Научная статья на тему 'Высшее медицинское образование во Франции'

Высшее медицинское образование во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2591
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

По материалам публикации Шкарина В.В., Буланова Г.Л. // Нижегородский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее медицинское образование во Франции»

высшее медицинское образование во франции

В 1211 г. по распоряжению Папы Римского был открыт университет в Париже, среди четырех факультетов которого был и медицинский. Наряду с университетами открывались колледжи для приема бедных студентов. Один из них основал духовник короля Людовика IX Робер де Сорбон, и этот колледж в дальнейшем стал известнейшим университетом - знаменитой Сорбонной, которая вот уже почти 750 лет в глазах всего мира олицетворяет классическое европейское образование. Вслед за ним открылись ставшие позднее не менее прославленными университеты в Тулузе, Монпелье, Орлеане (с медицинским факультетом), [ренобле и других городах.

Франция всегда гордилась своей системой образования, считая ее одним из основных и важнейших демократических завоеваний нации. Система высшего образования сегодня включает в себя 80 университетов,

около 300 высших школ и исследовательских центров.

Высшее образование можно получить как в университетах, так и в специализированных вузах (высших школах) с достаточно строгим конкурсным отбором абитуриентов.

Университетское образование состоит из трех циклов.

Первый цикл длится 2 года, после чего студент получает диплом об общем университетском образовании DEUG ^р!оте ШмегеКаг Generales). Если студенты намерены изучать медицину или фармацию, то выбор нужно сделать в конце первого года обучения. Число мест для этой категории студентов в следующем году определяют министерства образования и здравоохранения. Будущим медикам и фармацевтам, чтобы перейти с первого курса на второй, нужно не просто выдержать экзамен, а получить хорошие отметки и выдержать достаточно серьезный конкурс. Студентам,

не прошедшим конкурс, разрешают повторить первый курс только всего один раз. Студенты, избравшие другие специальности, могут быть отсеяны по результатам всего первого цикла. Повторно они могут обучаться сколько угодно раз, но уже только платно.

Второй цикл рассчитан на два или три года обучения. Первый год из второго цикла называется «лицензиат» (Licence). Он является эквивалентом российского термина «незаконченное высшее образование». Эта степень дает право на определенную работу, например, на место учителя средней школы. После завершения второго года учебы на втором цикле студенты получают диплом «Matrise» (магистр), который соответствует законченному высшему образованию. После получения степени магистра большинство студентов оставляют университет. Отдельные студенты на втором цикле обучаются три года и получают диплом инженера.

Желающие продолжать обучение и получить диплом более высокого уровня поступают на третий цикл. Третий цикл представляет собой курс очень высокой специализации и подготовки к исследовательской деятельности. Кандидатов отбирают на основе собеседования и досье. На этом этапе студент выбирает одно из двух направлений: профессионально-ориентированное либо теоретико-исследовательское об-

учение. Второе направление выбирают те, кто планирует поступать в докторантуру.

Во Франции отсутствуют вступительные экзамены в вузы, а есть конкурс школьных аттестатов (диплом бакалавра). Французы получают диплом бакалавра и после завершения лицея, важно чтобы он относился к разряду дипломов, дающих право на поступление в вуз.

Медицинское образование студенты получают на медицинских факультетах в университетах или же начинают его в ряде институтов, в которых они занимаются только три года, а затем переходят в университет, где и завершают обучение. Вступительных испытаний в нашем понимании для будущих врачей не проводится. На первый курс зачисляются все желающие, имеющие диплом бакалавра и прошедшие в течение одного года подготовку по физике, химии и другим общеобразовательным дисциплинам.

Медицинское образование состоит из трех этапов, или циклов.

Первый цикл (РСЕМ) длится 2 года, он посвящен изучению фундаментальных дисциплин, гуманитарных и социальных наук.

Второй цикл (ДСЕМ) длится 4 года, на протяжении этого времени изучаются клинические дисциплины.

Третий цикл включает две ступени: резидентура (субординатура) со

сроком обучения 2 года, где готовят врачей общего профиля, и интернатура со сроками обучения 4-5 лет для подготовки по «узким» специальностям. На первый курс зачисляются лица, имеющие диплом бакалавра степеней С, Д, Е, но для перехода на второй курс студенты должны преодолеть очень высокий конкурс по итогам изучения биологии, анатомии, химии, гистологии, физиологии, физики, биохимии, биофизики. Экзамены по этим предметам проводятся в конце первого и второго семестров в письменной форме и анонимно, каждый из них имеет свой коэффициент значимости. По сути, этот период обучения и является своеобразным вступительным экзаменом на медицинский факультет. Отсев студентов после первого года обучения составляет в разных вузах от 60 до 75%.

Студенты, не успевающие по 1-2 дисциплинам, имеют право на повторное обучение, но в случае провала во второй раз они вообще теряют право на обучение в любом университете Франции. До начала второго года студенты проходят практику в течение 4 недель - введение в уход за больными.

В течение первого цикла и первого года второго цикла (наш третий курс) будущие врачи изучают бактериологию, вирусологию, паразитологию, основы гематологии, иммунологии,

онкологии, генетики и биологии, фармакологию, эпидемиологию и биостатистику, клиническую и биологическую семиологию, методы рентгенологических исследований, демографию, экономику здравоохранения и организацию систем здравоохра-нения. Изучаются также иностранные языки, психология, медицинская этика и деонтология.

В течение 2-го и 3-го года обучения студенты проходят клиническую практику, точнее, введение в клиническую практику и работают на должностях младшего медицинского персонала.

Второй этап обучения - ДСЕМ -условно делится две части: первая длится один год, вторая - три года. В первой части изучаются биокли-нические дисциплины, диагностика терапевтических и хирургических болезней (аналог нашей пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии). За этот год студенты должны пройти две госпитальные стажировки и после успешно выдержанных экзаменов допускаются ко второй части ДСЕМ. Далее они изучают кардиологию и сосудистые заболевания, онкологию, дерматовенерологию, эндокринологию, акушерство, гинекологию, урологию, ревматологию и другие клинические дисциплины, из них 20 обязательных и 2 по выбору. Этот метод подготовки включает 8 госпитальных стажи-

ровок продолжительностью 4 месяца в утренние часы и 36 дежурств. В это время студенты работают в различных отделениях госпиталей под руководством преподавателей, интернов, принимая участие в кура-ции больных, в оказании экстренной помощи, участвуют в операциях в качестве ассистентов.

После окончания каждого семестра на этом этапе обучения студенты сдают экзамены, включающие тестирование, анализ клинических ситуаций, осмотр больных с анализом лабораторных исследований, чтением рентгенограмм и других методов исследования. После окончания второго цикла сдаются сертификационные экзамены. На экзамене большое внимание уделяют непосредственному общению со студентами. Компьютерные тестовые технологии уходят в прошлое и заменяются живым диалогом. На первое место в обучении выходит самостоятельная работа студентов, компьютер используется как средство самоконтроля и учебное пособие. На это обстоятельство неплохо было бы обратить внимание преподавателей и руководителей отечественных медицинских вузов и не забывать богатый опыт отечественной медицинской высшей школы, ставившей на первое место в подготовке врачей формирование клинического мышления.

Дальнейшее обучение возможно по двум направлениям: резидентура,

где подготовка идет в течение 2-2,5 лет по специальности «врач общего профиля», и интернатура по «узкой» специальности со сроком обучения 4,5-5 лет.

Подготовка в резидентуре организуется и контролируется медицинскими факультетами. Она проводится в соответствующих отделениях госпитальных исследовательских центров и в лечебных учреждениях, с которыми имеются соответствующие соглашения. Резиденты выполняют свои обязанности в течение семестра в отделениях госпитального исследовательского центра, входящего в госпитальный университетский центр. Далее в течение 2-го, 3-го, 4-го или 5-го семестра следует практика у врача-терапевта, при этом место для терапевтической подготовки по общей медицине предлагается каждые 6 месяцев на выбор резидента. После успешной защиты диссертации им вручается диплом доктора медицины при условии сдачи экзамена по теоретической подготовке, а после прохождения практической подготовки выдается документ о квалификации по общей медицине.

Для поступления в интернатуру претенденты должны пройти конкурсный отбор. Право участия в конкурсе имеют резиденты, не выдержавшие его в предыдущем году, и студенты, завершившие обучение на медицинском факультете. Студенты

могут участвовать в конкурсе только два раза. Организация конкурсов, их программа, длительность, форма проведения экзаменов определяются соответствующим постановлением. Конкурс включает тест из 200 теоретических вопросов, 150 клинических ситуаций и вопросов, анализ истории болезни с установкой диагноза и назначением лечения. Обучение в интернатуре осуществляется по следующим специальностям: терапия, здравоохранение, гигиена труда, хирургия, медицинская биология, психиатрия, анестезиология, реаниматология, педиатрия, гинекология и акушерство.

Врач-интерн выполняет обход в отделении, ведет амбулаторный прием больных, постоянно дежурит в приемном отделении, выполняет диагностические и лечебные процедуры. Хирурги-интерны оказывают больным экстренную помощь, принимают участие в операциях и оперируют самостоятельно. Одновременно интерны повышают свой теоретический уровень по программе молодых врачей, изучая смежные со своей будущей профессией специальности: педиатрию, гигиену и профилактику инфекционных заболеваний, внутрибольничные инфекции, информационные системы, основы управления медицинскими учреждениями, юридические аспекты работы врача и многое другое. В случае необходимости врач-интерн направляется на

1-1,5 года на обучение в зарубежные клиники.

По окончании учебы в интернатуре врач сдает экзамены и получает диплом о специальном образовании - сертификат об окончании интернатуры. После получения этого диплома врач может продолжить свое обучение по более узкой медицинской или медико-биологической специальности. Такая подготовка длится 2 или 4 года на базе специализированного отделения под руководством заведующего отделением. Этот период обучения заканчивается экзаменом на получение диплома вра-ча-специалиста. Такой врач уже может вести преподавательскую и научно-исследовательскую работу, заниматься частной практикой, что и предпочитают в последнее время французские врачи.

Все вакантные врачебные должности замещаются в больницах по результатам чрезвычайно трудных конкурсных экзаменов. На этот рынок труда ограничивается доступ врачей из других стран, в том числе российских, поскольку дипломы медицинских вузов России во Франции не признаются.

По материалам публикации Шкарина В.В, Буланова ГЛ // Нижегородский медицинский журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.