Научная статья на тему 'Первые руководители Мордовпотребсоюза'

Первые руководители Мордовпотребсоюза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые руководители Мордовпотребсоюза»

ванных линий по производству безалкогольных напитков. За счет реконструкции хлебозавода в Ичалковском райпо организовано производство безалкогольных напитков, колбасных и кондитерских изделий.

Большое внимание уделялось автохозяйству. Только в 1979 — 1984 гг. было построено 7 гаражей с мастерскими на 35 — 40 автомашин каждый. В завершающей стадии находилось строительство еще четырех гаражей.

К 1985 г. в Мордовии были введены в действие по системе потребительской кооперации 24 850 м2 торговых площадей, предприятия общественного питания на 1 650 мест, хлебозаводы на

178,5 т хлебобулочных изделий в сутки, холодильники на 400 т, гаражи на 590 автомашин, 106 универсальных

приемных пунктов, свинарники на

6 970 голов, жилье на 12 915 *г полезной площади. Однако в республике все еще не хватало столовых, хлебопекарен, 147 магазинов было в ветхом состоянии. Не на должном уровне использовался транспорт [5]. Не полностью осваивались капиталовложения Ардатовским, Старошайговским и другими потребсоюзами, не выполнялись планы ввода основных фондов Атюрь-евским, Большеберезниковским, Чам-зинским, Ромодановским, Ичалков-

' I

ским и другими райпо.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ЦГА РМ, рук. ф. 228, оп. 1, д. 2134. 4. ОДНИ РМ, рук. ф. 269, оп. 12, д. 190.

2. ЦГА РМ, рук. ф. 259, оп. 2, д. 259. 5. Текущий архив Мордовпотребсоюза.

3. ОДНИ РМ, рук. ф. 269, оп. 12, д. 132.

CDQJWCOWCOCOCOCOCOCOWWCDCDWCQCDWCOCQCOCOW

ПЕРВЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ МОРДОВПОТРЕБСОЮЗА П. И. КУЛЬКОВ, кандидат философских наук

У истоков потребительской кооперации Мордовии стояли энергичные,

V

талантливые руководители. С августа 1924 по март 1931 г. в Саранске работал Сергей Иванович Захаров. Сначала он возглавил Саранский райпот-ребсоюз, а затем Мордовскую окружную и областную организацию.

Кооперативы в эти годы постепенно вытесняли частника, сосредоточивали в своих руках оптовую и розничную торговлю, становились основным зве-ном экономической связи между городом и деревней. Превращаясь в ведущую торговую систему, потребительская кооперация обслуживала как сельское, так и городское население. Кроме торговой, заготовительной деятельности она играла важную роль в развитии культуры: в создании клубов

распространении

литературы

разовательным школам

Шш^ш/^Ь л

неграмотности. -

Особое внимание С. И. Захаров уделял подготовке кадров, созданию кооперативной школы. Стационарные кооперативные учебные заведения на территории Мордовии начали функционировать с 1925 г., а уже в 1930 г. в Саранске работала трехгодичная краевая национальная кооперативная профессиональная школа, а в Ардатове — областная школа сельского коопучени-чества, функционировали 8--месячные' курсы счетоводов, шли подготовка и переподготовка на краткосрочных курсах при райпотребсоюзах, облпо-требсоюзе, крайсоюзе и Центросоюзе руководящих работников потреби-

© П. И. Кульков, 1998

тельских обществ. Ежегодно кооперативы отбирали и направляли в кооперативные вузы и техникумы стипендиатов и контрактантов. Проходивший в 1930 г. в. Саранске первый съезд Мордовского потребсоюза положительно оценил работу его правления по подготовке и переподготовке кадров. Съезд рекомендовал еще более активно вести эту работу.

Нехватку квалифицированных работников ощущали не только потребительские общества, но и районное и областное звено. Острый дефицит в кадрах обусловливался многими факторами. Сказывался, конечно, невысокий уровень грамотности населения. Так, если средний процент грамотности по РСФСР по переписи 1926 г. был равен 44,1, по Средне-Волжскому краю — 36,4, то в районах, которые впоследствии вошли в нашу республику, — 27,0. Грамотность мордовского населения составляла всего 18,9 %, а среди женщин-мордовок — лишь 5,8 % [1, д. 44, л. 9]. Усугубляли эту проблему систематические чистки кооперативного аппарата от классово чуждых элементов, т. е. представителей обеспеченных слоев сельского и городского населения, которые были лучше подготовлены к работе продавцами, счетоводами, кассирами, заготовителями, тогда как многие выходцы из батрацко-бедняцких слоев, особенно мордовского населения, не имели ни опыта такой работы, ни общеобразовательной подготовки даже на уровне начальной школы. В „Докладной записке по вопросу организации нацмен-ской трехгодичной школы потребительской кооперации" в 1929 г. С. И. Захаров писал: „Существующая учебная система имеет в виду главным образом переподготовку уже имеющихся работников и не может разрешить задачу подготовки квалифицированных работников из среды батрацкого и бедняцкого актива, и в частности из среды батрацкой, из бедняцкой молодежи"

[2, д. 87, л. 4].

В том же году в документе, направленном в Мордовский окружком ВКП (б), руководитель потребитель-

ской кооперации округа анализирует динамику роста сумм и число случаев растрат по системе. Сумма растрат за три года увеличилась в 2,4, а число случаев — почти в 2 раза. Динамика удручающая, такие темпы могут изнутри развалить кооперацию. С. И. Захаров делает вывод, что это порождено исключительно неопытностью, неподготовленностью продавцов, казначеев, неудовлетворительной постановкой учета. Чтобы поправить дело, нужны новые кооперативные кадры, а их мр-гут подготовить из батрацко-бедняцкой молодежи кооперативные курсы, профессиональные школы, техникумы, вузы. С. И. Захаров горячо поддержал идею руководителя Саранской школы II ступени М. И. Кузовенкова о подготовке в старших классах счетных работников для. системы кооперации. В архиве сохранилось командировочное удостоверение в Саранский райпотреб-союз для прохождения практики Без-руковой Юлии, ученицы 5-го класса, обучающейся по специальности счетного работника [3, д. 23, л. 237]. В кооперативные, советские, партийные органы было направлено несколько ходатайств, в которых аргументированно доказывалась необходимость открытия нацменского (мордовского) кооперативного техникума, кооперативной трехгодичной школы, двухгодичных кооперативных курсов.

Пристальное внимание руководитель мордовских кооператоров уделял кадрам аппарата кооперативных организаций, особенно окружного, а затем областного звена. С. И. Захаров осуществлял не только общее руководство

организацией, но и возглавлял финансовый отдел. Членами правления были Александр Амфилохиевич Шадрин, имевший высшее образование и руководивший организационным отделом, Иван Никитович Глухов, имевший незаконченное высшее образование и возглавлявший торговый отдел. Планово-экономическим отделом руководил Моисей Исаакович Магин, окбн-чивший Ленинградский институт народного хозяйства. Высшее образование имели заведующие кооперативны-

ми школами Алексей Кириллович Жарков и Александр Алексеевич Константинов.

С. И. Захаров имел только низшее образование. Но его характеризовали как человека с достаточно высоким общим развитием, хорошо ориентирующегося в хозяйственной обстановке, успешно решающего поставленные перед кооперацией задачи. Как инициативного, перспективного работника его перевели в Самару в аппарат крайпот-

ребсоюза.

Руководителем потребительской кооперации Мордовии из крайпотребсо-юза был направлен Иван Ильич Куликов. Он работал в Мордовии с февраля 1931 до марта 1934 г. В это время в связи с массовой коллективизацией, образованием колхозов и совхозов изменилась и роль организаций потребительской кооперации. Главным в их деятельности стали улучшение торговли через установление связей с колхозами и совхозами и снабжение последних промышленными товарами. С общим развитием системы росла розничная торговля, расширялась сеть общественного питания. Новый руководитель уделял большое внимание подготовке кадров среднего звена, особенно мордовской национальности. Он добился того, что руководство Средне-Волжского крайпотребсоюза разрешило открыть в Саранске Мордовский кооперативный техникум. На основании совместного решения крайкома ВКП (б) и крайпотребсоюза от 25 января 1932 г. техникум был открыт. Правление Мордовпотребсоюза на своем заседании 25 мая 1932 г. записало: „Принимая во внимание острый недостаток в квалифицированных работниках по-требсистемы Мордовской области, как-то: товароведов, организаторов совтор-говли и снабжения, плановиков, инструкторов, бухгалтеров и др., считать необходимым создать при Мордовском кооперативном техникуме 3 отделения: а) советская торговля; б) планово-эко-номическое; в) счетно-финансовое" [4, д. 113, л. 264].

Руководство Мордовпотребсоюза

настойчиво добивалось, чтобы коопе-

ративный техникум, как и сельскохозяйственные техникумы, находился на

бюджете республики. Однако, утверждая сеть техникумов на 1933 г., бюро Мордовского ОК ВКП (б) 10 апреля

1933 г. указало, что кооперативный техникум финансируется крайпотреб-союзом. Тем самым его судьба была предрешена. В конце 1932/33 учебного года он был переведен в Пензу. С 1934 до 1940 г. включительно в системе Мордовского потребсоюза функционировали кооперативные курсы с максимальным сроком обучения 5 — 6 месяцев, где готовили в основном работников учета — бухгалтеров, счетоводов. Совсем прекратили выпуск ор-ганизаторов-культу рников, сократили подготовку товароведов, заготовителей.

Ослабление внимания в Мордовии к кооперативной школе было связано с изменением социально-экономических условий в стране (фактический возврат к продразверстке, свертывание рыночных отношений, введение карточной системы распределения продуктов через общества потребкооперации в городах, разгром рабочей и кредитной кооперации и, наконец, осуществление сплошной коллективизации). Снижение роли потребительской кооперации в жизни страны отразилось и на ее организации, и на содержании учебных программ кооперативных учебных заведений. В апреле 1929 г. предполагалось, что Мордовский техникум потребительской кооперации будет готовить специалистов для всех форм кооперации и на последнем курсе студенты пройдут специализацию по потребительской, сельскохозяйственной и кол-хозстроительной секциям. В 1932 г., когда его открыли, он стал готовить специалистов только для потребительской кооперации. Будущие специалисты для колхозов и совхозов .обучались в сельскохозяйственных техникумах, специалисты по культурно-просвети-тельской работе — в политпросветтех-никуме. Кадровая проблема в Мордов-потребсоюзе еще больше обострилась Ьри Иване Григорьевиче Староверове, трудовая карьера которого была прервана репрессиями 1937 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.