Научная статья на тему 'Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования'

Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / БИНАРНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ИНДЕКС ИНКЛЮЗИИ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ВИКТИМНОСТЬ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / SUBJECTIVITY / THE SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / SOCIO-PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / THE INDEX OF INCLUSION / INTERNALITY / VICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Татьяна Евгеньевнабойко Александра Леонидовна, Бойко Александра Леонидовна

Инклюзивное образование рассматривается как процесс саморегуляции, формирующий субъектность и интернальность у лиц с социально-функциональными отличиями, к которым авторы относят пенсионеров, инвалидов и заключенных, выступающую результатом их социальной реабилитации. Теоретико-методологический анализ проблемы и изучение современной ситуации позволил выделить основные направления развития инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher inclusive education as a new tier in the overall system of higher education

Inclusive education is seen as a process of self-regulation that forms the subjectivity of individuals with the socio-functional differences, which the authors attributed pensioners, the disabled and prisoners who due to their social rehabilitation. Theoretical-methodological analysis of the problem and study the current situation has allowed to identify the main directions of development of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования»

ПСИХОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 32-38. УДК: 37.015.323:612.821(075.8) +159

Т. Е. Мальцева А. Л. Бойко

ВЫСШЕЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВАЯ СТУПЕНЬ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзивное образование рассматривается как процесс саморегуляции, формирующий субъ-ектность и интернальность у лиц с социально-функциональными отличиями, к которым авторы относят пенсионеров, инвалидов и заключенных, выступающую результатом их социальной реабилитации. Теоретико-методологический анализ проблемы и изучение современной ситуации позволил выделить основные направления развития инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия; бинарность; инклюзивное образование; субъектность; субъект профессиональной деятельности; социально-профессиональная субъектность; индекс инклюзии; интернальность; виктимность.

T. E. Maltseva A. L. Boyko

HIGHER INCLUSIVE EDUCATION AS A NEW TIER IN THE OVERALL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Inclusive education is seen as a process of self-regulation that forms the subjectivity of individuals with the socio-functional differences, which the authors attributed pensioners, the disabled and prisoners who due to their social rehabilitation. Theoretical-methodological analysis of the problem and study the current situation has allowed to identify the main directions of development of inclusive education.

Keywords: inclusion; inclusive education; subjectivity; the subject of professional activities; socio-professional subjectivity; the index of inclusion; internality; victimization.

Интеграция Луганской народной республики в образовательное пространство РФ требует не только усовершенствования и перестройки, но и поиска новых подходов в структуре некоторых образовательных систем, апробации новых методов, технологий. Государственная позиция высшего образования позволяет поставить более глобальные перспективы в духовно-нравственном оздоровлении нации, подготовке и использовании высококлассных специалистов на новом витке их развития. Доступность, непрерывность обучения на протяжении всей жизни обретает новый смысл, показывает более широкие горизонты в развитии инклюзивного высшего образования.

Основная идея инклюзивного образования - саморегуляция личности и ее интегра-

ция в общество субъектом профессиональной деятельности. Отечественная научная педагогическая практика (В. Бондарь, А. Колупаева, Т. Евтухова, В. Ляшенко, И. Иванова, А. Сто-ляренко, А. Шевчук, А. Савченко и др.) в изучении проблем инклюзивного образования делает акценты на обучении в общеобразовательных учебных заведениях детей с особыми потребностями с целью их реабилитации, социализации и адаптации к общественным нормам. Труды психологов Л. Выготского,

A. Венгер, А. Запорожца, А. Киричука, Г. Ко-стюка, Б. Корсунской, С. Максименко, Н. Морозовой, В. Синева, П. Таланчука,

B. Тарасун, М. Ярмаченко, педагогов, которые готовят социальных работников, -Г. Апанасенко, А. Колупаевой, Л. Тюпти, Т. Силы все же не исключают специального

© Мальцева Т. Е., Бойко А. Л., 2017 32

образования для таких детей, поскольку не все из них способны к обучению в общеобразовательных школах, кроме того, такие образовательные учреждения своевременно и качественно проводят раннюю профессиональную диагностику заболеваний и обеспечивают их медицинское сопровождение. Научный подход к изучению аномалий в развитии детского организма позволил разрабатывать практические коррекционные меры по их преодолению, направленные на развитие и адаптацию в социуме детей с инвалидностью, что способствует их дальнейшему образованию. В связи с этим необходима модернизация системы инклюзивного обучения с учетом лучших современных тенденций высшего инклюзивного образования.

Высшее инклюзивное образование - это новая ступень в общей системе высшего образования, предполагающая не просто участие в процессе обучения и интеллектуальное развитие человека с социально-функциональными отличиями, а его дальнейшую социально-профессиональную субъектную деятельность на пользу общества. Новое понимание инклюзии в высшем образовании имплемен-тируется как бинарность подходов: получение образования лицами с социально-функциональными отличиями, с одной стороны, и развитие субъектности и интернальности в их социально-профессиональной деятельности, с другой.

Субъектность деятельности предполагает постоянное развитие и ответственное отношение к профессионализации, что невольно объединяет это понятие с другим интегральным качеством личности - интернальностью, обозначающее принимать ответственность за происходящее, реализовывать активную жизненную позицию и достигать успеха в разнообразных жизненных ситуациях. Интерналь-ность связана с субъектностью деятельности, локусом контроля и предполагает изменение стратегий действия в достижении поставленной цели [1]. Уровень интернальности определяет осознание своей роли в принятии жизненно важных решений. Виктимность личности людей с социально-функциональными отличиями, к которым относим не только заключенных, но и инвалидов, людей пенсионного возраста, чья жизнь ограничена объективными и субъективными причинами в реализации социально-профессиональной субъектности, является одной из причин ощущения себя объ-

ектом воздействия внешних факторов, жертвой обстоятельств [2].

Конвенция о правах человека [3], Конституция ЛНР [4], Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [5] свидетельствуют о равных правах в получении высшего образования всех без исключения членов общества, способных учиться по медицинским показаниям. Именно поэтому в основу обучения лиц с социально-функциональными отличиями должна быть положена такая форма обучения, которая разрешила бы вопросы их дискриминации в обществе.

В основу инклюзивного образования положены равные возможности и доступность для всех членов общества. Поскольку диапазон клиентов социальной работы в высшей школе значительно расширяется, следует вместе с понятием «будущие специалисты с особыми потребностями» ввести в тезаурус научных терминов еще одно новое понятие -«будущие специалисты с социально-функциональными отличиями», которое требует уточнения [6].

Итак, будущие специалисты с социально-функциональными отличиями — это лица, жизнедеятельность которых по объективным или субъективным причинам временно или постоянно ограничена в пространстве, профессиональном взаимодействии или характеризуется отсутствием среды для личностного роста, способные получать профессиональное образование в обычном высшем учебном заведении, но в специально созданных именно для этой категории студентов условиях, направленных на формирование и развитие их социально-профессиональной субъектно-сти. К таким условиям относятся: учебные устройства, компьютерные программы, специализированные и электронные учебники, оборудование, архитектурная доступность, разнообразие форм обучения.

Возникновению инклюзивного образования мы обязаны детям с особыми потребностями, именно они первыми попали в ракурс внимания ученых, специалистов разных направлений, педагогов по организации доступного общеобразовательного обучения по месту жительства.

Теоретико-методологический анализ показывает, что пока инклюзивное образование остается детским, поскольку ученые делают акцент на развитии инклюзивного образова-

ния, в основном, для нынешних детей дошкольного и школьного возраста с особым психофизическим развитием, изучая их интеграцию в обществе с разных сторон, и почти не заинтересованы вопросом высшего инклюзивного образования для других категорий клиентов социальной работы. К примеру, А. Колупаева, обобщая европейский опыт по этой проблеме, показывает необходимость его развития в Украине [7], коллектив ученых Г. Ворон, Л. Даниленко, А. Колупаева, Ю. Най-да, Н. Софий, А. Таранченко и др. работают над разработкой общих принципов концепции инклюзивного образования, ее организации и управления, адаптаций и модификаций образовательного процесса [8-9], исследователи касаются архитектурных проблем школьных помещений относительно потребностей детей с особенностями психофизического развития [10, с. 14], подчеркивают различия в развитии и учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития в процессе обучения [11, с. 47], настаивая на том, что в связи с этим учебно-воспитательный процесс должен осуществляться на уровне индивидуального и лич-ностно ориентированного взаимодействия, которое направлено на решение проблемы каждого обучающегося [12], общих принципах гуманизации образовательного процесса [13-16]. Однако если студентам с инвалидностью все же посвящаются труды отечественных и зарубежных ученых, проблема образования пенсионеров и заключенных как людей с социально-функциональными отличиями требует дальнейшего изучения.

Несмотря на недостаточное внимание со стороны ученых, опыт получения высшего профессионального образования лицами с социально-функциональными отличиями существует, закрепляется и все больше развивается.

За время инклюзивных экспериментов высшее образование для людей с ограниченными возможностями здоровья, если и не стало нормой, то постепенно развивается и набирает обороты. При этом надо понимать, что массовым этот процесс не станет никогда, поскольку далеко не все инвалиды способны к обучению в обычных классах, школах, высших учебных заведениях, это определяется целесообразностью, связанной со степенью тяжести заболевания, его формой, проявлениями и другими физиологическими и личност-

ными особенностями, не способствующими такому обучению. Вовсе не все пенсионеры хотят и способны продолжать учебу или работу по тем же причинам в силу физиологических изменений их организма, обострения болезней, угасания мыслительных и интеллектуальных процессов деятельности, ухудшения памяти, слуха, зрения. Да и преступники, находящиеся в местах лишения свободы, далеко не всегда способны выбирать инклюзивное образование как единственно возможный путь к ресоциализации в обществе. Часто уровень их базового образования настолько низок по качеству, что не позволяет усвоить программу высшего учебного заведения, к этому добавим низкий уровень потребностей, извращенный вектор мотивации, направленный в основном на повышение материального, а не духовного или интеллектуального уровня. Поэтому важно разработать индекс инклюзии, по которому следовало бы определять, кого из абитуриентов следует рассматривать в качестве потенциальных студентов, способных не только получить высшее образование, но и повысить свой социальный статус путем развития социально-профессиональной субъектности.

Среди современных ученых, изучающих эту проблему, особого внимания заслуживают результаты исследований М. Чайковского, который к индексу инклюзии относит такие качества личности, как уровень саморегуляции, самоконтроля и др. Ему удалось установить зависимость между уровнем общей и эмоциональной саморегуляции, неустойчивым поведением, меняющимся настроением и импульсивностью желаний и намерений. Это объясняется незрелостью, отсутствием самоконтроля и способности к рефлексии, что, в целом, свидетельствует о незавершенности первичной социализации. Низкий уровень волевой саморегуляции характеризуется повышенной лабильностью, импульсивностью в поведении, снижением работоспособности, тенденцией к свободной трактовке социальных норм [17].

Полученные в результате наблюдений и исследований данные требуют дальнейшего изучения вопроса, касающегося индекса инклюзии еще для осужденных и пенсионеров, поскольку анализ этих данных автором не проводился. Можно только предположить, что далеко не у всех заключенных, желающих получить высшее образование, индекс инклюзии

окажется высоким, показывающим достаточный уровень саморегуляции. Обобщая данные, полученные в результате теоретико-методологического анализа, можно обозначить главные характеристики индекса инклюзии:

• крайне высокий уровень внутренней мотивации на развитие социально-профессиональной субъектности;

• высокий уровень саморегуляции;

• желание быть субъектом деятельности;

• высокий уровень интеллектуального развития;

• потребность в саморазвитии.

Вполне логично, что в связи с обучением лиц с социально-функциональными отличиями, понятие инклюзивного образования несколько иначе фокусирует свое основное предназначение, расширяя круг клиентов, изменяет его формы и методы, предусматривая создание для них особого инновационного поля субъектного развития, направленного на формирование социально-профессиональной субъектности в условиях обычного учебного заведения. Практика показывает, что инклюзия для лиц с социально-функциональными отличиями обычное, неизбежное для развития высшего образования явление, которое становится обязательной частью его системы, включая учебные заведения общеобразовательного, среднего профессионального и высшего образования.

Главной целью инклюзивного образования лиц с социально-функциональными отличиями является их адаптация и интеграция в обществе. В отличие от других категорий людей с социально-функциональными отличиями, процесс интеграции в обществе лиц с ограниченными физическими возможностями имеет свои исторически и культурно обусловленные зарубежные истоки, а потому невозможно отойти от необходимости создания собственной отечественной модели организации интегрированного инклюзивного обучения. Проанализировав зарубежный опыт и сопоставив его с экспериментальными данными отечественных исследований, нужно разработать направления развития инклюзивного образования, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т. д.

Высшее инклюзивное образование требует нового осмысления и безусловного развития, поскольку несет в себе несколько иную цель и выполняет более глобальные задачи по отношению к гражданскому обществу. Высшее инклюзивное образование, стоящее во главе системы государственного процесса гуманизации общества, его демократизации, духовного и физического оздоровления нации, способно решить ряд этих задач, влияя на изменение социальной роли и статуса людей с социально-функциональными отличиями. Призванное нести в общество самые лучшие просветительские идеи, оно направляет и одухотворяет тех его граждан, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, воодушевляя этих людей на преодоление трудностей и субъектное представление своей роли в нем.

Современное общество Донбасса находится на стартовой площадке возрождения и развития, когда возможность обучения лиц с социально-функциональными отличиями снижена, в связи с тем, что наблюдается безработица, развал экономики и разрыв социально-политических связей, но если учесть опыт предоставления рабочих мест пенсионерам и заключенным, вышедшим на свободу в России, то интерес представляет Сургутский центр занятости, который, привлекая пенсионеров к открытию собственного бизнеса, выплачивает субсидию в размере 88 тыс. руб., многие работодатели г. Сургута, чтобы предоставить место работы заключенным, ставят перед ними производственные задачи в зависимости от профессии и уровня их квалификации [18].

Для Луганской народной республики инклюзивное образование - это молодое, но не новое явление. Эксперимент, начавшийся по инициативе родителей и некоторых общественных организаций в нескольких городах Украины в конце 90-х гг., охватил всю страну и перерос в государственную программу. Расширяясь и видоизменяясь, инклюзивное образование перешагнуло за рамки среднего и даже среднего специального образования, став доступным для лиц с ограниченными физическими возможностями как высшее профессиональное.

Инклюзивное образование в ЛНР находится в постоянном развитии. С 2004 г. Луганский государственный университет им. Владимира Даля (до реконструкции - Восточно-

украинский национальный университет им. Владимира Даля) успешно осуществляет обучение будущих специалистов с особыми физическими потребностями, по его же инициативе в 2014-2015 уч. году впервые на первый, второй и пятый курс обучения по специальности «Социальная работа» были набраны группы людей предпенсионного возраста. Такая практика показывает, что у выпускников с такими социально-функциональными отличиями возможность трудоустройства по специальности «Социальная работа» вполне реальна. Среди них есть работники пенсионного фонда, фонда инвалидов, социальные работники реабилитационных центров, специалисты по социальной работе Луганской администрации. Положительным оказался опыт обучения людей старшего поколения. Несмотря на свой далеко не студенческий возраст, эти студенты более ответственно относятся к учебе, они инициативны, активны, легко справляются с любыми общественными поручениями, их жизненный опыт в профессиональной деятельности бесценен, все они работают по специальности, поэтому повышение профессионального уровня даст им дальнейшие перспективы в карьерном росте.

Политические события последних лет, происходящие в Украине, нацелили образовательную систему Донбасса на интеграцию в РФ, что потребовало определения ключевых аспектов в дальнейшем развитии инклюзивного образования в ЛНР. Теоретико-методологический анализ проблемы и изучение современной ситуации позволил выделить такие основные его направления:

• гуманизация всей системы образования ЛНР как стратегия развития инклюзивного образования;

• разработка новой, адаптация существующей законодательно-нормативной базы Украины к новым условиям ЛНР;

• развитие структуры, содержания и целей инклюзивного образования;

• повышение доступности всех уровней образования путем модернизации образовательных моделей, учреждений, условий обучения, различных форм и средств получения высшего образования;

• развитие духовности, национальной культуры, в основе которой лежат общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию, развитию и социализации молодежи;

• обеспечение доступности и непрерывности образования в течение жизни;

• формирование здорового образа жизни, экологизация образования, развитие валеоло-гической культуры участников учебно-воспитательного процесса;

• развитие научной деятельности, направленной на улучшение качества образования, разработку инновационных методов и технологий инклюзивного образования;

• компьютеризация и информатизация системы инклюзивного образования с внедрением инновационных программ и информационных технологий, обеспечивающих доступность высшего и среднего профессионального образования;

• политика безбарьерного архитектурного доступа в каждом образовательном учреждении ЛНР;

• профессиональная подготовка педагогов к работе в инклюзивной системе высшего образования, направленная на изучение психологических и характерологических особенностей лиц с социально-функциональными отличиями;

• превентивная работа по предупреждению инвалидности, развитию преступности;

• поддержка МОН ЛНР учебных заведений, берущих на себя ответственность за введение формы инклюзивного образования.

Одной из существенных причин торможения внедрения инклюзивного высшего образования для лиц с социально-функциональными отличиями как одной из эффективных форм не только обучения, но и социальной работы, является неготовность педагогов к осуществлению этой деятельности, отсутствие гуманистических принципов в педагогической работе, безразличие со стороны некоторых педагогов, а иногда откровенное нежелание работать с данной категорией студентов, ограниченность взглядов в предвидении результатов такой деятельности в условиях высшего учебного заведения, методическая безграмотность. Поэтому подготовка и переподготовка педагогических работников к осуществлению обучения лиц с социально-функциональными отличиями является краеугольным камнем во всей системе его организационно-методических моментов.

Таким образом, уточним, что высшее инклюзивное образование - это социально-педагогическое и психологическое сопровождение людей с социально-функциональными

отличиями, новая ступень в общей системе образования. Высшее инклюзивное профессиональное образование характеризуется развивающимися направлениями обучения, изменяющимися целями и подходами, являясь исполнителем двух основных задач — формирования социально-профессиональной субъ-ектности у лиц с социально-функциональными отличиями и роли государственного органа социальной защиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова Л. Д. Психологическое сопровождение личностно ориентированного обучения. - Луганск : Знание, 2006. - 400 с.

2. Кушко А. За рамками традиционных программ // Директор школы. - 1998. - № 4. -С. 64-71.

3. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1959 г. - URL: http://www.evrosud.ru/konvenciya.html; Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. - URL: https://yandex.ua/ search/?text= Конституция%20РФ&1г= 222&cli d=9403.

4. Конституция Луганской народной республики от 18 мая 2014 г. - URL: http:// worldconstitutions.ru/?p= 1096.

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 22.08.1996. - URL : http:// yandex.ua/clck/jsredir=1446620571281&mc.

6. Мальцева Т. Е. Современные подходы к модернизации системы высшего образования в Донбассе // Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - Выпуск 3(46). - Май-июнь. - URL: http://www.psychology-sociolo gy-pedagogy.com/archive/2015/release-3-46-may-june/mal.

7. Колупаева А. А. Педагопчш основи ште-грування школярiв з особливостями психо-фiзичного розвитку в загальноосв^ш нав-чальш заклади: монографiя. Досвщ ре-алiзацN шклюзивноТ осв^и в краТ'нах £вро-пи. - К. : Педагопчна думка, 2007. - 458 с.

8. Концептуальн аспекти шклюзивноТ освiти / 1нклюзивна школа: особливост оргашзаци та управлшня: навчально - методичний поабник / кол. aвторiв: А. А. Колупаева, Ю. М. Найда, Н. З. Софт та ш. / за заг. ред. Л. I. Даниленко. - К., 2007. - 128 с.

9. Ворон М. В., Найда Ю. М. 1нклюзивна осв^а : украТнськ реалп // Пщручник для директора. - К. : Плеяди, червень, 2006.

10. Управлшня шклюзивною школою на засадах менеджменту осв^шх шновацш / 1нклюзив-на школа: особливосп оргашзаци та управлшня: навчально - методичний поабник / кол. aвторiв : А. А. Колупаева, Ю. М. Найда, Н. З. Софт та ш.; за заг.ред. Л.1. Даниленко. - К., 2007. - С. 28.

11. Загальш принципи здшснення адаптацш та модиф^ацш навчально-виховного процесу / 1нклюзивна школа: особливосп оргашзаци та управлшня: навчально: методичний поабник / кол. aвторiв: О. М. Таранченко, Ю. М. Найда, А. А. Колупаева, Ю. М. Найда, Н. З. Софт та ш.; за заг. ред. Л. I. Даниленко. - К., 2007. - С. 54.

12. Слободянюк Н. Г., Софiй Н. З., Найда Ю. М. Пристосування шюльних примщень до потреб дтей з особливостями психофiзичного розвитку. - К., 2011. - С. 92.

13. Таранченко О. М., Найда Ю. М. Врахування вщмшностей розвитку та навчальноТ дiяль-ност д^ей з особливостями психофiзичного розвитку в процес навчання // 1нклюзивна школа: особливосп оргашзаци та управлшня: навчально-методичний поабник. - К., 2011. - 184 с.

14. €ф'!мова С. М. Налагодження партнерських стосунюв з родинами // 1нклюзивна школа: особливосп оргашзаци та управлшня: нав-чально-методичний поабник. - К., 2007. -128 с.

15. Скляр П. П., Мальцева Т. £., Нетьосов С. I. 1нновацшш шдходи та особливосп в шдго-тотовц фaхiвцiв со^ально'Т сфери : моно-грaфiя. - Луганськ, 2014. - 245 с.

16. Скляр П. П., Мальцева Т. £. Громадянсюсть як завдання гумашзаци сучасно'Т освiти : моногрaфiя. - Луганськ : вид-во СНУ iм. В. Даля, 2014. - 269 с.

17. Чайковський М. £. Психолопчна готовшсть студенев з особливими потребами до шклюзп в со^ум ВНЗ // Мaтерiaли II МiжнaродноТ нау-ково-практично'Т конференцп «Актуальш про-блеми пщготовки фaхiвцiв со^альноТ сфери», 15 листопада 2012 року. - Хмельницький ш-ститут со^альних технологiй Унiверситету «УкраТна», 2012. - С. 10-14.

18. Аргументы и факты. - 2013. - 23 января.

Информация о статье

Дата поступления 10 апреля 2017 Дата принятия в печать 29 сентября 2017

Сведения об авторах

Мальцева Татьяна Евгеньевна - канд. пед. наук, доц. кафедры психологии, социальной работы и реабилитации Луганского национального университета им. Владимира Даля (Луганск, Украина (ЛНР)). E-mail: [email protected].

Бойко Александра Леонидовна - ст. преподаватель кафедры психологии, социальной работы и реабилитации Луганского национального университета им. Владимира Даля (Луганск, Украина (ЛНР). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Мальцева Т. Е., Бойко А. Л. Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 32-38.

Article info

Received April 10, 2017 Accepted

September 29, 2017 About authors

Maltseva Tatyana, E. - Ph. D. of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of psychology, social work and rehabilitation, Lugansk national University named after Vladimir Dal (Lugansk, Ukraine (Luhansk People's Republic)). E-mail: [email protected].

Boyko Alexandra, L. - Senior Lecturer of the Department of psychology, social work and rehabilitation, Lugansk national University named after Vladimir Dal (Lugansk, Ukraine (Luhansk People's Republic)). E-mail: [email protected].

For citations

Maltseva T. Y., Boyko A. L. Higher inclusive education as a new tier in the overall system of higher education Herald of Omsk University Series «Psychology», 2017, no. 3, pp. 32-38 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.