Научная статья на тему 'Организация обучения на факультете Медицины университета Гренобля как пример реализации Болонского процесса'

Организация обучения на факультете Медицины университета Гренобля как пример реализации Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИРКУТСК / ГРЕНОБЛЬ / THE BOLOGNA DECLARATION / PREPARATION OF DOCTORS / EDUCATIONAL PROCESS / COOPERATION / IRKUTSK / GRENOBLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малов И. В., Зобнин Ю. В., Крупская Т. С., Кулинский В. И.

Обсуждаются особенности организации обучения на факультете Медицины Университета Гренобля в свете Болонской Декларации. Рассматриваются учебные планы додипломной подготовки врачей и формы последипломного образования специалистов. Представлены некоторые итоги и обсуждаются перспективы сотрудничества Иркутского государственного медицинского университета и Факультета Медицины Университета Гренобля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малов И. В., Зобнин Ю. В., Крупская Т. С., Кулинский В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of training at faculty of medicine of university of Grenoble, as the example of realization Bologna process

Features of the organization of training at faculty of Medicine of University of Grenoble in light of The Bologna Declaration are discussed. Curricula preparations of doctors and forms formations (educations) of experts are considered (examined). Some results are submitted and prospects of cooperation of Irkutsk State Medical University and Faculty of Medicine of University of Grenoble are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация обучения на факультете Медицины университета Гренобля как пример реализации Болонского процесса»

ведениям осуществлять взаимообмены студентами, а студентам разных стран обучаться не только в том вузе, в который они поступили, но и проходить обучение и сдавать экзамены в других высших учебных заведениях стран, входящих в ECTS.

В Гренобле — столице Французских Альп, проживает 140000 жителей в самом городе и 450000 в прилегающих районах. Гренобльский университет основан в 1339 году и состоит из трех университетов (Гренобль 1, II, III), в которых обучаются около 50000 студентов. Университет Гренобль 1 (точные науки, инженерия, технология и медицина) носит имя Жозефа Фурье, выдающегося ученого, опубликовавшего в 1822 году «Аналитическую теорию теплоты», на факультетах университета учатся около 16000 студентов и работают 2500 сотрудников. Медицинская школа в Университете основана в 1339 году как «Studium de mйdecine de l'UniversM du Dauphin». Факультет Медицины и Фармации является частью Университета Гренобль 1. Практический клинический курс ведется на базе Госпитально-универ-ситетского центра Гренобля.

В обращении в то время декана Факультета Медицины, а ныне — вице-президента Бюро Университета

Жозефа Фурье, профессора Ж.-Л.Дебрю указывается, что организация обучения на факультете базируется на национальных государственных регламентирующих документах, а также на положениях, принятых Советом факультета. Программа обучения на факультете включает модули (блоки) учебных общих дисциплин и модули частных дисциплин, вместе составляющих обязательный объем фундаментальных и клинических дисциплин, теоретических и практических курсов, изучение которых позволяет студенту на первом этапе получить необходимую базовую научную и клиническую подготовку, а на втором этапе — квалификацию по общей и специальной медицине. В целом, выпускники факультета должны иметь собственное мировоззрение и уметь эволюционировать перед лицом будущих знаний, знать и уметь находить свое место в медицинской и научной практике.

Занятия на медицинском факультете имеют минимальную продолжительность восемь лет для лиц, получивших степень бакалавра (диплом, аттестат о среднем образовании), и включают три цикла: первый — продолжительностью 2 года; второй — 4 года (он делится на две части — 1 и 3 года); третий — от 2 (резидентура, дающая право на занятие общей медициной) до 4-5 (интернатура, дающая право на занятие специальной медициной) лет.

Первый год первого цикла обучения включает 486 учебных часов и состоит из шести модулей от 60 до 90 часов фундаментальных дисциплин (физики и биофизики, химии и биохимии, биологии, гуманитарных и социальных наук, анатомии, физиологии). В конце года студенты сдают конкурсные экзамены на право продолжения обучения на втором году первого цикла. Итоги конкурса подводятся с учетом коэффициента значимости каждого модуля от 2,5 до 3,5. Число мест на втором году обучения ежегодно утверждается специальным постановлением (в 1995 году 89 мест). Лица, успешно прошедшие конкурс, могут продолжать обучение на Медицинском факультете Гренобльского университета, на Факультете Одонтологии в Лионе или в Акушерской школе в Гренобле.

Второй год первого цикла включает пять модулей обязательных общих дисциплин (гистология, генетика, физиология, фармакология, биохимия, биофизика, анатомия, математика и информатика, семиотика биологическая, клиническая, лучевая, иностранный язык) продолжительностью 566 часов и один модуль дополнительных (по выбору) дисциплин из отдельного перечня для студентов, специализирующихся в области биологических и медицинских наук (М8ВМ) или готовящихся к проведению биомедицинских исследований (DPRBm), продолжительностью 100 часов. В конце каждого периода обучения сдаются экзамены, финальная оценка высчитывается по всему модулю дисциплин.

Первый год второго цикла обучения посвящен начальному образованию в области клинических дисциплин по следующим направлениям: общее биоклиническое образование, дополняющее знания, полученные на первом цикле; начало изучения практической семиотики болезней и медико-хирургической патологии: обучение элементарным навыкам реанимации и неотложной помощи. Учебный план этого года включает 4 модуля обязательных дисциплин (патологическая анато-

мия, бактериология, паразитология, вирусология, гистология, иммунология, гематология, фармакология, физиология, общественное здравоохранение, судебная медицина, семиотика биологическая, клиническая, средств изображения, иностранный язык), а также 1 модуль дополнительных дисциплин (по выбору из перечня для MSBM и DPRBm), общей продолжительностью 487 и 223 часа, соответственно. Учебный год завершается письменным экзаменом по каждой из дисциплин.

Три последующие года второго цикла посвящены интегрированному госпитально-университетскому образованию, углублению знания основ патологии и обязательному дополнительному образованию. Учебный план этих лет обучения структурирован в шесть независимых друг от друга семестровых пулов (модулей), объединенных генеральной темой изучаемых дисциплин. Практическая подготовка (stages) проводится в течение 4 триместров в год. Число дежурств в клинике предусматривается не менее 36 за три года. Программа обучения включает направляемое образование (педагогическое наблюдение, подготовку историй болезни, участие в лекциях и конференциях после полудня, клиническую деятельность в госпитальных учреждениях в первой половине дня) в объеме 64 часов за семестр (без учета практической деятельности) и в форме лекционного тематического курса в объеме 36 часов за семестр. Контроль успеваемости студентов по каждому модулю включает отчет о клинической практике перед преподавателем и перед руководителем соответствующей госпитальной службы, отчет о дежурствах в клинике, зачет или экзамен перед комиссией. Большая роль отводится самостоятельной работе с литературой, учебными и методическими материалами. Не менее 100 часов в год занимает обязательное дополнительное обучение, дифференцированное в зависимости от 4, 5, 6 года обучения и от подготовки MSBM и DPRBm. Генеральная тема первого пула: «Макро- и микроциркуляция, трансплантация»; пул включает следующие дисциплины: кардиология, ангиология, нефрология, урология, геронтология, паллиативный уход. Тема второго пула определена как: «Газообмен. Бронхиальное дерево и верхние дыхательные и пищеварительные пути. Анестезиология, реанимация» с соответствующими дисциплинами: пульмонология, оториноларингология, анестезиология и реанимация, лучевая диагностика. Третий пул называется: «Телосложение. Система движения», он включает: неврологию и нейрохирургию, психиатрию, болезни опорно-двигательного аппарата, офтальмологию. Основными темами четвертого пула определены: «Межклеточные связи. Внешние воздействия. Иммунитет. Онкология» и следующий перечень дисциплин: гематология, онкология, инфекционные и паразитарные болезни, дерматология, аллергология, медицина труда, токсикомании, общественное здравоохранение. Генеральной темой пятого пула является: «Клеточный обмен. Внутриклеточный метаболизм. Система гуморальной регуляции. Гормоны. Питание». Пул включает следующие дисциплины: гепатология, гастроэнтерология, общая хирургия и гастрохирургия, акушерство и гинекология, контрацепция, эндокринология, метаболизм и питание. Заключительный, шестой пул третьего года второго цикла обучения включает педиатрию и неотложную медицину. В этом пуле максимальный

объем времени уделен самостоятельной работе студентов и специализированным сеансам «выработки клинического мышления», проводимым на базе отделений неотложной помощи и реанимации Госпитально-уни-верситетского центра.

Третий цикл обучения проводится на базе Госпи-тально-университетских центров страны в форме рези-дентуры и интернатуры. Отбор кандидатов в интернатуру производится по результатам конкурса, проводимого Министерством здравоохранения Франции в пределах выделенных мест.

Следовательно, особенностями организации высшего медицинского образования во Франции и, в частности, на Факультете Медицины Университета Гренобля является отсутствие вступительных экзаменов и конкурсный отбор после первого года обучения, небольшое количество студентов, ранняя дифференциация обучения студентов в зависимости от склонностей к практической или научной деятельности, независимость отдельных блоков (модулей) учебных дисциплин, значительная роль самостоятельной работы студентов, использование комплексной оценки успеваемости студентов по всему блоку дисциплин на основе коэффициента значимости каждой дисциплины и системы кредитов ECTS. Нами произведено представление учебного плана ИГМУ в кредитах ECTS для руководства Медицинского факультета Гренобльского Университета (Universite d'Etat de Medecine d'Irkoutsk: Organisation d'Enseignement, ECTS. Аппйе Universitaire 1998/1999.-Irkoutsk, 1999), на основе которого обсуждались возможности взаимообмена студентами на более менее продолжительный срок и условия зачета учебных дисциплин в обоих университетах.

В процессе формирования взаимоотношений, в Иркутске побывали декан Факультета Медицины Университета Жозефа Фурье, профессор Жан-Люк Дебрю, координатор Отдела международных связей в области медицины, профессор Андреа Гулье-Флере, генеральный директор Госпитального Университетского Центра Гренобля Жан-Пьер Бастар, директор Департамента международных отношений ГУЦ Люк Бурно. В свою очередь, Гренобль посетили ректор ИГМУ, профессор А.А. Майборода, проректор ИГМУ, профессор И.В. Малов, руководитель отдела международных отношений, доцент Т. С. Крупская, главный врач Факультетских клиник ИГМУ, профессор Г.М. Гайдаров. Подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве между Факультетом Медицины, Госпитально-Университетс-ким Центром Гренобля и Иркутским государственным медицинским университетом. Большое значение в создании прочных взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями Иркутска и Гренобля имели встречи мэров этих городов В.В. Якубовского и Мишеля Десто, завершившиеся подписанием соответствующих соглашений.

В рамках достигнутых договоренностей, в Иркутске находились профессора Мишель Бост, Пьер-Симон Жук, Венсан Данель, Доминик Плантаз, Пьер Амбру-аз-Тома и др. В Гренобль для чтения лекций приглашались профессора Е.Г. Кирдей и В.И. Кулинский. Длительное время работала в Гренобле А.Г. Петрова, в рабочих поездках побывали Л.П. Милюкова, Ю.К. Плотникова, Ю.В. Зобнин и др.

Наиболее стабильными можно считать обмены между университетами студентами, врачами-интернами и клиническими ординаторами. В течение месяца обучались в Иркутске студенты Гренобльского университета Сабина Куприянофф и Элуа Манто. Одними из первых иркутских студентов прошли стажировку в Гренобле ныне сотрудники ИГМУ и других учреждений: А. Воропаев, Е. Симонова, О. Петрунько и Д. Стальмахович.

Расширению возможностей международного сотрудничества наших университетов, несомненно, способствовало постоянное внимание к нему Генерального инспектора по социальным вопросам, советника по социальным вопросам и здравоохранению Посольства Франции в России, доктора Жана Черячукина. С основными направлениями сотрудничества медицинских учреждений наших регионов в сентябре 1999 г. был ознакомлен чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Юбер Колен де Вердьер. Преодолению, на сегодняшний день единственного препятствия к широкому сотрудничеству — языкового барьера, служат меры, осуществляемые в ИГМУ по интенсификации изучения французского языка, благодаря усилиям кафедры иностранных языков под руководством Е.В. Гвильдис, а также при поддержке руководителя Иркутского регионального центра французского языка и цивилизации Брюно Буайе, затем, сменившего его Лорана Атталя, и сегодня — директора Иркутского регионального отделения общества «Альянс Франсез» Фаб-риса Дисдье.

За время сотрудничества в области научных исследований и практического здравоохранения в Иркутске проведено несколько международных конференций, издано два специальных иркутско-гренобльских выпуска «Сибирского медицинского журнала», посвященные проблемам инфекционных, а также детских болезней.

Продолжением тесных взаимоотношений между ИГМУ, Факультетом Медицины Университета и Госпи-тально-университетским центром Гренобля стал, состоявшийся в марте 2006 года визит делегации Иркутского государственного медицинского университета в составе ректора, профессора И.В. Малова, проректора по науке, профессора А.Д. Ботвинкина и руководителя международного отдела, доцента Т. С. Крупской. Целью этой поездки было подведение итогов сотрудничества за минувший год и подписание договора о сотрудниче-

стве с Гренобльским госпитальным университетским центром на 2006 год. В ходе визита иркутской делегации был представлен новый декан Факультета Медицины, профессор Бернар Сель, состоялась встреча с недавно назначенным генеральным директором Госпитального Университетского Центра Жаном Дебёпюи.

На всех уровнях была высказана двусторонняя заинтересованность в совместной деятельности, выражено самое позитивное желание продолжать сотрудничество и расширять сферы совместной деятельности.

Обе стороны были удовлетворены результатами стажировок интернов: М. Таволжанской (педиатрия), Т Гаврилиной (терапия) в 2005 году. Администрация Гос-питально-университетского центра отметила наших студентов: А. Медведеву, А. Крупскую, Е. Шалину, О. Шагун, А. Юргину, О. Бардымову и Ю. Игнатьеву, обучавшихся в течение двух месяцев и положительно проявивших себя в профессиональном плане и в знании языка. Им было предложено пройти годичные стажировки в качестве интернов.

В текущем году предполагается продолжить обмен студентами и интернами по психиатрии, лабораторному делу, инфекционным болезням.

Новым в перспективах сотрудничества можно назвать совместное проведение предсертификационной подготовки иркутских врачей по проблемам СПИД и ассоциированных с ним заболеваний, с выдачей сертификата международного образца. Получено подтверждение участия в этом семинаре профессора Доминика Пей-рамона (Лион), профессора Жана-Поля Бриона (Гренобль) профессора-вирусолога Анри Андре (Гренобль).

Реализации намеченных программ, несомненно, будет способствовать всесторонняя поддержка, оказываемая атташе по академическому сотрудничеству Департамента по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в России Армель Гроппо. Она подтвердила, что Иркутский государственный медицинский университет хорошо знаком Посольству Франции, как давний, постоянный и надежный партнер по сотрудничеству.

Многолетний опыт сотрудничества Иркутского государственного медицинского университета с Факультетом Медицины и Госпитальным Университетским Центром Гренобля в области до- и последипломной подготовки врачей можно считать одним из шагов реализации Болонского соглашения.

THE ORGANIZATION OF TRAINING AT FACULTY OF MEDICINE OF UNIVERSITY OF GRENOBLE, AS THE EXAMPLE OF REALIZATION BOLOGNA PROCESS

I.V. Malov, Yu.V. Zobnin, T.S. Krupskaja, V.I. Kulinsky (Irkutsk State Medical University)

Features of the organization of training at faculty of Medicine of University of Grenoble in light of The Bologna Declaration are discussed. Curricula preparations of doctors and forms formations (educations) of experts are considered (examined). Some results are submitted and prospects of cooperation of Irkutsk State Medical University and Faculty of Medicine of University of Grenoble are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.