УДК 334.73.01.
ВЫСШЕЕ КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧУВАШИИ В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 90-х ГОДОВ ХХ в.
В. М. Михайлов
В статье исследуется процесс перехода Чебоксарского филиала Московского университета потребительской кооперации на коммерческие условия оказания образовательных услуг.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, кооперация, финансовый кризис, образовательные услуги, модернизация, коммерциализация.
Определяя инновационные подходы к модернизации современного российского общества следует помнить, что без учета экономического, интеллектуального, гуманистического и демократического потенциала кооперативного движения, основанного на стремлении к взаимной выгоде, эту задачу решать будет трудно. Вместе с тем, исходя из того, что кооперативный сектор экономики продолжает играть важную роль в поддержании социальной сферы российского общества, он, при условии создании для него более благоприятных условий деятельности, способен стать локомотивом социально-экономического развития России.
Являясь серьезной альтернативой капиталистическим формам хозяйствования, кооперативные организации показали, что могут выживать и развиваться в самых неблагоприятных условиях. Примером тому является опыт, приобретенный российскими потребительскими обществами в ходе преодоления ими обременительных последствий форсированного реформирования экономики страны. Учитывая, что практика потребительской кооперации является ценным ресурсом кооперативного движения страны, опыт его развития в переходный период может послужить важным фактором реализации целей, намеченных в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Реформирование советской экономики, осуществленное в начале 90-х годов ХХ в., легло тяжелым бременем как на кооперативное движение России в целом, так и на общества потребительской кооперации, в частности. Разрыв организационных и экономических связей между кооператорами союзных республик, последовавший за денонсацией договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, обусловил прекращение деятельности Центросоюза СССР. Неблагоприятные
последствия развала организационного единства Центросоюза СССР со 2 января 1992 г. были усугублены болезненным характером вовлечения страны в рынок. В результате реализации планов правительства России, предусматривавших либерализацию цен, ускоренную приватизацию, земельную реформу с введением купли-продажи земли и реформирование банковской системы, резко ухудшились условия ведения хозяйственной деятельности всех экономических субъектов, в том числе и организаций потребительской кооперации. Производственный сектор начинает сворачивать свою деятельность. В связи с этим сокращаются и денежные доходы населения.
Однако, больше всего от такой экономической реформы пострадало сельское хозяйство России. Гиперинфляция, дефицит оборотных средств, удорожание кредитных ресурсов больно ударили по сельскохозяйственным предприятиям. Падение объемов сельскохозяйственного производства для сельского населения было усугублено тем, что его доходы снижались быстрее, чем доходы горожан, так как дисбаланс цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельскохозяйственных жителей. Уменьшение доходов сельского населения повлекло резкое снижение его покупательской способности. Это крайне негативно отразилось на хозяйственном состоянии предприятий потребительской кооперации, традиционно ориентировавшихся на обслуживание селян.
Положение потребительской кооперации в России, кроме того, было осложнено тем, что рядом нормативно-правовых актов, принятых в 1990 г., предприятия потребительской кооперации были необдуманно исключены из состава организационно-
правовых форм хозяйствования1. Восстановление системы предприятий потребительской кооперации, как субъектов правовой деятельности, было осуществлено в соответствии с Указом Президента РСФСР от 16 февраля 1992 г. «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ». Вместе с тем, в отличие от других отраслей хозяйства, реорганизация собственности в потребительской кооперации была прекращена 19 июня 1992 г. в связи с выходом Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот закон, спасший старейшую кооперативную систему страны от разрушения, не только признавал необходимость в потребительских обществах и их союзах, но и юридически закреплял правовые, экономические и социальные основы их деятельности.
Вместе с тем, потребительская кооперация России в первой половине 90-х годов ХХ в. переживала глубокий финансовый и организационно-правовой кризис. Роспотреб-союз, значительно уменьшив объемы производственной и торговой деятельности и практически перестав осуществлять заготовительную деятельность и бытовое обслуживание населения, был вынужден сильно сократить непрофильные статьи расходов, в число которых попали и расходы на поддержание функционирования системы высшего профессионального образования. В связи с этим, исходя из своих возможностей, Рос-потребсоюз уже в 1991 г. рекомендовал образовательным учреждениям своей системы не рассчитывать на централизованное финансирование их деятельности, а самостоятельно зарабатывать на рынке образовательных услуг, заключая договоры с отдельными потребсоюзами о полной компенсации ими средств, затраченных на подготовку необходимых для них специалистов. Сосредоточившись на поддержке лишь головных образовательных учреждений высшего профессионального образования, он поставил в тяжелое финансовое положение трудовые коллективы их филиалов.
Невольно оказавшись в их числе, Чебоксарский филиал учебно-научного комплекса потребительской кооперации «Московский кооперативный институт Центросоюза России» в 1991 г. приступил к разработке договоров о заключении соглашений с
1 Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» и Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предпринимательстве и предпринимательской деятель -ности».
потребсоюзами о направлении ими на учебу кандидатов с полной компенсацией затраченных на их обучение средств. Планировалось начать прием студентов на условиях оплаты в размере 5 тыс. руб. за получение образования по очной и 1,3 тыс. руб. - по заочной форме обучения2. Однако планы по коммерциализации образовательной деятельности филиала в 1991 г. из-за отсутствия необходимых организационно-правовых условий их реализации в полной мере осуществлены не были. В силу этого численность обучающихся в филиале студентов уменьшилась с 1817 человек в 1990 г. до 1733 человек в 1991 г.3 Учитывая, что объемы коммерческой деятельности филиала в 1991 г. были крайне незначительны, финансирование его учебно-воспитательного процесса в этом году, как и в прежние годы, осуществлялось из бюджета Центросоюза. Вместе с тем средства Центросоюза, поступавшие на текущее обеспечение образовательной деятельности филиала, продолжали транслироваться через бюджет «МКИ Центросоюза России». При этом доля централизованного финансирования образовательной деятельности филиала в 1991 г. составила 92,1%, а средства, полученные от студентов, обучающихся на договорной основе и от абитуриентов, обучающихся на подготовительных курсах, а также поступления от Чувашпотреб-союза - лишь 7,9%4.
В 1992 г. плохое финансовое положение Чебоксарского филиала продолжало усугубляться. Однако, несмотря на нарастающий дефицит финансовых ресурсов, заработная плата коллективу института и стипендия студентам выплачивались регулярно, был открыт медицинский пункт. Вместе с тем, стипендии студентов с этого учебного года стали дифференцированными. Так, в марте 1992 г. стипендия студентов-первокурсников, обучающихся на хоздоговорной основе, составила 120 рублей, а студентов старших курсов, на которых не распространялось требование об обязательном возмещении затрат на подготовку специалистов, 274 руб. в месяц5.
Стремясь компенсировать финансовый дефицит, нараставший по мере раскручи-
2 Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР), ф. 1041, оп. 6, д. 2020, л. 59.
3 Чебоксарский кооперативный институт: Юбилейный информационный сборник / Составители В.Н. Николаев, Т.Н. Горбатина, Ю.П. Леванов и др. - Чебоксары, 1997. - С. 46; ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 493, л. 5.
4 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 505, л. 7.
5 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.536, л.13.
вания инфляционных процессов, филиал был вынужден пойти на сдачу неиспользуемых помещений в аренду посторонним организациям. При этом стоимость аренды одного квадратного метра повышалась. Так, в начале 1992 г. она составляла уже 10 тыс. руб.6 С 1 тыс. руб. до 3 тыс. руб. была увеличена и оплата за научное руководство дипломной работой студента, которая в мае 1993 г. была доведена до 40 тыс. руб.7 Кроме того, решением ученого совета филиала от 29 апреля 1992 г. возможность написания дипломных работ была предоставлена всем студентам, а не только тем, кто учился лишь на «хорошо» и «отлично»8. Вместе с тем, ученым советом 28 октября 1992 г. в сторону увеличения был пересмотрен размер возмещения затрат при переводе и восстановлении студентов, введенный ранее в соответствии с приказом ректора Московского кооперативного института № 183 от 19 июля 1992 г. В ноябре 1992 г. приказом директора для студентов филиала были установлены платные услуги за пользование библиотекой9. Постоянно повышалась и стоимость обучения. Так, например, 1 января 1993 г. его размер для студентов дневного факультета филиала был доведен до 60 тыс. руб., при условии доплаты 26,7 тыс. руб.10 Однако уже в июне 1993 г., был установлен новый его размер. В соответствии с решением ученого совета филиала от 21 июня 1993 г. стоимость учебы в течение года (без учета выплаты стипендии, медицинского обслуживания и проживания в общежитии) для студентов дневной формы, обучающихся на основе договоров с организациями системы Центросоюза РФ и частными лицами, была доведена до 190 тыс. руб., а студентов, обучающихся на основе договоров с другими организациями и предприятиями, - до 230 тыс. руб. Вместе с тем, размер платы за заочное обучение был значительно ниже и составлял соответственно 50 и 65 тыс. руб. 11
Несмотря на крайне неблагоприятные финансово-хозяйственные условия образовательной деятельности и проведение линии на жесткую экономию средств, численность профессорско-преподавательского состава филиала удалось защитить от сокращения. Например, вопреки решению ученого совета
6 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л.18.
7 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л.л. 27, 35.
8 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л.28.
9 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л.л. 6, 12.
10 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л.л. 15, 16.
11 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д.529, л. 38.
учебно-научного комплекса потребительской кооперации «Московский кооперативный институт Центросоюза России» от 5 мая 1992 г. и приказа его ректора № 104-к от 5 мая 1992 г., предусматривавшими в связи с отсутствием средств на выплату заработной платы и стипендии студентам уменьшение штата преподавателей Чебоксарского филиала на 13 ставок до 76 единиц, руководство филиала полностью сохранило его численность, проведя сокращение не физических лиц, а лишь частей их ставок12.
Важную роль в коммерциализации системы высшего профессионального образования России сыграло Постановление Правительства РФ от 13 мая 1992 г. № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования». В соответствии с ним вузам было предоставлено право осуществлять дополнительный прием студентов (сверх численности, финансируемой за счет бюджета РФ) с полным возмещением затрат на обучение по договорам или иным соглашениям. При этом оговаривалось, что размер оплаты устанавливается по соглашению сторон. Новые условия приема привели к увеличению численности студентов-первокурсников в образовательных учреждениях системы потребительской кооперации России, в том числе и Чебоксарском филиале «МКИ Центросоюза России». По итогам работы приемной комиссии в 1992 г. к зачислению на дневное отделение филиала было рекомендовано 256 человек, в том числе 15 школьных медалистов, а на заочное - 254 человека, из которых 50 человек были направлены потребсоюзами13. Учитывая, что деятельность Чебоксарского филиала не финансировалась из государственного бюджета, все они могли приступить к учебе только после заключения договоров с филиалом о возмещении затрат на их обучение. Благодаря этому, средства, зачисленные на увеличение специальных фондов и целевое финансирование образовательной деятельности филиала, уже в 1992 г. на 89,4% состояли из поступлений, полученных от реализации договоров, заключенных с потребительскими союзами и частными лицами об оказании им образовательных услуг, и лишь 9,2% средств поступило от Рос-потребсоюза и головного подразделения вуза14.
Вместе с тем, несмотря на относительно удачно проведенную договорную кампанию
12 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 535, л.л. 61, 62, 64-66.
13 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 493, л.л. 18,19.
14 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 541, л. 11.
1992 г., остановившую возникшую в 1991 г. тенденцию к уменьшению численности студентов и увеличение их контингента до 1750 человек, финансовое положение филиала в первой половине 1993 г. стабилизировать не удалось15. Своего максимума финансовый кризис в филиале достиг в мае. Филиал оказался не в состоянии выплачивать ни заработную плату, ни отпускные преподавателям и сотрудникам, ни стипендии студентам. Возникли трудности и с осуществлением расчетов с другими организациями. Причинной такого положения стало то, что потребительские союзы, заключившие договоры по оплате обучения направленных ими студентов, воспользовавшись тем, что в договорах не были предусмотрены сроки перечисления денег, перестали вносить положенные платежи. Так, долг Чувашпотреб-союза перед филиалом в конце мая 1993 г. был свыше 5 млн. руб., Татпотребсоюза -374 тыс. руб., Марпотребсоюза - 300 тыс. руб., Удмуртпотребсоюза - 1 млн. 5 тыс. руб., Кировского облпотребсоюза - 1 млн. руб., Пермского облпотребсоюза - 719 тыс. руб., Нижегородского облпотребсоюза - 530 тыс. руб., Мордовского потребсоюза - 69 тыс. руб. Лишь Пензенский облпотребсоюз, перечислив больше положенного, просил зачислить остаток суммы в аванс. При этом многие потребсоюзы перестали выделять средства на выплату стипендий своим студентам, а руководство Татпотребсоюза вообще отказалось перечислять плату за обучение своих студентов на 3-м и 4-м курсах16.
Пытаясь справиться с нарастающими финансовыми трудностями, руководство филиала в 1993 г. неоднократно обращалось к Правительству Чувашской Республики с просьбой о помощи. Но реальную поддержку из бюджета Чувашской Республики, которая сама находилась в глубоком финансовом кризисе, филиал не получил. Тем не менее, учитывая сложность положения его трудового коллектива, Председатель Совета Министров Чувашской Республики В.Н. Викторов обратился к Центросоюзу России с просьбой поддержать Чебоксарский филиал Московского университета потребительской кооперации. Откликаясь на эту просьбу, Правление Центросоюза России Постановлением от 17 февраля 1993 г. единовременно выделило филиалу 2 млн. руб., пообещав оказать дополнительную помощь в марте 1993 г.17 Однако эта
15 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 566, л. 8.
16 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 529, л. 32.
17 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 570, л. 11.
помощь не могла компенсировать образовавшийся ранее финансовый дефицит, который продолжал нарастать. В июле 1993 г. только на заработную плату персонала требовалось выделить 12 млн. руб., а на отчисления от нее - еще 6 млн. руб. Кроме того, для расчетов с организациями и предприятиями, оказывавшими филиалу различные услуги, необходимо было найти 5 млн. руб.18
19 мая 1993 г. вопрос о практике приме -нения платного обучения в вузах республики был рассмотрен на заседании Комиссии по науке, образованию и средствам массовой информации Верховного Совета Чувашской Республики. Докладывая о состоянии платного образования в Чебоксарском филиале Московского университета потребительской кооперации, являвшемся пионером коммерческого образования в Чувашии, его директор А. В. Шепелев отметил, что введение оплаты за обучение было обусловлено стремлением филиала к выживанию. Поскольку централизованное финансирование его образовательной деятельности было прекращено, филиал был вынужден ввести плату за обучение студентов. Говоря об отсутствии помощи из Центра и о его стремлении к концентрации всех финансовых ресурсов у себя, А. В. Шепелев посетовал на то, что из 10 млн. руб., выделенных на развитие филиала председателем Верховного Совета РСФСР Р. И. Хазбулатовым по итогам посещения филиала в ходе его визита в Чувашскую Республику, большая часть этой суммы была освоена Роспотребсоюзом, который довел до филиала только 1,5 млн. руб. Учитывая негативный опыт работы по заключению договоров об оказании образовательных услуг юридическим лицам, А. В. Шепелев указал на то, что в Устав Чебоксарского филиала Московского университета потребительской кооперации был введен пункт, который позволяет оказывать платные образовательные услуги не только юридическим, но и физическим лицам19.
2 июля 1993 г. ученый совет Московского университета потребительской кооперации единогласно рекомендовал назначить на должность директора Чебоксарского филиала доктора технических наук В.Н. Николаева, имевшего огромный научно-педагогической и организационно-управленческий опыт работы в качестве профессора, заведующего кафедрой и декана. Его назначение на должность состоялось в самый сложный для
18 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 570, л. 12.
19 ГИА ЧР, ф. 1041, оп. 6, д. 2394, л. 58.
филиала период, тогда, когда коллектив уже два месяца не получал заработной платы, когда не было средств для выплаты отпускных, когда профессорско-преподавательский состав сократился до 65 человек20. Однако тяжелое финансовое и организационное положение филиала не смутило нового руководителя. 4 июля 1993 г., представляясь ученому совету филиала по случаю вступления в должность, В.Н. Николаев обозначил финансовую проблему, как основную проблему филиала. Заявив, что ждать помощи неоткуда и поэтому надо научиться зарабатывать самим, он поставил перед собравшимися четыре задачи: во-первых, добиться того, чтобы каждую кафедру возглавил доктор наук, профессор, во-вторых, добиться открытия новых приоритетных специальностей, в-третьих, в качестве главной задачи выделил решение проблемы набора студентов, в-четвертых, потребовал начать хозяйственную работу с возведения забора вокруг территории филиала. Завершая свое выступление, В.Н. Николаев отметил, что уверен в способности коллектива в будущем решать не только финансовую проблему, но и вопросы заработной платы, оснащения учебной техникой, строительства учебных помещений и квартир для преподавателей и сотрудников. «Для этого многое нужно, но самое главное - наше единство», - сказал он21.
Приступив к реализации планов по выведению филиала из финансового кризиса, его руководство обратилось к Верховному Совету и Совету Министров Чувашской Республики, правлению Чувашпотребсоюза и ректорату Московского университета потребительской кооперации с просьбой ходатайствовать перед Центросоюзом РФ об увеличении численности принимаемых в Чебоксарский филиал студентов. Откликнувшись на их призывы, Президиум правления Центросоюза России, приняв во внимание заявление В.Н. Николаева о том, что обучение сверхплановых студентов не потребует дополнительных затрат, постановлением №136п от 30 июня 1993 г. разрешил, в порядке исключения, принять сверх плана 1993 г. на дневное и заочное отделение филиала по 75 человек22. В результате реализации этого решения контингент студентов филиала в 1993 г. был доведен до 1991 человека, по сравнению с предыдущим годом увеличившись на 12,1 %23.
20 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 577, л 4.
21 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 529, л.л. 40, 41.
22 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 568, л. 1.
23 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 566, л. 8.
Учитывая, что обучение в Чебоксарском филиале велось на компенсационной основе, увеличение численности студентов, изменило структуру источников формирования специальных фондов и финансирования деятельности. В 1993 г. поступления в бюджет на 86,9% были связаны с оказанием филиалом образовательных услуг юридическим и физическим лицам и только 1,1% средств поступили от Центросоюза России и ни копейки от Московского университета потребительской кооперации24.
В 1994 г. впервые был осуществлен набор на вечернюю (очно-заочную) форму обучения и начато обучение по шести новым специальностям. Благодаря обновлению спектра образовательных услуг, численность студентов в филиале в этот год выросла до 2528 человек (на 21,2% по сравнению с предыдущим годом)25. За период с 1990 г. по 1996 г. в целом контингент студентов, обучающихся здесь, увеличился более чем в два раза: с 1817 до 3760 человек26.
В рамках модернизации высшего профессионального образования России Чебоксарский филиал в конце 1993 г. в составе Московского университета потребительской кооперации впервые участвовал в процедуре государственной аттестации и лицензирования. По ее итогам 6 марта 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию выдал Чебоксарскому филиалу Московского университета потребительской кооперации лицензию за № 16Г-603 на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. В соответствии с приложением к лицензии, наряду с правом продолжения обучения по двум «старым» специальностям («бухгалтер -ский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» и «экономика и управление в торговле и общественном питании»), филиалу было разрешено обучать студентов таким специальностям, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет и аудит», «мировая экономика», «коммерция», «экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и «юриспруденция». Получив право обучения по шести новым специальностям, которые повысили привлекательность получения образования в кооперативном вузе, Чебок-
24 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 576, л. 14.
25 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 566, л. 8.
26 Чебоксарский кооперативный институт: Юбилейный информационный сборник / Составители В.Н. Николаев, Т.Н. Горбатина, Ю.П. Леванов. Чебоксары, 1997. С. 46.
сарский филиал резко усилил свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг региона.
Благодаря открывшимся перспективам, в 1994 г. на коммерческой основе была возобновлена работа факультета повышения квалификации филиала и открыто отделение специального факультета по подготовке специалистов на базе высшего образования с присвоением квалификации экономист-менеджер, экономист. Значительное развитие в этот год получила система довузовской подготовки, которая включала в себя коммерческие классы Чебоксарского лицея № 1, Чебоксарской школы № 39, подготовительные курсы и коммерческий лицей. Знаковым событием 1994 г. стало открытие в филиале аспирантуры по специальности «Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности» (научный руководитель -доктор технических наук, профессор В.Н. Николаев). В следующем году под научным руководством доктора экономических наук, профессора В.И. Ильдеменова начала работать аспирантура по специальности «Экономика и управление народным хозяйством»27. В связи с ростом учебной нагрузки происходит быстрое восстановление прежней численности профессорско-преподавательского состава филиала. Уже к 1 октября 1994 г. на 10 кафедрах филиала трудилось 77 штатных преподавателей. Несмотря на это, средняя учебная
нагрузка, которая в 1992/1993 учебном году составляла всего 747,1 часа, в 1993/1994 учебном году увеличилась до 930,3 часа28.
Таким образом, коммерциализация высшего профессионального образования и ликвидация административных ограничений по приему в высшие учебные заведения, открыла новые перспективы для вузовской системы кооперативного образования в России. Реакцией коллектива Чебоксарского филиала кооперативного вуза на ухудшение экономической ситуации, сложившейся на начальном этапе реформирования отечественной экономики, явилось увеличение количества и улучшение качества работы. Благодаря новому подходу к стимулированию труда работников, организации и финансированию деятельности, Чебоксарский филиал в условиях высокого уровня заинтересованности населения региона в высшем профессиональном образовании, в кратчайший срок вдвое увеличив контингент студентов, смог относительно быстро разрешить свои финансово-хозяйственные проблемы. При этом денежные ресурсы, сформированные в результате коммерциализации образовательной деятельности, стали единственным источником не только поддержания и развития его материальной базы, но и послужили финансовой основой модернизации структуры и содержания высшего кооперативного образования и науки региона в дальнейшем.
V.M. Mikhaylov. HIGHER COOPERATIVE EDUCATION OF CHUVASHIA: SOLVING THE CRISIS OF THE FIRST HALF OF 90s IN THE XX CENTURY.
The article studies the transitional process of the Cheboksary branch of the Moscow University of Consumers' Cooperation to commercial terms of delivering of educational services.
Key words: higher vocational training, cooperation, financial crisis, educational services, modernization, commercialization.
МИХАЙЛОВ Владимир Михайлович, родился в 1953 году, окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1982) и аспирантуру Института истории СССР АН СССР (1989), канд. ист. наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 31 работы.
27 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 566, л. 5.
28 ГИА ЧР, ф. 2641, оп. 1, д. 566, л 39.