Научная статья на тему 'Истоки кооперативного профессионального образования в Мордовии'

Истоки кооперативного профессионального образования в Мордовии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки кооперативного профессионального образования в Мордовии»

История

ИСТОКИ КООПЕРАТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ

П. И. КУЛЬКОВ, кандидат философских наук

Потребительская кооперация в конце 20-х гг. развивалась быстрыми темпами. В 1929 г. она объединяла 58,3 % крестьянских хозяйств и обслуживала почти все сельское население страны [1, с. 264]. Заметно увеличивалось кооперированное сельское население и в Мордовии. Если в 1928 г. оно составляло 35,5 %, то на 1 октября 1929 г. эта цифра достигла 63,1 %. Объединились в кооперативы 60,7 % крестьянских хозяйств мордвы, 81,3 % — талари свыше 62 % — русских [2, с. 172 — 173].

Результативность, уровень и качество хозяйственной, финансовой, культурно-организаторской деятельности кооперации во многом зависели от культурно-образовательного уровня населения. По переписи 1926 г., средний процент грамотности по РСФСР составил 44,1, по Средне-Волжскому краю — 36,4, в районах, которые впоследствии вошли в нашу республику, — 27. Грамотность мордовского же населения составляла всего 18,9 %, а среди женщин-мордовок — лишь 5,8 %

£4, д. 44, л. 9].

В этих условиях перед потребительской кооперацией остро стоял вопрос не только о ликвидации неграмотности, но и о подготовке и переподготовке кадров как массовых профессий, так и средней и высшей квалификации. Архивные документы свидетельствуют, что стационарные кооперативные учебные заведения начали функционировать с 1925 г. Сначала были открыты районные, а в 1928 г. окружные семимесячные кооперативные курсы. Они

ь

имели два отделения: счетное и организационно-культурное. Учебный план курсов включал: историю и теорию кооперации, организацию и практику кооперации, счетоводство, коммерче-

скую арифметику, статистику, кооперативное законодательство, обществоведение, политическую экономию и политику партии в деревне. На организационно-культурном отделении преподавали дополнительно и такие дисциплины, как русский язык и тюркско-татар-ский алфавит (для групп татар обоих отделений). В преподавании применялись разнообразные методы: лекции-беседы, лабораторно-практические занятия. Кроме того, слушатели неоднократно направлялись на практику в потребительские общества.

В 1928/29 учебном году на курсы подали заявления 59 человек, принято 52, в приеме отказано семи абитуриентам по причине безграмотности. Но и среди принятых 30 человек не окончили даже начальную школу, 21 человек, имели свидетельства об ее окончании и только один обучался в семилетке. Курсы выпустили 46 человек, в том числе'21 — со счетного, 25 — с организационно-культурного отделения, среди них мордвы было 34 человека, татар — 8, русских — 4. Они были трудоустроены в потребительских обществах, а некотрые работали в аппарате Мордовского окрпотребсоюза. Так, Д. И. Рудяев, посланец Ковылкинского общества потребителей, был оставлен сначала штатным инспектором контрольно-ревизионной комиссии Морд-потребсоюза, а 14 марта 1938 г. утвержден председателем этой комиссии

[3, д. 65, л. 65 — 67; д. 140, л. 22].

Несомненно, такие курсы были необходимы. Но, во-первых, они не могли обеспечить кадрами кооперативную сеть округа, а во-вторых, в связи с краткостью срока обучения слушатели не получали квалификацию, удовлетворяющую общество. Поэтому единст-

венным выходом из такого положения смогло послужить открытие техникума или кооперативной профессиональной

школы.

29 апреля 1929 г. руководители Мордовского окрпотребсоюза С. И. Захаров, А. А. Шадрин, В. И. Голиков выступили с инициативой подготовки и открытия осенью этого же года в Саранске мордовского кооперативного техникума. В письме к руководителям всех форм кооперации они отмечали, что в техникуме предполагается готовить работников среднего звена — инструкторов, руководящих работников крупных потребобществ. Учитывая низкую грамотность молодежи, намечалось кроме основного трехгодичного курса открыть подготовительное отделение. За основу обучения предполагалось взять типовую программу кооперативных техникумов, при этом на последнем курсе ввести специализацию по секциям: потребительской, сельскохозяйственной, колхозстроительной. Это позволило бы набирать учащихся в техникум со всех форм кооперации, в том числе колхозов. А это имело важное значение, так как в первый год работы содержание техникума целиком ложилось бы на направляющие учащихся организации. Расходы предполагались значительные — 960 руб. на одного учащегося. Эти средства были необходимы для создания учебно-ма-териальной базы, приглашения преподавателей, бесплатного обеспечения учащихся одеждой, питанием, местами в общежитии и учебными принадлежностями [3, д. 13, л. 163].

Инициатива открытия мордовского кооперативного техникума не получила должной поддержки руководства ни Мордовского окрисполкома, ни Средне-Волжского облпотребсоюза, ни Центросоюза страны. В одном из решений президиума окрисполкома в январе 1929 г. отмечалось: «Признать необходимым развернуть за пятилетие, начиная с 1929/30 бюджетного года, одного русского педтехникума, медтех-никума и сельскохозяйственного техникума» [3, д. 13, л. 53]. Как видно, открытие кооперативного техникума на

ближайшее пятилетие не планировалось. Руководство окрпотребсоюза вынуждено было искать другие формы подготовки кадров.

В 1929/30 учебном году в стране

планировалось открыть свыше двадцати 3-годичных кооперативных профессиональных школ. Намечалась ее организация и в Средне-Волжской области. Перед такими школами ставилась задача массовой подготовки квалифицированных работников для низовой сети потребительской кооперации. Они имели два отделения: торгово-товаро-ведное и организационно-счетное. В школу принимались окончившие сельскую четырехлетку. При этом она должна была дать и общее семилетнее образование.

19 июня 1929 г. председатель окрпотребсоюза С. И. Захаров, заместитель заведующего орготделом В. И. Голиков направили в правление Средне-Волжского облпотребсоюза, в президиум Средне-Волжского облисполкома, в нацбюро Центросоюза РСФСР докладную записку, в которой достаточно аргументированно обосновывали необходимость открытия осенью этого же года областной национальной кооперативной профшколы в городе Саранске. По расчетам авторов докладной записки, только для Мордовского округа на пятилетку необходимо подготовить 240 работников прилавка, 52 счетных работника, 75 человек для работы в правлении, 25 работников культуры. Для области эти цифры составляли соответственно 640, 142, 215 и 65 человек [5, л. 4]. Вопрос о наборе слушателей предлагали решить исходя из того, что школа областная, и она должна комплектоваться за счет мордовского населения не только Мордовского, но и Кузнецкого, Бугурусланского и Ульяновского округов. Предполагалось, что от Мордовского и Кузнецкого округов будут направлены по 13 человек, от Бугурусланского — от Ульяновского — 4. Преподавателей по общественно-политическим дисциплинам предполагалось найти * Саранске, планировалось пригласить для чтения специальных

дисциплин двух преподавателей, работавших на семимесячных курсах. Сравнительно легко решался вопрос о помещении для школы: ей отводилось пустующее здание бывшей табачной фабрики, которое ранее было занято ремесленным училищем. Приспособление его под коопшколу не требовало больших затрат времени и средств. Самым трудным вопросом было финансирование. Предлагалось наполовину содержание школы отнести за счет областного бюджета, вторую половину должны внести командирующие учащихся организации потребительской системы [5, л. 3].

Через месяц на заседании правления окрпотребсоюза было принято решение об организации 3-годичной Мордовской областной коопшколы в городе Саранске. Первым заведующим был утвержден И. В. Петров. Правление поручило ему срочно подготовить программу, правила приема, .направить в потребсоюзы округов с мордовским населением план-разверстку по количеству командируемых [3, д. 15, л. 236]. 12 октября в школе начались занятия. Она была переименована в Краевую 3-годичную кооперативную мордовскую профессиональную школу имени Г. Любимова. Заведующим с 5 сентября 1929 г. работал А. А. Константинов. Преподавателями по спец-дисциплинам стали А. С. Решетников и П. Т. Ляхов. Школа была укомплектована преподавателями общественных и общеобразовательных дисциплин.

Трудности возникли только с преподавателями мордовского языка, так как 8 Саранске в то время было только два квалифицированных специалиста в этой области, работавшие в партшколе и на рабфаке. Но с 19 ноября приступили к занятиям и по мордовскому языку.

Все слушатели, а их было 39 человек, находились на полном обеспечении потребительской системы региона. Школа имела библиотеку с 3 тыс. книг, клуб, читальню, выписывала газеты и журналы, в том числе на мордовском языке.

В марте 1930 г. работу школы изу-

чала комиссия отдела кадров Средне-Волжского крайпотребсоюза. Отметив удовлетворительное состояние успеваемости, она выявила и негативные моменты: слабость учебно-материаль-ной базы (не хватало классных столов, скамеек, не все учащиеся были обеспечены учебными пособиями), неумение некоторых преподавателей организовать индивидуальную работу.

Вскоре крайпотребсоюз принял решение о реорганизации 3-годичной школы в 2-годичные батрацко-бедняц-кие курсы. Правление Мордовского облпотребсоюза в своем решении от 12 апреля 1930 г. настойчиво просило вышестоящую организацию пересмотреть свое решение о реорганизации школы: «Если не окажется возможным реорганизовать коопшколу в кооптех-никум, то оставить коопшколу в ее настоящем положении еще на один год» [3, д. 54, л. 153]. Эта же просьба была записана и в резолюции Первого съезда Мордовского облпотребсоюза, проходившего в Саранске в июне 1930 г.

В 1930 г. в городе Ардатове начала функционировать областная школа селькоопученичества. Заведовал ею выпускник Саранского комвуза А. К. Жарков. Работали также 8-месячные курсы счетоводов. Наряду со стационарными учебными заведениями в облсоюзе не отвергали и другие формы подготовки и переподготовки кадров. В 1930—1931 гг. на краткосрочных курсах при райпотребсоюзах намечали переподготовить 1305 работников, при облсоюзе — 224, при край-потребсоюзе — 33, при Центросоюзе— 19 руководящих работников потребительских обществ;,подготовить на

курсах облсоюза 492 работника, край-союза — 106; иметь 41 стипендиата и контрактанта.

Изучение архивных документов начала 30-х гг. убедительно показывает, что почти на каждом заседании правления Мордпотребсоюза рассматривался вопрос о подготовке кадров. Так, на заседаниях 17 и 19 июня 1930 г. правление рассмотрело и удовлетворило просьбу пяти работников о направлении их на учебу в Саратовский

кооперативный институт. 28 июня этого же года был рассмотрен вопрос об увеличении стипендии учащимся-кон-трактантам Самарского промэкономи-ческого техникума [3, д. 50, л. 13; д. 90, л. 92, 97].

Возрастающая потребность в кооперативных кадрах среднего звена, особенно коренной национальности, заставила руководство Средне-Волж-ского крайпотребсоюза положительно решить вопрос об открытии з Саранске мордовского кооперативного техникума. Совместным решением крайкома ВКП(б) и крайпотребсоюза от 25 января 1932 г. техникум был открыт [4Г д. 71, л. 199]. Правление Моодпот-ре^-оюза на своем заседании 25 мая 1932 г. записало: «Принимая во внимание острый недостаток в квалифицированных работниках потребсистемы Мордовской области, как-то: товароведов, организаторов совторговли и снабжения, плановиков, инструкторов, бухгалтеров и др., считать необходимым создать при Мордовском кооперативном техникуме 3 отделения: а) советская торговля, б) планово-экономическое, в) счетно-финансовое» [3,

д. 113, л. 264].

В газете «Красная Мордовия» от 13 июля 1932 г. было помещено объявление о приеме в техникум исключительно лиц мордовской национальности в возрасте не менее 17 лет. Фактически же прием этого года был произведен только из учащихся подготовительного отделения.

Судя по документам, в конце 1932/33 учебного года техникум был переведен в Пензу [4, д. 71, л. 199]. 4 июля 1936 г. в «Красной Мордовии» опубликовано объявление об осеннем приеме студентов в Чебоксарский кооперативный техникум, В нем указывалось, что техникум готовит кадры работни-

ков потребкооперации для Горьков-ского и Куйбышевского крайпотреб-союзов, Оренбургского, Чувашскогог Мордовского и Марийского облпот— ребсоюзов. С 1934 до конца 30-х гг. & системе Мордовского потребсоюза остались коопкурсы с максимальным сроком учебы 5—6 месяцев, сохранились такие формы, как техминимум, ученичество, заочное и индивидуальное обучение. Организацией подготовки и переподготовки занимался отдел кадров облпотребсоюза.

Неоправданное свертывание подготовки и переподготовки кадров, систематические «чистки» их, особенно в 1937 г., привели к крупным проваламг„ многие участки кооперативной работы, особенно учет, оказались просто в катастрофическом положении. Президиум Мордпотребсоюза в докладе руководству Центросоюза СССР к РСФСР признал, что план товарооборота 1937 г. выполнен всего на 85,4 % [3, д. 1,64, л. 1]. На 1 января 1939 г. не было главных бухгалтеров в 9 райпот-ребсоюзах — почти в каждом третьем? Не случайно президиум правления

Мордпотребсоюза 19 апреля 1939 т. обратился к Центросоюзу с настоятельной просьбой «ускорить решение вопроса об открытии в Мордовии годичной бухгалтерской школы» [Зг, д. 169, л. 24].

С 1938 г. для организации систематической подготовки и переподготовки кадров при Мордпотребсоюзе создается учебный комбинат. В 1941 г. в рамках этого учебного заведения открывается годичная торгово-коопера-тивная школа с бухгалтерским, торговым и плановым отделениями. Кроме того, учебный комбинат практиковал многообразные формы ученичества, техминимумов, заочное обучение и проведение семинаров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дмитриекко В. П., Морозов Л. Ф., Погу- ранск: Мордов. кн. изд-во, 1962. Т. 2. 544 с. дин В. И. Партия и кооперация. М.: Политиз- 3. ЦГА МССР, ф. 11, оп. 1.

дат, 1978. 296 с. 4. ЦГА МССР, ф. 238, оп. 8.

2. Очерки истории Мордовской АССР. Са- 5. ЦГА МССР, ф. 296, оп. 1, д. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.