Научная статья на тему 'Современные подходы Концепции инклюзивного образования в Украине: нормативно-правовое обеспечение'

Современные подходы Концепции инклюзивного образования в Украине: нормативно-правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL NEEDS / МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ / MEDICAL MODEL / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / SOCIAL MODEL / іНКЛЮЗИВНА ОСВіТА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВА БАЗА / ОСОБЛИВі ПОТРЕБИ / МЕДИЧНА МОДЕЛЬ / СОЦіАЛЬНА МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко Надежда Владимировна

Рассмотрено понятие «инклюзия». Проанализированы сущность и содержание существующих подходов к организации инклюзивного образования. Указаны основные тенденции обновления правовых, традиционных подходов к системе организации инклюзивного образования. Определена сущность инклюзивного образования, его принципы организации, рассмотрена нормативно-правовая база в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализацией и распространением модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Показаны роль и место инклюзивного образования в системе общего образования. В качестве составляющей такой среды рассмотрено учебно-методическое обеспечение различных вариантов обучения детей с особыми потребностями в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches in the concept of inclusive education in Ukraine: regulatory and legal support

The article presents a research of the concept “inclusion”, and an analysis of the nature and content of the existing approaches to inclusive education. The main tendencies in updating legal, traditional approaches to organization of the system of inclusive education, nature of inclusive education, as well as its founding principles have been determined in this paper. Regulatory and legal framework has been considered in accordance with international treaties on human rights, implementation and promotion of models of inclusive education of children in preschool and secondary schools. The article shows the role and position of inclusive education in the system of general education environment, with methodical support for various types of teaching children with special needs in Ukraine as its part.

Текст научной работы на тему «Современные подходы Концепции инклюзивного образования в Украине: нормативно-правовое обеспечение»

ЗАГАЛЬНА ПЕДАГОГ1КА ТА 1СТОР1Я ПЕДАГОГ1КИ

УДК 376.1

Н. В. ВАСИЛЕНКО

СУЧАСН1 П1ДХОДИ КОНЦЕПЦ11 1НКЛЮЗИВНО1 ОСВ1ТИ В УКРА1Н1: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ

Розглянуто поняття «тклюзш». Проанал1зовано суттсть i змют iснуючих nidxodie в орган1заци iнклюзuвнoi oceimu. Вказано ocHoeHi тенденцИ оновлення правових, традицтних nidxodie до системи органгзацИ тклюзивно'1' ocвimu. Визначено сутнкть iнклюзuвнoi ocвimu, принципи ii органгзаци. Розглянуто нормативно-правову базу вiдnoвiднo до мiжнарoднux дoгoвoрiв в галузi прав людини, реал1зацИ та поширення мoделi iнклюзuвнoгo навчання дтей у доштльних та загальнoocвimнix навчальних закладах. Показано роль i мicце тклюзивно'1' освти в cucmемi загально'1' освти. Як складову такого середовища показано навчально-методичне забезпечення ргзних варiанmiв навчання дimей з особливими потребами в Укра'т.

Ключовi слова: iнклюзuвна освта нормативно-правова база, ocoблuвi потреби, медична модель, coцiальна модель.

Н. В. ВАСИЛЕНКО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рассматривается понятие «инклюзия». Анализируется сущность и содержание существующих подходов к организации инклюзивного образования. Указаны основные тенденции обновления правовых, традиционных подходов к системе организации инклюзивного образования. Определена сущность инклюзивного образования, его принципы организации, рассмотрена нормативно-правовая база в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализацией и распространением модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Показаны роль и место инклюзивного образования в системе общего образования. В качестве составляющей такой среды рассматривается учебно-методическое обеспечение различных вариантов обучения детей с особыми потребностями в Украине.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нормативно-правовая база, особые потребности, медицинская модель, социальная модель.

N. V. VASYLENKO

MODERN APPROACHES IN THE CONCEPT OF INCLUSIVE EDUCATION IN UKRAINE: REGULATORY AND LEGAL SUPPORT

The article presents a research of the concept "inclusion ", and an analysis of the nature and content of the existing approaches to inclusive education. The main tendencies in updating legal, traditional approaches to organization of the system of inclusive education, nature of inclusive education, as well as its founding principles have been determined in this paper. Regulatory and legal framework has been considered in accordance with international treaties on human rights, implementation and promotion of models of inclusive education of children in preschool and secondary schools. The article shows the role and position of inclusive education in the system of general education environment, with methodical support for various types of teaching children with special needs in Ukraine as its part.

Keywords: inclusive education, regulatory and legal framework, special needs, medical model, social

model.

Для развития Украины в направлении открытого демократического общества и реализации ее курса на евроинтеграцию важно соответствие действующего законодательства и практики по обеспечению основных прав человека, в частности, права на равный доступ к качественному образованию детей с особыми потребностями.

Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности, обеспечению права на образование детей с особыми образовательными потребностями. По оперативным данным, из 129 тыс. детей с особыми образовательными потребностями, которые интегрированы в общеобразовательные учебные заведения, 45 % составляют дети с инвалидностью [1].

На сегодняшнее время организационно-методические основы учебного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на детей с типичным развитием и не учитывают особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями. Несоответствие форм и методов педагогического воздействия на таких детей может создавать предпосылки для формирования у них негативного отношения к учебе, девиантного поведения [1, с. 18].

Цель статьи - анализ нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Украине, являющийся обязательным условием его усовершенствования и реализации современной концепции этого образования.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - основная задача всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения -это закономерный этап развития системы специального инклюзивного образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе Украина. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.) установлено, что 3/4 стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе [1].

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - это индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями) [4].

К сожалению, в Украине понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование» не знакомы широкому кругу общественности, хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а самообразование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).

Инклюзивное образование обосновывается на идеологии, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Основу составляют восемь принципов организации этого образования [5]:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя ьучебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Также необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Так, за последние годы появилась новая инклюзивная модель обучения, которая предусматривает совместное обучение и пребывание детей с различными нарушениями психофизического развития с их здоровыми сверстниками. Какие законы регулируют внедрение инклюзивного образования в Украине?

В 2009 г. Украина ратифицировала Конвенцию о правах людей с инвалидностью. Ее статья 24 гласит о том, что государства, присоединившиеся к ней, признают право людей с инвалидностью на образование и в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Конвенция является документом прямого действия, а это означает, что нарушение ее положений будет достаточным основанием для обращения граждан в судебные органы в случае нарушения их прав.

В последнее время был принят целый ряд новых нормативно-правовых актов, касающихся продвижения модели инклюзивного образования в Украине. Назову лишь несколько, наиболее важных. 1 октября 2010 г. приказом № 912 Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины была утверждена Концепция развития инклюзивного обучения. Следующим важным документом стал «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных учреждениях», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 г. На основании изменившихся образовательных подходов принято также новое «Положение о психолого-медико-педагогических консультациях» [3].

Необходимость решения важных вопросов по обеспечению права на качественное образование детей с особыми образовательными потребностями заложено в Концепции развития инклюзивного образования в Украине [2].

Инклюзивное обучение - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. «Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного обучения базируется на основе соответствующего нормативно-

правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения», - говорится в пояснительной записке документа. [2, с. 4].

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относительно детей с особыми образовательными потребностями, совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализации и распространения модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.

Принятие указанной Концепции обеспечило родителям возможность осознанного выбора места для получения детьми с особыми потребностями качественного образования, помогло в общем избежать многочисленных проблем. Но избежать напряженности и обострение межличностных отношений, нарушение семейных связей, ослабление института семьи на практике ещё не удалось. Сама школа не имеет возможности решить вопросы инклюзивного образования. Всем нам нужно понять, что это не только представление образовательных услуг учащимся и их родителям.

Инклюзивное образование - это адаптация школ, а также их общей образовательной философии и политики к потребностям всех учеников: как одаренных детей, так и тех, которые имеют особенные потребности. Для этого и нужна нормативно-правовая база, которая закрепит вопросы управления инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях [5].

Кабинет Министров Украины своим постановлением № 872 от 15 августа 2011 г. утвердил порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Этим документом предусматривается, что решение о создании классов с инклюзивным обучением принимается руководителем общеобразовательного учебного заведения с учетом образовательных запросов населения при условии наличия необходимой материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров и помещений, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Основатель общеобразовательного учебного заведения выделяет в установленном порядке средства для обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям и помещениям таких заведений детей с особыми образовательными потребностями, создание соответствующей материально-технической и методической базы, обеспечивает повышение квалификации педагогических работников по вопросам предоставления образовательных услуг детям с особыми потребностями в классах с инклюзивным образованием, способствует осуществлению инновационной деятельности, осуществляет меры по приобретению транспортных средств для подвоза детей к месту обучения и домой [3]. Максимум украинских детей теоретически могут получить качественное образование вне зависимости от уровня физического развития. А на практике это далеко не так.

Инклюзивное обучение - немаловажный аспект в организации социализации детей с функциональными ограничениями и их семей. Целью его и создания специальных классов в общеобразовательных учебных заведениях является реализация права детей с особенными образовательными потребностями на получение общего среднего образования по месту проживания, привлечение семьи к участию в учебно-реабилитационном процессе, создание условий для социальной адаптации, дальнейшей интеграции в общество детей с особенными потребностями [5, с. 16].

Сегодня инклюзивное образование представляет собой внедрение детей с особенными потребностями (дети-инвалиды, дети с проблемами здоровья и психическими особенностями) в условия общеобразовательной школы. В учебных заведениях Украины дети с особенными потребностями, по желанию их родителей учатся вместе со здоровыми ровесниками. Однако родители здоровых ровесников не готовы к развитию такого образованию. Во всём мире инклюзивное образование является образовательной нормой, но в нашем социуме воспринимается как навязчивая догма. Так спросим у самих себя: «Готовы ли мы изменить отношение к лицам с особенными потребностями как к полноправным членам общества, которые имеют равные права и возможности на обучение, работу, общественную деятельность, и сделать шаг навстречу толерантному будущему?». Правовой такой шаг в Украине сделан.

Согласно указу Президента Украины № 926/2010 от 30 сентября 2010 г. «О мероприятиях приоритетного развития образования в Украине» 2011 год объявлен в стране Годом образования и информационного общества. В одном из пунктов этого указа (п. 3, п. п. 2) говорится об обеспечении активизации работы по внедрению инклюзивного обучения в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях детей с особенными потребностями. Но на это нужны кадры, ресурсы и время. А пока на практике в Украине существуют следующие варианты обучения детей с особенными потребностями [5, с. 17].

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также в Украине существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. Для домов-интернатов должен разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их развития. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с особенными потребностями возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее индивидуальное обучение - вариант обучения детей с особенными потребностями, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс современных образовательных услуг, предоставляемых детям с особенными потребностями с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо специальное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб- камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения, но в наличии, в большинстве случаев, родители такое оборудование приобрести не могут. В этом случае они нуждаться также в государственной материально-технической поддержке. В ходе такого учебного процесса могло проходить как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. В будущем дети с особенными потребностями могли б получить с помощью дистанционного обучения не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы Украины [1].

На сегодняшний день ученые рассматривают в основном медицинскую и социальную модели обучения детей с особенными потребностями , часто применяемые на практике [4].

Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели -минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию через использования в обучении их специальными методами. Однако на сегодня медицина не может нам помочь в обучении детей, которые не вписываются в такие рамки. А эти дети нуждаются в особой программе и подготовки отдельного педагога для их обучения. Хотелось бы найти ответы на вопросы по внедрению социальной модели инклюзивного образования детей с особенными потребностями.

Социальная модель инвалидности рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни, как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности [2].

Нарушение - это потеря или повреждение физической, ментальной или интеллектуальной функции на долгое время или навсегда.

Инвалидность - это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров [2].

Нарушения и серьезные заболевания существовали и будут существовать всегда, зачастую они доставляют массу неприятностей и затрудняют нормальную жизнедеятельность. Общественное движение за права инвалидов, организованное самими инвалидами и всеми, кто их поддерживает, основывалось на том, что инвалиды подавляются остальным обществом независимо от наличия того или иного нарушения. Они считают, что позиция по отношению к инвалидности и направленная на них дискриминация является заслугой общества. Это не имеет никакого отношения к наличию нарушений здоровья. Зачастую каждый человек с инвалидностью чувствует как будто это его вина, что он выглядит не так, как все или чем-либо от всех отличается. Все отличия заключаются в том, что некоторые части тела или ум несколько ограничены в способностях. Это является нарушением. К сожалению, большинство людей не могут принять инвалидов такими, какие они есть. Это страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация одних делает других инвалидами.

Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности. Этот процесс повышение - самооценки и активности инвалидов должен начинаться с ранних лет. Родители, учителя, доктора и все остальные, кто общается с ребенком в раннем возрасте, должны понять и принять эту модель [2].

Родители и учителя зачастую чувствуют себя неловко рядом с ребенком с ограниченными возможностями. Они, безусловно, получат много пользы от тренингов по пониманию инвалидности. Такие тренинги позволяют людям лучше понять проблемы инвалидности, чувствовать себя комфортно рядом с людьми с инвалидностью.

Непомерное желание и концентрация на поиске способов излечить человека от его нарушений заставляет нас забывать и меньше ценить многообразие и непохожесть людей. Такой подход имеет огромное значение для системы образования, особенно для начальных и средних школ. Предрассудки по отношению к людям с инвалидностью и точно так же ко многим другим меньшинствам не передаются по наследству. Они обретаются людьми после столкновения с безразличием и предрассудками других людей. Следовательно, чтобы избавится от дискриминации, мы должны начать с нашей системы образования.

Борьба за инклюзию абсолютно всех детей, включая детей с «глубокими» нарушениями, в одну, единую для всех и одинаково доступную и приветливую систему образования невозможна до того, как все мы поймем различия в двух подходах к пониманию инвалидности - медицинском и социальном [4].

В рамках социальной модели люди с инвалидностью - это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. В рамках такого традиционного подхода наличие инвалидности рассматривалось как некое «проклятье» или «наказание» инвалидов или их родителей, согрешивших или делающих что-то «не так, как нужно». Подобные идеи, к сожалению, сегодня отражаются во многих стереотипах относительно людей с инвалидностью, которые проявляются в литературе, искусстве и средствах массовой информации. Такая информация негативно влияет на организацию инклюзивного обучения [5, с. 22].

До настоящего момента мы фокусировали внимание на особых образовательных потребностях детей с ограниченными возможностями, а также на законодательно закрепленных обязательствах школ и других образовательных учреждений. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что система инклюзивного образования должна быть аналогом социальной модели обучения детей с особенными потребностями. Социальная современная модель инклюзивного обучения на законодательном уровне пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования. Для устранения барьеров инклюзивного образования на практике должны меняться школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех участников учебного процесса.

Таким образом, все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии: - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты; все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения. Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными потребностями, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае образование в школе сочетается с проживанием в семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колупаева А. А. 1нклюзивна освгга: реали та перспективи: монограф1я. - К.: Саммт-Книга, 2009. - 272 с.

2. Концепции развития инклюзивного образования в Украине: наказ МОН Украины от 1 октября 2010 г. № 912. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://osvita.ua/legislation/Ser_osv/9189/

3. Нормативно-правовая база инклюзивного обучения: материалы с официального сайта Министерства образования и науки Украины. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mon.gov.ua/education/average 2009-2010-2011

4. Риезер Р.Медицинская и социальная модели инвалидности / Р. Риезер, В. Котов. - М.: РОООИ «Перспектива», 2000.

5. Таранченко О. М. 1нклюзивна освгга: освгга дггей з особливими потребами / О. М. Татарченко, С. В. Литовченко // Позашкшля. Шшльний сви\ - 2008 - № 3 (015). - С. 15-25.

УДК 373.2

О. Т. ПИСАРЧУК

ОСОБЛИВОСТ1 ФОРМУВАННЯ ПРЕДМЕТНО-РОЗВИВАЛЬНОГО СЕРЕДОВИЩА ДОШК1ЛЬНОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ

Охарактеризовано зм1ст основних понять дослгдження: «освгтне середовище», «предметне середовище», «освгтньо-розвивальне середовище», «предметно-розвивальне середовище». Конкретизовано основш вимоги принцитв (активностг; стабтьностг-динамгчностг; дистанцИ та позицп при взаемодП; комплектацИ I гнучкого зонування; емоцюгенностг; вгдкритостг-закритостг; врахування в1кових I статевих особливостей) I функцш формування предметно-розвивального середовища дошюльного навчального закладу. Виокремлено основт елементи предметно-розвивального середовища: навчально-методичний; оздоровлювальний лгкувально-профшактичний; комплекс забезпечення життедгяльностг. Визначено дидактико-психолог1чн1 можливостг предметно-розвивального середовища в розвитку дитини, и психгчних процеав Шзнавально! самостшностг.

Ключовi слова: освтньо-розвивальне середовище; предметно-розвивальне середовище, дошюльний навчальний заклад; функцП I принципи формування предметно-розвивального середовища.

О. Т. ПИСАРЧУК

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Охарактеризовано содержание основных понятий исследования: «образовательная среда», «предметная среда», «образовательно-развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Конкретизировано основные требования принципов (активности; стабильности-динамичности; дистанции и позиции при взаимодействии; комплектации и гибкого зонирования; эмоциогенности; открытости-закрытости, учет возрастных и половых особенностей) и функций формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.