Научная статья на тему 'Высшее инженерное образование (проблемы и перспективы)'

Высшее инженерное образование (проблемы и перспективы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ. БАКАЛАВРИАТ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальников В. А.

В работе показано, что в поисках современной парадигмы образования, инновационные процессы, являются основополагающими источниками развития образования. Это и обуславливает необходимость модернизации образования ориентированных на современную стратегию развития образования. Вероятно, Болонский процесс инициирован не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю и более тщательной стыковки уже существующих систем высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее инженерное образование (проблемы и перспективы)»

РАЗДЕЛ III

ВЫСШЕЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)

В.А. Сальников, д-р пед. наук, проф. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия «СибАДИ»

Аннотация. В работе показано, что в поисках современной парадигмы образования, инновационные процессы, являются основополагающими источниками развития образования. Это и обуславливает необходимость модернизации образования ориентированных на современную стратегию развития образования. Вероятно, Болонский процесс инициирован не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю и более тщательной стыковки уже существующих систем высшего образования.

Ключевые слова: парадигма образования, двухуровневая система подготовки. бакалавриат.

Введение

Современное состояние социальноэкономического развития Российской Федерации характеризуется существенными изменениями всех сторон жизнедеятельности общества, в определенной степени это касается и образовательной парадигмы. В том что в системе образования имеется кризис отмечают как отечественные так и зарубежные исследователи, европейцы и африканцы, американцы и японцы, представители экономически развитых стран. «Запущенность образования» -говорят о себе японцы, «растущая волна посредственности» - оценивают свое образование американцы. Все это дает основание отметить, что кризис образования, который мы сейчас переживаем - это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции.

Все это связанно с имеющей место научнотехнической революцией, которая ускорив социальные процессы, не смогла в такой же

степени вовлечь в процесс изменений и систему образования.

Исследования

Рассматривая вопросы стратегии развития образования, ориентированные на современную перспективу, ни в коем случае нельзя абстрагироваться от собственной процессуальной стороны образования, так как без учета педагогического процесса с его многообразными составляющими любые искусственно созданные образовательные системы будут не более чем абстрактными, далекими от реальной педагогики.

По всей вероятности Болонский процесс инициирован не для начала новых реформ, как иногда представляется, а для приведения к общему знаменателю, для более тщательной стыковки уже существующих систем высшего образования, а это в значительной степени позволяет активизировать в стране формирование так называемой зоны Европейского высшего образования основанной на общно-

сти фундаментальных принципов его функционирования:

- введение системы учета трудоемкости учебной работы с помощью системы так называемых кредитов.

- совершенствование системы контроля качества образования, путем создания аккредитационных, независимых от национальных правительств и международных организаций

Это требует в значительной степени расширить работу по оптимизации образовательного процесса, учитывая высокие традиции, в образовании накопленные ранее с внедрением современных технологий имеющихся в отечественной и зарубежной педагогике. Для выполнения подобной работы необходимо создание творческих коллективов, которым должна быть поставлена конкретная задача и указана широта и глубина проработки, только в этом случае можно получить желаемый результат. Надо ли в этом случае бояться модернизации высшего образования в частности и образования вообще. Многообразие имеющихся данных, однозначно свидетельствует о том, что во всем мире образование постоянно модернизируется и уходит вперед. С другой стороны поиски новых, более эффективных способов работы необходимы не потому, что старые плохи или проблематичны, а просто поэтому, что могут существовать лучшие способы.

Ситуация сегодняшнего дня, наряду с многообразием проблем разного направления, требует обращений к личности молодого человека, учета в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического таланта. В поисках современной парадигмы образования, инновационные процессы являются основополагающими источниками развития образования.

Как отмечают теоретики, при инновационном подходе к образованию, система образования обретает облик образовательных услуг, представляющих человеку возможность в любое время его жизни обновлять знания или получить новое: управлять самообразованием, самовоспитанием, самооценкой, совершенствовать умения учиться, выбирать любую форму обучения.

Одновременно необходимо усилить результативность образовательного процесса, в

основу чего должно быть положено развитие интеллектуальных способностей студентов, формирование их инициативности, духа предпринимательства, в соответствии личностных и индивидуальных особенностей обучающихся. Со всей определенностью можно отметить, что часть проблем, возникающих при подготовке специалистов, новой формации, можно решать за счет усиления самостоятельной работы студентов. При этом продуктивность самостоятельной работы в условиях интеграции в Европейское образовательное пространство становится одной из определяющей.

Видимо этим объясняется то, что практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделаны на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию. Вычленить проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения всех новых задач.

В реализации обозначенного необходимо в полной мере включать и академическую мобильность студенчества. Как отмечает Ю.П. Похолков, Б.А. Агранович (2002) для решения проблемы мобильности, необходимо активнее использовать «включенное» обучение за рубежом, «маршрутные технологии» обучения, в том числе с использованием телекоммуникационных средств, обмен ведущими учеными и профессорами между отечественными и зарубежными вузами и многое другое.

Все это обуславливает поиск и научное обоснование модели обновления технологии образования, отвечающей основной цели гуманизации высшей школы, развитию творческой индивидуальности студента, его самореализации на начальной ступени профессионализации, что в большей степени обеспечит высококвалифицированную подготовку выпускника и его реальную конкурентоспособность.

Многое из обозначенного, как представляется, возможно решить с переходом к двухуровневой подготовке с привязкой к Европейским стандартам образования, что позволит сблизить нас с Европой в отношении миграции кадров. Но следует обратить внимание и на характер и содержательную сторону дискуссий идущих на различном уровне по Болонскому

процессу и до сих пор отсутствует не только единство, но и сближение в понимании данной концепции.

Можно согласиться, что хорошо зарекомендовавшая себя в прошлом система подготовки специалистов, сегодня, надо признать, стала не столь эффективна. Однако здесь есть, как субъективные, так и объективные причины. Но нельзя отрицать, что эта система образования решила в основе своей поставленные перед ней задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, но применительно к другой общественно экономической формации.

Что же мы имеем на уровне бакалавра.

Фактически на уровне бакалавра студенты получают не профессиональное образование, а общее высшее образование. Востребованный рынком набор компетенций выпускника-бакалавра включает скорее общую культуру, коммуникабельность и способность к быстрой адаптации, чем конкретные знания (Я.И. Куз-минов, 2007).

На фоне этого следовало бы показать особенности и преимущества российской высшей школы, которые необходимо развивать и отстаивать, входя в общеевропейское образовательное пространство. «Именно эта проблема и волнует образовательную общественность, ибо никто не ставит под сомнение необходимость вхождения в единое образовательное пространство» (Ю.С. Давыдов).

Не способность объективно оценить состояние системы образования приносит много негативного. Трудно не согласиться с тем, что на протяжении всего периода экономических преобразований, происходящих в стране, Российская высшая школа находится в состоянии стресса из-за недостатка финансирования и непрерывного реформирования, модернизации и много другого, и действительно, зачастую разговоров, публикаций, конференций больше чем реальных позитивных изменений.

Тем не менее, осознавая противоречия между социальным запросом на образование традиционными методами обучения и воспитания, педагоги-ученые и практики стали больше обращаться к поиску образовательных технологий, построенных на иных принципах, но прежде всего, к личностноориентированным или развивающим подходам к обучению.

Вместе с тем огромное количество как теоретического, так и экспериментального материала показывает, что в условиях взаимодействия тех или иных средств форм и методов обучения и воспитания эффект будет различен и чаще, связан с особенностями индивидуальности обучающихся. Действительно в показателях уровня усвоения знаний проявляются типичные для студентов устойчивые особенности психики, от которых зависит успешность и продуктивность учебной деятельности. Исходя из подхода к развитию индивидуальности человека, с данных позиций необходимо отметить, что создание одной из моделей изменения образования в условиях гуманизации предлагает, таким образом, обязательность учета условий формирования ИСД. Как показывает многочисленные исследования, в качестве типовых могут выступать общие социально-психологические предпосылки и творческий характер самой деятельности, предлагающий снятие жесткой ее регламентации и возможность выбора способов ее выполнения самим человеком. Самоорганизация важно потому, что она позволяет высвободить время и силы для самосовершенствования, для реализации творческой активности и является синтезом духовных, философских и психологических составляющих жизни человека в этот ответственный период профессионального становления. «Благоприятной психологической предпосылкой для этого, как известно, является то, что именно в студенческом возрасте личность сама становится субъектом самовоспитания, и своими действиями создает свою индивидуальность» (В.С. Мерлин, 1966).

В этих условиях, вероятно многоступенчатая система образования будет также эффективней в силу того, что бакалавр - это субъект, получивший, если так можно назвать «общее высшее образование» которое позволит человеку определиться в своем видении мира, в своих профессиональных интересах и в конечном итоге более верно определить траекторию своего последующего образования.

Однако в ряде публикаций высказывается опасения о попытке подготовить бакалавра как законченного узкого специалиста, что обеспечит возможность успешной работы, на должностях требующих высшего профессио-

нального образования, которое предусматривает осуществление исполнительных функций в производственной или социальноэкономической сфере (В. Желтов, 2007). А поступление в магистратуру станет возможным через прохождения конкурса или после определенного периода работы по выбранной специальности это конечно не всегда отвечает интересам страны. Конвенция европейских высших учебных заведении, отметила, что степень бакалавра должна быть «главным образом подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне.

Т.е. можно говорить, что на уровне бакалавриата имеет место переход к общему высшему образованию. При этом, как отмечается, что всеобщее образование по принципу может быть только общим (не специализированным). Поскольку Россия перешла к всеобщему общему высшему образованию в основном от бедности, вынужденно, то многие склонны рассматривать это как резкое падение профессионального образования, а не как переход к иному типу высшего образования (Т. Клячко, 2004).

Но как показывает практика в современной экономике с быстрой сменой типов деятельности, для профессионального образования нужен фундамент - общекультурный, коммуникативный. В результате большая часть высшего образования в России все отчетливее будет приобретать черты общего высшего образования.

Т. Клячко отмечает и вероятно правильно, что пора признать (отказаться от дорогих сердцу мифов), что мы уже имеем дело с другим высшим образованием, с другим качеством. Его нельзя мерить прежними мерками -это образование выполняет совершенно иную социальную роль. А на базе всеобщего высшего образования идет становление нового профессионального образования, элитного образования, непрерывного образования.

Двухуровневая система высшего образования - это организация учебного процесса, в рамках которого специализация студентов появляется только на высших уровнях образования - магистратуре, когда студент делает осознанный выбор своей будущей профессии.

В контексте рассматриваемой проблемы следует обратить внимание на тот факт, что в США в сегодняшней ситуации все больше

набирает популярность общегуманитарное образование. Основная цель такого образования, в рамках бакалавриата, состоит в том, что студент должен прослушать курсы по самым разным направлениям и получить разнообразную подготовку общего характера. В этом случае высшее образование рассматривается как общее, в отличие от специального, нацеленного на конкретную дисциплину. В целом, как будто бы в США функционирует трехуровневая система высшего образования. Как отмечают (О.А. Замулина и др.), сегодня можно констатировать эволюцию этой системы в двухуровневую, когда после получения степени бакалавр, студент поступает в профессиональную школу (бизнес, юриспруденция, медицина и др.) где получают магистерскую степень либо сразу переходит на докторскую программу, где в процессе обучения может получить и степень магистра, что является в этом случае простой формальностью. Что касается степени магистра, то она, согласно представлениям автора практически исчезла. Тот же, кто хочет заниматься наукой, учиться сразу на доктора, а те которые стремятся к профессиональной деятельности, за два-три года получают соответствующую магистерскую степень. Все это показывает, что имеется многовариантность построения многоуровневой системы образования. Применительно каждого отдельно взятого государства. В результате и степень участия этих стран в процессе формирования глобального образовательного пространства неодинакова.

Заключение

Диаметрально противоположные мнения по данной проблеме высказываются и российской общественностью. Тем не менее, при всех имеющихся противоречиях, Россия должна искать формы участия в глобальном образовательном процессе. Другое дело, какие формы участия использовать для решения обозначенной проблемы? Как нам представляется, они должны быть мобильными, динамичными, отвечающими национальным интересам и в зависимости от конкретных задач в той или иной образовательной сфере.

Библиографический список

1. Давыдов Ю.Е. Цит. по Желтову В. Болонская декларация и Российское образова-ние//Педагогика.2007.№ 9 с. 107-113.

2. Желтов В. Болонская декларация и Российское образование//Педагогика 2007 № 9 стр. 107-113.

3. Кличко Т. Мифы и легенды и реальность

Российского высшего образования.

http://demoskope.ru/weekly/2004/0167/tema05.php.

4. Замулин О.А., Капустин Б.Г., Константи-

новский Д.Л., Покровский Н.Е., Радиев В.В., Трансформация университетов: новые реалии

жизни преподавателей в вузах США//Высшее образование сегодня. 2005/с.48.

6. Кузьминов Я.И. Наши университе-ты//Высшее образование сегодня.2007. №10 с 915.

7. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. К вопросу формирования национальной доктрины инженерного образования. Инновации в высшей технической школе России. Вып. 1. сб.ст. МаДИ (ГТУ). М., 2002 - с. 62-69.

8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж: НПО «МОД, ЭК», с. 1996-448.

MAXIMUM ENGINEERING EDUCATION (PROBLEMS AND PERSPECTIVES)

V.A. Salnikov

The fundamental source of the education development is the innovation processes in modern paradigm of education. That is what specifies the need of education modernization which oriented to the modern strategy of education development. The Bolognese agreement, perhaps, was not initiated for the beginning of new reforms, but for the unification and interaction of existed higher education in institution.

Статья поступила 18.06.2008 г

УДК 32.973+532+69.034.96

О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ САЙТА ПО ГИДРАВЛИКЕ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ, ВОДООТВЕДЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В.И. Сологаев, д-р техн. наук, доц. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. Статья имеет цель привлечь внимание преподавателей вузов к новой методике создания технологий дистанционного образования. Исследования проведены на примере Интернет-сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве. Автор надеется, что методика окажет существенную помощь для преподавателей при разработке современных технологий дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, учебный сайт, программирование, мобильные телефоны

Введение

Закон об образовании России дает право преподавателю вуза внедрять личную методику преподавания. Это открывает широкие творческие возможности в развитии отечественного образования. Наибольший простор для творческой свободы предоставляет направление развития образования в виде дистанционного.

Методика автора

В данной статье дана оригинальная методика применения современных компьютерных технологий для развития дистанционного образования, применяющая программирование для Интернета, персональных компьютеров и мобильных телефонов.

На рисунке 1 показан учебный сайт автора. Исследования в настоящей работе проведены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.