Научная статья на тему 'О развитии дистанционного образования на примере сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве'

О развитии дистанционного образования на примере сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ САЙТ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сологаев В. И.

Статья имеет цель привлечь внимание преподавателей вузов к новой методике создания технологий дистанционного образования. Исследования проведены на примере Интернет-сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве. Автор надеется, что методика окажет существенную помощь для преподавателей при разработке современных технологий дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сологаев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии дистанционного образования на примере сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве»

2. Желтов В. Болонская декларация и Российское образование//Педагогика 2007 № 9 стр. 107-113.

3. Кличко Т. Мифы и легенды и реальность

Российского высшего образования.

http://demoskope.ru/weekly/2004/0167/tema05.php.

4. Замулин О.А., Капустин Б.Г., Константи-

новский Д.Л., Покровский Н.Е., Радиев В.В., Трансформация университетов: новые реалии

жизни преподавателей в вузах США/Высшее образование сегодня. 2005/с.48.

6. Кузьминов Я.И. Наши университе-ты//Высшее образование сегодня.2007. №10 с 915.

7. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. К вопросу формирования национальной доктрины инженерного образования. Инновации в высшей технической школе России. Вып. 1. сб.ст. МаДИ (ГТУ). М., 2002 - с. 62-69.

8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж: НПО «МОД, ЭК», с. 1996-448.

MAXIMUM ENGINEERING EDUCATION (PROBLEMS AND PERSPECTIVES)

V.A. Salnikov

The fundamental source of the education development is the innovation processes in modern paradigm of education. That is what specifies the need of education modernization which oriented to the modern strategy of education development. The Bolognese agreement, perhaps, was not initiated for the beginning of new reforms, but for the unification and interaction of existed higher education in institution.

Статья поступила 18.06.2008 г

УДК 32.973+532+69.034.96

О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ САЙТА ПО ГИДРАВЛИКЕ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ, ВОДООТВЕДЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В.И. Сологаев, д-р техн. наук, доц.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. Статья имеет цель привлечь внимание преподавателей вузов к новой методике создания технологий дистанционного образования. Исследования проведены на примере Интернет-сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве. Автор надеется, что методика окажет существенную помощь для преподавателей при разработке современных технологий дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, учебный сайт, программирование, мобильные телефоны

Введение

Закон об образовании России дает право преподавателю вуза внедрять личную методику преподавания. Это открывает широкие творческие возможности в развитии отечественного образования. Наибольший простор для творческой свободы предоставляет направление развития образования в виде дистанционного.

Методика автора

В данной статье дана оригинальная методика применения современных компьютерных технологий для развития дистанционного образования, применяющая программирование для Интернета, персональных компьютеров и мобильных телефонов.

На рисунке 1 показан учебный сайт автора. Исследования в настоящей работе проведены

на примере этого Интернет-сайта по гидравлике, водоснабжению, водоотведению и защите от подтопления в городском строительстве.

Все материалы авторского сайта являются свободно распространяемыми. Они могут быть свободно использованы студентами и преподавателями вузов для занятий, а также в качестве исходного примера для разработки своих Интернет-сайтов. Наш сайт открыт с 2003 года. Он постоянно используется студентами и преподавателями России.

В течение 1999-2003 учебных лет автор внедрил комплексную компьютеризацию в учебный процесс по вышеупомянутым преподаваемым дисциплинам гидравлического профиля для строителей. Новейшие технологии обучения представлены:

1) локально на персональных компьютерах (ПК);

2) дистанционно в корпоративной сети академии;

3) дистанционно во всемирной сети Интернет.

Это позволило устранить информационную недостаточность печатных изданий, имеющихся в библиотечном фонде СибАДИ. Нововведения коснулись преподаваемых автором дисциплин: гидравлика; водоснабжение и водоотведение; защита от подтопления в городском строительстве.

Локально автор разместил свои электронные версии учебных пособий, методических указаний к курсовому проектированию, зачётов и экзаменов. Электронные книги представлены в стандартных форматах MS Word 97/2000 и Adobe Acrobat 5.0. Некоторые электронные книги являются дубликатами опубликованных работ автора, например [1; 2]. Другая часть книг опубликована как электронные версии. Защита авторских прав обеспечена справками о внедрении.

Электронные зачёты и экзамены разработаны с помощью языка программирования Microsoft Visual Basic (VB) версии 5.0 выпуска 1998 года. Это позволило получить размер файлов всего 30...40 килобайт!

Они запускаются под всеми распространёнными операционными системами Windows 98/Me/NT4/2000/XP/Vista, а также свободно распространяемыми Linux и FreeBSD.

Весь комплект электронных учебных пособий с экзаменами занимает объём менее 800 килобайт. Поэтому учащиеся могут записать комплект на дискету и заниматься самостоятельно на любом ПК. Разумеется, можно использовать и другие носители информации, например USB-flash карты, а также компакт-

диски. При этом в отношении USB-flash карт желательно обращать внимание, есть ли на них механическая защита от несанкционированной записи, как на дискетах. Если такой защиты нет, то USB-flash карта может превратиться в разносчика компьютерных вирусов-червей.

Дистанционно в корпоративной сети академии автор разместил три электронные базы знаний по своим дисциплинам. Базы разработаны в среде оболочки Lotus Notes. В них встроены авторские учебные пособия, методические указания, тесты, а также богатейший набор СНиПов, ГОСТов, справочных пособий и др. Занимаясь самостоятельно или под руководством преподавателя, студент получает всю необходимую и новейшую информацию по изучаемому предмету.

Дистанционно во всемирной сети Интернет автор разместил свои электронные учебно-методические материалы на личном сайте (рисунок 1) http://USER.ROL.RU/~SOLOGAEV

Суть авторской методики развития дистанционных компьютерных технологий состоит в следующем.

Учебный сайт (рисунок 1), открытый самостоятельно преподавателем, существенно расширяет возможности дистанционного образования через Интернет. Сайт преподавателя и официальный сайт вуза взаимно дополняют друг друга. Сайт преподавателя — это воплощение, реализация его творческой свободы в образовании. Сайт вуза — это официальная информация, это официоз со всеми его плюсами и минусами.

Шаги методики следующие.

Вначале создаем личный Интернет-сайт в виде одной страницы на языке гипертекстовой разметки HTML (рисунок 1). В нашем примере это занимает файл index.html размером всего 3,74 килобайта. Вы можете сохранить наш файл на свой компьютер из Интернета. Затем в любом текстовом редакторе файл можно отредактировать в соответствии со своими материалами.

Выбираем Интернет-провайдера, например, ROL. Покупаем Интернет-карточку ROL за 100 рублей на 3 месяца работы. Таким образом, годовые затраты на сайт преподавателю обойдутся примерно в 400 рублей. Эти затраты быстро окупаются за счет повышения эффективности образовательного процесса.

Интернет-провайдер, в нашем случае ROL, обеспечивает нам бесплатный Интернет-сайт емкостью до 5 мегабайт. Поэтому свои материалы надо загружать на сайт в сжатом виде. С этой целью используем стандартный архи-

ватор ZIP и упаковщик EXE- и DLL-файлов UPX. Загрузка на сайт очень проста через Internet Explorer простым копированием файлов в папку.

Создаем EXE-программы для электронных экзаменов, зачетов и деловых игр (рисунок 1). При этом используем наиболее известные программные продукты. Желателен также постепенный переход на свободно распространяемые программы для разработчика. Особенно это актуально для вузов.

Экзамены и зачеты для Windows 98, Me, NT 4.0, 2000, XP, Vista мы рекомендуем разрабатывать на MS Visual Basic (VB) 5.0 выпуска 1998 года. Почему версия VB выбрана не самая новая? Дело в том, что данный VB работает с файлом динамической библиотеки, так называемой виртуальной машиной MSVBVM50.DLL, которая входит во все установочные комплекты Windows.

Исключение составляет лишь Windows Vista, где его поддержка прекращена. В тоже время эта библиотека может свободно распространяться с файлами разработчика. Поэтому для Vista библиотека добавлена на сайт и сжата с помощью компрессора файлов UPX.

Кроме Windows для запуска наших экзаменов и зачетов можно использовать свободно распространяемые операционные системы (ОС) типа Linux и FreeBSD. Для этого ОС надо немного настроить следующим образом:

а) вначале на Linux/FreeBSD установим свободно распространяемое приложение WINE, причем удобнее иметь русские версии ОС, например ALT Linux;

б) далее в Linux с помощью Центра управления KDE, перейдя в раздел системного администрирования, установим свободно распространяемые TrueType-шрифты Times New Roman и Arial на кириллице;

б) затем запишем EXE-файлы экзамена и зачета, а также файл динамической библиотеки MSVBVM50.DLL, в следующую папку:

/home/user/wine/windows

г) окончательно скопируем ярлыки программ экзаменов и зачетов на Рабочий стол системы Linux.

В результате все работает и в Linux!

Система FreeBSD относится к типу UNIX-подобных систем. Это не ОС Linix, но все же довольно близко ее напоминающая, во всяком случае гораздо ближе, чем операционная система Windows. Поэтому настройка работоспособности наших электронных экзаменов и зачетов под FreeBSD производится почти аналогично, как в Linux.

Деловые игры «Миллионер-сантехник» и «Миллионер-гидравлик» мы разработали с помощью графической системы компьютерной анимации Macromedia Flash MX 6.0. Они размещены на сайте в виде SWF-файлов, весьма компактных по размеру. В дополнение к ним на сайте размещен свободно распространяемый Flash-проигрыватель.

О наших версиях электронных экзаменов и зачетов для мобильных телефонов надо сказать особо (см. рис.). По-видимому, ВПЕРВЫЕ в России, а возможно и во всем мире, студенческие экзамены и зачеты созданы для мобильных телефонов!!!

Эти версии мы рекомендуем программировать так, что их можно было запускать на ЛЮБОМ мобильном телефоне.

Поскольку базовой прошивкой любого мобильного телефона является язык JAVA, то программировать экзамены и зачеты надо именно на JAVA. При этом в программе надо изначально объявлять самые простейшие варианты конфигурации CLDC-1.0 и профиля MIDP-1.0 для мобильного телефона. Это обеспечит совместимость программы для любой модели мобильного телефона.

Программирование экзаменов и зачетов на JAVA для мобильных телефонов удобнее всего проводить с помощью интегрированной среды разработчика (IDE). Мы использовали свободно распространяемую IDE NetBeans версии 4.1 компании Sun Microsystems.

Среда NetBeans 4.1 не только напоминает Visual Basic, но даже превосходит его по удобству. При работе NetBeans 4.1 в режиме Flow Designer мы видим графический образ мобильного телефона. При этом можно на экран добавить различные элементы экзамена и зачета в виде форм, списков и т.д.

Все наши экзамены и зачеты для мобильных телефонов показали нормальную работу при тестировании на телефоне Nokia 6100 выпуска 2003 года с простейшей конфигурацией CLDC-1.0 и профилем JAVA-прошивки MIDP-1.0.

Таким образом, наша методика программирования мобильных телефонов обеспечивает надежную совместимость экзаменов и зачетов для любых телефонов.

Выводы и результаты

Внедрение авторской методики развития дистанционных компьютерных технологий дало следующие результаты:

1. В дополнение к традиционным методам обучения полностью информационно укомплектован учебный процесс по ведомым дисциплинам.

2. Устранён элемент субъективизма преподавателя при приёме экзаменов и зачётов.

3. Ненавязчиво повышены побудительные мотивы студентов к самообучению и самоподготовке в свободное от аудиторных занятий время.

4. Технология компьютерного дистанционного обучения дополнена методикой использования мобильных телефонов для сдачи экзаменов и зачетов.

5. Основной упор при разработке новой методики создания технологий дистанционного образования был сделан на использование свободного программного обеспечения, что актуально в настоящее время для вузов России.

Библиографический список

1. Сологаев В.И. Защита от подтопления в городском строительстве. Устройство и работа. -Омск: Изд-во СибАДИ, 1999. - 56 с.

2. Сологаев В.И. Фильтрационные расчёты и компьютерное моделирование при защите от подтопления в городском строительстве: Монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. - 416 с.

About development of remote education on an example of site on hydraulics, water supply, water removal and protection from underflooding in urban construction

V.I. Sologaev

The article has the purpose to involve attention of the teachers of high schools in a new technique of creation of technologies of remote education. The researches are conducted on an example internet-site on hydraulics, water-supply, water removal and protection from underflooding. The author hopes, that the technique will render the essential help for the teachers for want of to development of modern technologies of remote education.

Статья поступила 03.06.08 г.

3 Гологоев Валерий И0ЭНОВИЧ - Microsoft Internet Explorer

^□JxJ

Файп Правка &ц Избранное Сервис Справка Адрес: http;//ujej-.Fd.ru/~Hjlogaev/

ft

£2 Переход

Сологаев Валерий Иванович

шктор тглогаесни наут; профтор СибЛДИ httpJfe'ww s&acb од ОиГАУ http ff^'w.omrau.n]

ЭЛЕКТРОНИКЕ ЭМЗПМЕНН И ЗйЧЕТН:

Эгеэгомн ГПДРЙВЛИИЛ (иекшика «щкоети и гаэа) .

То же (дня »«Бнльхого телефона).................

Заччт ЕОДОСВДЕЖЕИИЕ И ЕОДООТВЙДЕ1Ш..............

То же (дли мобильного те№$ока)..................

Экзащн спи -т. авотавшя® зишйй..................

То же <;ддч мобильного телефон*)................

Экзавдн НКЙШРНЫЕ ИЗИСКЮШ........................

Зачет ЗДШИТЙ ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ.....................

То же (дли побитного тепе|ока)..................

-СИЛЧДТЬ Щ BE)

СКаЧАТЬ (1* КЕ)

скдтать (31 КБ)

скатать (26 КЕ)

силтать m ив)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скатать (2< КБ)

скатать. (53 КБ)

скатав <гт НЕ)

скачать 12о ИД)

эталтроннля литврьтурдг

> Гидраллика (механика жидкости к rasa): коюсяекти. .. .СКатаТЬ СП4 КБ)

■ Налами НО кекаяшв :килквсти и ра?а..........................СИЬЧЛТЬ (44 НЕ)

> Водоснабжение и вопоотеедение СЕВ): мкспеш..............СИЙЧЙТЪ (ПЭ НЕ)

. Нетодкчаские указания к Ьфрсохой работе по ВВ ..........СШЧИЪ (К8 KEY

. Clbdl 2. 04. 01-35 Сс юм. 19Э€ г.) по BE эдакий.........СКЙЧМЪ С154 *Е)

■ ГНиЛ 3.О5.01-35 Внутренние сан.-тем. сийтелы.................СИЧЙТЬ (55 КЕ)

■ ГОСТ 3242-75 Труби статные »опогазопроводкие ... . . СКДЧЙП. (1.6 КБ?

. ГОСТ (542-511 Трубы чугунные каналиэацнонные............СИйЧЙТЬ (4f(| НЕ)

> Гаи. -техническое оборудоаание эданмн: конспект . .СИЙ'ДТЬ t244 КЕ)

■ Инхеие^нне юиск^зня: учвйное nocolme........................СИДЧИЧЬ 190 ИЕ>

> Зашита от иод то rent дал * городском строительстве . . СКУЧАТЬ (-t Ы КБ)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ.

Табпицн гидр ал гопесна го расчета Б1 и II .....................СНДЧИЪ (12 Ю)

.Миллионер-с амтекнга <яеш» ал игра) ..........................СКачаТЬ (31 КЕ)

Низшионнр-ищраБшщ (деловая игр»} , . ....„....................СИДШТЬ (28 КБ)

Flash'плейер £.0 (для деловых игр* .............................СКИЧЙТЬ <500 НЕ)

ЗнганенЕ н зачет™ поя tfindews Vista ...........................СКЙЧМЪ (516 liE)

Са)« аттестация по ■оцосна1БжмиН' к яодоотседеюи...................ЩДД < Д-1 KS)

Тесты ГШРЛЙЛИКа_2'70100 УЖ] ....................................СНЙШТЬ {26 КВ)

Новый экзамен ГЛИРИВЛННВ (с 200Ш003 уч. года)..........СНАЧТт, (31 КЕ)

То же (Цпа мобильного телефона)................................СКйЧЙТЬ (24 НЕ)

Рис. 1 Учебный сайт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.