Научная статья на тему 'Специфические особенности понятия социально-профессиональной субъектности'

Специфические особенности понятия социально-профессиональной субъектности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
536
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ С СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТЛИЧИЯМИ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / SUBJECTIVITY / SOCIO-PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL AND SUBJECT DEVELOPMENT / SPECIALISTS WITH SOCIO-FUNCTIONAL DIFFERENCES / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / INTERNALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Татьяна Евгеньевна, Бойко Александра Леонидовна

В статье раскрывается сущность социально-профессиональной субъектности специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями в ракурсе инклюзивной профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the concept of socio-professional subjectivity

The article reveals the essence of the socio-professional subjectivity of specialist of social services with the socio-functional differences in the perspective of inclusive vocational training in higher education.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности понятия социально-профессиональной субъектности»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 46-51.

УДК 37.013+159.937+316.329

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Т. Е. Мальцева А. Л. Бойко

Луганский национальный университет имени Владимира Даля, г. Луганск, Украина (Луганская народная

республика)

В статье раскрывается сущность социально-профессиональной субъектности специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями в ракурсе инклюзивной профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: субъектность; социально-профессиональная субъектность; профессионально-субъектное развитие; специалисты с социально-функциональными отличиями; субъект-субъектное взаимодействие; интериоризация.

SPECIFIC FEATURES OF THE CONCEPT OF SOCIO-PROFESSIONAL SUBJECTIVITY

T. E. Maltseva A. L. Boyko

Luhansk National University named after Vladimir Dal, Luhansk, Ukraine (Luhansk People's Republic)

The article reveals the essence of the socio-professional subjectivity of specialist of social services with the socio-functional differences in the perspective of inclusive vocational training in higher education.

Keywords: subjectivity; socio-professional identity; professional and subject development; specialists with socio-functional differences; the subject-subject interaction; internalization.

Опыт мирового сообщества убедительно доказывает эффективность решения многих социальных проблем средствами социальной работы, в которой находят отражение все контекстуальные изменения, происходящие в государстве, его культуре. Специфика социальной работы значительно повышает роль подготовки кадров из людей, имеющих бесценный жизненный опыт. Речь идет о бывших осужденных, чья жизнь кардинально изменилась в процессе профессионально-субъектного развития под воздействием кор-рекционной психолого-педагогической работы, о людях с особыми физическими потребностями, о тех, кому по возрасту пора выходить на пенсию, а они сумели не только оставаться востребованными, но и, продолжая развивать свою социально-профессиональную субъектность, определяют значение со-

циального образования как созидательного и стабилизирующего потенциала развития демократического общества.

Профессиональная подготовка социальных работников как часть отечественной образовательной системы давно вызывает интерес ученых и специалистов: в науке были определены общие принципы профессиональной деятельности социальных работников (В. Бочарова, С. Григорьев, Л. Гуслякова, В. Сластенин, Е. Холостова, Н. Шмелева), исследованы особенности профессионального становления социального работника (О. Ляшенко, Е. Холо-стова, Н. Чайковский), разработаны методики диагностики и профессионального отбора по специальности «Социальная работа» (В. Ке-ласьев, И. Яковлева), рассмотрены отдельные аспекты процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной

© Мальцева Т. Е., Бойко А. Л., 2017 46

работе (К. Дубинина, И. Зайнишев, П. Злобин, Ю. Кудрявцев, Л. Синцова, Л. Топчий и др.).

Специфика социальной работы как профессии типа «человек - человек» предполагает наличие определенных личностных и профессиональных качеств у специалиста данного профиля, что как нельзя лучше подходит к направленности на решение личных проблем, знание их «изнутри» человека с ограниченными возможностями, поскольку важнейшим условием эффективности социальной работы является соблюдение личностно-гуманисти-ческой ангажированности ее содержания, целей и средств [1-3].

Одним из условий признания Донбасса в мировом образовательном пространстве является выполнение международных законов и актов о правах человека, которые нацеливают ориентацию социальной политики государства и жизни общества на развитие социально-профессиональной субъектности лиц с социально-функциональными отличиями. Это переворачивает представление о социальной помощи, морально-этических и профессионально значимых ценностях любого человека как субъекта деятельности.

Опираясь на научную составляющую современного понимания социальной работы, отметим, что в ее основе лежат идеи субъект-ности, уже рассмотренные в философии, социологии, психологии и педагогике, что сублимирует и интегрирует основные теории и постулаты субъектной деятельности. Настаивая на таком видении и социальной политики государства, и социальной работы, обратим внимание на то, что, по мнению С. Горчин-ского, термин «субъектность», в явной или неявной форме, присутствует в основных концепциях отечественной психологии и педагогики, которые обращены к изучению человека как субъекта деятельности [4].

Концепция субъекта впервые появилась и получила развитие еще в античные времена, хотя неоднократно претерпевала изменения и проходила различные стадии трансформации, связанные с динамикой истории развития европейского философского дискурса: переход от онтологической установки исследования в трансцендентальной философии Нового времени, поворот от философии сознания к философии языка в ХХ в., а также переход к постметафизической парадигме. Структурализм перенес внимание с личного субъекта на безличный, в результате чего субъект пред-

стал как пассивное орудие дискурсивной практики. В современной версии постмодернизма в связи с анализом феномена «кризиса идентичности» получила распространение концепция «возрождения субъекта», главной целью которой является возобновление участия субъекта в исследованиях феноменов индивидуальности [5, с. 42-43].

Идея субъектности представлена в трудах С. Рубинштейна, А. Брушлинского, Б. Ананьева, А. Асмолова, В. Петровского, В. Татенко, Б. Братуся, В. Слободчикова и др., которые доказывают многогранность определения и понимания категории субъектности и в которых акценты значимости ее образования расставлены как на внешних условиях, коммуникативных способностях человека, так и на его внутренних личностных предпосылках развития. И все же общей тенденцией в понимании развития субъектности, представленной названными учеными, является представление о том, что носителем данного качества является личность, которая находится в непрерывном развитии и достигает такого уровня, когда образуется новое системное свойство, определяющее специфику жизнедеятельности человека.

Довольно точным, на наш взгляд, является определение субъектности, предложенное

A. В. Марченко: «Субъектность человека -это его способность придавать жизнедеятельности творческий характер, достигать поставленной цели, быть кормчим своей судьбы» [6]. Автор справедливо замечает, что благодаря усилиям ведущих современных ученых в области философии (В. Андрущенко, Г. Доватор, В. Кремень, П. Щедровицкий), педагогики (А. Алексюк, Б. Бим-Бад, С. Гончаренко,

B. Загвязинський, И. Зязюн, Н. Лещенко, В. Лозовая, Н. Нычкало, А. Новиков, А. Су-хомлинская, И. Харламов, И. Переплетин, М. Ярмаченко) и психологии (И. Бех, В. Мо-ляко, В. Рыбалко, М. Слюсаревский) в начале XXI в. в логике педагогических исследований произошли парадигмальные сдвиги в субъектных основах личностного развития [6].

С. Дьяков, опираясь на мнение известных ученых, рассматривает субъект в современной психологии и философии как имманентную сущность «Я» человека, субстанциональную интенцию спонтанной психической активности (В. Роменец, В. Татенко), он замечает, что это положение утверждается в отечественной психологии даже как предмет

(В. Татенко). В мировой науке указанные трансцендентные аспекты психики относятся к предмету философии (как в трансцендентной психологии М. Хайдеггера). Эмпирическое исследование, проводимое нами, не допускает понятий, не подлежащих верификации, поэтому мы остановились на той проработанной части субъекта, которая поддается верификации - на «эмпирическом субъекте» (по М. Хайдеггеру), что имеет прикладной смысл, не касаясь «трансцендентного» [7].

Среди исследований субъектности теоретические положения, раскрывающие основные подходы к изучению личности (К. Абуль-ханова-Славская, Б. Ананьев, А. Асмолов, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн); работы в области психологии субъекта (Н. Богданович, А. Брушлинский, В. Знаков, И. Ря-бикина, Е. Сергиенко); исследования уникальности субъектности как личностного образования (Э. Волкова, Е. Казакова, Ф. Мухамет-зянова, А. Осницкий, Т. Ольховская, В. Петровский, В. Слободчиков).

Развитие социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями не имеет точного научного толкования, но разные научные школы, поясняя слагаемые этого термина, сходятся в одном: профессиональная субъектность - это не просто перманентный процесс развития профессионализма в течение жизни человека, но, определенно, это - самосовершенствование, рефлексия, постоянная деятельность, направленная на продуцирование своих знаний и умений в течение жизни. Профессиональная субъектность - это реакция на требования и ожидания общества и различных социальных групп, которая соответствует собственному уровню ответственности и личным целям. Специалисты разных направлений изучают субъектность деятельности под углом взаимодействия «человек-человек». Педагоги, к примеру, рассматривают ее в ракурсе развивающего, личностно ориентированного обучения, делая акцент на действиях учителя, его побудительных формах работы в организации субъект-субъектного взаимодействия (И. М. Толмачова, Ю. А. Конаржевский, Л. Д. Павлова и др.).

Общий принцип, которым руководствовался А. Леонтьев, последователь школы психологических научных исследований Л. Выготского, в его непревзойденной теории деятельности может быть сформулирован

так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение [8, с. 180181]. Теория деятельности, однако, описывает и закономерности индивидуального психического развития. Толчком в развитии данной теории стало понятие «ведущая деятельность», введенное А. Леонтьевым, которое развил в своих работах Л. Выготский, а Д. Эльконин на основе этой теории создал периодизацию развития личности как одну из основных в отечественной психологии периодизаций возрастного развития. Ведущая деятельность характеризуется появлением важнейших новообразований в личности человека, развивающихся до такого уровня, когда начнут совершенствоваться другие виды деятельности, смена ведущей деятельности означает восхождение на новую стадию (например, от учебной к профессиональной при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту и переход от одного вида профессиональной деятельности к другой - в пенсионном возрасте).

Социальная работа с клиентами с функциональными отличиями в формировании и развитии их социально-профессиональной субъ-ектности должна быть направлена на создание условий для осознания своей собственной уникальности и значимости, потребности в самосовершенствовании и самореализации. Эффективность феномена процесса формирования социально-профессиональной субъект-ности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями в том, что этот процесс - результат их собственного выбора, основанного на глубинных внутренних психологических потребностях, поскольку социальный статус этих людей обычно не соответствует уровню таких потребностей, а субъектность деятельности затрудняется физическим, социально-психологическим состоянием или возрастными ограничениями. Следовательно, сложность этого процесса в том, что субъектность деятельности направлена на перестройку внутреннего мира индивида с социально-функциональными отличиями, трансформацию сознания, профессионально-личностное самосовершенствование, преобразование себя для решения задач, что предусматривает:

• сознательно выбранный путь развития ценностных ориентаций жизнедеятельности,

в центре которых - профессиональная деятельность;

• осознанный выбор профессии, адекватный потребностям и возможностям;

• волю, организованность, активность и настойчивость в учебно-профессиональной деятельности, направленные на профессиональное становление;

• поле субъектного развития, в основе которого интерактивное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями, их взаимообогащение;

• осознание уникальности и бесценности своего собственного опыта и умение его использовать в профессиональном взаимодействии;

• понимание своей фасилитарной роли, психотерапевтического воздействия, установки на внутреннее изменение сознания, саморазвитие;

• творчество, ориентированное на выработку каждым будущим специалистом социальной сферы с социально-функциональными отличиями осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем [9].

Социально-профессиональная субъект-ность - большое личное достижение человека, которое, безусловно, придает его социальному статусу уверенности, стабильности и надежности, что не только обеспечивает преимущества перед теми, кто не надеется на будущее, но и дает основания ожидать того, что профессиональная потребность достигается на качественном уровне. Если человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми и обществом, то в системе социальных связей социально-профессиональная субъектность - самые крепкие, могучие канаты, которые определяют жизнеспособность системы социальных связей, системы социальных действий. Именно решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности индивида, социальной общности, есть утверждающий, налаженный профессиональный, т. е. институциональный аспект социальной жизни [10].

Социально-профессиональная субъект-ность будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, формируясь в процессе учебно-профессиональной деятельности, является важным компонентом соци-

альных связей и социальных действий, цементирующим фактором социально-профессиональной структуры личности. Установление и расширение социальных связей, значимых для развития социально-профессиональной субъектности на разных ступенях социального развития, а именно во время получения высшего профессионального образования у будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями, -это самое мощное, что порождает конкретное становление и развитие социальной субъект-ности.

Для будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями социально-профессиональная субъект-ность это не только возможность получить высшее профессиональное образование, статус профессионала, но это сплетение собственного жизненного опыта с профессиональными ценностями, которые побуждают к социально значимой деятельности, придают стойкости и уверенности общественно одобряемым социальным деяниям. Развитие ценностных гражданских качеств, устойчивый характер, целеустремленность в профессиональной деятельности и взаимодействии дают возможность таким людям изменить качество жизни и статус благодаря овладению новыми социальными, иногда прямо противоположными, ролями.

Социально-профессиональная субъект-ность будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями - это новообразования, характеризующиеся как особое понимание правил, принципов, норм обучения, самовоспитания, становления и развития черт личности, регулирующих различные сферы социальной деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих определенный социальный механизм, дающий возможность данной категории людей не только с успехом менять свою жизнь к лучшему, но и помогать это делать другим людям с похожими проблемами.

Высшее образование как поле социально-профессионального субъектного развития -это процесс обеспечения предсказуемого, одобряемого определенной социальной средой поведения людей, а значит - перестройка своего сознания из состояния избегания неудач в потребность стремления к успеху.

Перестройке сознания индивидов с социально-функциональными отличиями поможет

то, что в любой институциализированной среде личность осуществляет определенную социальную роль, хоть выбор этой роли и зависит от самого человека. Для высших учебных заведений, которые готовят будущих специалистов социальной сферы, это самое сложное, но самое важное задание, поскольку они действуют в системе социальных структур общества от имени общества и в интересах людей, с целью удовлетворения их профессиональных потребностей. Общая характеристика концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъ-ектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями включает в себя ряд важнейших моментов:

1. Одним из необходимых условий развития социально-профессиональной субъектно-сти будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями служит соответствующая социальная и личностная потребность. Высшие учебные заведения призваны организовывать профессионально-учебную деятельность таких людей с целью удовлетворения этих потребностей.

2. Социально-профессиональная субъект-ность будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями образуется в специально созданном поле субъектного развития на основе межличностных связей, субъект-субъектного взаимодействия и личностно ориентированных отношений в социальных группах и других сообществах.

Но следует понимать, что в связи с особенностью специфических подходов к данной категории социальных клиентов высшее образование, включая в свою систему учебный процесс, который их привлекает, должно, как и другие социальные системы, учитывать, что оно не может быть сведено к конкретным лицам и их взаимодействиям, а должно быть обобщено и конкретизировано в концептуальных подходах к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями, поскольку носит сверхиндивидуальный характер, имеет свое собственное системное качество. Таким образом, определение социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями представляет собой самосто-

ятельное инклюзивное образование, которое имеет свою собственную логику развития.

3. Третьим важным элементом социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями является организационное оформление поля субъектного развития высшего учебного заведения как социального института. Внешне высшее учебное заведение как социальный институт представляет собой совокупность учебных действий во взаимовлиянии лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Следовательно, каждый вуз характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного профиля обучения.

Таким образом, обобщая характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями, отметим, что они имеют бинарную сущность, поскольку могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства и характеризующийся как супплетивный инновационный подход со стороны образования и государства, направленный на совершенствование функциональности и гибкости этой новой системы с помощью новых форм, методов, технологий, интегрированностью ее элементов и определенной деятельностью. Прежде всего это система новых взглядов на роль и место человека в обществе, его ценность и значимость в любом возрасте, при любых жизненных обстоятельствах, изменение норм, идеалов, а также образцов профессиональной деятельности и этики будущих специалистов социальной сферы. Эта система гарантирует преодоление внутренних конфликтов, которые возникают у людей с функциональными отличиями, осужденных, людей пенсионного возраста, и помогает им установить адекватный баланс между уровнем самоуважения и взаимоуважения, согласовывает идеальные представления об успехе и счастливой жизни человека и его реальными потребностями и возможностями, способствует повышению уровня этих потребностей, направляет их в русло самосовершен-

ствования, самореализации, стремления к активной жизни и участия в общественно значимых событиях, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной профессиональной роли и повышает уровень значимости в развитии общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочарникова Н. А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Чита, 2012. - 25 с.

2. Дементьева Н. Ф., Шаталова Е. Ю., Соболь А. Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2002. - С. 16-22.

3. Львова Е. Н. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями : метод. рекомендации к спецкурсу. - Ульяновск : УлГУ, 2002. - 35 с.

4. Горчинський С. В. Концептуальш основи дослщження проблеми становлення суб'ектносп майбутнього вчителя // Вюник

Чершпвського державного педагопчного уыверситету. - 2010. - Вип. 80. - С. 81-84.

5. Фарiна Я. О. Суб'ект i суб'ектшсть як соцЬ альш феномени: наую^ штерпритаци // Науковi прадк Соцюлопя. - 2012. -Вип. 172. - Т. 184. - С. 42-46.

6. Марченко А. В. Категория субъектности в контексте развития психолого-педагогической мысли конца XIX - I половины ХХ века // Образование Донбасса. - 2010. - № 2 (139). - С. 70-75.

7. Дьяков С. И. Семантические факторы субъектности будущего педагога 2006 года : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 2006. - 20 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

9. Сергеев Н. К., Боритко Н. М. Субъектность как целостная характеристика профессионального становления студента // Проблема целостного развития личности студента как субъекта педагогического имодействия. -Донецк, 2004. - С. 3-9.

10. Социология / под общ. ред. В. П. Андру-щенко, Н. И. Горлача. - Киев ; Харьков, 1998. - 223 с.

Информация об авторах

Мальцева Татьяна Евгеньевна - доцент кафедры психологии, социальной работы и реабилитации Луганского национального университета имени Владимира Даля, кандидат педагогических наук, доцент, г. Луганск, Украина (ЛНР), e-mail: maltzevate@mail.ru.

Бойко Александра Леонидовна - старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы и реабилитации Луганского национального университета имени Владимира Даля, г. Луганск, Украина (ЛНР), e-mail: maltzevate@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Мальцева Т. Е., Бойко А. Л. Специфические особенности понятия социально-профессиональной субъектности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 1. - С. 46-51.

Information about authors

Maltseva Tatiana E. - Associate Professor, Department of Psychology, Social Work and Rehabilitation, Luhansk National University named after Vladimir Dal, Associate Professor, Ph. D. in Pedagogics, Luhansk, Ukraine (Luhansk People's Republic), e-mail: maltzevate@mail.ru.

Boyko Alexandra L. - senior lecturer, Department of Psychology, Social Work and Rehabilitation, Luhansk National University named after Vladimir Dal, Luhansk, Ukraine (Luhansk People's Republic), e-mail: maltzevate@mail.ru.

Bibliographic description

Maltseva T.E., Boyko A.L. Specific features of the concept of socio-professional subjectivity. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 1, pp. 46-51. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.