Научная статья на тему 'Международное сотрудничество как фактор формирования академической мобильности студентов'

Международное сотрудничество как фактор формирования академической мобильности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФРАНЦИИ / ACADEMIC MOBILITY / HIGHER MEDICAL EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA AND FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крупская Тамара Семёновна, Зобнин Юрий Васильевич, Малов Игорь Владимирович

Обсуждаются вопросы формирования академической мобильности студентов медицинского университета в процессе международного сотрудничества в области образования на основании анализа системы высшего медицинского образования во Франции и, в частности, изучения учебного плана Факультета Медицины Университета Гренобля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крупская Тамара Семёновна, Зобнин Юрий Васильевич, Малов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international cooperation as a factor of formation of the academic mobility of students

Questions of formation of the academic mobility of students of medical university during the international cooperation in the fi eld of education on the basis of the analysis of system of the higher medical education in France and, in particular, studying of the curriculum of Faculty of Medicine of University of Grenoble are discussed.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество как фактор формирования академической мобильности студентов»

об успеваемости студентов, позволяет контролировать трудовую дисциплину и результаты учебы монгольских студентов и всем предметам.

Последние достижения химической и фармацевтической науки требуют повышения активности студентов в учебной работе, развития у них инициативы, самостоятельности мышления и действий. Мы считаем, что добиться более прочных и осознанных знаний основ химии и научить студентов применять знания, можно только используя студенческий эксперимент в виде изучения свойств соединений химических элементов и

учебно-исследовательской работы студентов практически по всем темам аналитической и органической химии. Так, постепенно приобретая навыки химического эксперимента, монгольские студенты в конце учебного года уверенно выполняют многостадийные процессы по синтезу органических, в том числе лекарственных веществ. В процессе выполнения эксперимента студенты знакомятся на практике с некоторыми приемами научно-химических исследовании. Таким образом, постепенно формируется система научных понятии одновременно с приёмами рационального мышления.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра общей химии, e-mail: ivas_irk@mail.ru Демченко Александр Иванович — доцент, к.б.н.,

Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент.

© КРУПСКАЯ Т.С., ЗОБНИН Ю.В., МАЛОВ И.В. — 2010

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Т.С. Крупская, Ю.В. Зобнин, И.В. Малое (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Обсуждаются вопросы формирования академической мобильности студентов медицинского университета в процессе международного сотрудничества в области образования на основании анализа системы высшего медицинского образования во Франции и, в частности, изучения учебного плана Факультета Медицины Университета Гренобля.

Ключевые слова: академическая мобильность, высшее медицинское образование, международное сотрудничество России и Франции.

THE INTERNATIONAL COOPERATION AS A FACTOR OF FORMATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS

T.S. Krupskaya, Y.V. Zobnin, I.V. Malov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Questions of formation of the academic mobility of students of medical university during the international cooperation in the field of education on the basis of the analysis of system of the higher medical education in France and, in particular, studying of the curriculum of Faculty of Medicine of University of Grenoble are discussed.

Key words: academic mobility, higher medical education, international cooperation of Russia and France.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затронули систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, несомненно, будет способствовать достижению успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования.

Одной из задач современной российской высшей школы является ее модернизация, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов.

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества Иркутского государственного медицинского университета с медицинскими учебными, научными и лечебными учреждениями Европы, Азии, Америки является формирование академической мобильности студентов. В рамках присоединения Российской Федерации к Болонской декларации в 2003 году и формирования новых концепций высшего профессионального, в том числе медицинского образования, становится особенно актуальным изучение международного опыта подготовки специалистов-медиков,

для использования всего лучшего, что создано в мире в этой области.

В рамках договора о сотрудничестве с факультетом медицины Гренобльского университета имени Жозефа Фурье студенты и интерны нашего университета имеют возможность проходить курсы обучения сроком от 2 месяцев до 1 года на базе Госпитального Университетского Центра Гренобля.

Для эффективной реализации академической мобильности студентов, уезжающих на обучение во Францию, мы подробно познакомились с системой обучения на медицинских факультетах Франции и непосредственно на Медицинском факультете Гренобльского университета.

В настоящее время медицинское образование во Франции состоит из трех циклов, которые длятся от 9 до 11 лет согласно выбранной специальности. Учебный курс предусматривает 2 экзамена: один в конце первого года, он нужен для отбора студентов, и второй — в конце второго цикла, он ориентирует студентов на выбор профессиональной специализации.

Первый год первого цикла обучения (РСЕМ1) регламентирован постановлением от 28 октября 2009 года и вступающим в силу с сентября 2010 года предусматривается обучение будущих врачей всех специальностей по единому учебному плану, включающему в первом семестре — информацию о различных специальностях и введение в биомедицинские исследования, во втором семестре — специализированный предмет для каждой области. Первый год заканчивается четырьмя разными

экзаменами, на которые студенты могут свободно записываться. После экзаменов второго семестра, формируются четыре направления, основанные на результатах изучения общих и специальных предметов. Студенты, попавшие в список ограниченного набора по выбранной области, допускаются до дальнейшего обучения.

Студенты, успешно сдавшие экзамен, допускаются ко второму году обучения (PCEM2). Он начинается со стажировки в больнице в течение 1 месяца, которая, по сути, является сестринской практикой и официально находится под ответственностью главного врача клиники, хотя фактическое руководство осуществляет медицинская сестра. Остальная часть PCEM2 состоит из программы фундаментальных дисциплин с практическими занятиями и большим числом семинаров, чем в первом учебном году, где основная масса студентов не настроена на активную учебу. В этом же году начинается изучение медицинского английского.

Второй цикл длится 4 года (с DCEM1 по DCEM4). В нем можно выделить 2 части: первый год цикла, DCEM1 — это переходный год, в который дается много теоретического материала в сочетании с биоклинически-ми дисциплинами и клинической практикой, где студент, в какой-то мере, выступает в роли наблюдателя.

Последующие три года были реформированы Постановлением от 4 марта 1997 г.: они являются основными в клиническом обучении и включают 11 модулей, которые охватывают основные этапы жизни человека или отношений врач-пациент (медицинская практика; рождение; взросление и уязвимость; физические недостатки, инвалидность, зависимость; старение; боль, паллиативная терапия, поддержка; здоровье и окружающая среда, трансмиссивные заболевания; иммунная патология, воспалительные заболевания; атеросклероз, гипертензия, тромбоз; онкология, онкогематология; клиника и лечение, неотложная помощь).

Эти теоретические курсы дополняются стажировками в клиниках продолжительностью от 2 до 4 месяцев, с обязательным посещением некоторых курсов (неотложная помощь, педиатрия и др.). Во время этих стажировок, за которые назначается небольшая оплата, «клинические студенты» (ранее экстерны) выполняют свои первые обязанности в составе медицинской команды и первый реальный опыт общения с пациентами. Кроме того, во время этого периода они обязательно проводят 30 дежурств. Каждый год заканчивается экзаменом, в котором учитываются результаты стажировки. Экзамен DCEM4, совпадающий с модулем 11, в основном практический, позволяет получить сертификат об общем образовании.

Третий цикл — начало специализации (по выбору). Цикл длится для большинства дисциплин 4 года, для хирургических специальностей, медицины внутренних органов, радиологии — 5 лет. Обязательной частью третьего цикла является научная работа, необходимая для того, чтобы стать практикующим врачом. Тема работы выбирается студентом. Защита этой работы перед комиссией и успешное выполнение требований третьего цикла позволяет студенту получить звание доктора медицины с пометкой общая врачебная практика или специализация.

Диплом о дополнительном специализированном образовании (DESC): обучение длится 2 года, дополняя DES. Существует две категории: первой группы, не дающие право на медицинскую практику, и второй группы, дающие право на медицинскую практику.

Мы подробно ознакомились с организацией медицинского образования на Факультете Медицины Университета Гренобля. Изучение процесса медицинского образования на факультете производилось на основе анализа учебного плана медицинских занятий, включающего стоимостное выражение каждой дисциплины в кредитах ECTS (European Community Course Credit Transfer System — Европейской единой курсовой трансфертно-кредитной системы), являющихся форма-

ми выражения эквивалентности университетских образовательных программ 145 учебных заведений Франции и Европы — членов ECTS. Кредитное выражение значимости дисциплины в определенном блоке учебной программы позволяет учебным заведениям осуществлять взаимообмены студентами, а студентам разных стран обучаться не только в том вузе, в который они поступили, но и проходить обучение и сдавать экзамены в других высших учебных заведениях стран, входящих в ECTS.

Гренобльский университет основан в 1339 г. и состоит из трех университетов (Гренобль 1, II, III), в которых обучаются около 50000 студентов. Университет Гренобль 1 (точные науки, инженерия, технология и медицина) носит имя Жозефа Фурье, выдающегося ученого, опубликовавшего в 1822 году «Аналитическую теорию теплоты», на факультетах университета учатся около 16000 студентов и работают 2500 сотрудников. Медицинская школа в Университете основана в 1339 году как «Studium de médecine de l’Université du Dauphiné». Факультет Медицины и Фармации является частью Университета Гренобль 1.

Практический клинический курс ведется на базе Госпитально-университетского центра Гренобля. Организация обучения на факультете базируется на национальных государственных регламентирующих документах, а также на положениях, принятых Советом факультета. Программа обучения на факультете включает модули (блоки) учебных общих дисциплин и модули частных дисциплин, вместе составляющих обязательный объем фундаментальных и клинических дисциплин, теоретических и практических курсов, изучение которых позволяет студенту на первом этапе получить необходимую базовую научную и клиническую подготовку, а на втором этапе — квалификацию по общей и специальной медицине. В целом, выпускники факультета должны иметь собственное мировоззрение и уметь эволюционировать перед лицом будущих знаний, знать и уметь находить свое место в медицинской и научной практике.

Занятия на медицинском факультете имеют минимальную продолжительность восемь лет для лиц, получивших степень бакалавра (диплом, аттестат о среднем образовании), и включают три цикла: первый — продолжительностью 2 года; второй — 4 года (он делится на две части — 1 и 3 года); третий — от 2 (резидентура, дающая право на занятие общей медициной) до 4-5 (интернатура, дающая право на занятие специальной медициной) лет.

Первый год первого цикла обучения включает 486 учебных часов и состоит из шести модулей от 60 до 90 часов фундаментальных дисциплин (физики и биофизики, химии и биохимии, биологии, гуманитарных и социальных наук, анатомии, физиологии). В конце года студенты сдают конкурсные экзамены на право продолжения обучения на втором году первого цикла. Итоги конкурса подводятся с учетом коэффициента значимости каждого модуля от 2,5 до 3,5. Число мест на втором году обучения ежегодно утверждается специальным постановлением (в 1995 году 89 мест). Лица, успешно прошедшие конкурс, могут продолжать обучение на Медицинском факультете Гренобльского университета, на Факультете Одонтологии в Лионе или в Акушерской школе в Гренобле.

Второй год первого цикла включает пять модулей обязательных общих дисциплин (гистология, генетика, физиология, фармакология, биохимия, биофизика, анатомия, математика и информатика, семиотика биологическая, клиническая, лучевая, иностранный язык) продолжительностью 566 часов и один модуль дополнительных (по выбору) дисциплин из отдельного перечня для студентов, специализирующихся в области биологических и медицинских наук (MSBM) или готовящихся к проведению биомедицинских исследований (DPRBm), продолжительностью 100 часов. В конце каждого пе-

риода обучения сдаются экзамены, финальная оценка высчитывается по всему модулю дисциплин.

Первый год второго цикла обучения посвящен начальному образованию в области клинических дисциплин по следующим направлениям: общее биоклини-ческое образование, дополняющее знания, полученные на первом цикле; начало изучения практической семиотики болезней и медико-хирургической патологии: обучение элементарным навыкам реанимации и неотложной помощи. Учебный план включает 4 модуля обязательных дисциплин (патологическая анатомия, бактериология, паразитология, вирусология, гистология, иммунология, гематология, фармакология, физиология, общественное здравоохранение, судебная медицина, семиотика биологическая, клиническая, средств изображения, иностранный язык), а также 1 модуль дополнительных дисциплин (по выбору из перечня для М8ВМ и DPRBm), общей продолжительностью 487 и 223 часа, соответственно. Учебный год завершается письменным экзаменом по каждой из дисциплин.

Три последующих года второго цикла посвящены интегрированному госпитально-университетскому образованию, углублению знания основ патологии и обязательному дополнительному образованию. Учебный план этих лет обучения структурирован в шесть независимых друг от друга семестровых пулов (модулей), объединенных генеральной темой изучаемых дисциплин. Практическая подготовка проводится в течение 4 триместров в год. Число дежурств в клинике предусматривается не менее 36 за три года. Программа обучения включает направляемое образование (педагогическое наблюдение, подготовку историй болезни, участие в лекциях и конференциях после полудня, клиническую деятельность в госпитальных учреждениях в первой половине дня) в объеме 64 часов за семестр (без учета практической деятельности) и в форме лекционного тематического курса в объеме 36 часов за семестр. Контроль успеваемости студентов по каждому модулю включает отчет о клинической практике перед преподавателем и перед руководителем соответствующей госпитальной службы, отчет о дежурствах в клинике, зачет или экзамен перед комиссией. Большая роль отводится самостоятельной работе с литературой, учебными и методическими материалами. Не менее 100 часов в год занимает обязательное дополнительное обучение, дифференцированное в зависимости от 4, 5, 6 года обучения и от подготовки М8ВМ и DPRBm. Генеральная тема первого пула: «Макро- и микроциркуляция, трансплантация»; пул включает следующие дисциплины: кардиология, ангиология, нефрология, урология, геронтология, паллиативный уход. Тема второго пула определена как: «Газообмен. Бронхиальное дерево и верхние дыхательные и пищеварительные пути. Анестезиология, реанимация» с соответствующими дисциплинами: пульмонология, оториноларингология, анестезиология и реанимация, лучевая диагностика. Третий пул называется: «Телосложение. Система движения», он включает: неврологию и нейрохирургию, психиатрию, болезни опорно-двигательного аппарата, офтальмологию. Основными темами четвертого пула определены: «Межклеточные связи. Внешние воздействия. Иммунитет. Онкология» и следующий перечень дисциплин: гематология, онкология, инфекционные и паразитарные болезни, дерматология, аллергология, медицина труда, токсикомании, общественное здравоохранение. Генеральной темой пятого пула является: «Клеточный

обмен. Внутриклеточный метаболизм. Система гуморальной регуляции. Гормоны. Питание». Пул включает следующие дисциплины: гепатология, гастроэнтерология, общая хирургия и гастрохирургия, акушерство и гинекология, контрацепция, эндокринология, метаболизм и питание. Заключительный, шестой пул третьего года второго цикла обучения включает педиатрию и неотложную медицину. В этом пуле максимальный объем времени уделен самостоятельной работе студентов и специализированным сеансам «выработки клинического мышления», проводимым на базе отделений неотложной помощи и реанимации Госпитальноуниверситетского центра.

Третий цикл обучения проводится на базе Госпитально-университетских центров страны в форме резидентуры и интернатуры. Отбор кандидатов в интернатуру производится по результатам конкурса, проводимого Министерством здравоохранения Франции в пределах выделенных мест.

Особенностями организации высшего медицинского образования во Франции и, в частности, на Факультете Медицины Университета Гренобля является отсутствие вступительных экзаменов и конкурсный отбор после первого года обучения, небольшое количество студентов, ранняя дифференциация обучения студентов в зависимости от склонностей к практической или научной деятельности, независимость отдельных блоков (модулей) учебных дисциплин, значительная роль самостоятельной работы студентов, использование комплексной оценки успеваемости студентов по всему блоку дисциплин на основе коэффициента значимости каждой дисциплины и системы кредитов ЕСТ8.

Нами произведено сопоставление учебного плана ИГМУ в кредитах ЕСТ8 для руководства Медицинского факультета Гренобльского Университета, на основе которого обсуждались возможности взаимообмена студентами на продолжительный срок и условия зачета учебных дисциплин в обоих университетах.

Анализ опыта развития академической мобильности студентов позволяет сделать вывод, что для успешного развития академической мобильности необходимо разработать стратегию этого направления, которая вписывалась бы в общую программу интеграции высшей школы в мировую систему образования и науки в рамках концепции модернизации российского высшего профессионального образования.

Специфика и проблемы академической мобильности заключаются в необходимости материальнофинансового обеспечения, подготовки специалистов в этой области, разработки специальных методов и механизмов академического обмена, формирования инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен. Дальнейшее развитие академической мобильности требует решения на международном уровне таких проблем, как синхронизация программ обучения по семестрам, возможности взаимозачетов учебных дисциплин. Основным инструментом развития академической мобильности является признание квалификаций и документов об образовании.

Многолетний опыт сотрудничества Иркутского государственного медицинского университета с Факультетом Медицины и Госпитальным Университетским Центром Гренобля в области до- и последипломной подготовки врачей можно считать одним из шагов реализации Болонского соглашения на пути формирования академической мобильности студентов.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ Тел.: 8 (3952) 24-36-61, Факс: 8 (3592) 20-08-41 Крупская Тамара Семеновна — руководитель международного отдела ИГМУ, к.м.н., доцент, Зобнин Юрий Васильевич — доцент кафедры внутренних болезней с курсами ПП и ВПТ, к.м.н., доцент; Малов Игорь Владимирович — ректор ИГМУ, д.м.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.