Научная статья на тему 'Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании'

Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
484
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / МУЗИЦИРОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / СИСТЕМА К. ОРФА / ПЕДАГОГИКА К. ОРФА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ / ENSEMBLE / MAKING MUSIC / MUSICAL EDUCATION / CHINESE TRADITION / K. ORFF’S SYSTEM / K. ORFF’S PEDAGOGY / MUSICAL CULTURE OF CHINA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Цин

Ставится задача выявить направление развития ансамблевого музицирования в историко-гносеологическом аспекте музыкальной культуры Китая. Ансамблевое музицирование издревле лежало в основе развития практического воспитания и обучения и выполняло образовательные функции. В современном общем образовании страны большое значение придается музыкальному ансамблю как важной составляющей национальной культуры. В общеобразовательной школе ансамблевое музицирование во многом связано с повсеместным внедрением педагогики Орфа как интеграционного процесса в мировую музыкальную культуру. Деятельность известных педагогов Ли Дана, Сю Хайлинь, Инь Айцин свидетельствует об успешной ассимиляции принципов системы Орфа в китайское образование. Их методы опираются на сугубо национальные истоки. Современное музыкальное образование, уроки музыки, в частности в дошкольных учреждениях, в сочетании с национальными композициями органично позволят воссоздать, сохранить и развить музыкальную образовательную традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article seeks to identify the direction of development of ensemble music in the historical-epistemological aspect of the musical culture of China. Ensemble music-making has been at the heart of the development of practical training since ancient times and has performed educational and educational functions. In modern general education of the country great importance is attached to the musical ensemble as an important component of the national culture. In the secondary school, ensemble music making is largely due to the widespread introduction of Orff’s pedagogy as an integration process in the world musical culture. The activities of the famous teachers Li Dana, Xiu Hailin, Yin Ai Qing testifies to the successful assimilation of the principles of the Orff’s system in Chinese education. Their methods are based on purely national sources. Modern musical education, music lessons, in particular, preschool institutions, combined with national compositions, which organically allow to recreate, preserve and develop musical educational tradition.

Текст научной работы на тему «Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании»

УДК 78.087.62/.67(510):37.016

Чжан Цин

Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании

Ставится задача выявить направление развития ансамблевого музицирования в историко-гносеологическом аспекте музыкальной культуры Китая. Ансамблевое музицирование издревле лежало в основе развития практического воспитания и обучения и выполняло образовательные функции. В современном общем образовании страны большое значение придается музыкальному ансамблю как важной составляющей национальной культуры. В общеобразовательной школе ансамблевое музицирование во многом связано с повсеместным внедрением педагогики Орфа как интеграционного процесса в мировую музыкальную культуру. Деятельность известных педагогов Ли Дана, Сю Хайлинь, Инь Айцин свидетельствует об успешной ассимиляции принципов системы Орфа в китайское образование. Их методы опираются на сугубо национальные истоки. Современное музыкальное образование, уроки музыки, в частности в дошкольных учреждениях, в сочетании с национальными композициями органично позволят воссоздать, сохранить и развить музыкальную образовательную традицию.

Ключевые слова: ансамбль, музицирование, музыкальное образование, китайская традиция, система К. Орфа, педагогика К. Орфа, музыкальная культура Китая

Zhang Qing

Ensemble playing in China culture and education

The article seeks to identify the direction of development of ensemble music in the historical-epistemological aspect of the musical culture of China. Ensemble music-making has been at the heart of the development of practical training since ancient times and has performed educational and educational functions. In modern general education of the country great importance is attached to the musical ensemble as an important component of the national culture. In the secondary school, ensemble music making is largely due to the widespread introduction of Orff's pedagogy as an integration process in the world musical culture. The activities of the famous teachers - Li Dana, Xiu Hailin, Yin Ai Qing testifies to the successful assimilation of the principles of the Orff's system in Chinese education. Their methods are based on purely national sources. Modern musical education, music lessons, in particular, preschool institutions, combined with national compositions, which organically allow to recreate, preserve and develop musical educational tradition.

Keywords: ensemble, making music, musical education, Chinese tradition, K. Orff's system, K. Orff's pedagogy, musical culture of China

В современном общем образовании Китая большое значение придается музыкальному ансамблю как составляющей национальной культуры страны. Истоки ансамблевого музицирования Китая восходят к глубокой древности. Приобщение молодого подрастающего поколения китайцев к ансамблевому музицированию как национальной традиции является приоритетным направлением развития музыкального образования страны. Ансамблевое музицирование в общеобразовательной школе сегодня во многом связано с повсеместным внедрением в учебный процесс педагогики Орфа как принципа интегрирования в мировую музыкальную культуру. Цель статьи - обосновать и раскрыть педагогическую значимость эволюции ансамблевого музицирования, опираясь на гносеологические особенности национальной культуры страны.

Под ансамблевым музицированием понимается процесс совместного исполнения группой музыкантов нового или уже известного сочинения. Ансамблевое музицирование включает элементы

импровизации, возникающей в связи с исполнением того или иного произведения. Считается, что инструментальное музицирование - это творческий процесс, где исполнение произведений осуществляется посредствам игры на доступных или хорошо освоенных музыкальных инструментах. Музицирование появилось в тот момент, когда человеку захотелось поиграть на каком-либо инструменте, в случае, если его не оказалось под рукой, он мог смастерить новый из подручных средств.

Согласно словарю А. Н. Должанского, «ансамбль - это буквально, исполнение группой людей музыкального произведения» [1, с. 19]. Произведения, исполняющиеся в ансамбле, делятся на определенное количество участников. Соответствующее количество участников ансамбля определяется его названием. Согласно классификации, ансамбли бывают дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д. Слово «ensemble» (совокупность, совместность), понимается в нескольких ракурсах - и как сочетание двух и более певцов, инструменталистов, и

как «стройное согласованное исполнение того или иного художественного сочинения» [2, с. 11-12]. Понятие «ансамбль» может выражаться и в жанровой разновидности, скажем - оперы, кантаты или оратории. При этом исполнение может быть в сопровождении или без сопровождения. Проблемы осмысления ансамблевого музицирования - тема многих исследовательских работ [3, с. 4; 4, с. 4].

Издревле ансамблевое музицирование являлось важнейшим составляющим элементом церемоний или ритуалов в китайской культуре, особенно культовой. Игра в ансамбле лежит в основе всей жизнедеятельности человека. Кроме того, в воспитании людей в китайском обществе ансамблевая музыка играла не последнюю роль. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусств, а также вообще нечто прекрасное, выражающее внутреннюю гармонию человека [5, с. 330]. Звучание инструментов в церемониальных оркестрах соответствовало определенной шкале звуковысотных соотношений слуха и внутренней гармонии духовной жизни человека. Об уровне развития вокального творчества свидетельствует «Книга песен» («Ши-цзин») [5, с. 331]. Еще в эпоху Чжоу каждому этапу церемонии соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. А во время правления династии Цинь (221-206 гг. до н. э.) было создано учреждение Дасыюэ, ведавшее государственными церемониями и музыкой. В эпоху Хань (206-220 гг. до н. э.) важнейшим видом придворного искусства становится «я юэ» (строго классическая музыка, совершенная, элегантная, изящная) - музыка официальных конфуцианских церемоний.

Возрождение песенно-поэтического жанра «цы», исполнявшегося в сопровождении струнных инструментов, осуществлялось в период расцвета династии Сун (960-1279 гг.). В зрелищных видах искусства разыгрывались песенные сказы с инструментальным сопровождением («чжугун-дяо», очень популярные в этот период). В исполнении музыкальной драмы принимали участие такие инструменты, как «сона», четырехструнная монгольская лютня («хубосы»). Интенсивность музыкальной жизни этого периода отмечена использованием ансамблевого музицирования практически всеми слоями общества в монастырях, дворцах, городских кварталах, сельской местности. Возникло множество новых вокальных, инструментальных и танцевальных стилей. К этому времени инструментарий китайской музыки включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов. Среди струнных щипковых использовались цитры («цинь»), «чжэнь», гусли («сэ»), лютни («пипа»), «юэцинь». Из смычковой группы выделяются («хуцинь») - «эрху», «баньху», «сыху», «цзиньху». В духовой получают распространение продольная флейта («сяо»),

многоствольная свирель («пайсяо»), поперечные флейты («чи» и «ди»), а также «сона» (род гобоя), губной орган («шэн»). Среди ударных особенно востребованы барабаны - большой («цзяньгу»), глиняный («ху»), односторонний малый («баньгу»), тамбурин («яогу»). Кроме того, часто церемонии сопровождались набором бронзовых колоколов («бяньчжун»). В городских музыкальных драмах правления династии Цин (1636-1911 гг.) центральное место заняла пекинская музыкальная драма («цзинцзюй»), вобравшая элементы различных народных обрядов и сказаний [5, с. 217-224; 6, с. 333-335].

Однако с 1911 г. придворные оркестры и театральные труппы перестают существовать. Они распускаются. Это время отмечено воздействием на китайскую культуру западноевропейской музыки. С началом XX в. китайские музыканты предпочитают получать специальное образование в городах Европы, а в самом Китае создаются музыкальные учебные заведения (музыкальные отделения при университетах), где существуют оркестры западноевропейского образа. Значительный вклад в развитие китайской музыки этого периода внесли Сяо Ю-мэй, Цай Юань-пэй, Ван Гуан-ци, Лю Тянь-хуа. В 1927 г. по инициативе Сяо Ю-мэя и Цай Юань-пэя основана Шанхайская консерватория, и создан симфонический оркестр. Среди профессиональных композиторов, использующих западноевропейские приемы письма, выделяются Сянь Син-хай, Ма Сы-цун, Люй Цзи, Хэ Лу-тин, Хуан Цзы.

В связи с ростом национально-освободительного движения возникают жанры патриотической песни, получившие массовое распространение, особенно среди молодежи. А с начала 1920-х гг. формируются различные направления массовой песенной культуры. При этом для революционно-патриотических песен использовался древнекитайский поэтический жанр «цы», в который вплетались мотивы традиционных песен. В период образования Китайской Народной Республики по всей стране организуются фольклорные ансамбли. Разворачивается работа по изучению традиционной китайской музыки (Ян Инь-лю, Чжан Хун-дао, Ли Юань-цин). Популярностью пользуется Пекинская музыкальная драма (связана с деятельностью актера Мэй Лань-фана). В это время развиваются жанры массовой песни (Ма Кэ, Ли Хуань-чжи), создаются камерно-инструментальные и симфонические произведения (композиторами Ма Си-цун, Цюй Вэй, Чжу Цянь-эр). На первый план выдвигаются китайские музыканты-исполнители (пианисты Лю Ши-кунь, Ли Мин-цян) [6, с. 336-337].

В ходе «культурной революции» музыка служила иллюстрацией политических лозунгов. Запрещалось исполнение традиционной китайской музыки, подвергались гонению сочинения современных

Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании

китайских и зарубежных композиторов, а также произведения, написанные до 1966 г. Расформировывались музыкальные коллективы, закрывались учебные заведения. И только с 1980-х гг. постепенно начинается возрождение самодеятельного творчества, создаются новые профессиональные ансамбли и оркестры. Наступает оживление и в музыкально-образовательной среде. К этому времени относится и обратный процесс - влияния китайской культуры на западную музыкальную традицию. Напомним также, что интерес европейцев к китайской культуре начался еще задолго до этого момента. В частности, в русской музыкальной культуре это связано с именем П. И. Чайковского, включившего в балет «Щелкунчик» китайский танец Чай. Общеизвестно влияние китайской литературы на творчество Густава Малера, написавшего «Песнь о земле» в 1909 г. на темы семи стихотворений четырех китайских поэтов (Ли Бо, Цзи Кан, Мэн Хао-жаня и Ван Вэя). Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы проявились и во взаимодействии китайской и американской культур. В творчестве американского композитора Джона Кейджа воздействие китайской философии сказалось в таких сочинениях, как «Музыка перемен» (1951), «Музыка воды» (1952) «Музыка зимы» 1957) [7, с. 134-151]. В то же время многие европейские композиторы охотно изучали и включали в свое творчество традиционные формы китайской ансамблевой музыки.

Этими процессами отмечена и деятельность учебно-образовательных заведений. Так уже Ляо Найсюн, один из пионеров этого движения, последовательно внедрял в китайское музыкальное образование идеи педагогики К. Орфа. В 1982-1984 гг. он отправился в Германию изучать творчество и педагогические принципы К. Орфа. В своих работах он отмечал: «Методика преподавания каждого хорошего учителя музыки по системе Орфа - это понимание самим учителем этой системы, а вовсе не ее авторитетное и правильное толкование» [8, с. 5]. Ассоциация китайских музыкантов приглашала в университеты и консерватории многих иностранных педагогов читать лекции по методике Орфа. Так в 1980-1990 гг. в Пекине и других городах страны в мастер-классах М. Шнайдера, В. Хартмана участвовали педагоги из различных учебных заведений страны. В лекциях профессор В. Хартман подчеркивал, что «не следует предъявлять чрезмерно высоких требований к детям, надо исходить из их индивидуальных особенностей и воспитывать музыкальную индивидуальность» [8, с. 87]. Широко внедряется в этот период практический метод Орфа и в различных школах. Так, например, в Ханчжоу проводилась широкомасштабная акция на базе конференции на тему «Сравнительное образование в сфере искусств Китая и других стран мира» (1993). Она стимулировала и расширила спектр

адаптации методики Орфа и других европейских образовательных систем с учетом особенностей национальной культуры Китая (1995-2001).

Адаптация Орф-педагогики в китайскую образовательную систему осуществлялась в несколько этапов. Важным стало внедрение в учебный процесс материала, связанного с использованием китайских рифмующихся интонаций. В процесс музицирования включались различные народные речевые обороты, заимствованные из национальных диалектов языка, что способствовало органичному включению в процесс преподавания музыки творческих идей Орфа. Материалом для ансамблевого музицирования с самого начала служили китайские детские имена, прибаутки (стишки), идиомы. Распевались названия самых известных национальных ландшафтных особенностей, связанных с названием гор и рек страны.

В 1991 г. китайскими учеными-музыкантами создана ассоциация, носившая имя К. Орфа. Ее членами стали Ли Дана (нынешний председатель Китайской ассоциации Орф), Цао Ли и Чжао Цзяц-зы. Кроме того, в ассоциацию вступили более 410 педагогов-музыкантов различных учебных заведений страны. Организуя кружки, разъясняя новые приемы и методы педагогики, последовательно внедряя принципы «Шульверк» в учебные планы уроков общеобразовательных учреждений, члены ассоциации последовательно пропагандируют систему музыкального воспитания К. Орфа по всей стране. Так в 1995 г. Гуанчжоу с 10 по 15 декабря проводилась конференция по проблемам реформы системы музыкального образования Китая. На ней подчеркивалась роль музыкального образования в системе качественного общего образования. Особо отмечались меры по защите и внедрению традиционной китайской культуры на родном языке в музыкальный образовательный процесс. Дана Ли и ее сторонники занялись разработкой национальной системы музыкального образования на основе китайской культуры с использованием опыта зарубежных школ. В 1996 г. при Шанхайской консерватории основан отдел музыкального образования, а в 1998 г. такой же открылся и в Центральной консерватории. В 1999 г. на отделении постдипломного образования при Центральной консерватории введен новый курс по музыкальной педагогике Орфа, который читали Дана Ли и Ли Яньи. Этот курс стал одним из самых известных в среде обучающихся. С 2000 г. в Интернете начал свою работу первый образовательный портал по методике Орфа [9]. Это значительно ускорило процесс распространения информации. Стараниями многих педагогов процесс внедрения методики Орфа в китайское образовательное пространство осуществляется на всех уровнях обучения - от дошкольного до высшего вузовского.

В 2001 г. опубликован новый стандарт обучения музыке и новая учебная программа, разработанная Министерством образования Китайской Народной Республики [10]. Основные принципы эстетической оценки этой программы основаны на Орф-педагогике. Это, прежде всего, интерес и мотивация учащегося на музыку для всех, развитие личности, поддержка национальной традиции музицирования и побуждение учащегося к созидательной функции с опорой и при взаимодействии с музыкальным фольклором, развитие в обучающемся понимания мультикультуры. Эти принципы отвечают идеям концепции Орфа и свидетельствуют об основательной адаптации его методики в системе музыкального образования страны. Так опубликована книга Ли Дана, Сю Хай-линь и Инь Ай-цин «Музыкально-педагогическая методика Орфа», выпущенная в 2002 г. издательством «Шанхай образование» (Шанхай, 2002. На кит. яз.). В книге отмечаются особенности применения методики Орфа в китайском музыкальном образовании. Она содержит 71 музыкальный пример, свидетельствующий об ассимиляции принципов системы Орфа с китайскими национальными традициями. Учебный материал книги опирается на сугубо национальные истоки, которые ориентированы на теоретические положения методики Орфа в музыкальном обучении.

Возрождение народно-инструментальной традиции ансамблевого музицирования на новом образовательном уровне изучения, осмысления и ввода в систему музыкального обучения Китая способствует воссозданию и развитию национального культурного пласта, позволяет органично и самобытно развивать последующие поколения молодых музыкантов. Китайские ученые подошли к воспитанию творческой и инициативной личности, пониманию развития как продукта собственной творческой деятельности и связали ее с раскрытием неповторимой индивидуальности, что органично согласуется с основными принципами Орф-педагогики.

Современное музыкальное образование, уроки музыки, в частности в дошкольных учреждениях, в сочетании с национальными композициями органично позволят воссоздать, сохранить и развить музыкальную традицию в образовании. Гармоничная, гибкая, многоуровневая система общего музыкального образования через практику ансамблевого музицирования сохранит целостность китайской национальной культуры.

Список литературы

1. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. 4-е изд. Лениград: Музыка, 1964. 520 с.

2. Краткий музыкальный словарь-справочник / под общ. ред. Э. Ф. Леонова. Москва: Кифара, 2007. 199 с.

3. Бутнева М. В. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02. Москва, 1997. 157 с.

4. Драгайцева Д. Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в детской музыкальной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02. Москва, 2005. 18 с.

5. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / ред. М. Л. Титаренко и др. Москва: Вост. лит., 2009. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. 1087 с.

6. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / ред. М. Л. Титаренко и др. Москва: Вост. лит., 2010. Т. 6: Искусство, дополнения. 1031 с.

7. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. Москва: Наука, 1977. 168 с.

8. Ляо Найсюн. Музыкальное образование. Пекин: Центр. муз. консерватория, 2010. 665 с. На кит. яз.

9. Китайское музыкальное образование по К. Орфу. URL: http: // chinaorff.com (дата обращения: 12.02.2018). На кит. яз.

10. Министерство образования Китайской Народной Республики. Стандарт обучения музыке очного обязательного образования. Пекин: Изд-во Пекин. пед. ун-та, 2001. 11 с. На кит. яз.

References

1. Dolzhanskii A. N. Concise musical dictionary. 4rd ed. Leningrad: Muzyka, 1964. 520 (in Russ.).

2. Leonov E. F. (ed.) Concise musical dictionary reference. Moscow: Kifara, 2007. 199 (in Russ.).

3. Butneva M. V. Folk music on folk instruments in modern ensemble as pedagogical problem: diss. on competition of sci. degree of PhD in pedagogics: 13. 00. 02. Moscow, 1997. 157 (in Russ.).

4. Dragaytseva D. G. Ensemble playing music of teenagers in class of general piano as factor of developing training in children's music school: diss. on competition of sci. degree of PhD in pedagogics: 13. 00. 02. Moscow: 2005. 153 (in Russ.).

5. Titarenko M. L. (ed.). Spiritual culture of China: encyclopedia: in 5 vol. Moscow: Vost. literatura, 2009. 5: Science, technology and military thought, health and education. 1087 (in Russ.).

6. Titarenko M. L. (ed.). Spiritual culture of China: encyclopedia: in 5 vol. Moscow: Vost. literatura, 2010. 6: Art, additions. 1031 (in Russ.).

7. Zavadskaya E. V. Eastern culture in modern Western world. Moscow: Nauka, 1977. 168 (in Russ.).

8. Lyao Naisyun. musical education. Peking: Central Conservatory of music, 2010. 665 (in Chin.).

9. Chinese musical education by K. Orf. URL: http: // chinaorff.com (accessed: Febr. 12. 2018) (in Chin.).

10. Ministry of Education People's Republic of China. Standard of teaching music full-time compulsory education. Peking: Peking Ped. Univ. publ. house, 2001. 11 (in Chin.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.