Лю Цин
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ В ПЕРИОД 1949-1956 гг.
Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налетова
В статье рассматривается один из важнейших периодов реформирования высшего музыкального образования - 1949-1956 гг. - его перестройка, расширение, наполнение новым содержанием.
Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, система, история, период, развитие, реформа.
The article deals with identification and substantiation of the major period in the history of higher musical pedagogical education in China (1949-1956) and its rebuilding, widening, filling with new content.
Key words: musical pedagogical education, system, history, period, development, reform.
Музыкально-педагогическое образование Китая ведет свою историю с 1908 г. В условиях богатого драматическими событиями XX в. оно переживает несколько периодов, каждый из которых отмечен своими обретениями, а в отдельных случаях - и потерями. В этом ряду особое место занимает период 1949-1956 гг., от-мечнный доминирующим влиянием СССР на систему образования Китая.
Мощным импульсом развития системы образования страны стало провозглашение Китайской Народной Республики. До этого фактически полуколония, во многом сохранившая полуфедальные отношения, страна в 1949 г. обрела государственный суверенитет и встала на путь социалистического развития.
В конце 1940-х и в 1950-е гг. в Китае очень сильно было влияние СССР, и оно во многом определило политику государства и правительства, направленную на приобщение самых широких масс населения к культуре и образованию. В этих условиях широко претворялся богатый опыт СССР 20-х - 30-х гг. XX в.
Большую роль в культурном строительстве сыграла деятельность советских
специалистов в Китае и подготовка китайских кадров в России. При помощи советских специалистов формировалась система музыкального образования Китая. Были открыты три консерватории - в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Институт китайской народной музыки (Пекин), музыкальные училища в разных городах страны. Советские специалисты на долгосрочной основе преподавали в музыкальных вузах Китая. В ведущих вузах СССР проходили обучение, стажировку, оканчивали аспирантуру и защищали диссертации представители нового поколения му-зыкантов-педагогов.
Опыт России сыграл большую роль и в решении центральной проблемы культурного строительства - ликвидации неграмотности населения. К 1949 г. она составляла 90%. С этим связано стремительное разрастание учреждений школьного образования.
Общеобразовательная школа Китая, подобно школам стран Европы, Америки, Японии, в XX в. становится основным институтом централизованного эстетического, прежде всего музыкального, воспитания подрастающего поколения всей
страны. В связи с этим проблема подготовки кадров учителей музыки для общеобразовательной школы в высшей степени актуализировалась. Решить ее можно было, только расширяя и совершенствуя систему высшего музыкальнопедагогического образования.
Радикальные меры правительства в этой области предпринимаются с начала 1950-х гг.
Правительство Китая 18 марта 1952 г. издало «Положение о реформировании массовой и высшей школы» [4, с. 6], которое сразу вступило в силу. В документе подчеркивалась необходимость развития системы образования, ставилась задача подготовки всесторонне образованных людей. В документе также подчеркивалась важная роль эстетического воспитания в формировании личности. В этой связи уделялось серьезное внимание музыкальному образованию в массовых школах и подготовке преподавателей в специальных вузах. В этих условиях вся образовательная система должна была претерпеть коренные изменения.
Реформирование высшего педагогического музыкального образования Китая ориентировалось на достижения советской высшей музыкальной школы. Китайские вузы заимствовали у СССР:
• принципы организации и управления учебным процессом;
• планирование учебного процесса;
• обязательность и порядок составления программ;
• форму разработки учебников;
• передовую методику преподавания.
Предметом особого внимания стало:
• сочетание в учебном процессе теории с практикой;
• поиск одаренных людей и создание наиболее благоприятных условий для полноценного раскрытия их способностей;
• научный подход к разработке проблем образования, связь преподавательской и исследовательской деятельности.
Последнее в силу многих причин оказалось реализовать наиболее сложно. Но на данном этапе важно было то, что сам принцип вошел в сознание профессиональной элиты.
В период 1949-1956 гг. не все поставленные задачи решались достаточно активно. Главной же стала организация и реорганизации вузовской работы, расширение системы вузов.
Организация и управление учебным процессом требовали разработки специальной документации.
В июле 1952 г. Министерство образования выпустило «Учебный план для музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений» [2, с. 751], в котором:
• определялись цели высшего педагогического музыкального образования;
• устанавливались обязательные для изучения специальные предметы;
• регламентировалось количество учебных часов;
• формулировалось содержание занятий и экзаменационные требования.
Это был первый документ такого рода. В нем, помимо всего перечисленного, ставились задачи развития высшего педагогического музыкального образований на текущий период. Они были дополнительно конкретизированы и обоснованы в другом документе, опубликованном почти одновременно с «Учебным планом».
28 июля 1952 г. два министерства -образования и культуры - приняли совместное «Решение о реформировании и регулировании художественного образования в стране» [1, с. 17-19]. В документе как главные выдвигались следующие задачи:
• поиск и профессиональная подготовка музыкальных талантов. Этим должны были заниматься прежде всего Центральный музыкальный институт и его отделение в Шанхае;
• ориентация части художественных институтов и художественного факультета университета на подготовку музыкальных дарований и учителей музыки для школ. С этой же целью были объединены различные учебные заведения - средние и высшие, - и на этой основе объединения сформированы семь специальных художественных институтов;
• сохранение и организационное укрепление действующих педагогических вузов;
• организация во время летних и зимних каникул краткосрочных курсов лекций в рамках подготовки школьных учителей музыки.
В 1956 г решением Госсовета были объединены музыкальные и художественные факультеты Пекинского и Северо-Восточного педагогических университетов и такого же вуза в Хуа Дон. На основе этого слияния создали Пекинский художественный педагогический университет [3, с. 194]. Это был первый вуз в Китае, целиком ориентированный на подготовку преподавателей по предметам эстетического цикла для массовых школ. Правда, эта профилизация сохранялась недолго. Уже в 1961 г. название вуза изменилось. Он стал Пекинским художественным институтом, в котором готови-
ли и других специалистов. В провинциях У Хань, Хэ Бэй тоже были созданы подобные учебные заведения. Кроме того, в главных и больших городах страны были открыты новые музыкально-педагогические факультеты.
Определенная работа велась и в области обеспечения учебного процесса специальной литературой. Было переведено много учебников, привезенных из СССР, а также создан целый ряд оригинальных китайских учебников. Над улучшением качества книг и учебных материалов велась постоянная работа.
Музыкальные факультеты вузов последовательно расширяли количество обучающихся и преподавателей. Подверглись реконструкции общежития.
Как видно, в период 1949-1956 гг. в развитии системы высшего музыкальнопедагогического образования Китая в целом наблюдается ярко выраженная положительная динамика. Были сделаны важные шаги для подготовки высокообразованных учителей музыки, заложена прочная основа для развития высшего педагогического музыкального образования. Эти обретения сыграли большую роль в деле повышения качества подготовки музыкально-педагогических кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерства культуры КНР. Досье художественного образования (1949-1966). Пекин, 1980. 431 с.
2. Министерства просвещения КНР. Хроника китайского образования (1949-1981). Пекин, 1985. 1028 с.
3. Сунь Цзинань. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000. Шаньдун, 2004. 669 с.
4. Чжу Юнбэй. Исследование музыкального образования в высших педагогических заведениях XXI века. Чаньша, 2004. 322 с.