Научная статья на тему 'О миссии классического университета как исследовательского и инновационного учреждения применительно к развитию гуманитарного образования в Башкирском государственном университете'

О миссии классического университета как исследовательского и инновационного учреждения применительно к развитию гуманитарного образования в Башкирском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS / TWO-LEVEL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. А.

В статье обсуждаются современные проблемы высшего университетского образования и ставятся вопросы о позитивном опыте внедрения новых моделей высшего образования на региональном уровне. Ведение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные, методические и экономические составные части двухуровневой системы на основе бакалавра и на базе кредитно-модульной организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mission of a classical university as a research and innovation institution applied to the development of the liberal education in the Bashkir State University

The article discusses challenges facing higher education and considers the problem of successful experiences and new models of Russian higher education in a regional context. The introduction of innovative educational programs at the Humanities and, in particular, at the Philology department, will allow more effectively to realize organizational, scientific, methodical and economical components of two-level Bachelor educational system on the base of credit-module organization.

Текст научной работы на тему «О миссии классического университета как исследовательского и инновационного учреждения применительно к развитию гуманитарного образования в Башкирском государственном университете»

УДК 378

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

О МИССИИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗВИТИЮ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© А. А. Федоров

Башкирский государственный университет 450074, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 74.

В статье обсуждаются современные проблемы высшего университетского образования и ставятся вопросы о позитивном опыте внедрения новых моделей высшего образования на региональном уровне. Ведение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные, методические и экономические составные части двухуровневой системы на основе бакалавра и на базе кредитно-модульной организации учебного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, инновационные образовательные программы, двухуровневая образовательная система, кредитно-модульная организация.

В настоящее время научная общественность и учреждения высшего образования России интенсивно работают над определением научных подходов к формированию общепрофессиональных дисциплин федерального компонента и их содержания в новом поколении Государственных образовательных стандартов двух уровней высшего профессионального образования. Как и в других отраслях образования, в гуманитарной сфере речь идет о бакалавриате и магистратуре, введение которых должно привести к коренной переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки студента-гуманитария и существенным изменениям в подходах к формированию перечня и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это должно сопровождаться

структурной перестройкой системы организации учебного процесса, деятельности преподавателей и кафедр. Одним из важнейших шагов станет переход к компетентностному подходу в обучении и оценке его результатов в соответствии с потребностями общества и с опорой на отечественные и мировые образовательные традиции и тенденции. В то же время обеспечение новых возможностей обучения должно осуществиться на базе внедрения новейших информационных технологий и на применении системы зачетных единиц (наряду с традиционной трудоемкостью) для оценки результатов освоения образовательных программ, т. е. приобретенных знаний, умений и навыков.

Поэтому на современном этапе развития высшего образования в России в период работы по гармонизации его системы с общеевропейским Болонским процессом особое значение приобретает инновационная деятельность каждого вуза. Причем организация и поддержка этого вида деятельности должна стать главной целью и магистральной линией в производстве знаний и в подготовке кадров для современного общества и культуры.

В настоящее время сформировалось определение инновационного университета. Это «адаптивный к требованиям внешней среды функционирующий и интенсивно развивающийся научнообразовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на удовлетворение потребительского спроса основных отечественных и зарубежных профильных рынков и получение максимальной прибыли, направляемой для повышения потенциала возможностей сохранения своей академической сущности, своеобразия и индивидуальности, моральной и интеллектуальной независимости» [1]. Инновационная деятельность вуза в широком смысле слова понимается как реализация его научно-педагогического потенциала на основе новейших прогрессивных технологий и технических средств обучения, стимулирующих как повышение качества обучения, так и обретение новых импульсов в научно-исследовательской работе в единстве ее прикладных и фундаментальных сторон для обеспечения потребностей рынка высококвалифицированных специалистов. Особое значение и свою специфику имеет производство, передача знаний, обучение специалистов и информационная деятельность для гуманитарной составляющей структуры современного классического университета, примером которого является Башкирский государственный университет.

С этой точки зрения генеральным направлением образовательной деятельности университета в гуманитарной, в частности филологической сфере, является поддержка и дальнейшее развитие отечественной традиции классического университетского образования на базе реализации инновационных образовательных программ, гармонизированных и соотнесенных с европейскими образовательными стандартами и содержанием образования в рамках Болонского процесса.

Российская концепция современного образования, наряду с подготовкой высококвалифициро-

172

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

ванных специалистов, востребованных на рынке труда, предполагает формирование личности с активной жизненной позицией, стремящейся полностью раскрыть свой неповторимый интеллектуальный, духовный, профессиональный и волевой потенциал и отличающейся сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам его социальной и культурной жизни.

На этой основе социально-культурная стратегия гуманитарного и филологического образования в Башкирском университете должна базироваться на формировании поликультурной и многоязыковой толерантной личности, готовой творчески развивать и реализовывать свой интеллектуальный и культурный потенциал в соответствующих сферах жизни современного демократического общества. Таким образом, университет будет более эффективно участвовать в выполнении образовательной и культурной миссии в гуманитарной сфере, которая всегда была характерна для подобного типа учебных заведений.

В свою очередь инновационная образовательная программа в Башкирском университете должна представлять собой адаптированный к требованиям социума активно развивающийся и постоянно изменяющийся научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на выпуск специалистов, востребованных на отечественном и международном рынке. Это означает, что они будут готовы к высококвалифицированной деятельности на едином российском социокультурном пространстве, характеризующемся высокой степенью межкультурной коммуникации, международным сотрудничеством в экономической, социальной и гуманитарной сферах.

В связи с этим могут быть выделены принципы и технологии трансформации традиционной образовательной деятельности в инновационную ее форму. Это а) развитие ведущих научных направлений и интенсивное использование результатов научной деятельности и образовательном процессе;

б) совершенствование материально-технической

базы научных и научно-методических исследований; в) система отбора выпускников школ и поддержка талантливой молодежи среди студентов; г) создание инфраструктуры инновационной деятельности; д) создание информационно-программного обеспечения образовательной деятельности на всех ее этапах; ж) система мер по обеспечению высокого качества образования; е) инфраструктура подготовки специалистов высшей квалификации; и) международное сотрудничество; к) связь с рынком труда и переподготовка кадров.

Основными задачами инновационной образовательной программы следует признать: а) обеспечение фундаментальности образования и научных традиций и прикладных аспектов филологического и гуманитарного образования; б) интеграцию фи-

лологии с другими гуманитарными дисциплинами;

в) преемственность образовательных программ с другими уровнями и компонентами гуманитарной подготовки; г) профилизацию филологического обучения с ориентацией бакалавра или магистра на решение задач профессионального, практического и организационного характера. Инновационное образование также должно быть обеспечено полноценным использованием модульной и балльнорейтинговой системы подготовки бакалавров и магистров; интеграцией различных видов и форм обучения на базе инновационных технологий; формированием системы компетенций и практических навыков, востребованных на рынке труда по соответствующим специализациям бакалавра и специалиста; з) разработкой индивидуальной траектории овладения учебным материалом; развитием упорядоченной системы контроля и самоконтроля знаний на всех этапах обучения.

Осуществление инновационной образовательной программы на втором уровне подготовки по направлению «Филология» базируется на принципах третьего поколения Государственных стандартов высшего профессионального образования в гуманитарной сфере. Специалисты филологического факультета Башкирского университета совместно с учеными гуманитарных факультетов МГУ в 2005-2006 гг. активно участвуют в ведомственной Программе МО и Н РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»

В результате предусматривается существенное увеличение инновационного потенциала ориентированных на практические цели специализированных и магистерских программ, что будет обеспечивать их тесную связь с рынком труда, а авторский характер этих программ позволит отразить особенности научных, прикладных и педагогических направлений данного вуза в сочетании с индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров.

Общая стратегия развития инновационной образовательной деятельности университета будет выражаться в смене парадигмы стандартизации содержания учебных дисциплин основной образовательной программы за счет внедрения модульнорейтингового и компетентностного подходов, ориентированных на конкретную технологию преподавания дисциплины и на комплекс учебнометодических материалов и оценочных средств, разработанных для поддержки ее изучения.

В этом случае для Башкирского университета могут быть выбраны следующие формы реализации инновационной образовательной программы:

1. Создание Научно-методического исследовательского инновационного центра филологического факультета.

2. Осуществление перехода на модульнокредитную систему обучения по двум ступе-

ням высшего образования (бакалавр - (специалист) - магистр).

3. Разработка новых образовательно-

профессиональных программ по направлению «Филология» для подготовки бакалавров и магистров (специалистов).

4. Разработка и внедрение новой структуры контроля качества обучения студентов и критериев оценки качества, в том числе и путем систем автоматизированного компьютерного контроля.

5. Внедрение новой системы управления факультетом, в том числе на базе компьютеров и новейших средств коммуникации.

6. Создание учебно-методической продукции в виде учебных программ, модулей дисциплин, банка тестовых контролирующих и обучающих программ, системы учебно-методических пособий для обеспечения самостоятельной работы студентов, учебных пособий и словарей по дисциплинам учебного плана, в том числе и на электронных носителях.

Прогнозируемые результаты, получаемые при

развертывании и реализации инновационной образовательной программы, в основном сводятся к тому, что будет достигнута реализация всех организационных, учебно-методических и материальнотехнических компонентов перехода на двухуровневую систему подготовки бакалавров, специалистов и магистров.

На пути преобразования университета в его гуманитарной составляющей в инновационное учреждение предусматривается и реформирование его структурных подразделений в соответствии с задачами инновационной деятельности. В целом организационные формы реализации этих задач выглядят следующим образом:

- формирование эффективной системы управления учебным процессом;

- научно-методическое обеспечение модульнокредитной и балльной системы организации учебного процесса;

- программное и информационное обеспечение индивидуальных учебных программ студентов;

- повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава;

- модернизация аудиторного фонда;

- модернизация лабораторного оборудования;

- внутривузовская и вневузовская грантовая деятельность для реализации инновационной образовательной деятельности;

- подготовка научно-методической и учебной литературы силами профессорско-преподавательского состава.

В свою очередь совершенствование управления отдельным факультетом должно базироваться на создании целостной интегрированной системы организации работы деканата с применением электронных средств (расписание, планы учебной рабо-

ты преподавателей и кафедр, индивидуальные учебные графики работы студентов, балльнорейтинговая оценка результатов обучения студентов в конце семестра).

В то же время для консолидации усилий специалистов и дальнейшего развития научного и образовательного процесса на качественно новом уровне необходимо организовать Научно-

методический исследовательский инновационный центр (НМИИЦ) по отдельным направлениям или факультетам, основными задачами которого являются следующие:

а) дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных научных исследований на основе интеграции филологии с другими отраслями гуманитарного знания и науки; б) внедрение научных разработок в практику учебного процесса, особенно на уровне подготовки специалистов и магистров; в) разработка инновационных образовательных проектов с электронным программным обеспечением;

г) обеспечение общей стратегии поддержки высокого качества образования и обучения на всех его уровнях; д) создание учебников и учебных пособий на бумажных и электронных носителях, контрольно-обучающих электронных программ; е) оказание научно-методической и информационно-технологической помощи и образовательных услуг в сфере среднего и средне-специального образования; ж) научное и научно-методическое сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными вузами и научными организациями; з) популяризация научных гуманитарных знаний и просветительская деятельность.

При выполнении вышеназванных задач миссия НМИИЦ на филологическом факультете должна быть основана на единстве научно-образовательных и социально-культурных сторон его деятельности. Для НМИИЦ может быть предложена соответствующая организационная структура.

Внедрение инновационных образовательных программ в гуманитарной сфере обучения в Башкирском университете, в частности, по филологическому направлению позволит более эффективно реализовать организационные, учебно-методи-

ческие и материально-технические компоненты перехода на двухуровневую систему подготовки бакалавров и специалистов на основе третьего поколения государственных стандартов высшего образования и гармонизировать подготовку специалистов с европейским Болонским процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Похолков Ю. П. Университет инновационного типа. // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Материалы российско-американской научной конференции. Москва-Тверь, 2005. С.121.

Поступила в редакцию 24.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.