рассматриваемый период стало обеспечение школ дипломированными специалистами. На протяжении длительного времени в школах средней ступени не хватало преподавателей музыки. В связи с этим с начала десятилетия все музыкальные факультеты педагогических вузов стали рас-
ширять масштабы приема студентов, организовывать обучение по сокращенным программам. Возникают факультеты с двух- и трехгодичным сроком обучения, для повышения образовательного ценза учителей музыки начальных и средних школ в некоторых педагогических вузах открываются группы для взрослых, а на заочных и вечерних отделениях университетов организуются экзамены для занимающихся музыкальным самообразованием. В педагогическом институте китайского телевидения открылись специальные курсы. К середине 1990-х гг. в педагогических и специальных вузах страны было подготовлено такое количество школьных учителей музыки, которое позволило значительно смягчить остроту проблемы.
В подготовке музыкантов-педаго-гов общеобразовательных школ значительную роль сыграли меры по повышению образовательного уровня абитуриентов. После 1980-х гг. вузы формируют контингент студентов с гораздо более высокой подготовкой.
Важным фактором отбора абитуриентов стало восстановление приемных экзаменов. Внедряется система проходного балла с тем чтобы в высшие учебные заведения попадали абитуриенты с наиболее высоким уровнем подготовки. Качественно новые стартовые позиции довузовской подготовки позволили за несколько лет повысить профессиональный уровень преподавателей музыкальных дисциплин и в школах, и на музыкальных факультетах.
Важнейшей областью развития системы музыкально-педагогического образования является научная разработка педагогических и методических проблем.
Уже в 1980-е гг. массовый характер приобрели публикации по вопросам
и проблемам специального высшего музыкально-педагогического образования. Они активно обсуждаются и в различных средствах массовой информации. Все это вызвало большой общественный резонанс. В результате научных дискуссий был выработан ряд принципиальных для развития образования положений. Главным из них стало приведение в соответствие цели и содержания обучения. Цель и содержание обучения были определены как взаимосвязанные и соответствующие запросам времени.
В 1990-е гг. в связи с тем, что административные органы просвещения стали уделять вузам повышенное внимание, научно-исследовательская работа в области музыкального образования значительно активизировалась. Важным фактором активизации стало введение в вузах Китая второй половины нагрузки. Во всех высших учебных заведениях устанавливаются нормы выполнения преподавателями научно-исследовательской работы. В результате печатающиеся статьи и монографии по количеству и качеству превосходят публикации 1980-х гг. Преподаватели музыкальных факультетов педагогических вузов издают свои научные работы в журналах «Китайское музыкальное образование», «Народная музыка», «Музыкальные исследования», «Китайская музыка», институтских сборниках. Политика открытости предоставила возможность участия в международных конференциях и симпозиумах. Особенно много было опубликовано теоретических работ - несколько десятков монографий отечественных авторов и переводы зарубежных.
Все названное свидетельствует о несомненных успехах в развитии музыкально-педагогического образования
Китая в 1980-е - 1990-е гг. Вместе с тем очевидно было и отставание образовательной системы от достижений в этой области высокоразвитых стран мира.
В связи с этим во всей остроте встала проблема коренных преобразований системы образования Китая в целом.
13 июня 1999 гг. Центральный Государственный Совет опубликовал постановление «О совершенствовании системы образования», где было заявлено: «... наша страна переживает важный период создания современной рыночной экономики. Новый Китай за десять лет осуществления политики реформ и открытости добился больших успехов в развитии образования. Однако по разным субъективным и объективным причинам действующая модель образования, ее содержание и методика обучения не соответствуют современным требо-ваниям»5. Констатация в документе состояния образовательной системы в целом относилась и к области подготовки учителей музыки. С конца 1990-х гг. она официально вступает в полосу реформ.
Одно из главных требований, предъявляемых к высшему музыкальному образованию в новых условиях, -подготовка учителей музыки XXI в. В связи с этим начиная с 1990-х гг. на музыкальных факультетах многих педагогических вузов Китая изменяют формы и методы преподавания. Главные изменения связаны с компьютаризацией обучения и введением новых дисциплин. В связи с этим можно утверждать, что реформа высшего музыкально-педагогического
образования развивается по двум основным направлениям: овладения компьютерными технологиями и освоения материала дисциплин с помощью компьютерных технологий. К примеру, на музыкальном факультете Пекинского педагогического университета были введены такие дисциплины, как «Музыкальное творчество с помощью компьютера», «Методика обучения игре на рояле», «Методика обучения вокальному мастерству». На музыкальном факультете Наньцзинского педагогического университета
сегодня преподаются «Основы компьютерной композиции», в Харбинском педагогическом университете - «Музыкальная психология» и «Слушание китайской и зарубежной современной музыки», в Синаньском педагогическом университете - «Методика написания диссертации по музыке» и «Специальный английский язык», в Фуцзяньском педагогическом университете - «Введение в народное творчество разных стран и народов», в Чжэцзянском педагогическом университете - «Введение в музыкальную культуру» и «Сочинение диссертации по музыке», в Нэймэнгуском педагогическом университете - «Музыкальное воспитание» и «Электронные музыкальные инструменты», в Сычуаньском музыкальном институте - «Педагогические способности и мастерство», в Сюйчжоуском педагогическом университете - «Настройка рояля» и «Звуковая техника»6.
Как видно, процесс реформирования системы музыкально-педагогического образования проходит динамично и уже отмечен значительными достижениями. Однако в перестройке системы обозначились и определенные проблемы. Главная, на наш взгляд, связана с абсолютизацией тех возможностей, которые дала научно-техническая революция. Компьютаризация образовательного процесса, новые технологии открывают безграничные возможности овладения профессиональной и общей эрудицией. В формировании же интеллекта базовую роль продолжают играть методы, сложившиеся в образовательных системах на протяжении многих веков. И одной из важнейших задач реформы является органичное сочетание новаций и наиболее ценного из опыта мировой педагогической культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сун Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000. Шандон, 2004. С. 250.
2 Министерства просвещении. Хроника китайского просвещение. Пекин, 1994. Т. I., С. 337.
3 Учебниками по направлениям исполнительской деятельности в Китае называются сборники пьес, сгруппированные по степени сложности.
4 ЧенХэцин. Сборник статей о просвещении. Пекин, 1983. Т. II. С. 65.
5МаДа. Научный метод исследования музыкального образования. Фузиан, 2005. С. 54.
6 Чжу Юнбэй. Исследование музыкального образования в высших педагогических заведениях XXI века. Ху Нан, 2004. С. 11.