Научная статья на тему 'Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов'

Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПООП) / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. А., Родионова С. Е.

В статье обсуждаются современные проблемы модернизации высшего университетского образования и ставятся вопросы о внедрении новых моделей и образовательных программ высшего образования с точки зрения профессиональной деятельности выпускника. Введение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности, по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные и методические составные части двухуровневой образовательной системы бакалавр-магистр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров А. А., Родионова С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов»

УДК 378

раздел ИННОВАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДВУХУРОВНЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© А. А. Федоров*, С. Е. Родионова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 74.

В статье обсуждаются современные проблемы модернизации высшего университетского образования и ставятся вопросы о внедрении новых моделей и образовательных программ высшего образования с точки зрения профессиональной деятельности выпускника. Введение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности, по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные и методические составные части двухуровневой образовательной системы бакалавр—магистр.

Ключевые слова: примерные основные образовательные программы (ПООП), университетское образование, филология, двухуровневая образовательная система, бакалавр, магистр, компетенции.

Развивающийся в последние годы процесс реформирования отечественной высшей школы и образования сегодня вышел на уровень решения проблем подготовки специалистов в конкретных областях вузовского обучения. Однако при проведении этой реформы образования важно сохранить базовые принципы отечественной высшей школы, которые в гуманитарной сфере заключаются в рациональном соединении фундаментальности и специализации, при совершенствовании самой системы образования и повышении его качества. Это позволит сочетать прочные базовые знания, имеющие, в частности, культурное значение (например, знание русского и иностранного языков, русской и зарубежной литературы, мировой художественной культуры), с выработкой ориентиров, ценностей и навыков, помогающих выпускнику самостоятельно отбирать и концентрировать эти знания в определенной области деятельности в постоянно обновляющемся и изменяющемся информационнокультурном пространстве.

В настоящее время фактически признано и закреплено соответствующими официальными документами Министерства образования и науки РФ положение о переходе к подготовке специалистов по двухуровневой системе бакалавр - магистр. В связи с этим важнейшей задачей стала разработка научных принципов, форм и методов построения примерных основных образовательных программ (ПООП) первого и второго уровней высшего профессионального образования (ВПО) в области гуманитарных направлений подготовки и, в частности, филологии в целях совершенствования учебных планов и технологий подготовки специалистов на базе инновационной учебно-методической деятельности университетов. Такие программы представляют собой системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образователь-

ного процесса по заданному направлению подготовки. В этом плане реформирование российского вузовского образования должно соответствовать ведущей европейской тенденции обеспечения через многоуровневую систему нового качества сознательности, большей активности и личного выбора в процессе вузовского обучения и послевузовской подготовки для каждого студента. При этом нелишне будет напомнить, что тем самым российское образование по существу возвратится к своим основам - признанию в качестве базовой ценности самого образования и знаний, в том числе и в гуманитарной сфере.

Специалисты филологического факультета Башкирского университета совместно с учеными гуманитарных факультетов МГУ, а также Саратовского и Алтайского университетов в 2005-08 гг. активно участвуют в разработке проектов государственных стандартов и основных образовательных программ нового поколения в рамках аналитической ведомственной целевой программы МО и Н РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)»

Результаты осуществления соответствующих грантовых проектов заключаются в разработке научных принципов, форм и методов создания образовательно-профессиональных программ двух-

уровневого высшего профессионального образования в области гуманитарных наук (бакалавриат и магистратура) с использованием принципов компе-тентностного подхода и кредитно-модульной структуры образовательных программ, а также в научно-методическом обосновании форм контроля за процессом обучения и самостоятельной работой студентов. Одновременно был предложен ряд изменений в содержании общепрофессиональных дисциплин с учетом современных достижений науки и новых возможностей обучения на базе внедрения новейших информационных технологий и путем применения системы зачетных единиц для оценки результатов освоения образовательной про-

* автор, ответственный за переписку

грамм, т. е. приобретенных знаний, умений и навыков. Таким образом, исполнители исходили из понятия «инновация», под которой понимается комплекс мероприятий, технологических процессов, содержательных и технических нововведений, обеспечивающих появление нового продукта, который нельзя создать традиционными способами и средствами.

В частности, речь идет о завершении работы над созданием проекта государственного стандарта и пилотного проекта основных образовательных программ по направлению «Филология». Исполнители считали, что одной из важнейших задач является увеличение инновационного потенциала программ подготовки бакалавров и магистров. Это будет обеспечивать их тесную связь с рынком труда, а авторский характер магистерских программ позволит отразить особенности научных, прикладных и педагогических направлений данного вуза в сочетании с индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров.

При работе над ПООП ВПО исполнители исходили из того, что российская концепция современного гуманитарного образования, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, предполагает формирование личности с активной жизненной позицией, стремящейся полностью раскрыть свой неповторимый интеллектуальный, духовный, профессиональный и волевой потенциал и наделенной сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам его социальной и культурной жизни.

Таким образом, новое поколение государственных стандартов и позволит реализовывать социальную стратегию гуманитарного и филологического образования. Для университетов она заключается в формировании поликультурной и многоязыковой, толерантной личности, подготовленной к высококвалифицированной деятельности на едином российском социокультурном пространстве с характерным для него многообразием межкультур-ной коммуникации, международным сотрудничеством в экономической, социальной и гуманитарной сферах.

В связи с этим предполагается, что в области обучения по направлению «Филология» целью ВПО является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, быть востребованным на рынке труда и способным к повышению своей квалификации.

В области воспитания личности по направлению «Филология» целью ВПО является развитие у студентов качеств, способствующих их творческой активности, культурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим

ценностям и толерантности.

Областями профессиональной деятельности выпускников должна стать исследовательская и практическая работа в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и меж-культурной коммуникации, образования, культуры и управления.

Таким образом, выпускник филологического факультета будет подготовлен к решению задач как в научно-исследовательской, так и в практической сферах. В научно-исследовательской сфере - к исследованию системы языка и основных закономерностей развития литературы; изучению устной и письменной коммуникации; анализу и интерпретации текстов различных типов (художественных, научных, публицистических, официальноделовых). В практической сфере - к осуществлению профессиональной деятельности, связанной с использованием филологических знаний и умений в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социальногуманитарной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника-филолога являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и культурологическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество с учетом общих закономерностей их развития и бытования в различных странах и регионах, различные типы текстов -как письменных, так устных и виртуальных на электронных носителях, и, наконец, устная, письменная и компьютерная языковая коммуникация.

Видами профессиональной деятельности вы-пускников-филологов следует признать научноисследовательскую работу в научных и иных учреждениях; производственную деятельность (преподавательскую, переводческую, редакторскую, экспертную и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления и в СМИ; производственную и организационную деятельность в области языковой и социокультурной коммуникации и других социально-гуманитарных областях; творческую и проектную деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социальнопедагогической, гуманитарно-организационной,

книгоиздательской и коммуникативной сферах. Подготовка выпускников-филологов с университетским образованием должна также предусматривать возможность заниматься организационноуправленческими видами деятельности во всех вышеперечисленных сферах.

В связи с этим уже основная образовательная программа подготовки бакалавра филологии может предусматривать некоторую степень профилизации в русле данного направления обучения. Профили-зация дает ему возможность расширения или уг-

лубления знаний, умений и навыков и создает более благоприятные условия для продолжения обучения на втором уровне ВПО с квалификацией магистра филологии соответствующего профиля и обеспечивает ему востребованность на рынке труда.

При этом перечень и содержание дисциплин, методы и пути их освоения должны быть более четко, чем при традиционном обучении, ориентированы на современные виды и особенности деятельности выпускника классического университета. Одновременно они должны учитывать перспективы подготовки студентов на двух уровнях: бакалавра и магистра - и их преемственности и взаимосвязь.

Покажем в сравнении профессиональные задачи, которые должен решать в различных областях профессиональной деятельности бакалавр и магистр филологии. Так, бакалавр филологии в научно-исследовательской сфере должен уметь применять свои теоретические и практические знания в отдельных областях филологии для собственных научных исследований; проводить анализ и интерпретацию на основе существующих научных концепций отдельных языковых и литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов; осуществлять устное, письменное и виртуальное оформление материалов своих исследований (сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и списков литературы, подготовка презентаций и т. п.); владеть навыками академического общения (выступления с сообщениями и докладами, участие в научных дискуссиях и процедурах защиты студенческих научных работ).

В свою очередь, выпускник со степенью магистра филологии в данной сфере должен быть подготовлен к самостоятельному изучению и критическому анализу теории и практики в сфере филологии; к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической и гуманитарной проблематике; к самостоятельному исследованию системы языка и основных закономерностей литературы; к комплексному изучению устной и письменной коммуникации; к высококвалифицированному анализу, комментированию, реферированию и обобщению результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; к организации, подготовке и проведению семинаров, научных дискуссий и конференций, к подготовке и редактированию научных публикаций.

В производственно-прикладной деятельности выпускник-бакалавр должен уметь собирать, обрабатывать, хранить, трансформировать и обобщать языковую и литературную информацию; создавать на основе известных методик и действующих нормативов различные типы текстов научного, официально-делового, публицистического, рекламного характера; обрабатывать (корректировать, редакти-

ровать, реферировать и т. д.) различные типы текстов; аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на русском и иностранных языках; осуществлять устную и письменную коммуникацию.

Магистр же в своей производственно-прикладной деятельности должен быть готов к проведению учебных занятий в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования; к квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе к анализу их смыслов и связей с соответствующей эпохой и культурой с применением современных методик, к обработке языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.

Магистр должен уметь создавать, редактировать, реферировать и систематизировать все типы деловой документации, квалифицированно и творчески работать в качестве референта, пресс-секретаря, руководителя пресс-служб и информационных отделов; создавать на базе известных новые тексты, а также самостоятельные тексты и конструкции делового, рекламного, пропагандистского и публицистического характера; планировать и осуществлять публичные выступления и мероприятия с применением навыков ораторского искусства; квалифицированно переводить различные типы текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом.

Подготовка бакалавра должна предусматривать овладение навыками практической проектной деятельности, что может быть связано с разработкой в содержательном и композиционном планах проектов для публичных ( в том числе, рекламных и РЯ-кампаний) мероприятий, проектов, связанных с творческой внеаудиторной деятельностью обучающейся молодежи (игры, кружки, фестивали, конкурсы и т. п.), а также проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения.

Проектная же деятельность магистра предполагает овладение теорией и практикой проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: создание образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и планов их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактического инструментария; разработку проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе; подготовку локальных и глобальных образовательных проектов в области воспитания и пропаганды филологических знаний; создание и осуществление программ по поддержанию и развитию языковой культуры и в соответствующих областях гуманитарной культуры (лектории, праздники, фестивали, олимпиады, телевизионные и радиовыступления), разработку проектов в сфере межкультурной коммуникации в поликуль-

турной среде, разработку проектов в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного языка на родной, подготовку филологических и гуманитарных проектов.

В организационно-управленческой области подготовка магистра предполагает расширение этого вида деятельности и большей самостоятельности по сравнению и уровнем подготовки бакалавра. В частности, имеется в виду, что бакалавр должен быть готов только к самостоятельному участию в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров т. п. На этом фоне организационно-управленческая деятельность магистра предусматривает организацию и проведение учебных занятий, различного типа практик, руководство работой студенческих групп и обществ, а также в целом воспитательной работой среди учащихся; планирование деятельности и управление административно-производственными коллективами в гуманитарной сфере; организацию переводческого обеспечения различных совещаний, консультаций, деловых переговоров и т. п.; овладение навыками организации проведения мероприятий в сфере межкультурной и научной коммуникации; инициативное управление проведением научных исследований в области филологии и смежных гуманитарных знаний.

Как видно, магистры станут отличаться от бакалавров не только широтой и глубиной полученных знаний, но и в первую очередь уровнем ответственности, самостоятельности, креативности, способностью анализировать результаты своей науч-

ной и производственной деятельности, обобщать и оценивать их, осуществлять руководство подчиненными и т. п. Постепенно становится иной мотивация для перехода студента на вторую ступень высшего образования: это уже не подготовительный этап для поступления в аспирантуру, как в прошлые годы, а выход на новый уровень подготовки, пригодной для любых видов будущей профессиональной деятельности, дающей возможности для успешной работы и карьерного роста в самых разных сферах применения своих знаний и навыков.

Следующим этапом работы над научнометодическим обеспечением программ двухуровневого высшего профессионального образования должно стать создание вузовских учебных планов и программ учебных дисциплин и практик в компе-тентностном формате. Одной из самых сложных задач здесь является оптимизация набора учебных дисциплин, обеспечивающих освоение студентами не только традиционных, научно-фундаментальных, но и инновационных, практически ориентированных компетенций.

Реализация подобных примерных программ подготовки бакалавра и магистра, помимо овладения ими определенным объемом современных научных знаний, должна помочь трудоустройству выпускников и повышению их конкурентоспособности и устойчивости на рынке труда. Внедрение университетских программ, ориентированных как на фундаментальную научную подготовку, так и на практические стороны его работы, позволит выпускнику более эффективно и творчески осуществлять свою профессиональную деятельность.

Поступила в редакцию 01.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.