УДК 378
раздел ИННОВАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДВУХУРОВНЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
© А. А. Федоров*, С. Е. Родионова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 68 74.
В статье обсуждаются современные проблемы модернизации высшего университетского образования и ставятся вопросы о внедрении новых моделей и образовательных программ высшего образования с точки зрения профессиональной деятельности выпускника. Введение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности, по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные и методические составные части двухуровневой образовательной системы бакалавр—магистр.
Ключевые слова: примерные основные образовательные программы (ПООП), университетское образование, филология, двухуровневая образовательная система, бакалавр, магистр, компетенции.
Развивающийся в последние годы процесс реформирования отечественной высшей школы и образования сегодня вышел на уровень решения проблем подготовки специалистов в конкретных областях вузовского обучения. Однако при проведении этой реформы образования важно сохранить базовые принципы отечественной высшей школы, которые в гуманитарной сфере заключаются в рациональном соединении фундаментальности и специализации, при совершенствовании самой системы образования и повышении его качества. Это позволит сочетать прочные базовые знания, имеющие, в частности, культурное значение (например, знание русского и иностранного языков, русской и зарубежной литературы, мировой художественной культуры), с выработкой ориентиров, ценностей и навыков, помогающих выпускнику самостоятельно отбирать и концентрировать эти знания в определенной области деятельности в постоянно обновляющемся и изменяющемся информационнокультурном пространстве.
В настоящее время фактически признано и закреплено соответствующими официальными документами Министерства образования и науки РФ положение о переходе к подготовке специалистов по двухуровневой системе бакалавр - магистр. В связи с этим важнейшей задачей стала разработка научных принципов, форм и методов построения примерных основных образовательных программ (ПООП) первого и второго уровней высшего профессионального образования (ВПО) в области гуманитарных направлений подготовки и, в частности, филологии в целях совершенствования учебных планов и технологий подготовки специалистов на базе инновационной учебно-методической деятельности университетов. Такие программы представляют собой системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образователь-
ного процесса по заданному направлению подготовки. В этом плане реформирование российского вузовского образования должно соответствовать ведущей европейской тенденции обеспечения через многоуровневую систему нового качества сознательности, большей активности и личного выбора в процессе вузовского обучения и послевузовской подготовки для каждого студента. При этом нелишне будет напомнить, что тем самым российское образование по существу возвратится к своим основам - признанию в качестве базовой ценности самого образования и знаний, в том числе и в гуманитарной сфере.
Специалисты филологического факультета Башкирского университета совместно с учеными гуманитарных факультетов МГУ, а также Саратовского и Алтайского университетов в 2005-08 гг. активно участвуют в разработке проектов государственных стандартов и основных образовательных программ нового поколения в рамках аналитической ведомственной целевой программы МО и Н РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)»
Результаты осуществления соответствующих грантовых проектов заключаются в разработке научных принципов, форм и методов создания образовательно-профессиональных программ двух-
уровневого высшего профессионального образования в области гуманитарных наук (бакалавриат и магистратура) с использованием принципов компе-тентностного подхода и кредитно-модульной структуры образовательных программ, а также в научно-методическом обосновании форм контроля за процессом обучения и самостоятельной работой студентов. Одновременно был предложен ряд изменений в содержании общепрофессиональных дисциплин с учетом современных достижений науки и новых возможностей обучения на базе внедрения новейших информационных технологий и путем применения системы зачетных единиц для оценки результатов освоения образовательной про-
* автор, ответственный за переписку
грамм, т. е. приобретенных знаний, умений и навыков. Таким образом, исполнители исходили из понятия «инновация», под которой понимается комплекс мероприятий, технологических процессов, содержательных и технических нововведений, обеспечивающих появление нового продукта, который нельзя создать традиционными способами и средствами.
В частности, речь идет о завершении работы над созданием проекта государственного стандарта и пилотного проекта основных образовательных программ по направлению «Филология». Исполнители считали, что одной из важнейших задач является увеличение инновационного потенциала программ подготовки бакалавров и магистров. Это будет обеспечивать их тесную связь с рынком труда, а авторский характер магистерских программ позволит отразить особенности научных, прикладных и педагогических направлений данного вуза в сочетании с индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров.
При работе над ПООП ВПО исполнители исходили из того, что российская концепция современного гуманитарного образования, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, предполагает формирование личности с активной жизненной позицией, стремящейся полностью раскрыть свой неповторимый интеллектуальный, духовный, профессиональный и волевой потенциал и наделенной сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам его социальной и культурной жизни.
Таким образом, новое поколение государственных стандартов и позволит реализовывать социальную стратегию гуманитарного и филологического образования. Для университетов она заключается в формировании поликультурной и многоязыковой, толерантной личности, подготовленной к высококвалифицированной деятельности на едином российском социокультурном пространстве с характерным для него многообразием межкультур-ной коммуникации, международным сотрудничеством в экономической, социальной и гуманитарной сферах.
В связи с этим предполагается, что в области обучения по направлению «Филология» целью ВПО является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, быть востребованным на рынке труда и способным к повышению своей квалификации.
В области воспитания личности по направлению «Филология» целью ВПО является развитие у студентов качеств, способствующих их творческой активности, культурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим
ценностям и толерантности.
Областями профессиональной деятельности выпускников должна стать исследовательская и практическая работа в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и меж-культурной коммуникации, образования, культуры и управления.
Таким образом, выпускник филологического факультета будет подготовлен к решению задач как в научно-исследовательской, так и в практической сферах. В научно-исследовательской сфере - к исследованию системы языка и основных закономерностей развития литературы; изучению устной и письменной коммуникации; анализу и интерпретации текстов различных типов (художественных, научных, публицистических, официальноделовых). В практической сфере - к осуществлению профессиональной деятельности, связанной с использованием филологических знаний и умений в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социальногуманитарной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника-филолога являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и культурологическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество с учетом общих закономерностей их развития и бытования в различных странах и регионах, различные типы текстов -как письменных, так устных и виртуальных на электронных носителях, и, наконец, устная, письменная и компьютерная языковая коммуникация.
Видами профессиональной деятельности вы-пускников-филологов следует признать научноисследовательскую работу в научных и иных учреждениях; производственную деятельность (преподавательскую, переводческую, редакторскую, экспертную и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления и в СМИ; производственную и организационную деятельность в области языковой и социокультурной коммуникации и других социально-гуманитарных областях; творческую и проектную деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социальнопедагогической, гуманитарно-организационной,
книгоиздательской и коммуникативной сферах. Подготовка выпускников-филологов с университетским образованием должна также предусматривать возможность заниматься организационноуправленческими видами деятельности во всех вышеперечисленных сферах.
В связи с этим уже основная образовательная программа подготовки бакалавра филологии может предусматривать некоторую степень профилизации в русле данного направления обучения. Профили-зация дает ему возможность расширения или уг-
лубления знаний, умений и навыков и создает более благоприятные условия для продолжения обучения на втором уровне ВПО с квалификацией магистра филологии соответствующего профиля и обеспечивает ему востребованность на рынке труда.
При этом перечень и содержание дисциплин, методы и пути их освоения должны быть более четко, чем при традиционном обучении, ориентированы на современные виды и особенности деятельности выпускника классического университета. Одновременно они должны учитывать перспективы подготовки студентов на двух уровнях: бакалавра и магистра - и их преемственности и взаимосвязь.
Покажем в сравнении профессиональные задачи, которые должен решать в различных областях профессиональной деятельности бакалавр и магистр филологии. Так, бакалавр филологии в научно-исследовательской сфере должен уметь применять свои теоретические и практические знания в отдельных областях филологии для собственных научных исследований; проводить анализ и интерпретацию на основе существующих научных концепций отдельных языковых и литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов; осуществлять устное, письменное и виртуальное оформление материалов своих исследований (сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и списков литературы, подготовка презентаций и т. п.); владеть навыками академического общения (выступления с сообщениями и докладами, участие в научных дискуссиях и процедурах защиты студенческих научных работ).
В свою очередь, выпускник со степенью магистра филологии в данной сфере должен быть подготовлен к самостоятельному изучению и критическому анализу теории и практики в сфере филологии; к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической и гуманитарной проблематике; к самостоятельному исследованию системы языка и основных закономерностей литературы; к комплексному изучению устной и письменной коммуникации; к высококвалифицированному анализу, комментированию, реферированию и обобщению результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; к организации, подготовке и проведению семинаров, научных дискуссий и конференций, к подготовке и редактированию научных публикаций.
В производственно-прикладной деятельности выпускник-бакалавр должен уметь собирать, обрабатывать, хранить, трансформировать и обобщать языковую и литературную информацию; создавать на основе известных методик и действующих нормативов различные типы текстов научного, официально-делового, публицистического, рекламного характера; обрабатывать (корректировать, редакти-
ровать, реферировать и т. д.) различные типы текстов; аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на русском и иностранных языках; осуществлять устную и письменную коммуникацию.
Магистр же в своей производственно-прикладной деятельности должен быть готов к проведению учебных занятий в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования; к квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе к анализу их смыслов и связей с соответствующей эпохой и культурой с применением современных методик, к обработке языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.
Магистр должен уметь создавать, редактировать, реферировать и систематизировать все типы деловой документации, квалифицированно и творчески работать в качестве референта, пресс-секретаря, руководителя пресс-служб и информационных отделов; создавать на базе известных новые тексты, а также самостоятельные тексты и конструкции делового, рекламного, пропагандистского и публицистического характера; планировать и осуществлять публичные выступления и мероприятия с применением навыков ораторского искусства; квалифицированно переводить различные типы текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом.
Подготовка бакалавра должна предусматривать овладение навыками практической проектной деятельности, что может быть связано с разработкой в содержательном и композиционном планах проектов для публичных ( в том числе, рекламных и РЯ-кампаний) мероприятий, проектов, связанных с творческой внеаудиторной деятельностью обучающейся молодежи (игры, кружки, фестивали, конкурсы и т. п.), а также проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения.
Проектная же деятельность магистра предполагает овладение теорией и практикой проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: создание образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и планов их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактического инструментария; разработку проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе; подготовку локальных и глобальных образовательных проектов в области воспитания и пропаганды филологических знаний; создание и осуществление программ по поддержанию и развитию языковой культуры и в соответствующих областях гуманитарной культуры (лектории, праздники, фестивали, олимпиады, телевизионные и радиовыступления), разработку проектов в сфере межкультурной коммуникации в поликуль-
турной среде, разработку проектов в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного языка на родной, подготовку филологических и гуманитарных проектов.
В организационно-управленческой области подготовка магистра предполагает расширение этого вида деятельности и большей самостоятельности по сравнению и уровнем подготовки бакалавра. В частности, имеется в виду, что бакалавр должен быть готов только к самостоятельному участию в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров т. п. На этом фоне организационно-управленческая деятельность магистра предусматривает организацию и проведение учебных занятий, различного типа практик, руководство работой студенческих групп и обществ, а также в целом воспитательной работой среди учащихся; планирование деятельности и управление административно-производственными коллективами в гуманитарной сфере; организацию переводческого обеспечения различных совещаний, консультаций, деловых переговоров и т. п.; овладение навыками организации проведения мероприятий в сфере межкультурной и научной коммуникации; инициативное управление проведением научных исследований в области филологии и смежных гуманитарных знаний.
Как видно, магистры станут отличаться от бакалавров не только широтой и глубиной полученных знаний, но и в первую очередь уровнем ответственности, самостоятельности, креативности, способностью анализировать результаты своей науч-
ной и производственной деятельности, обобщать и оценивать их, осуществлять руководство подчиненными и т. п. Постепенно становится иной мотивация для перехода студента на вторую ступень высшего образования: это уже не подготовительный этап для поступления в аспирантуру, как в прошлые годы, а выход на новый уровень подготовки, пригодной для любых видов будущей профессиональной деятельности, дающей возможности для успешной работы и карьерного роста в самых разных сферах применения своих знаний и навыков.
Следующим этапом работы над научнометодическим обеспечением программ двухуровневого высшего профессионального образования должно стать создание вузовских учебных планов и программ учебных дисциплин и практик в компе-тентностном формате. Одной из самых сложных задач здесь является оптимизация набора учебных дисциплин, обеспечивающих освоение студентами не только традиционных, научно-фундаментальных, но и инновационных, практически ориентированных компетенций.
Реализация подобных примерных программ подготовки бакалавра и магистра, помимо овладения ими определенным объемом современных научных знаний, должна помочь трудоустройству выпускников и повышению их конкурентоспособности и устойчивости на рынке труда. Внедрение университетских программ, ориентированных как на фундаментальную научную подготовку, так и на практические стороны его работы, позволит выпускнику более эффективно и творчески осуществлять свою профессиональную деятельность.
Поступила в редакцию 01.11.2008 г.