Научная статья на тему 'Высшая школа в системе адаптации молодежи к рынку труда'

Высшая школа в системе адаптации молодежи к рынку труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Елена Александровна, Макеева Инна Александровна, Логинова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в системе адаптации молодежи к рынку труда»

УДК 316.614.5

Макеева Елена Александровна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства [email protected]

Макеева Инна Александровна

учитель иностранных языков, МБОУ гимназия «САН» г. Пензы [email protected]

Логинова Елена Валерьевна

студент,

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства [email protected]

Elena A. Makeeva

Candidate of Historic Science,

Associate Professor,

Department of History and Philosophy,

Penza State University

of Architecture and Construction

[email protected]

Inna A. Makeeva

Teacher of Foreign languages Gymnasium «SUN», Penza [email protected]

Elena V. Loginova

Student,

Penza State University

of Architecture and Construction

[email protected]

Высшая школа

в системе адаптации молодежи к рынку труда

The higher school

in the system of adaptation youth to labour market

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей молодежного рынка труда в современном российском обществе. Особое внимание в статье уделено анализу механизмов содействия адаптации молодежи на рынке труда в системе высшего образования.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, профессиональная адаптация, социализация.

Annotation. The article is devoted to the analysis of some peculiarities of youths' labour market in the modern Russian society. In the article special attention is given to the analysis of assistance to the youths' adaptation on the labour market in the system of higher education.

Keywords: youths, labour market, professional adaptation, socialization.

В настоящее время российский рынок труда претерпевает значительные социально-экономичес-кие изменения: появляются новые отрасли и профессии, принципы организации производства, происходит увеличение обязанностей специалистов, руководителей на различных предприятиях. В связи с этим изменился смысл понятия «трудовые ресурсы», в котором важнейшими составляющими становятся уровень образования и интеллекта, быстрота адаптации работников к новым формам организации труда, профессиональная мобильность кадров, легкая обучаемость. Такого рода изменения существенно отразились на состоянии занятости и положении на рынке труда различных слоев населения, в числе которых молодежь.

Именно молодые люди является наиболее активной и перспективной группой населения. В зависимости от их трудовой деятельности и степени активности в жизни общества зависит развитие экономики российского государства, и в конечном итоге, решение социальных задач.

В социологии молодежью называют отдельную общественную группу лиц в возрасте от 14 до 30

лет (в ООН от 14 до 29 лет). Однако границы возраста молодости не являются четкими. При ресурсном подходе молодёжью считают людей в возрасте от 18 до 30 лет. В определенных национальных молодёжных программах в качестве представителей молодого поколения рассматривают лица в возрасте до 35 лет. На основе предложенных вариантов выделяют следующие периоды: подростки («ранняя молодость») - до 18 лет, собственно молодежь - 18-24 лет, «молодые взрослые» - 25-29 лет.

В контексте трудового потенциала российской экономики значимую роль играет молодежь 18-24 лет, так как является носителем передовых идей и взглядов. Несмотря на это, молодежный рынок труда имеет свои особенности.

Во-первых, низкая конкурентоспособность молодежной рабочей силы, обусловленная недостатком профессиональных знаний, отсутствие первоначальных практических навыков работы и чрезмерная обобщенность теоретических знаний.

Во-вторых, мнение молодежи о возможных направлениях адаптации в сфере труда и занято-

сти. Несмотря на то, что пришедший абитуриент в высшее учебное заведение (вуз) уже решил с выбором дальнейшей профессии, в действительности это не всегда так. Часто молодой человек не имеет достаточного представления о реальной ситуации на рынке труда в потребностях специалиста данного профиля. Так, существует проблема профессиональной ориентации, которая во многих случаях откладывается на момент окончания вуза.

В-третьих, в условиях современного рынка труда чаще наблюдается нестабильность спроса работодателей на определенные специальности и существующим предложением специальностей со стороны тех, кто ищет работу.

В-четвертых, изменчивость ориентации молодых людей в социально-профессиональной сфере. Молодежь не может быть уверена, в том, что выбранная ими специальность будет единственной и основной на протяжении всей их жизнедеятельности. Многие меняют место своей работы, но также кардинально меняется и сфера занятости. Соответственно возрастает не только значимость устойчивой профессиональной ориентации, но также способность к быстрому осваиванию новых навыков и компетенций в зависимости от ситуации на рынке. Так, встает вопрос о необходимости трансформации профессиональной подготовки в рамках образовательных учреждений.

В-пятых, различие между профессионально-трудовыми и квалификационными параметрами молодых людей и требованиями работодателей, «порождаемое инерцией индустрии образования, не способной прогнозировать и гибко реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка труда в тех или иных специалистах, а также отсутствием эффективных систем профориентации и трудоустройства выпускников учебных заведений».

Исходя из выше сказанных проблем, институты образования и труда являются особым элементом в этой системе. Связь между этими двумя сторонами традиционно осуществлялась через процесс профессиональной ориентации молодежи. В связи с этим вуз должен являться не только площадкой для реализации образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, но и некоторой платформой для формирования и накопления интеллектуального и социального капитала молодых людей [3].

Формирование профессиональных компетенций у обучающихся может происходить путем включения в деятельность вуза нескольких направлений.

Немаловажным является предоставление студентам необходимой информации о выбранной профессии как о дальнейшей сфере деятельности, в которую студентам предстоит включиться по окончании университета. Решение этой задачи может происходить не только в момент обучения и передачи специализированных знаний,

но также при непосредственном взаимодействии с представителями выбранного направления и будущими работодателями. Данные системы партнерств вузов и предприятий существовали еще в советское время. В нынешних условиях данная модель взаимодействия претерпела существенные доработки. Но и сегодня особенно важны подобные практики, благодаря которым возможно решить проблему трудоустройства молодых людей.

Взаимодействие специалистов и представителей предприятий может осуществляться непосредственно на различных этапах обучения молодых людей в вузе - от поступления до защиты выпускной квалификационной работы. Например, создание на базе университета инновационных лабораторий для исследовательской работы, реализация совместных проектов, создание и продвижение на рынке продукции, поощрение студентов, чьи разработки для предприятия имеют ценность, помощь в прохождении трудовой практики, организация выставок и экскурсий по предприятию, программы по повышению квалификации на основе требований предприятий и т.д. Данная совместная работа может способствовать установлению и укреплению профессиональных практических навыков молодых людей.

Так, в соответствии с «Рекомендациями по проведению организационно - методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» Министерства образования Российской Федерации и Министерства труда и социального развития на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) работает соответствующий Центр. Основной целью сотрудничества является организация практик студентов и содействие их трудоустройству.

Также в некоторых ВУЗах страны, например, МАИ и МГТУ им. Баумана, применяют дуальную систему образования. Студенты помимо получения теоретических знаний, также включаются в производственный процесс в качестве работника предприятия. Данная система позволяет решить задачу подготовки специалистов, отвечающих требованиям современной экономики. Однако чтобы добиться значимого эффекта от этой технологии обучения, необходимо ее применять во всех учебных заведениях, а не в единичных учреждениях.

Еще одним направлением обучения молодежи в университетах является внедрение новых программ, представляющих собой курсы получения дополнительной квалификации. Например, обучающиеся могут пройти курсы переводчика в сфере профессиональной коммуникации, на знание 1Т-системы и многое другое.

Одним из действенных решений в данном вопросе являются российские студенческие отряды, где молодые люди с первых курсов включаются в практическую деятельность. Основной задачей отрядов считается трудоустройство молодежи и вовлечение их в профессиональную деятельность с целью реализации приобретен-

ных знаний и навыков и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда.

Включаясь в школу студенческих отрядов, молодые люди оказываются в реальной трудовой обстановке, которая их ждет после окончания учебного заведения, узнают на своем опыте действие процесса, приводящего в движение непростую систему производственных отношений. Студенческие отряды позволяют подготовить не узконаправленных специалистов, а профессионалов, готовых к предъявлению себя на рынке услуг. Это особенно важно, если речь идет об инженерных, технических и производственных специальностях [2].

Российские студенческие отряды (РСО) впервые появились в 1959 году. Однако с того момента отряды претерпели множество изменений и проблем. Спустя несколько лет, в 2003 году, было принято решение по развитию и возобновлению движения РСО. На данный момент существуют множество видов отрядных движений: строительные отряды (ССО), отряды проводников (СОП), сервисные отряды. Их деятельность имеет поистине масштабное распространение. Бойцы участвуют в таких всероссийских проектах, как «Север», Всероссийская студенческая стройка «Космодром «Восточный», «Заполярье». Впервые за всю историю РСО стало возможна реализация молодежного проекта в Артике [4].

Помимо основной трудовой деятельности РСО оказывают помощь ветеранам, пожилым людям,

Литература:

1. Макеева Е.А. Студенческие отряды как объект государственной молодежной политики / Е.А. Макеева, И. А. Макеева, Е.В. Логинова // Гуманитарные. Социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 66-69.

2. Попов И.Л. Роль студенческих отрядов в трудовом воспитании молодежи / Редкол.: О.Н. Широков и др. // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 7 авг. 2016 г.). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № з(9). С. 49-52.

3. Самойлюк Т.А. Профессиональное развитие кадров в современных условиях // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России. Междунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 13 сентября 2012 г.). Новосибирск : СГГА, 2012.

4. Официальный сайт «Российские студенческие отряды». URL : http://www.shtabso.ru, (дата обращения 31.10.2018).

инвалидам, людям с ограниченными возможностями. Помогают восстанавливать памятники, проводят время в детских садах и школах.

Студенческие отряды - проект, благодаря которому молодые люди еще во время обучения могут приобрести опыт работы и необходимые для будущей профессии навыки. Например, в рамках педагогических отрядов будущие учителя получают возможность развить свой профессиональный потенциал. Так, в ПГУАС активно функционирует педагогический отряд «Колорит». Ребята работают вожатыми и кураторами на различных сменах и слетах, оказывают помощь в организации отдыха и досуга школьников. Также в университете действуют два строительных отряда «Спектр» и «Сириус». Молодые люди трудились на таких масштабных проектах, как «Мирный атом», всероссийских стройках в г. Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, республике Саха (Якутия). Именно благодаря данной детальности будущие специалисты технического профиля имеют возможность применить теоретические знания на практике [1].

Таким образом, сегодня высшая школа основательно включилась в рыночные отношения. Современные проблемы молодежного рынка труда показали всю значимость высшего профессионального образования. Так, перед высшей школой стоят множество важных задач, одной из которых является приведение структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и экономики.

Literature:

1. Makeeva E.A. Student groups as a subject of state youths policy / E.A. Makeeva, I.A. Makeeva, E.V. Loginova // Human Sciences. Socio-economic and Social Sciences. 2018. № 4. P. 66-69.

2. Popov I.L. Role of student groups in the youths labour education / editorial: O.N. Shirokov and others // A new word in science: development perspective: materials of IX International scientific conference (Cheboksary, 7 August 2016). Cheboksary : «Interactive plus», 2016. № 3(9). P. 49-52.

3. Samojlyuk T.A. Professional development of the staff in the modern conditions // Role of continuous education in innovative staff training for Russian economy. International scientific conference: collection of materials (Novosibirsk, 13 September 2012). Novosibirsk : SSGA, 2012.

4. Official site «Russian student groups». URL : http://www.shtabso.ru, (date of access 31.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.