Научная статья на тему 'Инструментальные ресурсы системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей'

Инструментальные ресурсы системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
455
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НАУКОЕМКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ВИДЕОСВЯЗЬ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / HIGH-END SPECIALTY FEATURES OF REMOTE TECHNOLOGIES / TOOLS FOR REMOTE TECHNOLOGY / VIDEO

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Храмова Марина Викторовна, Самохвалов Алексей Владимирович, Скворцов Александр Александрович, Молчанов Анатолий Анатольевич

Рассматриваются особенности подготовки специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования. Изложены результаты анализа достоинств и недостатков существующего инструментария для реализации особенностей наукоемких дистанционных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Храмова Марина Викторовна, Самохвалов Алексей Владимирович, Скворцов Александр Александрович, Молчанов Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENT OF RESOURCES DISTANCE EDUCATION FOR HIGH SPECIALTIES

The features of high-end specialty training in the system of open education are considered. The results of the analysis of the advantages and disadvantages of existing tools for the implementation of high-end features of online courses are given.

Текст научной работы на тему «Инструментальные ресурсы системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей»

УДК 378

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© М.С. Чванова, М.В. Храмова, А.В. Самохвалов, А.А. Скворцов, А.А. Молчанов, Д.Н. Медведев

Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, наукоемкие специальности, особенности дистанционных технологий, инструментарий для дистанционных технологий, видеосвязь. Рассматриваются особенности подготовки специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования. Изложены результаты анализа достоинств и недостатков существующего инструментария для реализации особенностей наукоемких дистанционных курсов.

Подготовка специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования имеет свои особенности, которые обусловлены высокой динамикой научных знаний изучаемой предметной области и необходимостью постоянной связи обучения с включением студентов в реальную (актуальную) проектно-ориентированную профессиональную деятельность.

Эти особенности накладывают отпечаток, прежде всего, на организацию диалога в Сети. Подсистема коммуникаций системы открытого образования предусматривает различные составляющие взаимодействия участников образовательного процесса. Некоторые из них уже стали неотъемлемой частью систем дистанционного обучения. Основной задачей данных составных элементов подсистемы является компьютерная «имитация» общения в традиционных системах обучения в вузе.

«Традиционные» элементы: коммуникация студент - преподаватель; коммуникация преподаватель -студент; коммуникация преподаватель - группа студентов; коммуникация студент - студент; коммуникация студент - студенты; коммуникация преподаватель - преподаватель; коммуникация преподаватели -преподаватели.

Поскольку речь идет о подготовке специалистов наукоемких специальностей, в систему необходимо встраивать дополнительные элементы, позволяющие решать профессиональные задачи и осуществлять специфические виды коммуникации. Такими элементами являются:

- коммуникация студент - профессионально-ориентированное сообщество;

- коммуникация студент - мировое информационное пространство;

- коммуникация студент - инновационные инфраструктуры.

На первом, самом простом уровне возможно осуществление простых информационных коммуникаций (синхронных и асинхронных) участников диалога. Технической базой здесь могут быть электронная почта, списки рассылки, чаты, комментарии в форумах и блогах.

Следующий уровень обеспечивает интерактивность общения участников диалога. Это обеспечивается путем встраивания мультимедийных средств в традиционные ресурсы диалога (добавление графики, фото, видео, звука), а также использованием специальных сервисов Сети (интернет-телефония, видеосвязь, веби-нары и др.).

На самом «высоком» уровне необходимы сервисы, позволяющие осуществлять совместную деятельность непосредственно в Сети. Это возможно путем интеграции соответствующих ресурсов Веб 2.0 в систему обучения специалистов наукоемких специальностей (технологии вики, коллективные блоги, совместные документы - графики, презентации, тексты, схемы, интеллектуальные карты).

Подсистема коммуникаций должна предусматривать возможность создания рассылок по электронной почте (новостей, сообщений форумов, новых событий, оценок, комментариев преподавателя).

Следующая задача - выбор ресурсов для реализации технологий дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей. С этой целью проведен анализ ресурсов создания систем дистанционного обучения: Moodle, JoomlaLMS, eLeaming Server, Claroline LMS, СДО «Прометей». Сравнительный анализ позволил прийти к выводу, что система Moodle имеет больший ряд преимуществ по сравнению с аналогичными системами, она имеет гибкую структуру и может применяться для выполнения различных задач дистанционного обучения специалистов.

Вместе с тем функций стандартной системы дистанционного обучения недостаточно для организации специфических видов коммуникаций и организации проектной деятельности специалистов наукоемких специальностей. Приходится использовать дополнительные средства коммуникаций, такие как видеолекции и видеоконференции. Преимущества данных средств коммуникаций заключаются в следующем: визуальный контакт преподавателя со студентом; использование общей рабочей доски с возможностью создания заметок и записей; экспорт и импорт офисных документов; контакты с научными сообществами, биз-

нес-партнерами, экспертами различных территориальных расположений.

Средствами реализации коммуникаций видеосвязи являются различные программы, порталы и серверы. Был проведен анализ наиболее распространенных систем организации видеосвязи.

1. OpenMeetings - это бесплатный сервер совместных видеоконференций с открытыми исходными кодами и файлами, также позволяющий проводить обмен документами, совместную удаленную работу, осуществлять коллективный доступ к выбранным компьютерам. Все общение проводится в различных комнатах, в рамках которых различные группы могут настроить свои отдельные режимы работы видео, списки участников, возможности для обмена сопутствующей информацией и политики безопасности.

Плюсы - бесплатность и низкая нагрузка на канал. Для каждого пользователя, подключенного к видео, требуется минимальная пропускная способность всего в 64 ^/с. Из недостатков - высокая нагрузка на процессор пользователя, т. к. каждый клиент самостоятельно декодирует видеопотоки (что одновременно и плюс, т. к. снимает всю нагрузку с сервера). Также из минусов хочется отметить неудобное отображение участников видеоконференции [1].

OpenMeetings интегрируется как отдельный модуль в систему Moodle с возможностью создания приватных комнат в каждом курсе. Также возможно использование OpenMeetings в качестве самостоятельного сервера как внутри локальной, так и сети Интернет.

2. BigBlueButton [2] является разработкой с открытым исходным кодом для видеоконференций, которая специально создана для дистанционного обучения, но может быть использована и для простого общения или проведения брифингов и презентаций.

Недостатки связаны в первую очередь с тем, что система работает через сторонний сервер, что, в свою очередь, нарушает целостность защиты информации. При интеграции BigBlueButton как модуля в Moodle требуется приобрести ключ доступа.

3. ooVoo [3] - публичный сервис для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете. ooVoo не использует компьютер пользователя в качестве промежуточного узла, она имеет свою собственную инфраструктуру для управления всеми телефонными и видеозвонками.

Основные недостатки данной системы следующие: сервис платный, текстовый чат до шести пользователей, видеочат с 6-8 пользователями, нет возможности интегрировать систему в Moodle.

4. ВидеоМост - программный продукт для проведения высококачественных (HD) многоточечных веб-видеоконференций на персональных компьютерах и мобильных устройствах через Интернет, разработанный компанией SPIRIT DSP в 2009 г. [4].

ВидеоМост поддерживает групповые видеоконференции на контролируемых выделенных серверах, обеспечивая информационную и коммуникационную безопасность и отвечая, в отличие от распространенных программ для видеоконференций, всем требованиям СОРМ (комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 ав-

густа 2000 г.) [5]), что является одним из приоритетов при обмене информацией в государственных учреждениях и крупных организациях.

К основным недостаткам относится то, что система имеет только коммерческую версию, конвертация и вещание видео происходит через Adobe Flash Media Server, который также является коммерческим программным продуктом. Интеграция в систему Moodle в виде отдельного модуля невозможна.

5. Skype - бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в т. ч. видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.

6. COMDI - прикладное программное обеспечение для организации онлайн-трансляций российской разработки и одноименный онлайн-сервис, работающий по адресу www.comdi.com, предоставляющий посетителям по модели SaaS возможность проводить онлайн-встречи с аудиторией от 1 до 1500 человек.

Сервис работает через веб-браузер, является кросс-платформенным. Пользовательский интерфейс реализован на технологии Flash и доступен из любого браузера с установленным Flash-плеером (версии 10 и выше). Программное обеспечение COMDI предлагается как тиражное ПО (по лицензии) и как встраиваемый компонент для веб-сайтов [6].

Рассмотрев системы видеосвязи и ознакомившись с достоинствами и недостатками, представим результаты нашего анализа в табл. 1.

Средством связи, или коммуникацией, причем любого ее типа, будет выступать сервер OpenMeetings, который интегрируется в систему Moodle и не нарушает целостности системы дистанционного обучения. При проектировании системы дистанционного обучения важен этап системы связи обучающегося и преподавателя.

Видеосвязь имеет широкий ряд функций и может применяться при проведении дорогостоящих физических, химических, биологических опытов, которые в онлайн-режиме транслируются по всему миру, тем самым осуществляется связь с научными сообществами, бизнес-партнерами, экспертами различных областей наук.

Таким образом, эффективный выбор имеющихся инструментальных ресурсов позволяет достаточно быстро и с наименьшими затратами реализовать компоненты дистанционного обучения, специфичные для наукоемких специальностей. Вместе с тем эти технологии сами позволяют иначе посмотреть на традиционную подготовку специалистов наукоемких специальностей в вузе. Именно автоматизация рутинных процедур и возможность общаться с мировым профессиональным сообществом в конкретных профессионально-ориентированных проектах позволяет «успевать за движением отрасли», включаться в решение актуальных проблем.

Таблица 1

Сравнительная характеристика систем видеосвязи

Название

OpenMeetings BigBlueButton ooVoo ВидеоМост Skype COMDI

Критерий

Лицензия бесплатная коммерческая бесплатная/ коммерческая коммерческая бесплатная/ коммерческая коммерческая

Установка системы на собственном сервере да да да нет нет нет

Интеграция в систему МооШе да нет нет нет нет нет

Количество пользователей одной комнаты 32 25 6 16 10 8

Виртуальная аудиторная доска да да нет да нет да

Ввод информации с клавиатуры да да нет да да да

Пересылка файлов да нет нет да да да

Администрирование сервером да нет да нет нет нет

Операционные системы Windows, Mac OS X, Linux Ubuntu, Cent OS, ОС Windows, OS X Windows 2000, XP, Vista, MacOS Windows XP, 7, Vista, Mac OS X Windows, Mac OS X, Linux, iOS Win XP, 7; Linux; Mac OS X Tiger, Leopard

IE 6 или выше, IE 6 или выше, IE 6 или выше, IE 8 и выше

Firefox browser Firefox browser Firefox browser Google Chrome

3.6 или выше, 3.6 или выше, Клиентская установка 3.6 или выше, Клиентская установка 10.0.648.204 и

Клиент или браузер Chrome, Safari 5.0 или выше Chrome, Safari 5.0 или выше Chrome, Safari 5.0 или выше выше Mozilla Firefox 3.6.12

или Opera (Windows) или Opera (Windows) или Opera (Windows) и выше Opera 11.1 и выше

ЛИТЕРАТУРА

1. OpenMeetings - официальный сайт. URL: http://www.openmee-tmgs.de/ (accessed: 30.10.2013).

2. BigBlueButton - официальный сайт. URL: http://www. bigbluebut-ton.org/ (accessed: 30.10.2013).

3. ooVoo - Бесплатный групповой видеочат. URL: http://www.oovoo. com/home.aspx/ (accessed: 30.10.2013).

4. ВидеоМост. Сервис веб-видеоконференций. URL: http://www. videomost.com/ (дата обращения: 30.10.2013).

5. О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий: приказ № 130 от 25.07.2000 г.

6. COMDI - официальный сайт. URL: http://www.comdi.com/ (accessed: 30.10.2013).

7. Чванова М.С., Храмова М.В., Самохвалов А.В. Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. № 1 (17). С. 50-56.

БЛАГОДАРНОСТИ: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-иссле-

довательского проекта «Разработка инновационной информационно-коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей», проект № 12-06-12006/12.

Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.

Chvanova M.S., Hramova M.V., Samohvalov A.V., Skvort-sov A.A., Molchanov A.A., Medvedev D.N. INSTRUMENT OF RESOURCES DISTANCE EDUCATION FOR HIGH SPECIALTIES

The features of high-end specialty training in the system of open education are considered. The results of the analysis of the advantages and disadvantages of existing tools for the implementation of high-end features of online courses are given.

Key words: distance learning; distance learning technologies; high-end specialty features of remote technologies; tools for remote technology; video.

Чванова Марина Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновациям и информационным технологиям, e-mail: [email protected]

Chvanova Marina Sergeyevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Innovations and Information Technologies, e-mail: [email protected]

Храмова Марина Викторовна, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении, e-mail: [email protected]

Hramova Marina Viktorovna, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Information Systems and Technologies Department, e-mail: [email protected]

Самохвалов Алексей Владимирович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

Samohvalov Alexei Vladimirovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor, Associate Professor of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

Скворцов Александр Александрович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

Skvortsov Aleksander Aleksandrovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

Молчанов Анатолий Анатольевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

Molchanov Anatoliy Anatolyevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

Медведев Дмитрий Николаевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

Medvedev Dmitriy Nikolayevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.